Зонирование: микрорайоны и кварталы

Особое внимание следует уделять использованию береговой полосы рек, озер

и морей для жилой застройки и организации парков и пляжей («выходам города

к воде»).

Непосредственно на территории промышленных предприятий, как правило, не

разрешается возводить жилые здания за исключением помещений для охраны и

аварийного персонала. Санитарно-защитную зону допускается застраивать

зданиями подсобного и обслуживающего назначения (пожарное депо, баня-

прачечная, гаражи и склады).

При чрезмерной концентрации промышленности могут возникнуть трудности с

перевозками рабочих и служащих, особенно в часы смен («часы пик»). Эти

трудности всегда зависят от численности трудящихся, занятых в

соответствующей промышленной зоне, ее конфигурации, взаимного размещения ее

жилой зоны, размеров и формы этой последней и т. д.

Зона размещения устройств внешнего транспорта также является практически

производственной зоной. При размещении ее в плане города должны быть

применены те же приемы, что и при выборе территории для промышленных

предприятий. Места сосредоточения трудящихся, занятых в этой зоне, являются

центрами трудового тяготения, как и промышленные предприятия.

Здесь также должны быть предусмотри ны санитарно-защитные разрывы между

зонами транспортных устройств и жилыми, причем ширина этих разрывов

определяется интенсивностью транспортных операций и степенью создаваемых

ими санитарно-гигиенических вредностей. К этим вредностям в первую очередь

следует отнести шум, возникающий при работе транспорта.

Роль внешнего транспорта в жизни города очень велика. Внешний транспорт

соединяет город и отдельные его элементы с внешним миром, служит средством

для доставки и вывоза пассажиров и грузов. Выделение для транспортных

устройств места в пределах городской территории является комплексной

задачей. Для правильного разрешения этой задачи необходимо учесть

грузооборот и пассажирооборот города в целом, размещение предприятий и

складских территорий, а также систему уличной сети.

Схема устройства улицы вдоль железной дороги, расположенной в выемке

К хозяйству головных устройств путей сообщения общегосударственного

значения относятся:

1) ассажирские и товарные станции с депо и мастерскими;

2) аэропорты и площадки для вертолетов;

3) портовые сооружения – речные и морские причалы и пассажирские*

вокзалы;

4) районы крупных складов;

5) вводы автомагистралей в города.

Железнодорожные станции, депо, мастерские и другие сооружения, а также

полотно железнодорожных путей на территории города размещаются в полном

соответствии с правилами и техническими условиями Министерства путей

сообщения СССР на основе специально составленных проектов.

Трассы железнодорожных путей на территории города и застройку прилегающей

территории проектируют с учетом восприятия города из окон железнодорожных

вагонов. Как общее правило, непосредственно вдоль полосы отчуждения

железной дороги рекомендуется прокладывать городские улицы или

бульвары.Границы полосы отчуждения железных дорог, проходящих в городе,

желательно оформлять зелеными посадками.

Аэропорты и аэродромы размещаются за пределами жилых зон и мест отдыха

населения на расстоянии, определяемом специальными нормами, и должны быть

связаны с городами благоустроенными путями сообщений, а в некоторых случаях

– вертолетными линиями.

Размеры аэропорта принимаются в соответствии с проектом. При отсутствии

проекта можно принимать для ориентировочных подсчетов длину взлетно-

посадочных полос 4000 м, ширину до 60 м, площадь аэропорта от 300 до 800

га. За пределами летного поля аэродрома следует предусматривать специальные

«зоны воздушных подходов». Границы зоны воздушных подходов устанавливаются

в каждом отдельном случае специальными нормами в зависимости от типов

эксплуатируемых самолетов.

В зонах воздушных подходов строительство зданий и сооружений определяется

специальными правилами, которыми регулируется их высота и расстояние от

аэродрома, по согласованию с Главным управлением гражданского воздушного

флота.

Акватории для гидроаэропортов могут располагаться в бухтах или заливах

морей, на реках я озерах. Участок водной поверхности, отводимый под

гидроаэропорт, должен располагаться вне судоходного фарватера. Рельеф

берегов, окружающих акватории, не должен препятствовать взлету и посадке

самолетов.

Взлетно-посадочные площадки для вертолетов могут находиться в пределах

аэродромов и на самостоятельных участках внутри городской территории.

Площадки устраиваются: на земной поверхности (вне пределов жилых зон из-за

шума при взлете и посадке); на крышах зданий (гаражи, депо); на дамбах и

пирсах вблизи открытых водоемов. Ориентировочно площадь, требующаяся для

постоянных площадок, может быть принята равной до 0,5 га.

В городах, расположенных на берегах водоемов – морей, озер и рек,

существенное значение в общей структуре городского плана имеют устройства

для водного транспорта – морские и речные порты. В частности, строительство

гидроэлектростанций, связанное с созданием крупнейших водохранилищ,

потребовало интенсивного строительства портов, зачастую в условиях уже

сложившихся городов.

Морские порты располагаются либо непосредственно на набережных океанов и

морей, либо в морских устьях рек. Основное назначение морского порта –

укрыть суда от волн, осуществить передачу грузов и пересадку пассажиров с

морского транспорта на сухопутный, обеспечить снабжение и ремонт судов.

Торговые порты делятся на порты общего назначения, выполняющие

разнообразные операции, и порты специальные, производящие преимущественно

операции с грузом одной категории: с углем, нефтью, лесом, рудой, зерном и

т. д.

Порты-убежища обычно представляют собой незначительные по величине рейды,

естественно или искусственно защищенные от волн для укрытия судов.

При расположении морского порта предусматривается его районирование, т.

е. размещение его отдельных частей, выполняющих определенные

специализированные функции, например пассажирского района порта, грузовых

причалов для зерна, угля, леса, нефти и других грузов, перевалочных пунктов

для передачи грузов с воды на железную дорогу и т. д. При районировании

порта следует руководствоваться принципом разделения портовых устройств на

устройства, непосредственно обслуживающие население города, и технические

устройства, обслуживающие нужды самого водного транспорта. Пассажирский

район порта вместе с вокзалом следует размещать ближе к центральной части

города. Грузовые причалы, обслуживающие город, следует располагать на его

периферии. Перевалочные причалы, а также судоремонтные устройства

необходимо выносить за пределы города, учитывая при этом необходимость

подведения к ним железнодорожных подъездных путей.

В планировке портового города необходимо возможно большее разделение

пассажирских и грузовых потоков, связанных с портом; должны быть улицы,

ведущие из города в пассажирский и грузовой районы порта.

Общие размеры территории порта и его отдельных частей определяются

специальными расчетами, исходящими из его годового грузооборота,

пассажирооборота, видов перерабатываемых грузов, длительности

навигационного периода и размеров судов.

Автомобильные и железные дороги, пересекающие города на насыпях и

эстакадах, желательно устраивать среди широких полос зелени, с параллельно

идущими городскими улицами.

При проектировании городов следует предусматривать архитектурно-

художественное оформление въездов в город у железнодорожных вокзалов,

пристаней, аэропортов и на автомагистралях. Решение въездов в город должно

учитывать значение первого впечатления, производимого городом на человека,

в силу чего на улицах-въездах рекомендуется устраивать сооружения в

характерных для каждого города архитектурных формах. Перед вокзалами и

пристанями устраивают площади и скверы с хорошо продуманной организацией

транспортного и пешеходного движения.

Размер территорий, занятых под жилые районы, целиком зависит от плотности

населения, которая в свою очередь определяется принятым процентом

застройки, этажностью жилых зданий, размещением обслуживающих учреждений и

т. п.

Зонирование жилых районов производится также и по высотности застройки. В

территориальной организации советских городов выделяются следующие зоны:

1) зона преобладающей многоэтажной застройки в 4–5 этажей с

включением в нее по архитектурным требованиям жилых домов

повышенной этажности 9–16 этажей (в больших городах);

2) зона преобладающей малоэтажной застройки многоквартирными двух- и

трех-этажными домами;

3) зона преобладающей одноэтажной застройки с усадебными участками.

Первые два вида строительных зон являются в городах основными.

Выбор территорий для жилых зон делается с учетом:

1) максимального использования рельефа застраиваемой территории;

2) создания наилучших условий для проветривания и инсоляции жилой

застройки, а также обязательной изоляции ее от транс

портных магистралей;

3) обеспечения всеми видами современного инженерного оборудования и

благоустройства каждого жилого района.

Кварталы административных учреждений, имеющих областное, краевое,

республиканское, общегородское или районное значение, размещаются на

специальных территориях. Эти кварталы и отдельные здания (Дома Советов,

здания партийных, профсоюзных и хозяйственных организаций) располагаются

обычно в центральной части города, в комплексе со зданиями основных

культурных учреждений (Дворцов культуры, театров и т. д.) и зданиями

торговых предприятий. Они образуют общественный центр города с одной или

несколькими площадями, соединенными между собой главной улицей.

До 20% общей площади города занимают городские улицы, которые связывают

между собой отдельные зоны города. При построении принципиальной сети

магистралей исходят в первую очередь из требования удобств транспортных

сообщений. Необходимо, чтобы по направлениям основных потоков движения была

достигнута не только достаточная пропускная способность магистралей, но и

малые коэффициенты непрямолинейности, т. е. трассирование магистральных

улиц между отдельными зонами осуществлялось по кратчайшим направлениям.

Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из двух

главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон города и

максимальной доступности пунктов сосредоточенного трудо вого тяготения

(крупных заводов, вокзалов и т. п.).

Принципиальная сеть магистралей, построенная только по транспортному

критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям планировки,

если она не подчеркивает и не открывает нужных видовых точек. Поэтому

проектирование сети магистралей должно производиться, опираясь на

принципиальную схему их, как коллекторов для транспортного движения, однако

с учетам окружающей застройки и создания наиболее хорошего впечатления от

города.

Размещение и размеры отдельных площадей в современных городах, помимо

условий планировки всего города в целом, определяются также наличием на

этих площадях крупных административных и общественных зданий.

Зеленые насаждения должны представлять собой единую систему, связанную

функциональными и архитектурными признаками. Территории, занятые зелеными

насаждениями, входят в состав каждой из основных зон города. В составе

жилой зоны находятся сады, парки и скверы; в промышленную зону входит

озеленение самих промышленных площадок. В пригородной зоне располагаются

загородные парки и лесопарки. Такая расчлененность зеленых территорий

является до известной степени условной и не дает оснований рассматривать

зеленые массивы города как разобщенные элементы.

Всегда желательно центральное расположение крупных зеленых массивов в

плане города и глубокий ввод их в жилые районы. Размещение зеленых массивов

в плане города должно решаться с учетом естественных условий территории,

отводимой для города. Территории, не удобные для застройки в жилой зоне,

должны быть, как правило, заняты зелеными насаждениями. Следует однако

иметь в виду, что санитарно-гигиенический эффект в улучшении

микроклиматического режима города весьма невелик при расположении зелени в

пониженных частях городской территории. Поэтому озеленение оврагов, поймы

реки не обеспечивает наилучшего решения задачи озеленения города.

Значительно больший эффект имеет размещение зелени на гребнях холмов,

крутых и приподнятых над городом склонах террас и т. д.

При всех обстоятельствах весьма желательна непрерывность зеленых полос,

которые должны проходить из крупных пригородных массивов в глубь города,

обеспечивая связь системы городских садов и бульваров с загородными парками

и лесопарками.

Пригородная зона тесно и непосредственно связана с городом в

производственном, бытовом и культурном отношениях. Она представляет собой

совокупность территорий, прилегающих к городу и используемых для:

1) размещения загородных коммунальных предприятий технического

оборудования города: водозаборных устройств, канализационных очистных

сооружений и т. п.;

2) организации отдыха городского населения, включая парки и лесопарки,

открытые водоемы, и т. п.;

3) промышленных предприятий, прилегающих к городу и непосредственно

связанных с ним;

4) добычи и производства местных строительных материалов;

5) сельскохозяйственных предприятий для производства сельскохозяйственных

продуктов, с использованием отходов хозяйства города.

Для отдыха населения выделяются территории, на которых создаются

пионерские лагеря, летние дачи для детских садов и детских яслей, санаторно-

лесные школы для детей и дачные поселки. Для кратковременного отдыха служат

территории, выделяемые для организации пляжей, станций водного спорта,

лыжных станций и спортивно-охотничьих баз.

Кроме того, должны быть предусмотрены территории для размещения

учреждений сме шанного (длительного и кратковременного) отдыха, загородные

гостиницы-пансионаты и палаточные лагеря, мотели и кэмпинги),

продолжительность пребывания в которых предоставлена выбору самих

отдыхающих.

В схеме перспективного размещения учреждений пригородной зоны крупного

города должны быть установлены возможности создания санаторно-курортных зон

и намечены зоны отдыха районного и общегородского значения.

В пределах пригородной зоны могут размещаться также отдельные элементы

транспортного узла города (с сортировочными и техническими функциями),

предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующее значение и

связанные с наличием в зоне сырьевых ресурсов (местные ископаемые, ценные

сельскохозяйственные культуры и пр.), территории оборонного значения и пр.

Помимо перечисленных элементов, в пригородной зоне располагаются также

поселки рабочих и (служащих, а при наличии колхозов – колхозные селения.

Конфигурация пригородной зоны определяется прежде всего удобствами

транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими

территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств,

топографией местности и составам земельных угодий. Поэтому пригородную зону

нельзя определить в виде круга, механически намечаемого по заданному

радиусу.

Между городом и местами массового отдыха населения следует

предусматривать устройство новых и улучшение существующих дорог, ведущих к

местам отдыха, и их благоустройство (озеленение и освещение), а также

организацию быстроходного транспорта ,в направлении к местам

кратковременного отдыха, рассчитанного на возможность обслуживания

максимальных пассажиропотоков. Для связи с местами массового отдыха

предусматривается беспересадочное сообщение путем создания так называемых

«вылетных линий» трамвая и метрополитена, а также использование новых видов

транспорта (например, монорельсовых дорог).

Постепенное освоение отдельных зон городской территории осуществляется с

таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию отдельные здания и

сооружения были полностью обеспечены заранее предусмотренными видами

благоустройства. При составлении схемы очередности строительства города

надлежит определить и порядок производства работ по сооружениям

технического оборудования города, т. е. инженерной подготовке территории,

сети магистралей и улиц, транспортной связи, санитарно-техническим

устройствам и т. д.

[pic]

Примерная схема размещения зон отдыха вокруг Москвы

Последовательное освоение отдельных зон предусматривает выполнение в

первую очередь работ по инженерной подготовке, прокладке подземных сетей,

устройству дорог и только после этого – возведению зданий и сооружений.

Этот способ, как показывает практика, дает наибольший эффект в

градостроительном процессе.

В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет

следующие основные цели:

1) вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья

людей, а также крупных складов и подъездных железнодорожных

линий;

2) переотройку мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми. Зданиями,

путем создания на их месте микрорайонов с жилыми домами современного

типа, общественными зданиями и всеми видами благоустройства;

3) увеличение площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и

бульваров;

4) расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией

ненужных для движения тупиков и переулков;

5) реконструкцию общегородского центрас изоляцией его движения потоков

транспорта;

6) реконструкцию железнодорожного узла с выносом из пределов города

сортировочных и технических станций;

7) реставрацию памятников старины и архитектуры.

ПОНЯТИЕ О ЖИЛОМ РАЙОНЕ, МИКРОРАЙОНЕ И КВАРТАЛЕ

В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация

территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон

необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.

Анализ вариантов для выбора территорий под застройку должен охватывать

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать