Иркутские благотворители XVIII – начало XX вв.: исторический портрет

Иркутские благотворители XVIII – начало XX вв.: исторический портрет

- 30 -

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра социологии и социальной работы

Курсовая работа

по курсу “Социальная работа в России”

на тему: Иркутские благотворители XVIII - начало XX вв.: исторический портрет

Выполнила:

студентка группы

СОР-04-2

Левченко А.А.

Проверила:

Гаврилова Н.И.

г. Иркутск 2005

Содержание

Введение…………………………………………………………...……….2

Глава I Иркутские благотворители…….………………………………….8

Глава II Династия Трапезниковых ……………………………………….16

Глава III Благотворительность Трапезниковых……………..…………...25

Заключение…………………………………………………………….……27

Используемая литература……………..……………………………………28

Приложение…ююююю…………………………...…………………………30

Введение

Все это примеры

великодушия и доброжелательства

отдельных частных лиц

на пользу своего народа,

примеры, на которые

нельзя довольно налюбоваться

и перед которыми преклоняешься

с глубоким почтением.

В.В.Стасов

Истоки российской благотворительности восходят к древним временам. Милосердие проявлялось в простейших формах: кормление и одевание нищих, сирых и убогих. В христианском понимании благотворительность - это, с одной стороны, одно из высших проявлений нравственного долга по отношению к тем, кто нуждается в защите, а с другой, овеществленное выражение благочестивых помыслов, духовно роднящих и объединяющих тех, кто творит благодеяние и тех, кто его принимает. Уже сейчас ощущается объективная потребность в этой теме. Это вызвано не только логикой научного исследования, но и стремлением многих людей лучше узнать свое прошлое, в частности - историю духовно-нравственной жизни города, через этическую и социальную норму как - благотворительность. На современном этапе развития российского общества все более актуальной становится тема “благотворительности”; учет и возрождение традиций благотворительности имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы социальной защиты населения. В мире накоплен колоссальный опыт благотворительной деятельности или, как теперь говорят, социальной работы. Имеется и немалый отечественный опыт. Благотворительность как социальное явление в России имеет свою историю и традиции, поэтому нужно знать исторические корни и мотивы российской благотворительности, не повторять уже сделанных ошибок, знать своих великих предшественников, учитывать их опыт в деле заботы о благе человека. Среди тех нравственных ценностей, которые сегодня заслуживают особого внимания, укрепления и культивирования - видное место занимает благотворительность. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме,

благотворительность остается сравнительно неизученным и остающимся без объективной исторической оценки явлением, как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам.

Таким образом, степень научной разработки и объективная потребность исследования проблем истории зарождения, развития, а теперь возрождения национальных традиций благотворительности, обусловили мой выбор темы: «Иркутские благотворители XIX - начало XX вв.: исторический портрет».

Большинство церквей, школ, училищ, больниц было построено и содержалось в XIX в. на частные пожертвования.

Их вклад в экономическое и культурное развитие Сибири с благодарностью используется уже и новым поколением третьего тысячелетия.

В наше время во всемерной поддержке, нуждается благотворительная, спонсорская и предпринимательская деятельность. Изучая данный вопрос, я убедилась, как высоко ценили благотворительность в досоветской России, правительство награждало меценатов и благотворителей орденами Владимира четырёх степеней и святой Анны четырёх степеней, а также специально учреждённым для этого орденом Станислава трёх степеней, медалями «За полезные обществу труды», «За особые услуги». Видным пожертвователям присваивали звания почетных дворян и потомственных почетных граждан. Списки жертвователей публиковались в печати, их имена были широко известны.

Истоки изучения благотворительности в литературе идут с незапамятных времён. Немногим городам нашего Отечества было суждено сохранить историю своей малой Родины, рассказанную на страницах летописей. Как ценные исторические источники и значительные памятники общественной мысли и культуры Сибири, летописи пробуждали интерес к малоизвестному, почти неведомому краю. Их насчитывается более 40. Среди сибирских летописей XIX века особое место занимают иркутские. Иркутск является единственным городом Сибири, история которого была запечатлена летописцами. Он не случайно стал центром летописания, а его первыми летописцами - купцы. Сейчас известно 6 списков летописей Иркутска, хранящиеся в Москве, Санкт - Петербурге, Киеве, Тобольске, Иркутске. Больше всех списков и самый древний из них хранятся в научных библиотеках Иркутского университета и Иркутского областного краеведческого музея.

Широко освещается благотворительность и в современной литературе. Издаётся множество книг посвящённых истории, проблемам.

Это такие книги как: Холостова Е.И. «Генезис социальной работы в России»; Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. «История»; Фирсов М.В. «История социальной работы в России»; Зуева Е.А. «К истории предпринимательства в России» и др.

Объектом моего исследования является благотворительная (меценатская) деятельность.

Предметом исследования является - благотворительная деятельность купечества Иркутска.

Интерес к изучению благотворительности в дореволюционной России проявляли как светские, так и церковные историки. Известный русский историк В.О. Ключевский, исследуя мотивы российской традиции благотворительности в работе “Добрые люди Древней Руси” сформулировал важный вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. После 1917 г. история благотворительности выпала из поля зрения исследователей: заботу о незащищенных слоях населения взяло на себя социалистическое государство, провозгласив благотворительность буржуазной филантропией. В ряде историографических обзоров подводятся итоги изучения проблемы становления и развития благотворительности в России в XVIII - начале ХХ вв., но по регионам, в том числе и по Сибири, таких обобщающих работ нет.

Прошлое города Иркутска дает нам много примеров благотворительности, присущей иркутянам разных социальных слоев, и, в первую очередь, просвещенного купечества.

Целью моей работы является анализ благотворительной деятельности династии Трапезниковых.

Для осуществления заданной цели необходимо определить следующие задачи:

Рассмотреть роль иркутского купечества в благотворительной деятельности Иркутска;

Охарактеризовать исторический портрет династии Трапезниковых;

Подчеркнуть роль Трапезниковых в благотворительной жизни города.

Не только в Иркутске, но и за его пределами известно, что благодаря широкой благотворительности местных богачей, здесь процветают учреждения, банки, приюты и т.п., всё это основано на средства иркутских капиталистов или поддерживается их щедрыми пожертвованиями. Имена таких деятелей часто произносятся в деловом мире и встречаются в различных документах.

В благотворительности находили отражение мировоззренческие установки зарождающейся буржуазии, ее нравственные и гражданские потребности. Определенное влияние на развитие филантропической деятельности оказывали общественные течения и настроения, находившие отклик в среде третьего сословия. Представлялась благотворительность для жертвователей и средством "решения некоторых их социальных проблем и личностных наклонностей". В этом качестве она рассматривалась предпринимателями как специфическая, но достаточно прибыльная сфера деятельности, вложение денег в которую приносило значительную отдачу.

Иркутское купечество широко использовало благотворительную деятельность в своих интересах, извлекая из нее "прибыль" в виде орденов, чинов и званий, общественного признания и удовлетворенного тщеславия. Риск в данном случае оказывался минимальным: выгодность "сделки" гарантировалась государством. Последнее было заинтересовано в развитии благотворительности, хотя и осуществляло над ней жесткий контроль и вводило ряд существенных ограничений. Стимулом привлечения к делам благотворительности служила постановка ее на государственную службу, что давало возможность получить различные знаки отличия, социальные и сословные привилегии, в том числе и выход в дворянство.

Благотворительные акты являлись неплохим средством рекламы, свидетельствуя о процветании и надежности дела, хотя это не всегда в должной мере осознавалось иркутскими "бизнесменами". Крупные

отчисления-пожертвования были вызваны такими практическими нуждами местных предпринимателей, как необходимость значительного увеличения числа квалифицированных рабочих кадров (на деньги купечества в Иркутске были построены ремесленно-сиропитательные школы и заведения, промышленное училище и т.д.).

С другой стороны, не находя общественного признания за деятельность на поприще предпринимательства, купечество было вынуждено уходить в другие сферы, которые пользовались несравнимо большим престижем.

Как социально-психологический феномен, благотворительность претерпела значительные изменения по мере развития российского общества: изменялись цели, задачи, мотивы, субъекты благотворительности, политика правительства по отношению к ней; расширялись сферы вложения жертвуемых капиталов. В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы - от милостыни и общественного призрения до организованной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности. Благотворительность должна служить не просто реализации личных потребностей в бескорыстной филантропической деятельности, но и определяться конкретными условиями, в которых находится общество, его экономика и культура. На мой взгляд, благотворительность должна содействовать установлению в обществе атмосферы социальной солидарности. Так, одни люди вкладывают в благотворительные проекты капитал, другие - интеллектуальную и организационную работу, свой труд.

В предлагаемой работе использовались такие методы исследования как, анализ данной литературы, так и сравнение предлагаемого материала.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения.

К сожалению современная благотворительность отступила от заданных норм созданных прошлым. Хотя она и актуальна, но задействованных лиц ничтожно малое количество. Как упоминалось раннее, благотворители того времени награждались орденами, о них печатали в прессе, присваивались звания почетных граждан, о них знала вся общественность. Чего не скажешь на данном этапе. И для пополнения благотворительных слоёв общественности я считаю, что есть необходимость подготовить и направить в центральные законодательные органы аналитическую записку с предложением учредить знаки отличия и звания за благотворительную деятельность, а в губернские органы власти - предложение присваивать звания почётных граждан, публиковать списки спонсоров в печати.

Глава I Иркутские благотворители

В Иркутске замечательная буржуазия. Трапезниковы, Сибиряковы, Баснины, Пономаревы, Белоголовые. Они не признают грошей: дают сотнями тысяч. Связь с городом чувствуется живо. Пономарев составляет завещание: «Употребить все мое состояние (свыше миллиона рублей) единственно на пользу человечества, науки, искусства и не оставлять в полную собственность детям, жене и другим родственникам».

Большинство церквей, которыми славился Иркутск, гимназии, школы, больницы, приюты, библиотеки, магазины, самые красивые здания построены были и содержались купцами. Их личные библиотеки удивляли столичных библиофилов. Так что фраза "Иркутск - город купеческий" имеет вполне конкретный смысл. Город населяли, главным образом, купцы, и правили им тоже, в основном, представители среднего сословия.

В иркутском купечестве (впрочем, как и по всей России) с конца 18-го начала 19-го столетий существовал неофициальный титул: "Совершенный купец". Такой купец был не просто предприимчивым и удачливым, умеющим с успехом вести дела, но еще и занимался общественной деятельностью. Он непременно заседал в городской Думе, являлся попечителем благотворительных, учебных, сиропитательных заведений. Когда объявлялась подписка на какие-либо общественные нужды, он первым проставлял свою довольно круглую сумму на подписном листе. Если в городе был театр, "совершенный купец" непременно абонировал в нем ложу. Если театра не было, выступал инициатором его создания. Многие иркутские купцы становились попечителями сиротских, учебных и сиропитательных заведений. Усадьбы этих купцов были культурными центрами города. Здесь устраивались спектакли, литературные салоны, размещались картинные галереи. Своеобразные "купеческие собрания" устраивались по очереди в каждой из усадеб.

Иркутянам хорошо известна фамилия купцов Медведниковых. Их деяния в пользу города несомненны и ощутимы даже сквозь толщу временных пластов. Они оставили о себе в Иркутске крепкую и неподвластную годам память. Медведниковы - это, прежде всего первое в Восточной Сибири учебное заведение для девочек, так называемый Сиропитательный дом, а также первый заемный банк в Иркутске, великолепная больница для хронических больных, православные храмы. В старом корпусе сельхозинститута уже не совсем легко распознать некогда образцовое учебное заведение города, отмеченное различными медалями и дипломатами российских и международных выставок. Гораздо легче узнать Медведниковскую больницу, сохранившуюся сегодня почти в неизменном виде, курорт “Ангара”, который знает и помнит о своих основателях. Служит городу и здание Медведниковского банка. Вспоминая о заслугах купцов Медведниковых, обычно прежде всего говорят о Елизавете Михайловне, именем которой назывались банк и Сиропитательный дом.

Елизавета Михайловна Медведникова (в девичестве Красногорова) родилась 15 октября 1787 года в купеческой семье. Рано осталась сиротой. В 19 лет вышла замуж за Л.Ф.Медведникова, который со временем стал одним из богатейших иркутских купцов. После смерти в 1814 году мужа Елизавета Михайловна посвятила себя воспитанию девушек-сирот. Умирая, она завещала 70000 рублей на устройство в Иркутске Сиропитательного дома. Волю ее исполнили сыновья. Воспитанниц обучали чтению, письму, арифметике, гимнастике, рукоделию, искусству вести дом, в дальнейшем стали учить еще конторскому и швейному делу. Обучение продолжалось шесть лет. Девочки содержались в доме до шестнадцатилетнего возраста. При Сиропитательном доме был основан заемный банк с капиталом почти миллион рублей. Нередко с ее же именем ошибочно ассоциируют и строительство больницы для хроников. Но это была уже другая представительница рода, Александра Ксенофонтовна.

Александра Ксенофонтова посвящает себя благотворительной деятельности в Иркутске и Москве. Умирая, она завещает всё движимое и недвижимое имущество, оцениваемое почти в 5 миллионов рублей, на благотворительные цели. На средства Медведниковой выстроены мужская гимназия в Москве, одна из самых лучших и прогрессивных в России, богадельня, приют. А также помимо строительства в Иркутске прекрасной больницы, обошедшейся в полмиллиона, она завещала сотню тысяч бедным в Иркутске, 500 тысяч - церквам Иркутска и Москвы. Медведниковы приобрели большие капиталы торговыми оборотами: закупали и продавали пушнину, чуть ли не монопольно владея” меховым” рынком в Якутске. Тут же была торговля с Китаем. Успешный и весьма прибыльный круговорот пушнины, китайских и русских товаров - все это обеспечивало надежную коммерческую будущность. Сказывалось и патриархальное воспитание, когда старшие учили не тратить денег попусту, не бросать их на щегольство и роскошные праздники.

Святым делом для сыновей Медведниковых стало выполнение завещания матери, Елизаветы Михайловны, умершей в 1832 году и оставившей капитал на богоугодные заведения.

Медведников Иван Логинович (1807 - 1.09.1889) - представитель крупной купеческой династии кон. ХVIII-ХIХ вв., иркутский купец I гильдии, потомственный Почетный гражданин. Крупный золотопромышленник. За успешную предпринимательскую деятельность в 1839 г. удостоен звания коммерции советника. В сер. ХIХ в. Обладатель многомиллионного состояния (более 9 млн.руб.).

Иван Логинович и Логин Логинович решили в память о матери основать школу - приют для девочек. В 1832 году они отправили в Петербург для утверждения устав Сиропитательного дома. Но дело застопорилось, государственный совет нашел какие-то несоответствия, ведь школьное женское образование вообще было делом еще новым в России. Да и 70 тысяч ассигнациями завещательницы насчитали недостаточной суммой. Нашли блестящее решение - вначале учредить специально для Сиропитательного дома коммерческий банк, который и должен содержать это учебное заведение на свои доходы. При поддержке и содействии бывшего Иркутского генерал-губернатора М.М.Сперанского и гражданского губернатора И.Б. Цейдлера в 1836 году проекты и уставы банка и Сиропитательного дома были высочайше утверждены.

Иван Логинович обеспечил банк начальным капиталом, разместил его в собственном деревянном доме.13 мая 1837 года в Иркутске состоялось негромкое, но важное событие - открытие первого заемного банка. Кроме хозяина, Ивана Логиновича, являвшегося постоянным членом правления банка, в его состав входили члены, избранные от городского общества на трехлетие, параллельно с выборами в городскую Думу. В первый состав правления банка, на три года, вошли родственники учредителя: родной брат Логин Логинович и двоюродный Гаврило Прокопьевич и “кандидаты по ним”, то есть заместители из купечества наравне с И.Л.Медведниковым по уставу банка его председателями являлись иркутский гражданский губернатор и городской голова, при открытии банка это были А.В. Евгеньев и Н.П.Трапезников.

Также Александр Сибиряков родившийся 26 сентября 1849 года в Иркутске. Он закончил гимназию, затем политехникум в Цюрихе. После смерти отца получил свою долю участия в Прибрежно-Витимской золотопромышленной компании. Помимо уже существовавших предприятий Сибиряков создал новые: буксирное пароходство на Ангаре и Амурское общество пароходства и торговли. А также в компании Ленско-Витимского пароходства. Предпринимательская деятельность не была для Сибирякова единственной целью -- как почти для всех купцов и промышленников. Им владела идея развития Сибири путем "улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений ее с соседними странами". Благотворительная деятельность Александра Михайловича была направлена главным образом на развитие просвещения и культуры Сибири. Самое известное его пожертвование -- 100 тысяч рублей в 1878 году первому сибирскому университету в Томске, за что Сибиряков был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать