Инквизиционный процесс в Средневековой Европе: положительный и отрицательный опыт становления западной цивилизации
p align="left">Тайна свидетелей и свидетельских показаний отражалась и в том, что обвиняемого судили на основании показаний, которых он не слышал и исходили они от неизвестных обвиняемому свидетелей. Если свидетель обвинения отказывался от своих показаний, то это держалось в тайне от обвиняемого. Такая таинственность освобождала свидетелей от всякой ответственности, вызвала массу злоупотреблений и дала всем и каждому полную возможность удовлетворять свою личную ненависть. Даже если такой свидетель уличался в лжесвидетельстве и подвергался за это наказанию, то его показания все равно сохранялись и могли иметь решающее влияние на вынесение приговора.

Указанное отношение к свидетелям и свидетельским показаниям - яркий пример характерной тенденции в любом инквизиционном судебном процессе: создавать как можно меньше преград инквизиционным трибуналам и давать им в деле преследования ересей неограниченные полномочия.

3.3 Вынесение приговора

Судопроизводство инквизиции, по сути, было формальным, поскольку инквизитор имел все возможности представить любое дело так, как сам его понимал. Для вынесения приговора он обычно созывал так много сведущих людей, что детальное рассмотрение многих дел в короткий срок было невозможно. Инквизитор, строго соблюдая внешнюю форму, всегда считал себя вправе действовать по своему усмотрению. В приговорах, выходивших после протоколов судебных заседаний, частенько встречались имена осужденных, о которых на заседании речи не было.

Еще более усугубляло произвол инквизиции то, что обвиняемого лишали права иметь защитника. Хотя ранее, в епископских судах, бедным часто предоставляли бесплатного защитника. Декреталий Иннокентия III, внесенный в каноническое право, запрещал адвокатам и нотариусам оказывать содействие еретикам и сочувствующим, а также выступать за них в суде. Принципом канонического права стало: адвокат еретика должен быть отрешен от своих обязанностей и навсегда заклеймен пятном бесчестия. К помощи защитника можно было прибегнуть только для отвода свидетелей на основании установления факта их смертельной вражды к обвиняемому Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 153-154.

Приговор выносился на основании установленной степени причастности обвиняемого к ереси. Различали три вида еретиков и лиц, подозреваемых в ереси Данилов В.А. Заметки о средневековой инквизиции:

а) Еретики, отказавшиеся от ереси, раскаявшиеся и вернувшиеся в Церковь, а также лица оказавшиеся под легким или сильным подозрением в ереси, подвергались наложению духовной епитимьи на усмотрение инквизитора.

б) Еретики, в обращении которых были обоснованные сомнения (когда сознание и раскаяние было дано из страха перед наказанием) и лица, попавшие под тяжелое подозрение в ереси - пожизненно заключались в тюрьму.

в) Еретики, упорствующие в ереси (закоренелые еретики) или отказавшиеся от нее, но опять вернувшиеся к ней (еретики-рецидивисты), передавались светским властям для сожжения живыми.

Из приведенного перечня видно, что виной в инквизиционном судопроизводстве признавался не только факт причастности к ереси, но и подозрение в ереси. Юридические права инквизиции распространялись на защитников ереси и людей ей сочувствующих. Все, кто давал еретикам пристанище, милостыню или покровительство, кто просто своевременно не доносил на них властям, все эти люди, как бы не была известна их преданность католицизму, навлекали на себя подозрение в ереси. Если подозрение в ереси было тяжелое, то оно приравнивалось к ереси, если же оно было сильное или легкое, то это также представляло значительную опасность для обвиняемого.

Степень подозрения в ереси предоставлялось определять инквизитору. Вообще считалось, что подозреваемые в ереси еще не суть еретики и при вынесении приговора на них следует налагать более легкие наказания. Но это правило не распространялось на случай тяжелого подозрения в ереси. В последнем случае обвиняемый, даже если он совершенно не был еретиком, не мог выставить свидетелей, подтверждающих его правоверие. И если он имел неосторожность не отречься от ереси, настаивая на своей невиновности (т.е. косвенно сознавался в своей мнимой вине), то он подлежал выдаче в руки светской власти, как закоренелый еретик. Если же обвиняемый сознавался и просил о воссоединении с Церковью, то его следовало пожизненно заключить в тюрьму1.

В случае легкого или сильного подозрения в ереси обвиняемый должен был представить несколько соприсяжников, которые клятвенно бы подтвердили его невиновность. Эти соприсяжники должны были принадлежать к одному сословию с обвиняемым, а их число менялось на усмотрение инквизитора и согласно степени подозрения.

Признание подозрения в ереси виной значительно облегчило инквизиции процесс вынесения обвинительных приговоров. Эдиктом Фридриха II предписывалось, что подозреваемые в ереси должны были в течение года доказать свою невиновность, в противном случае их уже на законном основании осуждали как еретиков Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 158.

При оправдании от подозрения в ереси, от обвиняемого в любом случае требовали отречения от ереси вообще, в частности и от той ереси, в которой его обвиняли. Это отречение хранилось в деле обвиняемого и если впоследствии против него снова возникало обвинение, то при вынесении приговора предыдущая вина учитывалась и являлась основанием для вынесения более сурового приговора. Более того, если позднее обвиняемый привлекался к ответственности, как еретик, но на следствии не сознался в своей предыдущей вине, от которой очистился соприсягой и отречением, то это рассматривалось как закоренелая ересь, влекущая костер Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 158-160.

Не ускользали от суда инквизиции и мертвые. Если устанавливалось, что покойный был подозреваем в ереси, то его останки подлежали выкапыванию и разбрасыванию. Если же, умерший оказывался нераскаявшимся еретиком или еретиком-рецидивистом, его останки подлежали сожжению. При возбуждении дела против умершего на суд для его защиты вызывались его дети или наследники.

При вынесении приговора инквизиционная система предусматривала: если обвиняемый отказывается защищаться, это признавалось равным отказу явиться в суд. В этом видели акт признания и обвиняемого выдавали в руки светской власти на сожжение. Нельзя было оправдываться и невежеством. Того, кто упорно отрицал свою вину, хотя и выражал полную готовность исповедовать веру и во всем повиноваться Церкви, считали закоренелым еретиком и выдавали светским властям. При всяком положении дела обвиняемый должен был полностью признать обвинительное заключение, в противном случае его немедленно выдавали в руки светским властям на сожжение.

В теории можно было обжаловать судопроизводство инквизитора перед Св. Престолом. Но жалобу нужно было подать до вынесения приговора, который был окончательным. Вообще папское вмешательство противоречило каноническим законам и было исключением. Осуждение в той или иной форме все равно было неизбежным. Даже если все доводы обвинения падали совершено (что иногда случались), то выносился вердикт: «Обвинение не доказано». Эта формула давала инквизитору возможность в любое время вновь возбудить преследование и осудить обвиняемого уже как закоренелого еретика или, по - меньшей мере, как лицо, находящееся под тяжелым подозрением в ереси.

Таким образом, при вынесении приговора общее правило инквизиционного судопроизводства состояло в том, что никто не должен быть оправдан. Инквизиторов обязывали никогда и никого не объявлять невиновным, поскольку это стало бы помехой впоследствии возбуждать дело на основании новых обвинений. И еще, все приговоры инквизиции заканчивались стереотипным выражением, оставлявшим за инквизитором право по произволу изменять, смягчать, увеличивать и возобновлять наказания. Уже в 1241 г Нарбоннский собор предписал инквизиторам оставлять за собой это право, и с течением времени это вошло в неизменное правило Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 175.

3.4 Наказания

Теоретически, в задачу инквизиции не входило наложение наказаний. Ее миссия заключалась в спасении душ заблудших и наставлении их на путь истинный. Таким образом, наказания, которые все же накладывались на обвиняемых, вступивших на путь спасения, рассматривались как духовное лекарство - епитимья для очищения и искупления грехов.

Инквизитор никогда не приговаривал к смертной казни, он просто лишал покровительства Церкви закоренелого и нераскаявшегося еретика или рецидивиста. При этом объявлялось, что для осужденного было сделано все, чтобы спасти его заблудшую душу и, что он безумно отверг протянутую ему милосердную руку помощи. Еретик, упорствовавший в своем непослушании, упрямо отказывающийся сознаться в своей ереси и твердивший о своей невиновности, не мог быть спасен путем наложения на него духовного наказания. Естественным следствием этого являлась выдача такого обвиняемого в руки светской власти на сожжение. Но и здесь Церковь до последней минуты готова была проявить «милосердие» к обвиненному: если он все же сознавался в последний миг и готов был покаяться, его подвергали удушению, прежде чем запылает очистительное пламя костра Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. Т.1 Глава XXIV.

Самым суровым наказанием, которое мог наложить сам инквизитор, было тюремное заключение. Это представлялось, как средство для кающегося очиститься от своих заблуждений путем наложения на себя бессрочного поста на хлебе и воде. Это наказание накладывалось только на обратившихся еретиков. Сначала срок тюремного заключения был не определен, но позднее решением Нарбоннского собора стали приговаривать к тюрьме всегда пожизненно.

Существовало два вида тюремного заключения: строгое и смягченное. В обоих случаях заключенный получал только хлеб и воду, содержался в одиночной камере и не мог иметь ни с кем общения из боязни, чтобы его не совратили другие или он не совратил кого-либо. Строгое заключение состояло в содержании заключенного в ножных оковах, прикованным к стене, в узкой темной камере. Это наказание налагалось на виновных в соблазне или в нарушении присяги путем дачи неполных признаний. Но вообще, выбор вида тюремного заключения, опять же, всецело зависел от воли инквизитора Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 174.

Если обвиняемый умирал после сознания и раскаяния, он все равно нес то наказание, которое понес бы, оставаясь в живых. При этом выкапывание тела из земли заменяло заключение в тюрьму. Наследники умершего подвергались легкой епитимье, которую можно было заменить денежным штрафом. В случае смерти обвиняемого до произнесения им отречения и раскаяния, он попадал в число нераскаявшихся еретиков, его останки подвергались сожжению, а имущество конфискации. Наказаниям подвергались также дети и внуки умерших и нераскаявшихся еретиков, которые подвергались ограничению прав на занятие общественных должностей, отрешались от занимаемых должностей и подвергались конфискации имущества.

Более легким видом наказания были епитимьи, налагаемые по усмотрению инквизитора. Наиболее легкими считались епитимьи в виде чтения молитв, посещения храмов, строгого исполнения обрядов, посты, паломничества по святым местам и благотворительные пожертвования.

Обычным условием епитимьи было самобичевание. Соборы в Нарбонне и Безье в 1244 и1246 гг, а также собор в Таррагоне в 1242 г упоминают о бичевании как легком наказании, налагаемом на добровольно обращенных и кающихся в течение срока милосердия. Эта епитимья часто длилась до самой смерти осужденного Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 164.

Паломничество считалось одной из самых легких форм наказания, но это лишь в сравнении с другими наказаниями. Паломничества, налагаемые инквизицией делились на большие (Рим, Компостелло, Кэнтерберри и. др) и малые (к местным святыням). За какие преступления налагалось это наказание видно из приговора 1322 г по делу трех обвиняемых. Вся их вина состояла в том, что они видели вальденских наставников в доме своих родителей, не зная кто это. В первое время инквизиции назначались паломничества в Палестину, куда кающиеся должны были отправляться в качестве крестоносцев.

Далее шли епитимьи позорные и унизительные: ношение крестов, нашитых на верхнюю одежду и ношение позорного одеяния еретиков - “санбенито”. Тип санбенито зависел от характера греха, и осужденные должны были носить его в определенное время. Одним предписано было надевать эту одежду по праздникам и воскресеньям, другим же постоянно. В практике испанской инквизиции санбенито надевали на приговоренных к тюремному заключению, когда в праздники их выставляли у дверей церкви в назидание правоверным католикам Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. Т.1 Глава III.

Нарбоннский собор 1229 г предписывал ношение крестов всем обращенным, кто добровольно отрекся от ереси. Собор в Безье в 1234 г грозил конфискацией имущества всем, кто откажется носить эти знаки позора или будет скрывать их. Собор в Валансьене в 1248 г постановил, что такого рода ослушники должны будут загладить свою вину, а в случае повторения с ними должно поступить как с нераскаявшимися еретиками Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 165-166.

И, наконец, существовало еще одно, хотя и не прямое (по приговору инквизитора), но от того не менее тяжкое наказание: конфискация или штраф. Конфискация не была прямым делом инквизитора, но она сама собой вытекала из его приговора. Иннокентий III в своем эдикте объявил: «Мы повелеваем, чтобы имущество еретиков подвергалось конфискации; чтобы эта мера применялась светскими князьями под страхом наложения на них духовных наказаний. Имущество еретиков, отрекшихся от ереси, не будет возвращено им, если только не будет кому-нибудь благоугодно сжалится над ними…». Когда духовные суды объявляли кого-либо еретиком, то конфискация делалась сама собой; наложение запрещения на имущество было в обязанности светской власти и только от нее зависело пощадить имущество виновного.

Конфискация была неотделима от приговора к тюрьме. Поскольку конфискации подвергалось и имущество умерших еретиков, то иногда даже в приговорах умерших объявляли им приговор к тюремному заключению с единственной целью лишить наследников права наследования имущества еретиков. Вообще конфискация применялась повсеместно и с неумолимой жестокостью. Одно ничтожное проявление ереси автоматически лишало человека права на собственность. Зато возврат имущества и воссоединение раскаявшегося с Церковью был актом милосердия и требовал особого мотивированного постановления Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. Глава 13.

В первое время существования инквизиции не было определено, имеют ли инквизиторы право налагать штраф. Нарбоннский собор 1244 г в своих инструкциях инквизиторам предписывает не подвергать виновных денежным штрафом в интересах сохранения доброго имени монашеского ордена. Иннокентий IV в булле от 1245 г повелевает, чтобы штрафы получали два лица, избранные епископом и инквизитором. Эти средства должны были идти на постройку и содержание инквизиционных тюрем. Однако, в связи с лихоимствами, уже в 1251 г он же запретил инквизиторам накладывать штрафы во всех случаях, когда можно наложить другое наказание1. Со временем инквизиторы добились отмены этого указания и присвоили себе право накладывать штрафы по своему усмотрению и к своей вящей выгоде.

От штрафа нельзя отделять также замену наложенных наказаний уплатой известной суммы. Иногда такие суммы собирались на нужды Церкви папскими уполномоченными в обмен на смягчение или отмену наказания. Смерть обвиняемого не освобождала от уплаты штрафа его наследников. Даже в том случае, если дело шло только о легких подозрениях в ереси, наследникам умершего подозреваемого все равно вменялось подчиниться всякому денежному наказанию, которое было бы по закону наложено на умершего Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С 172.

Глава 4. Деятельность инквизиции в разных странах Европы

Несмотря на кажущуюся вездесущесть инквизиционных трибуналов в Средневековой Европе, ее действие имело неодинаковую силу в различных европейских странах. Прежде всего нужно отметить, что наиболее бурная деятельность инквизиции наблюдалась в южных странах: Италии, Франции и на Пиренейском полуострове. Вместе с тем по мере продвижения на север ее активность и значимость заметно ослабевает. Хотя римскими папами были предприняты попытки послать братьев-инквизиторов в страны Скандинавии, но история не сохранила никаких следов их реальной деятельности в этих землях. По мере движения на Восток к славянским землям влияние инквизиции также спадает.

Причины такого неравномерного распространения инквизиции по территории Европы составляют предмет отдельного исторического исследования. Здесь же укажем только основные из них. Во-первых, инквизиция наиболее активно действовала там, где в ней была наибольшая необходимость: на юге Франции, на христианских землях Пиренеев и в Италии. В указанных землях (главным образом на юге Франции и в Пиренеях) проживало чрезвычайно смешанное население - от белых европейцев-католиков до чернокожих мусульман-арабов. Первым следствием такого смешения культур и религий была исключительная веротерпимость светских властей и благодатная почва для возникновения всяческих еретических сект и движений. В то же время в этих землях по той же причине было самое развратное, испорченное и равнодушное к делам веры духовенство. В Италии шла перманентная борьба за инвеституру, а города очень рано получили большую автономию и стали рассадниками свободной мысли и просвещения. Вторая причина более широкого распространения инквизиции в южных землях была чисто материальная. Доходы от штрафов и конфискаций делились между духовными и светскими властями, немалая доля перепадала и для инквизиции. А южные земли были богаты всегда, не в пример северным.

В северных станах инквизиция чувствовала себя менее уверенно. С одной стороны, суровый климат меньше располагал к еретическим размышлениям, а больше к труду о хлебе насущном. После того, как под ударами пап Гогенштауфены сошли с политической и исторической арены, на землях Германии забыли о единовластии императора. Множество удельных властителей в борьбе за личное влияние далеко не всегда уделяли большое внимание вопросам сохранения чистоты веры, а без их поддержки инквизиторы могли не так уж много. В Англии знать, возмущенная позорным подчинением Иоанна Безземельного воле Римского первосвященника в 1215 г, потребовала «Хартию Вольностей» и безраздельное единовластие в Англии также закончилось.

Что касается восточных земель Европы, то эти земли лишь теоретически находились под духовной властью Рима. Здесь сильно ощущалось влияние Православия, а позднее возникла реальная угроза со стороны Османской империи. Кроме этого, в славянских землях было много самовластных правителей, на соперничестве которых, конечно Рим мог играть, но ни на кого из них в итоге не мог опереться в деле защиты чистоты католической веры. В силу указанных политических причин все пытки папства (включая крестовые походы) установить на славянских землях католицизм и привить для его защиты институт инквизиции в конечном счете не увенчались заметным успехом.

4.1 Инквизиция в Германии

К 1235 г ереси быстро распространялись в Германии, и туда был назначен папским инквизитором фанатик Конрад Марбургский. Он энергично взялся за дело так, что теперь просто необдуманного высказывания или общения с тем, кого подозревали в ереси, было достаточно, чтобы предстать перед папским инквизитором. Жестокие преследования вызвали волну народных возмущений и Конрад с помощниками был убит.

Папа Григорий IX пришел в ярость и приложил все усилия, чтобы убийцы его верных слуг были сурово наказаны. Однако по позициям инквизиции был нанесен удар, и, хотя она продолжала формально существовать, в Германии она не стала реальной силой. Папа Урбан V, недовольный положением в Германии, направил туда доминиканцев. Боясь отлучения от церкви, император принял новых инквизиторов с почетом и ввел цензуру печати. В XV--XVI вв. влияние инквизиции было подорвано еще больше. Наступило время таких выдающихся мыслителей, как Иоганн Вессель и, главное, Мартин Лютер. Он продолжал свои проповеди, а после его смерти в 1546 г. его последователи составили сильную оппозицию католической церкви. Инквизиция в Германии потеряла всякую силу Данилов В.А. Заметки о средневековой инквизиции.

4.2 Инквизиция во Франции

Во Франции благодаря победе в альбигойских войнах инквизиция имела более твердые позиции. И все же, когда там появился папский инквизитор - Гильом Орно, поддерживаемый папой Григорием IX, его жестокость так обозлила людей, что он и его помощники были убиты, как Конрад в Германии. Однако папы были полны решимости установить инквизицию во Франции, и началась длительная борьба между папами и французскими королями за верховенство в этой стране.

Она достигла высшей точки при короле Филиппе IV Красивом, занявшем трон в 1285 г. Он стремился ограничить власть и влияние церкви в своем королевстве. Король заявил о своем желании провести реформу церковного законодательства, и в результате в Рим было отправлено послание с заявлением о том, что папа лишен права вмешиваться в светские дела государства. После смерти Папы Бонифация VIII, Филипп стал самым могущественным человеком в Европе. Более того, новый папа, Климент V, перенес резиденцию из Рима в Авиньон, который хотя и был папским владением, но находился во Франции, под контролем короля. Этот период (около 60 лет) прозвали “авиньонским пленением пап”. Так король Филипп установил власть французских королей над папами и сделал инквизицию послушным орудием для достижения своих целей. Самой яркой иллюстрацией к этому служит известное дело тамплиеров, когда «карманный папа» французского короля подтвердил все нужные ему решения инквизиционного трибунала для уничтожения ордена тамплиеров и присвоения французской короной всех орденских богатств Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. Кн.3, глава 5.

В 1334 г. Филипп VI подтвердил привилегии инквизиции, при условии, что она будет выполнять волю французской короны. Жестокие преследования еретиков и заподозренных в ереси продолжались. При Франциске I произошла кровавая расправа с вальденсами, но и прежде были казни еретиков. В 1534--1535 гг. в Париже были сожжены 24 человека, а многих других ожидала не лучшая участь. Сам Франциск I при всем том не был моралистом. Его жестокости диктовались политическими соображениями, в остальных случаях преследования инакомыслящих были не столь частыми. Его гонения на вальденсов получили особенно неприятную известность1.

Все эти гонения и убийства во Франции отвратительны и преступны, но совершены они были не инквизицией. “Огненная палата” (особый суд при Генрихе II) была учреждена государством. Со времен борьбы Филиппа Красивого с папством Священная палата инквизиции уже не имела прочных позиций во Франции.

4.3 Инквизиция в Италии

В Италии инквизиция первоначально обрела большую силу. Ее оплотами стали Рим, а также Флоренция. Было и там немало ревностных преследователей еретиков, но в Италии суть конфликта не сводилось к борьбе за твердость католической веры, так как он там осложнялся политическим противоборством между двумя партиями -- гибеллинами и гвельфами.

Венеция отказалась учредить у себя инквизицию, и туда стали стекаться беглецы из других государств. Вскоре папа потребовал покончить с этим, и власти Венеции сочли за благо не идти на конфликт. Правда, там инквизиция подчинялась городским законам, и имущество, конфискованное у еретиков, поступало в городскую казну, а это ослабляло рвение инквизиторов. Карл Анжуйский, захватив Неаполь, создал там инквизицию, но дал понять, что там она будет под контролем государства, что также ограничило влияние папства.

Однако в Италии инквизиция имела более прочные корни и действовала более продолжительный срок, чем во Франции. Даже в 1448 г. был организован крестовый поход против еретиков. Но он не имел успеха, и вальденсы продолжали процветать в горных районах. Инквизиция в Италии была, все же ослаблена из-за противодействия населения, из-за побегов из районов, ею контролируемых, а также из-за позиции светских правителей, как, например, в Неаполе или Венеции Данилов В.А. Заметки о средневековой инквизиции.

4.4 Инквизиция на Пиренеях

В ходе Реконкисты на Пиренейском полуострове образовалось несколько христианских королевств. Но инквизиция действовала и развивалась в каждом из них по разному.

Королевства Кастилия и Леон, занимавшие большую часть Пиренейского полуострова, почти не испытали на себе тяжести средневековой инквизиции. Эти государства пользовались большей независимостью от Рима, чем прочие страны Европы в ту эпоху. Кодексы Альфонса Мудрого от 1255 и 1265 гг считаются с инквизицией и упорядочивают с помощью светского закона отношения между Церковью и светской властью. Ересь была подсудна духовным судам, но Альфонс считал, что забота о чистоте веры это обязанность государства, а дело Церкви - только определить виновность обвиняемого. Каноническое право в Кастилии не применялось и провинциал доминиканского ордена не мог назначать здесь инквизитора Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С. 262-263.

В Португалии до 1418 г также нет сведений о сколь либо значимой деятельности инквизиции. Когда в 1418 г в Португалии была образована независимая доминиканская провинция, то все провинциалы, согласно буллы Бонифация XI становились генерал-инквизиторами. Ряд этих инквизиторов продолжался до 1531 г, когда была основана новая государственная инквизиция Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С. 266-267.

Наиболее активно инквизиция проявила себя в Арагоне, где к середине XIII в наиболее активными еретиками были вальденсы. В 1226 Иаков II запретил еретикам въезд в государство. Духовник короля Раймунд де Пенафорте в 1228 г убедил его просить папу Григория IX прислать в страну инквизиторов, чтобы очистить ее от ереси. Но здесь еще не шло речи о папской инквизиции. Инквизиторы-доминиканцы появляются в Арагоне по настоянию Григория IX в 1237 г: виконт Кастельбо, ленник Урхельского епископа предоставил инквизиции полную свободу действий в своих землях. В 1238 г инквизиция в Арагоне была основана официально. Нищенствующим монахам было приказано энергично расследовать ересь, применяя папские статуты и обращаясь при необходимости за помощью к светской власти Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С. 256.

В 1242 г собор в Таррагоне опубликовал кодекс, определяющий отношение Церкви к еретикам, который долгое время применялся не только в Испании, но и во Франции. К 1262 г Урбан VI окончательно передал инквизицию в Арагоне в ведение провинциала доминиканского ордена. Однако арагонской инквизиции удалось отстоять свою независимость. В 1351 г провинциал Арагона получил от Климента VI право назначать и увольнять инквизиторов Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. С. 257-259.

Завершающий этап становления инквизиции на Пиренеях связан с объединением земель под властью Фердинанда-Католика и его жены Изабеллы. С началом их царствования с середины XV в здесь начинает действовать не папская, а испанская инквизиция, которая обслуживала исключительно религиозно-политические интересы испанской короны. При Изабелле и Фердинанде порядок в стране был восстановлен. Им удалось положить конец анархии. Говорят, что Изабелла, как женщина большого благочестия, дала обет своему духовнику Торквемаде, что если придет к власти, то посвятит себя искоренению ересей в стране. Вскоре ей напомнили об этом обете. Католические государи считали, что невозможно объединить страну, если все подданные не будут придерживаться одной веры. Этого они хотели добиться мирным путем, а если не получится, то путем насилия Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. Т.1 Глава III. Так родилась испанская инквизиция, но это предмет отдельного исследования.

Заключение

Несмотря на существующее отрицательное представление и в целом негативную оценку итогов 600-летнего периода деятельности инквизиции необходимо отметить следующее. Сама продолжительность периода деятельности этого института говорит о его устойчивости и исторической необходимости. В условиях Средневековья ересь несла смертельную угрозу незыблемости системы «Церковь-Государство». Но в Средние века Церковь, как это показано выше, имела руководящую и направляющую роль в деле развития гражданских законов и образования гражданского общества. Рациональный подход к познанию себя и мироздания не основанный на твердых морально-нравственных устоях может привести к катастрофе (отчасти мы видим это в наши дни). Правильное понимание идеи непреложной справедливости, которая составляет суть римского права, также возможно только при правильном нравственном воспитании. Но на заре Европейской цивилизации массовое нравственное сознание еще пребывало в глубокой темноте и потребовались века, чтобы закрепить в этом сознании основы христианского мировоззрения. А до этого более или менее стабильное гражданское общество на большой территории вряд ли смогло бы существовать вне системы «Церковь-Государство».

В начальный период своего существования инквизиция выполнила возложенную на нее роль по сохранению пошатнувшейся централизованной духовной власти Св. Престола, пресечению разногласий между местной церковью и Римом и, главное, сохранила руководящее положение Церкви в государстве и обществе. Однако для выполнения своих задач инквизиция была облечена чрезмерной властью, и после уничтожения основной силы еретических движений эту власть с инквизиции так и не сняли. Все дальнейшие злоупотребления инквизиции берут начало отсюда.

В качестве отрицательных моментов сторон инквизиционного судопроизводства необходимо отметить следующее. Главное- это презумпция заведомой виновности обвиняемого, на которой основывался весь процесс инквизиционного судопроизводства. Это давало инквизитору полную власть творить произвол над любым человеком, попавшим хоть раз в поле зрения инквизиции. Во-вторых, отсутствие четкой квалификации преступлений и процессуальных положений и, следовательно, полнейшая свобода инквизиторов в истолковании и представлении суду материалов и фактов по делу, а также при вынесении окончательного приговора. В-третьих, полнейшая таинственность инквизиционного судебного процесса. Это развязывало инквизитору руки в выборе методов и средств ведения следствия и практически освобождало его от ответственности за свои действия. То же касалось работы со свидетелями и свидетельскими показаниями, которые легко можно было передергивать и менять как угодно инквизитору. И, конечно, такая таинственность лишала обвиняемого любой возможности защиты. И, наконец, серьезную опасность представляло отсутствие сколь-нибудь эффективной системы надзора за деятельностью Святых трибуналов, что неизбежно порождало чудовищные злоупотребления со стороны инквизиции.

Выполнив свою основную задачу и не ограниченная своевременно в своих полномочиях, инквизиция превратилась в чудовищного монстра. Она опозорила религию, породив болезненное возбуждение общества против любых отступлений от догмата Церкви. Она дала неограниченную власть и возможности беспринципным и алчным негодяям безнаказанно утолять свое честолюбие и жадность. Она извратила понятие правосудия, вины и справедливости, ибо зачастую ее жертвами становились весьма достойные люди. Но она дала нам всем, ныне живущим, необходимый урок. В стремлении к немедленному избавлению общества от современных бед и зол нельзя бездумного разрушать существующее социальное здание. Полезно оглянуться назад, чтобы не повторить чудовищных ошибок предков и оценить по - достоинству уже имеющийся прогресс в деле построения правового государства и общества.

Библиография

1. Данилов В.А. Заметки о средневековой инквизиции / священник В.А.Данилов. Сайт Российского Гуманитарного Университета http://www.i-u.ru/biblio/.

2. История древнего мира. Упадок древних обществ / Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С. Свенцицкой. - М.: Наука, 1983.- 292 с.

3. Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века / Пер. с франц. А.В. Башкирова. -Смоленск: Русич, 2002. - 640 с.

4. Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. Т.1 - М.: Центрполиграф, 2002.- 622 с.

5. Осокин Н.А. История средних веков / Н.А. Осокин. - Минск: Харвест, 2003. - 672 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать