История России с древнейших времен до наших дней
лава 32. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В 1917-1920 гг

Глава 33.
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х ГОДОВ XX в.

Глава 34.
СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х -- 30-е ГОДЫ XX в.

Глава 35.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 20-30-е ГОДЫ XX в.

Глава 36.
СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА В 1917-1940 гг

Глава 37.
СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)

Глава 38. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР (1945-1952)

Глава 39.
РАЗВИТИЕ СССР В 1953-1964 гг.

Глава 40.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1965-1984 гг.

Глава 41.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР (1985-1991)

Глава 42.
РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в.

Глава 43.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Приложение 1

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ВВЕДЕНИЕ

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта -- первейшая задача истории.

Historia est magistra vitae («История -- наставница жизни») -- говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».

История -- одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентатив I* 3 носта (непредставитеяьности) сохранившихся данных о реально происходивших событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его -- задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое познание -- сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определенного профессионального мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять -- десять лет тому назад. Все это -- свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, -- это знали люди во ^ все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетель- i ствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным -- повиновения, воинам -- мужества, судьям -- правосудия, младым -- старых разум, пре4 старелым -- сугубую твердость в советах, каждому -- незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова» В.Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может».

*** Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов -- обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники -- это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой -- историк должен осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей развития общества.

В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765) и В.Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н.М. Карамзина (1766-1826) («История государства Российского»), -- необходимость для России мудрого самодержавия.

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1870) видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское общество и природа страны -- вот те три основные силы, которые строят людское общежитие». Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933), чьи «Лекции по русской истории» неоднократно, как и труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздавались в последние годы.

В советский период историки особенно успешно изучали социальноэкономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественноэкономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.

Авторы настоящего учебника считают, что история России -- часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности русского варианта пути развития человеческой цивилизации. Авторы видят свою задачу в том, чтобы показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство. Как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенности, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимосгь освоения территории, внешние факторы и т.п.

В основу учебника положены лекции, которые читались в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Российском университете дружбы народов. Литературном институте им. A.M. Горького.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов: А.С. Орлов (введение, главы 1-17). Н.Г. и В.А. Георгиевы (главы 18-32, 35, 37, параграфы «Внутреннее положение РСФСР в 1920 -- начале 1921 г.» и «Новая экономическая политика» главы 33, параграф «СССР в 1938 начале 1941 г.» главы 34); Т.А. Сивохина (главы 34, 36, 38-43). Схемы, хронологические и другие таблицы составлены авторами.

Глава 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 миллиардов лет тому назад. Солнце -- одна из множества звезд нашей галактики возникло 10 миллиардов лет тому назад. Наша Земля -- рядовая планета Солнечной системы -- имеет возраст 4,6 миллиарда лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет тому назад.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов.

Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, яз которого изготовлялись используемые человеком орудия труда (каменный век: 3 млн. лет тому назад -- конец Ш тысячелетия до н.э.; бронзовый век: с конца Ш тысячелетия до н.э. -- I тысячелетие до н.э.; железный век -- с I тысячелетия до н.э.

КАМЕННЫЙ ВЕК У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» -- человек, «генезис» -- происхождение) и формирования человеческого общества (сощюгенез, от лат. «сопиетас» -- общество и греч. «генезис» -- происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis -- человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» -- обезьяна, «антропос» человек) или архантропов (от греч. «ахайос» -- древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека -- палеоантропами или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

7 В период раннего каменного века -- палеолита* (примерно 700 тыс, лет тому назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми Яшгух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 500-300 тыс. лет тому назад.

Великий ледник. Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор). Возникновение ледника сказалось на развитии человечества. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить в условиях резкого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки, иглы и т.п.). Очевидно, к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать первые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетельствует появление искусственных захоронений.

Трудности борьбы за существование, страх перед силами природы и неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы, животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распространению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

В период позднего палеолита (35-10 тысячелетий тому назад) закончилось таяние ледника и установился климат, похожий на современный.

Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis) в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его называют кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же, очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существования резких отличий в климате между разными регионами земного шара ' Палеолит -- древний каменный век (от греч. «палайос» -- древний, «литое» камень). Соответственно: «мезос» -- средний, «неос» -- новый; отсюда -- мезолит, неолит.

Сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная и монголоидная).

Дальнейшее развитие получила обработка камня и особенно кости и рога. Ученые иногда называют поздний палеолит «костяным веком». К находкам этого времени относят кинжалы, наконечники копий, гарпуны, игаы с ушком, шилья и т.п. Обнаружены следы первых долговременных поселений. Жилищем служили уже не только пещеры, но и шалаши и землянки, построенные человеком. Найдены остатки украшений, которые позволяют воспроизвести одежду того времени.

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества -- родовая община. Родовая община -- это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии. Женщина в это время играла ведущую роль в хозяйстве, что определило первую ступень родового строя -- матриархат, продолжавшийся до времени распространения металла.

До нас дошли многие произведения искусства, созданные в эпоху позднего палеолита. Живописные красочные наскальные изображения животных, на которых охотились люди того времени (мамонты, бизоны, медведи, олени, лошади и др.), а также статуэтки, изображающие женское божество, обнаружены в пещерах и на стоянках во Франции, Италии, на Южном Урале (знаменитая Капова пещера).

В мезолите, или среднекаменном веке (10-8 тыс. лет тому назад), новые успехи были сделаны в обработке камня. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одним из важнейших достижений явилось изобретение лука -- оружия дальнего боя, позволившего более успешно охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки.

К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Отмечены попытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание животных: была приручена собака, вслед за ней -- свинья. Окончательно была заселена Евразия: человек дошел до берегов Балтики и Тихого океана.

Тогда же, как полагают многие исследователи, из Сибири через Чукотский полуостров люди попали на территорию Америки.

Неолитическая революция. Неолит -- последний период каменного века (7-5 тыс. лет тому назад) характеризуется появлением шлифования и сверления орудий из камня (топоры, тесла, мотыги). К предметам 9 прикреплялись рукоятки. С этого времени известна глиняная посуда.

Люди стали строить лодки, научились плести сети для ловли рыбы, ткать.

Значительные изменения в технике и формах производства в это время иногда называют «неолитической революцией». Самым важным ее итогом был переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Человек уже не боялся оторваться от обжитых мест, мог более свободно расселяться в поисках лучших условий жизни, осваивая новые земли.

В зависимости от природно-климатических условий на территории Восточной Европы и Сибири сложились различные типы хозяйственной деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На территориях современной Украины, Закавказья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничьерыболовческое хозяйство было характерно для северных, лесных районов европейской части и Сибири. Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие и земледельческие племена. Земледелие постепенно проникало в степные районы.

Из числа стоянок земледельцев на территории Восточной Европы и Средней Азии можно выделить неолитические поселения в Туркмении (вблизи Ашхабада), в Армении (близ Еревана) и др. В Средней Азии в IV тысячелетии до н.э. были созданы первые искусственные оросительные системы. На Восточно-Европейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Киева (III тысячелетие до н.э.). Поселения трипольпев открыты археологами на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному веку -- энеолиту (Ш-1 тысячелетия до н.э.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать