Исторический ход перестройки
p align="left">1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборе народных депутатов СССР».

Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.

Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели целый ряд серьезных недостатков. Противоречило принципам демократии избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций. Этим нарушалось положение: «один избиратель - один голос». Теперь руководители и активисты общественных организаций могли иметь несколько голосов на выборах, то есть проголосовать как граждане-избиратели, а также как члены общественных организаций и творческих союзов. Депутаты оказывались в неравном положении: одни прошли всенародные выборы в упорной борьбе со своими соперниками, другие получили мандат депутата от тех или иных организаций. Например, «красная сотня» - 100 депутатов от КПСС - была избрана на пленуме ЦК партии в январе 1989 г.

Большое количество депутатов, два органа - Съезд и Верховный Совет-все это делало структуру высших органов государственной власти громоздкой, неуклюжей и, в конечном счете, неэффективной. Подобная структура была создана специально, с тем, чтобы руководству легче было манипулировать депутатами, чтобы при необходимости блокировать деятельность демократически настроенных депутатов, прежде всего голосами тех, кто получил мандаты от общественных организаций.

Несмотря на недостатки новых законов, положенная ими политическая реформа явилась значительным шагом вперед на пути к освобождению советского народа от тоталитаризма, пут однопартийной системы, от формальных выборов без выбора, в которых участвовал один кандидат, предложенный коммунистической партией.

Первые съезды народных депутатов СССР.

В январе-марте 1989 г. в стране проходила предвыборная кампания в ходе, которой выдвигались кандидаты в народные депутаты СССР. 26 марта состоялись выборы. Они, несмотря на отдельные недостатки и нарушения, были самыми демократическими за всю предшествующую историю страны. Впервые за многие десятилетия советский народ получил возможность выбирать своих представителей в высший орган власти из нескольких претендентов. В округах, где в соответствии с советской традицией выдвигалась одна кандидатура, она часто не набирала необходимого количества голосов. При этом избиратели подчас отвергали не кандидата, а сам принцип выборов без выбора. В некоторых округах было зарегистрировано более десятка кандидатов.

При проведении выборов наблюдалось явление, обозначенное в пуб-лицистике как «феномен Ельцина». Б.Н. Ельцин был выведен из кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и снят с должности первого секретаря Московского горкома партии за критические замечания, высказанные им в адрес партийного руководства на Октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Тем не менее, он выставил свою кандидатуру на выборах и, несмотря на мощное противодействие со стороны партийной прессы официальных партийно-государственных органов, одержал убедительную победу. За него проголосовало более 80% избирателей москвичей. Чем сильнее выступали против него коммунистические руководители, тем большей популярностью пользовался он в массах.

25 мая 1989 г. I-й Съезд народных депутатов СССР начал свою работу. Он вызвал огромный интерес в советском обществе. Страна буквально припала к телевизорам и радиоприемникам. Люди, идущие по улице, приставив к уху транзистор, не вызывали ни малейшего удивления прохожих. Всем было ясно - человек слушает Съезд.

На первых съездах народных депутатов СССР оформились полити-ческие фракции, то есть группы депутатов, объединенных для выражения интересов определенных социальных или профессиональных слоев насе-ления, для защиты тех или иных политических идей и решений.

Таким образом, к началу 1989 г. В СССР сложилась необычайно благоприятная социально-политическая ситуация и для перехода к рынку, и для развития государственного федерализма. Подписание нового Союзного Договора, на чём настаивали тогда республики Прибалтики, позволило бы не только перейти к осуществлению назревших политических и экономических реформ, но и сохранить единое государство.2

Межрегиональная депутатская группа, представлявшая оппозиционное меньшинство, объединила депутатов демократического направления. Ее лидерами являлись А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова. Группа выступала за радикальные реформы как в области экономики, в частности за введение частной собственности, так и в политической жизни.

Депутатская группа «Союз» во главе с Ю.В. Блохиным, Е. Коганом, полковником Н. Петрушенко и В. И. Алкснисом выступала за сохранение СССР против права народов, входящих в него, самим решать свою судьбу.

В аграрную группу входили руководители колхозов, совхозов, сельскохозяйственных бюрократических учреждений. Депутаты-аграрники требовали все новых и новых миллиардных вливаний в колхозный строй, доказавший свою неспособность обеспечить продовольственные потребности страны. Депутатская группа «Жизнь» решила отстаивать интересы женщин и детей. Были образованы и другие группы.

Верховный Совет СССР, работавший в промежутках между съездами народных депутатов, принял ряд важных новых законов: о въезде и выезде советских граждан за рубеж, ликвидировавший «железный зановес», об общественных организациях, постановления, определившие экономическое развитие страны.

Наиболее значимым, с точки зрения проводимых в стране реформ, стал внеочередной III-й Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в марте 1990 г. На нем М. С. Горбачев был избран президентом СССР. Фактически это явилось началом ликвидации государственной системы Советской власти, которая, как вы помните, не предусматривала пост президента страны как главы государства. На III съезде в Конституцию было внесено дополнение, по которому президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако тут было сделано исключение. М. С. Горбачев был избран на съезде народных депутатов. По новому закону президент выступал гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Президент представлял Верховному Совету СССР на утверждение кандидатуры высших государственных чиновников, в первую очередь председателя Кабинета министров, главы правительства. Им, по настоянию М. С. Горбачева, стал Валентин Павлов. Несколько позже была введена должность вице-президента, который должен был замещать Президента в его отсутствие и выполнять отдельные функции президента страны. Вице-президентом, опять-таки по настоянию М.С. Горбачева, стал бесцветный функционер Геннадий Янаев.

Ш-й Съезд народных депутатов СССР отменил бою статью Кон-ституции СССР 1977 Г., которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.

Новые общественные движения и политические партии.

Отмена 6-ой статьи Конституции способствовала появлению в стране политических партий и движений. Однако еще до марта 1990 г. в стране начали оформляться политические организации.

Наиболее распространенной и массовой формой общественно-политического движения стали народные фронты. Большинство из них были созданы в течение лета-осени 1988 г. Программные документы различных народных фронтов были во многом схожи, отражали популярные в массах идеи про ведения решительных реформ в экономической, политической и социальной жизни общества. Значительную общественную поддержку получили народные фронты в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске, Пскове, Орле, Ярославле, некоторых других городах.

В деятельности народных фронтов выявилась и определенная специ-фика. На национально-культурное возрождение своих народов, на создание независимых государств, выход из Советского Союза была направлена работа народных фронтов Эстонии, Латвии - «Пробуждение», Литвы - «Саюдис» (Единство), Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Армянского общенационального движения, украинского - «Руха» (Движение), молдавского демократического движения за перестройку.

В противовес этим национальным движениям в Прибалтике, Молдове, Узбекистане возникли организации, состоящие в основном из русскоязычного населения, выступающие против права этих республик самостоятельно определять свою судьбу, против их выхода из состава СССР. Такие организации получили название Интерфронтов.

Летом 1989 г. в Ленинграде состоялся Учредительный съезд Объединенного фронта трудящихся (ОФТ). Его ведущими организациями стали ОФТ РСФСР, Москвы, Ленинграда, интерфронты прибалтийских республик, Молдавии, других регионов страны. В Декларации об образовании ОФТ было подчеркнуто, что перестройка «пока - не принесла желаемых результатов», что она принесла такие негативные явления, как рост социального неравенства, углубление экономического кризиса, ослабление дисциплины, рост правонарушений и преступности, обострение межнациональных отношений. Своей целью ОФТ поставил осуществить на практике ленинскую «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», отстаивая фундаментальные социалистические ценности. Фронт фактически выступил против перестройки. Организация не пользовалась большой популярностью, собирая на свои митинги по несколько сот человек.

Известность получило националистическое общество «Память». Оно было расколото на отдельные группировки от сторонников монархии до приверженцев марксистско-ленинского учения. Общее, что их объединяло, это великорусский шовинизм и антисемитизм.

В мае 1988 г. на учредительном съезде в Москве был создан «Демократический союз». Его наиболее авторитетным лидером являлась В. Новодворская. Союз поставил своей целью коренное изменение существующей социалистической системы мирным путем. Однако скандальные приемы борьбы с властью: проведение несанкционированных митингов, грубые оскорбления в адрес руководства, нежелание идти на соглашения, компромиссы, как с властными структурами, так и с оппозиционными силами отталкивали от Демсоюза многих сторонников коренных перемен.

В мае 1990 г. в Москве прошел Учредительный съезд Социал-демократической партии России (СДПР). Партия по примеру аналогичных организаций западного мира ставила своей целью построение социализма мирным путем: через реформы, отвергая путь коммунистического тоталитаризма и насилия. Далекой предшественницей СДПР в дореволюционной России была меньшевистская фракция РСДРП.

Начало демонтажа социалистической системы и советской империи

Борьба за национальное освобождение.

Демократические процессы, начатые в стране, появление политических партий отказ советского руководства от демонстративной и грубой политики силы, позволило бывшим колониям России, включенным большевиками Советский Союз, начать борьбу за свое освобождение. Процесс был достаточно сложным и трудным. Многое в экономике, культуре, на семейно-бытовом уровне объединяло людей разных национальностей. Тем не менее, верх брала объективная закономерность раннего или позднего распада всех колониальных империй (и советская не могла быть исключением), обретения народами свободы и независимости.

Несмотря на серьезные межнациональные столкновения, ведущей линией в деле национального освобождения советских народов все же стал мирный политический процесс.

Во второй половине 1989 г. в национальных республиках были приняты законы о выборах в высшие республиканские органы власти. Эти законы были, как правило, более демократичными, чем союзные. В некоторых республиках были ликвидированы окружные собрания, квоты для депутатов от общественных организаций, съезды народных депутатов, напрямую избирались Верховные советы республик.

В декабре 1989 г. выборы состоялись в Казахстане, Латвии, Эстонии, Таджикистане; в феврале 1990 г.- в Узбекистане и Молдове. 4 марта 77% российских избирателей пришли к урнам для голосования. На одно депутатское место претендовало 6-8 кандидатов. На выборах убедительную победу, особенно в Москве, Ленинграде и других крупных городах, одержал блок «Демократическая Россия». В Свердловске его фактический лидер Б. Н. Ельцин набрал свыше 80% голосов избирателей. Состоявшийся в июне 1990г. 1-й Съезд народных депутатов РСФСР избрал Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета республики и принял Декларацию о государственном суверенитете России. Новые руководящие органы союзных республик оказались настроенными более радикально, более решительно на перемены, на национальную независимость. Это объяснялось как настроением общества, ждущего от новой власти глубоких перемен, так и отсутствием специально выделенных мест для представителей общественных организаций, продолжающимся распадом Коммунистической партии и потерей ей своего влияния.

Союзные республики приняли декларации о своём суверенитете. Литва 11 марта 1990 г. объявила о своей полной независимости и о выходе из состава СССР, что было признано в то время союзной властью незаконным. Новые власти заявляли о верховенстве своих республиканских законов над общесоюзными. Некоторые республики (Туркмения, Киргизия, Казахстан) приняли решение о введении поста президента как главы исполнительной власти. 12 июня 1991 г. впервые в России состоялись общенародные выборы президента России. В них убедительную победу над пятью своими соперниками, четыре из которых представляли коммунистическую партию, одержал Б. Н. Ельцин. Он победил уже в первом туре, набрав 57% голосов избирателей.

В результате всех этих процессов политическая власть начала уплывать из центра, все, более перемещаясь в республики.

Противостояние Центра и республик выразилось в «войне законов», то есть ситуации, когда имперский центр и стремящиеся к самостоятельности и независимости республики принимали законы, противоречащие друг другу, и взаимно отменяли законы друг друга. Противостояние проявилось также в срыве отдельными республиками воинского призыва весной 1991 г. В Литве план призыва был выполнен на 12%, в Латвии и Эстонии - на 30%, в Армении - на 16%. в Грузии - на 8%, причем в этих республиках на службу шла в основном русскоязычная молодежь. Молодежь коренных наций не желала служить в оккупационной, как она считала, советской армии, всячески уклонялась от воинского призыва.

Ряд республик пытался обойти Центр двусторонними соглашениями. Так, Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Украиной, Литвой, Молдовой, Казахстаном о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно в высших эшелонах власти, как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада Советского Союза, который мог вылиться в войну, принести неисчислимые бедствия народам. Все это заставляло преодолевать разногласия, искать пути к переговорам, компромиссам, соглашениям.

Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново - Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение по формуле «9 + 1 », т. е. 9 союзных республик (в соглашении не приняли участие Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения) и Центр в лице Президента СССР договорились об основах взаимоотношений друг с другом. Респуб-лики получили значительные права, но и Центр сохранял за собой важнейшие рычаги управления: вооруженные силы, финансовую систему, транспорт, энергетику и т. д. Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечал ось на 20 августа 1991 г. Однако последующие события круто изменили ситуацию в стране.

От социализма к свободе.

К середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Если на первом этапе перестройки предпринимались попытки усовершенствования социалистической системы, то с признанием экономического плюрализма, то есть множественности форм собственности, меняется сама общественно-экономическая система. Начался демонтаж основ социализма. Президенту СССР было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого -экономиста Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались, в основном, по степени радикализации и решительности. «500 дней» нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию, то есть передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на длительное время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Некоторые наблюдатели сравнивали эти предложения как попытку преодолеть пропасть в два прыжка.

Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 г. с обмена 50 и 100 рублёвых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в крайне сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Было введено ограничение на снятие денег со счетов. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. рублей. Но и этот результат дал возможность назвать эту операцию «ограблением века».

2 апреля 1991 г. правительством были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Сумма компенсации, выплачиваемая населению, значительно уступала уровню повышения цен. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стали занимать 82-е место в мире.

Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее энергичным и предприимчивым людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал легализовываться слой предпринимателей. Существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Как следствие капитализации страны появилась безработица. Стала расти преступность. Возник государственный (вымогательство чиновниками государственных учреждений денег у предпринимателей за открытие, регистрацию их заведений) и уголовный рэкет.

Недостаточная решительность в проведении реформ способствовала дальнейшему ухудшению экономического положения. Полки государ-ственных магазинов стремительно пустели. Цены в частной торговле были недоступны для большинства людей, живущих на заработную плату. Это вызывало недовольство населения. В стране возникло и ширилось забастовочное движение, особенной активностью отличались шахтеры. По городам прокатилась волна «чайных», «табачных», «мыльных» бунтов, связанных с нехваткой этих товаров. Они сопровождались нарушениями общественного порядка. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с М.С. Горбачевым.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать