Социально–политические программы декабристов

Социально–политические программы декабристов

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Поволжская академия государственной службы

имени П.А. Столыпина

Кафедра политических наук

Курсовая работа по дисциплине:

История политических учений

на тему:

Социально-политические программы декабристов

Выполнил: студентка II курса,

210 группы очной формы обучения,

специальности 030201.65

Политология»

Екушева Кристина Валерьевна

Проверил: доцент кафедры политических наук

Баранова Людмила Константиновна

Саратов 2008

Оглавление

Введение

1. Накануне 1825 г.

1.1 Формирование декабристской идеологии

1.2 Ранние декабристские организации

2. Проекты декабристских обществ

2.1 «Русская правда» Пестеля

2.2 «Конституция» Муравьева

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В истории политической мысли различные планы революционных преобразований занимают не последнее место. Идея разрушить старый строй и на обломках построить новый за короткий период времени всегда оставалась характерной для российской истории. Влиянию такой идеи были подвержены все революционеры, в том числе и декабристы. Концепция декабристов в качестве основы включает взгляды на государство и право, организацию, компетенцию и деятельность центральных и местных органов власти, государственное устройство, военную организацию, суд, правовое положение отдельных слоев населения, законодательство.

Восстанию декабристов посвящено много работ ХIХв., дореволюционной и советской историографии. Дворянская охранительная историография ничего не говорила о политической программе, конституционных проектах, освобождении крестьян; правовые идеи декабристов полностью игнорировались (М.А.Корф, Н.Г.Устрялов). Либерально-буржуазное направление историографии декабризма (ХIХ-ХХвв.) настаивает на том, что движение декабристов якобы не имеет ничего революционного, его участники стремились к тому же, что и правительство, а сами проекты Пестеля и Муравьева представляли собой общие рассуждения о разных формах правления, не имевших никакой обязательной силы для членов общества и оставшиеся частным мнением их авторов (А.Н.Пыпин). В ходе революции 1905--1907гг. были открыты госархивы, что дало возможность историкам основывать свои работы на материалах следственного дела декабристов, были сделаны новые шаги в изучении освободительной концепции декабристов (М.В.Довнар-Запольский, В.И.Семевский). Впервые изучались государственно-правовые воззрения декабристов, представления о праве, законах, государстве и его органах, отношение дворянских революционеров к суду и правосудию. Взгляды на государство и право трактовались с идеалистических позиций, все движение дворянских революционеров представляется как движение внеклассовой интеллигенции, преследующей цель демократизации общественного и государственного строя. В советское время стали появляться обобщающие исследования по истории движения декабристов. В их основе лежали известные ленинские положения о декабристах как дворянских революционерах, далеких от народа, но положивших начало освободительной борьбе против царизма. Задача советской историографии заключалась прежде всего в том, чтобы изучить политическую программу движения, варианты решения аграрного вопроса, пути свержения царизма, проекты будущего государственного и общественного строя, разрабатывавшиеся дворянскими революционерами (Н.М.Дружинин, МВ.Нечкина, П.Е.Щеголев, ЮГ.Оксман, Б.В. Виленский).

В своей работе я проанализирую социально-политические программы Северного и Южного общества и идеи, изложенные в них.

1.Накануне 1825 г.

1.1 Формирование декабристской идеологии

Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т.е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили экономический прогресс. Самым нетерпимым для передовых русских людей было крепостное право. Оно олицетворяло собой все недостатки феодализма -- царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части народа, экономическое отставание страны, раздиравшие ее социальные коллизии. Из передовой литературы (особенно из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль») будущие декабристы черпали впечатления, толкавшие их к выводу: надо отменить крепостное право, преобразовать Россию из самодержавного в конституционное государство. Подобные размышления среди передовой молодежи начались распространяться еще до войны 1812г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.

В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов. Война окончательно разбудила революционное сознание декабристов, поскольку свела их с простыми людьми -- крестьянами, ремесленниками и т.д. -- не как господ с холопами, а как соратников по войне, заставила их больше, чем когда-либо, задуматься над судьбами России и ее народа. А.А.Бестужев прямо называл войну 1812г. «началом свободомыслия в России». «Мы были дети 1812 года», -- заявил от имени всех декабристов М.И.Муравьев-Апостол.

Воздействие Отечественной войны на будущих декабристов усилилось в заграничных походах 1813--1815гг., когда они воочию увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права. Тот же А.А.Бестужев свидетельствовал: «Сравнение со своим естественно произвело вопрос -- почему же не так у нас?» Будущие декабристы «заразились» настроением, которое В.О.Ключевский назвал «патриотической скорбью». Видеть русский народ, «первый в Европе по славе и могуществу», как они считали, «в цепях крепостничества» после исторических побед 1812--1815гг. стало для них невыносимым. Отныне резко возрос их интерес к европейской просветительной философии, к законодательству Англии, конституциям США, Франции, Испании, к политическим катаклизмам на Западе 1812-1815гг., которые, по словам Пестеля, «познакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить».

Передовые дворяне, включая офицеров, ждали, что Александр I, победив Наполеона, даст крестьянам России волю, а стране -- конституцию. По мере того как выяснялось, что царь не уступит ни того, ни другого, они все больше разочаровывались в нем. Символически выглядел пассаж, свидетелями которого стали будущие декабристы. В «Записках» И.Д.Якушкина читаем, как торжественно встречал Петербург летом 1814г. гвардию, вернувшуюся из Парижа. «Показался император на славном рыжем коне, с обнаженной шпагой, которую уже он готов был опустить перед императрицей. Мы им любовались, Но в эту самую минуту почти перед его лошадью перебежал через улицу мужик. Император дал шпоры своей лошади и бросился на бегущего с обнаженной шпагой. Полиция приняла мужика в палки. Мы не верили собственным глазам и отвернулись, стыдясь за любимого нами царя. Это было во мне первое разочарование на его счет; я невольно вспомнил о кошке, обращенной в красавицу, которая не могла видеть мыши, не бросившись на нее». Именно с 1814г. движение декабристов делает первые шаги.

Для достижения своих целей, эволюционирующих со временем, декабристы выбрали тактику военной революции, которая заключалась в следующем: государственный переворот осуществляет армия без участия народа, хотя и для его блага. Ряд причин объясняет нам, почему декабристы избрали именно эту тактику. Во-первых, все они были дворяне, оторванные от народа по своему происхождению, и боялись стихии народного гнева. «С восстанием крестьян, - считал С.П.Трубецкой, - неминуемо соединены будут ужасы, которых никакое воображение представить себе не может». Такой взгляд был вполне оправдан, народ в России тогда был политически темен и подвержен разрушительному «вирусу пугачевщины». Подобную точку зрения разделяли не только умеренные декабристы вроде В.И.Штейнгеля, но и радикалы, как А.Бестужев. Далее, декабристами были, как правило, представители военной знати, что и побуждало их ориентироваться на армию. Учитывали они и опыт дворцовых переворотов в России ХVIIIв. силами гвардии, особенно переворота 11 марта 1801г., когда Павел I пал жертвой офицерского заговора. Наконец, и опыт военных революций на Западе 1820--1821гг. (в Испании, Португалии, Неаполе, Пьемонте) убеждал декабристов в том, что именно тактика военной революции сулит им успех.

1.2 Ранние декабристские организации

С 1814 г. образовываются общества, вошедшие в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни четкой организации, ни даже определенного состава, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить существующий порядок вещей. Входили в них в основном офицеры. «Орден русских рыцарей» возглавляли граф М.А.Дмитриев-Мамонов и М.Ф.Орлов. «Орден» замышлял установить в России конституционную монархию, но не имел согласованного плана действий, поскольку не было и единомыслия между участниками. Денис Давыдов писал об Орлове: «Как он ни дюж, а ни ему, ни бешеному Мамонову не встряхнуть абсолютизма в России».

«Священная артель» офицеров Генерального штаба тоже имела двух лидеров - братьев Муравьевых: Николая Николаевича и Александр Николаевича. К ним примкнули третий из братьев Муравьевых Михаил, а также И.И.Пущин, И.Г.Бурцов, А.А.Дельвиг. «Священная артель» устроила свой быт по-республикански: одно из помещений офицерских казарм украшал «вечевой колокол», по звону которого все артельщики собирались на беседы, Они не только осуждали крепостное право, но и грезили о республике. «Семеновская артель» (офицеров лейб-гвардии Семеновского полка) была самой крупной из преддекабристских организаций. Ее составляли 15--20 человек, среди которых выделялись такие вожаки декабризма, как С.П.Трубецкой, С.И.Муравъев-Апостол, И.Д.Якушкин. Артель просуществовала всего несколько месяцев - 1815г. Александр I узнал о ней и велел «прекратить сборища офицеров».

Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а 9 февраля 1816г. группа членов «Священной» и «Семеновской» артелей во главе с А.Н.Муравьевым учредила тайную, первую собственно декабристскую организацию -- «Союз спасения». Из новых лиц сюда вошли будущие лидеры «Северного» и «Южного» обществ Никита Муравьев и Павел Пестель. Всего в «Союзе спасения» было 30 членов, которые приняли устав, главным автором которого был Пестель. Устав определил цели «Союза» -- уничтожить крепостное право и заменить самодержавие конституционной монархией. Большинство Союза, следуя принципу «Мнения правят миром», предлагало готовить в стране такое общественное мнение, которое со временем принудило бы царя к обнародованию конституции. Меньшая часть излагала более радикальные меры. Лунин предложил свой план цареубийства, однако ему возразил Пестель, доказывая, что заговорщикам нужно еще устроить тайное общество, согласовать свои мнения, выработать конституцию и т.д. Лунин досадливо отмахнулся от его идеи «наперед энциклопедию написать, а уж потом к революции приступить». Разногласия внутри «Союза спасения» усиливались.

В сентябре 1817г. члены Союза провели совещание, известное как Московский заговор. Здесь предложил себя в цареубийцы штабс-капитан И.Д.Якушкин, планируя имитацию дворянской дуэли со смертельным исходом для обеих сторон. Мысль Якушкина поддержали лишь единицы, в итоге «Союз» запретил покушение на цареубийство - убить царя считалось возможным, но у заговорщиков не было сил для последующего переворота. Разногласия завели «Союз спасения» в тупик и активные члены «Союза» решили ликвидировать свою организацию и создать новую, более сплоченную, широкую и действенную, А пока разрабатывался устав нового союза, декабристы договорились создать переходное общество, которое объединило бы людей и подготовило их к вступлению в новый союз. Так в октябре 1817г. в Москве было создано «Военное общество», которое сыграло роль «контрольного фильтра». Сквозь него были пропущены основные кадры «Союза спасения» и новые люди, которых еще следовало проверить. В результате большая часть членов «Военного общества» была принята в «Союз благоденствия», начавшего действовать в январе 1818г. Этот союз имел уже более 200 членов и устав под названием «Зеленая книга». По уставу «Союз благоденствия» делился на управы, главной была Коренная управа в Петербурге, ей подчинялись деловые и побочные управы как в столице, так и на местах -- в Москве, Нижнем Новгороде, Полтаве, Кишиневе, Тульчине (всего 15). «Зеленую книгу» составила комиссия в составе Никиты и Михаила Муравьевых, С.П.Трубецкого и П.И.Колошина. Она взяла за основу устав прусского тайного патриотического общества 1808--1810гг., изъяв из него требования о защите существующего строя. В дошедшем до нас тексте первой части ставилась задача, известные всем членам «Союза», - создание передового общественного мнения, которое подготовило бы примерно к 1840г. «общее развержение умов», т.е. революцию. Для этого «Зеленая книга» предписывала каждому из членов Союза выбрать одну из четырех «отраслей» деятельности: человеколюбие, образование, правосудие, общественное хозяйство. Во второй части, которая была известна только членам Коренной управы, формировалась главная цель Союза - уничтожение самодержавия и крепостничества.

В январе 1820г. Пестель сделал доклад о формах государственного устройства, после чего все участники заседания единогласно высказались за республику. Так впервые была поставлена задача преобразования России в республику. Определив новую цель, «Союз благоденствия» избрал на своем съезде в Москве (начало января 1821 г.) тактику военной революции, которой декабристы и руководствовались отныне до конца, на всех этапах движения. Ряд членов Союза выступили против радикализма в программе и тактике, и с целью урегулировать разногласия был созван в Москве январский 1821г. съезд уполномоченных от управ Союза. Сенсацией съезда стала информация, что агенты царизма напали на след заговорщиков. Чтобы сбить их со следа, а так же отсеять из общества особенно радикально настроенных, съезд решил фиктивно распустить Союз, под этим предлогом удалить из него ненадежных членов и создать новую, еще более конспиративную, организацию с более умеренным и «усредненным» курсом. Умеренные одобрили роспуск Союза и отошли от движения. Радикалы же начали строить два новых общества.

С 1821г. движение декабристов вступило в новую фазу: на севере и юге страны параллельно создаются революционные организации, которые разрабатывают программы всеобъемлющего преобразования России и конкретные планы из осуществления. Уже в феврале 1821г. сложилось «Южное общество». Оно включало в себя три управы в небольших украинских городках Тульчине, Василькове и Каменке. Обществом руководила директория, куда входили П.И Пестель, разработавший программный документ «Южного общества» - «Русскую правду», А.П.Юшневский и С.И.Муравьев-Апостол. Пестель понимал, что, сколько у них ни будет сторонников, революция из периферии не будет иметь успеха и восстание подавят. Для успешного осуществления переворота требовалось контролировать ситуацию в Петербурге, для чего начинает создаваться «Северное общество», главой которого стал Никита Муравьев, разработавший за время действия общества «Конституцию».

2. Проекты декабристских обществ

2.1 «Русская правда» Пестеля

Полное название: «Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая вариант наказа для народа, так и для временного Верховного правления». Работу над ней Пестель начал вскоре после окончания войны 1812--1814гг. По мере написания данный документ обсуждался многими членами тайного общества и к 1823г. вчерне был закончен. Намечалось 10 глав: первая глава о границах государства; вторая -- о различных племенах; третья -- о сословиях; четвертая -- о народе в отношении к общественному состоянию; пятая -- о народе в отношении к частному состоянию»; шестая -- об устройстве и образовании верховной власти; седьмая -- об устройстве и образовании местной власти; восьмая -- об устройстве безопасности в государстве; девятая -- о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве; десятая -- наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции, и краткое заключение, содержавшее главнейшие определения и постановления. В итоге были написаны три главы, еще две - в черновом варианте, остальные - в качестве разнообразных отрывков.

«Русская правда» должна была служить не только конституцией, но и наказом Временному революционному верховному правлению, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от «ужасов безначалия» и «народных междоусобиц», которых он хотел избежать. Это должно было обеспечить нужный ход событий в самое опасное для революции время -- с момента революционного военного выступления до момента установления республики и введения в действие новых революционных учреждений.

Проект Пестеля предусматривал провозглашение России республикой, полное уничтожение сословного строя и крепостного права, немедленную ликвидацию царской семьи и всех их родственников. В стране провозглашались демократические свободы, равный для всех суд и равенство всех перед законом. Каждый мужчина, по достижении 20-летнего возраста, наделялся правом избирать и быть избранным, без каких бы то ни было цензов. Женщины избирательных прав не получали.

Высший орган законодательной власти - Народное вече -- однопалатный парламент, формируемый в ходе двухстепенных выборов. Никто не имеет права распустить Народное Вече, так как оно олицетворяет волю народа. Исполнительная власть принадлежала Державной думе, состоявшей из 5 членов, выбираемых Народным вечем на 5 лет. Каждый год один из них выбывал и взамен выбирался один новый, что обеспечивало непрерывность и преемственность власти, а также ее постоянное обновление. Член Думы, находившийся в ее составе последний год, становился ее председателем, фактически -- президентом республики. Осуществлять контроль над соблюдением конституции и действиями исполнительной и законодательной властей должен был Верховный собор, в который пожизненно избирались 120 человек.

Согласно «Русской Правде», Россия объявлялась единым и нераздельным государством, включавшим в себя стратегически важные, по мысли Пестеля, территории Дальнего Востока, Закавказья, Молдавии. Различая унитарное и федеральное устройство государства, Пестель считал, что для России предпочтительнее первое. В национальном вопросе он разделял «право народности» и «право благоудобства». «Право народности» -- это право каждого народа на создание отдельного самостоятельного государства, тогда как «право благоудобства» -- это право большого государства, каким была Россия, на безопасность, для чего большое государство вправе присоединять к себе земли малых народов. Демократический строй одинаково распространялся на все российские земли независимо от того, какими народами они были заселены. Страна должна была состоять из 53 губерний, делившихся на различное число уездов. Уезды разделялись на волости из расчета не менее 1000 жителей мужского пола в каждой. Ежегодно в каждой волости избиралось Земское народное собрание, которое выбирало депутатов в три постоянно действовавших местных представительных органа -- местное волостное собрание, местное уездное собрание и местное губернское окружное собрание. Столицей государства должен был стать Нижний Новгород, переименованный во Владимир.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать