История Северной Америки
p align="left"> 2.2. Экспедиция Колумба

Летом 1492 года три небольших каравеллы с командой в 90 человек отплыли из Испании. Попутный ветер быстро гнал на запад маленькую флотилию. Проходили недели, но земля не показывалась. Впереди по-прежнему простирался бескрайний неведомый океан. Матросы роптали и требовали возвращения домой. Но Колумб твердо продолжал вести корабли по намеченному пути. Наконец через 70 дней плавания на рассвете с мачты одного из кораблей раздался крик матроса: "Земля!". Испанские корабли пристали к маленькому острову. Водрузив испанский флаг на берегу, Колумб объявил остров владением короля. Отсюда в поисках золота Колумб отправился на юг и открыл большие острова Куба и Гаити. К концу путешествия у Колумба из трех кораблей остался один. На этом корабле он вернулся в Испанию.

В ближайшие годы Колумб совершил еще три путешествия на запад. Он открыл много островов в Карибском море и исследовал часть побережья Американского материка. Но ни золота, ни других сказочных богатств Колумб не нашел.

2.3. Англичане в Америке

В последней четверти XVI века и начале XVII века и английские моряки совершили ряд плаваний с целью найти северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан. В 1576 году Мартин Фробишер открыл под 61 с. ш. Высокую, покрытую снегом землю "Фрисланд" (Гренландию). Обогнув его южную оконечность и, взяв курс на запад, он проник в узкий залив. В заливе Фробишер встретил людей, похожих "на татар, с длинными черными волосами, широкими лицами и плоскими носами, смуглы, одеты в тюленьи шкуры - одинакового покроя у мужчин и женщин... Лодки их так же сделаны из тюленьих кож, а под кожей скрывается деревянный киль...". Это была первая исторически доказанная встреча европейцев с американскими эскимосами. В ходе экспедиций англичан были открыты полуостров Кэмберленд - восточный выступ Баффиновой земли, Дэвисов пролив - водное пространство между Кэмберлендом и Гренландией.

2.4. Как родилось название «Америка»

Колумб искал золото и потерпел неудачу. Однако после третьей экспедиции он доложил своим венценосным покровителям, что обнаружил богатые месторождения жемчуга, и в результате к берегам Южной Америки, тогда еще просто части «Индий», направились суда многих искателей приключений. На одном из них в 1499 году в составе испанской экспедиции Алонсо де Охеды отправился к далеким берегам уроженец Флоренции Америго Веспуччи (1454--1512), латинизированная форма имени которого звучала как Америкус. В 1501 году он совершил свое второе плавание вдоль восточного побережья Южной Америки. Веспуччи оставил скрупулезное описание мест, в которых ему довелось побывать» в книге «Письма Америго Веспуччи». Он называл открытые европейцами земли Новым Светом, неизвестным ранее континентом, и даже утверждал, что достиг его на год раньше самого Колумба. Вскоре после откровений Веспуччи была напечатана книга итальянца Пьетро Мартире д'Ангьера «О Новом Свете», содержащая новейшие сведения о сделанных за океаном открытиях. С этого момента название Новый Свет окончательно закрепилось за обеими Америками, а Европу, Азию и Африку по контрасту стали именовать Старым Светом.

Написанные по-итальянски, захватывающие «Письма» Америго Веспуччи вскоре были переведены на латинский язык и благодаря этому стали достоянием всей ученой Европы; появились также их переводы на французский и немецкий языки. Вместе с этими публикациями росла известность их автора, и уже в 1507 году, при жизни Веспуччи, известный ученый Мартин Вальдземюллер из лотарингского городка Сен-Дье напечатал свое латинское «Введение в космографию», где содержалось предложение назвать новооткрытую часть света Америкой. У этой идеи нашлось много сторонников, и в 1515 году картограф Шернер поместил на своем глобусе изображение Южной Америки, введя в обиход топоним «Америка». Когда в 1538 году великий фламандский картограф Герард Меркатор издал свою карту мира, где присутствовало и изображение Северной Америки, он распространил уже принятый топоним и на северный материк.

Вместе с тем еще в 1874 году английский путешественник Т. Белт высказал удивительную гипотезу, согласно которой название «Америка» восходит к названию индейского племени амерриков, исторически проживавшего на берегах озера Никарагуа. По-видимому, амеррики занимались добычей и обработкой золота, что не укрылось от экспедиции Колумба, подошедшей к никарагуанскому побережью Атлантики в 1502 году. В дальнейшем, скорее всего, изрядно преувеличенные слухи о стране золота амерриков расползлись по Европе, дав название новой части света. Созвучие названия племени и имени Америго привело к тому, что страна амерриков превратилась в «страну Америго». Совершенно очевидно, что самому Веспуччи это обстоятельство пришлось весьма по вкусу: по крайней мере, он стал писать собственное имя через два «р».

С именем Америго Веспуччи связан и еще один ранний американский топоним: считается, что, увидев на побережье залива Маракаибо прибрежную индейскую деревушку с домами на сваях, Америго вспомнил Италию и назвал индейское поселение Венесуэлой, т. е. «маленькой Венецией». По другой версии, эта идея пришла в голову Алонсо де Охеде.

3. Колонисты и индейцы

3.1. Племена

С конца XV века с прибытием первых европейских путешественников, торговцев, рыбаков в Северной Америки начинается история евро-индейских контактов. Основным содержанием процесса взаимодействий двух цивилизаций стала европейская экспансия в самом широком ее понимании. Если в начале европейцы были представлены точечными фортами и миссиями, охотничьими партиями "лесных бродяг", то к концу XIX века, т. е. спустя четыреста лет, новая евро-американская цивилизация утвердилась на континенте. Аборигенная Америка, наоборот, в территориальном, демографическом, социально-культурном и политическом отношении оказалась маргинальной. "Европеизация" Североамериканского континента не означала простое вытеснение или уничтожение аборигенной цивилизации и утверждение на ее месте как бы заново воспроизведенных обществ и культур стран исхода, хотя, когда на картах Америки появились Новая Англия, Новая Франция, Новая Шотландия, внешне это выглядело именно так. "Европеизация" заключалась прежде всего в том, что в этом гигантском историческом взаимодействии и синтезе именно европейские начала стали безоговорочно господствовать. Над смыслом явления взаимодействия задумывались многие этнологи и историки. Одним из первых попытался его объяснить американский историк Ф. Д. Тернер в своей теории "фронтира" (границы). По его мнению, сущностным содержанием "фронтира" не только как передовой черты поселения, но и некой исторической абстракции, включающей всю сферу взаимодействия двух различных цивилизаций, был процесс американизации европейского поселенца, пересаживание последнего "из железнодорожного вагона в каноэ". Для Тернера столкновение двух миров выглядело довольно упрощенно - как конфликт дикаря с цивилизацией. По мнению канадского историка Г. Инниса, наоборот, суть процесса взаимодействия заключалась в вовлечении Северной Америки в европейскую орбиту, хотя он также признавал, что "бобер, береза и индеец заложили основы Канады". "Фронтир" Иннис представлял себе как арену столкновений между "относительно сложной и более простой цивилизациями". Для историографии и этнологии последних десятилетий этот культурно-стадиальный разрыв между доиндустриальной Европой и доколумбовой Америкой уже не казался столь безоговорочным. Американский антрополог Н. Лури, например, писала: " На самом деле в европейском мешке с подарками было мало чего, что индейцы не смогли бы соотнести со своим опытом ... Несмотря на ружья и большие корабли, европейцы не могли обеспечить свою жизнь на земле, которая по индейским стандартам могла прокормить очень большое население".

3.2. Мехоторговля как основа первых связей

Этот вывод, прежде всего, строится на оценке характера первоначальной реакции индейцев на появление европейцев. Коренные жители в большинстве своем проявляли доброжелательность и желание торговать, оказали помощь продуктами, средствами передвижения. Пришельцев восприняли как гостей, а не как возможных постоянных поселенцев. Что касается европейцев, то их мотивы и реакцию можно представить более достоверно. Так, французский путешественник Жак Картье после первой встречи с двумя флотилиями индейских каноэ в устье р.Св. Лаврентий в 1534г. радостно записал в свой дневник о выгодах будущей торговли и о том, что "эти люди легко могут быть обращены в нашу веру". В основе европейской экспансии в Северной Америке лежало развитие раннекапиталистических торговых связей. С самых первых поселений торговля составляла основное содержание контактов и строилась на принципах частнокапиталистического предпринимательства, которые тога утверждались в Европе, т.е. торговая практика ориентировалась на получение прибыли и это казалось естественным и безусловным для европейцев. Что касается аборигенов, то здесь вопросы экономической и социально-культурной мотивации до конца пока не выяснены и на сей счет существуют разные точки зрения. Однако ясно, что в Северной Америке первоначальные связи в социально-экономической сфере происходили на почве мехоторговли, которая на самых ранних этапах не только устраивали коренных жителей, но и была достаточно выгодной. Само проникновение на континент для европейцев оказалось возможным благодаря индейским традиционным средствам передвижения, знаниям географии, способам добывания пищи. К тому же финансирование метрополиями владений в Новом Свете шло в значительной мере за счет получаемой от индейцев пушнины. При оценке роли мехоторговли в истории контактов необходимо учесть, что торговый обмен существовал у индейцев до колонизации. Длительную историю имели, например, торгово-обменные связи гуронов со своими соседями, особенно с алгонкинами. В южной части континента другое ирокезоязычное племя - чероки также обладали богатым опытом в этой области. На равнинах репутацией торговых посредников еще до европейцев пользовались манданы. Мехоторговля безусловно вызывала межплеменные конфликты, хотя сами по себе эти конфликты не были порождены исключительно контактами с европейцами.

Безусловно, европейцы использовали межплеменную вражду в своих целях. Часто соперничество колониальных держав втягивало в войну индейские племена, как это имело место с известными ирокезскими войнами. В определенной мере позитивную роль сыграла мехоторговля в сохранении почти на протяжении 200 лет относительной изоляции внутриконтинентальных индейцев в отличие от индейцев Атлантического побережья, которые, столкнувшись первыми с европейцами, фактически были сметены земледельческой колонизацией. Исключением явились микмаки Ньюфаундленда: им удалось выжить и установить мирные отношения с французами благодаря тому, что европейские поселения долгое время локализовались в прибрежной зоне. В остальных районах восточные алгонкины лишились своих территорий. Мехоторговцы хорошо понимали, что передвижение границы постоянных поселений на запад положит конец их выгодному делу.

В северных и западных районах, как и на востоке, европейская торговая система "вписывалась" в традиционные межплеменные обменные связи, используя не только их географию, но и структуру. В частности, на протяжении двух столетий очень важное значение, причем не только политическое, но и экономическое, имел обмен подарками, без которого невозможно было даже представить мирные торговые связи. В ответ на основные "подарочные" товары европейцев индейцы одаривали их мехами. Подарки как подтверждение добрых намерений сторон были особенно важны, когда торговые связи по каким-либо причинам ослаблялись.

3.3. Эпидемии

Со временем рыночный спрос падал, запасы пушнины сокращались. И экономика многих племен, ставшая многокультурной, потерпела крах. Были разрушены традиционные социальные структуры, подорваны духовные ценности. А самое главное - по торговым путям вместе с европейцами к аборигенам пришли эпидемические болезни. Эпидемии потрясли систему традиционных верований и ценностей коренных жителей. Индейцы очень быстро поняли, откуда пришли новые болезни. Беспомощность шаманов, знахарей, традиционных средств лечения перед новыми недугами должна была привести к скептицизму и в конечном итоге - к утрате веры в космологическую систему. С падением престижа шамана ослабевал один из главных устоев социальной структуры и духовной жизни индейцев. Другим последствием болезней и эпидемий стало изменение миграционных потоков, а значит и этнических территорий и хозяйственной деятельности. Наиболее пострадавшие от болезней и ослабевшие племена легко вытеснялись их противниками с традиционных мест обитания и быстро поглощались соседями. Остатки гуронов растворились среди ирокезов, за исключением небольшой группы лореттских гуронов в Квебеке. Мандан, чтобы выжить присоединились к остаткам арикара и хидатса. Мигрируя на юг, индейцы рассчитывали использовать новые возможности для получения европейских товаров, включаясь в торговые связи в качестве поставщиков вяленого мяса, жира, бизоньих шкур. К миграции на юг аборигенов подталкивало и сокращение пушных ресурсов в хоне лесов и прилегающей к ней зоне лесостепи. Оставшиеся в лесной зоне индейцы перешли в основном к трапперству, летнему рыболовству и собирательству, часть их стали рядовыми служащими пушных компаний, попав уже в полную зависимость от европейцев. В самом характере контактов была запрограммирована будущая зависимость аборигенов от пришлой культуры. Деньги, вырученные за меха, обеспечили более высокий уровень жизни и более легкую жизнь по сравнению с традиционной системой жизнеобеспечения. Аборигены теряли многие навыки и умения. Изменения в культуре индейских племен под влиянием торговли с европейцами были очевидны. Так, например, жившие на обширной территории Великих озер группы от оседлых деревень перешли к жизни охотничьими общинами и утратили рыболовство. На разбросанных по Южным Аппалачам чероков торговля с англичанами в Чарлстоне также оказала огромное воздействие.

3.4. Появление лошади

Появление лошади на североамериканском материке привело ко многим изменениям в жизненном укладе индейцев. Культурологические наблюдения показывают, что с распространением лошади связана совершенно нетипичная ситуация для процесса обычного внедрения культурных инноваций. В этом смысле решающую роль играло резкое усиление (благодаря появлению лошади) энерговооруженности соответствующих коллективов. Многократно возрос вес транспортируемых грузов. Кроме того, благодаря возможности мобильных и дальних передвижений больших коллективов упростилось преодоление неблагоприятных экологических ситуаций, недостатка сырьевых запасов. С точки зрения социальных последствий, применение лошади создало предпосылки для укрупнения человеческих коллективов, унификации в них бытовых и хозяйственных условий, освоение монолитными группами более значительных территорий. Изменения в быту и хозяйственной деятельности связаны с усовершенствованием кочевого жилища и его утвари, с развитием номадной экономики, опирающейся на узкоспециализированное или широкопрофильное скотоводство. При индейском быте, сложившимся благодаря бизоньим охотам, каждое убитое животное использовалось полностью. Европейцы употребляли в основном шкуры. Совместными усилиями белых и индейских охотников бизоны были истреблены к 80-м годам XIX века. Конец "века бизона" стал концом самостоятельного развития индейских культур. В это же время начинается долгий и мучительный процесс переселения индейцев в места компактного проживания - резервации, где не полностью ассимилировавшиеся коренные американцы проживают и в наши дни.

Заключение

Доколумбовская Америка представляла собой изолированную экологическую систему, болезненно отреагировавшую на вторжение извне. Американские индейцы оказались беззащитными перед завезенными европейцами инфекционными болезнями, а бактерии, сорняки и сельскохозяйственные вредители, случайно попавшие в Новый Свет вместе с сознательно завезенными туда из Европы полезными растениями и животными, вызывали острейшие экологические катастрофы, губительные не только для растительного и животного мира, но и для коренных жителей. Биологическое ослабление индейцев облегчало задачу политического завоевания принадлежащих им территорий. Однако индейцы погибали и от менее серьезных инфекций -- например, ветрянки или кори, так как их организмы не имели иммунитета против этих неведомых в их мире болезней. Этот биологический фактор объясняет, почему европейцы не встретили должного сопротивления и относительно легко подчинили себе Новый Свет.

Открытие Америки сильно повлияло на жизнь европейцев. И дело не только и не столько в том, что из Америки в Старый Свет были завезены картофель, помидоры, кукуруза, арахис, тыква и некоторые другие растения, без которых невозможно представить себе рацион современных европейцев. Коренным образом изменилось миропонимание: начавшиеся после экспедиций Колумба регулярные контакты через океан привели к осознанию того, до какой степени могут отличаться культуры различных народов. Американские индейцы и их образ жизни казались европейцам особенно удивительными потому, что они совершенно не вписывались в картину мира, веками складывавшуюся на основе Библии и сочинений античных авторов.

Названия некоторых племен остались увековеченными на карте Америки: топонимы Иллинойс, Северная и Южная Дакота, Массачусетс, Айова, Алабама, Канзас и многие другие -- индейского происхождения. Сохранились и некоторые индейские языки.

Список использованной литературы

1. Бурова И.И., Силинский С.В. Соединенные Штаты Америки. - СПб, 2002.

2. Козенко Б.Д. и др. История США. - Самара, 1994.

3. Гачев Г. Национальные образы мира: Америка. - М., 1997.

4. Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. - М., 1962.

5. Фурсенко А.А. и др. История становления американского государства. - Л., 1992.

6. Шейгал Е.И. Введение в американистику. География и история. - Волгоград, 1995.

7. Шлезингер А.М. Циклы американской истории. - М., 1992.

8. Яброва М.М. Очерки колониальной экспансии Англии в эпоху первоначального накопления. - Саратов, 1966.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать