История Эстонии

История Эстонии

53

Реферат:

История Эстонии

СОДЕРЖАНИЕ

История Эстонии

ВВЕДЕНИЕ

1. Доисторический период

2. Средневековье

2.1. Походы русских князей на «чудь» и
крестовые походы

2.2. Под датским господством

2.3. В составе Тевтонского ордена

2.4. Под шведским господством

3. Эстония в составе Российской империи (1721-- 1918)

3.1. Эстонская культура и национальное движение

3.2. Борьба за независимость

4. Война за
независимость (1918-1920 гг.)

5. Эстонск
ая Республика (1920-1940 гг.)

5.1. Развитие экономики

5.2. П
олитическая жизнь

5.3. Режим Пятса

5.4. Международная политика

6.
Присоединение Эстонии к СССР

7. Вторая мировая война

7.1. Начало войны

7.2. Включе
ние в Рейхкомиссариат Остланд

7.3. Бои за Эстонию

7.4. Попытка передачи власти пра
вительству Тиифа

7.5. Заняти
е Эстонии советскими войсками

7.6. Человеческие потери

8. Эстония в составе СССР

8.1. Борьба за восст
ановление независимой Эстонии

9. Независимость Эстонии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложен
ие: Периоды Эстонской истории

ЛИТЕРАТУРА

СОДЕРЖАНИЕ

История Эстонии

ВВЕДЕНИЕ

Эстомния (эст. Eesti), официальное название -- Эстомнская Респумблика (эст. Eesti Vabariik) -- государство в Европе на северо-восточном побережье Балтийского моря.

На востоке граничит с Россией, на юге -- с Латвией. На севере отделена от Финляндии Финским заливом, на западе от Швеции -- Балтийским морем.

Расположена в северо-восточной части Европы. Омывается с севера водами Финского залива, с запада -- Балтийским морем и Рижским заливом, граничит с Латвией на юге и с Россией -- на востоке. Длина береговой линии 3 794 км. В состав Эстонии входит 1 521 остров в акватории Балтийского моря общей площадью 4,2 тыс. кмІ. Самые крупные из них -- Сааремаа и Хийумаа, а также Муху, Вормси, Кихну и др. Несмотря на значительную площадь, на островах проживает менее 5 % населения страны. Реки Эстонии невелики, но достаточно полноводны. Площадь Эстонии 45 226 кмІ.

1. Доисторический период

Жизнь людей на территории современной Эстонии стала возможна после отступления ледника во время последнего ледникового периода около 12 тысяч лет назад. Согласно археологическим данным, древнейшим из известных поселений здесь явилась стоянка древних людей на берегу реки Пярну у деревни Пулли, что находится вблизи города Синди. Стоянка датируется началом IX тысячелетия до нашей эры. Более поздние поселения общин охотников и рыбаков, датируемые серединой VII тысячелетия до нашей эры, были обнаружены в окрестностях города Кунда, в северной Эстонии. Костяные и каменные предметы, схожие с найденными под Кунда, находят и в других местах Эстонии, а также в Латвии, северной Литве и южной Финляндии. Так называемая
кундская культура существовала вплоть до эпохи мезолита (V тысячелетия до нашей эры).

С V по III тысячелетие до н. э. территория Эстонии была заселена народами культуры ямочно-гребенчатой керамики, жившими также в Финляндии, Швеции и на восток до Урала.

В эпоху неолита (IV--II тысячелетие до н. э.) прежнюю культуру сменяет культура шнуровой керамики, распространённая также в Центральной и Восточной Европе и Скандинавии. Представители культуры шнуровой керамики, предположительно, некоторое время сосуществовали с прежними обитателями.

В I тысячелетии до н. э. население территории нынешней Эстонии переходит к оседлому образу жизни и строит первые укреплённые поселения (городище Иру близ Таллина). С середины I тысячелетия до н. э. развиваются связи с соседями, возникают сухопутные и морские пути, на перекрёстке которых в дальнейшем возникали поселения

Название Эстония может происходить от слова «Aestii», которое впервые упоминается римским историком Тацитом в 98 году н. э. в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии». Так, по его словам, германцы называли народы, жившие на северо-восток от реки Висла.

2. Средневековье

2.1. Походы русских князей на «чудь» и крестовые походы

Первые упоминания о городах Тарту (Юрьев, Дерпт) и Таллин (Колывань, Лидна, Линданисе, Реваль; эстонское название предположительно означает «датский город») появились в XI и XII веке. Как явствует из Повести временных лет, в 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый предпринял поход на
чудьЧудь - древне-русское название эстов (древнее название эстонцев), а также других финских племен к востоку от Онежского озера по рекам Онега и Северная Двина. Русские переселенцы, направлявшиеся в Ростовский край встречались с финскими туземцами в самом центре нынешней Великороссии. Встреча эта имела мирный характер. Иорнанд называет финнов самым кротким племенем из всех обитателей европейского племени. Правда, есть смутные воспоминания о борьбе на местах двух религий (сопротивление христианству). Древняя Русь все мелкие финские племена объединяла под одним общим названием, Чуди (они ощущали превосходство над финнами). Судьба финнов на европейской почве служит оправданием этого впечатления. Некогда финские племена были распространены далеко южнее линии рек Москвы и Оки. Происходило заселение, а не завоевание края. (Ключевский В.О.), покорил их и заложил город, названный Юрьев, по христианскому имени князя. По-видимому, тогда же окрестные племена начали платить дань русским князьям. Так, согласно Новгородской первой летописи, весной 1061 года, воспротивившись сбору дани князем Изяславом, чудь сожгла Юрьев и, начав с разорения окрестных сёл, дошла до Пскова, однако была разбита псковскими и новгородскими войсками.

В 1116 году новгородцы взяли город Медвежья голова (совр. Отепя). 23 января 1131 года (1132 года по современному календарю) Всеволод Мстиславич был разбит чудью в Клине. 9 февраля 1133 года (1134) года тот же князь с новгородским войском взял Юрьев. Зимой 1176 г. эсты напали на Псков, но взять не смогли, а в 1179 году князь Мстислав Ростиславич, вступив 1 ноября на новгородское княжение, немедленно предпринял успешный поход в чудскую землю. В 1191 году князь Ярослав с новгородцами и псковичами взял Юрьев («иде князь Ярославъ с новгородци и со плесковици и со всею областью своею на Чюдь и взя город Гюргевъ, и пожгоша землю их и полона бещисла приведоша»), а в следующем году город Медвежья голова.

В конце XII века начался Ливонский крестовый поход, который распространился в начале XIII века и на Эстонию, подвергшуюся немецкой церковно-феодальной агрессии. С созданием Ордена меченосцев (1202 год) началось ее завоевание чужеземцами. В 1208 году ливы и латыши были покорены Орденом. В 1210 году войском меченосцев был взят Вильянди. В 1211 году эсты разбили крестоносцев на реке Юмера.

В 1212 году, согласно Новгородской летописи, князь Мстислав совершил два успешных похода на чудь, захватив в первом большое количество скота, а во втором без штурма покорив город Медвежья голова. Согласно Ливонской хронике, Мстислав предпринял свой поход в Эстонию, узнав о том, что она подверглась нападению крестоносцев, но, не застав в ней последних, поскольку они уже отступили в Ливонию, осадил город Варболэ и, взяв с него выкуп, ушел. Та же хроника утверждает, что во время его отсутствия во Пскове эсты во главе со старейшиной Лембиту совершили удачный набег на город (данный факт не зафиксирован ни в псковской, ни в новгородской летописях).

В 1217 году эсты потерпели поражение в битве с крестоносцами при Вильянди, где погиб предводитель эстонских воинов, старейшина Лембиту.

2.2. Под датским господством

В 1219--1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию, в ходе которого датчанами была захвачена северная Эстония.

В результате восстания 1223 года, начавшегося со взятия и разрушения эзельцами (жителями острова Сааремаа) замка, построенного незадолго перед этим датчанами, почти вся территория Эстонии была освобождена от крестоносцев и датчан. Был заключён союз с новгородцами и псковичами. В
Дорпате, Вилиендэ и других городах были размещены небольшие русские гарнизоны (в этом году состоялась знаменитая битва на реке Калке, в которой объединённое войско южных русских княжеств и половцев потерпело сокрушительное поражение от монголов). Однако уже в следующем году Дорпат (Юрьев), как и остальная материковая часть Эстонии, был вновь захвачен крестоносцами.

К 1227 году немецкому рыцарству удалось овладеть всей территорией страны. В 1237 году Орден меченосцев вошёл в состав Тевтонского ордена. Северные уезды (Рявала, Харью и Вирумаа) отошли к Дании по договору 1238 года в Стенбю, часть земель была роздана вассалам Ордена.

Из восстаний эстов XIV века наиболее известны жестоко подавленные восстание Юрьевой ночи (23 апреля 1343 года) и восстание на Сааремаа с захватом Пейде (24 июля 1343 года).

2.3. В составе Тевтонского ордена

В 1346 году датский король Вальдемар IV Аттердаг продал датскую часть Эстландии великому магистру Тевтонского ордена Генриху Дуземеру, который вскоре передал её ландмейстеру Тевтонского ордена в Ливонии Госвину фон Херике. В 1347 году эстландскому рыцарству, монастырям и городу Ревель были подтверждены их привилегии.

В начале XVI века окончательно утвердилось крепостное право. Вся административная и судебная власть находилась в руках немецких магистратов. В городах образовались купеческие гильдии и цехи ремесленников. Ревель, Дерпт, Пернау и Феллин входили в Ганзейский союз. Архитектурный облик городов, особенно Таллина с его средневековой готикой, формировался под сильным влиянием западной и североевропейской («ганзейской») архитектуры. Движение Реформации, начало которой было положено Мартином Лютером в Германии (1517), получило широкое распространение в Эстонии. Одним из главных требований Реформации было проведение богослужения на языках местных народов, что стало причиной издания в Германии первых книг на эстонском языке (1525, 1535).

К началу Ливонской войны (1558--1583) население Эстонии составляло от 250 000 до 300 000 человек. Результатом этой войны стало прекращение существования Ливонской конфедерации. Северная часть Эстонии оказалась под властью шведов, а Южная Эстония -- Речи Посполитой. Таллин, преследуя свои торговые интересы, добровольно принял протекцию Швеции. В 1559 году Дания захватила остров Сааремаа и часть западной Эстонии. Датский король отдал эти земли во владение герцога Магнуса Гольштейна. В 1561 году Дерптское епископство (Тарту) было захвачено Россией.

2.4. Под шведским господством

В 1561 году шведская армия высадилась в Ревеле и взяла под контроль северную часть средневековой Ливонии.

В ходе Ливонской войны русские войска подступали под стены Ревеля по приказу царя Ивана Грозного дважды: в 1570 и 1577 году, но оба раза осада окончилась ничем. К моменту окончания Ливонской войны население Эстонии сократилось до 120 000--140 000 человек. Россия уступила все захваченные в Ливонии территории Польше (договор подписан в 1582 году) и Швеции (договора 1583 и 1595 годов).

В начале XVII века борьба за Прибалтику между Швецией и Речью Посполитой продолжилась, и по условиям завершившего её Альтмаркского перемирия 1629 года к Швеции отошло целиком всё Лифляндское герцогство (включавшее современную Южную Эстонию и Северную Латвию). После поражения в войне 1643--1645 годов Дания уступила контроль над Сааремаа и Швеция владела всей современной территорией Эстонии.

Шведское господство оспаривалось Польшей в войне 1654--1660 годов и Россией в войне 1656--1661 годов, но Швеция сохранила свои позиции в Эстляндии до конца века. Население Эстляндии восстановилось до 400 000 человек.

До XVII века основой экономики Эстонии служила торговля. В силу выгодного территориального расположения через Таллин и Нарву проходили товары из Европы в Россию и обратно. Река Нарва обеспечивала связь с Россией: Псковом, Новгородом, Москвой. Основное число аристократов-землевладельцев в Эстонии составляли немцы и шведы. В 1671 году был принят закон, разрешающий возвращение бежавших крестьян, а также их запись в крепостных книгах. В средние века Эстония являлась крупным поставщиком зерна в северные страны. Только в XVII веке началась индустриализация добывающих отраслей и деревообработки.

С конца XVII века получило распространение школьное обучение на эстонском языке. В 1684 году при поддержке шведской королевской власти близ Тарту была открыта учительская семинария, где преподавал Бенгт Готтфрид Форселиус. В годы Великого Голода (1695--1697), из-за неурожайных лет, население сократилось приблизительно на 70 000 человек. Около 6 процентов населения Эстонии проживало в 10 городах, крупнейшими из которых были Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Нарва, Аренсбург, Пернау, Феллин.

3. Эстония в составе Российской империи (1721-- 1918)

В начале XVIII века интересы Российской империи в Балтийском регионе столкнулись с интересами Швеции. Северная война (1700--1721) завершилась капитуляцией Швеции и присоединением в 1710 году Эстонии и Латвии к Российской империи, что было официально закреплено Ништадтским мирным договором 1721 года.

На территории Северной Эстонии была образована Ревельская губерния (с 1783 -- Эстляндская), а Южная Эстония вместе с Северной Латвией образовывали Лифляндскую губернию. После присоединения эстонских земель к Российской империи Пётр I восстановил права немецкой аристократии, утерянные при шведском правлении.

За время Северной войны и эпидемии чумы 1710--1711 годов население Эстляндской губернии уменьшилось до 150 000--170 000 человек, но вскоре начало стремительно расти и к 1765 году достигло 400 000 человек.

В 1739 году на эстонском языке была впервые издана Библия. К концу XVIII века более половины населения губернии умело читать.

Появление новой российской столицы Санкт-Петербург сильно снизило торговое значение таких городов как Ревель (Таллин) и Нарва.

К 1790 население Эстляндской губернии насчитывало около 500 000 человек. Выросло и городское население (1782): Ревель (Таллин) -- 10.700, ДерптДерпт - официальное название г. Тарту в 1224-1893 гг. (Тарту) -- 3400, Нарва -- 3000, Пернау (Пярну) -- 2000. В первой половине XIX века немцы составляли 40--50 % горожан, и только 20--40 % являлись эстонцами.

В 1802 году заново открылся основанный в 1632 году Тартуский университет, двери которого были закрыты во время Северной войны.

В том же году была проведена реформа, смягчающая крепостное право, обеспечивающая имущественные права крестьян на движимое имущество, и создавшая суды для решения крестьянских вопросов. Упразднение крепостного права в 1816 стало важным шагом на пути освобождения эстонских крестьян от немецкой зависимости, однако прошло ещё несколько десятилетий, прежде чем они получили право приобретать землю в собственность.

В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» (эст. "Marahwa Nдddala-Leht") под редакцией Отто Масинга. В 1838 году в Дерпте (Тарту) основывается «Общество учёных Эстонии», участниками которого были такие учёные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд. В 1843 году пастор Эдуард Ааренс (1803--1863) публикует грамматику эстонского языка, которая заменяет германо-латинскую модель, использовавшуюся до этого. В 1840-ых годах не менее 64000 крестьян приняли православие. Однако в следующие два десятилетия было подано свыше 35000 ходатайств о возврате в лютеранскую церковь.

Аграрный закон 1849 года разделил земли поместий и разрешил продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили удостоверяющие личность документы, и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян на юге Эстонии и свыше 50 % на севере являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.

3.1. Эстонская культура и национальное движение

Аграрные реформы и развитие системы образования при императоре Александре II способствовали зарождению эстонского национального движения. Ярким представителем такого движения стал Якоб Хурт (1839--1906) -- основатель национальной идеологии, считавший, что миссия движения должна быть культурной, а не политической. Более радикальное направление возглавлялось Карлом Робертом Якобсоном (1841--1882), педагогом, писателем, журналистом, основателем первой политической эстонской газеты «Сакала» (выходила с 1878 по 1882 годы). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев. Он отмечался российским правительством, как главный противник балтийских немцев в Эстонии.

Общество эстонских писателей (1872--1893), основанное в Дерпте (Тарту), и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке. С 1870 года был образован первый эстонский театр -- «Ванемуйне» (эст. «Vanemuine»). Следуя немецким традициям, в 1869 году был организован первый Певческий праздник -- фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12 000 человек. Этот фестиваль, проходящий каждые 4 года, и сегодня является одной из самых известных традиций Эстонии.

В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику снижения немецкого влияния, названную политикой русификации. В 1882--1883 годах российский сенатор Николай Манасейн организует ревизию в балтийских провинциях. Ревизия показала, что балтийские немцы до сих пор господствуют в административных органах, экономической и политической сферах. Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. Но реформы так и не были завершены -- большинство чиновников не было знакомо с местными условиями, не знало языка. Таким образом, особенно в провинциях, влияние балтийских немцев осталось неизменным вплоть до 1917 года.

В 1897 году население Эстонии составило 958 000 человек, 90 % -- эстонцы, около 4 % -- русские и 3,5 % -- балтийские немцы. Около 65 % населения были заняты в сельском хозяйстве, 14 % работали в индустриальном секторе и строительстве и около 14 % были заняты на транспорте и в сфере обслуживания. Балтийские немцы и русские оставались интеллектуальной, экономической и политической элитой общества.

Уже в 1914 году в рядах русской армии служило 140 эстонских кадровых офицеров, в сражениях Первой мировой войны участвовало около ста тысяч эстонцев, и 2000 из них получили офицерские звания. Семь старших офицеров командовали полками, 17 -- батальонами, 13 имели академическое военное образование, 12 носили звание полковников, 28 -- подполковников, трое служили во время войны начальниками штабов дивизий. Во время Первой мировой войны за храбрость и умелое руководство боевыми действиями офицеры-эстонцы были награждены 333 российскими орденами, в том числе 47 орденами Святого Георгия. Получил этот почётный боевой орден за личную храбрость и будущий герой Освободительной войны Юлиус Куперьянов, награжденный еще пятью орденами: св. Анны трех степеней и св. Владимира двух степеней.

3.2. Борьба за независимость

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать