Исламский экстремизм
p align="left">Военные действия были успешными для Ирака до 1982 года, когда им был захвачен весь восточный берег реки. Однако Иран, мобилизовав помимо армии «стражей исламской революции» более миллиона необученных солдат, направил их против Ирака и этим стабилизировал ситуацию. Начались трудные затяжные позиционные бои. Противники стали осыпать нефтепромышленные районы и города мощными ракетными ударами.

Война расколола арабский мир на сочувствующих Ирану (Сирия, Йемен и др.) и поддержавших финансами Ирак (Саудовская Аравия, Египет, Кувейт, Арабские Эмираты и др.) В эту войну погибли более одного миллиона человек, сотни тысяч потеряли кров и работу. Затяжная война вызвала огромное недовольство народов обеих стран. После длительных переговоров в августе 1988 года воюющие государства подписали перемирие, а в октябре 1990 года были восстановлены дипломатические отношения между Ираком и Ираном. Бессмысленная война закончилась.

Для С. Хусейна эта война не только не решила поставленных проблем, но и обострила их. Экономика Ирака пенала острый кризис, финансовая задолженность составила 100 млрд. долларов. Новые финансово-экономические проблемы заставляли диктатора мучительно искать выход из создавшихся дополнительных трудностей, и он, казалось, нашел облегченный вариант их решения.

Решение иракских проблем, как виделось Хусейну, было рядом. Маленький Кувейт мог решить все вопросы, если это богатейшее нефтью мизерное государство присоединить к Ираку. Долго искать повод было не нужно. Суть притязаний Ирака к Кувейту заключалась в том, что Кувейт якобы «систематически и умышленно наносит экономический ущерб Ираку, вызывая экономический кризис». Обвинения сводились к тому, что экономическая агрессия Кувейта осуществлялась путем понижения цен на нефть. Хусейн пришел в негодование в связи с отказом Кувейта списать долги Ираку, (задолженность Ирака составляла 18 млрд. долларов.)

Война началась в ночь с 1 на 2 августа 1990 года. В течение нескольких дней Кувейт был оккупирован и разграблен. Затем было объявлено о присоединении Кувейта к Ираку «навсегда», и отныне он становился 19-ой провинцией. Была запущена в ход идеологическая машина, объясняющая причины «слияния» двух государств. Хусейн считал, что может отвлечь арабов антиамериканскими и антиизраильскими лозунгами. Он все-таки рассчитывал на поддержку аннексии Кувейта арабами. Однако эта стратегия не учитывала многих факторов.

Совет безопасности ООН на экстренном заседании осудил вторжение и потребовал незамедлительного отвода иракских войск на исходные позиции. 6 августа в отношении Ирака были введены экономические санкции: Ираку запрещались любые экспортно-импортные операции. Огромные суммы Ирак стал терять от блокады продажи нефти. Для вывода войск был дан двухмесячный срок. В Багдаде опять недооценили серьезность ситуации. Хусейн выдвинул замысловатые «мирные инициативы» и «пакетные условия» своего ухода из Кувейта. Ирак потребовал, в частности, одновременного вывода израильских войск с оккупированных арабских территорий.

В ночь с 16 на 17 января 1991 года 28 стран во главе с США приступили к операции «Буря в пустыне». В течение 40 дней Ирак превратился в мишень, которую обстреливали изо всех видов оружия. На Ирак было сброшено более 700 тонн снарядов, в том числе начиненных обедненным ураном. Коалиция сосредоточила 180 боевых кораблей, включая 6 авиационных соединений. Огневая мощь союзников превышала иракскую в шесть раз, а общая численность армейских соединений составляла 500 тысяч человек.

Уже к концу января 1991 г. поражение Ирака было очевидным. Хотя Багдад заявлял о своей готовности вести переговоры, однако гигантская военная машина была запущена, она методично выполняла свою программу. Лишь 28 февраля президент Буш отдал приказ о прекращении огня, а 7 марта официально объявил об окончании военных действий в Персидском заливе.

Стоимость военной операции «Буря в пустыне» обошлась союзникам в 60 млрд. долларов. Ее оплатили Саудовская Аравия и Кувейт (по 16 млрд.), Япония (10 млрд. долларов). В оплате операции приняли участие Германия и другие страны. США командовали и вели войну на деньги союзников.

Главные требования, которые были предъявлены к Ираку, состояли, прежде всего, в необходимости ликвидации оружия массового уничтожения. Именно это требование станет основным в дальнейших взаимоотношениях Ирака и США. Несмотря на контроль инспекторов ООН, Ирак сохранил 400-тысячную армию и гвардию Хусейна, которые продолжали контролировать страну. Против диктатора было создано несколько оппозиционных партий и организаций, но они существовали за границей и были раздроблены. Внутри страны С. Хусейн беспощадно казнил заговорщиков, в число которых попадали даже родственники. ЦРУ США провело в целях убийства С. Хусейна четыре, стоившие 400 млн. долларов, операции, которые закончились неудачей.

Шли годы. Экономическая блокада Ирака, продолжавшаяся почти десять лет, стоически выдерживалась режимом, несмотря на серьезные убытки. Диктатор ежегодно из-за блокады терял 12 млрд. долларов от непроданной нефти. Запрет на ввоз продовольствия вызвал введение карточной системы, падение ВВП на душу населения. Иракский народ переживал не лучшие времена. Десять лет жизни в условиях блокады давали свои результаты. Запрет на внешнюю торговлю парализовал экономику, особенно нефтеперерабатывающую отрасль и обрек на безработицу 65% трудоспособного населения. В магазинах отсутствовали самые необходимые продукты: сахар, масло, чай, кондитерские изделия. Тупиковые процессы авантюристической политики диктаторского режима стали очевидными для многих.

В этих условиях иракский диктатор взял на себя миссию лидера антиамериканской политики на арабском Востоке. США сильно раздражало такое поведение диктатора. Стремление наказать С. Хусейна становилось для президента Буша чуть ли не главной задачей в отношениях с Ираком. Проблема Ирака воспринималась в США на всех уровнях как проблема незавершенной предыдущей операции «Буря в пустыне». Во-первых, агрессор в войне против Кувейта оказался не наказан, режим Хусейна сохранился. Во-вторых, режим санкций, экономическая блокада в итоге ущемляли жизненные потребности населения, а не руководства Ирака. В-третьих, после событий 11 сентября 2001 года иракский диктатор не прервал связей с террористическими группировками. Но заявлениям американского президента, на территории Ирака находились некоторые видные фигуры сети «Аль Каиды».

С точки зрения администрации Буша контроль над государствами Ближнего Востока был несколько утерян, поэтому восстановить позиции в этом регионе было возможно, но только захватив ключевые позиции в нефтедобыче и оказав политическое давление на отдельные арабские страны. Соединенные Штаты Америки ликвидацию центра антиамериканизма начали с открытия военных действий против Ирака в марте 2003 года. Война США против Ирака ставила цель не только ликвидации диктаторского режима и захвата иракской нефти, но Ирак был необходим для установления рычагов контроля над «невнятной» позицией арабских стран в отношении к международному терроризму.

Поставив под контроль все экономические ресурсы Ирака, Соединенные Штаты бросили вызов Сирии, которая поддерживала экстремистские организации типа «Хизболлы» в Ливане и палестинские группировки ХАМАС, «Исламский джихад». Представительства этих организаций открыто действовали на территории Сирии. После начала военных действий, по сведениям Пентагона, сирийские власти не блокировали границу с Ираком, способствуя проникновению туда боевиков для оказания сопротивления американской армии. На Сирию было оказано сильное политическое давление, чтобы поставить ее в фарватер американской политики.

Военное присутствие в Ираке Соединенные Штаты использовали для давления и на Саудовскую Аравию. Стратегическое партнерство двух стран на Ближнем Востоке несколько охладело после событий терактов в торговом центре США. Соединенные Штаты, особенно после катастрофического повышения цен на нефть в своей стране, стремились ликвидировать зависимость от поставок нефтепродуктов из Королевства. Она очевидна, так как импорт США из Аравии составлял примерно 20% импортируемой нефти. Ликвидация этой зависимости может произойти за счет иракской нефти и увеличения поставок из России. Захватив Ирак, США получили возможность для оказания не только политического, но и экономического нажима на Саудовскую Аравию. На очереди Иран и весь Ближний Восток. Убив, таким образом, нескольких зайцев одной оккупацией Ирака, Соединенные Штаты уже стали осуществлять свой контроль над странами Ближнего и Среднего Востока.

С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию крупного государства посредством наращивания современного оружия, включая ядерное, и использования широкомасштабных войн. Арабская общественность вначале восприняла С. Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак мощной державой, воюющей сразу с 30 странами, среди которых были США и Великобритания. В глазах националистических сил арабских стран хусейновский Ирак представлялся авангардом борьбы против империализма и сионизма на Арабском Востоке.

Находясь на вершине иерархической власти, С. Хусейн уверовал в свою особую историческую миссию, которая состояла в том, что «Ирак властвует над арабами, а арабы над всем миром». В идеологической рекламе С. Хусейна изображали пожимающим руку Навуходоносору, который дважды захватывал Иерусалим и пригонял евреев в Вавилонию. С. Хусейн якобы принял эстафету истории и должен возродить славу древнего Ирака. Этим целям служили проекты раскопок и восстановления Вавилона, строительство вавилонской башни в столице Ирака.

Вся экономика страны также была направлена на реализацию далеко идущих националистических целей баасистов и его лидера. С санкции Ревсовета Ирака началась милитаризация страны. С. Хусейн поставил задачу превращения Ирака в ведущую военную державу региона. Диктатору удалось, широко используя доходы от нефти, осуществить перевооружение армии, создать с помощью Франции, Западной Германии и СССР новые виды вооружения.

Острые политические ситуации, возникающие каждый раз после очередных авантюристических акций, привели к обострению внутренних противоречий. После трагических событий 11 сентября 2001 года С. Хуссейн не изменил своей политики как внутри страны, так и на мировой арене. Борьба против международного терроризма требовала от Ирака принятия мер по ликвидации террористических групп на территории страны. Связи Багдада с радикальными ближневосточными организациями осуществлялись еще с 1970 года, и наиболее интенсивными были контакты с рядом экстремистских палестинских групп. В Ираке обосновались радикальные группировки, отколовшиеся в свое время от ООП, которые оказали сопротивление Я. Арафату в переговорах с Израилем. Вашингтон назвал багдадский режим спонсором международного терроризма и указал на финансовую помощь Ирака боевикам из террористической организации «Аль-Каида». Президент США также обвинил Ирак в финансировании алжирских исламистов, в связях Хусейна с экстремистами из «Братьев-мусульман». В Ираке действительно выплачивались крупные суммы семьям шахидов-самоубийц.

Кроме того, в Вашингтоне считали, что режим Хусейна, по сути, игнорировал 16 резолюций Совета безопасности ООН, принятых на протяжении 90-х годов. Все они имели отношение к наращиванию Ираком средств массового уничтожения. Но при этом США преследовали свои стратегические цели. Соединенным Штатам важно было обуздать Саддама Хусейна, который стал претендовать на ведущую роль в арабском мире. С. Хусейн делал ставку на воинствующий антиамериканизм и поддержку палестинского терроризма. Американское военное присутствие в Ираке также могло быть важным рычагом давления на другие арабские страны. Значительным стратегическим объектом для США стала иракская нефть. Ирак, обладающий вторыми по значимости запасами нефти в мире, представлялся для США ларцом сокровищ. Американская экономика, находившаяся в состоянии спада, нуждалась в иракской нефти. Одновременно США получали дополнительный рычаг давления на государства, зависимые от поставок арабской нефти: Западную Европу, Китай и Японию.

Военная операция США под кодовым названием «Шок и трепет» началась 20 марта 2003 года. Она изначально нацеливалась на свержение режима С. Хусейна, установление контроля над нефтяными полями Ирака, проведение принудительной «демократизации» этой страны по американским рецептам. Тотальный и жестокий характер приняли удары авиации и ракет по городам Ирака, позициям и опорным пунктам иракской армии. В Ирак прибыли 139 тысяч американских и 11 тысяч британских солдат. Еще 10 тысяч военнослужащих - миротворцы, прибывшие из 18 стран - союзников Соединенных Штатов. Сразу же за войсками вошли представители американских нефтяных компаний и стали хозяйничать на иракских нефтяных предприятиях.

Несмотря на некоторое сопротивление американским войскам, никто не собирался грудью вставать на защиту режима С. Хусейна. Диктаторский режим в Ираке был повергнут. Хусейн, пытавшийся вначале скрыться от преследователей, решил отлежаться в подвале близ Тикрита. Разбежались многие его сподвижники, убиты сыновья Хусейна Удай и Кусай, армия диктатора полностью разбежалась. 1 мая 2003 года президент США Дж. Буш на борту авианосца официально провозгласил победоносное завершение войны в Ираке. Однако это была самая легкая часть победоносной операции США в этой стране. Начавшийся в стране хаос вскоре сменился нарастанием политического напряжения.

Арабо-израильские конфликты на Ближнем Востоке

Ближний Восток вошел в XXI век, пожалуй, как самый нестабильный регион в мировой политике. Более полувека непрерывной конфронтации, шесть арабо-израильских войн характеризуют историческую обстановку на арабском Востоке. Все начиналось с первой арабо-израильской войны, вспыхнувшей в связи с решением ООН создать на территории Палестины еврейское государство. В соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН, 14 мая 1948 года было провозглашено создание государства Израиль. Буквально на следующий день независимость израильского государства оказалась под угрозой: армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака начали военные действия против Израиля.

В сознании основной массы арабов и их политических лидеров Израиль является олицетворением чуждого восточному менталитету начала, которое необходимо изгнать с территории Палестины. Еврейское государство стало восприниматься в среде арабов как форпост западной цивилизации в арабском мире, как проводник американской политики и американского образа жизни. Конфликт, который в этой ситуации оказался неизбежным, принимал все более затяжной характер.

Арабо-израильский конфликт накладывался на многовековую историческую память народов Ближнего Востока. Израильтяне восприняли начавшуюся войну как войну за независимость, за воссоздание своей государственности, утраченной ими две тысячи лет тому назад. С другой стороны, арабы не забыли крестовых походов европейцев, которые в арабской прессе сравниваются с сионистскими проектами создания еврейского государства.

И дело не только в конфликте арабских стран и Израиля. События на Ближнем Востоке стали во многом зависеть от общей расстановки сил в мире. Конфликт стал зависеть от внешних факторов больше, чем от военных действий и отношений между арабскими странами и Израилем. В события на Ближнем Востоке вовлекалось все большее количество стран и блоков, усложняя процесс урегулирования. Этот конфликт со времени первой арабо-израильской войны стал одним из элементов борьбы за раздел между сверхдержавами сфер политического и экономического влияния Ближнем и Среднем Востоке.

Война закончилась поражением арабских стран. Израиль захватил большую часть предназначавшейся палестинцам территории. Отсюда ведет свое начало проблема оккупированных Израилем палестинских территорий, которая постоянно углублялась по мере постепенного отторжения арабских земель. Полоса Газы отошла Египту, Западный берег реки Иордан -- Иордании. Но именно в это время, в период войны 1948-- 1949 гг. из Палестины было изгнано около миллиона арабов, нашедших убежище в различных арабских странах. Возникла другая проблема -- проблема беженцев, многие из которых до сих пор не могут вернуться на свою родину. Палестинские беженцы, как их с тех пор стали называть, становятся все более агрессивными. Проживая в лагерях, в суровых условиях крайней бедности, палестинцы пытаются вернуться на историческую родину, а заодно и наказать Израиль.

По мере обострения ситуации в конфликт включалось все большее количество государств. Это особенно стало заметно в период второй арабо-израильской войны, преддверием которой стал памятный рейд израильской армии на Газу. Египет, управлявший полосой Газы после первой войны, не смог дать отпор израильским солдатам, прежде всего потому, что египетская армия была плохо вооружена. Все попытки Египта получить оружие у США закончились безуспешно. Однако обращение Насера, президента египетского государства, к Советскому Союзу нашло положительный отклик. Советский Союз неожиданно получал «пропуск» на Ближний Восток, Арабо-израильский конфликт приобретал характер борьбы двух противоположных систем, что не могло не усугубить положение в регионе.

После перевооружения армии президент Насер стал значительно смелее в реализации своих намерений. 26 июля 1956 г. в Египте началась кампания по национализации Суэцкого канала, которая вызвала бурю в Париже и Лондоне, никак не желавших терять свои привилегии в зоне Суэца. В конце октября 1956 года началась тройственная агрессия против Египта: Англия, Франция, Израиль вступили в войну в целях обуздать египетских лидеров и вернуть утраченные позиции. США были застигнуты врасплох начавшейся войной на арабском Востоке, так как ее организаторы держали в строжайшем секрете подготовку к предстоящему нападению. Поэтому позиция США в этой войне была более чем сдержанной, что совсем нельзя сказать о Советском Союзе. Спасая Египет, египетскую революцию и свой престиж на Ближнем Востоке, СССР предупредил Англию и Францию, что продолжение и Египта вынудит его принять необходимые меры, чтобы остановить войну. Весь мир затаил дыхание, ожидая ответа в Лондоне и Париже. Хотя европейские лидеры сделали вид, что советское предупреждение не произвело на них впечатления, война была приостановлена, египетская революция была спасена.

Окончание войны не принесло ослабления противоречий в регионе, а, скорее, наоборот, вступление в сферу конфликта новых политических сил еще более осложнило ближневосточную ситуацию. Значительно возросли акции СССР, а его политика в регионе стала наиважнейшим фактором. С этого времени уже никто из мировых политиков не мог вообразить себе развитие событий без Советского Союза. Вместе с тем, итоги этой войны вынудили США обратить особое внимание на регион Ближнего Востока и делать все, чтобы не допустить там роста влияния коммунистов. Противоречия в регионе усиливались. Каждая из политических сил ждала лишь случая для возможного реванша, поэтому конец войны воспринимался многими политиками как непродолжительное перемирие.

Политика Египта, находившегося под крылом опеки Советского Союза, вполне наглядно демонстрировала всему миру свое намерение вновь померяться силами с Израилем. Армии Египта и Иордании были подтянуты к границам Израиля. Но 5 июня 1967 года Израиль нанес упреждающий удар по египетским силам на юге, разгромив их, затем перешел в контратаку против иорданской армии на востоке и выбил сирийские войска с Голанских высот на севере. Военные действия продолжались шесть дней, а отсюда война получила название «шестидневной».

«Шестидневная война» была не только войной Израиля против некоторых арабских государств. В ближневосточную конфронтацию были вовлечены СССР и США. По «горячей линии» между президентом США Линдоном Б. Джонсоном и главой правительства СССР А. Н. Косыгиным велись острые переговоры о быстрейшем восстановлении мира. Глава правительства СССР вновь подчеркнул, что в противном случае Советский Союз будет «вынужден предпринять необходимые шаги». В течение нескольких часов после переговоров военные действия были прекращены, война закончилась. Однако спорадическая артиллерийская дуэль с периодическими боями на границах продолжались до лета 1970 года, когда Египет и Израиль подписали новое соглашение о прекращении огня на Суэцком канале.

Результатом этой войны стало присоединение к Израилю Западного берега реки Иордан и сектора Газа с соответствующим включением в государство нескольких сотен проживавших на этих землях арабов, не получивших, однако, израильского гражданства. Таким образом, эта война отторгла у арабов и ту территорию, которой они владели после предыдущей войны. В то же время эта война поставила на грань военного столкновения СССР и США, указала на опасность ближневосточного конфликта и необходимость разрешения затянувшегося узла сложных противоречий. Смерть Г. А. Насера в 1970 г. на время нейтрализовала египетскую политику на Ближнем Востоке. Новый президент сменил внутреннюю и внешнеполитическую ориентацию, став в русло американской политики. В 1972 г. премьер Египта известил представителей и военных советников СССР, что в их услугах больше не нуждаются.

Очередная война 1973 года началась в Судный день, самый священный день евреев. На этот раз Египет и Сирия внезапно предприняли нападение на Израиль. В этой войне много неясного. Пресса тех лет писала даже о секретных планах Садата и Киссинджера, после того как в октябре египетская армия неожиданно форсировала Суэцкий канал, а затем вдруг остановилась. Прорыв затем осуществил израильский генерал Шарон, который в результате марша создал угрозу Каиру. За три недели боев Армия обороны Израиля отразила наступление противника, захватив значительную территорию Египта, а на севере остановилась в 32-х километрах от сирийской столицы Дамаска. После трудных переговоров, продолжавшихся около двух лет, были достигнуты соглашения об отводе израильских войск с части захваченных территорий. Война стала поражением для арабских стран и нанесла существенный удар по престижу арабского мира.

Эта война показала необходимость смены стратегии отношений арабских стран и израильского государства. Непризнание государства Израиль арабами не давало никаких результатов, да и тяжело сказывались последствия войн для арабских стран. Первым, кто начал пересмотр отношения к Израилю, был Египет. Президент Египта Садат восстановил дипломатические отношения с Израилем, подписал с ним в Кэмп-Дэвиде соглашение, а затем на его основе в 1979 году заключил мир с Израилем. Арабские страны дружно осудили этот шаг Садата, обвинив его в предательстве общеарабских интересов, и даже исключили Египет из членов Лиги арабских стран. Это была серьезная альтернатива политике арабских государств по отношению к Израилю.

Выход Египта из войны и переориентация внешней политики несколько изменили общую ситуацию на Ближнем Востоке в вопросах его главных проблем, но нисколько не облегчили их разрешение. Прежде всего, с середины 70-х годов, центр тяжести противостояния переносится в сторону самих палестинцев, которые должны были сами добиться международного признания, сами разработать стратегическую линию своего возвращения на родину. Палестинцы, создавшие Организацию освобождения Палестины (ООП), начали свою политическую деятельность с террористических актов и, конечно, не могли рассчитывать на международное признание европейских государств и США. Начиная с 1972 г., когда мир потрясло сообщение об убийстве боевиками израильских спортсменов во время мюнхенской олимпиады, не проходило и года, чтобы очередной террористический акт не напомнил миру о нерешенных проблемах палестинцев. Являясь членом нескольких организаций ООН и получив поддержку СССР, ООП предприняла попытку военного воздействия на Израиль. Территориальной базой для организации боевых подразделений, а затем регулярной армии, стали Сирия и Ливан. Израиль не смог равнодушно взирать на организацию боевиков и учащение нападения террористических отрядов на северные города страны. Совершая упреждающий удар, армия Израиля пересекла границу Ливана в 1982 г. В результате операции «Мир Галилее» была практически уничтожена организационная и военная структура ООП в этом регионе. Небольшими группами боевые отряды могли эвакуироваться из осажденного Бейрута, в котором армия палестинцев была обречена, в соседние арабские государства. С этого времени Израиль стал удерживать у своих границ часть южного Ливана, зону безопасности.

После военных действий 1982 года в Организации Освобождения Палестины произошел раскол. Из нее выделилось ядро партии ФАТХ во главе с Ясиром Арафатом, которое стало на умеренные позиции урегулирования отношений с Израилем. Другая часть ООП резко осудила Арафата и осталась на позициях сохранения вооруженного давления на Израиль, и фактически сомкнулась с террористической организацией ХАМАС, ставившей цель военного воздействия в решении палестинских проблем.

Изменение политической линии ООП привело к поиску шагов мирного пути решения палестинского вопроса. В сентябре 1993 года произошла первая встреча противоборствующих сторон, которая закончилась неожиданным рукопожатием Ицхака Рабина и Ясира Арафата. ООП отказалась of силовых приемов в политике и осудила терроризм. Она исключила из «Палестинской хартии» пункты, отрицающие право Израиля на существование, заявила о переходе к мирному урегулированию конфликта между палестинскими арабами и евреями. Со своей стороны Израиль, признал ООП в качестве представителя палестинцев. Соглашение, подписанное Израилем и ООП в Вашингтоне в сентябре 1993 года, содержит ряд общих принципов, определяющих переход к палестинскому самоуправлению, осуществление которого распределено в несколько этапов. Первый этап -- переход к самоуправлению в секторе Газа и районе Иерихона -- был проведен в мае 1994 года. В августе того же года начался второй этап, включающий передачу палестинским представителям полномочий власти. С резкой критикой обновленной ООП выступили крайние палестинские группировки исламского толка ХАМАС, «Исламский джихад» и др., не пожелавшие сменить террористические акции на процесс мирных договоренностей. В этом и состоит одна из главных проблем палестинского урегулирования. Отсутствие единого подхода к палестинскому вопросу мешает разрядить обстановку на Ближнем Востоке.

Реакция на мирное соглашение с палестинцами не была адекватной и в самом Израиле. Израильские «ястребы» бурно отреагировали на подписание мирных соглашений и создание Палестинской автономии. Прозвучала не только критика в адрес руководства Израиля. В ноябре 1995 г. произошло убийство премьер-министра Ицхака Рабина, совершенное экстремистом-евреем. Это убийство повергло страну в глубокий траур. Конечно, убийство премьер-министра Рабина и постоянные террористические акции палестинских террористических организаций затормозили процессы мирного урегулирования. Избранный на волне национализма новый премьер Израиля Б. Нетаниягу категорически отверг поначалу основные требования палестинцев по созданию палестинского государства. Однако объективные реалии и нужды страны заставили и нового премьер-министра продолжить диалог с Ясиром Арафатом, с которым тоже нужно было считаться. В январе 1996 года прошли выборы в орган самоуправления -- Палестинский Совет (парламент), и Ясир Арафат, набрав 80% голосов, был избран президентом автономии. Похоже, что процесс мирных переговоров для разрешения арабо-израильских противоречий приобрел с конца 90-х годов необратимый характер.

Преодолевая серьезные препоны на пути мирного урегулирования, в ноябре 1998 г. был сделан новый шаг в дальнейшем развитии соглашений о палестинском самоуправлении. В ноябре при посредничестве США было подписано новое соглашение («мир в обмен на землю»), по которому Израиль обязался вывести войска с части земель Западного берега реки Иордан, при этом около половины данной территории попадало под контроль палестинской администрации. Переговорный процесс был продолжен следующим премьером Израиля Э. Бараком, который на выборах сумел победить своего противника только потому, что готов был продолжать диалог и идти на компромиссы с палестинцами. Очередные переговоры между Э. Бараком и Я. Арафатом состоялись в Кэмп-Дэвиде в 2000 году при посредничестве президента США Б. Клинтона. Эти переговоры велись по проблеме Восточного Иерусалима, который, по требованиям палестинцев, должен был стать столицей автономии. Но это требование было неприемлемо для Израиля, объявившего еще ранее единый и неделимый Иерусалим своей столицей. Окончательного решения эта проблема пока не находит. Нужно всегда помнить о том, что мирные процессы урегулирования проходят в острой борьбе против террористов, которые, постоянно совершая террористические акции, мешают миролюбивым соглашениям. На практике это даже во многих случаях приводит к срыву переговорных процессов.

События 11 сентября 2001 года серьезно повлияли на внутриполитическую обстановку в каждой из арабских стран и отразились на внешнеполитической стратегии большинства государств Ближнего Востока. С одной стороны, активизировали деятельность экстремистские группировки, почувствовав, что террористические акты могут нанести серьезный ущерб и вызвать шоковое состояние в обществе. Значительно увеличилось количество терактов в Израиле. Активизация террористических банд выразилась, прежде всего, не только в увеличения количества терактов, но и в масштабе их деятельности. С другой стороны, после событий 11 сентября арабские государства и Израиль значительно усилили нажим на ликвидацию террористических банд на своих территориях, и эти действия приносили успех. Война США в Ираке еще более подтолкнула к проведению антитеррористических мер. Стала заметна тенденция в арабских странах к нормализации отношений с израильским государством, к объединению их усилий по ограничению действий международного терроризма. Некоторая корректировка позиций арабских стран в сторону нормализации отношений с Израилем проходила на фоне усиливавшейся борьбы против экстремистских организаций в палестинской автономии. Ясир Арафат не мог утвердиться как президент автономии без помощи и поддержки израильского правительства и должен был обуздать деятельность непримиримых террористических группировок типа ХАМАС и др. Создание правительства, выборы в Национальный Совет автономии (палестинский парламент) были лишь первыми шагами к нормальному функционированию административных структур палестинского государственного образования. Но эти структуры, как и новая власть, разрушались активными действиями оппозиционеров и террористических групп. Арафат вынужден был сделать новые шаги к нормализации отношений с Израилем.

В условиях обострения борьбы против террористических организаций в 2003 году в Палестине, в иорданском курорте Акаба, премьер палестинской автономии Абу Мазен (Махмуд Аббас), президент США Дж. Буш, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон поставили подписи под новым планом мирного урегулирования -- «Дорожная карта». Этот план мирного урегулирования на Ближнем Востоке предусматривал приход к окончательному пункту назначения, а именно к созданию палестинского государства. Однако на этом пути должна быть свернута деятельность таких организаций, как ХАМАС и «Исламский джихад». Несмотря на подписанный план, Арафату не удалось справиться с террористами и поставить под свой контроль разрозненные группы боевиков из ХАМАС и «Исламского джихада». Эти организации чувствовали себя так же вольготно, как и прежде. Арафат менял правительства, но это не приносило успеха. Прошло немало времени, но десятки убитых и сотни раненых в результате террористических актов показывали, что ситуация с обузданием террористов не меняется. В этих условиях раздраженное правительство Израиля поставило вопрос о доверии палестинской администрации и Я. Арафату. Все большее число членов правительства Шарона требовали дальнейшей изоляции Арафата, который все-таки продолжал сохранять высокую популярность среди палестинцев, и высылке Арафата из Раммалаха (столица палестинской автономии). Многие политические деятели Израиля зачислили Арафата в лагерь врагов израильского государства и требовали его смещения с поста президента автономии. В ноябре 2004 года в Париже, в госпитале «Перси» скончался Ясир Арафат и был похоронен в Раммалахе, столице палестинской автомиии. Террористические группировки попытались сразу же обострить политическую ситуацию и извлечь выгоду из смерти великого палестинца. Появились новые группировки «Бригады мучеников Аль Аксы», «Бригады шахида Ясира Арафата» и др. Экстремисты попытались придать новый импульс исламистскому террористическому движению. Преемник Ясира Арафата -- Махмуд Аббас -- занял пост главы Палестинской национальной администрации (ПНА) демократическим путем на основании успешных выборов, проходивших в январе 2005 года. Он сразу же заявил о том, что «палестинцы готовы к миру». М. Аббас начал с попыток уговорить радикальные палестинские организации заключить хотя бы временные соглашения о перемирии с Израилем. Когда же такая организация, как ХАМАС, отвергла предложения нового президента Палестины, глава палестинской организации отдал необычный приказ сотрудникам палестинских сил безопасности: охранять израильтян на контролируемой палестинцами территории и пресекать провокационные действия боевиков. Став президентом палестинцев, М. Аббас прекрасно понимал, что в одночасье никак не удастся прекратить террор своих соплеменников, как и понимал факт того, что нормализовать отношения с Израилем при наличии террористических организаций, совсем не желающих подчиняться нынешней администрации, -- дело чрезвычайно сложное. По мнению ближайшего окружения президента, благосостояние палестинского государства и его безопасность несовместима с существованием ХАМАСА и др. террористических организаций.

М. Аббас приступил к поиску союзников и в этом смысле шел проторенной дорогой Ясира Арафата. В конце января 2005 года он нанес визит в Москву и встретился с В. В. Путиным. В России он не впервые. Еще в 1982 году он защищал в СССР докторскую диссертацию по тематике истории сионизма. С той поры ушло немало лет, однако он утвердился в последующем как умеренный политик и продолжатель дела Ясира Арафата. В основу общей позиции политики на Ближнем Востоке была положена идея о том, что мирный процесс в регионе должен вестись в рамках «дорожной карты», и в этом плане Россия вполне может осуществить роль одного из ведущих игроков на Ближнем Востоке.

Таким образом, ясно одно: создание мирной ситуации на Ближнем Востоке требует усилий многих государств, заинтересованных в нормализации международных отношений в этом регионе. Новому президенту автономии, конечно, нужна позитивная поддержка американских и европейских политиков, поддержка Израиля и арабских государств. Прекращение конфликтов на Ближнем Востоке зависит от согласия многих стран, определяющих политику этого региона.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать