Русские монастыри

XVII в. без указания года, возможно, была основана еще в XVI в.) Их

размещение показано в табл. 3.

В XVII в. было основано 657(156) монастырей – в полтора раза больше,

чем в XVI. При этом, несмотря на ограничение монастырского землевладения,

189(22) монастырей, то есть около трети, имели в конце XVII в. крепостных

крестьян. В их число вошли только те монастыри, которые имели крестьян в

конце столетия; но монастырей, имевших крепостных лишь в середине века,

было очень мало, не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри

прекратили свое существование. Прибавив количество основанных монастырей

(657) к числу бывших в конце XVI в. (771), получим 1428, а исключив бывшие

в конце XVII в. (1153), определим количество ликвидированных – 275(41)

монастырей. Правда, полной уверенности в том, что все они перестали

существовать именно в XVII в., нет – ликвидация могла происходить и в

первой половине XVIII в. Но даже за полтора столетия это значительная

цифра.

Больше всего монастырей было основано в Центральном районе: 75(25)

городских, 113(24) сельских, итого 188(49), в том числе имевших крепостных

крестьян (возможно, не только в конце, но и в начале столетия) –

соответственно 17(5) и 28(2), итого 45(7), или около 25%.

Если в XVI в. на втором месте по числу новых монастырей был Озерный

район, то теперь он уступил это место Северному: в них было основано

соответственно 62(13) и 83(8) монастыря. В Западном районе, относительно

небольшом, и монастырей возникло очень немного – всего 7(1).

В целом процесс основания монастырей в нечерноземной полосе страны

характеризуется следующими данными: из общего количества 657(156) в нем

появилось 340(72) новых монастырей, то есть больше половины, в том числе

116(44) городских и 224(28) сельских. Такое соотношение показывает, что

заселение и хозяйственное освоение вышеназванных четырех районов еще не

завершилось. К концу столетия из общего количества 565(184) городских и

588(45) сельских (итого 1153(229) монастырей) здесь сосредоточились

344(113) городских и 448(31) сельских, итого 792(144) монастыря, или 69%.

Из этих 792(144) монастырей 479(59) имели крепостных крестьян (60%).

На южных и восточных окраинах Европейской России наибольшее

количество новых монастырей появилось в Черноземном районе: 117(32) из

общего числа 210(55), то есть больше половины. По всем пяти окраинным

районам, вместе взятым, городских монастырей пока еще было больше, чем

сельских – соответственно 124(51) и 86(4)Ю однако в Северном и Южном

Приуралье положение было обратным: в этих заселявшихся районах сельские

монастыри уже преобладали.

В целом в девяти районах Европейской России городских монастырей было

меньше, чем сельских, - соответственно 240(95) и 310(32). Женских

монастырей в городах было гораздо больше. Видимо, это объясняется

положением крестьянок и горожанок в производстве: вдовы-крестьянки были

больше связаны с хозяйством и, вероятно, лучше обеспечены материально,

вдовы-горожанки же с потерей кормильца – купца, ремесленника,

военнослужащего, духовного лица – оказывались в более трудном положении.

Кроме того, крестьянским девушкам, на которых в деревне смотрели как на

рабочую силу в семье, легче было выйти замуж, а в городе процент незамужних

был, вероятно, выше. Впрочем, вопрос этот нуждается в изучении.

В XVII в., как известно, шло заселение Сибири, интенсивность которого

нашла выражение в появлении там монастырей. Их было основано 29(10)

городских и 14(1) сельских, итого 43(11), в том числе – соответственно

12(3) и 6 (итого 18(3)), имевших в конце столетия зависимых крестьян.

Начиная с середины XVII в., несмотря на набеги крымских татар, все

большие размеры принимает народное переселение в южные лесостепные работы.

Сюда приходят украинцы, спасающиеся от гнета польских панов и собственной

старшины, и русские из уездов Черноземного Центра, где распространяется и

укрепляется крепостное право. Нуждаясь в обеспечении защиты от набегов

крымцев, русское правительство берет беглых на военную службу, строит

крепости, призывает украинцев, дает им льготы и тем активно способствует

заселению обширного района, получившего в конце XVII или в начале XVIII в.

из-за обилия поселений на льготе (слобод) название Слободской Украины.

Естественно, вместе с новыми крепостями, городами, крупными слободами в них

или поблизости появляются монастыри. Возникают они и возле крупных станиц

на Дону, где у казаков развиваются земледелие и оседлый образ жизни,

сопровождаемые имущественным неравенством, переходящим в классовое

расслоение казачества.

Во второй половине XVII в. в Россию вошли Киев и Левобережная

Украина. После освобождения этой части Украины от татаро-монгольского ига и

включения ее в польско-литовское государство, где господствующей религией

было католичество, основание православных монастырей там шло медленно.

В Киеве, где после татар уцелело 9 монастырей, в XIV и XV вв. новых

не появилось, лишь в XVI в. были основаны один мужской и 2 женских и в

первой половине XVII в. возникли еще 2 мужских и 2 женских.

На Левобережной Украине, где уцелело 11, в XIV в. тоже монастыри не

строились, но в XV в. появилось 3(1), в XVI в. – 2(1) и в первой половине

XVII в. – 8(2) монастырей.

Конечно, не все они сохранились. При вхождении в Россию во второй

половине XVII в. оказалось 13(4) в Киеве и 10(4) на Левобережной Украине,

итого 23(8) монастыря, а всего вместе с Слободской Украиной и Доном к концу

XVII в. было основано 87(26) монастырей, из них во второй половине столетия

33(9) городских и 31(9) сельский, а всего 64(18) монастыря. В конце XVII в.

на Украине было 46(11) городских и 28(9) сельских, всего 74(20) монастыря.

Вообще вопрос о формировании земельных владений духовенства в целом и

отдельных церковных организаций в частности еще ждет всестороннего

изучения. Пока мы располагаем только общими данными, почерпнутыми из

хозяйственных описаний земельных владений, производившихся с целью

определения величины налога и зафиксированных по уездам в так называемых

писцовых книгах второй четверти XVII в. В них сообщаются размеры пахотных

участков в одном поле и количество собирающегося сена в копнах.

Писцовые книги по Среднему Поволжью сохранились только по нескольким

уездам, и то неполно, итог 170 тыс. десятин получен при помощи расчета.

Всего у духовенства было около 2 млн. десятин пахотных земель, включая

запашку и переложные земли (пашня крестьян, попов и собственно

монастырская). Для сравнения укажем, что пашня бояр, помещиков и их

крестьян охватывала 7,8 десятин, дворцового ведомства (доход с которой шел

на содержание царской земли и двора) и его крестьян – 1,2 млн. десятин и

прочих владельцев (государственных крестьян, военнослужащих, горожан и т.

п.) – 1,3 млн. десятин. Пашня духовенства, таким образом, составляла 16%,

занимая второе место после пашни правящего класса. Недовольство последнего

вызывало не только количество земли и крестьян в руках церковников, но и их

местонахождение. Приведенные выше данные показывают, что большинство земель

духовенства (61%) сосредоточилось в самом центре государства: в Московском,

Владимирском, Тверском, Ярославском и Костромском районах, составляя 25%

пашни в них, и уж, конечно, это были не самые худшие земли. Вслед за

помещиками духовенство приобретало земли и в Черноземном районе, где в

южных районах у него было уже 43 тыс. десятин (3% тамошней пашни).

В XVII в. ни сенокосные угодья, ни леса сколько-нибудь точно и полно

не измерялись, а это создавало условия для расширения владений – запашки

новых участков. Так, описаний ряда уездов Черноземного района в 1684 –

1686 гг. выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30% по

сравнению с имевшимся в них количеством по описанию второй четверти

столетия. Вряд ли можно сомневаться, что такая распашка происходила и во

владениях духовенства. Известно, например, что между 1646 и 1678 гг. (то

есть между производившимися в эти годы подворными переписями) во владениях

духовенства в Вологодском уезде возникло несколько десятков новых деревень.

А так как для ведения нормального хозяйства в период феодализма должно было

существовать определенное соотношение между пашней, сенокосными угодьями и

лесами, то крестьяне, расширяя запашку, осваивали и новые площади лугов и

леса, увеличивая тем самым общую территорию вотчин духовенства.

Но какое соотношение угодий считалось тогда нормальным? Зная это,

можно было бы приблизительно рассчитать общее количество земли у

духовенства.

К сожалению прямого ответа на этот вопрос пока нет, и приходится

взять соотношение угодий у государственных крестьян в конце XVIII в., когда

земельные владения подвергались генеральному межеванию (бывшие крестьяне

духовенства после секуляризации стали одним из разрядов государственных

крестьян). Принимая порайонный процент пашни у них в конце XVIII в.,

получаем общую площадь земли у духовенства, равную 8,8 млн. десятин.

В 1699 г. Петр I приказал собрать даточных людей для пополнения армии

с владельцев крепостных крестьян пропорционально имевшемуся у них числу

дворов, которое было зафиксировано подворной переписью 1678 г. Владельцы

крестьян подавали сказки, то есть сообщения о том, сколько за ними

числилось дворов крестьян по переписи, правительство проверяло их по

переписным книгам и определяло количество даточных людей. Сохранились

реестр сказок, поданных архиереями и монастырями, и дополняющие его

материалы (кроме материалов по Киеву и Левобережной Украине), которые дают

возможность получить достаточно полное представление о числе крестьян у

архиереев, церквей и монастырей-вотчинников и о составе и размещении

владений с крепостными крестьянами.

В 1701 г. в России был патриарший и 23 архиерейских дома. О владениях

киевского, черниговского, переяславского и астраханского архиерейских домов

у нас сведений нет, воронежский и тамбовский дома вотчин не имели и

пользовались трудом крестьян приписанных к ним монастырей. Остальные 18

домов имели доход от 22798 дворов крепостных крестьян в домовых вотчинах и

5619 дворов, принадлежащих 83 приписным монастырям, всего 28 417 дворов

(табл. 7). Больше всего крестьян было в домовых вотчинах патриарха,

ростовского, суздальского и рязанского архиереев, на последнем месте были

северные – холмогорский и великоустюжский архиерейские дома.

Монастырей – вотчинников во второй половине XVII в. насчитывалось

619, из них 600 в Европейской России, не считая Киева и Левобережной

Украины («Гетманщины»), и 19 – в Сибири. Цифры эти неточны, в частности ими

не учтены десятка два монастырей, имевших крестьян в середине столетия, но

не встретившихся нам в источниках конца XVII в. Однако больших пропусков

быть не должно. Из 600 монастырей Европейской России по материалам 1697-

1700 гг. итоги дворов указаны у 404 самостоятельных монастырей и 174

приписных, количество дворов у которых вошло в итоги крестьянских дворов

самостоятельных монастырей и архиерейских домов. Статус остальных 22

монастырей неясен. Для упрощения будем считать их тоже приписными.

Распределение домов крепостных крестьян между самостоятельными монастырями

показано в табл. 8.

Группировка монастырей по количеству имевшихся у них дворов

крепостных крестьян соответствует принятой статистиками группировке

помещиков XIX в. по числу крепостных крестьян: мелкие и средние – имевшие

до 100 душ мужского пола, крупные – от 101 до 500 душ, крупнейшие – от 501

до 5 тыс. душ и самые крупные – имевшие свыше 5 тыс. душ. В табл. 8 этой

группировке по количеству душ соответствует группировка по количеству

дворов из расчета по 4 души мужского пола на крестьянский двор. По переписи

1678 г., среднее число душ мужского пола на двор у крестьян духовенства

составляло в Озерном районе 3,3, в Центральном и Северном районах и Среднем

Поволжье – по 3,5 и в Черноземном центре – 5. Учитывая, что при переписи

была утайка дворов и населения, и для удобства расчета до четырех душ

мужского пола, получая группировку от одного до 25 дворов, от 26 до 125, от

126 до 1250 и свыше 1250 дворов. В XVII в. крупными монастырскими

владениями считались вотчины с числом дворов сто и больше, так что принятая

нами группировка несколько занижает количество крупных (по понятиям XVII

в.) владельцев.

Из 404 монастырей, которым принадлежало 115 тыс. дворов, у 22 была 71

тыс. дворов, или 62%. Еще у 96 монастырей было 35 тыс. дворов (30%). Таким

образом, 118 монастырей (29%) имели 106 тыс. дворов (92%) и всего 8% дворов

находились у 286 (71%) монастырей. Если еще принять во внимание, что в

1653 г. было 494 самостоятельных монастыря, то можно сделать вывод о том,

что в XVII в. (да, наверное, и раньше) шел процесс концентрации владений,

происходило их перераспределение. Подтверждением может служить история

формирования земельных владений московского Донского монастыря.

В середине XVII в. это был маленький монастырек, приписанный к

московскому же Андреевскому монастырю, и его вотчина состояла из одного

села и 20 пустошей. В 1678 г. он стал самостоятельным, а с 1683 г.

начинается стремительное расширение его владений: в течение двух лет к

нему приписываются шесть монастырей, он активно приобретает населенные

имения, и в 1700 г. у него и у приписанных к нему монастырей было уже около

1500 дворов и свыше 13 тыс. десятин пашни.

Монастыри и архиерейские дома составляли две группы церковных

организаций-вотчинников. Третьей группой были собственно церкви: соборы,

соборные и приходские. Наиболее крупными вотчинниками были три московских

собора: Архангельский – 1237 дворов, Благовещенский – 638 дворов и

Успенский – 269 дворов, у которых вместе было 2144 двора. Свыше 25 дворов

имели 9 соборных церквей, из которых самыми крупными владельцами были

суздальская (162 двора), курская (88), ярославская (78), муромская (75) и

др. Всего у 29 соборов и соборных церквей было около 3 тыс. дворов, у 287

приходских церквей – 2,8 тыс. дворов, а всего у них было 5,8 тыс. дворов.

Таким образом, 739 церковных организаций владело 150 тыс. дворов

крепостных крестьян. Примем утайку в 25%, число женщин равным числу мужчин,

а среднюю численность дворов -–7 человек обоего пола, тогда общая

численность крепостных крестьян духовенства в конце XVII в. составит 1,4

млн. человек, или 16% крепостных крестьян в России и 13% всего ее

населения.

Кто был наиболее крупным землевладельцем среди церковных организаций?

Это устанавливается по данным о количестве земли во второй четверти

XVII в. и дворов крепостных крестьян в конце столетия. Поводом для сбора

таких данных в обоих случаях было требование правительства о поставке

даточных людей для армии, но во второй четверти их число соответствовало

величине пашни, в конце же столетия, как уже говорилось, - количеству

дворов крепостных крестьян. Если о числе последних сохранились сказки

владельцев, то размеры земельных владений приходилось определять по числу

поставленных даточных людей; при этом нет уверенности в полноте сведений.

Но даже в таком случае величина земельных владений у самых крупных

владельцев впечатляет. Вот эти данные.

Самое большое количество пашни оказалось у подмосковного Троице-

Сергиева монастыря, основанного, как уже указывалось, в 1337 г. молодым

монахом Сергием, получившим в истории прозвание Радонежского (по древней

области, в которой был основан монастырь). Троице-Сергиев монастырь имел

150 тыс. десятин пашни в различных уездах Русского государства (по нашему

расчету, общее количество земли достигало полумиллиона десятин); в конце

XVII в. – 20 тыс. дворов крепостных крестьян, или около 200 тыс. душ обоего

пола (учитывая утайку). Следует отметить , что в это число земли и крестьян

входили владения приписных монастырей, которых в конце столетия

насчитывалось не менее тринадцати; владения самого Троице-Сергиева и

приписных монастырей находились в конце XVII в. в 42 уездах (в Центральном

районе – 18618 дворов, Озерном – 173, Северном – 112, Черноземном – 276,

Среднем Поволжье – 1154 двора). Приписные монастыри имели всего 1796

дворов, так что в вотчинах самого Троице-Сергиева монастыря было 18,5 тыс.

дворов (около 180 тыс. душ).

Это был левиафан среди землевладельцев: больше дворов, чем у него,

было только в дворцовых владениях, доход с которых шел на содержание

царской семьи. У других монастырей было меньше, но все же Кириллов

(белозерский) и Иосифов (волоколамский) имели по 35,5 десятин пашни,

ростовский и новгородский архиерейские дома и Симонов и Новоспасский

монастыри – от 22 до 25 тыс. десятин, Ипатьев, Новодевичий, Савво-

Сторожевский, еще три монастыря и вологодский архиерейский дом – от 10 до

18 тыс. десятин. О количестве пашни у патриарха сведений нет. В конце XVII

в. на втором месте после Троице-Сергиева монастыря по количеству дворов

крепостных крестьян был патриарх – 9,5 тыс. дворов, 90 тыс. человек, затем

Кириллов (белозерский) – 5316 дворов, 50 тыс. человек, Спасский

(ярославский) – 4050 дворов, 40 тыс. человек, Ипатьев – 3684 двора, 35 тыс.

человек, Чудов – 3065 дворов, 30 тыс. человек, Спасо-Евфимьев

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать