Исторический анализ влияния патриархального уклада и православной церкви на положение женщины в русском обществе допетровского времени
p align="left">Принесенные к нам литературные, аскетические и вообще восточные, азиатские представления, совсем чуждые, ни мало не свойственные нашей северной природе, и физической, и нравственной, в духе своем клонились к тому, чтобы поставить женскую личность в самое невидное место общественной организации, чтобы вовсе отдалить от общества как великую помеху для нравственных дел и деяний мужчины, как воплощенную человеческую слабость и шаткость нрава.

Летописцы ни о каких других женских подвигах не рассказывают, как о пострижении, о построении монастырей и церквей, потому что в их глазах эти-то подвиги одни только и заслуживали и памяти, и подражания.

С особенной приверженностью устремлялось к иноческому идеалу честное вдовство, так что из вдов - княгинь и особенно бездетных, почти каждая оканчивала свою жизнь инокинею, а часто и схимницей. Это становилось как бы законом для устройства вдовьей жизни.

Еще по уставу Ярослава Великого, взятому с византийского номоканона, женская личность, наравне с церковными людьми, по особому смыслу своей житейской доли, выделенными от мира-общества, отдается в покровительство церковного суда, который является исключительным, привилегированным ее защитником, охранителем и оберегателем ее чести и личного достоинства. С того времени, как начал действовать такой номоканон, женская личность по самому смыслу закона уже отстранялась от мира-общества, являлась членом не светского, общественного, а домашнего только мира, который вдобавок усиленно и неутомимо строился оп монастырскому идеалу.

Женщина постепенно удалялась от общества и являлась в нем уже только в силу некоторых жизненных обстоятельств, требовавших неминуемо ее присутствия или же давших ей самостоятельное вотчинное значение. Так только матерая вдова пользовалась правом стоять в известных случаях наравне с мужчиной и занимать соответственное своему назначению положение. По крайней мере, общество не смущалось присутствием женщины, приобретавшей мужские черты вследствие своего хотя и вдовьего, но тем не менее отеческого, или вернее сказать, вотчиннического значения. Так, например, в истории встречается боярыня Марфа Борецкая (Посадница) См. приложение. Таблица 1. Владения Марфы Борецкой., пирующая в обществе мужчин, новгородских бояр.

Женщина получала больше уважение, когда оставалось вдовою и притом была матерью. Тогда как замужняя не имела вовсе личности сама по себе, вдова была полная госпожа и глава семейства. Личность вдовицы охранялось религиозным уважением. Оскорбить вдовицу считалось величайшим грехом. «Горе обидевшему вдовицу - говорит одно старое нравоучение- лучше ему в дом свой ввергнуть огонь, чем за воздыхания вдовиц быть ввержену в геенну огненную». Впрочем, как существу слабому, приученному с детства к унижению и неволе, и тут не всегда приходилось ей отдохнуть. Примеры непочтения детей к матерям были нередки. Бывало, что сыновья, получив в наследство после родителя, выгоняли мать свою, и та должна была просить подаяния. Это не всегда преследовалось, как видно из одного примера XVI века, где выгнанной матери помещиков царь приказал уделить на содержание часть из поместий ее мужа, но сыновьям, как видно, не было никакого наказания. Иногда, же напротив, овдовевшая, поступала безжалостно с детьми, выдавала дочерей насильно замуж, бросала детей на произвол судьбы и т. п.

3.3. Русская женщина допетровского времени глазами иностранцев

Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женой. В Москве, замечает один путешественник, никто не унизится, чтоб преклонить колено перед женщиной и воскурить перед ней фимиам. По законам приличия, порожденным византийским аскетизмом и глубокою татарской ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиной разговор. Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом, женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. В известные дни женщина считалось не достойною, чтоб с ней вместе есть.

В одном старинном поучении так отзываются о прекрасном поле: «Что есть жена? Сеть утворена прельщающее человека во властех, светлым лицеем убо и высокими очами намизающи, ногами играющи, делы убивающее, многы бы уязвивши низложи, тепмже в доброти женстей мнози прельщаются и от того любы яко огнь возгорается…Что есть жена? Святым обложница, покоище змеино, диавол увет, без увета болезнь, поднечающая сковрада, спасаемым соблазн, безисцельная злоба, купница бесовская».

Русская женщина была постоянною невольницей с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя она находилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее, но по крайней мере не держали взаперти. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. У знатных и зажиточных людей Московского государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах народа было, чтоб юноша высказал девушке свои чувства или спрашивал лично ее согласие на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего детства. Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало ее: царевны были самыми несчастными из русских девиц; погребенные в своих теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж, они, по выражению, Г.П. Котошихина Котошихин Г.К. (ок. 1630-1667), подьячий Посольского приказа. В 1664 бежал в Литву, затем в Швецию.
По заказу шведского правительства составил сочинение о России.

, день и ночь всегда в молитве пребывали и лица свои всегда умывали слезами. При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала за кого идет, не видела своего жениха до замужества, когда ее передавали в новое рабство. Сделавшись женой, они не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось право свободного знакомства по сердцу и нраву, а если позволялось некоторого рода обращения с теми, с кем мужу было угодно позволить это, то и тогда ее связывали наставления и замечания: что говорить, о чем умолчать, что спросить, чего не слышать. В домашнем быту ей не давали права хозяйства, как уже сказано. Ревнивый муж приставлял к ней служанок и холопов, а те, желая подделаться в милость господину, нередко перетолковывали ему все в другую сторону каждый шаг своей госпожи. Выезжала ли она в церковь или в гости, неотступные стражи следили за каждым ее движением и обо всем передавали мужу. Очень часто случалось, что муж по наговору любимого холопа или женщины бил свою жену из одного только подозрения. Даже и тогда, когда муж поручал жене смотреть за хозяйством, она была не более, как ключница: ни смела ни послать чего-нибудь в подарок другим, ни принять от другого, не смела даже сама без дозволения мужа съесть или выпить. Редко дозволялось ей иметь влияние на детей своих, начиная с того, что знатной женщине считалось не приличным кормить грудью детей, которых поэтому отдавали кормилицам; мать впоследствии имела над ними менее надзора, чем няньки и дядьки, которые воспитывали господских детей под властью отца семейства. Обращение мужей с женами было таково: по обыкновению у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дураком; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови - это называлось учить жену; у иных мужей вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина - и жену били как скотину. Такого рода обращения не только не казались предосудительными, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит. «Домострой» «Домострой» - свод нравственных норм и правил поведения, которым должен следовать добропорядочный христианин. Составлен в середине XVI в. Его авторство связывается с именем Сильвестера. Кроме наставлений в вере «Домострой» содержит рекомендации для семейной и бытовой жизни русских людей. Особенно важно наставление о роли главы семьи, разного рода наказания и поощрения, поведении женщины. Его предписаниями руководствовались на Руси и в последующие века, особенно в Христианских и купеческих семьях, однако с течением времени его правила стали восприниматься, как пережитки прошлого, и понятия «домостроевский», «домостроевщина» ныне означают наиболее архаичные, патриархальные обычаи семейных отношений. Особенно важно наставление о роли главы семьи, разного рода наказания и поощрения, поведении женщины. человеколюбиво советует не бить жены кулаком по лицу, по глазам, не бить ее вообще железным или деревянным орудием, чтобы не изувечить или не допустить до выкидыша ребенка, если она беременна; он находит, что бить жену плетью и разумно, и больно, и страшно, и здорово. Это нравственное правило проповедовалось православной церковью и самим царем при венчании митрополиты и патриархи читали нравоучения о безусловной покорности жены мужу. Привыкшие к рабству, которое влачить суждено было им от пеленок до могилы, женщины не имели понятия о возможности иметь другие права, и верили, что они рождены для того, чтоб мужья их били, и даже самые побои считали признаками любви.

Женщины говорили: «Кто кого любит, тот того лупит, коли муж не бьет, значит, не любит»; пословицы эти и до сих пор существуют в народе, так же, как и следующая: «Не верь коню в поле, а жене на воле», показывающая, что неволя считалась принадлежностью женского существа. Иногда родители жены при отдаче ее замуж заключали письменный договор с зятем, чтобы он не бил жены. Разумеется, это исполнялось неточно. Положение жены всегда было хуже, когда у нее не было детей, но оно делалось в высшей степени ужасно, когда муж, наскучив ею, заводил себе на стороне любезную. Тут не было конца придиркам, потасовкам, побоям; нередко в таком случае муж заколачивал жену до смерти и оставался без наказания, потому что жена умирала медленно и, следовательно, нельзя было сказать, что убил ее он, а бить ее, по десяти раз в день, не считалось дурным делом. Случалось, что муж, таким образом, приневоливал ее вступить в монастырь, как свидетельствует народная песня, где изображается такого рода насилие. Несчастная, чтобы избежать побоев, решалась на добровольное заключение, тем более, что в монастыре у нее было больше свободы, чем у дурного мужа. Если бы жена заупрямилась, муж, чтоб разлучиться с немилою - постылою, нанимал двух-трех негодяев-лжесвидетелей, которые обвиняли ее в прелюбодеянии; находился за деньги и такой, что брал на себя роль прелюбодея: тогда жена насильно запирали в монастырь.

Не всегда, однако, жены безропотно и безответно сносили суровое обращение межей, и не всегда оно оставалось без наказания. Иная жена, бойкая от природы, возражали мужу на его побои бранью, часто неприличного содержания. Были примеры, что жены отравляли своих мужей, и за это их закапывали живых в землю, оставляя снаружи голову, и держали в таком положении до смерти; им не давали, есть и пить, и сторожа стояли при них, не допуская, чтобы кто-нибудь из сострадания покормил такую преступницу. Прохожим позволялось бросать деньги, но эти деньги употреблялись на гроб для осужденной или на свечи для умилостивления Божьего гнева к ее грешной душе. Впрочем, случалось, что им оставляли жизнь, но заменяли смерть вечным жестоким заточением. Двух таких преступниц за отравление мужей держали трое суток по шее в земле, но так как они попросились в монастырь, то их откопали и отдали в монастырь, приказав держать их порознь в уединении и в кандалах. Другие жены мстили за себя доносами. Как не безгласна была жена перед мужем, но точно так же были мужья безгласны перед царем. Голос жены, как и голос всякого, и в том числе холопа, принимали в уважение, когда дело шло о злоумышлении на особу царского дома или о краже царской казны. Гнатюк Ю.В. Сказания о стародавних временах русских. Пер. с англ. - М.: ТЕИС, 1998, стр 53.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав изученные материалы по теме, выбранной для нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, в результате работы над данной темой мы убедились, что на положение женщины в истории Руси постоянно оказывали влияние различные факторы: социально-экономические, антропологические, духовные.

Во-вторых, во время разложения первобытного общества мужчине стала отводиться преобладающая роль в хозяйстве, обществе и семье, т.к. развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки требовало мужской силы. В условиях первобытнообщинного строя, будучи слабее, женщина вынуждена была подчиниться мужчине. В период перехода от матриархата к патриархату на статус женщины повлияли также антропологические изменения в человеческом сознании, т.е. пришло понимание причастности мужчины к продолжению рода.

В-третьих, в период языческой веры женщина была частично признана равной мужчине, т.к. эта вера, опираясь на мифологическое сознание, идеализировала женщину.

В-четвертых, в средние века при полном духовном господстве церкви отношение к женщине строилось аналогично церковным принципам. С принятием христианства статус женщины вновь принизился. На участие ее в церковном служении накладывались ограничения и запреты, для обоснования которых церковь ссылалась на авторитет Священного Писания. Защитница консервативных устоев, русская православная церковь поддерживала патриархальный уклад в целях сохранения своей доминирующей роли в обществе.

Таким образом, отношение в обществе к женщине строилось в зависимости от уровня развития общества. В отсталом первобытном обществе ценилась физическая сила и главным был закон природы - «выживает сильнейший». В средние века при полном духовном господстве церкви отношение к женщине строилось аналогично церковным принципам. Исключением является период языческой веры, в котором женщина частично была признана равной мужчине.

Практическим результатом нашей работы стал словарь терминов по исследуемой теме (см. Приложение 5).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

I. Литературный перечень

1. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. - М.: Социс., 2001

2. Бер-Сижель Э. Рукоположение женщины в Православной церкви. - М.: Дрофа, 2000

3. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви. - М.: Дрофа, 2002

4. Вардиман Е.Е. Женщина в древнем мире. - М.: Наука, 1990

5. Гнатюк Ю.В. Сказания о стародавних временах русских. Пер. с англ. - М.: ТЕИС, 1998

6. Дворниченко А.Ю. Древнерусское общество и церковь. - М.: Омега-Пресс, 1996

7. Жуковский В.И. Тайны шедевров. - М.: Астрель: АСТ, 1992

8. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992.

9. Костомаров М.И. Домашняя жизнь и права великорусского народа. -

М.: Просвещение, 1993

10.Кулаизина С. Семья - малая церковь. - М.: Астрель: АСТ, 1997

11.Пушкарева Н.Л. «А се грехи злые, смертные». - М.: Изд-во Проспект, 1999

12.Статистический сборник «Женщины России». - М.: Госкомстат, 1995

13.Яндиан Б. Одна плоть: Божий дар страсти - любовь, секс и роль в браке. - Спб.: Изд-во Лань, 1996

II. Интернет-ресурсы

1. www.ssu.samara.ru/nauka/2. www.library.ru ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Анкета социологического опроса

Уважаемые респонденты,

просим Вас ответить на следующие вопросы по теме нашего исследования:

1. Как Вы считаете, чем был обусловлен переход от матриархата к патриархату?

2. Какие известных русских женщин допетровского времени Вы знаете?

3. Как Вы думаете, почему мужчины на протяжении всей истории занимали ведущее положение в обществе?

4. Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывала Православная церковь на статус женщины в период средневековья?

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение 2. Псалмы Библии

Бытие, 5:2. Мужчину и женщину сотворил их,

И благословил их, и нарек им имя: человек,

В день сотворения их

Бытие, 2:21, 22. И навел Господь Бог на человека крепкий сон;

И, когда он уснул, взял одно из ребер его,

и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого

у человека, жену, и привел ее к человеку.

Бытие, 2:23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих

и плоть от плоти моей; она будет называться

женою: ибо взята от мужаю

1 Коринфянам, 11:8,9. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.

Галатам (3:28). …нет мужеского пола, ни женского:

ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Деяния, 5:29и …должно повиноваться больше Богу,

нежели человекам.

Приложение 3. Таблица: владения Марфы Борецкой В круглых скобках приводятся данные по новому письму, что позволяет сделать вывод о приросте за полвека (с конца XV в. до 1576 г., когда составлялась ПК Обонежской пятины): деревень - на 10%, дворов - на 27, людей - на 20,8, обж - на 5%.

Пятина

Волости, погосты

Деревни

Дворы

Люди

Обжи

Деревская

Бежецкая

Шелонская

Вотская

Обонежская

Итого на основных территориях Новгородской земли.......................

Обонежская пятина (колонизированные в XV в. земли):

Итого на колонизированных землях......................

Всего во владениях:

царя (XVI в.)

Марфы (XV в.)

в. Березовец

п. Хохловский

п. Кострицкий

в. Липна

в. Усть-река

Глиненск

Видемер

п. Михайловский

п. Дубровенский:

д. Подгривье

д. Струпино

д. Горка

п. Опотьский

п. Струпинский

в. Победище

п. Михайловский

п. Никольский

п. Рождественский

в. Марфиньская

в. Кондуши

в. на Валтеге

п. Никольский на Оште:

волость

волость

волостка

п. Покровский

п. Никольский на Пудоге

п. Спасский на Кижах

в. Ивашковская

в. на Сенной

п. Спасский на Выгоозере

в. Марфьинская

п. Водлоозерский на Вар-Селге

68 (87)

2 (2)

33 (33)

15 (33)

151 (154)

- (10)

33 (44)

- ( - )

- (1)

- (1)

- (1)

- (1)

- ( - )

20 (20)

- (3)

214 (238)

- (126)

- (39)

- (78)

- (236)

- (127)

- (32)

1266

93

49

5

29

100

1

277

1543

1389

222 (416)

4 (3)

57 (68)

49 (66)

- (469)

- (15)

- (82)

- ( - )

- (1)

- (2)

- (2)

- (1)

- ( - )

- (28)

- (6)

247 (300)

- (231)

- (45)

- (120)

- (355)

- (142)

- (46)

2398

154

84

16

55

368

3

680

3078

2247

239 (429)

4 (3)

59 (85)

89 (87)

- (624)

- (19)

- (117)

- ( - )

- (1)

- (3)

- (2)

- (1)

- ( - )

- (52)

- (10)

484 (489)

- (223)

- (22)

- (127)

- (355)

- (86)

- (53)

2790

123

76

18

88

272

4

581

3371

2247

282 (366)

4 (3)

57 (80,6)

27 (50,16)

323 (770)

-

56 (85)

- (18)

- (1)

- (1,5)

- (1,5)

- (1,5)

- (8)

36 (34)

- (7)

278 (185)

- (118)

- (11)

- (20,3)

- (285)

- (30,6)

- (2,6)

2084,76

95

44

4

30,5

176, 86

2

352,36

2437,12

2315,26

Приложение 4. Отрывки из «Домостроя» Сильвестра

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать.

Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Став с постели, очистив себя и молитву сотворив, они должны женщинам и девкам «прислуги» задать урочную работу на день.

Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины или решета, сколько будет отрубей, сколько выйдет печения; меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому.

В то время, когда хлеб пекут, стирают и белье, чтобы не выходило лишних дров. Хозяйка надсматривает, как стирают красные рубашки и лучшие вещи, сколько и на какое количество рубашек выходит мыла и золы, хорошо ли вымыто, выпарено, выполоскано, высушено и выкатано все.

Всему этому она должна знать счет, отдавать стирку по счету и принимать по счету.

Старые вещи должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток.

Сама хозяйка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; слуги, глядя на нее, должны вести себя также. Придет ли муж или гостья обычная, она должна всегда сидеть за работою.

Как устроить дом хорошо и чисто.

За всем этим жена должна смотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова - побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказываться с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. … Должно бить плетью и разумно, и больно, и страшно… Когда вина велика, когда ослушание значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа… Да чтобы люди этого не видели и не слышали.

Приложение 5. Словарь терминов

Аскетизм - религиозный принцип, состоящий в ограничении и подавлении чувственных влечений и желаний, отказе от жизненных благ с целью достижения нравственного совершенства; религиозное подвижничество.

Дискурс - речь, беседа как объект лингвистического изучения.

Дислокальность - обычай раздельного проживания супругов, каждого в своей родственной группе, в эпоху перехода от матриархата к патриархату.

Инокиня - православная монахиня.

Матриархат (от лат. mater - мать и греческого arche - начало, власть; буквально власть матери) - одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытного общества. У некоторых народов матриархат предшествовал патриархату. Матриархат характеризуется матрилинейностью, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений.

Матрилинейность - счет происхождения и наследования по материнской линии.

Матрилокальность - обычай проживания супругов в общине жены.

Моногамия - историческая форма брака и семьи, единобрачие.

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство), относящийся к периоду нового каменного века (8000 - 3000 лет до н.э.).

Номоканон - сборник церковных канонов и гражданских законов, касающихся быта и семейного права Византийской империи.

Патриархат (от греч. pater - отец и arche - начало, власть), преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества.

Патриархальная семья (большая семья) - форма семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникает при патриархате, состоит из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство.

Патрилинейность - счет происхождения, родства и наследования по отцовской линии в отцовском роде, исторически следует за матрилинейностью и сохраняется до наших дней.

Патрилокальный брак - обычай проживания супругов в общине мужа. Появляется при патриархате и сохраняется при моногамии.

Раввинский - относящийся к раввину, раввинам (раввин в иудаизме - служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины).

Синод (Святейший Всероссийский Правительствующий Синод) - в Русской Православной Церкви в 1721-1917 высшее церковное учреждение. Был учрежден в ходе преобразований Петра I вместо упраздненного им патриаршества как Духовная Коллегия (указом от 25 января 1721).

Схимница - в православии: инокиня, принявшая монашеский обет вести аскетический образ жизни (схиму).

Феминизм - 1) стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; 2) женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII в., особенно активизировалось с кон. 60-х гг. XX в.

Экзегеза - толкование непонятных, неясных слов в древних, главным образом религиозных текстах.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать