Необходимость создания специальных органов, занимающихся исключительно уголовным розыском, была осознана в России к началу XX века. В июле 1908 года принимается закон об организации сыскной части Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «Щит-М», 1998. 183 с. (см. прил. - док. № 10), в соответствии с которым в городских и уездных полицейских управлениях создаются сыскные отделения. В их задачу входило производство дознаний по уголовным делам с поддержанием необходимыми оперативно-розыскными мероприятиями.
В начале XX века российский уголовный розыск признавался одним из лучших в мире, поскольку использовал в своей практике новейшие методики. Например, систему регистрации, основанную на систематизации информации о лицах по 30 специальным категориям. Активно использовались альбомы фотографий нарушителей (первый российский кабинет фотографии был организован еще в 1889 году). В то время, когда на западе методы фотографии и дактилоскопии только осваивались спецслужбами, российская полиция уже имела в своем распоряжении более 2 млн. фотографий и 3 млн. дактилокарт. Более того, система централизованного циркулярного розыска преступников, внедренная в уголовном сыске Российской империи к 1 января 1915 года, была заимствована сначала Скотланд-Ярдом, а затем получила всеобщее признание.
Для желающих попасть в сыскные и охранные отделения устанавливались строжайшие критерии отбора: отсутствие судимости и компрометирующих материалов в компетентных органах. Работа сыскных отделений по производству дознаний осуществлялась под контролем и руководством прокурора местного окружного суда. Более того, он регулярно получал информацию начальников отделений о проведении негласных оперативных мероприятий предупредительного или профилактического характера. Сыскным чинам (полицейские надзиратели и городовые) запрещался сбор сведений частного характера (не имеющих отношения к расследуемым делам) в отношении семейного положения, коммерческой деятельности, кредитоспособности обывателей, особенно по просьбе третьих лиц. На вооружении чинов сыскных отделений находилось огнестрельное оружие - револьверы и специальные средства - “предупредительные связки” (облегченные наручники).
Таким образом, политической полицией в России, с правом принятия руководящих решений, обязательных для сыскных и охранных отделений, и бременем ответственности за их законность и соответствие нормам морали и нравственности, являлся Отдельный Корпус Жандармов.
Функционально ОКЖ относился к Полиции безопасности и являлся неотъемлемой частью МВД. Но он был полностью независим от губернской администрации (губернатор - один из полицейских руководителей).
Помимо преследования политических преступников ОКЖ собирал информацию о внутриполитическом положении Империи и общественных настроениях. Дважды в год готовился доклад, в котором отражались ситуация в войсках, состояние учебных заведений, поведение чиновников и духовенства, состояние торговли, работа земских учреждений, эффективность работы полиции, оценка деятельности губернской администрации. Обзоры жандармов были объективны и содержали ценные сведения. Первичная информация поставлялась наблюдательным составом корпуса (унтер-офицерами), объединяющим равномерно рассредоточенные по территории Российского государства наблюдательные пункты.
Сейчас трудно представить, чтобы столь разветвленный и достаточно сбалансированный аппарат органов внутренних дел не сумел предотвратить беспорядков в столице, закончившихся в 1917 году не только падением самодержавия, но и полным крахом складывавшейся годами системы полицейских учреждений. Справедливости ради следует отметить, что начиная с 1906 года правительство находилось в состоянии поиска путей усиления полиции. Многочисленные проекты реформирования органов сводились или к монополизации руководства общеу-головными и политическими полицейскими учреждениями в одних руках, или ее военизации в составе образуемого корпуса государственной стражи.
В начале XX века правительство, понимая всю сложность обстановки и стремясь обеспечить трону твердую опору, пыталось принимать меры по усилению полиции и улучшению материального положения полицейских. И лишь 23 октября 1916 г., накануне революции, было принято постановление Совета министров «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «Щит-М», 1998. 187 с. (см. прил. - док. № 11). В нем устанавливалось соотношение численности полиции с численностью населения городов и уездов, увеличивались штаты полиции и увеличивалась зарплата служащих полиции. Также разрешалось принимать женщин на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам и на должности не выше 8-го класса Табели о рангах. Но это постановление запоздало. Его не успели провести в жизнь. Практика показала, что сохранить правящий режим только лишь силовыми, полицейскими мерами невозможно. 27 февраля 1917 г. восставший народ смел самодержавие. Полиция до конца осталась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд полицейских участков были разгромлены и сожжены, многие полицейские были арестованы. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус жандармов. Его дела были переданы военному ведомству.
Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически прекратила свое существование Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «Щит-М», 1998. 43 с.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе становления и развития органов, осуществляющих уголовный сыск, немало функций и задач носили основополагающий характер и сохранились до настоящего времени: 1) выявление преступлений оперативным путем; 2) проведение оперативно-розыскного дознания; 3) поимка и розыск скрывшихся преступников; 4) создание и функционирование негласного аппарата и др. Изучение практики работы органов уголовного сыска России, особенно после образования Сыскной полиции в 1866 г., и ее сравнение с практикой работы в настоящем времени, показывает, что нередко приемы и методы оперативной работы, хорошо зарекомендовавшие себя в дореволюционный период, предавались забвению и возрождались спустя десятилетия как что-то новое в практике работы оперативных аппаратов органов внутренних дел. В истории органов уголовного сыска можно выделить несколько этапов. Первый - При переходе к абсолютизму, который означал крупнейшие изменения в системе государственного управления. В первой половине XVIII в. приказы заменяются коллегиями, соответственно, Разбойный и Сыскной приказы -- Розыскной экспедицией при Московской губернской канцелярии. Второй этап -- с 1763 по 1866г. Компетенция Розыскной экспедиции в 1782г. переходит к Палате уголовных дел, куда было переведено большинство чиновников экспедиции, а оставшаяся часть -- к Управе благочиния по следственному отделению. В 1802г. образовано Министерство внутренних дел. Однако каких-либо кардинальных изменений в деятельности органов, осуществляющих уголовный сыск, не произошло. Розыскная деятельность в этот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах. Отсутствовала правовая регламентация сыскной деятельности, следователь выполнял и полицейские, и судебные функции. В 1842г. была сделана первая попытка образовать особый полицейский орган для розыскных дел -- Временный комитет для рассмотрения предложений о мерах по предупреждению воровства в Санкт-Петербурге, который 25 февраля 1843г. был представлен министру внутренних. К сожалению, этот проект не был реализован. В 1863г. была сделана еще одна попытка организовать уголовную полицию и возложить на нее оперативно-розыскные функции. Однако вопрос об учреждении Сыскной полиции был не решен до 1866г. Третий этап -- с 1866 по 11 марта 1917г. - частые измене-ния в структуре и компетенции полиции. 31 декабря 1866г. в Санкт-Петербурге впервые в России была учреждена Сыскная полиция. Руководствуясь принципом исторической преемственности, на мой взгляд, 31 декабря 1866 г. следует считать днем образования уголовного розыска. К началу XX в. сложившаяся криминогенная обстановка требовала создания не только сыскных подразделений в Санкт-Петербурге и иных крупных городах, но и системы специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или, как говорили тогда, розыском при раскрытии уголовных преступлений на всей территории России, что и было осуществлено в 1908г. С 1910г. деятельность уголовного сыска в России, в том числе и ее оперативно-розыскной аспект, регламентировалась высшим нормативным актом -- Законом «Об организации сыскной части», в котором были определены задачи, обязанности и полномочия Сыскной полиции. К сожалению, после упразднения Департамента полиции с 1917 г. оперативно-розыскная деятельность в России регламентировалась лишь ведомственными секретными нормативными актами.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы1.1. Об учреждении Судного Сыскного Приказов, об апелляции на них из Московской Губернии в Юстиц-коллегию, а на нее в Сенат и разобрании прежних судных дел. Именной указ. 22 июля 1730 г. (Извлечение)1.2. Об учреждении Канцелярии для дел, переданных по именному указу от 24 марта 1731 г. в ведомство Генерала Ушакова, об именовании оной Канцелярии Тайных розыскных дел и о сношении оной Канцелярии с Коллегиями. Сенатский указ. 6 апреля 1731 г. (Извлечение)1.3. Об учреждении полиции в городах. Высочайшая резолюция на доклад Полицмейстерской Канцелярии. 23 апреля 1733 г. (Извлечение)1.4. Об уничтожении Тайной Розыскной Канцелярии. Манифест. 21 апреля 1762 г. (Извлечение)1.5. Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи. 7 ноября 1775 г. (Извлечение)1.6. Устав благочиния или полицейский. 8 апреля 1782 г. (Извлечение)1.7. Об учреждении министерств. Манифест. 8 сентября 1802 г. (Извлечение)1.8. Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по Общему Учреждению управляемых. 25 декабря 1862 г. (Извлечение)1.9. Инструкция полицейским урядникам. 19 июля 1878 г. (Извлечение)1.10. Об организации сыскной части. Закон от 6 июля 1908 г. (Извлечение)1.11. Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Постановление Совета Министров. 23 октября 1916 г. (Извлечение) 2.1. Специальная литература2.1. Борисов А.В. «Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века», М.: Академия МВД СССР, 1982. - 100 с.
2.2. Голикова Н.Б. «Государственные учреждения России XVI-XVIII вв.». М: «Норма», 1991. - 100 с.
2.3. Демин В.А. «Очерки истории органов внутренних дел Российского государства», Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. -с.
2.4. Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.)». Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. - 200 с.
2.5. Курицин В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «ЩИТ-М», 1998.-200 с.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕдок. - документдр. - другоеприл. - приложениесм. - смотри тов. - товарищПРИЛОЖЕНИЕ(Основные документы)Документ № 1Об учреждении Судного и Сыскного Приказов, об апелляции на них из Московской Губернии в Юстиц-Коллегию, а на нее в Сенат и разобрании прежних судных дел. Именной указ. 22 июля 1730 г. . . . Учредить два приказа : Судный и Сыскной, в которых дела имеют быть: в Судном всякого чина людям, которые обретаются и впредь обретаться будут в Москве, как Московской, так и прочих Губерний, суд давать и решение чинить по Уложению и по указам без всякой волокиты; в Сыскном ведать татиные, разбойные и убияственные дела, и которые воры и разбойники пойманы будут в Москве и приведены в Полицмейстерскую Канцелярию, тех записав, в то же время отсылать в Сыскной Приказ.(ПСЗ. Собр. 1. Т. VIII. № 5597)Документ № 2Об учреждении полиции в городах. Высочайшая резолюция на доклад Полиймейстерской Канцелярии. 23 апреля 1733 г.(Извлечение). . . В губерниях и провинциальных городах быть Полициям, . . . надлежит к Полицейским управлениям определить из имеющихся в тех Губерниях гарнизонов в Полицмейстеры, в Губернских из Капитанов, а в провинциальных - из Поручиков, по одному человеку к тому достойных; да для караулов и содержания съезжих дворов по одному унтер-офицеру, да по капралу, рядовых Губернских по 8, в провинциальных по 6 человек. Канцелярских служителей по 2 человека с жалованием и довольствием, на расходы из доходов тех же Губерний из гарнизонной суммы, а канцелярским служителям из сборных, которые будут взяты в тех Полициях, которым инструкции дать и им в полной дирекции надлежит быть и всем рапортовать в Главную Полицию.Реестр Губерний: Новгород, Киев, Воронеж, Астрахань, город Архангельский, Смоленск, Белгород, Казань, Нижний Новгород, Тобольск. Провинциальные: Псков, Вологда, Калуга, Тверь, Переславль Рязанский, Коломна, Кострома, Ярославль, Симбирск, Брянск, Орел. Да сверх вышеописанных в городах же Шлиссельбурге и в Ладоге. Итого 23 города.(ПСЗ. Собр. 1. Т. IX. № 6378)Документ № 3Об уничтожении Тайной Розыскной Канцелярии. Манифест.21 февраля 1762 г.(Извлечение)1) Вышеупомянутая Тайная Розыскных дел Канцелярия уничтожается отныне навсегда, а дела оной имеют быть взяты в Сенат, но за печатью к вечному забвению в Архив положаться.2) Ненавистное выражение, а именно: слово и дело долженствует отныне значить ничего; и Мы запрещаем употреблять оного никому; а если кто отныне оное употребит в пьянстве или в драке, или, избегая побоев или наказаний, таковых тотчас наказывать так, как в Полиции наказываются озорники и бесчестники.3) Напротиву того буде кто имеет действительно и по самой правде донести об умысле по первому и второму пункту, такой должен тотчас в ближайшее судебное место или к ближайшему воинскому Командиру немедленно явиться и донос свой на письме подать, а только б в случае, если кто не умеет грамоте, тот доносить словесно однако ж не иначе, как тем же порядком, то есть придя в ближайшее судебное место или воинскому Командиру со всяким благочинием.4) Все в воровстве, смертоубийстве и в других смертных преступлениях пойманные, осужденные и в ссылки, также на каторгу сосланные колодники, ни о каких делах доносителями быть не могут; и по тому повелеваем не токмо никаких доносов от таких людей не принимать, но паче за то яко беспокойных усмирять и наказывать.5) Если к сожалению Нашему . . . несмотря на то, что запрещено сказывать слово и дело, найдутся однако ж такие подлые, злые и бездельные люди из солдат, матросов, людей господских, крестьян, бурлаков, фабричных мастеровых и, одним словом, всякого звания подлых, которые ни во что не ставят собственное себе наказание, попустятся однако ложью, клеветой и всякими коварными вымышлениями обносить, или под какой суд и несчастье подводить своих начальников, господ или неприятелей, и для этого станут на них являться с доносами по вышеизображенным двум пунктам, то не токмо всякое судебное место и всякого военного Командира, если в том месте такой явится доноситель, будет находится какая военная команда и начальник оной Штаб-Офицер, уполномачиваем через сие доносителя немедленно под караул взять . . .8) Если же донос имеет свидетелей и доказательства, что донос его прав и свидетели с ним объявляют единогласно, то и доносителя и свидетелей, и тех, или того, на кого донос, забрав под крепкий караул, тотчас доносить со всеми обстоятельствами в Наш Сенат и ожидать указу.9) Если благородные Дворяне, офицеры или чинами от нас удостоенные, или кто из знатного купечества . . . . , если кто из них доносителем найдется и в первом судебном месте в том утвердится, такого под крепким караулом для исследования отсылать в наш Сенат, но до указу из оного отнюдь не забирать под караул и подозрительным не почитать тех, на кого донос будет.10) . . . чтобы каждый, кто имеет Нам донести о деле важном, справедливом, и действительно до упомянутых двух пунктов принадлежащим, приходил без всякого опасения к Нашим Генерал-Поручикам Льву Нарышкину и Алексею Мельгунову, да Тайному Секретарю Дмитрию Волкову, кои для того Монаршей Нашей доверенностью удостоены, и кои Нам обо всем верное донесение чинить долженствуют; именно иточно Нашим Императорским словом через сие объявляя, что за справедливый донос всегда учинено будет, смотря по важности дела, достойное награждение . . . (ПСЗ. Собр. 1. Т. XV. № 11445) ДОКУМЕНТ № 4Об учреждении Канцелярии для дел, переданных по именному указу от 24 марта 1731 г. в ведомство Генерала Ушакова;об именовании оной Канцелярии Тайных розыскных дели о сношении оной Канцелярии с Коллегиями. Сенатский указ.6 апреля 1731 г.(Извлечение)24 марта 1731 г. в указе Ее Императорского величества . . . в Сенат написано: И по сему Ее Императорскому указу Правительствующий Сенат приказывал: имеющиеся в Сенате важные дела, и по тем делам колодников отослать . . . к Генералу Ушакову. И впредь из Коллегий, Канцелярий, Губерний и Провинций имеющихся в таких делах колодников . . . отсылать к Генералу Ушакову, а именовать оную Канцелярией Тайных розыскных дел . . (ПСЗ. Собр. 1. Т. VIII. № 5738)ДОКУМЕНТ № 5 Учреждение для управления губерний ВсероссийскойИмперии. 7 ноября 1775 г.(Извлечение) . . . Нашли мы, во-первых, что по великой обширности некоторых губерний, оные недостаточно снабжены как правительствами, так и надобными для управления людьми . . .