Жизненный путь и боевые тактики адмиралов Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона
ски-Гассан стал вытягивать корабли в линию. Выстроив все линейные корабли впереди, он хотел воспользоваться боевым преимуществом (2 русских линейных корабля против 17 турецких). Фрегаты и шебеки держались несколько выше. Турецкий главнокомандующий прибавил ходу, стремясь обогнуть турецкий флот и окружить его. Но Ф.Ф. Ушаков разгадал замыслы противника и пошел на него. В результате проведенных маневров авангард Ушакова оказался ближе всего к противнику. Завязался бой Гассан поставил против "Святого Павла" на котором находился Ф.Ф. Ушаков самый большой 80-пушечный корабль и два 60-пушечных, а сам с двумя передовыми кораблями бросился на идущие впереди фрегаты "Берислав" и "Стрела". Но турецкий паша слишком растянул строй. На своем корабле, получив большие повреждения, он смог прорваться назад в строй. А оба передовых турецких корабля оказались отрезанными и были вынуждены спасаться бегством. Другие корабли авангарда не могли повернуться к русским бортом и дать отпор, поскольку сзади напирали другие суда. Видя безнадежность создавшегося тупика, корабли кордебаталии и арьергарда стали поворачивать назад. А разгромленные корабли авангарда стали спасаться бегством.

Ф.Ф. Ушаков в этой битве командовал лишь авангардом. В результате же, следуя впереди, он фактически управлял всем флотом. Эта битва была первым ударом по канонам линейной тактики. Противник, имеющий в 8 раз больше кораблей, чем русские был разгромлен. И виной тому не Эски-Гассан. Он лишь жертва устоявшихся традиций: делал все так, как и было запланировано. Закон линейного боя был суров. Каждый корабль в боевом построении имел свое ранее запланированное место и вел огнь только по одной, ранее намеченной цели. Такой вариант имел свои преимущества: прежде всего огневая мощь, практически идеальный порядок в боевом построении. Но он имел и недостатки, которые русский флотоводец умело использовал и доводил до полной победы. Ради мощи турецкая эскадра жертвовала, прежде всего, скоростью и маневренностью. Ее действия были предсказуемы. Ф.Ф. Ушаков, напротив, предпринимал нестандартные действия, которые разрушали боевой порядок противника. Так случилось и у острова Фидониси.

Русский флотоводец, не желая мириться с таким раскладом, не стал вытягиваться в линию, параллельную турецкому флоту. Он врезался в боевое построение турок, внеся туда хаос. Из-за стеснённости противник не мог повернуться к русским бортом. Началась паника. А впереди проплывали всё новые и новые русские корабли и с бортов, максимальным количеством пушек громили носа турецких кораблей. Боевой порядок Гассана был разбит.

В отличие от предыдущих побед сражение при Фидониси не имело существенного влияния на дела всей компании, поскольку практически всем турецким кораблям удалось скрыться. Но оно было примечательно в другом. Впервые в открытом морском сражении малочисленный русский флот одержал победу над значительно превосходящими силами противника. К тому же в этом сражении произошла первая проба стратегии Ф.Ф. Ушакова. У острова Фидониси флотоводец, несмотря на то, что он командовал лишь авангардом, начал экспериментировать с основами линейной тактики. Появляются особенности ведения боя Ф.Ф. Ушакова. Они складывались в его собственную тактику - одну из самых известных тактик во всем мире. Это сражение явилось началом конца турецкого владычества на Чёрном море и, вместе с тем, началом расцвета российского военно-морского искусства.

2.2.2 Абукир - первая большая победа

После разгрома Северной Италии Наполеон стал сосредотачивать войска на побережье Средиземного моря
. Поползли слухи, что следующая цель французов - Англия. Между тем Наполеон, собрав значительное войско, и, посадив его на корабли, внезапно захватил Ионические острова. Продолжая дезинформировать своих противников, он двигался к Мальте. Английский контр-адмирал Г. Нельсон тем временем прибыл в Александрию очень удивился, не найдя там французского флота. Если бы он подождал еще один день, то французы сами бы на него напоролись. Но флотилии противников разошлись, и на следующий день после отбытия Нельсона Наполеон высадился в Александрии. После этого он направил свою эскадру во главе с вице-адмиралом Полем Брюйесом в Абукирский залив. Эскадра Нельсона тем временем дошла до Сиракуз и, получив там подтверждение о следовании Бонапарта в сторону Египта, взяла обратный курс.

Разведывательное судно донесло Нельсону, что в Александрийском порту неприятеля нет. Англичане начали уже предполагать, что вновь разошлись с французами, как вдруг с находившегося ближе всех к Абукирской бухте линейного корабля "Зилоус" доложили, что обнаружили в ней множество стоящих на якоре кораблей.

Направляясь к бухте, вход в которую был достаточно широк, Нельсон решил атаковать авангард и центр французской эскадры, пользуясь попутным ветром. С правого крыла эскадры на острове Абукир находилась береговая батарея, состоящая из нескольких орудий. Весь французский флот стоял на якоре, построенный в линию, протяженностью примерно в милю. Он состоял из 13 линейных кораблей и представлял из себя изогнутую линию. Ближе к берегу находились еще четыре фрегата. Акватория вокруг французской эскадры была окружена мелями, не позволяющими кораблям подходить к берегу ближе трех миль.

Нельсон стал обходить часть французской эскадры со стороны моря. Появление англичан стало полной неожиданностью для французов. Большая часть экипажей их кораблей находилась на берегу.

Обнаружив англичан, французские фрегаты и шлюпки стали пытаться развозить людей по кораблям. Но большей части так и не удалось добраться до эскадры. Брюйес выслал навстречу британской эскадре два брига, чтобы ложным маневрированием навести англичан на мель у острова Абукир. Но эта хитрость не удалась.

11 британских кораблей шли, построившись в линию. Еще два, посланные Нельсоном для разведки на некотором отдалении от основной эскадры.

Наблюдая за приближением неприятеля, Брюйес понял, что сражение состоится в этот же день и, не имея достаточного количества матросов для ведения боя под парусами, все же решил принять его на якоре.

Англичане, обойдя французский авангард, открыли по нему огонь. Одновременно с этим был нанесен удар по центру французской линии. Французская эскадра была окружена, но, несмотря на это корабли продолжали храбро защищаться.

С особым упорством бился французский флагман. Вице-адмирал Брюйес еще в начале сражения получил ранения в лицо и руку, но продолжал оставаться на мостике. Вскоре он был тяжело ране осколком ядра и вскоре скончался. После смерти адмирала наступил самый драматический момент боя. Французский флагман "Ориен" загорелся и через час взорвался.

Около 11 часов французская эскадра была разбита. Победа Нельсона была полной. Из 13 французских кораблей один был взорван, восемь захвачены, два обратились в бегство. Это была первая крупная победа Г. Нельсона. Она была чрезвычайно важна и для него и для всей Англии. Абукирское сражение сорвало столь удачно начавшуюся египетскую кампанию Наполеона.

2.2.3 Калиакрия - совершенная победа

К декабрю 1791 года Турция оказалась на грани катастрофы
. Несколько крупных поражений турецкого флота поставили его в весьма затруднительное положение. Во время этого затишья основные действия вновь переместились на сушу.11 декабря турецкие войска под командованием А.А. Суворова штурмом взяли крепость Измаил. Эта была одна из самых кровопролитных битв за всю предыдущую историю войн. С турецкой стороны было убито около 31 тысячи человек и до 10 тысяч взято в плен. С нашей стороны пало около 2 тысяч убитыми и более 2,5 тысяч ранеными.

Падение такой мощной крепости, какой являлся Измаил, потрясло всю Турцию. Командующего турецкими войсками Эски-Гассана объявили в измене и казнили. Так бесславно закончил жизнь бывший главный противник Ф.Ф. Ушакова. На его место был назначен вызванный из Алжира Саид-Али. Султан всячески обласкал его, наградил новым рангом и золотом. Командующий флотом Гуссейн, напротив получил несколько упреков. Все это обострило отношения между двумя турецкими флотоводцами.

К декабрю 1791 года Турция оказалась на грани катастрофы. Несколько крупных поражений турецкого флота поставили его в весьма затруднительное положение. К тому времени военно-политическая обстановка заметно изменилась в пользу России. После взятия Анапы, 22 июня турецкая сторона была вынуждена начать переговоры о перемирии.

Ф.Ф. Ушаков, не имея этих известий, на корабле "Святой Павел", 28 июля вышел из Севастополя. Под его командованием находилась эскадра, состоявшая из 16 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 19 мелких судов.

31 июля 1791 года турецкий флот стоял на якоре мыса Калиакрия. Турки считали, что на этой территории русских кораблей быть не может и в тот день спокойно праздновали Курбан-байрам. Внезапно появившийся из-за мыса контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков заметил, что его появление явилось здесь полной неожиданностью. Турки стали спешно рубить канаты и отходить под защиту береговых батарей. В это время русский флотоводец решился на отчаянный шаг. Он повел свой флот между кораблями и, беспрестанно палящей, береговой артиллерией. При этом была задействована максимальная огневая мощь кораблей. Одним бортом русские суда расстреливали турецкие корабли, другим береговую батарею Противник, не успевший выстроиться в боевую линию, был вынужден отступить, поменяв направление движения. Среди турецких кораблей началась паника, при выходе в море несколько из них столкнулись и получили повреждения. Это был блестящий маневр, обессмертивший имя Ф.Ф. Ушакова. Правда, об этом многие историки и тактики постарались забыть, не вспоминать, приписать его адмиралу Г. Нельсону, совершившему подобный маневр лишь семь лет спустя, в 1798 году, у мыса Абукир. Но факт остается фактом: первым этот маневр применил русский адмирал.

Ф.Ф. Ушаков, быстро заставивший замолчать береговую артиллерию, бросился вдогонку за противником. К тому времени из замешательства турок вывел Саид-Али. Он вывел свой корабль вперед и стал строить линию. Гуссейну не оставалось ничего, как занять свое место в боевом построении алжирца. Русская линия двигалась параллельно турецкой, но с некоторым отставанием, и Саид-Али решил этим воспользоваться. Он стал растягивать линию, чтобы обогнуть русские корабли, окружить и расстрелять их. Опять та же ошибка, что и при Фидониси. И опять те же нестандартные действия контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова. Двигаясь во главе авангарда, он стремительно сближается с врагом и, нанеся мощные контрудары в определенную точку, разрывает турецкую линию. Несколько турецких кораблей оказались отрезанными от остального флота. В их числе был и Саид-Али. Его корабль с многочисленными повреждениями смог прорваться назад, внутрь строя. Боевой порядок в построении был смят. Турецкие корабли из-за своей многочисленности не могли развернуться к русским бортом. Турки были стеснены настолько, что сталкивались и стреляли друг в друга. Лишь наступившая темнота и пороховой дым, заволокший поле боя, помогли им скрыться.

Победа у мыса Калиакрия явилась беспримерным событием. Русский военный флот после Чесменского сражения не знал такой крупной победы. После Калиакрии турецкий флот оказался в критическом положении. Только через месяц жалкие остатки некогда сильного флота вернулись в Константинополь. Из 78 судов не хватало 18.

Боеспособными остались не более десятка. Флагманский корабль Саида-Али, войдя на рейд, на виду у всех стал тонуть и просить о помощи. Сама Турция была на грани банкротства. Казна была пуста, экономика расстроена и еще довольно продолжительный промежуток времени страна не могла восстановиться.

Султан был настолько поражен увиденным разгромом турецкого флота, что поспешил немедленно заключить мир с Россией.22 декабря 1791 года в Яссах договор был подписан. Россия по нему получила земли между Бугом и Днестром, Крымский полуостров, Тамань, восточное побережье Азовского моря. Подтверждались условия Кючук-Кайнаджирского трактата. Российские суда получили право проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.

Таким образом, благодаря действиям адмирала Федора Федоровича Ушакова к России отошло практически все Северное Причерноморье, и она укрепилась на южных границах государства.

2.2.4 Трафальгар - триумф и смерть

После провала египетской кампании французский флот оказался в весьма затруднительном положении
. Большинство военных судов были разбросаны по разным портам. Но, несмотря на это, французам и испанцам удалось скоординировать свои действия и сосредоточить большую эскадру в Кадисе. У союзников в Кадисе находилось 33 линейных корабля - 18 французских и 15 испанских. Кроме того, в их распоряжении находилось 3 французских фрегата и 2 брига. Нельсон располагал лишь 27 линейными кораблями. По количеству орудий англичане также уступали союзникам.

19 октября 1805 года Вильнев начал выводить свой флот из порта. Вывод франко-испанских кораблей из Кадиса затянулся на два дня. Англичане тщательно наблюдали за выдвижением противника и старались занять более выгодную для боя позицию. Линия Нельсона шла несколько позади, чтобы в случае чего отрезать робкому Вильневу обратный путь в Кадис. Французы, стараясь избежать встречи, растягивались в линию и жались вдоль берега. Параллельное движение двух эскадр длилось до того времени, пока путь французам не перекрыл мыс Трафальгар. Поднявшись на север, Вильнев напоролся на английскую эскадру, которая внезапно ушла выше. Но, совершив разворот и перестроившись, Нельсон начал внезапное наступление по ветру в ордере двух колонн. Зыбь на воде помешала французам выстроить идеальную линию. Получилось что-то вроде полумесяца. В центр этого полумесяца и направлялся Г. Нельсон. Его цель - прорвать боевое построение врага, отрезать корабли авангарда и арьергарда, а суда кордебаталии окружить и расстрелять. Английский адмирал шел на большой риск, поскольку при неудаче прорыва построение британской флотилии было бы разбито, корабли не смогли бы внезапно развернуться и уйти, а французский полумесяц мог бы сомкнуться в гибельное кольцо, окружить и расстрелять суда англичан. Но риск оказался оправданным. Линия Коллингвуда легко прорвала линейный строй французов и отрезала авангард. Линия Нельсона попыталась сделать то же самое. Но в самом разгаре боя ветер внезапно стих. Английский флагман "Виктори" притормозил как раз напротив огромного 130-пушечного испанского корабля "Сантис Сима Тринидад" и французского "Буцентавра", где находился Вильнев. К сожалению, от ветра, во времена парусного флота зависело очень и очень многое. Остальные же корабли линии Нельсона вполне успешно пробили построение врага. Французские корабли были окружены, но продолжали весьма храбро защищаться, а, видя флаг главнокомандующего, бьют по кораблю с особым усердием. Вот уже вся палуба "Виктори" завалена трупами. И вдруг капитан корабля Харди увидел, что Нельсон, только что стоявший рядом с ним, падает на левый бок. Наклонившись над раненым, сквозь оглушительный шум боя Харди слышит: "Наконец они меня доконали".

Пуля, пущенная французским унтер офицером, попала эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины. Адмирала снесли вниз, где уже находилась масса раненых. Врач стремился лишь облегчить его предсмертные муки, но, несмотря на страдания, Нельсон продолжал тревожиться об исходе сражения. То и дело он требовал к себе капитана Харди, а тем временем бой продолжался. И только через час после ранения адмирала, окруженные французы, дрогнули. Адмирал Вильнев спустил свой флаг и сдался в плен. "Буцентавр" капитулировал. Вслед за ним один за другим сдавались французские и испанские корабли. К концу боя были уничтожены или взяты 18 кораблей противника. Нельсону доложили о победе и через несколько минут он скончался…

В сражении у мыса Трафальгар Г. Нельсон находился в расцвете своих сил и таланта. Здесь он применил новые, еще более совершенные приемы, еще больше отдалился от канонов линейной тактики. Он избавился от своей излишней эмоциональности и бездумного риска. Адмирал сумел своими маневрами полностью запереть вражескую флотилию, отрезать им все пути к бегству. В результате французы и испанцы лишились 18 линейных кораблей (если вы помните, то в сражении у мыса Калиакрия Ф.Ф. Ушаков уничтожил всего лишь один линейный корабль). Это была подлинная катастрофа. Но в этом бою Англия лишилась своего героя. Адмирал Горацио Нельсон умер, зная, что в своем последнем бою он одержал большую победу.

Заключение

В этой работе мы постарались выявить и проанализировать все особенности стратегии двух великих адмиралов: Федора Федоровича Ушакова и Горацио Нельсона. Было разобрано огромное количество материалов и документов, составлены подробные схемы морских сражений флотоводцев. Все это и позволило нам сделать следующие выводы.

Тактика Ф.Ф. Ушакова отличалась от обыденной линейной, хотя русский адмирал и не отходил от ее канонов. Он сохранял боевое построение кораблей в линию, что позволяло ему использовать максимальную огневую мощь кораблей. Адмирал давал командирам в своей флотилии некоторую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более быстроходным и маневренным. Зачастую он применял совершенно нестандартные для флота приемы, разрушал установившиеся традиции ведения боя. Например, выделял из легких быстроходных кораблей резерв, не положенный во флоте, или проводил флотилию между кораблями противника и береговой артиллерией (мыс Калиакрия). Его козырем были скорость и маневренность, благодаря которым легкие быстроходные фрегаты оказывались в более выигрышном положении, нежели чем тяжелые, но мощные линейные корабли.Ф. Ф. Ушаков сам проводил обучения всех матросов и солдат, поступавших к нему во флотилию. Благодаря этому корабли, находящиеся под его командованием, двигались быстрее, а стреляли прицельнее. Его капитаны могли найти выход практически из любой ситуации, так же как и он, обладали хорошим стратегическим мышлением. В битве главной целью Ф.Ф. Ушакова всегда был флагманский корабль. При выведении его из строя порядок в построении нарушался. Своими непредсказуемыми поступками он вносил хаос в линию противника. При этом построение в его флотилии всегда оставалось практически идеальным.

Г. Нельсон также отошел от канонов линейной тактики, внес в нее свои коррективы. Так же, как Ф.Ф. Ушаков, он делал ставку на скорость и маневренность, проводил новые, зачастую неожиданные для противника маневры. Но в отличие от русского адмирала Г. Нельсон часто полагался на свои эмоции. Возможно, в этом виновато недостаточное образование английского флотоводца. Но недостаток знаний он восполнял боевым опытом, интуицией, смелостью. Самый большой урок Горацио Нельсон получил во время первого боя, завершившегося полным разгромом его эскадры.

Все это позволяет нам заявлять. Все особенности ведения боя Ф.Ф. Ушаковым и Г. Нельсоном складываются в их собственные тактики. И эти тактики во многом является уникальными и неповторимыми. Они ждут серьезных и глубоких исследований.

Во введении было замечено, что история - это не только ряд событий и дат, но и, прежде всего живые люди, лидеры, которые могут оказывать иногда определяющее влияние на ход событий. И это было упомянуто мною не случайно. Несомненно, различные факторы в биографии адмиралов оказали определенное влияние на ход жизней флотоводцев.

Но главная причина, послужившая опорой для появления талантливого адмирала Ф.Ф. Ушакова, скорее всего, заключена в том, что знаменитый русский флотоводец обладал глубокими знаниями мореходного дела, тактики ведения морского боя, хорошо развитым умением принимать неординарные решения и лидерскими качествами, которыми он "управлял" так же умело, как управлял своими кораблями. Именно все это и составило талант флотоводца, который стал главным ключом к решению весьма важной для страны проблемы. Во времена Федора Федоровича Ушакова Российская империя как никогда прочно укрепилась на Черном море.

В этой работе мы попытались выявить все особенности ведения боя двух великих адмиралов. Каждый из них гениален, каждый обладал своим талантом. Воевавшие в одну эпоху, они оба вошли в историю. Доблесть и честь Горацио Нельсона стали символом нации. В честь его последнего боя названа центральная площадь Лондона, на ней стоит не фигура короля или политического деятеля, а памятник Горацио Нельсону. Историю его жизни знает каждый уважающий себя англичанин. И так же, как британцы, мы должны чтить память о Федоре Федоровиче Ушакове. Страна должна помнить своих героев, готовых отдать за нее жизнь.

Список литературы

А) Источники

1. Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. Санкт-Петербург; Николаев, 1897

2. Военно-морская идея России / Российский военный сборник. Вып.11. - М., 1998.

3. Известие о кончине адмирала Ф.Ф. Ушакова / Русский вестник. Вып.2. - М., 2000.

4. Мазюкевич М. Прибрежная война. Десантные экспедиции и атака приморских укреплений. - СПб., 1874

5. Макаров С.О. Мир не вечен. Рассуждения по вопросам морской тактики. - СПб. 1997.

6. Машков В.А. Ушаков - благодетель. / Адмирал Ушаков. Материалы и документы. - СПб., 1998.

7. Овчинников В.Д. Вахтенный журнал. - М., 1995.

Б) Литература

8. Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.

9. Ганичев В.Н. Русский военный флот // вопросы истории.

10. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775 - 1800 гг. - М., 1959.

11. Керсонский А.А. История русской армии. - М., 1992.

12. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии - М., 1995.

13. Овчинников В.Д. В служении Отечеству. - М., 1993.

14. Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков. - М., 2003.

15. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства в средние века. - М., 1986.

16. Сацкий А.Г. Начало создания Черноморского флота // Вопросы истории. 1985. № 8.

17. Сацкий А.Г. Фёдор Федорович Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3

18. Скаловский Р. Жизнь адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. - СПб., 1764.

19. Трухановский В.Г. Судьба адмирала: триумф и трагедия. - М., 1984.

20. Трухановский В.Г. Крупнейшие сражения Г. Нельсона // Прометей стр.51-78 Фаган Г. Обнаженный меч. Эпизоды их английской истории. - М., 1991.

21. Эджингтон Г. Адмирал Нельсон. История жизни и любви. - М., 1992.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать