История Словении
оциальная структура словенского общества в этот период разделялась по национальному признаку. Помещики, чиновники, бюргеры в основном были немцы. Словенцы, не имевшие своего национального дворянства, в основном проживали в деревнях и принадлежали к крестьянскому сословию.

После реформ Иосифа II начался процесс ликвидации феодальной системы землепользования, который на словенских землях шел интенсивнее, чем у других южнославянских народов империи. Продажа земли помещиками способствовала ее концентрации в руках государства и обогащению буржуазии. Крестьяне арендовали землю у помещика и помимо оплаты ренты (денежной и натуральной) должны были еще отрабатывать определенное число дней в году барщины и выплачивать десятину церкви. В 1846 г. вышел патент, который значительно облегчал положение крестьян - все существующие повинности заменялись денежной выплатой. В связи с этими процессами и формирование национальной буржуазии у словенцев проходило гораздо быстрее, чем у других южнославянских народов. Свой первоначальный капитал она создавала благодаря откупам и скупке земли у разорившихся помещиков. Однако в промышленности и торговле царила немецкая буржуазия. Широко распространенные мануфактуры, а также горные и металлургические предприятия стали базой капиталистической промышленности.

Словенские города, находившиеся на пересечении транзитных торговых путей, довольно быстро развивались. Абсолютное большинство населения было католиками. В жизни словенцев католическая церковь играла исключительно важную роль. Она являлась одним из крупнейших землевладельцев, ей принадлежала треть земельных наделов. Священники, как правило, были этническими словенцами или хорошо знали словенский язык. Из числа духовенства вышла основная часть деятелей словенского просвещения и культуры, его представители стали ядром национальной общественности.

Словенское национальное Возрождение и революция 1848-49 гг.

В коронных землях Габсбургов, в состав которых входили словенские территории, революционные события протекали в значительно более сглаженном виде. Причиной этого были: во-первых, более лояльное отношение властей; во-вторых, слабость словенского национального движения по сравнению с сербским и хорватским. К началу революции словенцы еще не имели своей политической программы, их лидеры, являясь выходцами из крестьян, небогатых горожан, были очень ограничены в своих политических познаниях. Нe случайно поэтому в первые же дни революции наиболее активно выступили представители молодой словенской интеллигенции - студенты, учившиеся в Вене и Граце. Политическая и общественная жизнь этих городов была гораздо более развита, чем в тихих провинциальных словенских городах. Именно в Вене и Граце появились первые словенские национально-культурные общества. Сам термин "Словения" начинает использоваться словенскими интеллектуалами лишь накануне революции 1848 г. До этого словенцы называли себя: "каринтийцы", "штирийцы", "крайнцы", и их местная обособленность замедляла процесс объединения словенской нации.

Первым сформулировал национальные требования словенцев сторонник иллиризма Матия Маяр Зильский. В своих статьях он заявлял о необходимости введения в "школах и канцеляриях словенского языка", а также требовал установления особой административной области Словения со своим провинциальным собранием. Выступления Маяра подтолкнули словенскую молодежь в Вене к созданию программы под названием "Объединенная Словения", которая предусматривала объединения всех словенских земель. В 1848 г. эта программа являлась не только программой либералов, но и умеренно консервативных словенских национальных деятелей. Суть ее состояла в том, что все словенские земли должны были быть объединены в одну административно-политическую единицу - Словению со своим представительным органом (дежельный збор). Словенский язык имел бы те же права, что и немецкий в немецких землях. Словения должна входить в Австрийскую империю, а не Германию. Программа "Объединенной Словении" базировалась исключительно на этническом принципе: в Словению входили только те территории, которые были населены словенцами, она не предусматривала создания независимого государства. Все общественно-политические деятели считали, что Словения, безусловно, должна входить в состав Габсбургской монархии, переустроенной на федеративных началах. Они были убеждены, что новая Австрия станет лучшим гарантом свободного развития славянских народов, угрозу существования которым видели не только со стороны объединенной Германии, но и со стороны России.

В первые дни революции 1848 г. словенские национальные политики были полны радужных надежд на то, что они смогут добиться равноправия для своего народа при содействии и с помощью немецких либералов. Однако националистическая позиция немецких либералов, стремившихся включить словенские и чешские земли в объединенную Германию и не желавших считаться с чаяниями славян, охладила симпатии словенцев. После подавления восстания в Праге Маяр стал выступать с антинемецких и интивенгерских позиций. В августе 1848 г. Словенское общество в Любляне активно собирало средства в поддержку сербов и хорватов.

После поражения октябрьского восстания в Вене вопрос об объединенной Германии отпал: немецкие земли оставались в пределах Габсбургской монархии. Изменилась и словенская австро-славистская программа. Маяр обосновал ее следующим образом: пять народов, живущих в Австрии (славяне, немцы, венгры, румыны и итальянцы), должны образовать каждый свою административную политическую единицу с границами, строго соответствующими этническому признаку. Предполагалось, что центральное австрийское правительство занималось бы финансами, торговлей, армией, международными отношениями. Славянская автономия - Славия - имела бы свое правительство и свое представительное собрание, куда выбирались бы депутаты всех славянских земель. Прерогативой центральных органов явилась бы выработка политики по отношению к общеевропейскому правительству и к остальным народам Австрии. Сама Славия также строилась по федеративному признаку: каждое славянское племя должно было иметь представительное собрание, своего губернатора и своего военачальника.

Союз югославянских народов в границах Габсбургской монархии проповедовали словенские либералы, многие из которых накануне революции участвовали в иллирийском движении. Например известный поэт Стано Враз был хорошо знаком с Людевитом Гаем. Словенцы не имели "исторического права" на государственность, поэтому некоторые из них предлагали войти в состав хорватской автономии.

В период революции в словенских землях, в отличие от хорватских и сербских земель, национальный вопрос интересовал только небольшую прослойку национально сознательной интеллигенции. Крестьянство, составлявшее основную массу словенского народа, относилось к нему с полным безразличием.

И тем не менее революция 1848-1849 гг. имела огромное значение для социально-экономического и национально-политического развития славян вообще и словенцев в частности. В это время впервые были четко сформулированы национально-политические программы словенцев.

Идеи иллиризма, носившие чисто культурный характер, теперь воплотились в югославистские политические проекты. Вопрос о политическом объединении южных славян был поставлен на повестку дня, правда, еще в австрославистской форме.

После введения октроированной конституции часть словенских либералов отошла от югославистской и австрославистской программ, однако Маяр не отказался от политической борьбы и призвал своих единомышленников издавать газету на словенском языке, в целях пропаганды и защиты своих прав.

Словенские земли во второй половине XIX - начале XX в.

После революции 1848-1849 гг. капиталистические отношения в словенских землях получили дальнейшее развитие. Несмотря на то, что помещики продолжали владеть большей частью земли, крестьяне были освобождены от феодальной зависимости и стали собственниками обрабатываемых земель. Постепенно в деревне возникли предпосылки для формирования сельская буржуазия. Уже к концу XIX в. капиталистические формы ведения хозяйства стали преобладать в имениях словенских помещиков. Промышленный переворот и быстрое развитие капитализма в соседних австрийских и чешских землях оказали непосредственное влияние на Словению, через которую осуществлялись торговые связи Австрии с балканскими странами, Италией и другими государствами.

Во второй половине ХІХ в. внедрение австрийского и иностранного капитала в экономику Словении резко усилилось. К концу XIX в. заметное развитие получила горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность, а также пищевая, кожевенная, строительная, текстильная, создававшиеся главным образом с помощью австрийского капитала. По уровню промышленного развития Словения значительно превосходила другие югославянские земли: на ее небольшой территории было сосредоточено более половины всех промышленных и мануфактурных предприятий, расположенных в областях, которые позже составили Югославию, и более половины всех промышленных и мануфактурных рабочих. И в дальнейшем, в начале XX в., словенские земли по своему экономическому развитию опережали остальные югославянские земли.

Ускорившийся процесс формирования словенской буржуазии привел к активизации национальной буржуазной интеллигенции в политической и культурной областях.

Октябрьский диплом австрийского императора 1860 г., фактически имевший силу конституции, и Февральский патент 1861 г., изменивший взятый курс на федерализацию, вновь утверждали в империи жесткий централизм. Был введен общеимперский двухпалатный парламент - рейхстаг, который стал законодательным органом и куда все территории должны были направить своих представителей. В словенских землях также были проведены выборы в местные представительные органы - лантаги. Однако из-за особенностей избирательной системы в них преобладали немецкие представители.

В марте 1861 г. Маяр выступил с идеей объединения всех словенских земель в единое административное политическое целое. Предусматривалось введение словенского языка в школах и учреждениях, т.е. эта была программа, которая родилась еще в 1848 г. Однако вскоре словенские общественные деятели от нее отказались, так как в этот период большинство славянских политиков (хорваты, чехи, поляки) выдвигали принцип "исторического права" при создании административно-политических единиц в Австрийской империи. Словенцы также попытались приспособить программу "исторического права" к словенским условиям. Ее автор, Андрей Эйншпиллер, каринтийский священник и апологет католической церкви, предложил план создания Внутренней Австрии, административной единицы, существовавшей в 1564-1747 гг. и включавшей в свой состав Штирию, Каринтию, Крайну.

В сентябре 1865 г. в Мариборе собрание ведущих словенских политиков приняло программу Внутренней Австрии, которая вошла в историю под именем Мариборской. Однако во Внутренней Австрии словенцы составляли всего 43 % населения, и поэтому ее создание никак не решало словенский национальный вопрос. Желая усилить словенский элемент в будущей автономной единице, такие деятели как Маяр и Эйншпиллер стали пропагандировать проект создания Иллирийского королевства. Эта политическая программа на основе "исторического права" не могла словенцам заменить собою программу Объединенной Словении и не получила в дальнейшем распространения.

В 60-е гг. ХІХ в. в словенских городах стали бурно развиваться различные культурно-просветительские общества: читальни, издательства. Так, в 1864 г. была основана Словенская матица, общество по изданию книг на славянском языке. Матица выпускала труды по истории, этнографии, филологии. Эти общества в условиях борьбы за национальные и политические права очень быстро политизировались. Из них вышло новое поколение словенских национальных деятелей, которые не довольствовались осторожными методами политиков, ориентирующихся на Мариборскую программу. В отличие от представителей старшего поколения, которых стали называть старословенцами, они получили имя младословенцев. Младословенцы стремились к более активным действиям, особенно после австро-венгерского соглашения 1866 г., которое нанесло удар по национальным интересам и надеждам словенцев. Этот акт означал упрочение господства австрийской буржуазии в западной части империи, в том числе и Словении, и окончательный отказ австрийских правящих кругов от объединения словенских земель и предоставления словенцам автономии.

После введения австро-венгерского дуализма в Австрии была принята новая Конституция (1867), которая явилась шагом вперед в буржуазном преобразовании Австрии. Были провозглашены свобода вероисповедания, равенство граждан перед законом и право народов пользоваться своим языком в школах и учреждениях, школа была отделена от церкви. Закон 1873 г. установил прямые выборы в рейхсрат, что еще раз подтверждало централистский принцип государственного устройства Австрии. Для словенцев степень осуществления провозглашенных Конституцией 1867 г. национальных прав зависела от силы их отпора германизации в каждой земле. Географический фактор мешал национальной интеграции. Горные затерянные селения и низинные села были оторваны друг от друга. В городах Каринтии и Штирии преобладало немецкое население. Центром национального единения стала Крайна во главе с городом Любляна, где словенцы составляли большинство.

В этот период в словенской общественной мысли преобладали два направления: программа Объединенной Словении и югославянская идея, предусматривавшая триалистическое переустройство империи с выделением югославянской единицы. О возможном административном объединении словенских земель с Триединым королевством договорились хорватские и словенские политические деятели в 1870 г. в Любляне. Тогда же была принята резолюция, которая провозглашала общность интересов южных славян Австро-Венгрии.

В начале 90-х гг. XIX в. у словенцев оформились политические партии. В 1892 г. возникла консервативно-клерикальная - Католическая народная партия, которая впоследствии, в 1905 г., переименовалась в Словенскую народную партию, а в 1912 г. - в хорвато-словенскую партию права. В 1894 г. получила организационное оформление либеральная Народная прогрессивная партия. Все последующие десятилетия главенствующее место на политической арене занимали консерваторы-клерикалы.

В Словении, как и в других католических странах, духовенство играло большую роль в общественной жизни. Толчком для активизации социальной и политической деятельности духовенства послужила энциклика Льва III. В этом послании глава католической церкви, защищая частную собственность, призывал католических священников к активной деятельности по защите угнетенных слоев населения и осуждал эксплуататоров. В конце XIX - начале XX в. в словенских землях состоялось четыре католических съезда (с 1892 по 1913 гг.), на которых обсуждались самые животрепещущие вопросы культурной и политической жизни словенцев. Особенностью политической жизни словенцев являлось то, что в национальном движении ведущую роль играла церковь и священники, как авангард национальных сил. Яркими представителями клерикальных кругов Словении в этот период были епископы Антон Махнич и Якоб Мисса, которые всесторонне и очень активно способствовали проникновению церкви во все сферы жизни словенцев. Под влиянием пропаганды Католической народной партии стало развиваться весьма популярное в словенских массах движение христианского социализма. Его возглавил священник и профессор богословия Янез Крек. Он считал, что противостоять эксплуатации можно, создавая крестьянские и рабочие кооперативы, открывая кредитные кассы для помощи рабочим и крестьянам. Весьма популярны были христианские социалисты и в рабочей среде. Уже в 1894 г. они создали "Словенское католическое рабочее общество" в Любляне, которое ставило своей целью улучшение материального и духовного положения рабочих. Христианские социалисты не стремились создать собственную партию, а действовали в рамках Католической народной партии и всячески содействовали ее популярности. В основе национально-политической программы партии лежала программа "Объединенная Словения".

Народная прогрессивная партия, возглавляемая либералами Иваном Хрибаром и Иваном Тавчаросом, в противовес клерикалам вела широкую пропагандистскую работу через культурно-просветительские организации Общества св. Кирилла и Мефодия.

В 1896 г. в Словении была создана Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП), которая являлась частью австрийской социал-демократической партии и также приняла Гайнфельдскую программу. Ее лидер Этбин Кристан считал, что словенцы должны бороться за культурно-национальную автономию и отрицал всякую политическую форму автономии.

В конце XIX - начале XX века обострились отношения между словенцами и немцами. Открытое противостояние в общественно-политической и экономической жизни объяснялось, прежде всего, конкуренцией национально - буржуазного чиновничества, а также ростом расистских и шовинистических теорий, распространением пангерманизма. Наиболее откровенно этот процесс проходил в зонах контактного проживания словенцев и немцев, и в первую очередь в Каринтии. Так, повседневные действия властей (назначение какого-либо чиновника или сельского учителя) становились поводом для острых национальных конфликтов. Австрийские шовинисты нередко организовывали нападения на словенских деятелей и на национальные учреждения. В сентябре 1908 г. в Штирии были избиты члены Общества св. Кирилла и Meфoдия. В связи с этим в Любляне вспыхнули демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными налетами на дома австрийцев. Полиция при разгоне демонстрантов применила оружие, несколько человек было убито.

В словенских землях в течение всего предвоенного периода продолжалась борьба за словенскую школу, употребление словенского языка в учреждениях, за расширение участия словенцев в местном управлении. В то же время австрийские власти всячески тормозили упрочение национального единства словенцев.

После аннексии Боснии и Герцеговины, поставившей югославянский вопрос в центр политической жизни Австро-Венгрии, социал-демократы югославянских земель империи для выработки единых взглядов по национальному вопросу созвали в 1909 г. в Любляне конференцию. Резолюция по национальному вопросу выдвигала задачу слияния югославян в единую нацию и принцип культурной автономии в составе "демократической конфедерации народов". Среди политических деятелей, входивших в социал-демократическую партию, выделялся известный писатель Иван Цанкар, который считал невозможным национальное освобождение словенского и других народов в рамках Австро-Венгрии, он был сторонником независимой федеративной югославянской республики. Так же как и у других славянских народов, у словенцев накануне войны появились тайные молодежные организации ("Возрождение"), которые ставили задачу создания независимого государства и выступали с антиавстрийскими лозунгами.

Список использованных источников

1. Симакова О.А. История южных славян с древнейших времен до 1914 г.: учебное пособие / Симакова О.А., Сальков А.П., Александрович С.С. - Мн., 2004. - 191 с.

2. Кириллина Л.А. Словенцы и революция 1848-1849 гг. М., 2000.

3. История Европы: В 8 т. Т.3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 1993.

4. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1 (I-VI вв.). М., 1991; Т.2 (VII-IХ вв.).М., 1995.

5. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1963.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать