Жизнь города Смоленска в конце ХІХ-начало ХХ века

Жизнь города Смоленска в конце ХІХ-начало ХХ века

25

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

с углубленным изучением отдельных предметов

Экзаменационный реферат

по истории Смоленщины

на тему:

«Жизнь города Смоленска в конце 19 - начале 20 веков»

Выполнил

ученик 9 класса А

Попов Вячеслав

Артурович

Учитель

Макеев Борис

Владимирович

г. Смоленск, 2006 г

План

I. Введение.

II.Основная часть:

1) Облик города Смоленска.

2) Жители города, их занятия и благосостояние.

3) Наиболее известные события в жизни Смоленска в конце

19 - начале 20 веков.

III. Заключение.

IV. Список литературы.

I. Введение.

История Смоленщины богата событиями, происходившими на её территории. Каждый этап становления величия Руси оставил свой след на земле, принадлежавшей нашим предкам, а теперь и нам. Смоленск является одним из старейших городов России. Первое упоминание о нем в Устюжском летописном своде относится к 863 году. Смоленск появился на свет благодаря великому пути «из Варяг в Греки». На стыке северной и южной частей пути родился город. Торговые пути играли важную роль. Когда через Смоленск шли бойкие торговые дороги, он расширялся, богател, украшался величественными сооружениями. Но уходили дороги в сторону, и Смоленск пустел, беднел, ветшал.

Смоленск неизменно находился в центре политической жизни Руси. Обстановка на западных границах страны на протяжении ряда веков была сложной. Много раз после ожесточенных сражений город захватывался польскими войсками, но всегда он возвращался России.

История Смоленска имеет много героических страниц. После каждой войны Смоленск возрождался как птица Феникс из пепла, изменяя при этом свой облик. Поэтому сейчас трудно представить, как выглядел Смоленск конца 19 - начала 20 веков.

Цель моей работы - изучение жизни города Смоленска, его облика в конце 19 - начале 20 веков. Эта тема интересна мне тем, что открывает для меня новую страницу в познании истории родного края.

II.Основная часть.

1) Облик города Смоленска

По данным статистических исследований, опубликованных в сборнике «Города России в 1910 году», в Смоленске проживало тогда 59 тысяч человек. Для сравнения - данным однодневной переписи в городе, проведенной 11 октября 1881 года (тогда в нем жило 33890 человек), и первой всеобщей переписи населения России 1897 года (в Смоленске - 45870 человек).

В конце XIX - нач. XX столетия в городе было немногим более 20- фабрик и заводов, годовая стоимость продукции которых не превышала миллиона рублей. В эти годы окончательно оформляются 3 основных района капиталистического Смоленска: дворянско-купеческий центр, мещанское Заднепровье и рабочие окраины - Солдатская слобода, Рачевка, Покровка, Садки.

В 1910 году в нашем городе было зарегистрировано 2698 жилых строений, из которых только 283, т.е. около 10,5%, каменных. Таким образом, Смоленск, как и во время нашествия Наполеона, оставался деревянным городом. В ночное время улицы его освещались керосиновыми фонарями (их было 750), но в 1901 году появились и электрические (их было лишь 46). В1890 году начал действовать водопровод, но едва ли не большинство жителей города по-прежнему пользовалось колодцами. Будаев Д. «Жизнь в деревянном городе» (Журнал Смоленск, спецвыпуск, сентябрь 2004, стр. 11-12)

Современный городской транспорт - трамвай, троллейбус, автобус и такси. Сто лет назад ничего этого не было, кроме недавно открытого трамвая с протяженностью трамвайных линий 7,9 верст (верста равна 1,068 км). В Смоленске внутригородской транспорт был представлен сравнительно большим количеством извозчиков: летом - 222, зимой - 695.

В Смоленске насчитывалось 65 заведений трактирного типа, в том числе 15 гостиниц, 8 постоялых дворов, 15 ресторанов и трактиров, 18 харчевен, столовых, закусочных и чайных, 9 буфетов. Кроме того, имелось 49 пивных лавок и «винниц».

В городе было 25 православных церквей, 8 иудейских молитвенных домов, 4 часовни, 3 монастыря - 2 мужских и 1 женский.

Имелось 6 типографий, в которых печатались местные газеты и другие периодические издания (газеты «Смоленский Вестник», «Смоленские епархиальные ведомости», «Смоленские губернские ведомости», ежегодно издаваемые «Памятные книжки Смоленской губернии» и др.).

В 70-90-х годах 19 века создаётся до 15 учебных заведений; в том числе реальное училище (1877), ремесленное училище (1878), женская прогимназия (1886) и др. Всего к 1900 году в городе действовало 33 небольших учебных заведения, в которых обучалось немногим более 4 тысяч детей.

В конце 19 века создано 3 библиотеки: городская публичная, Заднепровская общественная и частная А.С. Клестова, с общим книжным фондом около 30 тысяч книг. Справочник-путеводитель «Смоленск» (2-е издание), по ст. Авдусина Д.А. , 1960, стр.23-26

1 октября 1910 г был открыт смоленский филиал Московского археологического института. Это было по тем временам уникальное учебное заведение, слушателями которого были лица, уже имевшие высшее образование, а в качестве вольнослушателей - и не имевшие его. В учебный план института входило изучение таких наук, как археология, всеобщая история искусств и история русского искусства, история русской архитектуры, многих вспомогательных исторических дисциплин - нумизматика, палеография, метрология, хронология, геральдика, генеалогия и т.д. Число лиц с высшим образованием в губернском центре было незначительным. Да и среднее образование было доступно далеко не всем - в основном лицам привилегированных сословий. Среди учебных заведений в Смоленске было 8 (по 4 мужских и женских гимназий), в них 147 учителей обучали 2880 учеников. Начальных школ насчитывалось 15, в них работали 85 учителей, а обучались в них 1672 мальчика и 1273 девочки.

В конце 19 - начале 20 веков в городе работала губернская земская больница (на Покровке), амбулатория «Общество врачей», лечебница «Благотворительного общества», 2 частные лечебницы. В них было 34 официальных врача и 13 вольнопрактикующих.

В начале 20 века в г. Смоленске существовало три музея: историко-археологический, открытый в 1888 г краеведом

С.П.Писаревым; историко-этнографический музей княгини

М.К.Тенишевой, основанный в 1898 г., с 1905 года располагавшийся в специально для него построенном здании «Русская старина»; естественно-исторический музей (музей природы), возникший в 1908 году, организованный «Обществом изучения Смоленской губернии». Степченков Л. «Туристический Смоленск начала 20 века» (журнал «Смоленск», № 12-2000г., стр. 37-38)

В 1871 году в Смоленск губернатором назначается Александр Григорьевич Лопатин, Губернаторский дом (ныне художественная школа) имел свой большой сад. Но А.Г.Лопатин обратил внимание на то, что территория Королевской крепости пришла в полное запустение. Привлекая к работам арестантов, он стал расчищать место, проводить дорожки, устраивать цветники, беседки.

Смоляне оценили усердие губернатора, «заботами которого сад этот был приведен в очень хороший вид». И 1 августа 1873 года смоленский городской голова обращается к губернатору с просьбой, чтобы «общественный сад получил наименование «Лопатинский».28 августа того же года обращение поступило в Петербург в министерство внутренних дел. 23 сентября было получено «Высочайшее соизволение на удовлетворение означенного ходатайства». В 1880 году А.Г.Лопатин стал почетным гражданином Смоленска и ряда других уездных городов.

Внутренние участки бастиона были срыты, образована ровная площадка. Через ров напротив памятника Адамани выстроили деревянный мост, в 1907 году на его месте был выстроен новый бетонный фабрикой Дубейковского, искусственный ров был заполнен водой, так образовался пруд.

После отъезда А.Г. Лопатина из Смоленска, попечение о саде взяла на себя особая комиссия, 18 мая 1880 года газета сообщила жителям, что сад открывается для публики и первое посещение бесплатное. Будет играть оркестр, работать буфет и столовая. Беседки и скамьи окрашены, дорожки подметены, бильярд приводится в порядок.

Сад был обнесен красивой деревянной оградой, и вход в него был платным. Арендатором сада одно время был Матис, который, как писал С.П.Писарев, не скупился на фейерверки, ракеты и бенгальские огни. Зимой на пруду устраивался каток и ледяные горки.

Но еще более привлекательным стал Лопатинский сад, когда в нем появился летний театр, ресторан, кинематограф Бови. Театр использовался для заезжих актеров. Цирк не мог в нем уместиться, и потому эти представления устраивали на плацу. Так в 1889 году там выступал цирк Соломонского. В театре в 1910 году выступала известная труппа Басманова. В Лопатинском театре впервые была поставлена пьеса Л.Андреева «Старый студент», но постановка не имела успеха у публики.

Юбилейные торжества, посвященные 100-летию Отечественной войны 1812 года, коснулись и Лопатинского сада. 5 августа 1912 года на месте захоронения А.А.Скалона его внуками был установлен памятник, положены плиты на могилу и поставлена ограда. Произошло освящение этого места. И в тот же день на верхнем валу был открыт памятник Софийскому полку по проекту Б.Цапенко. В первом варианте памятник был увенчан крестом, а через год крест заменен на парящего орла. Верхний вал бастиона был самой привлекательной прогулочной площадкой, в правой стороне с него через «мостик вздохов» можно было пройти на крепостную стену.

«Блонье» - это устоявшееся во времени название парка имени М.И.Глинки, расположенного в центральной части Смоленска. Со всех сторон он ограничен улицами: с востока - имени Глинки, с запада - улицей Октябрьской революции, с севера - имени Ленина, с юга - Коммунистической.

В южной стороне парка 1 июля 1877 года состоялось торжественное открытие первого Реального училища в Смоленске (ул. Коммунистическая д.2). С 1897 года оно стало назваться Александровским в честь Александра II.

1 июня 1885 года на восточной стороне Блонье состоялось торжественное открытие памятника М.И.Глинки, отлитого в Санкт-Петербурге на заводе Морана, по проекту члена Академии художеств А.Р.Бока. На открытии памятника присутствовали М.А.Балакирев, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов. В.В.Стасов, С.Н.Третьяков и многие другие деятели русской культуры. В последующие годы вблизи памятника располагался деревянный павильон Смоленского Отделения Императорского Российского общества садоводов, не сохранившийся до наших дней.

На месте современной площади Смирнова находились Молоховские ворота с надвратной церковью Благовещения Божией Матери и расположенной перед ними Молоховской площадью.

В начале 80-х годов 19 века городской думой на Молоховской площади был создан верхний базар, для чего выстроили несколько лавок. Длительное время торг не приживался по той причине, что торговцы боялись покинуть привычные места, и устроенные лавки были отданы под винный склад. Но к началу 20 века город значительно вырос, особенно первая и вторая его части, численность их населения почти удвоилась. Все это привело к необходимости возрождения базара на Молоховской площади. Ежегодно на верхней рыночной площади проходила Вознесенская ярмарка, продолжавшаяся со дня Вознесения четыре дня. Главным образом на ярмарке торговали лошадьми, рогатым скотом, экипажами, колесами и т.п. Сюда съезжались не только из Смоленской губернии, но и из других: Калужской, Тамбовской, Могилевской. Так в 1900 году на ярмарку было пригнано около 600 лошадей. Молодая лошадь(4-5 лет) с «хорошим ходом», без пороков, «рослая» стоила 150-200 рублей, обычная рабочая, крестьянская от 40 до 120 рублей. Одновременно с ярмаркой в день Вознесения во дворе здания государственного конезавода (располагался на месте современного Дома быта «Гамаюн») проходила выставка крестьянских лошадей. В ней принимало участие до 150 животных. Победители получали денежное вознаграждение в размере от 5 до 25 рублей. Степченков Л. «Молоховская площадь» ( журнал Смоленск, № 10 - 2004 г., стр. 30-33)

18 августа 1912 года на Молоховской площади открылась выставка сельскохозяйственного и кустарного производства, приуроченная к пятидесятилетию Смоленского общества сельского хозяйства, получившая статус региональной среди центральных губерний России. На выставке, кроме достижений животноводства, льноводства, земледелия, птицеводства, были представлены машины, постройки. По завершении выставки победителям вручались медали.

Регулярно на Молоховской площади принимали присягу солдаты 3-й резервной артиллерийской бригады в торжественной обстановке перед фронтом орудий.

В начале 20 века Молоховская площадь являлась окраиной города, и ее границы очень часто превращались в городскую свалку, куда свозились отходы из первой и второй частей города.

2) Жители города, их занятия и благосостояние

Идея строительства в губернском городе Смоленске железной дороги (именно так официально именовался в то время трамвай) появилась еще в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве (в 1892 году) и Нижнем Новгороде (в 1896 году). 26 марта 1898 года Постановлением Смоленской городской Думы строительство электрической станции для освещения и электрической железной городской дороги было предоставлено на концессионных правах электрическому обществу «Унион». Смоленская городская управа отвела участок для строительства трамвайного управления на левом берегу Днепра, за крепостной стеной, ниже Армянской улицы (ныне улица Соболева). Необходимо было построить электростанцию, трамвайное депо, трамвайные пути, установить опоры, подвесить контактный провод, установить стрелочные переводы, перепланировать ряд улиц, по которым пройдет трамвай, сделать проходы в крепостной стене возле Никольской и Молоховской башен. Строительные работы велись достаточно быстро. Рабочих набирали по всей России. Среди рабочих-строителей был и И.В.Бабушкин, соратник В.И.Ленина. Работы велись одновременно на всех объектах с утра до позднего вечера, а платили всего 65 копеек в день. За этот период в Смоленске было построено два участка трамвайных путей.

Длина трамвайного одноколейного пути составила 6 вёрст, или 6,39 км. Вагоны фирмы «Унион» были несовершенны. Это был маленький вагончик на 30 пассажиров, и ходивший по узкоколейному пути челночным способом.

Работа вагоновожатых и кондукторов была тяжелой, так как площадки были открытыми, в осеннюю и зимнюю стужу было холодно.

Для трамвайных вагонов общество построило депо на 5 вагонов и 2 места для текущего ремонта. Работы велись быстро, с марта 1898 года по август 1901 года.

20 октября 1901 года в Смоленске открылось первое движение электрического трамвая.

На основании Постановления городской Думы от 31 октября 1903 года плата за проезд была установлена по 5 копеек с каждого человека за один перегон, кроме чинов полиции. Учащиеся в учебных заведениях, если они в форменной одежде или с установленными для этих заведений знаками, платили за каждый перегон по 3 копейки.

Поэтому плата в 5 копеек была высокой и делала трамвай отнюдь не массовым и демократическим видом транспорта. Кроме того, «зайцем», без билета, проехать было невозможно, так как в каждом вагоне работал кондуктор. Город был не велик, трамваи были не очень переполнены и «штурмом» не брались.

С открытием трамвайного движения были проложены рельсы вокруг северной и западной стороны парка Блонье. Трамвайные пути проходили по улице им. А.С.Пушкина (ныне В.И.Ленина) между садом и зданиями присутственных мест и поворачивали на Ильинскую улицу (ныне Октябрьской революции), и далее шли через губернаторский пролом на улицу П.И.Энгельгардта (ныне Дзержинского).

С 1 октября 1903 года началось движение трамваев по Молоховской площади, для чего была устроена арка в крепостной стене. Последний трамвай с площади отходил в 9 часов вечера.

До 1914 года в Смоленском трамвае работали только мужчины, а когда началась война и мужчин стали призывать в царскую армию, на работу начали принимать женщин. Первая женщина - водитель трамвая, принятая на работу в 1914 году, - Баненкова Олимпиада Ивановна - проработала в Смоленском трамвае более 40 лет. Первые водители трамвая Холстинников Алексей Михайлович, Андрей Данилович Хведченя, Федор Андреевич Купреев, старший мастер депо Алексей Иванович Демьянов, кондуктор Ирина Прохоровна Холстинникова внесли большой вклад в развитие Смоленского трамвая.

Надежное транспортное сообщение через Днепр обеспечивали два моста. В Смоленске долгое время был только один мост, напротив Днепровских ворот. На этом месте мост впервые построили еще в 12 веке, а, может, даже и в 11 веке. Построенный после войны 1812 года мост несколько раз перестраивали, в 1816 году он обрушился, в 1874 году сгорел. Возникла необходимость построить новый, более современный и прочный. Городская Дума долго вела споры вокруг строительства нового моста. Одни члены Думы предлагали построить его на месте старого, другие - на новом месте. Причиной споров была необходимость сноса ряда построек и отчуждения земель при строительстве нового моста, что вызывало дополнительные расходы. 28 февраля 1894 года Дума закрытой баллотировкой на шарах проголосовала за новое место для моста - с Троицкого шоссе на Никольскую улицу. В 1897 году мост был открыт. Материал, из которого он был построен, лег в основу его названия. Смоляне называли мост Железным. За старым мостом сохранилось название Деревянный или Старый.

20 сентября 1870 года из Москвы в Смоленск прибыл первый поезд. Путь из Москвы до Смоленска товаропассажирским поездом занимал чуть больше 15 часов. За комфорт и скорость, какие давал железнодорожный транспорт по сравнению с гужевым, приходилось соответственно платить: в зависимости от класса, билет от Москвы до Смоленска в 1872 году стоил от 3-х рублей 92 копеек до 11 рублей 76 копеек (для сравнения: рабочему на строительстве дороги за лето платили 80-100 рублей). Кононов В. «Путь в Европу» (журнал «Смоленск» №10 - 2000г., стр.32-33)

Существовали правила проезда пассажиров: запрещалось брать с собой в вагоны «животных и заряженное оружие», переходить во время движения поезда из вагона в вагон, подходить к поездам после третьего звонка, которыми пассажиров предупреждали о скором отправлении, запрещалось «во время хода поездов открывать окна в вагонах одновременно с обеих сторон», в случае же, если окна все-таки оказывались «с обеих сторон» открытыми, надо было «закрывать оные с той стороны, откуда дует ветер». Через год после прибытия в Смоленск первого поезда из Москвы, 16 ноября 1871 года в Эксплуатацию был введен Смоленско-Брестский участок. Посредством Варшавско-Тераспольской железной дороги Московско-Брестская дорога соединяла «Москву с Варшавой и со всей средней Европой», имея большое не только экономическое, но и стратегическое значение.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать