Англо-бурская война
p align="left">Проникновение германского капитала в экономику бурских республик тоже было значительным. В середине 1899 г. размер германских инвестиций в Южно-Африканской Республике достиг 900 млн. марок. Эта сумма более чем в два раза превышала размер германских инвестиций в Турции, составлявших тогда свыше 400 млн. марок; она составляла более половины германских капиталовложений в Южной Америке и 5% от германских инвестиций в Центральной Африке, достигавших соответственно почти 1700 млн. марок и 1250 млн. марок. Помимо указанных выше германских банков крупные капиталовложения в горнодобывающую промышленность Южно-Африканской Республики были сделаны «Дармштадтским Банком». Одним из его вкладчиков был Вильгельм II. В экспорте капитала в Южно-Африканскую Республику участвовали также голландские и французские капиталисты. Однако их капиталовложения далеко уступали английским и германским инвестициям.

В конце XIX в. добыча золота на приисках Витватерсранда росла с чрезвычайной быстротой: в 1887 г. там было добыто 1,2 т чистого золота, а в 1898 г. уже 118,9 т, что составило 27,6% мировой добычи.

Росту добычи золота содействовали начавшаяся с 1890 г. добыча руды на более глубоких горизонтах, достигавших 180 м, и применение усовершенствованного способа извлечения золота из руды с помощью растворов цианистых металлов. Быстро росла и получаемая прибыль.

В 1897 г. стоимость золота, добытого на приисках Витватерсранда тридцатью акционерными компаниями, составила 140 млн. гульденов, полученная ими прибыль достигла 35 млн. гульденов. В 1898 г. общая прибыль владельцев приисков Витватерсранда составила 4890 тыс. ф. ст., почти в три раза превысив размер общей прибыли 1896 г., составлявшей 1490 тыс. ф. ст. В целях еще большей наживы магнаты золотодобывающей и алмазной промышленности время от времени преднамеренно вызывали на бирже «бум»; используя его, они продавали часть своих акций по очень высокой цене, а затем искусственно вызывали на бирже «спад» и за бесценок скупали эти же акции.

Вдохновителем колониальной политики Англии, колоссального территориального расширения Британской империи был Сесил Родс, который призывал установлению мирового господства англосаксов в результате союза Англии с США. Он требовав создания всемирной англо-американской федерации и общего англо-американского парламента и заявлял, что подчиняет борьбе за них всю свою деятельность. По мнению Д. Чемберлена, С. Родс был «великим англичанином», боровшимся за создание «великого союзного южноафриканского государства под британским флагом» для блага коренного населения Южной Африки. Другие называли его главным виновником англо-бурской войны Давидсон А.Б. Сесиль Родс и его время. М., 1984. С. 47.

Многие магнаты английского финансового капитала, владевшие монополиями в горнодобывающей промышленности бурских республик, были совладельцами и директорами компаний в других отраслях промышленного производства. Колонизаторская деятельность этих монополистов выходила далеко: за пределы бурских республик. Сесил Родс, герцог Дж. Аберкорн, лорд Э.Ф. Гиффорд, лорд А. Грей были учредителями и крупнейшими акционерами «Бритиш Саут Африка Чартеред К°», которая осуществляла колонизацию огромной территории, расположенной к северу от Бечуаналенда и к западу от португальской Восточной Африки. Компания имела право учреждать банки, строить железные дороги, приобретать и фрахтовать суда, прокладывать телеграфные линии, приобретать концессии, передавать землю во временное пользование, торговать.

Железнодорожное строительство в бурских республиках тоже находилось в руках иностранных компаний. Главную роль в строительстве железных дорог в Южно-Африканской Республики играла «Нидерландская железнодорожная компания», созданная в 1884 г. немецкими и голландскими капиталистами и получившая тогда же концессию от бурского правительства. Руководящая роль в правлении компании принадлежала голландским капиталистам.

В 1890 г. «Нидерландская железнодорожная компания завершила строительство железной дороги от Иоганнесбурга до Боксбурга, где находились угольные копи. В 1891 г. дорога была продолжена до Крюгерсдорпа на западе и до Спрингса на востоке. В том же году железнодорожный путь соединил Преторию с Иоганнесбургом. Спустя два года эта линия была доведена до границы с Оранжевой Республикой. В 1894 г. вступила в эксплуатацию построенная «Нидерландской железнодорожной компанией» железная дорога, соединивая| Преторию с границей Мозамбика и с железной дорогой, пересекающей Мозамбик и доходящей до залива Делагоа. К началу англо-бурской войны протяженность железнодорожного пути, находящегося в руках «Нидерландской железнодорожной компании достигла 717 миль, а ее капитал - 8667 тыс. ф. ст. Из выпущенных ею к этому времени 14 тыс. акций 5758 принадлежали правительству Южно-Африканской Республики, а 8242 - немецким и голландскимкампаниям. Прибыль владельцев акций «Нидерландской железнодорожной компании» в 1898 г. составила 14% от вложенного капитала Ерофеев Н.А. Английский колониализм в середине XIX века. М., 1977. С. 183.

Английские кампании тоже участвовали в железнодорожном строительстве в бурских республиках. В 1896 г. была создана «Англо-трансваальская железнодорожная компания». Из выпущенных ею 50 тыс. акций стоимостью по 10 ф. ст. 30 тыс. акций принадлежали правительству Южно-Африканской Республики и 20 тыс. - английским капиталистам. Вскоре компания приступила к строительству железной дороги Претория - Питерсбург, которая вступила в эксплуатацию в 1898-1899 гг.

Еще в 1895 г. англичане довели строительство Натальской железной дороги от Дурбана до границы с Оранжевой Республикой и приступили к продолжению ее по территории этой страны через Ледисмит, Харрисмит к Бетлехему. В начале 1897 г. вступила в строй построенная англичанами железная дорога, которая пересекла территорию Оранжевой Республики от ее границы с Капской колонией через Кимберли. Вскоре между правительствами Оранжевой Республики и Капской колонии было достигнуто соглашение о выкупе бурским правительством этой железной дороги за 2450 тыс. ф. ст. К началу англо-бурской войны бурское правительство внесло в счет этой суммы лишь 650 тыс. ф. ст.

Быстрое развитие в бурских республиках горнодобывающей промышленности и железнодорожного строительства имело важные социальные последствия - оно содействовало формированию южноафриканского промышленного пролетариата. Подавляющее большинство рабочих, трудившихся на приисках, на строительстве и обслуживании железных дорог и других предприятий, составляли африканцы. Численность африканских рабочих, занятых на приисках Витватерсранда, быстро возрастала. В 1889 г. она достигла 14 тыс. человек, в 1895 г. - 70 тыс. человек, а в середине 1899 г. - 95 тыс. человек. В 1895 г. на алмазных приисках близ Кимберли, принадлежавших монополии «Де Бирс Консолидейтед Майнс», работали около 8 тыс. африканцев Парфенов И.Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX века. М., 1991. С. 207.

Численность же европейцев, работавших на приисках, была невелика - около 12 тыс. европейцев - горных инженеров, техников, надсмотрщиков.

Быстрое развитие горнодобывающей промышленности, железнодорожного строительства, рост численности городского населения оказали также влияние на развитие сельского хозяйства бурских республик - стимулировали увеличение сельскохозяйственного производства бурскими фермерами.

Они стали повышать товарность своих хозяйств, увеличивать производство зерна, продуктивность животноводства, продавать в большом количестве продовольствие и другую хозяйственную продукцию в Иоганнеобург, Кимберли и другие промышленные центры. Развитие капитализма в сельском хозяйстве бурских республик содействовало углублению имущественной дифференциации бурских землевладельцев. В конце 90-х годов часть их находилась на грани разорения. В 1898 г. в Южно-Африканской Республике насчитываюсь около пяти тысяч заложенных бурских ферм, а ипотечная задолженность буров превысила 2 млн. ф. ст.

Повышение товарности сельскохозяйственного производства осуществлялось бурами путем его интенсификации и усиления эксплуатации батраков-африканцев.

Таковы были важные экономические и социальные последствия проникновения иностранного, в основном английского, капитала в экономику бурских республик. В 90-х годах оно зашло так далеко, что эти страны в значительной мере утратили экономическую независимость. В этих условиях Англия усилила борьбу за их захват.

2.2 Противоречия между английскими колонизаторами и бурскими поселенцами

К 70-м годам XIX в. Англия владела на юге Африки Басутолендом, Капской колонией и Наталем. Кроме того, в этом районе существовали две самостоятельные республики Трансвааль и Оранжевая, образованные бурами или африкандерами, потомками европейских, главным образом голландских, колонистов. Буры владели лучшими землями, захваченными у коренного африканского населения. Англичане издавна теснили буров, стремясь прибрать к рукам их богатые владения.

Интерес к Южной Африке неизмеримо возрос после того, как летом 1867 г. на берегах реки Оранжевой были открыты залежи алмазов. Тысячи старателей устремились в эти места в поисках богатства. Крупные капиталисты создали акционерные общества. Вскоре монопольная добыча алмазов сосредоточилась в руках компании «Де Беерс», руководимой англичанином Сесилем Родсом Давидсон А.Б. Сесиль Родс и его время. М., 1984. С. 9.

Экспансия англичан вызывала сопротивление местного населения. Племена зулусов, которые испытывали нехватку пастбищ в результате колониальных захватов, начали в 70-х годах XIX века готовиться к войне за возвращение своих земель. Вождь зулусов Кетчвайо сплотил зулусские племена, приобрел оружие и создал армию. В декабре 1878 г. англичане в ультимативном порядке предъявили зулусам новые требования, принятие которых привело бы к окончательному порабощению местных племен. Английский губернатор Бартль Фрер потребовал, чтобы зулусы выдали лиц, виновных в убийстве европейцев, допустили миссионеров и приняли английского резидента, без согласия которого они не могли бы начинать войну.

10 января 1879 г., после того как зулусы отвергли ультиматум, английские войска начали против них военные действия. 20 тыс. английских солдат и кавалеристов, имевших 36 орудий, в течение 6 месяцев не смогли сломить сопротивление зулусов. Последние несколько раз наносили англичанам крупные удары и принуждали их отступать. Но огромное военное превосходство позволило англичанам покорить земли зулусов. После этого в течение 3 лет колонизаторы провоцировали междоусобные войны среди зулусов. В январе 1883 г. зулусы вынуждены были признать британский протекторат. А в 1897 г. их территория была включена в состав Наталя.

К этому же времени относится обострение противоречий между англичанами и бурами. После того как в Трансваале было открыто золото, туда устремились массы золотоискателей и любителей легкой наживы. Правительство Трансвааля раздобыло средства для постройки железной дороги от рудников до залива Делагоа. Английские колонизаторы стали проявлять все больший интерес к Трансваалю. В столицу Трансвааля Преторию в 1877 г. был направлен отряд английской конной полиции. 12 апреля 1877 г. командир этого отряда объявил Трансвааль включенным в состав английских владений.

Буры выразили резкий протест против этой аннексии и направили в Лондон две делегации. Однако английское правительство уклонилось от встречи с бурскими послами. Англичане создали в Претории правительство из английских чиновников и отказались созвать местный Парламент. Представители английских властей цинично заявляли, что британское владычество в этом районе будет длиться до тех пор, - пока сияет солнце и реки текут к морям. В ответ буры подняли восстание.

13 декабря 1880 г. собрался бурский фольксраад, который поставил во главе республики триумвират в составе Крюгера, Жубера и Преториуса и призвал народ к борьбе. Буры сформировали конные отряды, хорошо вооружили их и блокировали английские гарнизоны. Они нанесли поражение английскому полку, двигавшемуся от границы Наталя к Претории. После этого англичане направили в Трансвааль отряд в 1000 человек с 6 орудиями. В течение 15 дней буры отражали атаки английского отряда и, в конце концов, вынудили его с потерями отступить Александров В.В. Борьба империалистических держав за раздел Африки (1881-1914 гг.). М., 1963. С. 14.

Английское правительство в тот период сочло целесообразным не разжигать конфликт дальше и восстановило суверенитет Трансвааля. По договору с бурами английское правительство сохранило за собой право вето на соглашения Трансвааля с другими державами. Автономия республики и прежняя конституция были восстановлены. В 1884 г. независимость Трансвааля была подтверждена в Лондонской конвенции. Однако Англия сохранила контроль над внешней политикой бурской республики.

Интересы Англии в Южной Африке столкнулись также с германской экспансией.

После франко-прусской войны и воссоединения Германии немецкая буржуазия стала проявлять интерес к колониальным захватам. Немецкие географы, парламентарии, путешественники, промышленники, юнкеры агитировали за германскую активную колониальную политику. В Германии возникло несколько обществ, ставивших своей целью распространение немецкого влияния и экспансии в отсталых странах. В 1882 г. был организован Немецкий колониальный союз, члены которого добивались создания за границей германских колоний.

В 1872 г. немецкий путешественник Эрнст фон Вебер убеждал германскую буржуазию захватить колонии в южной Африке и установить немецкий протекторат над бурскими республиками. Вслед за этим в южную Африку стали проникать немецкие торговцы. Один из них Адольф Людериц принял решение основать свою факторию в юго-западной Африке. 1 мая 1883 г. его уполномоченный приобрел у африканского вождя Бетанйи бухту Ангра-Пекена в несколько десятков квадратных миль. За эту территорию было уплачено 80 фунтов стерлингов и 200 старых ружей.

Англичане, встревоженные проникновением немцев, направили в этот район свою канонерку. Между Лондоном и Берлином начались дипломатические переговоры. В ноябре 1883 г. английское правительство заявило, что «какие бы то ни было притязания на суверенитет или на юрисдикцию со стороны другой державы между южной границей португальской колонии на 18° южной широты и границей Капской колонии явились бы вторжением в ее законные права». Таким образом, Англия высказалась против немецкой экспансии в юго-западной Африке. Этот ответ возмутил германского канцлера Бисмарка. Он заявил англичанам, что Германия может признать британскими только те владения, в которых Англия фактически осуществляет свое господство. После этого английское правительство дало указание своим властям в Капской колонии захватить Ангра-Пекену.

Но было уже поздно. Людериц сумел к этому времени приобрести за бесценок новые территории и увеличил свои владения до 900 кв. миль. В январе 1884 г. Ангра-Пекену посетило германское военное судно «Наутилус». В апреле 1884 г. Бисмарк поручил германскому консулу в Кейптауне официально заявить, что Германия берет под свою защиту колониальные владения Людерица. Так Германия приобрела свою первую колонию в Африке Александров В.В. Борьба империалистических держав за раздел Африки (1881-1914 гг.). М., 1963. С. 61.

Англичане заявили протест, но в июне 1884 г. вынуждены были признать германский протекторат над Ангра-Пекеной. В июле и августе немецкие корабли прошли путь вдоль побережья от португальских владений до реки Оранжевой. Всюду были водружены германские флаги.

Чтобы помешать продвижению Германии к бурским республикам, Англия начала захватывать земли бечуанов. Однако на эту территорию претендовали и буры, которые создали здесь несколько небольших республик. В 1884 г. вопреки притязаниям буров, английские отряды оккупировали главный поселок Мафекинг, а затем заняли и другие районы бечуанов. В 1885 г. захваченная территория была объявлена английским протекторатом Бечуаналендом.

В середине 80-х годов в Трансваале были обнаружены крупные месторождения золота. Компания «Де Беерс» сразу же монополизировала добычу золота и тем самым приобрела господствующее положение в экономике Южной Африки. Ее глава С. Родс занял в 1890-1896 гг. пост премьера Капской колонии. Ему принадлежит идея создания единой территории от Кейптауна до Каира, подвластной Англии. Английские колонизаторы стали последовательно добиваться проведения этой идеи в жизнь. Сам Родс сыграл большую роль в приобретении Англией новых колоний Асоян Б.Р. Сквозь 300 лет: от Кейна до Трансвааля. М., 1991. С. 47.

В конце 80-х годов англичане с помощью обманов и насилия захватили земли машона и мотабеле со столицей в Булавайо. Первоначально они подсунули вождю мотабеле Лобенгуле договор, по которому получили неограниченное право добычи полезных ископаемых на землях этого племени. В октябре 1893 г. английские войска в жестоких схватках, сломив сопротивление отрядов-мотабеле, полностью покорили всю страну. С весны 1895 г. захваченные англичанами земли стали именоваться Родезией, в честь инициатора колониальной политики Англии в Южной Африке.

В захваченных землях англичане проводили политику ограбления местного населения, отбирали землю, отнимали скот, выселяли местных жителей в резервации, заставляли их выполнять принудительные работы. С марта 1896 г. по сентябрь 1897 г. местное население, поднявшее восстание, вело упорную борьбу против англичан и добилось с их стороны некоторых уступок.

Завоевание Родезии позволило английским колонизаторам ускорить прокладывание пути от Кейптауна до Каира. Железная дорога была продолжена по английским владениям от Кимберлея до Мафекинга. Предполагалось провести ее дальше, через Уганду до Нила.

Англия прочно закрепила свое господство в завоеванных землях. И только буры еще стояли на пути английских колонизаторов в создании непрерывной территории колониальных владений Англии от юга до севера Африки. В последние годы XIX столетия внимание европейских держав в Африке было приковано к бурским республикам. Англия не теряла надежды полностью подчинить себе Трансвааль и Оранжевую республику. С этим были связаны планы создания единой колониальной системы от Кейптауна до Каира. Значение этих республик возрастало все больше в связи с развитием добычи золота и алмазов. Но не только английских колонизаторов привлекали богатства и значение бурских земель. К ним протягивали свою хищную лапу и германские капиталисты. В связи с этим произошло резкое обострение англо-германских отношений из-за раздела Южной Африки История германского колониализма в Африке. М., 1983. С. 195.

Длительное время Англия вела экономическую войну против бурских республик. Внешняя торговля буров полностью зависела от Англии, так как проходила через порты английской Капской колонии. Чтобы ослабить эту зависимость, буры построили железную дорогу (к 1895 г.) к порту Лоренцо Маркес в португальской колонии Мозамбик. Доходы английских железных дорог и таможен в Капской земле значительно сократились. Буры стали более самостоятельными в своей внешнеторговой политике. Английские правящие круги рассматривали это как серьезную угрозу своим интересам в Южной Африке. Отношения с бурскими республиками крайне обострились. Англичане встали на путь организации провокаций против буров, чтобы найти предлог для аннексии их земель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать