История Беломорканала
p align="left">Среди заключённых было много поэтов - Панкратов, Казарновский, Евреинов. Некоторые из них вернулись из белогвардейской эмиграции на родину и, конечно, сразу были арестованы. В том числе и первоклассный поэт Владимир Кименский.

Поэтическая молодежь тогда жила стихами Баратынского и только что вышедшего сборника О.Мандельштама "Камень".

Интеллигенция в тех условиях не сдавалась. Она жила своей, часто скрытой от посторонних глаз, духовной жизнью, собираясь и обсуждая разные философские проблемы. Помню выступления А.А.Мейера, воспоминания Ю.Н. Данзас об императорской семье, позднее на Беломорско - Балтийском канале рассказы А.Ф.Лосева. Это были очень интересные люди. Заключенные поддерживали друг друга, помогали. Это были исключительные, замечательные люди, и я считаю своим долгом помнить их и рассказать о них.

Я видел Горького в Соловецком лагере и отлично знаю, что он все видел и знал, что там происходит. Один мальчуган рассказал ему об истязаниях, о том ужасе, который творится…».

Кураторами строительства Беломорско - Балтийского канала стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Лазарь Коган. Строительством канала руководил Н. А. Френкель, которому и принадлежала идея превращения каторги в громадное предприятие, приносящее государству большие доходы, так понравившаяся Сталину .

В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Э. И. Сенкевич, П. Ф. Александров и С. Г. Фирин.

Весной 1932 г. Генрих Ягода, тогда еще заместитель председателя ОГПУ, утвердил "Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Якова Рапопорта на строительстве Беломоро - Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных". В соответствии с Положением им предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных ГУЛАГа. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Большинство заключенных в новый лагерь перевели в основном с Соловков. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала). Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов.

К 1 мая 1932 г. на строительстве канала было занято 100 тыс. рабочих, из которых 60 тыс. размещалось в бараках. Остальные жили в палатках и иных постройках временного типа. Без современной техники, без достаточного материального обеспечения руководство стройкой добилось "по многим объектам... нормы выработки, превышающие единые всесоюзные нормы".

В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ.

Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников.

Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ. Основным средством стимулирования заключенных стала так называемая «котловка» - неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем меньше он получал еды. Те заключенные которые не выполняли норм, получали «штрафной паек». Естественно, такие меры приводили к мгновенному истощению и смерти. И конечно, паек для «ударников», перевыполнявших норму, не покрывал физических затрат.

Для повышения эффективности работы каналармейцев использовалось и соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов. Этому способствовала и изощренная пропагандистская кампания по восхвалению государственной пенитенциарной политики.

Так, типичнейшим пропагандистским роликом был художественный фильм "Заключенные" о быстром и чудодейственном превращении преступников в передовых строителей нового общества.

"Вам строители Беломорстроя, осознавшим свои преступления против Советской власти и искупающим свою вину через общеполезный труд, этот день должен также быть дорог, как и каждому гражданину СССР" - говорилось в Приказе по строительству Беломоро-Балтийского водного пути и Беломоро-Балтийскому лагерю ОГПУ № 111 от 6 ноября 1932 г.

По воспоминаниям заключенного, имя которого осталось неизвестным, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему: "Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма - наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!"

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло.

Грубая физическая сила сама по себе не могла привести к успеху в сложном гидротехническом строительстве. Требовался точный конструкторский и инженерный расчет. Для этого искали по всей стране, арестовывали и забирали в лагерь на строительство любых необходимых здесь специалистов. Инженер-путеец в третьем поколении, представитель знатного российского рода Вяземских Орест Валерьянович Вяземский вспоминал, как после ареста, на следствии он спросил у следователя, в чем конкретно его обвиняют. "Вы не были советским человеком", - ответил следователь НКВД. «Да, -соглашается Вяземский. - Я не люблю собраний, не читаю советских газет и не хожу на митинги. Значит, я не советский человек». И этого оказалось достаточным, чтобы Вяземского приговорили к пяти годам заключения в лагере.

После завершения работ на строительстве Беломорского канала О. В. Вяземского, как и других проектировщиков и инженеров наградили орденом и выпустили из лагеря.

Другой инженер К. М. Зубрик, также ставший орденоносцем и получивший известность оригинальными конструктивными разработками на Беломорском канале, в течение полутора лет после ареста (декабрь 1930 года) не знал своего приговора и даже срока, который ему назначено провести в лагере. Ему забыли сообщить. Для НКВД это было неважным. И только в июне 1932 года по запросу жены он узнал, за что и на какой срок осужден. К. М. Зубрик также получил орден и был освобожден из заключения сразу же по завершении строительства Беломорско-Балтийского канала.

По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев - с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет).В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. В сооружениях канала применялись главным образом местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.

В мае 1933 г. Г. Г. Ягода докладывал И. В. Сталину о готовности Беломорканала. Строительство завершилось 20 июня 1933 года, канал был назван «каналом имени Сталина». В июле этого же года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути.

Сталин остался доволен. Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами.

В связи с окончанием строительства Беломоро-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно и без всяких ограничений освободить значительное число заключенных, "особо проявивших себя ударниками, имеющих особые заслуги по указанному строительству". Никогда более подобной практики массового освобождения заключенных в СССР не применяли.

Официальное открытие канала состоялось 5 августа 1933.

Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства ББК как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».

Летом 1933 года, незадолго до открытия, ББК посетила группа из 120-ти писателей и художников во главе с Максимом Горьким (среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер, Д. П. Святополк-Мирский и другие) для ознакомления с чудом социалистической экономики. Писатели осуществили путешествие пароходом по недостроенному каналу, посетили специально подготовленные к визиту лагеря, общались с заключенными, которые, конечно же, хвалили партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершили прогулки по каналу.

Писателя Александра Овдиенко так поразили, что он впоследствии вспоминал: «Я ошалел от увиденного достатка ударников - каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска…».

В результате этой поездки 36 писателей (среди них Максим Горький, В.П.Катаев, В.В.Иванов, В.М.Инбер, А.Н.Толстой, М.М.Зощенко и др.) выпустили 600-страничную книгу «Беломорско - Балтийский канал имени Сталина» о героическом труде создателей Беломорканала и посвятили ее XVII съезду ВКП(б). Писатели поведали читателям советской страны о необычайно высоких темпах роста социалистической экономики, об ударном труде производственников на сооружении канала, об ущербности европейско-американского капитализма, о героических усилиях чекистов по организации работ и по "перековке" заключенных. Ничего только не говорилось о жестокости порядков, о голоде, о холоде, о гибели тысяч людей, унижении их человеческого достоинства.

«Это одна из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы севера. В то же время - это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата-диктатора и советской общественности в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда. Быстрая победа над враждебной людям природой, совершенная дружным натиском тысяч разнородных, разноплеменных единиц - изумительна, но еще более изумительна победа, которую одержали над собой люди, анархизированные недавней, звериной властью самодержавного мещанства» - такая оценка даётся открытию ББК в этом издании.

А. И. Солженицын писал по поводу всей этой пропагандистской вакханалии: «Всемирно известный БелБалтлаг вобрал в себя в 1931-1932 годах сотни тысяч русских, украинских и среднеазиатских мужиков. Раскрыв августовскую газету 1933 года, посвящённую окончанию канала, читаем список награждённых. Ордена пониже получают там и бетонщики, арматурщики, но высший орден, орден Ленина, -- только восемь человек, ещё с большими фотографиями каждого, и дан он лишь двум собственно инженерам, но зато -- всему высшему руководству канала (по сталинскому пониманию роли личности). И кто же там во главе? Генрих Ягода, нарком НКВД, Матвей Берман, начальник ГУЛага, Семён Фирин, начальник БелБалтлага (к моменту награды -- уже начальник Дмитлага, и там повторится вся картинка ещё раз), Лазарь Коган, начальник строительства (таковым поедет и на Волгоканал), Яков Рапопорт, заместитель начальника строительства, Нафталий Френкель, начальник работ Беломорстроя (и злой дух всего Архипелага).

И все их портреты опять крупно повторены были в торжественно-позорной книге «Беломорканал» -- формата как церковное Евангелие, как на Тысячелетнее Царство впереди.

И вот 40 лет спустя я повторил эти шесть портретов негодяев в «Архипелаге», -- с их же выставки и взял, и не выборочно, а всех управителей, кто был помещён».

Беломоро-Балтийский ИТЛ действовал с ноября 1931 г. по сентябрь 1941 г., его управление первоначально находилось в г. Медвежьегорске, с июля 1933 г. по сентябрь 1935 г. - в селе Надвоицы, а затем снова в Медвежьегорске. Число заключенных в лагере достигало 108000 человек, которые первоначально были заняты на строительстве Беломоро-Балтийского канала, а позднее в его эксплуатации, лесозаготовках, транспортном, гидротехническом и промышленном строительстве.

17 августа 1933 г.было принято Постановление СНК «О Беломорско - Балтийском комбинате».

«В целях освоения Беломорско - Балтийского канала им. Сталинаи прилегающих к нему районов» был образован Бeломорско-Балтийский Комбинат (Белбалткомбинат), непосредственное руководство которым было возложено на ОГПУ. Белбалткомбинат являлся самостоятельной хозяйственной единицей.

Иван Солоневич, который попал на комбинат в 1933 г.за попытку побега из СССР, и которому позднее всё же удалось осуществить эту попытку, писал о ББК: «Бeломорско-Балтийский Комбинат - сокращенно ББК, - это цeлое королевство с территорией от Петрозаводска до Мурманска, с собственными лeсоразработками, каменоломнями, фабриками, заводами, желeзнодорожными вeтками и даже с собственными верфями и пароходством. В нем девять "отдeлений": мурманское, туломское, кемское, сорокское, сегежское, сосновецкое, водораздeльное, повeнецкое и медгорское. В каждом таком отдeлении - от пяти до двадцати семи лагерных пунктов ("лагпункты") с населением от пятисот человeк до двадцати пяти тысяч. Большинство лагпунктов имeют еще свои "командировки" - всякого рода мелкие предприятия, разбросанные на территории лагпункта.

На ст. Медвeжья Гора ("Медгора") находится управление лагерем - оно же и фактическое правительство так называемой "Карельской республики" - лагерь поглотил республику, захватил её территорию и - по известному приказу Сталина об организации Балтийско - Бeломорского Комбината - узурпировал всe хозяйственные и административные функции правительства. Этому правительству осталось только "представительство", побeгушки по приказам из Медгоры, да роль декорации национальной автономии Карелии».

Авторы " Истории Карелиии с древнейших времён до наших дней отмечают:"В ситеме Белбалткомбината развивалась лесопильная и деревообрабатывающая промышленность. Помимо Медвежьегорского и Сегежского лесозаводов, принятых от треста "Кареллесдрев" в 1934 г., ББК построил Пиндушский, Сунозерский и Летнереченский лесозаводы. Кроме того, комбинат имел две мебельные фабрики в Медвежьегорске и Надвоицах, 10 однорамных лесозаводов передвижного типа и 19 шпалорезок. Было развито лесохимическое производство: велась заготовка смолы, дёгтя, угля. Заключённые производили более трети продукции лесопильной промышленности Карелии."

После окончания строительства в Беломоро - Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

23 марта 1939 года Постановлением СНК СССР № 321 «О передаче Беломорско-Балтийского канала имени Сталина в ведение Наркомвода» канал был выведен из структуры БелБалтКомбината ОГПУ СССР и стал самостоятельным предприятием.

Создание Беломорско - Балтийского канала дало жизнь Беломорску, а также другим городам Карелии от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в республике начала развиваться промышленность. На базе канала был построен каскад Выгских гидроэлектростанций, дающих дешевую электроэнергию, что позволило, например, построить алюминиевый и целлюлозно-бумажный комбинаты.

Также выросли новые города и поселения -- Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Местечко Повенец стало большим портом, а Беломорск -- важным промышленным центром.

В первую навигацию было перевезено 1,143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров. В 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, что составляло 44 % пропускной способности.

Со стратегической точки зрения канал предоставил возможность связать Белое и Балтийские море. Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать надежную защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали именно военные корабли - одни из первых советских субмарин класса "Декабрист".

Таким образом, история сооружения и деятельности Беломоро - Балтийского канала в сталинский период - это история страданий огромного количества советских людей.

Идея об использовании массового труда заключённых, предложенная Н.А. Френкелем, и испытанная на строительстве Беломорского канала, неоднократно воплощалась властями СССР и в дальнейшем. После Беломорского канала в Карелии началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, судоходного канала Москва-Волга и десятков иных комбинатов, заводов и городов.

2. ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время

12 июня 1941 года Приказом по ББК № 54 за подписью заместителя начальника Управления -- главного инженера А. И. Василова в бассейне открыта последняя предвоенная навигация.

А уже 23 июня 1941 г., на следующий день после начала Великой Отечественной войны, начальник «объекта МПВО», - так стало обозначаться в документах Управление Беломоро - Балтийского канала, - А. И. Василов издал приказ №1 “О введении угрожаемого положения на Беломорско - Балтийском канале им. Сталина». Были введены круглосуточное дежурство у селекторных и телефонных аппаратов, постоянное ношение противогазов. Работники гидроузлов и жители шлюзовых посёлков по 4 часа в день рыли щели для укрытия от налётов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать