Иран во второй половине XX века. Исламская революция в Иране
p align="left">Начало земельной реформы и указ шаха от 2 марта 1963 года о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами были враждебно встречены крупными землевладельцами и духовенством.

Крупные полуфеодальные помещики и ханы племен, оказывали открытое сопротивление аграрной реформе. Они обвинили правительство в антиконституционных действиях, лишавших по их словам, закон о реформе юридической силы. Религиозные лидеры заявили о несоответствии реформы предписаниям ислама. К числу недовольных реформой также присоединилось движение интеллигенции, студенчества, служащих, торговцев, ремесленников и рабочих, возглавляемых Национальным фронтом. Они выступали против осуществления преобразований в условиях беспарламентского режима.

Сначала крупные помещики пытались саботировать выполнение закона и не допустить изъятия у них излишков земли путем оформления документов на владение землей на своих родственников, а затем перешли к открытому сопротивлению. Так, например, в дни мусульманского траура 5- 8 июня 1963 года в Тегеране, Куме, Ширазе, Тебризе и других городах состоялись массовые антиправительственные демонстрации, вызванные проповедями духовенства, использовавшее недовольство находящегося в тяжелом положении населения. Эти выступления были подавлены войсками и танками, открывшими стрельбу по демонстрантам, что привело к многочисленным жертвам [18, с. 38].

Правительство встречало и другие трудности при проведении земельной реформы. Возникли серьезные затруднения с ее финансированием. Земельная реформа проводилась медленно, объявленные первоначально сроки ее не выполнялись. Она не внесла коренных изменений в положение подавляющего большинства крестьян, прежние полуфеодальные отношения в основном продолжали существовать. В то же время реформа была ударом по крупному феодально-помещичьему землевладению и феодальным отношениям в деревне.

Так экономическое влияние крупных феодалов в деревне и стране было подорвано. Однако положение основной массы крестьян мало улучшилось. Купив в рассрочку небольшие участки земли, они должны были выплачивать в течение 12-15 лет крупные платежи в размере примерно равные стоимости арендной платы, которую до реформы они должны были выплачивать помещику.

Аграрные преобразования, однако, не привели к установлению в иранской деревне «социальной справедливости», под флагом которой они проводились [9, с. 46].

В условиях ускорения развития капитализма крестьянские хозяйства оказались обреченными на разорение, тем более что в период значительного роста доходов от нефти государство взяло курс на поощрение крупных частных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, отказываясь от помощи мелким крестьянским хозяйствам. Была предпринята также попытка создания крупных агропромышленных комплексов с участием иностранных фирм. Однако результаты подобной политики, оказались плачевными как в экономическом, так и в социальном отношении [9, с. 47].

Таким образом, земельная реформа была не в силах решить задачу обеспечения населения Ирана продовольствием. Она не смогла также существенно улучшить положение подавляющего большинства крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической. Перед помещиками, переходящими на капиталистические методы хозяйствования открылись более благоприятные условия для развития их хозяйств [18, с. 64]

Что же касается развития промышленности, то она в конце 60- х - начале 70-х годов сделала значительный шаг вперед. Появились новые, современные отрасли промышленности, в том числе тяжелой индустрии - металлургическая, машиностроительная, нефтехимическая, газовая и другие. Иран начал движение от аграрной страны к стране индустриально- аграрной [18, с. 104].

Особый упор шах делал на развитие промышленности, желая превратить страну к концу века в «пятую индустриальную державу мира». Этой цели в огромной мере способствовал постоянный спрос на нефть, многократно возросший в 70- е гг. вследствие энергетического кризиса.

Важной чертой иранской экономики в этот период было то, что в промышленности и в сельском хозяйстве, значительно укреплялись позиции иностранного капитала. Характерно было и то, что процесс преобразования торгового капитала в промышленный капитал почти совсем не затронул его низшие слои [2, с. 169].

Великодержавная политика в сочетании с тесной привязкой иранской экономики к мировому капиталистическому хозяйству и нереальными планами шаха обусловила беспорядочность и хаотичность хозяйственного развития Иран, отчетливо проявившиеся в середине 70-х годов и сказавшиеся в первую очередь на материальном положении широких народных масс. Относительная социальная и политическая стабильность в течение всего пореформенного периода поддерживалась с помощью мер проводившихся государством в жизнь за счет доходов от нефти [2, с. 172].

Однако уже в середине 70-х годов обнаружились резкий рост дефицита платежного баланса беспрецедентная инфляция, достигшая 20- 30 % и сильно отразившаяся на доходах значительной части населения страны, всегда остававшихся ниже прожиточного минимума. Тяжкое похмелье после радужного опьянения правительство почувствовало уже в конце 1975- начале 1976 годов, когда страна, ставшая ранее международным кредитором, оказалась вынужденной прибегнуть к внешним займам [2, с. 173].

Изолированность от общества, противопоставленная ему, монархическая власть в Иране одинаково возбудила против себя все общественные слои, и в борьбе против нее создалась, обща платформа для большинства социальных и политических сил [2, с. 175]. Бывшие полуфеодальные помещики, крестьяне, рабочие, интеллигенция, средние городские слои, и представители духовенства влились в антимонархический блок.

Свои господствующие позиции в течение 60- х- первой половины 70- х годов правящий режим поддерживал с помощью приемов, испытанных на протяжении многих веков иранской истории. Организуя различные силовые центры, опирающиеся на групповые личные связи, и ставя их в отношения взаимной зависимости и контроля, соперничества и конкуренции, монархия путем «стабилизирующего конфликта» уравновешивало влияние всех этих центров. Но за внешним благополучием скрывались подспудные взрывоопасные процессы [2, с. 188].

В своем конкретном проявлении основное противоречие иранского общества выступало как несоответствие политического режима, его внутренней и внешней политики потребностям его дальнейшего национального развития.

Особенности внутреннего развития, международного положения Ирана в своем взаимном сочетании обусловили особую остроту, глубину и размах последующих политических событий, ставших в своем непосредственном проявлении отражением кризиса «белой революции» и осуществляющего ее режима.

Безусловно, реформы помогли стране преодолеть ее социально- экономическую отсталость. Но они имели целый ряд негативных черт. Хотя Иран по темпам экономического роста занимал второе месть в Азии после Японии, а порой даже обгонял ее, его развитие не было органичным и равномерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой.

В политической жизни страны появлялась дальнейшая тенденция усиления личной власти шаха, Все производимое в промышленности сырье уходила на экспорт, в страну шел огромный поток импортных товаров. И уже в 70-х годах обнаружился резкий рост дефицита платежного баланса и инфляции.

Резко возросший с начала 70- х годов финансовый потенциал иранского государства был широко использован для форсированного роста крупного частного капитала. В результате быстро рос удельный вес современных промышленных и торговых предприятий, а также заведений в сфере обслуживания, принадлежащих представителям крупной промышленно- финансовой буржуазии. Столь же быстрыми темпами увеличился объем и расширились функции частного банковского капитала. Это серьезно ударило по интересам ремесленников, мелких торговцев, хозяев мелких мастерских и других учредителей в сфере обслуживания. Многие из них разорились.

Ухудшение социального и материального положения малоимущих слоев населения привело к появлению в середине 70- х годов симптомов социального и политического брожения [9, с. 48].

Шахский режим ответил на это усилением авторитарных методов управления и ужесточения репрессий против недовольных слоев населения. В стране царил свирепый террор.

В начале марта 1975 года по указанию шаха деятельность всех, даже лояльных режиму партий была приостановлена. Таким образом, в стране была создана однопартийная система в лице Партии возрождения иранского народа [9, с. 48].

Резко отрицательную роль на многие отрасли экономики Ирана сыграло многократное увеличение военных расходов, которые стали съедать 26- 28 % государственного бюджета [9, с. 49]. Шах придавал армии первостепенное значение, рассматривая её как важнейший инструмент своей внутренней и внешней политики.

В Иране происходил невиданный в истории страны разгул казнокрадства, коррупции и незаконных финансовых операций. Расточительство и чрезвычайная роскошь были отличительными чертами жизни иранской правящей верхушки [9, с. 50].

К 1977 году обнаружились серьезные трудности в экономике страны. В марте 1977 года инфляция превышала уровень предшествующего года на 30 % , а цены возросли на 40% [9, с. 50].

Материальное положение трудящихся ухудшалось, что вызывало нарастания недовольства широкой общественности политикой правительства, становился явным провал многих социальных и политических реформ. В стране появились симптомы революционной ситуации [9, с. 51].

Оказавшись не в состоянии справиться с экономическими и социальными проблемами, шахский режим усилил репрессии в отношении недовольных жителей страны. Однако репрессии не смогли остановить выступлений против властей. Усиление авторитарных методов правления вызвало открытое недовольство демократических кругов [9, с. 51].

Студенческие волнения, январские массовые выступления в г. Куме, тебризское восстание ознаменовали начало социально- политического кризиса в Иране [9, с. 52].

Таким образом, так называемая «белая революция » не в силах была решить многие проблемы иранского общества. Не улучшилось положение крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической, также не решена проблема обеспечения населения продовольствием. Ход и итоги развития сельского хозяйства и промышленности еще раз подтвердили невозможность добиться эффективного роста производства и более или менее нормального функционирования всего экономического организма страны в условиях социальной отсталости и при односторонней ориентации Ирана на западные державы.

2. Исламская революция в Иране

2.1 Ход революции

Характер осуществлявшейся шахским режимом в 60- 70- х годах индустриализации привел к образованию хозяйственной структуры не способной функционировать без привязанности к мировому капиталистическому рынку. В конце 70-х годов Иран обеспечивал за счет импорта 70 % потребностей промышленности в сырье и материалах, 80 % в машинном оборудовании, 57 % в строй материалах [37, с. 171].

В целом номенклатура ввозимых частей и компонентов промышленности насчитывало примерно 240 тысяч наименований. Страна не обеспечивала себя продовольствием. За последние четыре года существования шахского режима на импорт продовольствия тратилось 2- 2,5 млрд. долларов в год. Ираном ввозились также и многие наименования важнейших продуктов питания [36, с. 171].

Рост нефтяных доходов в 1970-е годы привел к крупным социальным потрясениям и политической напряженности. В Иране, как и в других странах, происходила миграция бедных крестьян в крупные города. Инфляционный бум начала десятилетия к 1977 сменился периодом спада деловой активности. Экономический кризис перерос в политическую революцию по той причине, что режиму не удалось создать политическую базу в среде представителей средних классов, наемных работников и студентов, т.е. среди групп, численность которых значительно возросла за четверть столетия, после восстановления власти шаха в 1953. Правительство шаха уничтожило и запретило независимые политические партии, профсоюзы и профессиональные ассоциации. В 1975 оно создало единственную государственную партию, Партию возрождения, чтобы поставить под непосредственный контроль влиятельных и многочисленных рыночных торговцев и религиозную шиитскую верхушку. Отчуждение основных социальных классов, старых и новых, привело к быстрому крушению старого порядка.

Сохранение традиционалистских настроений среди населения, усиленная идеологическая обработка в реформистском духе его промышленного ядра, жесточайшие репрессии против лево- демократических организаций, политика систематической политической стерилизации образованной части средних городских слоев, особенно интеллигенции, неусыпный контроль над армией. Все это способствовало выдвижению на авансцену политической жизни духовенства, позиции которого в наибольшей степени были ущемлены светскими реформами.

В то же время, когда шах Мохаммед Реза упивался идеями «белой революции» один из его злейших врагов постоянно выражал абсолютную уверенность в том, что час возмездия грянет, народ восстанет и сметет монархию. Аялтолла Рухолла Муссави Хомейни свято верил в житейскую истину, облеченную в стих священного Корана: «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» [5, с. 10-11].

Он ненавидел «белую революцию», открывшую страну разлагающему влиянию, «бездушному материализму», «постыдному атеизму» и «неверных иностранцев». Она способствовала разрушению религиозных и национальных традиций народа, превращению людей в бессмысленных подражателей «западного образа жизни» с его жаждой потребления и господства.

Идолу «белой революции» он противопоставлял свой идеал «исламского правления» и «исламского общества», прообраз которых восходил к временам пророка Мохаммеда и имама Али. Верховным толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, должен быть правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей - факих. Его роль подобна роли пророка и имамов, его задача подготовить народ и страну ко дню пришествия шиитского мессии- 12 имама - Махди, таинственно исчезнувшего в последней трети IX века и по преданию скрытого на небе, чтобы, вернувшись в день «Страшного суда», установить на земле на вечное время царство истины и справедливости. В ожидании этого дня духовенство должно активно участвовать в политической жизни, быть стражами закона, общественной морали и социальной справедливости [6, с. 83].

В исламском обществе все слои населения должны жить, как братья, единой мусульманской общиной, где богач обязан помогать бедняку и каждый - проявлять заботу о соседе. «Не будь угнетателем, не будь угнетенным»- вот девиз, которым будут руководствоваться все члены общины [7, с. 81].

Путь к внедрению «исламской социальной справедливости» пролегает через все поры жизни людей, восстановление исламских моральных отношений, всеобщий возврат к непреходящим ценностям мусульманской религии- благочестью, скромности, воздержанности. Для этого необходимо осуществить «исламскую революцию», начинающуюся свержением шахского режима и завершающуюся установлением власти духовенства. И осуществить «исламскую культурную революцию» предусматривающую борьбу против всех противников мусульманских религиозно- культурных и социальных программ, продавцов и потребителей алкогольных напитков и наркотиков, женщин, отказавшихся носить предписанную канонами ислама одежду, и других нарушителей исламского «морального кодекса». Только с помощью таких мер можно добиться морального усовершенствования мусульманской общины, очистить ее от разлагающего влияния насаждавшегося десятилетиями «западного образа жизни».

Не меньшее значение имеет уничтожение иностранного, и особенно американского, влияния, искоренения последствий проникновения в страну буржуазной массовой культуры, способствующей распространению западной вседозволенности и упадку традиционных моральных устоев. Но, поскольку опасность для мусульман исходит не только от «материалистического Запада», но и от «атеистического Востока», в борьбе против одной из «сверхдержав» не следует опираться на поддержку другой. Спасение мусульман в самоизоляции, в поисках собственного, «третьего пути» развития.

Многие ученые востоковеды задавались вопросом: что вызвало к жизни эти взгляды как - бы вырвавшиеся из средневековья и со скоростью пули, ворвавшиеся в XX век. Возможно, ответ на этот вопрос кроется в политике самого Мохаммеда Реза шаха. Его политика создала благоприятную почву для подъема всенародного движения, и для «исламской революции» в частности [5, с. 12].

Для широких масс населения в духовных ценностях ислама воплотился тот комплекс факторов морального, этнического, гуманистического и социального порядка, в котором выразился их протест против беззакония и произвола, аморальности и коррупции, деградации личности и отчуждения власти от масс.

Что касается самого духовенства, волею судьбы оказавшегося во главе всенародной борьбы, то оно в первую очередь выступала за увеличение социально экономических условий своего существования и утверждения своей политической гегемонии. В течении 1978 года «исламская революция» духовенства, призванная осуществить эти не рекламируемые цели, еще выступала в качестве одного из потоков в общей струе всенародной борьбы и не могла изменить народного характера революции.

Аятолла Хомейни, лидер духовенства, вставший в ходе антимонархической борьбы во главе народной революции, полагал, что основные задачи «исламской революции» могут быть поставлены и решены только после свержения монархического режима.

Революционное всенародное движение в Иране было направленно против монархического режима и против политики американского империализма. Империалистические круги сразу же увидели в этом движении серьезную угрозу своим военно-стратегическим и нефтяным интересами и потому поспешили любыми средствами затормозить развитие массовой борьбы, направить в нужное им русло. Внешняя политика США, процесс формирования их отношения к событиям в Иране стали фактором, активно воздействующим на иранскую внутриполитическую ситуацию.

На протяжении мая 1977- 1978 годах в ряды оппозиции вливались в основном студенты, квалифицированные специалисты, мелкие торговцы и часть духовенства. К июлю к ним присоединились городские фабричные и строительные рабочие.

С октября 1977 года почти не прекращались демонстрации, и даже забастовки студенчества крупных университетов и большинства высших учебных заведении страны. В ответ на это власти закрыли многие ВУЗы [5, с. 12].

Весьма активную деятельность развернула религиозная оппозиция. Высланный еще в 1964 году из Ирана и живший в иммиграции в Ираке, аятолла Р. Хомейни не переставал с тех пор выступать против шахской тирании и засилья американского империализма.

Развернувшиеся в стране в последние месяцы 1977 года демократическое движение ознаменовало переход революционной ситуации к своей высшей фазе - общенациональному политическому кризису. Революционная ситуация перерастала в революцию. 9 января в «священном» городе Куме по призыву духовенства состоялась демонстрация, в которой участвовали почти 4 тыс. студентов религиозных учебных заведений и их единомышленников; они требовали упразднения авторитарной монархии и замены ее конституционным правлением. Демонстрация закончилась кровопролитием: войсками были убиты десятки и ранены сотни человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать