Истоки скаутизма

Истоки скаутизма

3

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического направления»

Школьная научно-практическая конференция

Реферат на тему: «Традиции детского движения в России»

Выполнил:

Онохин Дмитрий Алексеевич,
ученик 10 «А» класса,
МОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления».

Научный руководитель:

Крылова Ольга Валентиновна,
учитель истории и обществознания,
МОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического направления».

г. Архангельск, 2009

Оглавление

Введение

Истоки детского движения

Традиции скаутов

Скауты Севера

Всесоюзная пионерская организация, имени В. И. Ленина

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

К традициям детского движения относится пионерское и скаутское движения.

Через скаутские организации разных стран за все время существования движения (более восьмидесяти лет) прошли несколько десятков миллионов мальчиков и девочек, что говорит об огромной притягательной силе скаутинга. Здесь мы видим счастливое, а потому редкое, сочетание формы и содержания. Сочетание, в котором ни одна из сторон не может существовать обособлено, в отрыве от других составляющих.

Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нем падала. Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек.

В современной России отсутствует массовое детское движение, что порождает массу проблем: бродяжничество, наркомания, токсикомания, воровство, а также моральное разложение членов общества, что неизменно ведет к вымиранию такого общества.

Цель этой работы состоит в том, чтобы современное общество осознало необходимость создания массовых детских движений в нашей стране. И не важно будет ли она строиться на идеологических принципах, или нет. Ведь опыт прошлого наглядно иллюстрирует нам возможные последствия нашей безответственности. Так давай те же не повторять ошибок прошлого. На них надо учиться!

1. Истоки детского движения

Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. Скаутское движение (англ. Scouting Scouting - в пер. с англ.: Разведка.) - всемирное детское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, неполитична, независима. Слово скаут (англ. scout Scout - в пер. с англ.: Разведчик.), переводится с английского, как разведчик.

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - Полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого скаутское движение в России начинает активно развиваться. К осени 1917 года насчитывалось до 50 тысяч скаутов в 143 городах, в основном детей буржуазных слоев общества. В это число входили и скауты Севера.

Скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. После 1917 года скаутские организации распались на красных и белых скаутов. Красные скауты эволюционировали в пионеров. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутизм придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине были арестованы ЧК и расстреляны) - то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение - движение «юных коммунистов_скаутов», принявших галстуки красного цвета). Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам. Уже на съезде РКСМ в 1919 году было принято решение о роспуске скаутских отрядов. Скаутизм был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением.

Особенно усилились гонения с начала 1922 года, когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутизма. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят - скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 года, когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Слет был разогнан, а организаторы арестованы. В 1923 году был распущен последний скаутский отряд в России. Только за рубежом, в среде эмигрантов из России, продолжали существовать организации, сохранявшие традиции русского скаутизма. В апреле 1926 года произошли массовые аресты скаутов, скаутских руководителей.

В результате, в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной Америке, Северной Америке.

2. Традиции скаутов

2.1 Скаутский метод.

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Составляющая метода - воспитание через дело. Воспитание скаута строится на его личном опыте, на основе уникального «Я», вовлеченного в практическую деятельность, «Обучение посредством делания - вот лозунг, полнее всего суммирующий современные попытки связать детей с действительной жизнью» - эти слова американского философа Д. Дьюи очень точно выражают суть метода. Кроме чисто практической значимости в приобретении тех или иных навыков или умений, скаут в деятельности познает окружающий мир, его материальную и духовную стороны и дает им свою оценку. Метод определяется как система прогрессивного воспитания (точнее сказать, самовоспитания) через Обещание и Закон, воспитание делом, работу в микрогруппах, развивающие и стимулирующие программы. Не случайно в определении Метода использовано слово СИСТЕМА, ибо только сложный, взаимообусловленный комплекс всех упомянутых отдельных составляющих образует единое понятие - СКАУТИНГ. Отрыв элементов системы друг от друга разрушает ее и превращает скаутинг в не - скаутинг.

2.2 Скаутские законы и Скаутское обещание.

Один из принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Давая Обещание, вступая в скауты, ребенок добровольно принимает на себя важные обязательства (Долг перед Богом, миром, страной, людьми, собой), которые будут определять его дальнейшую жизнь («Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам российских скаутов - разведчиков»). Законы скаута (рекомендует 10 положений) представляют собой определенный кодекс поведения, этики, всего образа жизни. Давая Обещание соблюдать закон, скаут тем самым берет обязательство развивать в себе и те нравственные качества, которые выражены в пунктах Закона: честность, верность, дружелюбие, полезность людям, вежливость, послушность, бодрость, жизнелюбие, бережливость, чистоту мыслей, тактичность, уважение образа мыслей и права собственности. Для скаутов положения Закона сформулированы сообразно их возрасту. И для маленьких скаутов, «волчат», существует свой, более простой, понятный текст: «Всегда делать все возможное, думать сначала о других и делать каждый день доброе дело», а «бобрята» вообще не имеют своего особого Закона. Просто вожатый должен неформально, учитывая их возраст, донести до детей суть понятий Закона скаутов.

2.3 Атрибуты и символы движения.

Большое воспитательное значение имеют атрибуты и символы движения. Прежде всего, это эмблема (знак) - знак главный символ скаутского движения. Скаутская эмблема - лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Существует несколько объяснений того, что она обозначает. Во-первых, лилия напоминает стрелку компаса, указывающую на Север, то есть вперед и в верном направлении. Во-вторых, три ее лепестка говорят о трех скаутских обещаниях. В-третьих, при известной фантазии она выглядит как рыцарский меч и как крест рыцарского Ордена, что напоминает нам кодекс чести рыцаря. У русских скаутов на лилии изображен Святой Георгий Победоносец, поражающий злого дракона, под лилией - выгнутая в виде улыбки ленточка с девизом «Будь готов!», что требует от скаута постоянной бодрости духа. Две звезды на лепестках лилии символизируют стремление к знаниям и правде, а канат, окружающий цветок и завязанный рифовым узлом, всемирное братство скаутов. Очень важны и цвета движения, также отраженные в эмблеме, - белый и лиловый: чистота, лидерство, помощь.

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. В старых книгах это объяснялось тем, что скаут всегда должен иметь правую руку свободной для доброго дела. Кроме того, левая рука может полнее передать жар сердца и доброе отношение к собрату. Опять же, это важно для романтизации движения. Необычное рукопожатие создает у детей ощущение корпоративности, секретности, причастности к некой тайне, известной лишь немногим.

2.4 Галстук.

Галстук (раньше он назывался косынкой) обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету, они могут быть разнообразными, в зависимости от организации, пола, звания могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом - узлом дружбы. Также вместо узла иногда используют специальный зажим.

2.5 Форма.

Форма скаута - это установленная одежда, указывающая на принадлежность к организации. Скаут обязан быть в форме во время занятий, сборов, смотров, парадов и торжественных мероприятий.

Форма - это лицо организации. Гордись своей формой, не носи на ней ничего постороннего. Форма всегда должна быть чистой и аккуратной - потому, как выглядят члены скаутского отряда в форме, будут судить обо всей организации. Форма для всех, включая новичков:

- рубашка цвета объединения (отряда), с погонами и карманами;

- нашивка на левом рукаве, под ней нашивки скаутского объединения;

- ленточка бело - сине - красного цвета на левом погоне;

- значок «Лилия» на пластинке из кожи на левом кармане (для скаутов-разведчиков;

- скаутский головной убор - берет, пилотка или скаутская шляпа, на котором прикреплен кресс с лилией. Головной убор одинаков для всей единицы;

- пояс из кожи с пряжкой Организации.

Парадная форма - та же, с белым поясом. Для знаменитой группы и руководителей при парадной форме также обязательны белые перчатки.

На форме следует обязательно носить все необходимые знаки различия, определяющие звание, должность, принадлежность к Организации и единице (соединению).

Зажим (тренчик) для галстука можно сделать из любого материала в скаутском стиле.

Шнур для свистка носится на шее под галстуком (или обвивает его) и спереди выпускается из-под галстука. Свисток держится в правом нагрудном кармане. Члены Организации, имеющие определенные должности, носят шнур на правом погоне. На специальность указывают значки специальностей, 35 мм диаметром, любого цвета с рисунком. Значки носятся по три в ряд, на правом рукаве, или в другом месте по решению объединения.

2.6 Скаутский салют.

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъем и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Каждый скаут, встречая другого скаута, отдает ему скаутский салют. При салюте - указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты, а большой и мизинец - сложены. Это напоминает о трех частях Торжественного обещания. У российских скаутов приняты два вида салюта:

- полу салют;

- полный салют.

При полу салюте рука сгибается в локте так, чтобы кисть ее была на уровне плеча. Полу салюты отдают скауты без головного убора или не в форме. При полном салюте рука подносится к полям скаутского головного убора (шляпы или к берету) на уровне правого края правой брови. Этот салют отдается скаутами в форме.

2.7 Девиз скаутов-разведчиков.

Девиз скаутов всего мира - БУДЬ ГОТОВ! Это значит, что скаут всегда должен быть готов духом и телом выполнить свой долг. Быть готовым духом - значит, заранее обдумать, как вести себя в любой ситуации, знать, как правильно поступить в нужный момент. Быть готовым телом - значит, быть сильным, выносливым и тренированным, способным защитить себя и других. Слова девиза служат также приветствием скаутов. Ответ на девиз - «Всегда готов!». Лозунг скаутов-разведчиков: «Делай каждый день добрые дела!».

Важная составляющая скаутского Метода - малая ГРУППА (скаутский патруль), то есть «немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии» На каждой возрастной ступени организации существует такая малая группа хатки у «бобрят», шестерки у «волчат», патруль у скаутов. Главная цель патрульной системы как «возможность дать настоящее чувство ответственности по возможности большему числу детей. Она позволяет каждому осознать свою долю ответственности за развитие отряда. Благодаря патрульной системе скауты определяют свое личное отношение к тому, что происходит в отряде».

Каждая группа имеет свой вымпел. Более крупные элементы скаутского движения (дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Призыв (клич) группы должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

2.8 Торжественное обещание Торжественное обещание Скаутов-разведчиков приведено в «Приложениях»..

Торжественным обещанием завершается испытание новичка. Он носит форму, но еще не скаут. Настоящим скаутом становятся после церемонии Торжественного обещания. Он объединяет скаутов всего мира.

Совещание скаутов отряда, уже давших торжественное обещание, решает готов ли новичок дать Торжественное обещание. Вступающий должен осмыслить свой шаг дачи Торжественного обещания. Для этого объединение предлагает кандидатуру достойную форму испытания.

Церемония дачи Торжественного обещания проводится в особой обстановке, согласно традициям объединений и делается индивидуально.

Прием в скауты - самое главное событие в жизни скаутов и происходит оно очень торжественно. В разных объединениях прием в скауты проходит похоже, могут меняться слова напутствия руководителя, песни, другие традиционные элементы.

После произнесения этих слов скаут поднимается, целует знамя и подходит к своему инструктору. Тот повязывает ему галстук и надевает скаутский значок. Затем его поздравляют руководители. Отдается команда: «Новому скауту, САЛЮТ!» - скаут поворачивается, отдавая салюту отряду, и занимает место в строю. С этого момента он становится полноправным скаутом. В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год - 30 000 человек.

3. Скауты Севера

Первый скаутский отряд появился в Архангельске при мужской гимназии в 1916 году, но вскоре распался. Возрождение отряда произошло в конце следующего года по инициативе ученика реального училища С.Данилова, к которому весной 1918 года присоединились учащиеся Ломоносовской мужской гимназии. Организация стала набирать силу: в декабре 1918 года образовался отряд девочек, в мае 1919 года в дружине было уже 200 мальчиков и 150 девочек.

С ноября 1918 года начала выходить газета «Северный скаут», а с мая 1919 года «Тотэм говорит», на страницах которых публиковались фельетоны, стихи, хроника, обзоры скаутской жизни в России и за рубежом.

В мае 1919 года окружной суд Архангельска зарегистрировал общество «Русский скаут», устав которого был составлен на основе документов Всероссийского общества. 26 мая состоялось первое общее собрание его членов, где был принят устав, выбран ЦК, утверждена смета. Провозглашена цель общества - посредством физического и нравственного воспитания «дать Родине истинных граждан, здоровых и чистых душой и телом», основываясь на программах скаутизма. Членами Общества могли быть родители скаутов и другие, заинтересованные и «желающие помочь лица».

Надо отметить, что командование оккупационных войск понимало необходимость вовлечения детей в происходящие события на своей стороне и вместе с правительством Северной области оказывало скаутскому движению непосредственную моральную и материальную помощь.

Северной областью управляли деятели разной ориентации, идеи монархизма были не так популярны среди них, поэтому местным скаутским руководителям приходилось вносить некоторые коррективы в идеологию русского скаутизма, в законы скаута, и на первый план выдвинуть абстрактную идею о Великой России. Здесь ясным было одно - Россия должна быть без большевиков.

Интересно, что почти за полгода до падения власти белогвардейцев на севере, среди архангельских скаутов начался разброд. С явным неудовольствием газета «Русский Север» описывала случаи неподчинения начальству. Можно предположить, что в связи со сдачей города скауты уничтожили всю свою документацию, по которой можно было бы подробно изучить деятельность дружин. Те, кто имел возможность, эмигрировали вместе со своими родителями, кто не имел - прекратили свою работу и выжидали. С восстановлением Советской власти в Архангельске, местные скаутские отряды полностью развалились.

Инициативу воссоздания организации взяли на себя бывшие скауты Павел Ясинский (сын полицмейстера), Г. Штром, К. Карабанов, Галя Блюммер, морской офицер Глеб Бострем. Отчасти им это удалось сделать в виде опытно-показательного взвода при Архангельском территориальном округе Всеобуча, тем более что при этом был проявлен встречный интерес со стороны военных.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать