Империя Карла Великого и ее распад
p align="left"> Культура и отношения с церковью.

Карл был истинным христианином. "Он свято почитал христианскую религию, в которой был наставлен с детства. Вот почему он воздвиг в Аахене исключительной красоты базилику, украсив её золотом, серебром, светильниками, а так же вратами и решётками из цельной бронзы. Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя было достать где-либо ещё, он позаботился о том, чтобы его привезли из Рима и Равенны. Он ревностно и часто посещал церковь и утром, и вечером, и даже в ночные часы и на заутреню, насколько позволяло здоровье и весьма заботился, чтобы всё, что в ней совершалось, проходило наиболее достойно" [13]. Карлом была предпринята попытка реформировать монашество в соответствии с бенедиктинским уставом, тогда же была проведена реформа литургии и составление единого сборника проповедей. В общем, отношение к нему церкви было сервильным, об этом говорит хотя бы то, что папа Лев III после своего избрания на папский престол переслал Карлу ключи святого Петра и папское знамя в знак признания его власти. Карл стал защитником ортодоксии на западе, он хотел опротестовать решение Никейского собора 787 года.

Касательно церкви Карлом было издано множество капитуляриев. В одном из них говорится: "Пусть ни святым церквам Божьим, ни сиротам, ни паломникам (...) не чинят обиды и грабежа: ибо сам государь император, после Бога и его святых, объявлен их защитником и покровителем" [14]. Во многих капитулярных актах Карл Великий напоминает графам, епископам, что их поведение должно быть благочестивым: пусть они прощают долги своим должникам, выкупают пленных, помогают угнетённым, защищают вдов и сирот [15].

Культурные устремления Карла были связаны с политикой - культура Франкского государства должна была соответствовать наименованию "империя". Сам Карл был весьма образован для своего, во многом ещё варварского времени: "Не довольствуясь лишь родной речью, он старался изучить иностранные языки. Латинский он изучил так, что обыкновенно говорил на нём, словно на родном, но по-гречески он больше понимал, нежели говорил. (...) Карл много времени уделил изучению риторики, диалектики, а особенно астрономии. Он изучал искусство вычислений и с усердием мудреца пытливо выведывал пути звёзд. Пытался он писать и для этого имел обыкновение держать на ложе, у изголовья дощечки или таблички для письма, чтобы, как только выпадало свободное время, приучить руку выводить буквы, но труд его, начатый слишком поздно и несвоевременно, имел малый успех" [16]. Культурным центром была придворная Академия в Аахене, куда стекались наиболее образованные люди Европы - Алкуин, основатель школы святого Мартина в Туре, Теодульф, поэт и писатель, Эйнхард, придворный биограф Карла, Рабан Мавр, ученик Алкуина, продолживший его дело, Ангильберт, автор исторических поэм, Нитхард, автор "Истории в четырёх книгах", и другие.

Культурные реформы были начаты с установления единого канонического текста Библии, и вообще проводились в союзе с церковью, ведь задачей Карла было создание христианской культуры.

Карл Великий целенаправленно поощрял светскую культуру, приглашая в свою столицу Аахен филологов, архитекторов, музыкантов и астрономов со всех земель империи, а также из Ирландии и Англии. Под руководством великого англо-саксонского ученого Алкуина, который был у Карла фактически "министром образования" империи (в 796 году, удалившись от двора, он стал аббатом Турским), и при участии таких известных деятелей, как Теодульф, Павел Диакон, Эйнгард и многих других (все они входили в неформальную "Дворцовую академию") активно возрождалась система образования, получившая наименование каролингского Ренессанса.

Мнение некоторых историков о малой образованности самого Карла выглядит не вполне убедительным. Считают, например, что монарх не умел писать, хотя и пытался научиться этому. Но еще Т.Н.Грановский отмечал, что это вряд ли верно. Тогда различались две манеры письма -- простая и каллиграфическая. Видимо, последнюю и имел в виду биограф Эйнгард, когда сообщал о неумении императора. Но чтобы вообще не умел писать человек, свободно знавший латынь и говоривший по-гречески (по тем временам это уже более чем достаточное образование) -- действительно сомнительно.

К тому же Карл сам принимал деятельное участие в трудах основанной им академии: по его инициативе составлялся правильный текст Библии; монарх собирал древнейшие германские предания и песни (собрание, к сожалению, практически утрачено); он поручил ученым составить грамматику своего родного франкского языка (это повеление выполнено не было).

При нем возрождалось изучение классической латыни, поощрялась анналистика, а из-под пера талантливых придворных излился целый поток подражательной поэзии. Сам Карл брал у Алкуина уроки грамматики и начал составлять грамматику германского языка. Он работал также над исправлением текстов Евангелий и уже в преклонные годы пытался выучиться трудному искусству каллиграфии (упоминание об этом факте в принадлежащей Эйнгарду биографии Карла явилось основанием для возникновения ложного представления, что он якобы не умел писать). Заказанный им сборник традиционных коротких немецких героических поэм, к сожалению, не сохранился. Повсюду при монастырях и церквах открывались новые школы, было предусмотрено, чтобы образование получали и дети бедняков. Под руководством Алкуина в монастырях возрождались или учреждались скриптории (помещения для переписки и хранения рукописей), где для переписки использовался великолепный шрифт, именуемый "каролингским минускульным", причем копирование производилось столь быстрыми темпами, что львиная доля всего наследия античности дошла до нас усилиями именно той эпохи. Импульс, данный учености Карлом Великим, продолжал действовать на протяжении целого столетия после его смерти.

Развитие государства при Карле Великом.

Восстановление и строительство дорог и мостов, заселение заброшенных земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, введение рациональных методов агрикультуры - таков далеко не полный перечень заслуг Карла Великого.

Он воздвиг мост через Рейн в Майнце и предпринял неудачную попытку соединить каналом Рейн с Дунаем. Дворец и капеллу в Аахене (последняя была возведена по образцу церкви Сан Витале в Равенне и украшена мозаикой и вывезенным из Италии мрамором) современники считали одним из чудес света. Карл ввел порядок и единообразие в господствовавший повсеместно хаос мер и весов, провел реформу финансовой системы. Часто перемещая своих сановников, когда лангобарды отправлялись в Аквитанию, франки в Баварию и т.д., Карл пытался пресечь злоупотребления графов и епископов властью и централизовать власть в государстве. Держава была разделена на missatica (округа), которые периодически посещали missi dominici, т.е. королевские посланцы. Комиссия, состоявшая из одного клирика и одного мирянина, изучала судебные решения и финансовые документы, выслушивала жалобы на местных правителей, искореняла ложь, коррупцию и алчность в администрации и обществе. В общем Карл издал 65 статей законов, которые содержали более 1000 отдельных постановлений. Все эти постановления учили народ, как воевать, как обрабатывать землю, как торговать, как судиться и тому подобное. Для того времени статьи - капитулярии Карла Великого имели огромное значение.

Последние годы Карла Великого.

Последние годы жизни Карла Великого были омрачены рядом трагедий и неудач. Здесь и возобновление нападений норманнов на северные окраины империи, и случившийся в крайне сжатые сроки уход из жизни жены и сестры Карла и его сыновей Пипина и Карла. В результате этого в конце 813 года Карлу Великому пришлось призвать к себе самого слабохарактерного сына Людовика Аквитанского, известного впоследствии как Людовик Благочестивый. Император, созвав торжественное собрание знатных франков всего королевства, назначил его с общего согласия своим соправителем и наследником, а затем возложил ему на голову корону и приказал впредь именовать его императором и августом.

Вскоре после этого, сраженный сильной лихорадкой, Карл слег в постель. В начале января к лихорадке присоединился плеврит.

Умер Карл Великий в Аахене 28 января 814 года. Тело его при глубокой скорби, охватившей все подвластные Карлу народы, было перенесено в построенный им Аахенский собор, и помещено в медный позолоченный саркофаг. Над саркофагом повесили золотую доску с надписью: "Здесь покоится тело Карла, великого и правоверного императора, который со славой расширил пределы государства франков и счастливо управлял им в течение сорока семи лет. Он умер 70-ти лет, в зиму Господню 814-е". В 1165 году, по настоянию Фридриха Барбароссы, антипапа Пасхалий III причислил его к лику святых. Немецкий поэт в кратком четверостишии охарактеризовал знаменитого короля франков так:

Несметных ратей предводитель,

Племен владыка и отец,

Науки друг и покровитель,

Законодатель и Мудрец…

Итоги завоеваний и реформ Карла Великого.

Империя, созданная Карлом Великим, распалась уже в течение следующего столетия. При немощных государях, которыми оказались его сын и внуки, центробежные силы феодализма разорвали ее на части.

Однако осуществленный им союз государства и церкви предопределил характер европейского общества на столетия вперед. Образовательные и церковные реформы Карла сохраняли значение долгое время после его смерти. Обширный корпус сказаний и легенд вылился в цикл романов о Карле Великом. В раннее средневековье имя Карла стало синонимом могучего властителя: по латинской форме имени Карла - Carolus - правителей отдельных государств стали в Центральной и Восточной Европе называть "королями". Немногие могущественные правители, восходившие на европейские троны, рассматривали исторического Карла Великого как высший образец суверенитета. Священная Римская империя немецкой нации, которая возводила свое происхождение к коронации Карла Великого в Риме, просуществовала тысячу лет, пока не была уничтожена другим великим завоевателем - Наполеоном (который, к слову, также именовал себя преемником Карла Великого).

Оценивали военную деятельность монарха по-разному. Часто Карла обвиняли в жестокости и экспансионизме, которые упомянуты выше. «Экспансионизм» -- это, конечно, модернизация; а что до жестокости... Ф. Кардини верно писал, что не нам, людям ХХ столетия, судить Карла Великого.

Можно, конечно, решить, что Карл настоящим-то полководцем не был и возмещал жестокостью недостаток таланта. Вот, скажем, Л.Н.Гумилев писал о короле в тоне весьма пренебрежительном: Великим-де прозвали его за победы, но побеждал он успешно только своих же «немцев» (непонятно, правда, какие в то время были «немцы»), Барселону якобы взял лишь потому, что она арабам была и не нужна вовсе, а «с одной маленькой Аварией» воевала вся огромная империя, причем захватили лишь кусок страны.

Надо заметить: «вся империя» не могла воевать с аварами не только потому, что самой империи тогда еще не было, но и из-за саксов. Недаром Карл привлек славян к антиаварскому походу -- король при всем желании не мог сосредоточить все силы против аваров. Прошлый опыт всякого научил бы, что противников бывает больше одного.

Кстати, жестокость Карла объяснима как реакция на угрозу окружения (сразу оговорюсь, что от моральных оценок здесь лучше воздержаться). Монарх не имел права ошибиться, ибо неограниченными военными силами не располагал.

Великим Карла прозвали все-таки не зря. Ведь его деятельность по франкизации Германии и Италии, тяжелая задача и сама по себе, происходила на фоне длительной Саксонской войны, причем параллельно велись еще испанские и аварские кампании.

Повторю: франки вели превентивную войну. Именно такая тактика и принесла успех. Атаковать, дабы предотвратить худшее, наступать в оборонительных целях, -- это было для Карла правилом всей жизни. Но -- только там, где это необходимо. Пример ободритов тут достаточно показателен.

К главным же итогам военной деятельности Карла Великого следует, как то сделал уже в прошлом веке русский историк Т.Н.Грановский, отнести прекращение сотрясавших Европу переселений народов и племен и объединение германских народов (за исключением скандинавов и англосаксов) в одном государстве.

Франкская держава стала сильнейшим государством на Западе Европы. Даже самого опасного прежде противника -- арабов, франкам приходилось теперь опасаться разве что на море, так как своего военного флота у Карла не было. Известный арабский халиф Гарун-аль-Рашид установил отношения с Карлом и подарил ему место гроба Господня в Иерусалиме, где король собирался поставить церковь. Византия в конечном счете фактически согласилась с признанием Карла императором, что потребовало известной ломки тамошних идеологических установок. Ибо, что бы там ни говорили впоследствии историки, законным наследником прежней Римской империи была именно Византия, и никто до Карла этого не оспаривал и императорского титула не принимал. Почему же все-таки появился противовес государству ромеев -- империя Карла Великого?

Карл, судя по всему, совершенно не собирался быть императором и никого не принуждал таковым его провозглашать. Он прежде всего считал себя королем франков (с Божьего соизволения, разумеется).

Поход в Италию 800 г. был вызван очередным мятежом лангобардской знати, с которым следовало быстрее покончить в преддверии завоевания Барселоны: лангобарды всё никак не могли ужиться с папой. В Риме благодарный папа венчал Карла императорской короной, по собственным словам короля, неожиданно. Можно заподозрить, что тут монарх слукавил, однако прямой пользы в новом титуле для Карла не было. Рим -- лишь один из подвластных ему городов, жить там он не собирался.

Другое дело, что Карл считал себя ничем не ниже того, константинопольского императора, которого, кстати, упорно называл королем. Что из того, что тот -- священная особа? Управляет он преемницей последней языческой империи, да еще и иноверным арабам противостоять не может... А вот франки и сам Карл -- совсем другое дело: король-воитель, защитник христианства, вслед за Хлодвигом раздвигает границы христианского мира, мечом и словом обращает язычников...

Папа Лев III не мог не знать о подобных настроениях короля. Судя по всему, именно римский первосвященник был инициатором торжественной коронации в Вечном городе. Ведь это способствовало укреплению позиции папства, пусть и зависимого от франков. Без их помощи папе было не продержаться: подчиниться лангобардам -- прощай папское государство, поклониться Византии -- стать окраинным имперским епископом...

Время для осуществления папского замысла было подходящее: в Византии на престоле оказался малолетний монарх, при нем -- мать-регентша. И был пущен слух, что императорская династия пресеклась. Но должен же быть император в христианском мире! А Карл -- владеет Римом, исконно императорским городом, деяния же его -- подтверждение того, что король -- наследник римских августов.

Карл дал себя уговорить. И после коронации, о дне которой его, судя по всему, заранее не предупредили (в этом и состояла та «неожиданность»), уехал в свой любимый Аахен.

В связи с этой коронацией следует обратить внимание на одно, как представляется, не в полной мере оцененное деяние Карла. Историки отметили, что итальянские походы (то в защиту папы, то для умерения его аппетитов) имели одно важное последствие: они окончательно разорвали политическую связь Италии с Византией и Рима с Константинополем. Италия стала частью Западной Европы.

Но есть и другой момент: папа оказался главой всей Церкви Каролингской империи, а также так или иначе тяготевших к ней Британии и христиан Испании. Папа, короновав Карла, присвоил себе прерогативу, которой ранее обладал лишь церковный владыка Константинополя. Противостояние империй подчеркивалось и противостоянием глав западной и восточной Церквей, что делало неизбежным идеологический раскол.

Именно коронацию 800 г. можно считать прелюдией разрыва, оформившегося в 1054 г.

Заключение.

Карл Великий - несомненно, фигура неоднозначная. Противоречивы его земельные реформы. С одной стороны, Карл не сделал здесь ничего нового - практика бенефициальных дарений существовала со времени правления Карла Мартелла, но именно при Карле достигла того размаха, который позволил усилится магнатам и приобрести иммунитет. Существует и ещё одно противоречие. Действия Карла Великого как бы подготовили почву для развития феодализма, да и при самом Карле уже существовала практика вассальных отношений. Феодальное общество - аграрное, сельское, с неразвитой торговлей, при Карле же, как уже было сказано, города процветали, а торговля была хорошо развита. Упадок роли городов и торговли, аграризация общества, усиление личных связей, наблюдаемые при феодализме, можно рассматривать как некоторую деградацию, следовательно, действия, приведшие к этой деградации - в том числе и действия Карла - можно назвать негативными. С другой стороны, во времена Карла неразвитость производства делала раскол на производящий и управляющий классы, на зависимых крестьян и сеньоров неизбежным, без него был бы экономический прогресс, о котором нами было сказано.

Другой аспект деятельности Карла - культура. С одной стороны, "Каролингское возрождение" - скачок вперёд по сравнению с культурой во времена, например, того же Карла Мартелла. С другой стороны, "Каролингское возрождение было лишь итогом серии мелких возрождений, которые после 680 года дали о себе знать в монастырях Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Галлен, Фульда, Боббио, а так же в Йорке, Павии и Риме. (...) оно не было новаторским. Принятая им программа обучения была всего лишь программой прежних церковных школ, в соответствии с которой "в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, пению, счёту, грамматике и заботились о переписке книг". Культура каролингского двора ничем не отличалась от культуры варварских королей, таких, как Теодорих или Сибесут. (...) Каролингское возрождение было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперёд, завершившейся тем, что пришлось свернуть с пути или остановиться" [17].

Список использованной литературы:

1.Блок М. Апология истории М. “Наука” , 1986. с.256

2.Бродель Ф. Время Мира. М. “Прогресс” , 1992, с.680

3.Виппер Р. Ю. Краткий учебник Средних веков. 2т. М., “Школа-Пресс” , 1993, с.96-112

4.  Все монархи мира. Западная Европа/ под рук. К. Рыжова. - Москва: , 1999.

5. Всемирная история. Раннее средневековье. - Том 7 - М. Современный литератор, 2000.

6. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., “Искусство” , 1989.368с.

7.Гуревич А. Я. Средневековый мир. М., “Искусство” 1990, с.400

8.Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, “Полиграмма” , 1994, с.320

9.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. “Прогресс-Академия” , 1992.376с.

10. Рогожин В.А. /М.Империя Карла Великого - Инфра. 1999

11. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М. “Наука”

Приложение 1.

[1] А.Я.Гуревич, "Категории средневековой культуры", М., "Искусство", 1984, стр. 139.

[2] См. "Истории Европы" М., "Наука", 1992, стр. 122.

[3] "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 120.

[4] "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 1990, стр. 101.

[5] Эйнхард, "Жизнь Карла Великого", из Книги: "Историки эпохи Каролингов", М., "Росспэн", стр. 12, 224-225.

[6] "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 121.

[7] См. Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 45.

[8] См. там же, стр. 51-52.

[9] См. "История средних веков", под редакцией З.В.Удальцовой и С.П.Карпова, т. 1, М., "Высшая школа", 2001, стр. 118.

[10] Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 52.

[11] См. "История Европы", т. 2, М., "Наука", 1992, стр. 122.

[12] См. там же, стр. 124.

[13] Эйнхард, 26, "Историки эпохи Каролингов", стр. 27.

[14] Жан Флори, "Идеология меча", Спб, "Евразия", 1999, стр. 144.

[15] Там же, стр. 135.

[16] Эйнхард, 25, "Историки эпохи Каролингов", стр. 27.

[17] Жак Ле Гофф, "Цивилизация средневекового запада", М., "Прогресс", 1992, стр. 121-

123.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать