История Башкортостана

История Башкортостана

1. Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура

В исторической литературе IX - X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Например, в книге широко известного автора этого времени Ибн-Хордалбека "Худуд ал-алам" сообщается о переселении с Иртыша в район Уральских гор племен кыпчаков Подобные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-Бойли, под которыми многие подразумевают Уральские горы. Сообщения примерно такого же рода дают авторы ал-Истахри, Ибн-Хаукаль и другие. Эти источники указывают, что Южный Урал в IX - X вв. был заселен племенами, входившими в состав кыпчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. в составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир про-зжал Ибн-Фадлан. Как известно, целью этого посольства было распространение в Волжской Булгарии (Среднее Поволжье) мусульманской религии. Ибн-Фадлан вел дневник, куда записывал все увиденное и услышанное. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузокыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнею г. Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в "страну башкир из числа тюрок" В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горнолесных районах, следовательно, на Южном Урале. Эти сведения подтверждают многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным считается труд крупного арабского историка Идриси. Хотя он жил в XII в., но при описании истории народов Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии пользовался не дошедшими до нас в оригинале трудами авторов IX-X вв. и восстанавливал, таким образом, действительность этого времени. Судя по его сообщению, современники башкир X - X вв. знали внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкир и протяженность различных маршрутов пути до них от г. Булгар - столицы Волжской Булгарии. В стране башкир источники Идриси знают такие го-рода как Karukia, Masra и Kasra, которые состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар oставил подробное описание языка башкир выдающийся ученый-лингвист XI в. Махмуд Кашгари: он отнес его к числу крупных тюркских языков.

Вопросы о происхождении древних башкир, территорий их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX-XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с, данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV-XV вв.

Следует отметить, что понятие "страна народа" в жизни складывается не мгновенно, а в течение нескольких столетий. В данном случае четко зафиксированное в источниках IX - X вв. понятие страна башкир ("Историческая Башкирия") возникло не сразу и ранние этапы его форми-рования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V - VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX - X вв. и среди них могли быть группы населения - носители имени (этнонима) "башкорт".

Культура башкир IX -X вв. полно представлена богатыми материалами курганов. Известны и городища-крепости. Многие из них, несомненно, существовали в ранге средневековых городов и какие-то из них были известны Мдриси и его предшественникам. Будущие исследования позволяют уточнить этот пока неясный вопрос. Территориально все эти памятники покрывают весь Южный Урал (Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области).

Судя по материалам памятников, башкиры IX - X вв. носили роскошные пояса, сплошь украшенные серебряными и позолоченными пластинами. Пояса имели длинные подвески, спускавшиеся спереди и сзади. Интересно отметить, Точно такие же пояса носили в IX-X вв. кочевые племена Центральной Азии, Сибири и Казахстана.

Самобытность культуры башкирских племен этого времени ярко прослеживается в богатом украшении седельных и уздечных ремней и самого седла различными пластинами, широком распространении сабель в роскошных ножнах и многочисленных женских украшений, в том числе шейных и нагрудных подвесок.

В местах расселения башкир IX-X вв. найдены каменные скульптурные фигуры человека, сохранившиеся в памяти современных башкир как "hынташ" т. е. камень-фигура. Тысячи подобных памятников были широко распространены в Центральной Азии (Монголия), на Алтае, в Казахстане и Сибири, и появление их на Южном Урале бесспорно указывает о приходе на рубеже VIII - IX вв. новых групп кочевых племен из восточных и южных степей.

Ученые-языковеды считают, что современный башкирский язык самобытен по многим признакам. В нем, например, широко употребляют буквенные выражения с, з, h, редко встречающиеся в других тюркских языках. Его отличает также изобилие таких звуков, как с вместо ч, ш и других. В башкирском языке много диалектных различий. К числу характерных особенностей, например, разговорной речи жителей Центральной и Южной Башкирии, Оренбургской, Самарской и Саратовской областей, относится употребление звукосочетаний лт, мт, нт, мк, мтс, нк, отсутствующих теперь почти во всех других тюркских языках, но ярко представленных в древних письменных памятниках тюрков VII - IX вв.

Учитывая все эти факты, видные тюркологи (С. Е. Малов, Дж. Г Киекбаев, Н. А. Баскаков) единодушно считают, что башкирские племена, т. е. носители башкирского языка, уже в V-VIII вв. оторвались от основной массы тюрков и жили на территории современного Башкортостана. Горнолесные условия края способствовали длительному сохранению у отдельных племенных групп диалектных различий и сохранению многих рудиментных явлений, исчезнувших в других тюркских языках.

Открыты и изучены многочисленные памятники башкир XI- начала XIII вв. Собранные в них материалы указывают, что развитие истории и культуры башкирских племен в период после X в. шло относительно спокойно. В степной зоне края по-прежнему происходили перемещения кочевых племен, но по своим масштабам они были очень незначительными и почти не затронули территорию Исторической Башкирии

7. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ,

принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). В историографии нет единого мнения о характере П.Б. к Р.г. Историки В.Н.Витевский, П.Ф.Ищериков, А.П. Чулошников и др. писали о завоевании Башкирии Рус. гос-вом, а В.А.Новиков, П.И. Рычков, В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, А.З.Асфандияров и др. - о добровольном вхождении. В заруб. историографии широко распространено мнение А. Доннелли о завоевании Башкортостана Россией.

До сер. 16 в. терр. Башкортостана была расчленена между Казанским (сев.-зап. р-ны), Сибирским (сев.-вост.) ханствами и Ногайской Ордой(центр. и южн.) и была ареной междуусобных феод. войн и набегов. С завоеванием в 1552 Рус. гос-вом Казанского ханства подвластная последнему ч. башкир стала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться от власти над башкирами, к-рые не смогли в этих условиях объединиться и создать самостоят. гос-во. После падения Казани Иван IV обратился к баш. народу с призывом добровольно войти в состав Рус. гос-ва. В 1554 первыми в Казань к царскому наместнику ездили послы зап. и сев.-зап. баш. племен во главе с биями и предварительно договорились об условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездили предст. центр., южн. и юго-вост. башкир (племена юрматы, бурзян, кыпсак, усерган, тамьян). В 1556-57 баш. послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Рус. гос-ва. В 80-90-е гг. 16 в. - нач. 20-х гг. 17 в., в процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства, рус. подданство приняли зауральские башкиры. Рус. пр-во гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внеш. врагов; сохранило за баш. народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права (см. Вотчинное право башкир); обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в др. веру; обязалось не вмешиваться во внутр. жизнь баш. об-ва, оставив власть на местах в руках баш. биев и князей. Башкиры, признав себя подданными рус. царя, обязались за свой счет нести воен. службу (см. Военная служба башкир) и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.

В результате вхождения Башкортостана в состав Рус. гос-ва в крае прекратилась феод. междоусобица, что положительно сказалось на развитии х-ва и росте числ. населения. В Башкирию стали переселяться рус. крестьяне и ремесленники (см. Переселенческое движение). Между ними и башкирами устанавливаются хоз. и культ. связи. В свою очередь, Рус. гос-во расширило свою терр., отодвинув гос. границы от Волги до ср. течения Тобола на В. и Яика (Урала) на Ю.-В. Однако усилился феод. и нац. гнет нас. края. С 17 в. пр-во стало нарушать условия присоединения: начались захват баш. земель (см. Земельная политика царизма), рост налогов и повинностей (см. Налоги и повинности), насильств. христианизация мусульман. Недовольные башкиры поднимали многочисл. восст. (см. Башкирские восстания 17-18 вв.).

8. БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ 17-18 вв.

кр. социально-политич. явление, феномен в истории народов Евразии 17-18 вв. Причины Б.в. - нарушение царским пр-вом условий присоединения Башкирии к Русскому государству, захват баш. земель, рост налогов и повинностей, насильств. христианизация и произвол царских чиновников, ущемление прав местного самоуправления башкир. Инициаторами и движущей силой Б.в. выступала осн. масса рядовых башкир-вотчинников и большинство баш. феодалов. В Б.в. 17 - нач. 18 вв. как вспомогательная сила участвовали мари, мишари, чуваши, татары, мордва. Б.в. носили национально-освободит. характер. Идеологич. основой Б.в. 17-18 вв. явились жалованные грамоты Ивана IV. Участники Б.в. выступали против нарушений царизмом условий договора между башкирами и Рус. гос-вом, в рамках к-рого они отстаивали свои права. Когда в 30-х гг. 18 в. пр-во взяло курс на офиц. отказ от осн. условий присоединения Башкирии к Рус. гос-ву, восставшие, решив отказаться от рус. подданства, повели борьбу за создание своего нац. гос-ва. В ходе Б.в. башкиры понесли большие потери, лишились большей ч. своих земель, что отрицательно сказалось на демографии народа. К кон. 18 в. башкир стало меньше, чем в нач. века. Многовековая борьба за свободу и общие интересы усилила центростремит. тенденции в развитии баш. этноса, способствовала ослаблению родоплеменных различий, содействовала консолидации башкир. Пр-во вынуждено было отказаться от планов полной раздачи баш. земель дворянам, офицерам, чиновникам и др. переселенцам, лишения вотчинного права башкир на землю и превращения их в крепостных крестьян, христианизации мусульман края.

Восстание 1662-64 охватило терр. от ср. течения рр. Исеть, Миасс до ср. течения Камы, от р.Яик (см. Урал) до р.Чусовой. Было вызвано нарушением зем. права башкир, ростом налогов, произволом уфим. воеводы. Движение возглавляли феодалы Сары-Мерген, Иш-Мухаммед, Конкас и Девеней Давлетбаевы и др. Восст. началось летом 1662 в Зауралье. Башкиры под руководством Сары Мергена, Урасланбека Баккина и др. предводителей атаковали Катайский острог, Далматов и Невьянский монастыри, Арамильскую, Ирбитскую, Белослудскую, Мурзинскую и др. слободы, заняли нек-рые из них. На борьбу с восставшими царское пр-во направило значит. воинские силы. Около оз. Иртяш состоялось кр. сражение. Др. р-ном борьбы была Сев. Башкирия, где восставшие заняли г.Кунгур, Степановский острог, Воздвиженский и Рождественский монастыри, разорили рус. села и дер. по р.Сылва. Восст. охватило также Ногайскую и Казанскую дороги. Повстанцы под предводительством Гаура Акбулатова и Улекея Кривого осадили Уфу, Мензелинск и др. крепости, села и деревни. Против ногайских и казанских башкир пр-во направило кр. силы во главе с казанским воеводой князем Ф.Ф.Волконским. Прибыв в Уфу, он направил против восставших карат. отряды, одновременно обратился к башкирам с призывом прекратить борьбу. Осенью 1662 большинство башкир согласилось на переговоры, к-рые окончились безрезультатно. Весной 1663 восст. возобновилось и охватило всю Башкирию. Зауральские повстанцы действовали в басс. рр. Исеть, Нейва, Ирбит, нападали на остроги, слободы, монастыри, основанные на баш. землях. Восставшие Ногайской и Казанской дорог по-прежнему действовали в ц. и на З. края, вблизи Уфы и закамских крепостей. Башкир поддерживали манси (вогулы), сиб. и кунгурские татары, мари, калмыки. Царское пр-во вновь предложило башкирам начать переговоры. Повстанцы Ногайской дороги осенью 1663 возобновили переговоры с уфим. воеводой. Их послы Динмухамет Юлаев и Актай Досмухаметов в нач. 1664 отправились в Москву, в февр. вернулись с жалованной грамотой, в к-рой царь удовлетворил требования ногайских башкир. Башкиры Казанской дороги начали переговоры с уфим. воеводой летом 1664. Осенью 1664 возобновили переговоры с царскими властями сиб. башкиры. Их послы побывали в Тобольске и заключили соглашение с воеводой. Царское пр-во, не сумев разгромить восставших, вынуждено было удовлетворить их осн. требования. Уфим. воевода стольник А.М.Волконский был досрочно снят с должности, на его место по просьбе башкир поставили стольника Ф.И.Сомова. Более существ. была уступка пр-ва по зем. вопросу: официально было подтверждено вотчинное право башкир на землю. Новому воеводе было предписано рассмотреть челобитные башкир на захват земель пришлым нас. и удовлетворить их требования. Пр-во обещало также покончить со злоупотреблениями сборщиков ясака.

Восстание 1681-84 охватило терр. от ср. течения р.Исеть до Волги, от верховьев р.Яик до ср. течения Камы и Чусовой. Поводом послужил Указ от 16 мая 1681, провозгласивший курс на насильств. христианизацию. Осн. силы восст.: башкиры, во главе стоял башкир Сеит. Первые выступления начались летом 1681 на Ногайской и Сибирской дорогах. Весной 1682 развернулась массовая борьба: восставшие Казанской дороги нападали на Закамские крепости, осн. удар на Осинской дороге был направлен на Кунгур, крепости и села, основанные Строгановыми на баш. землях. Многочисл. отряды повстанцев осадили в Башкирии Уфу, взяли Красный Яр, Ловашное и др., на З. - Пьяный Бор, Каракулино и др. нпп. К маю восст. охватило весь край. Безуспешные попытки подавить восст. вынудили пр-во обратиться к башкирам с обещанием отменить указ и простить всех участников восст. Ч. восставших во главе с Кучуком Юлаевым прекратила борьбу и обратилась к пр-ву с челобитной, а др. ч. - во главе с Сеитом - продолжила борьбу. Повстанцы установили связь с калмыцким тайшой Аюкой. В июле 1682 калмыцкие отр. прибыли в Башкирию. Восст. возобновилось. Башкиры и калмыки осадили Уфу и Мензелинск, подвергли нападению остроги, слободы и села, построенные на баш. землях. С целью разорвать союз башкир с калмыками пр-во начало переговоры с Аюкой и в нач. 1683 добилось его отказа поддерживать восст. Но борьба продолжалась: весной-летом 1683 повстанцы нападали на Закамские крепости, сожгли Вознесенский монастырь, осадили Солеваренный городок, Мензелинск и др. нпп. На подавление восст. были собраны войска под командованием Ю.С.Урусова. Последнее сражение состоялось у с.Богородское в 1684. Упорство восставших вынудило пр-во пойти на уступки: оно осудило захват баш. земель, подтвердило вотчинные права башкир и отказалось от курса насильств. христианизации.

Восстание 1704-11 охватило терр. от р.Тобол до Волги, от ср. течения Яика до Казани, Вятки и Кунгура. Вызвано введением в 1704 доп. налогов и рядом мер, затрагивающих религ. чувства башкир. Осн. силы восст. - башкиры, к-рых местами поддерживали татары, мишари, мари, мордва, удмурты. Восст. возглавили Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Иман батыр, Дюмей Ишкеев, Хази Аккускаров, Уракай Юлдашбаев и др. Восст. делится на 4 этапа: 1704-06 - нач.; 1707-08 - этап наивысшего размаха движения; 1709-10 - борьба в Зауралье; 1711 - конец восст. Восстание началось летом 1704. В нач. 1705 в Башкирию была направлена карат. экспедиция во главе с Сергеевым. Собрав выборных башкир в Уфе, он потребовал отдать для нужд армии 20 тыс. лошадей. Под угрозой смерти они вынуждены были согласиться отдать в казну 5 тыс. лошадей. Сбор лошадей весной 1705 превратился в массовый грабеж. В ответ башкиры отказались платить налоги и повиноваться местным властям. Повстанцы Казанской дороги во главе с Дюмеем Ишкеевым напали на Закамские крепости, жители Ногайской дороги под руководством Имана-батыра действовали ок. Солеваренного городка. Баш. повстанцам предложили обратиться к царю с челобитной, к-рую повезли в Москву летом 1706 8 выборных башкир во главе с Дюмеем Ишкеевым. Но царское пр-во отказалось рассмотреть челобитную. Дюмея Ишкеева повесили, а ост. арестовали. Узнав об этом, башкиры продолжили борьбу. Осенью 1707 движение приобрело массовый характер. Башкиры Ногайской и Казанской дорог во главе с Алдаром Исянгильдиным и Кусюмом Тюлекеевым в окт. 1707 разгромили полк Хохлова ок. Солеваренного городка. Мн. крепости края подверглись штурму. В дек. повстанцы перешли через Каму, вторглись в соседние Кунгурский, Вятский и Казанский уезды. В нач. 1708 пр-во направило против повстанцев карат. силы во главе с П.И.Хованским. В апр.-мае 1708 башкиры установили связь с восставшими во главе с К.А.Булавиным крестьянами и казаками Дона. В мае 1708 пр-во вновь обратилось к башкирам с предложением начать переговоры. Хованский от имени пр-ва обещал отменить требования "прибыльщиков", простить повстанцев и рассмотреть жалобы на произвол местных властей. Башкиры согласились прекратить борьбу. Но власти нарушили условия соглашения. Весной 1709 восст. возобновилось на терр. Сибирской и вост. ч. Ногайской дорог. В Зауралье развернулась борьба под рук. Алдара Исянгильдина и Уракая Юлдашбаева. Повстанцы установили связь с каракалпаками и совместно с ними нападали на остроги, слободы, з-ды, монастыри и села, расположенные на баш. землях в басс. рр. Исеть, Миасс и Теча. В 1710 борьба продолжалась силами башкир. Пр-во направило в Зауралье 2 полка под командованием И.Я.Якушкина. Восставшие были вынуждены прекратить борьбу. Последний этап характеризуется попыткой башкир возобновить борьбу в ц. края. Инициатива исходила от башкир Ногайской и Казанской дорог. Царское пр-во было вынуждено подтвердить вотчинное право башкир, отменить новые налоги, осудить произвол и насилие местных властей, и в кон. 1711 выступления в крае прекратились.

Восстание 1735-40 охватило терр. от р.Яик до Камы, от р.Тобол до Волги. Оно явилось реакцией баш. нас. на стр-во царским пр-вом в Башкортостане крепостей, з-дов, сопровождавшееся изъятием земли у башкир, на ликвидацию местного самоуправления, увеличение воен. и труд. повинностей. Толчком к восст. послужило выступление из Уфы отр. Оренбургской экспедиции 1734-44 к устью р.Ори для постройки города. В восст. выделяются 3 этапа: 1735-36, 1737-38, 1739-40. Инициаторы и движущая сила - башкиры-вотчинники под предводительством феодалов, мулл и батыров. Рус. крестьяне, мишари, татары, чуваши, мари оказались на стороне властей. В 1735-36 восст. возглавили феодалы Юрматынской вол. Ногайской дороги Кильмяк Нурушев, Тамьянской вол. Казанской дороги Акай Кусюмов, Барын-Табынской вол. Сибирской дороги Юсуп Арыков. Вооруж. выступление началось нападением башкир Ногайской и Казанской дорог на войска экспедиции. Осенью 1735 за оружие взялось нас. Сибирской дороги. Для подавления восст. в Башкирию был направлен ген.-лейт. А.И.Румянцев, к-рый начал переговоры с восставшими. Нач. Оренб. экспедиции И.К.Кирилов и его пом. А.И.Тевкелев использовали только воен. силу. Последний расправился с башкирами аула Сеянтус Балыкчинской вол. Все 1000 жителей, в т.ч. женщины и дети, были убиты, 10 чел. из них сожжены заживо. В ответ башкиры начали нападать на рус. деревни. Узнав об этом, Румянцев отказался от переговоров. По Указу пр-ва (16 фев. 1736) участники восст. подлежали физич. уничтожению, а их сторонники - ссылке. Осенью 1736 восст. было разгромлено. По неполным данным, восставшие потеряли свыше 15 тыс. чел. В 1737 восст. возобновилось и продолжалось до осени 1738. Башкиры под предводительством жителей Сибирской дороги Куваканской вол. Бепени Торопбердина, Кудейской вол. Тюлькучуры Алдагулова, Ногайской дороги Тангаурской вол. Кусяпа Султангулова, Бурзянской вол. Рысая Игимбетова, Тамьянской вол. Сеита Алкалина вели борьбу с карателями. Подавлением восст. руководили нач. Оренб. комиссии В.Н.Татищев, ген.-майор Л.Я.Соймонов. Башкиры обратились за помощью к казахским ханам Мл. и Ср. Жузов, но получили отказ. Разгромив восставших, осенью 1738 власти приступили к переписи коренного нас. Башкиры связывали с ней дальнейшее ухудшение своего положения. В 1739 восст. возобновилось. Его организаторами стали жители Сибирской дороги Айлинской вол. Алланзиангул Кутлугузин, Дуванской вол. Мандар Карабаев, Ногайской дороги Юрматынской вол. Миндигул Юлаев (Карасакал). Последний был объявлен баш. ханом под именем Султангарей. Восставшие взяли курс на отделение от Рус. гос-ва. Борьба охватила юго-вост. р-ны Сибирской и Ногайской дорог. На подавление восст. было направлено 18 тыс. солдат, драгун, казаков. Башкиры понесли большой материальный урон. Лишь за 1739-40 было сожжено 725 аулов, угнаны деcятки тыс. голов скота. Всего в ходе восст. 1735-40 башкиры потеряли убитыми, казненными, сосланными в ссылку 40-60 тыс. чел. Царские власти вынуждены были отказаться от планов лишения башкир вотчинного права на землю, превращения их в крепостных и обращения в христианство.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать