Творчество Константина Мельникова

как в советской (кинотеатр "Россия" в Москве, зрительный зал санатория

"Сочи"), так

и в зарубежной (бассейн в Вупперстале, Германия, городской зал в Вене).

Существование определенного психологического барьера в оценке новаторских

поисков в области архитектурного образа наглядно видно на примере отношения

современников к творчеству Мельникова. Многие его проекты объявлялись

нереальными и фантастическими, причем в обоснование таких оценок не

проводилось никаких технико-экономических расчетов. Считалось, что

"фантастичность" мельниковских поисков наглядно видна каждому даже в самом

внешнем облике здания.

Как бы не замечая, что значительная часть проектов Мельникова была

осуществлена в натуре, критики связывали доказательство "фантастичности"

его

произведений с неосуществленными конкурсными проектами крупных общественных

зданий. Это прежде всего такие произведения Мельникова, как проекты Дворца

труда (1923), памятника Колумбу (1929), Дворца народов СССР (встречный

проект

конкурса на Дворец Советов, 1932) и здание Наркомтяжпрома на Красной

площади в

Москве (1934). Особенно резкой критике, именно как "фантастический",

подвергался

последний проект.

Для Мельникова важнейшим качеством любого архитектурного произведения была

его художественная неповторимость. Ему казалось совершенно естественным,

что,

создавая проект, архитектор создает новое произведение , и что только в

этом случае

его можно с полным основанием считать автором. Он просто не понимал, как

можно

проектировать, используя то, что найдено другими (в этом он был солидарен с

Леонидовым).

В проектах Мельникова поражает степень раскованности творческой фантазии

мастера в вопросах формообразования.

Стилистически вся архитектура авангарда внешне резко отличается от

предшествующих стилей. Однако анализ средств и приемов художественной

выразительности новой архитектуры показывает, что многое в них не только

имеет

преемственную связь с прошлым, но и не выходит за пределы сложившихся

стереотипов.

Стереотипы в архитектуре связаны с самыми различными уровнями

профессионального творчества: образный стереотип функционального типа

здания,

стереотип набора приемлемых геометрических форм и композиционных приемов и

т.д. В конечном счете, степень новаторства того или иного архитектора

определяется

тем, насколько радикально он ломал и преодолевал сложившиеся стереотипы.

Причем ломал и преодолевал первым и в новом направлении. В этом отношении

Мельников не имеет конкурентов в архитектуре XX в. в целом, его творческая

смелость в определении стереотипов была раскована в наивысшей степени.

Собственный дом Константина Мельникова

Дата создания: 1927г. - 1929г.

Автор: Мельников К.С.

Материал, техника: железобетон

Для Мельникова важнейшим качеством любого

архитектурного произведения была его художественная

неповторимость. Ему казалось совершенно естественным,

что, создавая проект, архитектор создает новое

произведение , и что только в этом случае его можно с

полным основанием считать автором. Он просто не

понимал, как можно проектировать, используя то, что

найдено другими (в этом он был солидарен с

Леонидовым).

В проектах Мельникова поражает степень

раскованности творческой фантазии мастера в вопросах формообразования.

Стилистически вся архитектура авангарда внешне резко отличается от

предшествующих стилей. Однако анализ средств и приемов художественной

выразительности новой архитектуры показывает, что многое в них не только

имеет преемственную связь с прошлым, но и не выходит за пределы

сложившихся стереотипов.

Стереотипы в архитектуре связаны с самыми различными уровнями

профессионального творчества: образный стереотип функционального типа

здания, стереотип набора приемлемых геометрических форм и композиционных

приемов и т.д. В конечном счете степень новаторства того или иного

архитектора

определяется тем, насколько радикально он ломал и преодолевал сложившиеся

стереотипы. Причем ломал и преодолевал первым и в новом направлении. В

этом отношении Мельников не имеет конкурентов в архитектуре XX в. в целом,

его

творческая смелость в определении стереотипов была раскована в наивысшей

степени.

Дом коммунальников им. Русакова

Дата создания: 1927г. - 1929г.

Автор: Мельников К.С.

Материал, техника: железобетон

Знаменитый памятник московского конструктивизма.

Желая сделать здание многофункциональным, автор

предусмотрел возможность трансформации внутренних

помещений. В основной зал, имеющий форму сектора, с

помощью подъемных стен, открываются три аудитории,

выполняющие роль театральных балконов. Подъемные

стенки давали возможность использовать каждый из пяти

пространственных элементов клуба отдельно.

Вертикальные стволы лестниц обслуживают все

помещения. Композицию фасада определяет его

внутренняя структура: три верхние аудитории выступают

наружу в виде объемных консолей.

Первоначальный облик здания искажен:

заложены некоторые оконные проемы, сбиты крупные надписи на

торцахконсольных объемов, убраны раздвижные стенки, изменена наружная

покраска.

Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В.

Архитектурные прогулки по Москве. М.,

1996

Константин Мельников

Мельников искал красоту.

Это было его самым

главным желанием в жизни.

В 1927 году он построил

дом-мечту. Свою мечту.

Написал на нем:

"Константин Мельников.

Архитектор". "Сплетенный"

из двух цилиндров дом с

сотообразными

окнами-бойницами стоит в

одном из арбатских

переулков. Он перенес

многое: славу, зависть,

одиночество, мировой

триумф, варварство,

безразличие и любовь.

Мельников был из крестьянской семьи. Взглянув на его юношеские

фотографии, удивляешься его внешности. Утонченные черты, светлые

задумчивые глаза, осанка белого офицера, модный сюртук - щеголеватый

молодой человек из высшего петербургского общества. Его природный

аристократизм и гений родились одновременно. Маленький Мельников

жадно рисовал, лепил из глины. Он наслаждался природой, ее

диагоналями, вертикалями, совершенными линиями и формами.

Мельников любил и почитал своих родителей и совсем не рвался к

столичной жизни. Деревня была для него небесным раем.

Однажды, "в одно лучезарное утро", "я, 13-ти лет, чисто одетый, оказался

в богатом вестибюле дома известной в России технической конторы "В.

Залесский и В. Чаплин". Меня привели в контору работать в должности

мальчика". Знаменитый ученый-теплотехник, "творец многих отопительных

систем" Владимир Михайлович Чаплин, очарованный рисунками

деревенского мальчика, нанял для него учителя рисования. Константин

Мельников блестяще выдержал конкурс в Московское училище живописи,

ваяния и зодчества. "Мое имя стояло в числе одиннадцати счастливчиков,

среди 270 претендентов".

"Рисовать - скромный лист бумаги, в руках уголь и - какая

беспредельность в выразительности! В музыке другое -слух, нужно иметь

уши, а здесь нужно иметь глаза. ГЛАЗА! Что может быть красивее

зрительной Красоты?" Мельников беспрестанно пишет. Обнаженные

натурщицы, фигурные классные. Ученический восторг - его учитель

Константин Коровин. "С ним мы возносились в высшую сферу творчества".

Мельников, рожденный с абсолютным вкусом и наделенный природным

аристократизмом, легко определял "своих". Коровин - его идеал. "Щеголь,

цветущая пора возраста, без прически, парижские жилеты, опьяненные

глаза, золотой портсигар в наше распоряжение. Вошел - в классе

праздник: работу бросаем, натурщица сходит с подмостков, веером

окружаем его. Задымили и слушаем про Париж, Шаляпина".

Заботливый Чаплин, желая своему воспитаннику "комфорта в жизни",

настоял на том, чтобы Мельников закончил и архитектурное отделение.

1917 год: Мельников - выпускник.

"Я закончил образование, и в тот же год закончилась и та жизнь, в

которой я 27 лет жил. Получив звание Архитектора, я вступил в

Архитектуру, стоявшую на краю пропасти".

Но его не пугает новое время - Мельников

амбициозен и верит в себя. Наступает время его

экспериментов. "Почему же мои работы

возбуждают столь сильное любопытство,

граничащее с тревогой? Какая причина

заставляет их резко выделяться среди других?

Почему возникает неприязнь, а вместе с тем и

страх перед явной необычностью этих работ, и

почему, наконец, в момент ознакомления с ними

забывается все перечисленное и сердце

наполняется чувством, освеженным тем воздухом,

что после грозы?

Я знаю: я призван в текущем веке восстановить

выродившееся чутье и вновь говорить полной

речью архитектурного языка".

Если бы Мельников не построил собственный дом, его жизнь была бы,

наверное, другой.

Его единственный частный дом в новой советской России - признание

власти, временное. Дом очаровывал завистников. Он восхищал друзей.

Художник Грабарь, посетивший в начале 30-х годов семью Мельниковых,

написал в книге посетителей: "Никогда не ловил себя на чувстве зависти.

Хотелось бы так пожить!!!"

Дом казался видением. Он парил над Москвой.

Это был миг роскошной жизни Архитектора. Дети

бегали по вертикали, спали в полукруглых

комнатах, пили чай на веранде, здесь же играли в

пинг-понг, внизу во дворе - в теннис и волейбол,

дожидались папу с работы. Грозные тополя и липы

прятали их от летнего московского зноя. Их

детский мир был наполнен пением птиц и звоном

колоколов соседней церкви. Дом жил жизнью

московских дореволюционных усадеб. То есть

жило его перетекающее по цилиндрам

пространство свободы, света и красоты. За его

стенами было другое время. Время социалистического равенства. Все

вокруг сравнивалось и равнялось.

Парадокс. Подлинная роскошь - недоступна. Но гениальность Мельникова

в том, что своим домом он опроверг жизненную аксиому. Его роскошь

порождена бедностью и новым чувствованием красоты.

Дом - сбывшаяся мечта о семейном счастье - разрушил счастье

творчества. Мельникова невзлюбили. Запад считал его гениальным

советским архитектором, ревнивое родное Отечество - западником и

формалистом. Мельников остался один. И его дом стал его крепостью: "Я

один, но не одинок: укрытому от шума миллионного города открываются

внутренние просторы человека. Сейчас мне семьдесят семь лет, нахожусь

в своем доме, завоеванная им тишина сохраняет мне прозрачность до

глубин далекого прошлого". Так писал в 1967 году Архитектор, познавший

только десять лет прижизненной славы и своей причастности к живому

архитектурному процессу.

Дом - его собственный ребенок - стал его мудрым и заботливым родителем,

оберегающим от

жестокости окружающего мира. Дом стал его вечным и внимательным

собеседником.

"Искусство там, где проявлено творчество, и

истинно

красивое только то, что создано талантом".

"Делать невозможное возможным - дерзость

архитектора".

"Красота есть высшая практическая польза".

"Чтобы быть архитектором, и чтобы им быть

по-настоящему, нужно не только красиво рисовать, но

и

красиво чувствовать, красиво думать и красиво жить и

работать".

"Способные любить не могут быть глупыми".

"Бесценно то, что создано духом человека, не

руками и даже не мозгом".

Next document

Константин Мельников непременно упоминается в любой истории зодчества,

охватывающей наше время и его драматическая судьба стоит того, чтобы о ней

рассказать. В 1924 году уже известный архитектор выйгрывает конкурс на

проект советского павильона ( и здесь, в который раз, павильон ) на

международной

выставке декоративного искусства в Париже. Небольшая деревяная постройка

отличается остротой композиции – прямоугольное здание разделялось надвое

диаганальной лестницей, накрытой сверху пересекающимися наклонными плитами.

Павильон был отмечен Гран При и принес автору мировую славу.

Он строит в Москве несколько рабочих клубов, в каждом из которых находит

острые новаторские решения. Фантазия зодчего, или правильней сказать, дар

изобретателя, проявляется в любой его работе, будь то гараж для автобусов

или проект памятника Колумбу, конкурсное предложение для гигантского здания

на

московской Красной площади или совсем небольшой дом, который мастер

построил для себя.

И здесь все необычно. Два пересекающихся разновысоких барабана содержат в

себе жилые помещения и мастерскую, освещенную множеством остроконечных

шестигранных проемов, а над обращенным к улице большом витраже кабинета, на

широкой кроющей балке читается рельефная надпись – Константин

Мельников архитектор.

Его творчество раздражает, вызывает противоречивые оценки. Власти, устами

усердствующих коллег, обвиняют его в формализме и, в конце концов, лишают

возможности активной творческой деятельности. Пройдет тридцать лет прежде

чем талант и мастерство опального зодчего будет оценено по достоинству. И я

вспоминаю, как в день его семидесятипятилетия многолюдное собрание

московских архитекторов стоя встретило восторженной овацией,

возвратившегося в свет

маэстро. На том юбилейном собрании Илья Эренбург рассказал о том, какой

эффект произвел павильон Мельникова и добавил, что спустя двенадцать лет

другой

советский павильон на следующей парижской выставке как две капли воды был

похож на, стоящий визави, павильон третьего Рейха.

Потом о Мельникове напишут книги, снимут фильмы, а к столетию со дня

рождения устроят грандиозную выставку в московском музее изобразительного

искусства, где никогда прежде не выставлялся ни один архитектор. Так

великий русский зодчий ХХ века получил посмертное признание.

Сегодня обновлен его собственный дом, в Париже говорят о необходимости

воссоздания знаменитого павильона, а Всемирный Фонд Монументов выдал грант

в $

500.000 для реставрации клуба им. Русакова – самого примечательного

клубного здания Москвы. И каждый архитектор, из какой бы части света он

сюда не

приехал, непременно посещает постройки Мельникова, ставшие такой же

реликвией, как и древние памятники Российской столицы. И я назову еще

одного. Не столь знаменитого, но тоже того достойного.

Портал «Культура». Новости.

НАСЛЕДИЕ

Срок хранения: вечность

Ни в одном из зданий К.Мельникова еще не было капитального ремонта

Анна МАРТОВИЦКАЯ

Фото В.МАЙКОВСКОГО

Константин Мельников – пожалуй, самый известный и

признанный в мире русский архитектор.

Уже более полувека его творчество активно изучается и

осмысляется. Наверное, было бы неплохо законсервировать его

уникальные здания и превратить их в музейные экспонаты,

открытые лишь для показа, но не для современного

использования. Но, во-первых, столица никогда не позволит себе

содержать на иждивении столько архитектурных гигантов, а

во-вторых, сами объекты, созданные в эпоху социальных заказов и оттого

исключительно

функциональные, не потерпят консервации. Вместе с тем проблема сохранения

наследия Мельникова

именно сейчас встает как никогда остро – подходит к концу срок эксплуатации

большинства

конструктивистских построек, для возведения которых в свое время

использовались новейшие и

экспериментальные материалы. И хотя все сохранившиеся до наших дней объекты

Мельникова уже

поставлены на государственную охрану, ни в одном из них еще не проводились

капитальный ремонт

и реконструкция.

Бахметьевский гараж

Гараж для автобусов на улице Образцова, 19а (историческое название –

Бахметьевский гараж)

получил статус памятника местного значения в 1990 году по случаю

празднования 100-летия со дня

рождения его создателя. В Бахметьевском гараже архитектором впервые в мире

была предложена

новая система расстановки машин – в ряд с уступами, – позволяющая экономить

значительные

площади. В инженерном плане эта постройка представляет исключительный

интерес еще и из-за

примененных в ней уникальных ферм-конструкций знаменитого инженера Шухова

(автора

радиобашни на Шаболовке).

До самого последнего времени здание находилось в ведении государственных

предприятий "3-й

автобусный парк" и "Мосгортранс", однако сразу после того, как гараж был

признан особо ценным

объектом, Главное управление охраны памятников (ГУОП) Москвы подняло вопрос

о реконструкции

и дальнейшей переориентации гаража на социально-культурные нужды столицы.

Особенно

забеспокоились в управлении, когда на согласование пришел проект

строительства на улице

Образцова 20-этажного элитного дома, – очевидно, что реализация этой идеи

может нанести

непоправимый ущерб зданию Мельникова.

20 мая сего года мэр Москвы Юрий Лужков провел выездное совещание "О

дальнейшем

использовании территории и строений 3-го автобусного парка", на котором

было решено передать

Бахметьевский гараж в ведение районнной управы. Именно она, предполагается,

в будущем и

выступит заказчиком реконструкции самого гаража и нового строительства на

его территории. ГУОП

г. Москвы поддержало идею президента Академии художеств З.Церетели и

Министерства культуры

РФ о превращении здания Мельникова в огромный выставочный зал, но вынуждено

было признать,

что без строительства других объектов, решающих насущные проблемы столицы,

эту затею не

протолкнуть. Поэтому "Моспроект" уже получил от Правительства Москвы

задание разработать

концепцию реконструкции территории Бахметьевского гаража, проекты нового

городского

учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса и школы. Последняя

будет очень кстати:

средних учебных заведений в районе не хватает катастрофически.

Шестерня на Стромынке

Рабочие клубы строились в Москве в 20 – 30-е годы весьма активно. Из десяти

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать