В том же (1967 г.) он принял участие в работе Комитета по проблеме Байкала. Там же. С.251. Следовательно, он уделял большое внимание экологическим проблемам, понимал важность охраны природы для всего живого на Земле. "Мое участие в борьбе за Байкал было безрезультатным, - вспоминал позднее об этом Андрей Дмитриевич, - но очень много значило лично для меня, заставив вплотную соприкоснуться с проблемой охраны среды обитания и в особенности с тем, как она преломляется в специфических условиях нашей страны". Сахаров А.Д. Воспоминания. С.201-202.
К началу 1968 г. А.Д.Сахаров был внутренне близок к осоз-нанию необходимости выступить с открытым обсуждением основных проблем современности. Там же. С.204. Он не мог не сделать этого, т.к. "осознанию личной ответственности способствовало в особенности участие в разработке самого страшного оружия, угрожающего существованию человечества, конкретные знании о возможном характере ракетно-термоядерной войны, опыт трудной борьбы за запрещение ядерных испытаний, знание особенностей строя нашей страны, - писал А.Д.Сахаров. - Из литературы, из общения с И.Е.Таммом (отчасти с некоторыми другими) я узнал об идеях открытого общества, конвергенции и мирового правительства... Эти идеи возникли как ответ на проблемы нашей эпохи и получили распространение среди западной интеллигенции, в особеннос-ти после второй мировой воины. Они нашли своих защитников среди таких людей, как Эйнштейн, Бор, Рассел, Сцилард. Эти идеи оказали на меня глубокое влияние; так же, как названные мною выдающиеся люди Запада, я увидел в них надежду на преодоление трагического кризиса современнос-ти". Там же.
Так, в год Пражской весны и усиления авторитарной системы в СССР, что не могло не отразиться на А.Д.Сахарове, появилась его статья "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Ста-тья получила широкое распространение за рубежом, в СССР она распространялась в самиздате, в официальной же советской прессе делалось все возможное для того, чтобы замолчать со-держание статьи, очень редкие упоминания о ней были лишь негативного характера.
Андрей Дмитриевич писал в этой статье, что "разобщенность человечества угрожает ему гибелью, ... все народы имеют право решать свою судьбу свободным волеизъявлением". Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.20-21. Основная мысль статьи заключается в том, что "человечество подошло к критическому моменту своей истории, когда над ним нависли опасности термоядерного уничтожения, экологического самоотравления, голода и неуправляемого демографического взрыва, дегуманизации и догмати-ческой мифологизации. Эти опасности многократно усиливают-ся разделением мира, противостоянием социалистического и капиталистического лагерей. В статье защищается идея конвер-генции (сближения) социалистической и капиталистической систем. Конвергенция должна «... способствовать преодолению раз-деления мира и тем самым - устранить или уменьшить главные опасности, угрожающие человечеству. В результате экономической, социальной и идеологической конвергенции должно возникнуть научно управляемое демократическое плюралистическое общество, свободное от нетерпимости и догматизма, проникну-тое заботой о людях и будущем Земли и человечества, соединяющее в себе положительные черты обеих систем". Сахаров А.Д. Воспоминания. С.205.
"Идеи, развитые Андреем Дмитриевичем в статье, отра-зили огромную глубину его взглядов, здесь был показан путь, вступив на который человечество избавилось бы от многих бед. Сама мысль о конвергенции тогда еще казалась несбыточной мечтой, утопией, не учитывающей реальности современного мира, однако годы спустя мы видим, что она становится реальностью, начинает (хотя и несколько изменив свой первоначальный смысл ввиду ликвидации социалистической системы) осуществляться.
Андрей Дмитриевич прекрасно знал, в какое время он пишет свою статью; он понимал, что его идеи тогда не могли осуществиться, но был убежден, что когда ничего нельзя сде-лать для улучшения скверной ситуации, следует "создавать идеалы, даже когда не видно непосредственного пути к их осуществлению. Ведь если нет идеалов, то и надеяться вообще не на что". Богораз Л. От "Размышлений о прогрессе... " до "Движения за права человека" //Бабенышев А. и др. Указ. соч. С. 105. Недовольство официальных советских властей опубликованием этой статьи нашло выражение в мести ее автору, А.Д.Сахаров был отстранен от секретной работы и "отлучен" от привилегий советской "номенклатуры". Но, несмотря на лишение привелегий, он вскоре передал на строительство онкологической больницы и Красному Кресту почти все личные сбережения (139 тыс.рублей Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 217. ),показав, таким образом, что является подлинно гуманным человеком, который живет по принципам доб-ра и милосердия,
С 1970 г. защита прав человека, защита людей, ставших жертвой политической расправы вышли для него "на первый план". Сахаров А. Автобиография, //Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.17. В 1970 г. (совместно с В.Чалидзе и А.Твердохлебовым, в дальнейшем Т.Подъяпольским и Й.Шафаревичем) Андрей Дмитриевич участвует в создании Комитета прав человека. В это же время (совместно с физиком и математиком В.Турчиным и историком Р.Медведевым) он опубликовал письмо в ЦК КПСС, Совмин СССР и Президиум Верховного Совета СССР, в котором говорилось "о необходимости демократизации общества для развития науки, экономики, культуры". Там же. С.252..
В том же 1970 г. А.Д.Сахаров впервые присутствовал на судебном процессе против инакомыслящих (суд над математиком Р.Пименовым и артистом Б.Вайлем, обвинявшимися в распространении самиздата) . Там же. В декабре 1970 г. он выступил за отмену смертной казни по делу Э.Кузнецова и М.Дымшица и смягчение участи остальных обвиняемых на "самолетном процессе". Там же. С.253. 5 марта 1971 г. Андрей Дмитриевич направил на имя Л.Брежнева "Па-мятную записку". "Формально "Памятная записка" была построе-на как конспект или тезисы предполагаемого разговора с выс-шим руководством страны: эта форма представлялась (Андрею Дмитриевичу) удобной для краткого и четкого, без каких либо литературных красот и лишних слов, изложения в виде тезисов программы демократических (плюралистических) реформ и необ-ходимых изменений в экономике, культуре, в правовых и социальных вопросах и в вопросах внешней политики. Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 234-235
Уже сам факт направления этого документа Генеральному секретарю ЦК КПСС говорит о том, что А.Д.Сахаров был че-ловеком незаурядного личного мужества и что он не мог примириться с окружающей действительностью. Сам он подчеркнул в письме, что "перечислены вопросы представляются (ему) неотложными". Сахаров А. Памятная записка Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу// Досье. Приложение к Литературной газете. 1990. Январь. С.7. В первой части "Затеки..." Андрей Дмитриевич высказал свои мысли о политических преследованиях; о гласности и свободе информационного обмена, о национальных проблемах и о проблеме выезда из СССР, о международных проблемах. По всем затронутым вопросам он высказал свои инициативы. Так, например, он предложил "проведение общей амнистии политических заключенных..., вынести на все-народное обсуждение проект закона о печати и средствах мас-совой информации, принять решение о более свободной публика-ции статистических и социологических данных, принять решения и законы о полном восстановлении прав выселенных при Стали-не народов, принять законы, обеспечивающее простое и бес-препятственное осуществление гражданами их права на выезд за пределы страны и на свободное возвращение..., проявить инициативу и объявить (или подтвердить - сначала в односто-роннем порядке) об отказе от применения первыми оружия мас-сового уничтожения (ядерного оружия, химического, бактерио-логического и облагающего), допустить на свою территорию инспекционные группы для аффективного контроля за разоруже-нием (в случае заключения соглашения о разоружении или час-тичном ограничении тех или иных типов вооружения)". Там же.
Во второй части "Памятной записки" Андрей Дмитриевич высказал "тезисы и предложения по общим проблемам". Там же. Он указал, что необходима выработка четкой и после-довательной программы демократизации и либерали-зации СССР и осуществление ряда других неотложных первоочередных шагов. Этого требовали интересы технико-экономического прогресса постепенного преодоления отставания и изоляции СССР от передовых капиталистических стран, повышения благосостояния широких слоев населения, внутренней стабильности и внешней безопасности советского союза. Там же.
Все эти предложения А.Д. Сахарова были очень важны и актуальны. Они свидетельствовали о необычайной глубине мышления автора, его умении смотреть в будущее. Если бы тогдашние советское руководство прислушалось к голосу академика Сахарова и хоть в какой-то мере реализо-вало его предложения в то время, то страна, возможно, избе-жала бы страшного кризиса в последующие годы. Однако рефор-мы, о которых говорил в "Памятной записке" А.Сахаров начали проводиться только после 1985 г., когда негативные процессы в стране зашли слишком далеко и преодолевать их приходится с огромными трудностями. А тогда, после подачи "Памятной записки" (1971 г.) и "Послесловия" к ней (1972 г.), прави-тельство никак не прореагировало на высказанные академиком Сахаровым предложения, которые были скрыты от народа, а публикация и обсуждение их открыто проводились только за границей.
В апреле 1971 г. Андрей Дмитриевич выступил с обращением по поводу политических заключенных, насильно помещенных в специальные психиатрические больницы. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.253 В июле 1971 г, он написал также письмо министру МВД Н. Щелокову о положении крымских татар, Там же. С.253 по поводу чего у него состоялась беседа в МВД СССР, где ему дали понять, что "отдельные случаи могут быть решены" в рабочем порядке", а полное решение - если оно возможно дело будущего, и тут необходимо терпение". Сахаров А.Д. Воспоминания.. С. 240 Андрей Дмитриевич, однако, хорошо понимал, что "проблема свободы выбора места проживания в нашей стране не сводится к судьбе крымских татар и других перемещенных народов (при всей ее трагичности) . Отраженная юридически в паспортной системе, она в той или иной мере затрагивает значительную часть населений страны". Там же. Осенью 1971 г. Андрей Дмитриевич обратился к членам Президиума Верховного Совета СССР по вопросу о свободе эмиграции и беспрепятственном возвращении. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.253 Он писал, в частности "о необходимости законодатель-ного решения в соответствии с общепринятыми международными нормами, отраженными в 13-й статье, Всеобщей декларации прав человека". Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 248 Ответа Андрей Дмитриевич не получил. Все это свидетельствует, о том, что круг вопросов, затрагиваемых академиком постепенно расширялся. Наряду с глобальными проблемами современности его интересовали и волновали проблемы каждого обращавшегося к нему человека, проблемы тех, кто подвергался преследованиям, был гоним обществом и переживал очень трудные моменты в своей жизни.
В 1972 г. Андрей Дмитриевич составил обращения к Верхов-ному Совету СССР об амнистии политзаключенных и об отмене смертной казни. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.253 Затем, вместе с Е.Г.Боннэр, он участво-вал в сборе подписей под этими документами. Тексты обраще-ния были переданы Андреем Дмитриевичем иностранным корреспон-дентам в Москве и сообщения об этом передавались зарубеж-ными радиостанциями. А.Д.Сахаров вспоминал впоследствии, что "обращения явились выражением мнения для многих и, быть может, многих слушателей радио заставили задуматься. Для многих из подписавшихся это было не простое решение, но акт гражданской смелости". Сахаров А.Д. Воспоминания. С.260
В сентябре 1972 г. Андрей Дмитриевич принял участив в демонстрации у Ливанского посольства в знак протеста против убийства израильских спортсменов на Мюнхенской Олимпиаде. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.253 Это показывает, что он принципиально осуждал "терроризм как чрезвычайно жестокое и разрушительное явление, какими бы целями он не оправдывался". Сахаров А.Д. Воспоминания.. С. 263
Высказываясь по палестинской проблеме, А. Д.Сахаров подчеркивал, что "Израиль и палестинцы должны проявить волю к переговорам, соглашению, глубокому компромиссу, признать наличие у противоположной стороны законных прав и интересов, перестать обмениваться оскорблениями... и тем более вооруженными ударами." Там же. С.163 Это его пожелание начало воплощаться в жизнь только в наши дни.
Ведя огромную общественную и правозащитную деятельность, А.Д.Сахаров успешно продолжал и свою работу в области физики. Он участвовал в подготовке сборника "Проблемы теоретической физики", посвященного И.Е.Тамму, работал над статьей Топо-логическая структура элементарных зарядов и СРТ - симметрия. Андрей Сахаров: За и против, 1973 год; документы, факты, события.
§ 2. Мир правозащитников в 70-е годы
В 1973-1974г.г. А.Д.Сахаров продолжал свою общественную деятельность, писал статьи, обращения, давал многочисленные интервью. Так, например, в июле 1973г. он дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхолъму о политических, экономических и социальных проблемах, стоящих перед нашей страной. Он отметил в этом интервью, что в советском союзе бросается в глаза чрезвычайно большая концентрация экономической, политической и идеологической власти, т.е. отсутствует разделение властей. Наше общество утверждал он самое претенциозное, т.е. претендует на то, что оно гораздо лучше других. Андрей Сахаров: За и против. 1973 год: документы, факты, события. М.,1991.С.58. Таким образом, Андрей Дмитриевич дал в этом интервью четкую и объективную оценку положения в СССР. После передачи интервью зарубежными радиостанциями А.Д.Сахаров был вызван к замести-телю генерального прокурора СССР Малярову, который высказал ему серьезное предупреждение и посоветовал "сделать для себя выводы", Там же. С.81. на что Андрей Дмитриевич ответил, что не может согласиться с тем, что он "нарушал закон". Там же. С. 85.
Против академика Сахарова развернулась злобная кампания в советской прессе. На него коллективно и поодиночке обрушились писатели, композиторы, рабочие, ученые, в част-ности, большая группа академиков. Нападкам в печати и раз-личным преследованиям подверглись также члены его семьи. Его жена Е. Боннэр несколько раз вызывалась на допросы в КГБ. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.254.
В ответ на все это Андрей Дмитриевич дал пресс - конференцию для западных корреспондентов. Однако преследования Андрея Дмитриевича не прекращались, что подт-вердил, в частности в октябре 1973 года визит на квартиру А.Сахарова людей, представившихся членами палестинской тер-рористической организации "Черный сентябрь", угрожавших убить Сахарова и его, близких и требовавших отказа от заявления "Об октябрьской войне в Израиле". Там же. Несколько ранее А.Д. Сахаров сделал ряд заявлений о проблеме Израиля и Палестины, где в жесткой форме осуждались все террористические акты палестинцев. Так же в этих заявлениях звучал призыв к мировой общественности о содействии и помощи в разрешения конфликта противоборствующих сторон.
Но академик Сахаров не отказался от своих взглядов и мужественно продолжал борь-бу. За большие заслуги в области защиты прав человека в декабре 1973г. ему была присуждена премия "Международной лиги прав человека при 00Н". Там же. С.254 .
В заявлении по этому поводу А.Д.Сахаров писал: "Я прини-маю эту премию с глубокой благодарностью и волнением. Я думаю в этот день о сотнях моих друзей и единомышленников, которые находятся в лагерях, тюрьмах и психбольницах и своим мужест-вом и страданием утверждают защиту прав человека как высокую цель общества... Я хотел бы верить, что присуждение советс-кому гражданину международной премии прав человека служит свидетельством того, что международное внимание к обеспечению прав человека в нашей стране будет возрастать и окажет глубокое влияние". Андрей Сахаров: За и против . 1973 год; документы, факты, события. С.272. Таким образом, А.Д.Сахаров надеялся, что изменения к лучшему в СССР все-таки возможны и призывал международное сообщество способствовать этому.
Зимой 1974г. А.Д.Сахаров вместе со своей женой Е.Г.Боннэр познакомился с книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Это книга для них обоих стала потрясением. Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 285. "Уже с первых страниц... судьба многих миллионов наших сограждан, оборотная сторона того бодрого единодушия и трудового подъема, о котором пелись песни и твердили газеты". Там же.
Вскоре Андрей Дмитриевич примкнул к коллективному пись-му, требовавшему оградить Солженицына от нападок и пресле-дований, отдававшего должное "Архипелагу" и трагической судьбе его героев - заключенных. Там же. Он дал также ряд интервью об "Архипелаге" и Солженицыне, где снова высказал положительное мнение как о А.И.Солженицыне, так и о его произведений. Однако, узнав о письме Солженицына "Вождям Советского Союза" Андрей Дмитриевич выступил со статьей, в которой отмечалась опасность идей национализма и изоляцио-низма. Академик подчеркивал в этой статье 3 апреля 1974г.: "Солженицын пишет, что, может быть, наша страна не дозрела до демократического строя и что авторитарный строй в условиях законности и православия был не так уж плох, раз Россия сохранила при этом строе свое национальное здоровье вплоть до XX в. Эти высказывания Солженицына чужды мне. Я считаю единственным благоприятным для любой страны демок-ратический путь развития. Существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к инозем-цам, инородцам и иноверцам, я считаю величайшей бедой, а не национальным здоровьем. Лишь в демократических условиях может выработаться народный характер, способный к разумному существованию во все усложняющемся мире"/ Сахаров А. О письме А. Солженицына "Вождям Советского Союза." // Бабенышев А и др. Указ. соч. С.23-24. Таким образом у А.Д.Сахарова и А.И.Солженицына были существенные разног-ласия в идеологических проблемах и, хотя Андрей Дмитриевич не раз восхищался талантом Солженицына, он не мог согласить-ся с ним по ряду вопросов и (начиная с 1974г.) неоднократ-но высказывал свое мнение по этому поводу.
В мае 1974г. была опубликована за рубежом статья А.Д.Сахарова "Мир через полвека", которая получила на Западе широкую известность. В этой статье Андрей Дмитриевич писал, что перед человечеством стоит угроза гибели " в огне большой термоя-дерной войны..., но, избегнув большой войны, человечество все же может погибнуть, истощив свои силы в "малых" войнах, в межнациональных и межгосударственных конфликтах, от сопер-ничества и отсутствия согласованности в экономической сфере, в охране среды, в регулировании прироста населения, от политического авантюризма. Человечеству угрожает упадок лич-ной и государственной морали
... Что противостоит (или может противостоять, должно противостоять) разрушительным тенденциям современной жизни? Я считаю особенно важным преодоление распада мира, на антаго-нистические группы государств, процесс сближения (конверген-ции) социалистической и капиталистической систем, сопровож-дающийся демилитаризацией, укреплением международного дове-рия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравст-венного, .духовного личного начала в человеке... Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осущест-вления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе". Сахаров А. Мир через полвека.// Досье. Приложение к Литературной газете. 1990.Январь. С. 12
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9