Иосиф Виссарионович Сталин и его окружение
p align="left">20-й съезд КПСС (1956) осудил культ личности как явление, чуждое духу Марксизма-Ленинизма, природе социалистического общественного строя. В постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956г. «О преодолении культа личности и его последствий… Сталин был членом Политбюро ЦК ВКП (б) в 1919-1953гг., Президиума ЦК КПСС в 1952-1953гг., членом Исполкома Коминтерна в 1925-1943гг., членом ВЦИК с 1917г., ЦИК СССР с 1922г., депутатом Верховного Совета СССР 1--3-го созывов. Ему были присвоены звания Героя Социалистического Труда (1939), Героя Советского Союза (1945), Маршала Советского Союза (1943), высшее воинское звание -- Генералиссимус Советского Союза (1945). Он награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами «Победа», 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, а также медалями. Похоронен Иосиф Виссарионович Сталин на Красной площади.

Выдержки из работ: Соч., т. 1-13, 1949-1951гг. Вопросы ленинизма, изд., М., 1952г.:О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5 изд.,1950г.; Марксизм и вопросы языкознания,,1950г.; Экономические проблемы социализма в СССР,1952г., Лит.: XX съезд КПСС. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1956г.; Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».30 июня 1956г., в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов; Конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 7, 1971г.; История КПСС, т. 1-5,1964-1970гг.; История КПСС, 4 изд., 1975г. .

3.Официальная справка на члена ЦК

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (09(21).12.1879--05.03 1953гг.) (В метрической книге Успенской соборной церкви г. Гори за 1878 г. дата рождения записана 6(ст. стиля) декабря 1878 г.), член партии с 1898 г. член ЦК с 1912 г. (заочно кооптирован), член Политбюро (Президиума) ЦК в октябре 1917 г. и с 25.03.1919 г., член Оргбюро ЦК 25.03.19--05.10.52 гг., Генеральный секретарь ЦК с 03.04.22 г. Родился в г. Гори Тифлисской губернии. Грузин. В 1894 г. окончил Горийское духовное училище, учился в Тифлисской духовной семинарии (в 1899 г. исключен за революционную деятельность). С 1917 г. в редакции газеты «Правда», член Петроградского ВРК, нарком по делам национальностей РСФСР (до 1923 г.). С 1919 г. нарком государственного контроля РСФСР, в 1920--1922 гг. нарком РКИ РСФСР, одновременно с 1918 г. член РВС Республики и ряда фронтов. С 1922 г. Генеральный секретарь ЦК партии. С 1941 г. Предс. СНК (Совмина) СССР. одновременно в 1941--1945 гг. Предс. Государственного Комитета Обороны и Верховный Главнокомандующий, в 1941--1947 гг. нарком обороны СССР, министр Вооруженных Сил СССР. Член ВЦИК и ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР 1--3 созывов. Герой Советского Союза (1945 г.), Герой Социалистического Труда (1939 г.). Генералиссимус Советского Союза (с 1945 г., Маршал Советского Союза с 1943 г.). Почетный член Академии наук СССР (с 1939 г.). Похоронен на Красной площади в Москве.

Известия ЦК КПСС,(306), 7 июнь 1990.

4. Иосиф в детстве и его первое образование. Горийское духовное училище

В 1886 году Иосиф, грузинский мальчуган с незаурядными интеллектуальными данными из очень бедной семьи предпринимает попытку поступить в Горийское православное духовное училище, однако ему это не удаётся сделать по той простой причине, что в этом училище преподавание ведётся на русском языке, которым он совершенно не владеет. (Много лет спустя сын Сталина Василий скажет своей сестре Светлане «по секрету»: «А знаешь, отец-то наш, оказывается, раньше был грузином»... )

Обучать его русскому языку взялись дети Христофора Чарквиани по просьбе матери Иосифа; занятия шли успешно и уже к лету 1888 г. Сосо приобрёл необходимые знания и навыки для поступления не в первый подготовительный класс при Горийском духовном училище, а сразу во второй подготовительный. ( ГФ ИМЛ Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.54. Л. 202 - 204.)// (РГАСПИ. Ф.558. Оп.4 Д.669. Л.5 (П. Капанадзе).

Спустя 35 лет, 15 сентября 1927 года Екатерина Джугашвили напишет благодарственное письмо учителю русского языка Горийского духовного училища Захарию Алексеевичу Давиташвили: «Я хорошо помню,что Вы особо выделяли моего сына Сосо, и он не раз говорил, что это Вы помогли ему полюбить учение и именно благодаря Вам он хорошо знает русский язык… Вы учили детей с любовью относиться к простым людям и думать о тех, кто находится в беде». (Джугашвили Е.Г. - З.А. Давиташвили. 15 сентября 1927 г. На грузинском языке. Перевод Д.В. Давиташвили // Архив Д.В. Давиташвили.)

«Мать Сосо, Кеке, была прачкой. Она зарабатывала мало и с трудом воспитывала своего единственного сына. После того, как Виссарион Джугашвили уехал из Гори, Сосо остался на попечении своей матери. У родителей Сосо произошел окончательный разрыв, отец перебрался в Тифлис, где в безвестности умер в ночлежке и был похоронен за казенный счет».(Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина. - Роман-газета, 1990, N 19 (1145), c.3). Мать очень любила Сосо и решила отдать его в школу. Судьба улыбнулась Кеке: Сосо приняли в духовное училище. Ввиду тяжёлого положения матери и выдающихся способностей ребёнка Сосо назначили стипендию: он получал в месяц три рубля. Мать его обслуживала учителей и школу, зарабатывала до десяти рублей в месяц, и этим они жили». (Из воспоминаний Г.И. Елисабедашвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).

С детства Сталин выделялся упрямством и стремлением к превосходству над сверстниками, много читал. Низкорослый и физически слабый, он не мог рассчитывать на успех в мальчишеских потасовках и боялся быть избитым. Он с малолетства стал скрытным и мстительным и всю жизнь недолюбливал высоких и физически крепких людей. Но он был беден, был «инородцем» и понимал, что бедный грузинский юноша из маленького провинциального города немногого может добиться в царской России. Большое впечатление на молодого Сталина произвели книги грузинского писателя А. Казбеги, особенно роман «Отцеубийца» - о борьбе крестьян-горцев за свою независимость и свободу. Один из героев романа - неустрашимый Коба - стал и героем для молодого Сталина, он даже начал называть себя Кобой. Это имя было его первой партийной кличкой; старые большевики и в 30-е годы (а Молотов и Микоян даже позднее), обращаясь к Сталину, нередко называли его Кобой. Партийных кличек у Сталина было немало - «Иванович», «Василий», «Васильев». Но остались имя Коба и фамилия-псевдоним Сталин.

В детстве с Сосо случались и неприятные происшествия. Они могли изменить его судьбу его будущность. Если бы не последовательность и не любовь его матери. ЧП произошедшее 6 января 1890 года: первоклассник Сосо Джугашвили вторично попал под фаэтон. Мчавшийся экипаж сшиб Иосифа на землю и переехал ему ногу, которую повредил настолько, что отцу пришлось везти его в Тифлис в лечебницу, где Иосиф пробыл долго, вследствие чего вынужден был прервать занятия почти на целый год.(ГФ ИМЛ. Ф. Оп.6. Д.306. Л.13). Устроившись рабочим на обувную фабрику Адельханова, Виссарион Джугашвили решил не возвращаться в Гори и оставить сына при себе, определив для себя, что тот пойдёт по его стопам и станет сапожником. По воспоминаниям С.П. Гогличидзе (Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ), «маленький Сосо работал на фабрике: помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим». Однако в Тифлис приехала за сыном мать и забрала его в Гори, где он продолжил образование. (ГФ ИМЛ. Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.48. Л.14 - 15. (Из беседы с Е. Джугашвили в мае 1935). В 1894 году И.В. Сталина окончил четырёхклассное Горийское духовное училище. Закончил его с отличием и был рекомендован для поступления в духовную семинарию.(Островский А.В. - Кто стоял за спиной Сталина? С-Пб. М., 2002. Фото № 7. Свидетельство об окончании Горийского духовного училища). Надпись на мемориальной доске гласила: «Здесь, в бывшем духовном училище, учился с 1-го сентября 1888 года до 1-го июля 1894 года великий Сталин».

Иосиф Виссарионович Джугашвили окончил Горийское духовное училище в 1894 году практически на круглые пятерки, в том числе и по поведению. Краткая выписка из его аттестата: «Воспитанник Горийского духовного училища Джугашвили Иосиф … поступил в сентябре 1889 года в первый класс училища и при отличном поведении (5) показал успехи:

По Священной истории Ветхого Завета - (5)

По Священной истории Нового Завета - (5)

По Православному Катехизису - (5)

Изъяснению богослужения с церковным уставом - (5)

русскому с церковнославянским - (5)

Языкам:

греческому - (4) очень хорошо

грузинскому - (5) отлично

Арифметике - (4) очень хорошо

Географии - (5)

Чистописанию - (5)

Церковному пению

русскому - (5)

и грузинскому - (5)».

5. Тифлис

В 1894 году Иосиф поступил в Тифлисскую духовную семинарию. В духовном училище и особенно в семинарии царила обстановка обскурантизма, лицемерия, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. Здесь были строгий порядок и почти военная дисциплина. Неудивительно, что семинарии в России воспитывали не только верных слуг режима и церкви, но и революционеров.

Семинария, несомненно, повлияла на Сталина и в другом отношении, - она развила и ранее свойственные ему изворотливость, хитрость, грубость. Догматизм и нетерпимость, а также присущий его статьям и выступлениям стиль катехизиса также сложились, бесспорно, не без влияния церковного образования. С ранней молодости Сталин был начисто лишен чувства юмора. «Это странный грузин, - говорили позднее его друзья по семинарии. - Он совершенно не умеет шутить. Он не понимает шуток и отвечает руганью и угрозами на наиболее невинные».

В тифлисской духовной семинарии учился он хуже, однако отнюдь не потому, что внезапно поглупел. А только лишь потому, что по мере взросления круг его интересов резко расширялся, чему в колоссальной степени способствовали как хорошая библиотека самой семинарии, развитие книгоиздательства в Российской империи, так и пребывание в столичном городе. Сталин стал много читать произведений русской и грузинской классики, различной переводной литературы, а также так называемой «запрещенной литературы». В архиве тифлисской духовной семинарии сохранился «Журнал поведения» за 1896 г., в котором есть несколько записей о чтении семинаристом Джугашвили «запрещенных книг», в частности, романов Виктора Гюго «93-й год» и «Труженики моря». За чтение запрещенной в семинарии литературы Сталина неоднократно наказывали длительным карцером. Инспектор семинарии Гермоген в марте 1897 г. записал в «Журнале поведения», что «Джугашвили уже в 13-й раз замечен за чтением книг из «Дешевой библиотеки» (была такая популярная серия - А.М.) и у него отобрана книга «Литературное развитие народных рас». В это же время он стал приобщаться и к чтению литературы социал-демократического направления. Стал читать произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, Чернышевского, Бакунина, Кропоткина, Плеханова, Каутского, Лафарга, а чуть позже и Ленина. В конце концов, жизненные приоритеты Сталина резко изменились, и он потерял всякий интерес к учебе в семинарии, все более уходя в революционную деятельность. В результате в 1899 г. он был исключен из семинарии. Сталин сам впоследствии не раз говорил, что его «вышибли» из семинарии за пропаганду марксизма». Так что с точки зрения голого факта - действительно, Сталин не завершил обучение в духовной семинарии.

6. Грузинская социал-демократическая организация "Месаме-даси" в 1898г.

Будучи семинаристом, Сталин вступил в связь не только с первыми кружками марксистов, но и с первыми рабочими группами, образовавшимися на предприятиях Тифлиса, стал членом «Месаме-даси» в 1898 - первой грузинской социал-демократической организации». Медведев Рой. О Сталине и сталинизме. Исторические очерки. - Знамя, 1989, N1, с.160-161. «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе». (Сталин И.В. Сочинения.Т.13. С.113).

Социал-демократические идеи в Грузии распространялись из Западной Европы и России. К первому поколению грузинской социал-демократии принадлежали: Эгнате Ингороква (Ниношвили), Силибистро Джибладзе, Миха Цхакаиа, Ноэ Жордания, Филипе Махарадзе, Николоз (Карло) Чхеидзе, Исидоре Рамишвили, Владимир Дарчиашвили и др. Идейное и организационное объединение грузинских социал-демократов произошло на Зестафонской (1892) и Тбилисской (1893) конференциях. Созданная организация называлась «Месаме даси» («Третья группа»), признанным руководителем которой являлся Ноэ Жордания.

К началу XIX века в Грузии сформировалась характерная для капиталистического общества новая социальная структура. Общество становилось многослойным. Соответственно разнообразными были интересы различных сословий и классов. Выразителями этих интересов являлись политические партии.

Группа «Месаме даси», перешедшая на позиции российской социал-демократии, пыталась сохранить самостоятельную грузинскую социал-демократическую организацию. Диаметрально противоположную позицию в отношении к социал-демократическому движению заняла группа революционных социал-демократов «Даси» (1901). В нее входили: Иосиф Джугашвили, Владимир Кецховели и др. Они были против независимости грузинской социал-демократической организации и стремились объединиться с российской социал-демократической партией.

Лидеры российской социал-демократии (Владимир Ленин, Георгий Плеханов) выдвинули идею объединения социал-демократических организаций Закавказья и создания Кавказского Союза РСДРП (Российской социал-демократиской рабочей партии). Кавказский Союз должен был облегчить слияние закавказских социал-демократических организаций с Российской социал-демократической рабочей партией. В 1903 году в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором был создан Кавказский Союз РСДРП. Месамедасисты не смогли оказать упорное сопротивление созданию этого союза. Грузинская социал-демократия стала частью Российской социал-демократической рабочей партии. «Месаме даси» как независимая грузинская социал-демократическая организация, прекратила свое существование.

Сталин много и упорно работает над собой. Он изучает "Капитал" Маркса, "Манифест коммунистической партии" и другие работы Маркса и Энгельса, знакомится с произведениями Ленина, направленными против народничества, "легального марксизма" и "экономизма". Уже тогда работы Ленина произвели глубокое впечатление на Сталина. "Я во что бы то ни стало должен увидеть его", -- сказал Сталин, прочтя работу Тулина (Ленина), -- вспоминает один из товарищей, близко знавших Сталина в это время. ["Рассказы старых рабочих Закавказья о великом Сталине", воспоминания тов. П. Капанадзе. Изд. "Молодая Гвардия", 1937 г., стр. 26.].

7. И.В. Сталин возглавляет работу Кавказского союзного комитета РСДРП

В Батуме Сталин развертывает кипучую революционную работу: устанавливает связи с передовыми рабочими, создает социал-демократические кружки, лично ведет ряд кружков, налаживает нелегальную типографию, пишет пламенные листовки, печатает и распространяет их, руководит борьбой рабочих на заводах Ротшильда и Манташева, организует революционную пропаганду в деревне. Сталин создает в Батуме социал-демократическую организацию, основывает Батумский комитет РСДРП, руководит забастовками на заводах. 9 марта 1902 года Сталин организовал известную политическую демонстрацию батумских рабочих, которой он руководил и во главе которой он шел. Здесь на деле было осуществлено Сталиным соединение стачки с политической демонстрацией. Подъем борьбы рабочих в Батуме серьезно обеспокоил правительство. Полицейские ищейки усердно ищут "зачинщиков". 5 апреля 1902 года Сталина арестовывают. Но и в тюрьме (сначала а батумской, потом -- с 19 апреля 1903 года -- в известной своим тяжелым режимом кутаисской, затем снова в батумской) Сталин не порывает связей с революционной работой.

В начале марта 1903 года происходит первый съезд кавказских с.-д. организаций, на котором оформляется Кавказский союз РСДРП. Сталин, находившийся в заключении, заочно избирается в состав Кавказского союзного комитета РСДРП. Сидя в тюрьме, Сталин узнает от приехавших со II съезда партии товарищей о серьезнейших разногласиях между большевиками и меньшевиками. Сталин решительно становится на сторону Ленина, большевиков. Осенью 1903 года Сталина высылают на три года в Восточную Сибирь, в село Новая Уда Балаганского уезда Иркутской губернии. 27 ноября 1903 года Сталин прибывает на место ссылки. В ссылке он получает письмо от Ленина. "Впервые я познакомился с Лениным в 1903 году, -- говорит Сталин. -- Правда, это знакомство было не личное, а заочное, в порядке переписки. Но оно оставило во мне неизгладимое впечатление, которое не покидало меня за все время моей работы в партии. Я находился тогда в Сибири в ссылке... Письмецо Ленина было сравнительно небольшое, но оно давало смелую, бесстрашную критику практики нашей партии и замечательно ясное и сжатое изложение всего плана работы партии на ближайший период" [И. В. Сталин. Сочинения, т. 6, стр. 52, 53.].

В ссылке Сталин оставался недолго. Он рвался скорее на свободу, чтобы взяться за реализацию ленинского плана строительства большевистской партии. 5 января 1904 года Сталин бежит из ссылки. В феврале 1904 года Сталин снова на Кавказе, сначала в Батуме, а потом в Тифлисе. После возвращения из ссылки и некоторого вынужденного отдыха, с июля до глубокой осени он активно большевизировал в качестве представителя Кавказского союзного комитета РСДРП немало социал-демократических организаций Грузии и Закавказья.

Прибыв в Кутаиси для реорганизации Имеретино-Мингрельского комитета РСДРП, Сталин добился того, что в результате обновления этого комитета усилилась «революционная работа по деревням» и «вся Кутаисская губерния покрылась нелегальными революционными организациями». Была также создана типография, (неизменным спонсором всех нелегальных типографий в Закавказье был бакинский Савва Морозов, Багиров Пётр Исаевич - Л.Б.) разместившаяся в доме Васо Гогиладзе и находившаяся там до февраля 1906 года. Именно с этого периода И.В. Сталин взял псевдоним «Коба». В начале декабря И.В. Джугашвили - Коба вновь в Баку. С 5 декабря и до самого Нового 1905 года, года первой русской революции, И.В. Сталин вместе с П.А. Джапаридзе и другими членами большевистского Бакинского комитета РСДРП руководит грандиозной всеобщей стачкой нефтепромышленных предприятий Баку, завершившейся заключением первого в истории России коллективного договора рабочих c промышленниками.

Не случайно в ответном письме, которое всё-таки имело место быть, В.И. Ленин назвал И.В. Сталина «пламенным колхидцем».

8. В 1917-1922 годы нарком по делам национальностей

На 6-й Пражской конференции РСДРП (большевиков) в 1912 Сталин был кооптирован в центральный комитет партии заочно и стал вместе с С.К.Орджоникидзе (деятель революционного движения), партийный и советский руководитель. С июля 1917 член Петроградского комитета РСДРП(б) и Исполкома Петросовета). Я.М.Свердловым (советский деятель, большевик. Руководил большевистскими организациями Урала. В 1917 г. член Петроградского ВРК и Военно-революционного центра по руководству восстанием. 8 ноября 1917 г. избран Председателем ВЦИК) и другими членом Русского бюро комитета. В конце 1912-1913 в Кракове Сталин по настоянию Ленина написал большую статью Марксизм и национальный вопрос и с этого времени считался специалистом по национальным проблемам. После возвращения на родину Сталин был арестован и выслан в Сибирь, где провел 4 года -- вплоть до февральской революции 1917г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать