Абсолютная монархия в Англии
p align="left">С 1343г. английский парламент окончательно разделился на две палаты палату лордов и палату общин. В палате лордов заседали крупные светские феодалы - бароны и духовные - архиепископы, епископы и аббаты крупных монастырей. Все они являлись наследственными пэрами и приглашались личными письмами короля. Нижняя палата, т.е. палата общин, состояла из рыцарей - представителей графств и горожан; эта палата имела численный перевес над палатой лордов. В палате общин сразу наметился союз рыцарства и городской верхушки, что обеспечивало ей большое политическое влияние. В Англии в отличие от Франции представители двух сословий действовали сообща; с развитием товарно-денежных отношений экономические и политические интересы рыцарей и горожан все более сближались.

Средневековый английский парламент никогда не был национальным представительным органом и не выражал интересов всего английского народа, как это обычно утверждают английские историки. Низы городского населения и крестьянские массы не были в нем представлены. Парламент всегда поддерживал антикрестьянскую политику феодалов и издавал жестокие антирабочие законы. Но все же парламент сыграл прогрессивную роль в политическом развитии Англии XIV - XVвв. , так как он способствовал укреплению централизованного государства. Союз королевской власти с новыми классами - буржуазией и обуржуазившимся дворянством - дал возможность династии Тюдоров использовать английский парламент как политическую опору. В противоположность абсолютной монархии во Франции, где короли стремились обходиться без сословно-представительных учреждений, в Англии парламент сохранился и не потерял своего значения; при поддержке парламента Генрих VIII провел королевскую реформацию и секуляризацию церковно-монастырской земельной собственности.

4. Расцвет английского абсолютизма при Елизавете I Тюдор

Закрытие монастырей и усиление огораживаний, приводимых новыми властями, привели к вспышке серьёзнейших народных восстаний в 1536-1537гг. Новое дворянство и буржуазия, все, кто нажился на секуляризации и огораживаниях, еще раз убедились в необходимости укрепления королевского абсолютизма. И действительно, начиная с середины 30-х годов, абсолютная монархия вступает в пору своего расцвета. Царствование Елизаветы I стало кульминационным пунктом в развитии английского абсолютизма. В то же время уже начали ощущаться первые симптомы назревавшего конфликта между абсолютной монархией, с одной стороны, и новым дворянством и буржуазией - с другой.

Елизавета Тюгор правила Англией с 1558 по 1603 гг. Уже благодаря своему происхождению, она должна была стать во главе антикатолического и антииспанского движения. Елизавет - дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Женитьба на Анне Болейн послужила Генриху предлогом для разрыва с римским престолом издания акта о верховенстве английского короля в церковных делах Англии. Брак Генриха VIII и Анны Болейн никогда не был признан папой законным, и таким образом, Елизавета в глазах всего католического мира была незаконнорожденной. Это обстоятельство так же, как и отказ самой Елизаветы выйти замуж за Филиппа II, сделал последнюю нежелательной фигурой в глазах испанского двора, не говоря уже о совершенно определенных отношениях Испании к Англии и ее морской политике после 15558 г.

Елизавета обладала властным и решительным характером, была расчетлива и бережлива. Эти качества королевы особенно импонировали английской буржуазии.

При дворе Елизаветы царило атмосфера галантности и авантюризма. Королева поклонение и требовала его от своего окружения. В течение всего царствования королевский двор представлял собой арену азартного соревнования молодых дворян, стремившихся снискать благосклонность и милость Елизаветы.

В религиозном отношении Елизавета была глубоко безразлична к раздорам протестантов и католиков и по личным вкусам склонялась даже больше к католической вере. Но официально она была протестанткой, ибо дочери Анны Болейн невозможно быть католичкой.

В это же время Елизавета ненавидела пуритан, ибо сознавала, что их идеи враждебны всем ее представлениям о королевской власти.

Елизавете нужна была религиозная система, являющаяся покорным инструментом в руках государства, и она стремилась привести в полное подчинение себе английскую церковь. Одним изданием акта о верховенстве и секуляризации нельзя было полностью подчинить себе даже покорившихся и признавших реформацию представителей духовенства, уже не говоря о попконформистах. Английских епископов Елизавета подчинила себе грубыми и быстрыми методами. В письме 1573 г. К епископу Илийскому Елизавета писала : «Если ты немедленно не выполнишь моего требования, я лишу тебя сына, клянусь Богом». Штокмар В.В. Очерки по истории Англии XVI века. Л., 1957 Это письмо с исключительной яркостью освящала одну из наиболее характерных особенностей английского абсолютизма: полнее подчинение церкви государству. Английская церковь - просто придаток государства. В Англии XVI века это было естественно, ибо там, как нигде, произошло полное слияние церкви и государства, король был главой церкви , а церковное имущество стала государственным.

Елизавета Тюдор являлась убежденной сторонницей взгляда, что государь, пользующийся всей полнотой власти, должен выступать перед своими подданными, как «наместник бога на земле». Однако Елизавета, будучи человеком трезвым и практичным, понимала, что одними ссылками на бога достичь повиновения нельзя. Она считала, что абсолютный монарх должен сам всемирно заботиться о поддержании своего достоинства в глазах подданы, причем это должно делаться любыми средствами.

Елизавета хорошо понимала благодаря кому она сидит на престоле и что должна считаться с интересами тех классов, которые, нуждаясь в сильно, центральной власти и в английской церкви и нуждаясь в антикатолической и антииспанской политике, составляли опору ее трона. Новая знать, новое дворянство, буржуазия - вот тот «народ», о расположении которого заботилась Елизавета и интересами которого боялась пренебречь.

Когда появился призрак народного восстания, Елизавета заговорила своим подлинным языком. Она показала свою истинную сущность. «Твердость», жестокая политика подавления и усмирения, плети и кровавые законы - вот что рекомендовалось Елизаветой в качестве лекарств от революции.

Через все царствование Елизаветы красной нитью проходит борьба за создании послушного и гибкого исполнительного государственного аппарата. В этой борьбе были видны типичные абсолютистские методы управления государством. И прежде всего - стремление королевы руководить всеми государственными делами, сосредоточив в своих руках все нити управления.

Елизавета умела выбирать нужных ей людей. ЕЕ советники и слуги происходили, как правило, из числа новых дворян, подданных королеве и всецело согласных с ней.

Невмешательство Елизаветы в европейские дела, ее «неблагородный нейтралитет» по отношению к европейскому протестантизму оправдывались тем, что Англия первой половины ее царствования была еще не в состоянии вести открытую борьбу с католическими силами Европы. В первый период ее царствования война могла привести только к пагубным для Англии результатам. Даже тогда, когда ее наиболее осторожные советники говорили о необходимости открытой войны с Испанией, Елизавета настаивала на своем, понимая, что Англия еще не готова к борьбе. Она довольствовалась сложной дипломатией, натравливая своих врагов друг против друга.

Середина и конец 80-х гг. явились переломным временем в английской политике, временем, когда торгово-промышленная дворянско-купеческая прослойка в Англии окрепла, набрала сил и могла уже потребовать от своего правительства более решительных действий: посылка в 1585 г.

Экспедиции Лейстера на помощь нидерландским протестантам, оживилась деятельность английских моряков и пиратов, грабивших испанские корабли, берега и колонии.

Во время правления королевы Елизаветы Тюдор интенсивно развивалась хозяйственная жизни Англии.

Тюдоры поощряли торговлю, предоставляя торговым компания различные льготы. Они поддерживали развитее отечественной промышленности, устанавливали пошлины на импорт изделий из других стран, запрещали экспорт сырья и продовольствия.

Эта экономическая политика обеспечила Тюдорам поддержку со стороны буржуазии и нового дворянства.

В правление королевы Елизаветы Тюдор Англия прочно закрепила за собой позиции великой морской державы и вступила на путь колониального господства.

Победа английского абсолютизма над мятежной аристократией и поддерживающими ее силам международной католической реакции закрепило политическое объединение Англии и спасла ее от угрозы чужеземного владычества К. Маркс в «Хронологических выписках», оценивая деятельность Елизаветы, отмечал: «… Несмотря на гнусный характер ее правления и на бедствие народа в ее царствование, опасность, угрожавшая самостоятельности Англии со стороны католической церкви, сделала пребывание ее во главе правительства вопросом национального значения» К. Маркс «Хронологические выписки» т. VII стр. 379

5. Изменения в политике абсолютизма в конце правления Елизаветы I. Кризис абсолютизма

В 70-х-80-х гг. правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 г., когда правительство запретило обсуждение церковных вопросов в парламенте, чем вызвало сильное недовольство. Елизавета Тюдор прекрасно обеспечивала интересы и нужды нового дворянства и буржуазии, интересы торговли и промышленности, уже не говоря о политике подавления протеста народных масс кровавыми законами. Отсюда вытекает характерная черта английского абсолютизма: сохранение парламента в момент наивысшего расцвета абсолютной монархии.

С середины 90-х гг. XVI в. Положение меняется. Интересы окрепших капиталистических элементов, требовавших большой свободы и тяготившихся опекой абсолютистского государства, все более расходятся с интересами короны. Именно в это период начинает сказываться относительная слабость позиций английской монархии, которая находилась бы в ее полном распоряжении.

Кроме того, хотя Тюдоры сделали многое для создания гибкого и централизованного государственного аппарата, к середине XVI в. Результаты еще были далеки от совершенства. Даже к концу XVI в. Корона не располагала послушным бюрократическим аппаратом. Помимо сильного развитого взяточничества и казнокрадства, положение осложнялось тем, что в графствах чиновничьи должности находились, как правило, в руках местного нового дворянства. Практически все распоряжения короны выполнялись этими чиновниками лишь постольку, поскольку они были выгодны новым дворянам.

Во второй половине царствования Елизаветы становится все более очевидным отсутствие послушной государственной машины, которая действительно бы сделала волю монарха законом. Отсутствие послушных орудий управления приходилось компенсировать системой фаворитизма. Последний период царствования Елизаветы, несомненно, характеризуется возрастанием влияния фаворитов, что вообще свойственно абсолютизму в период утраты им прогрессивных черт.

В последние годы правления Елизаветы парламент проявляет все большее стремление к независимости. Буржуазные элементы начали тяготиться той опекой, которую осуществлял абсолютизм в отношении производства и торговли, стесняя свободу конкуренции и предпринимательской деятельности. В 1601 г. Парламент резко запротестовал против практики продажи коронной патентов на монопольное производство разных товаров; этот протест поддержали народные массы Лондона, и королева была вынуждена запретить продажу монополий. Однако, в последствии это т запрет не соблюдался.

В конце XVI в. в Англии в связи с «революцией цен», протекционистской политикой монархии войной с Испанией возросли дороговизна и налоговый гнет, что вызвало резкое недовольство народных масс. Кроме того, ряд графств пострадали от неурожаев и голода, в деревни шел процесс огораживаний, города были переполнены пауперами, а успехи развития мануфактур и разложения цеховой системы ухудшали положение ремесленников и городской бедноты. На этой почве в английских городах и деревнях участились волнения.

Среди народных масс, особенно в городе, несмотря на жестокие религиозные преследования, в это время распространялись различные радикальные еретические учения, проповедавшие социальное равенство.

Во второй половине XVI в. в условиях успешного развития капитализма, среди буржуазии и нового дворянства стала складываться оппозиция абсолютистскому режиму. Она выступала под знаменем кальвинизма, поскольку эти классы не удовлетворил половинчатый характер королевской реформации. Английские кальвинисты хотели очистить официальную церковь от остатков католицизма; поэтому их называли пуританами (от латинского слова «purus» - чистый). Пуритане стремились также освободить церковь от подчинения королю. Среди пуритан было два направления.

Умеренные пуритане - так называемые пресвитериане выдвигали требования установить в Англии кальвинистскую церковь, починенную государству. Радикальные пуритане - индепенденты, расхождения которых с пресвитерианами выявились в середине 80-х гг., полностью отвергла принцип государственной церкви, считая, что каждая религиозная община должна быть независимой и свободно поддерживаться избранного ею вероисповедания.

Пуританизм был лишь религиозным выражением складывающегося в Англии буржуазного мировоззрения. Наряду с требованием церковных реформ, пуритане противопоставляли старой, феодальной морали свои идеалы скопидомства и стяжательства, являющиеся идеалами буржуазии на ранней стадии развития капиталистических отношений. Они осуждали всякие развлечения, праздники, игры, театр, музыку.

Это были первые признаки назревающего разрыва буржуазных слоев Англии с абсолютизмом, разрыва, который в 40-х гг. XVII в. привел к английской буржуазной революции, уничтожившей господство феодализма и абсолютистское государство.

Заключение

С первого десятилетия XVII в. в Англии начали складываться предпосылки буржуазной революции. Социально-экономическое развитие страны - первоначальное накопление, успехи мануфактурного производства, рост буржуазии и формирование многочисленной категории наемных рабочих - шло в XVI в. такими быстрыми темпами, что период, когда абсолютная монархия была необходима для обеспечения этого развития, оказался необычайно коротким и вся система и средства управления большой централизованной монархией не успели сложиться.

Английские государства XVIв. не имели ни совершенного бюрократического аппарата, который мог бы сравниться с французским, ни постоянной армии, подобной той, что была во Франции уже в XVв. Хотя Тюдоры и имели определенную тенденцию обходиться без сословного представительства, что было вполне закономерно, они не ликвидировали парламент и до конца XVI в. действовали, считаясь с его требованиями. Власть монархии над церковью, специфичная для Англии, обуславливалась заинтересованностью в реформации прогрессивных кругов дворянства и буржуазии.

Абсолютная монархия, будучи по своей природе государством феодальным, при всей гибкости своей социальной политики, защищала все свои кровавые феодально-дворянские интересы в первую очередь. Это стало ясным уже к концу XVI в., когда политика абсолютизма начала мешать передовым слоям общества. Особенно это обстоятельство стало очевидным при первых Стюартах (Яков I, Карл I). Тогда оказалось, что абсолютная монархия уже сыграла свою историческую роль, обеспечив централизацию страны, полицейский режим по отношению к народу, необходимую внешнюю политику, условия для морской торговли и колонизации.

В первой половине XVII в. отдельные конфликты и столкновения парламента с короной перерастут уже в подлинно предреволюционную обстановку. Бурное развитие промышленности, торговли, расцвет национальной культуры-науки, театра, литературы, архитектуры - свидетельство таких сдвигов, которые неизбежно подводили страну к революционному взрыву.

Английский абсолютизм не успел создать бюрократического аппарата, потому что развитие социально-экономических отношений в Англии в XVI в. шло слишком быстрым темпом и период существования абсолютизма был слишком короток. Абсолютной монархией пришлось довольствоваться тем, что было выработано в XIV- XV вв. Раньше чем абсолютизм успел создать свое послушное орудие управления, он уже стал во многих отношениях тягостным и не нужным наиболее передовому, наиболее втянутому в капиталистические отношения слою джентри и буржуазии. Абсолютизм без централизованного апорта, без развитой бюрократии, без послушных исполнителей, абсолютизм которому приходилось все это заменять системой фаворитизма, - вот к чему пришла Англия в конце XVI в. Это особенно ярко сказалось уже следующее царствования в эпоху первых Стюартов, в канун буржуазной революции.

Образование единого централизованного государства в той степени, в которой оно способствовало росту буржуазных отношений в Англии, содействовало также образованию английской науки.

Однако при господстве феодального строя в рамках феодально-абсолютистской монархии не могли завершиться ни процесс создания национального государства - их завершила лишь английская буржуазная революции.

Список литературы

1. Бекон Френсис. История правления короля Генриха VII. М., 1990

2. Дмитриева О.В. Социально-экономическое развитие Англии в XVI в. М., 1990

3. Тревельян Дж. Социальная история Англии/Пер. с англ. М., 2000 гл. I-V

4. Штокмар В.В. Очерки по истории Англии XVI века., Л., 1957

5. Штокмар В.В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. Л., 1962

6. К. Маркс Хронологические выписки т. VII

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать