XVII в. без указания года, возможно, была основана еще в XVI в.) Их
размещение показано в табл. 3.
В XVII в. было основано 657(156) монастырей – в полтора раза больше,
чем в XVI. При этом, несмотря на ограничение монастырского землевладения,
189(22) монастырей, то есть около трети, имели в конце XVII в. крепостных
крестьян. В их число вошли только те монастыри, которые имели крестьян в
конце столетия; но монастырей, имевших крепостных лишь в середине века,
было очень мало, не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри
прекратили свое существование. Прибавив количество основанных монастырей
(657) к числу бывших в конце XVI в. (771), получим 1428, а исключив бывшие
в конце XVII в. (1153), определим количество ликвидированных – 275(41)
монастырей. Правда, полной уверенности в том, что все они перестали
существовать именно в XVII в., нет – ликвидация могла происходить и в
первой половине XVIII в. Но даже за полтора столетия это значительная
цифра.
Больше всего монастырей было основано в Центральном районе: 75(25)
городских, 113(24) сельских, итого 188(49), в том числе имевших крепостных
крестьян (возможно, не только в конце, но и в начале столетия) –
соответственно 17(5) и 28(2), итого 45(7), или около 25%.
Если в XVI в. на втором месте по числу новых монастырей был Озерный
район, то теперь он уступил это место Северному: в них было основано
соответственно 62(13) и 83(8) монастыря. В Западном районе, относительно
небольшом, и монастырей возникло очень немного – всего 7(1).
В целом процесс основания монастырей в нечерноземной полосе страны
характеризуется следующими данными: из общего количества 657(156) в нем
появилось 340(72) новых монастырей, то есть больше половины, в том числе
116(44) городских и 224(28) сельских. Такое соотношение показывает, что
заселение и хозяйственное освоение вышеназванных четырех районов еще не
завершилось. К концу столетия из общего количества 565(184) городских и
588(45) сельских (итого 1153(229) монастырей) здесь сосредоточились
344(113) городских и 448(31) сельских, итого 792(144) монастыря, или 69%.
Из этих 792(144) монастырей 479(59) имели крепостных крестьян (60%).
На южных и восточных окраинах Европейской России наибольшее
количество новых монастырей появилось в Черноземном районе: 117(32) из
общего числа 210(55), то есть больше половины. По всем пяти окраинным
районам, вместе взятым, городских монастырей пока еще было больше, чем
сельских – соответственно 124(51) и 86(4)Ю однако в Северном и Южном
Приуралье положение было обратным: в этих заселявшихся районах сельские
монастыри уже преобладали.
В целом в девяти районах Европейской России городских монастырей было
меньше, чем сельских, - соответственно 240(95) и 310(32). Женских
монастырей в городах было гораздо больше. Видимо, это объясняется
положением крестьянок и горожанок в производстве: вдовы-крестьянки были
больше связаны с хозяйством и, вероятно, лучше обеспечены материально,
вдовы-горожанки же с потерей кормильца – купца, ремесленника,
военнослужащего, духовного лица – оказывались в более трудном положении.
Кроме того, крестьянским девушкам, на которых в деревне смотрели как на
рабочую силу в семье, легче было выйти замуж, а в городе процент незамужних
был, вероятно, выше. Впрочем, вопрос этот нуждается в изучении.
В XVII в., как известно, шло заселение Сибири, интенсивность которого
нашла выражение в появлении там монастырей. Их было основано 29(10)
городских и 14(1) сельских, итого 43(11), в том числе – соответственно
12(3) и 6 (итого 18(3)), имевших в конце столетия зависимых крестьян.
Начиная с середины XVII в., несмотря на набеги крымских татар, все
большие размеры принимает народное переселение в южные лесостепные работы.
Сюда приходят украинцы, спасающиеся от гнета польских панов и собственной
старшины, и русские из уездов Черноземного Центра, где распространяется и
укрепляется крепостное право. Нуждаясь в обеспечении защиты от набегов
крымцев, русское правительство берет беглых на военную службу, строит
крепости, призывает украинцев, дает им льготы и тем активно способствует
заселению обширного района, получившего в конце XVII или в начале XVIII в.
из-за обилия поселений на льготе (слобод) название Слободской Украины.
Естественно, вместе с новыми крепостями, городами, крупными слободами в них
или поблизости появляются монастыри. Возникают они и возле крупных станиц
на Дону, где у казаков развиваются земледелие и оседлый образ жизни,
сопровождаемые имущественным неравенством, переходящим в классовое
расслоение казачества.
Во второй половине XVII в. в Россию вошли Киев и Левобережная
Украина. После освобождения этой части Украины от татаро-монгольского ига и
включения ее в польско-литовское государство, где господствующей религией
было католичество, основание православных монастырей там шло медленно.
В Киеве, где после татар уцелело 9 монастырей, в XIV и XV вв. новых
не появилось, лишь в XVI в. были основаны один мужской и 2 женских и в
первой половине XVII в. возникли еще 2 мужских и 2 женских.
На Левобережной Украине, где уцелело 11, в XIV в. тоже монастыри не
строились, но в XV в. появилось 3(1), в XVI в. – 2(1) и в первой половине
XVII в. – 8(2) монастырей.
Конечно, не все они сохранились. При вхождении в Россию во второй
половине XVII в. оказалось 13(4) в Киеве и 10(4) на Левобережной Украине,
итого 23(8) монастыря, а всего вместе с Слободской Украиной и Доном к концу
XVII в. было основано 87(26) монастырей, из них во второй половине столетия
33(9) городских и 31(9) сельский, а всего 64(18) монастыря. В конце XVII в.
на Украине было 46(11) городских и 28(9) сельских, всего 74(20) монастыря.
Вообще вопрос о формировании земельных владений духовенства в целом и
отдельных церковных организаций в частности еще ждет всестороннего
изучения. Пока мы располагаем только общими данными, почерпнутыми из
хозяйственных описаний земельных владений, производившихся с целью
определения величины налога и зафиксированных по уездам в так называемых
писцовых книгах второй четверти XVII в. В них сообщаются размеры пахотных
участков в одном поле и количество собирающегося сена в копнах.
Писцовые книги по Среднему Поволжью сохранились только по нескольким
уездам, и то неполно, итог 170 тыс. десятин получен при помощи расчета.
Всего у духовенства было около 2 млн. десятин пахотных земель, включая
запашку и переложные земли (пашня крестьян, попов и собственно
монастырская). Для сравнения укажем, что пашня бояр, помещиков и их
крестьян охватывала 7,8 десятин, дворцового ведомства (доход с которой шел
на содержание царской земли и двора) и его крестьян – 1,2 млн. десятин и
прочих владельцев (государственных крестьян, военнослужащих, горожан и т.
п.) – 1,3 млн. десятин. Пашня духовенства, таким образом, составляла 16%,
занимая второе место после пашни правящего класса. Недовольство последнего
вызывало не только количество земли и крестьян в руках церковников, но и их
местонахождение. Приведенные выше данные показывают, что большинство земель
духовенства (61%) сосредоточилось в самом центре государства: в Московском,
Владимирском, Тверском, Ярославском и Костромском районах, составляя 25%
пашни в них, и уж, конечно, это были не самые худшие земли. Вслед за
помещиками духовенство приобретало земли и в Черноземном районе, где в
южных районах у него было уже 43 тыс. десятин (3% тамошней пашни).
В XVII в. ни сенокосные угодья, ни леса сколько-нибудь точно и полно
не измерялись, а это создавало условия для расширения владений – запашки
новых участков. Так, описаний ряда уездов Черноземного района в 1684 –
1686 гг. выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30% по
сравнению с имевшимся в них количеством по описанию второй четверти
столетия. Вряд ли можно сомневаться, что такая распашка происходила и во
владениях духовенства. Известно, например, что между 1646 и 1678 гг. (то
есть между производившимися в эти годы подворными переписями) во владениях
духовенства в Вологодском уезде возникло несколько десятков новых деревень.
А так как для ведения нормального хозяйства в период феодализма должно было
существовать определенное соотношение между пашней, сенокосными угодьями и
лесами, то крестьяне, расширяя запашку, осваивали и новые площади лугов и
леса, увеличивая тем самым общую территорию вотчин духовенства.
Но какое соотношение угодий считалось тогда нормальным? Зная это,
можно было бы приблизительно рассчитать общее количество земли у
духовенства.
К сожалению прямого ответа на этот вопрос пока нет, и приходится
взять соотношение угодий у государственных крестьян в конце XVIII в., когда
земельные владения подвергались генеральному межеванию (бывшие крестьяне
духовенства после секуляризации стали одним из разрядов государственных
крестьян). Принимая порайонный процент пашни у них в конце XVIII в.,
получаем общую площадь земли у духовенства, равную 8,8 млн. десятин.
В 1699 г. Петр I приказал собрать даточных людей для пополнения армии
с владельцев крепостных крестьян пропорционально имевшемуся у них числу
дворов, которое было зафиксировано подворной переписью 1678 г. Владельцы
крестьян подавали сказки, то есть сообщения о том, сколько за ними
числилось дворов крестьян по переписи, правительство проверяло их по
переписным книгам и определяло количество даточных людей. Сохранились
реестр сказок, поданных архиереями и монастырями, и дополняющие его
материалы (кроме материалов по Киеву и Левобережной Украине), которые дают
возможность получить достаточно полное представление о числе крестьян у
архиереев, церквей и монастырей-вотчинников и о составе и размещении
владений с крепостными крестьянами.
В 1701 г. в России был патриарший и 23 архиерейских дома. О владениях
киевского, черниговского, переяславского и астраханского архиерейских домов
у нас сведений нет, воронежский и тамбовский дома вотчин не имели и
пользовались трудом крестьян приписанных к ним монастырей. Остальные 18
домов имели доход от 22798 дворов крепостных крестьян в домовых вотчинах и
5619 дворов, принадлежащих 83 приписным монастырям, всего 28 417 дворов
(табл. 7). Больше всего крестьян было в домовых вотчинах патриарха,
ростовского, суздальского и рязанского архиереев, на последнем месте были
северные – холмогорский и великоустюжский архиерейские дома.
Монастырей – вотчинников во второй половине XVII в. насчитывалось
619, из них 600 в Европейской России, не считая Киева и Левобережной
Украины («Гетманщины»), и 19 – в Сибири. Цифры эти неточны, в частности ими
не учтены десятка два монастырей, имевших крестьян в середине столетия, но
не встретившихся нам в источниках конца XVII в. Однако больших пропусков
быть не должно. Из 600 монастырей Европейской России по материалам 1697-
1700 гг. итоги дворов указаны у 404 самостоятельных монастырей и 174
приписных, количество дворов у которых вошло в итоги крестьянских дворов
самостоятельных монастырей и архиерейских домов. Статус остальных 22
монастырей неясен. Для упрощения будем считать их тоже приписными.
Распределение домов крепостных крестьян между самостоятельными монастырями
показано в табл. 8.
Группировка монастырей по количеству имевшихся у них дворов
крепостных крестьян соответствует принятой статистиками группировке
помещиков XIX в. по числу крепостных крестьян: мелкие и средние – имевшие
до 100 душ мужского пола, крупные – от 101 до 500 душ, крупнейшие – от 501
до 5 тыс. душ и самые крупные – имевшие свыше 5 тыс. душ. В табл. 8 этой
группировке по количеству душ соответствует группировка по количеству
дворов из расчета по 4 души мужского пола на крестьянский двор. По переписи
1678 г., среднее число душ мужского пола на двор у крестьян духовенства
составляло в Озерном районе 3,3, в Центральном и Северном районах и Среднем
Поволжье – по 3,5 и в Черноземном центре – 5. Учитывая, что при переписи
была утайка дворов и населения, и для удобства расчета до четырех душ
мужского пола, получая группировку от одного до 25 дворов, от 26 до 125, от
126 до 1250 и свыше 1250 дворов. В XVII в. крупными монастырскими
владениями считались вотчины с числом дворов сто и больше, так что принятая
нами группировка несколько занижает количество крупных (по понятиям XVII
в.) владельцев.
Из 404 монастырей, которым принадлежало 115 тыс. дворов, у 22 была 71
тыс. дворов, или 62%. Еще у 96 монастырей было 35 тыс. дворов (30%). Таким
образом, 118 монастырей (29%) имели 106 тыс. дворов (92%) и всего 8% дворов
находились у 286 (71%) монастырей. Если еще принять во внимание, что в
1653 г. было 494 самостоятельных монастыря, то можно сделать вывод о том,
что в XVII в. (да, наверное, и раньше) шел процесс концентрации владений,
происходило их перераспределение. Подтверждением может служить история
формирования земельных владений московского Донского монастыря.
В середине XVII в. это был маленький монастырек, приписанный к
московскому же Андреевскому монастырю, и его вотчина состояла из одного
села и 20 пустошей. В 1678 г. он стал самостоятельным, а с 1683 г.
начинается стремительное расширение его владений: в течение двух лет к
нему приписываются шесть монастырей, он активно приобретает населенные
имения, и в 1700 г. у него и у приписанных к нему монастырей было уже около
1500 дворов и свыше 13 тыс. десятин пашни.
Монастыри и архиерейские дома составляли две группы церковных
организаций-вотчинников. Третьей группой были собственно церкви: соборы,
соборные и приходские. Наиболее крупными вотчинниками были три московских
собора: Архангельский – 1237 дворов, Благовещенский – 638 дворов и
Успенский – 269 дворов, у которых вместе было 2144 двора. Свыше 25 дворов
имели 9 соборных церквей, из которых самыми крупными владельцами были
суздальская (162 двора), курская (88), ярославская (78), муромская (75) и
др. Всего у 29 соборов и соборных церквей было около 3 тыс. дворов, у 287
приходских церквей – 2,8 тыс. дворов, а всего у них было 5,8 тыс. дворов.
Таким образом, 739 церковных организаций владело 150 тыс. дворов
крепостных крестьян. Примем утайку в 25%, число женщин равным числу мужчин,
а среднюю численность дворов -–7 человек обоего пола, тогда общая
численность крепостных крестьян духовенства в конце XVII в. составит 1,4
млн. человек, или 16% крепостных крестьян в России и 13% всего ее
населения.
Кто был наиболее крупным землевладельцем среди церковных организаций?
Это устанавливается по данным о количестве земли во второй четверти
XVII в. и дворов крепостных крестьян в конце столетия. Поводом для сбора
таких данных в обоих случаях было требование правительства о поставке
даточных людей для армии, но во второй четверти их число соответствовало
величине пашни, в конце же столетия, как уже говорилось, - количеству
дворов крепостных крестьян. Если о числе последних сохранились сказки
владельцев, то размеры земельных владений приходилось определять по числу
поставленных даточных людей; при этом нет уверенности в полноте сведений.
Но даже в таком случае величина земельных владений у самых крупных
владельцев впечатляет. Вот эти данные.
Самое большое количество пашни оказалось у подмосковного Троице-
Сергиева монастыря, основанного, как уже указывалось, в 1337 г. молодым
монахом Сергием, получившим в истории прозвание Радонежского (по древней
области, в которой был основан монастырь). Троице-Сергиев монастырь имел
150 тыс. десятин пашни в различных уездах Русского государства (по нашему
расчету, общее количество земли достигало полумиллиона десятин); в конце
XVII в. – 20 тыс. дворов крепостных крестьян, или около 200 тыс. душ обоего
пола (учитывая утайку). Следует отметить , что в это число земли и крестьян
входили владения приписных монастырей, которых в конце столетия
насчитывалось не менее тринадцати; владения самого Троице-Сергиева и
приписных монастырей находились в конце XVII в. в 42 уездах (в Центральном
районе – 18618 дворов, Озерном – 173, Северном – 112, Черноземном – 276,
Среднем Поволжье – 1154 двора). Приписные монастыри имели всего 1796
дворов, так что в вотчинах самого Троице-Сергиева монастыря было 18,5 тыс.
дворов (около 180 тыс. душ).
Это был левиафан среди землевладельцев: больше дворов, чем у него,
было только в дворцовых владениях, доход с которых шел на содержание
царской семьи. У других монастырей было меньше, но все же Кириллов
(белозерский) и Иосифов (волоколамский) имели по 35,5 десятин пашни,
ростовский и новгородский архиерейские дома и Симонов и Новоспасский
монастыри – от 22 до 25 тыс. десятин, Ипатьев, Новодевичий, Савво-
Сторожевский, еще три монастыря и вологодский архиерейский дом – от 10 до
18 тыс. десятин. О количестве пашни у патриарха сведений нет. В конце XVII
в. на втором месте после Троице-Сергиева монастыря по количеству дворов
крепостных крестьян был патриарх – 9,5 тыс. дворов, 90 тыс. человек, затем
Кириллов (белозерский) – 5316 дворов, 50 тыс. человек, Спасский
(ярославский) – 4050 дворов, 40 тыс. человек, Ипатьев – 3684 двора, 35 тыс.
человек, Чудов – 3065 дворов, 30 тыс. человек, Спасо-Евфимьев