Запорожская Сечь (середина XVII–конец XVIII вв.)

Запорожская Сечь (середина XVII–конец XVIII вв.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Исторический (заочный) факультет

Кафедра история славян и СИД

Курсовая работа

Запорожская Сечь (середина XVII - конец XVIII вв.)

Гомель 2009 г.

Содержание

Введение

1. Возникновение и развитие Запорожской Сечи (конец XVI в.)

1.2 Социально - политическая жизнь

2. История Запорожской Сечи (XVII - XVIII в.)

2.1 Экономически - политическая жизнь

2.2 Направление вооруженных сил

2.3 Взаимоотношения с соседними государствами

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема курсовой работы актуальна тем, что история Запорожской Сечи мало изучена на современном этапе. Это связано с тем, что о Запорожской Сечи мы узнаем только при изучении истории Украины в университете, не имея начальной базы знаний по этой теме. Тема истории Сечи должна быть более расширена и доступна для большего круга людей.

Целью моей работы является раскрытие политики России в отношении Запорожской Сечи. Для того, чтобы добиться данной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть процесс возникновения Запорожской Сечи;

· проанализировать социально - экономическую жизнь и структуру политической организации Запорожской Сечи за период ее существования;

· проследить направление вооруженных сил Сечи и ее взаимоотношения с соседними государствами.

При написании курсовой работы использовались следующие методы:

· исторически - описательный;

· исторически - сравнительный;

· исторически - ретроспективный.

Интерес к истории земель Украины возник давно. Уже в конце XIX - начале XX вв. вышло немало работ историков, посвященных данной проблеме. Их авторы - А.М. Андрияшев (1863-1939), П.В. Голубовский (1857-1907), В.Г.Данилевич (1872-1936), М.П. Дашкевич (1852-1908), М.В. Довнар-Запольский (1867-1934) и др. Историографы того периода, изучив все имевшиеся в распоряжении науки письменные источники, заложили основы будущих исследований истории Украины.

Однако первые исследователи истории украинских земель опирались только на сведения письменных источников, а археологическите материалы в то время были почти неизвестны. Именно по этой причине многие выводы, сделанные учеными конца XIX - начала XX в. представляются устаревшими.

Важно обратить внимание на творческое научное наследие выдающегося исследователя Михаила Сергеевича Грушевского (1866-1934), о котором нелестно отзывались в советской историографии, а ныне в Украине считают одним из зачинателей исследования национальной истории украинского народа. М.С. Грушевский был и крупным ученым. Заслуги М.С. Грушевского были отмечены при его жизни. Уже в советское время (1920-е) он стал академиком Академии наук Украины и академиком Академии наук СССР. М.С. Грушевский - автор целого ряда крупных исследований, среди которых «История Украины-Руси. В 9-ти томах» (1898-1937), «Очерк истории украинского народа» (1904).

С середины XVI века наблюдается определенный подъем городской жизни, развиваются старые города, появляются новые. Бурно развивалось ремесло, приобретавшее цеховые формы. Преградой на пути городской жизни становились польские феодалы. В землях Украины существовало явление, неизвестное Московскому государству: наряду с государственными городами, которые являлись административными центрами и чаще всего управлялись на основе магдебургского права, было много городов, которые принадлежали магнатам. Но развитию городов препятствовало и наличие «юридик» - земельных владений светских и духовных феодалов на территории королевских городов. Они не подчинялись городским судам и администрации, вносили разброд и сумятицу в жизнь городов. Горожане начинают борьбу с засилием польских «можновладцев», объединяются вокруг православных соборов, создают «братства» - объединения православного населения.

Первоначально эти организации ставили перед собой просветительские задачи, стремились сохранить и поддержать православие.

Было много поводов для недовольства и у православной шляхты, той, которая не ополячилась и не приняла католичество. Поляки оттеснили ее от занятия «урядов» государственных чинов), подвергали гонениям за православие.

В аналогичном положении оказалось и православное духовенство. Православные священники изгонялись из храмов, им запрещалось вести службу на родном языке. Не случайно именно из рядов духовенства вышло много руководителей борьбы с поляками. Все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбе за свою свободу. Была и сила, способная возглавить движение в военном отношении. Такой силой стало казачество.

1. Возникновение и развитие Запорожской Сечи ( конец XVI в.)

1.1 Политическая организация

В нижнем течении Днепр пересекали двенадцать скал-порогов (сто верст между притоками Самара и Конка), названных казаками Кодацкий, Ненасытец, Вольный и др. Ниже порогов в Днепр впадали притоки: Томаковка, Чертомлык, Базавлук, Ингулец Ниже порогов в Днепр впадали притоки: Томаковка, Чертомлык, Базавлук, Ингулец (правые), Московка, Конская, Белозерка, Рогачик, Лопатиха (левые), в устьях которых образовались болотистые поймы, поросшие травой, тростником и мелким кустарником. Южнее порогов на Днепре имелось немало каменистых островов, где казаки сооружали небольшие укрепления-городки или сечи (из рубленых бревен), в которых защищались от неприятеля. Располагались они и по притокам Днепра, где казаки занимались уходничеством или имели хутора-зимовники. Таким образом, сечи - это военно-политический центр казачества. Их размещение обусловлено природными условиями, необходимостью успешной обороны и привязкой к Днепру (путь морских походов против Турции и Крымского ханства).

Однако разбросанные на большой территории городки-сечи с немногочисленными казацкими гарнизонами не могли сдержать натиска орд турецких и татарских феодалов с юга, а также литовских и польских войск с севера. Поэтому казаки в 30-40-х годах XVI в. объединили свои силы и соорудили прочную крепость под названием «Запорожская Сечь», в оборонительную систему которой вошли небольшие городки-сечи.

Здесь были построены укрепления, «засеки», откуда и происходит название Запорожская Сечь. Летом здесь собиралось много тысяч людей. Женщин в сечь не допускали. Казаки выбирали своих атаманов и гетманов, и беспрекословно подчинялись им в боях, но в обычное время могли заменить любого атамана другим. Занимались рыбной ловлей, животноводством, охотой. Но прежде всего казаки были воинами. К этому их обязывало неспокойное положение в степи.

Нападения крымских ханов приносили Украине величайшие потери. Десятки и сотни тысяч пленных гнали в Крым, а потом продавали на рабском рынке в Стамбуле.

Запорожские казаки вели частные войны с Крымом. Ходили они и на Османскую империю, вассалами которой были правители Крыма. Казацкие лодки - чайки - появлялись под сценами Стамбула, наводя на торговцев рабами ужас. Это была отчаянная смелая борьба, в которой закаливалась военная организация и становился сильным дух свободолюбия и бесстрашия в борьбе с врагом.

Запорожское царство было той вооруженной силой, которая стала ядром украинского народа в борьбе за свое освобождение.

1.2 Социально - экономическая жизнь

Формирование Запорожской Сечи как своеобразной формы казацкой государственности после Люблинской унии вступило в новую фазу. Столица днепровской вольницы в разное время располагалась в разных, но хорошо защищенных природой местах. Так, после Хортицы она находилась на острове Томаковка (60-е гг. XVI в. - 1593 г.), затем - на р. Базавлук (1593-1638 гг.). Собственно Сечь или то укрепленное место, где размещалось казацкое управление, называли еще «Кошем». Жили казаки в сечи в куренях (большие дома - 40 на 12 м, были и служебные помещения - амбары, пекарни, церкви). Власть сечевого товарищества распространялась не только на «Кош Запорожский», но и на значительную территорию, которая называлась «землями Войска Запорожского» или «Запорожскими Вольностями».

Н.И. Костомаров называл Сечь «христианской казацкой республикой». Такое определение сохранило свое значение и в наши дни. Верховным органом управления Запорожской Сечи была сечевая рада, созывавшаяся ежегодно в начале января для выборов войсковой старшины (судьи, писаря, есаула и др.) во главе с кошевым атаманом, которого иногда называли гетманом. Кошевому атаману на раде вручалась булава (знак власти). Войсковыми клейнодами (знаками) являлись бунчук (медный или золоченый шар на деревянной рукояти с прикрепленным пучком волос из конского хвоста) и хоругви (флаги разных расцветок с изображением лика святых, крестов, оружия). Для засвидетельствования документов изготовлялись печати.

Низшую ступень командного аппарата возглавляли куренные атаманы, избиравшиеся казаками соответствующего куреня. Рада также решала важнейшие вопросы внутренней жизни и внешних отношений. Несогласное с решением рады меньшинство принуждалось к покорности большинством не только угрозами, но даже убийством. Демократизм в запорожской Сечи - классическая охлократия. Порядки в Сечи олицетворяли свободу личности и террор агрессивного большинства, аскетизм и разгул, благородство и жестокость, европейскую осторожность и азиатскую беспечность. Таким образом, у казачества выработалась противоречивая система власти и подчинения («агрессивная безэлитная демократия»).

Доктрина казачества - основателей Запорожской Сечи:

1. Признание Польшей особого статуса казачества с представлением ему экономических и социальных льгот.

2. Отказ польской шляхты и ополяченной украинской знати от колонизации Киевского Поднепровья.

3. Оборона украинских земель от турецко-татарской агрессии (с 1479г. Крымское ханство признало вассальную зависимость от Оттоманской Порты).

4. Защита украинско-белорусского населения от католической экспансии, помощь братствам.

Все казаки, считавшиеся свободными и равноправными, несли службу за свой счет. В Сечь не допускались женщины, хотя вне ее территории казаки имели семьи. Самоуправление Запорожья регулировалось обычным правом. Сечь стала оплотом православия па Украине. Вступление в запорожское товарищество начиналось с вопроса: «В бога веруешь?». А прибывали сюда, наряду с украинцами, белорусы, татары, поляки, евреи, грузины, турки, молдаване и др. Причем многие из них были образованными людьми и у себя на родине занимали высокое социальное положение.

Численность сечевого товарищества не была стабильной. Зимой в Запорожье находился небольшой гарнизон, который нес сторожевую службу. Но с наступлением весны Сечь превращалась в людской муравейник. В мирное время главным занятием запорожцев были промыслы и скотоводство. За 300 лет существования Запорожской Сечи казачество так и не выработало частную собственность на землю, поэтому часть угодий предоставлялась пользователям пожизненно, а большая часть распределялась ежегодно по жребию.

Запорожское войско формировалось по добровольному принципу.

Наибольшей эффективностью в бою отличалась казачья пехота, а первые

конные отряды появились у запорожцев после 1576 г., когда Стефан Баторий (передал в Сечь 2000 лошадей). Однако конница у запорожских казаков была слаба и малочисленна. Как правило, в июле месяце запорожцы на гребных судах «чайках» (в каждой по 50-70 человек) совершали морские походы и достигали Кафы, Варны, Стамбула и т.д.

2. История Запорожской Сечи в XVII - XVIII вв.

2.1 Экономически - политическая жизнь

В начале XVII в. на Украине существовали три основные группы казачества: во-первых, запорожцы, жившие, по сути, за границами Речи Посполитой; во-вторых, казачество пограничных городов, которое не имело официального, признанного правительством, статуса и в значительной степени игнорировало государственную власть; в-третьих, зажиточные реестровые казаки, которые пошли на службу Короне.

Беспрерывный рост численности украинского казачества беспокоил представителей официальных властей, которые, однако, оказались бессильными помешать этому явлению. Чтобы установить контроль над ним, было решено зачислить на государственную службу часть зажиточных казаков и предоставить им определенные привилегии, расколов тем самым казачество, использовать привилегированных в борьбе против «бунтарей», а также для охраны южных границ. Еще в 1524 г. польский король и литовский великий князь Сигизмунд I Старый разрешил набрать «малый почет» из 1-2 тыс. казаков для охраны переправ через Днепр и южных границ. Однако из-за нехватки в казне денег эта попытка закончилась неудачно.

Понимая бесплодность каких-либо попыток подчинить далекую и непокорную Сечь, коронное правительство в то же время не теряло надежды и в дальнейшем привлечь на свою сторону часть городового казачества и противопоставить его остальному как официальное воинство. Таким способом планировалось не только увеличить собственную военную мощь в пограничье, но и урегулировать отношения с татарами и турками, которые постоянно жаловались на казаков.

В 1572 г. Сигизмунд II Август издал универсал о формировании наемного отряда из 300 казаков, которые должны были находиться на государственном содержании. Привлеченные на службу казаки заносились в специальные списки («реестры»). «Старшим реестра» король назначил шляхтича Яна Бадовского. дав ему одновременно и судебную власть над отрядом. С этого времени казаками юридически признавались лишь те, кто числился в реестре, остальным -- многим тысячам вооруженных сечевиков -- грозила опасность попасть в крепостную зависимость от магнатов и шляхты. Так было положено начало реестровому казачеству, которое получало за службу деньги и определенные привилегии.

Задание реестровых казаков заключалось не только в охране границ, но и, что не менее важно, в контроле над нереестровыми казаками. Организация казаков в отдельное подразделение, подчиненное непосредственно главнокомандующему и собственному военачальнику, создала первый прецедент юридического признания казачества как новой социальной группы.

Отряд Я. Бадовского распался с его смертью в 1575 г. Но неудачи в Ливонской войне и разгул казачьей вольницы вынудили правительство вернуться к идее реестрового казацкого войска. В 1578 г. король Стефан Баторий взял на государственную службу 500 казаков. Они подчинялись черкасскому и каневскому старосте князю Михаилу Вишневецкому. «Старшим реестра» (названным в королевском привилее «гетманом») стал брацлавский шляхтич Ян Оришовский. Король вручил реестровым казакам символы власти («клейноды»), в том числе булаву, бунчук, хоругвь и печать. На розовом поле хоругви был изображен белый орел - герб Польши, а на печати - казак с самопалом на плече и саблей на боку.

«Войско Запорожское реестровое» располагалось на территории с центром в Трахтемирове (теперь село на Киевщине), выше по течению Днепра от Запорожской Сечи. Здесь реестровики имели исключительное право на землевладение. В полное распоряжение казаков передавался Трахтемировский монастырь с его госпиталем, приютом для престарелых и арсеналом.

Со временем численность реестровых казаков возрастала (в 1590 г. - 1 тыс. человек), но стабильной она не была и колебалась в зависимости от обстоятельств. Если Короне необходима была помощь во время войны, она увеличивала реестр до нескольких тысяч, а потом сокращала его.

Реестровое войско находилось в сложном положении. С одной стороны, оно должно было подчиняться коронной власти и выполнять ее приказания, с другой, не могло стоять в стороне от тех проблем, которые касались как непризнанной властями остальной части казачества, так и вообще всего населения края. Это предопределило непоследовательность поведения реестровцев в дальнейшем. Вычеркнутые из реестра казаки («выписчики») пополняли ряды недовольных, уходили в Сечь и впоследствии играли значительную роль в казацко-крестьянских восстаниях против польского гнета.

2.2 Направление вооруженных сил

Первое крупное казацко-крестьянское движение на Украине началось в 1591 г. Именно тогда мелкий украинский шляхтич, один из казацких старших Криштоф Косинский, получил от Короны землю за службу. Но не успел он ее занять, как Януш Острожский, полонизированный наследник известного рода и белоцерковский староста, присвоил эту «пустыню». Понимая бесперспективность судебного иска на могущественного вельможу, Косинский напал со своими казаками на земли Острожского и захватил Белую Церковь. Повстанцы захватили всю артиллерию и военные припасы. Эта победа послужила сигналом к развертыванию широкой антимагнатской борьбы на Киевщине и Переяславщине. Отряды повстанцев освободили Триполье, Переяслав, ряд сел и в июне 1592 г. подступили к Киеву. Повстанческое движение началось также в Волынском и Брацлавском воеводствах.

В сентябре 1592 г. украинские магнаты во главе с киевским воеводой К. Острожским потребовали от сейма и короля Речи Посполитой прислать на Украину коронное войско для подавления восстания. Однако в придворных кругах историю с Косинским считали частным делом Острожских. Король издал универсал, который обязывал шляхту Киевского, Волынского и Брацлавского воеводства собрать для этой цели «посполитое рушение» (шляхетское ополчение). В карательной экспедиции против восставших принимали участие преимущественно надворные отряды Я. Острожского и черкасского старосты Александра Вишневецкого. В начале 1593 г. в битве под Пяткой на Волыни казаки потерпели сокрушительное поражение. Однако наказали повстанцев довольно легко: реестровых казаков обязали дать клятву на верность королю, а Косинского - трижды поклониться членам рода Острожских и попросить у них прощения.

Повстанцы отошли на Запорожье, где их поддержали запорожские казаки. К. Косинский также обратился к правительству России с просьбой о принятии казаков в русское подданство. Из Москвы на Запорожье правительство направило жалованье - деньги и оружие. Черкасский староста А. Вишневецкий сообщал канцлеру Я. Замойскому, что К. Косинский присягнул «великому князю московскому со всем своим войском и отдал ему почти все приграничье более чем на 100 миль».

Собрав на Запорожье двухтысячное войско, Косинский начал новое наступление. На этот раз главным врагом для Косинского стал князь А. Вишневецкий, которому казацкий предводитель не мог простить участия в битве под Пяткой. Но в мае 1593 г. Косинский погиб во время осады Черкасс. Не получив поддержки коронного войска, А. Вишневецкий начал с К. Косинским переговоры, во время которых последний был коварно убит. Но осада Черкасс не прекращалась и до августа. Польско-шляхетская администрация подписала со старшиной договор, который подтверждал давние права и привилегии реестровых казаков.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать