История Киева
p align="left">После смерти Сталина ситуация несколько смягчилась, но во времена Хрущева и Брежнева главный нажим со стороны Кремля был направлен на украинскую речь и культуру. Началась массовая русификация Украины. Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 года изменила жизнь Украины и ее столицы Киева. Чернобыль принес Украине десятки тысяч смертей, сотни тысяч людей потеряли свое здоровье, пострадали экология и экономика. Сегодня речь идет о закрытии Чернобыльской АЭС.

24 августа 1991 года Верховна Рада Украины провозгласила Декларацию Независимости. 1 декабря 1991 года 93% населения Украины во время референдума высказались за независимость Украины. С этого времени Киев является столицей независимого государства Украина.

Первые поселения на территории Киева

Древнейшие из известных поселений человека на территории современного Киева относят к периоду позднего палеолита (древнего каменного века - около 15-20 тысяч лет тому назад). Места стоянок первобытного человека, охотившегося на мамонтов и шерстистых носорогов, довольно многочисленны.

Палеолитическая стоянка на улице Кирилловской была открыта известным украинским археологом В. В. Хвойкой в 1893 году и исследовалась им до 1900 года. По результатам исследований ученых можно судить о том, что люди позднего палеолита еще ощущали непосредственное влияние последнего оледенения, жили в суровых климатических условиях. Они занимались охотой и собирательством, строили свои жилища из костей животных и их шкур.

Интересно, что на Кирилловской стоянке были обнаружены несколько крупных обломков бивней мамонта, покрытых геометрическим и условно-фигуративным орнаментом. По всей видимости, они являются древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Киева или же отражают древнейшие религиозные представления первобытных людей.

Аналогичные древние поселения периодов палеолита, мезолита (средний каменный век) и неолита (новый каменный век) были обнаружены и в других частях города: в Протасовом Яру, в районе Соломенки и Совок, на Оболони и Приорке, на Лысой горе, Выгуровщине, в Пирогове, в Чапаевке, близ Никольской слободки и в ряде других мест. Орудия труда в эпоху палеолита (резцы, скребки, ножевидные пластины и т.д.) изготовлялись из камня и костей животных.

В мезолитическую эпоху (8-10 тыс. лет тому назад) произошли важные изменения в экономической и социальной жизни общества, обусловленные, прежде всего, изобретением лука и стрел. В этот период также были предприняты первые попытки приручения диких животных, получило развитие собирательство, возникло рыболовство. Неолит (VI-IV тыс. лет до н. э.) - время формирования племенного строя, при котором экономической и социальной основой был, очевидно, матриархальный род. Эта эпоха характеризуется появлением керамики (глиняной лепной посуды), усовершенствованием орудий труда и техники их изготовления, переход к земледелию и скотоводству, возникновением новых отраслей хозяйства, например, ткачества. Однако, ведущими формами хозяйства по-прежнему оставались охота, собирательство и рыболовство.

Трипольская культура

На смену неолитической пришла новая историческая эпоха, переходная от каменного века к эпохе бронзы - энеолит. В эпоху энеолита впервые началась добыча медной руды и производство меди, появились и распространились медные орудия труда. В этот же период произошел переход к мотыжному земледелию и пастушескому скотоводству. Матриархальные отношения были вытеснены патриархатом.

В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен так называемой Трипольской культуры (IV-III тысячелетие до н. э., получила название от села Триполье возле Киева, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники). Поселения Трипольской культуры обычно состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу с площадью посредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. Стены жилищ возводились из сильно обожженной глины, внутри устраивались большие очаги или глинобитные печи. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и пахотным (с применением тягловой силы - быка) земледелием развивалось и скотоводство. Определенную роль продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.

Высокого совершенства трипольцы достигли в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающем их мире. Трипольцы, по-видимому, исповедовали культ плодородия и культ предков, обожествляли силы природы.

Кроме посуды, были обнаружены несколько статуэток из темно-красной и черной глины, изображающие женские фигурки. Среди многочисленных каменных и костяных орудий труда уникальной находкой является глиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг.

Рядом с поселениями трипольцев были обнаружены коллективные захоронения, дающие представления о загробных ритуалах представителей этой культуры. Усопших хоронили на спине в вытянутом положении, головой на запад. Позднее трипольцы стали кремировать умерших, остатки праха ссыпали в сосуды-урны или в небольшие округлые ямки. Рядом клали посуду, орудия труда, оружие и украшения, среди которых находят довольно интересные экземпляры, например, медные пластинчатые браслеты, янтарные бусы. Большое количество оружия из металла свидетельствует, по мнению ученых, о патриархальном укладе трипольского общества и о выделении родовой верхушки, т.е. о начале формирования классового общества.

Эпоха бронзы

На территории Украины эпоха бронзы датируется концом III - началом I тысячелетия до н. э. Она характеризуется дальнейшим развитием земледелия и скотоводства, распространением бронзовых изделий. Из бронзы, которая тверже меди и более легкоплавка, изготовляли различные орудия труда, оружие, украшения. Однако полностью заменить изделия из камня бронзовые предметы еще не могли. В эту эпоху заметно усилилось имущественное и социальное неравенство между отдельными семьями. В связи с частыми войнами и борьбой за территории стали формироваться крупные союзы племен. В конце III тысячелетия до н. э. на территории, занятые трипольскими племенами, с правого берега Среднего Поднепровья расселились племена так называемой средне-днепровской культуры, ассимилировавшие трипольское население. Свои жилища представители этой культуры строили из дерева. Кроме земледелия и скотоводства, значительное место в их хозяйственной деятельности занимали ткачество и гончарство.

Ранний железный век

Эта эпоха, сменившая в начале I тысячелетия до н. э. эпоху бронзы, стала заключительным периодом в истории первобытного общества Восточной Европы. Праславянские племена, жившие на территории Киева в этот период, достигли достаточно высокой ступени развития. Поселения из деревянных домов-полуземлянок располагались на невысоких, пригодных для земледелия участках. Наибольшего мастерства праславянские племена достигли в бронзолитейном деле и изготовлении глиняной посуды. К раннему железному веку ученые относят найденный в 1852 году при строительстве Анатомического театра (теперь улица Хмельницкого, 37) бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоять кинжала пластинчатая, с навершием в виде фигурки кабана. Перекрестье образовано выступающими орлиными головками. Освоение железа имело огромное значение для развития всех отраслей хозяйства, скотоводства, ремесел, военного дела.

С возникновением постоянной угрозы со стороны причерноморских племен киммерийцев (VIII в. до н. э.), а затем скифов (VII в. до н. э.) лесостепные племена вынуждены были строить укрепленные поселения-городища, иногда довольно больших размеров. Поселения этого времени открыты на территории Кирилловского заповедника (в 1959 году), в Бортничах, Боярке и ряде других мест.

В середине I тысячелетия до н. э. населявшие территорию современного Киева племена установили отношения, носившие характер натурального обмена с кочевыми южными “соседями” - скифами и античными государствами Северного Причерноморья. В начале новой эры местное население уже поддерживало интенсивные торговые связи с восточными провинциями Римской империи. Об этом, в частности, свидетельствуют находки как единичных римских монет II - IV вв., так и их кладов, обнаруженных на территории города. Памятники древних культур на территории современного Киева свидетельствуют о ее заселении в период от позднего палеолита до III в до н. э. Однако, поселения каменного, медного, бронзового и раннего железного веков составляют предысторию Киева и рассматриваются учеными как докиевские.

До образования города

На территории современного Киева поселения появились в позднем палеолите - около 20 тыс. лет тому назад. Люди ощущали влияние послеледникового оледенения, охотились на мамонтов, носорогов, оленей, строили жилища из костей и шкур животных.

Следы жизни человека позднепалеолитического типа на территории современного Киева были обнаружены на улице Фрунзе, 59-61 (бывшая улица Кирилловская) - Кирилловская стоянка. Открыта стоянка известным ученым-археологом В. В. Хвойкой в 1893 году. Культурные остатки состояли из двух слоев, нижний находился на глубине 22 м. от поверхности земли. Найдены были большие скопления костей мамонта, шерстистого носорога, кострища; орудия труда: резцы, скребки, ножевидные пластины.

Основным занятием обитателей этой стоянки была охота. Усилиями всех членов общины устраивались облавы, животных загоняли в чащи, болота, на высокие кручи. Все жители поселения участвовали в транспортировке добычи, вес которой достигал 4,5 тонны. Кроме мяса первобытные люди употребляли в пищу плоды дикорастущих деревьев, ягоды, корнеплоды.

Жители Кирилловской стоянки сохраняли огонь с помощью больших костей и черепов крупных животных. Костер, в котором долго тлели крупные кости, был защитой от хищных животных.

В мезолитическую эпоху произошли важные изменения в экономической и социальной жизни общества, благодаря изобретению лука и стрел. Охота приобрела индивидуальный характер, появились кратковременные стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. В мезолите происходят попытки приручить диких животных, возникает рыболовство.

На территории Киева известно несколько стоянок мезолитической эпохи. Одна из них находилась на месте Кирилловской стоянки в верхнем горизонте. Стоянка площадью 600 квадратных метров на глубине 13-14 метров от современной поверхности. Обнаружены кремневые орудия труда - скребки, резцы, заостренные пластины, а также кости животных - волка, медведя, гиены.

Одно из значительных неолитических поселений было открыто к югу от с. Никольская Слободка, на северо-восточном берегу оз. Святище. Найдены раздробленные кости, глиняное грузило, фрагменты глиняных лепных сосудов, в том числе четыре целых горшка с гребенчатым орнаментом. Также найдено редкое для неолита глиняное пряслице свидетельствующее о появлении ткачества. Кремневые находки позволяют датировать поселение концом IV - первой половиной III тыс. до н. э.

Остатки неолитических поселений обнаружены на Оболони в 50 метрах от берега Почайны, в у усадьбе №59 по улице Фрунзе, на Приоке, Лысой горе, Соломенке.

В среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен трипольской культуры, получивший название от с. Триполье на Киевщине. Поселения трипольской культуры состояли из нескольких десятков построек расположенных по кругу, иногда несколькими кругами, с площадью посредине. Жилища в основном наземные. На ряду с охотой, рыболовством собирательством развивалось скотоводство. Высокого мастерства достигли трипольцы в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, но обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающей природе. Идеология трипольского населения тесно связана с культами плодородия и предков, обожествлением сил природы.

На территории Киева обнаружены поселения трипольской культура датируемые III тысячелетием до н. э. Одно из них в усадьбе дома №81 по улице Фрунзе. Находка нескольких зернотерок указывает на занятие земледелием. Найдено много обломков глиняной посуды. Отдельные сосуды, покрытые росписью, выделяются утонченностью форм. Обнаружено несколько статуэток изображающих женские фигурки изготовленных из темно-красной и черной глины.

Еще одно трипольское поселение исследовано в усадьбах №59-61 по улице Фрунзе. Здесь особого внимания заслуживают полуземляночные жилища небольшого размера, тип которых характерен для многочисленных поселений позднетрипольского времени, расположенных на возвышенных участках Киева от Кирилловского монастыря до Замковой и Старокиевской гор.

Уникальной находкой является глиняная литейная формочка для изготовления медных или бронзовых мотыг. Это свидетельствует о том, что жители поселения изготавливали медные вещи.

Несколько трипольских поселений было открыто на Сырце. Находки аналогичны материалам поселений на Кирилловских высотах.

В центральной части города обнаружено трипольское поселение в усадьбе №8 по Кияновскому переулку. Следы поселений были обнаружены также в районе Львовской площади (здание Торговой полаты), Ярославого Вала (в усадьбе дома №19), на Старокиевской горе (ул. Владимирская №2).

Большинство поселений бронзового века в районе Киева обнаружено на высотах правого берега Днепра. Материалы эпохи бронзы находились между Никольской и Кухмистерской Слободками, на Трухановом острове, на Куреневке.

Во дворе дома №9 по улице Трехсвятительской найден клад, состоящий из пяти медных украшений: диадемы в виде тонкого обруча, луновидной подвески, и трех височных колец.

На Десятинной улице были найдены бронзовые топор-молот и втульчатый топор. На ул. Владимирской №2 - захоронения с трупосожжением, сопровождавшееся пятью глиняными сосудами, один из которых был заполнен остатками праха покойника. На Подоле обнаружены два плоских бронзовых браслета, украшенных геометрическим орнаментом. На горе над Крещатиком, напротив улицы Б. Хмельницкого, найден топорик из пирофиллитового сланца с просверленным отверстием для рукояти, служивший предметом вооружения и символом власти.

В районе Киева поселения раннего железного века открыты на территории Кирилловского заповедника. Здесь под южной стеной собора и частично под фундаментом каменной пристройки-усыпальницы хорошо сохранилась углубленная часть жилища, на полу которой обнаружена керамика, камни от зернотерок. К раннему железному веку относится и найденный в 1852 году, при строительстве Анатомического театра бронзовый кинжал сибирского типа. Рукоять кинжала пластинчатая, в виде фигурки кабана.

Предметы, характерные для VI - IV вв. до н. э., находили и в других районах города. Так, фрагменты керамики были найдены в усадьбе дома №81 по ул. Фрунзе, на Кирилловской горке, на Лысой и Старокиевской горах, около Никольской Слободки. Бронзовые наконечники стрел скифского типа - на Приорке, Лысой горе, вблизи колокольни Софиевского собора и Михайловского собора, Выдубецкого монастыря. Скифские мечи - вблизи колокольни Лавры.

Не позднее первой половины VI в. до н. э. на территории современной Киевской области в связи с необходимостью защитить свою землю от постоянной угрозы военных нападений степных племен возникают городища, которые соседствовали с открытыми поселениями.

Одно из таких укреплений (VI - V вв. до н. э.) находится между Феофанией и с. Хотов. Городище обнесено земляным валом высотой до 3 м и глубоким рвом, имело три въезда и деревянные оборонительные башни. Жилища располагались вдоль валов, а центральная часть была не застроена и могла использоваться для загона скота или под посевы. Были найдены обломки сосудов греческого происхождения, бронзовые наконечники стрел, бронзовые булавки, железные ножи. Уникальным является обломок костяного предмета с изображением пантеры.

Кто основал Киев?

Со школьных лет известна легенда об основании Киева тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом. Новгородские историки XI...XII веков вписали эту легенду в летопись под 854 годом, уравняв Киев с другими городами Древней Руси, а самого князя Кия объявили простым охотником или перевозчиком через Днепр.

Киевские историки не остались в долгу и ответили «несведущим». Первый ответ был дан в торжественной форме составителем летописного свода 1093 года (перевод): «Как в древности был царь Рим (Ромул) и в его честь назван город Рим. Также Антиох и был (город) Антиохия... был также Александр (Македонский) и во имя его - Александрия. И во многих местах города были наречены во имя царей и князей. Так же и в нашей стране назван был великий город Киев во имя Кия». Два десятка лет спустя крупнейший русский историк средневековья, киевлянин Нестор предпринял целое исследование для выяснения древнейшей истории Киева. Нестор изучил древние сказания (в его время еще хорошо помнили и о готских походах IV века и о славянском князе Бусе, плененном готами, о нашествии авар в VI веке, о славянских походах на Балканы в VI веке) и обрисовал облик Кия подробнее, чем в кратком предании.

«Если бы Кий был перевозчиком, - писал Нестор, - то не мог бы ездить в Царьград (позже - Константинополь, Стамбул). Но Кий был князем в своем племени и приезжал к императору, имя которого нам неизвестно, но мы знаем, что от того императора, к которому он ездил, князь получил великую честь.

На обратном пути на Дунае Кий построил на понравившемся ему месте небольшой городок и предполагал осесть в нем со своими соплеменниками, но местные жители воспротивились.

До сих пор дунайцы называют «городища Киевец». Кий же, вернувшись в свой город Киев, здесь и скончался... После смерти Кия и его братьев его династия правила в земле Полян». Итак, для прояснения истины знаменитый летописец Нестор произвел дополнительные разыскания о личности и исторической роли Кия.

Казалось бы, вот теперь в наших руках уже есть данные для точной датировки, времени деятельности Кия. Но, к сожалению, сам Нестор не знал имени византийского императора, а научная добросовестность не позволила знаменитому киевлянину придумывать что-либо.

Киевские князья совершали походы на Царьград или становились союзниками Византии и в IX - Х веках. Так; может быть, прав новгородец, писавший о 854 годе?

Обратимся к источнику, который уже существовал задолго до 854 года, но не был известен русским летописцам. Полвека тому назад академик Н.Я. Марр обратил: внимание на поразительное сходство русской летописной легенды об основании Киева с записью в армянской «Истории Тарона», написанной Зенобом Глаком в VIII веке. Там есть легенда, не имеющая никакого отношения к истории Армении, искусственно вставленная в канву древних армянских событий, но она полностью совпадает с киевским преданием: три брата - Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) - основывают три города в стране Палуни (Поляне), а через некоторое время братья создают еще город на горе Керкей, где был простор для охоты и обилие трав и деревьев, и ставят там двух языческих идолов. Совпадение обоих преданий почти полное, только одного из братьев звали не Щек, а Мелтей. Естественно, возникает вопрос о том, каким образом армяне в VII...VIII веках могли познакомиться со славянским эпическим сказанием о Кие, Щеке и Хориве.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать