История Древней Руси
p align="left">В 1964 г. был смещен со всех постов Н.С. Хрущев, обвиненный в волюнтаризме, субъективизме, стремлении к установлению своего всевластия в партии и государстве. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. Пост председателя Совета министров СССР занял А.Н. Косыгин. С его именем связана попытка осуществления экономической реформы в 1965 г. В промышленности был восстановлен отраслевой принцип управления. Планировалось перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость и самофинансирование). В сельском хозяйстве упор был сделан на экономические рычаги - увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату, пенсии и т.д.

Начиная с 1953 г. активизировалась внешняя политика СССР. В 1959 г. состоялись первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева в США и ответный визит вице-президента США Р. Никсона. В 1963 г. был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (атмосфере, космосе и под водой). Но прочной основы в отношениях СССР с Западом не было. Отношения между СССР и Западом ухудшились еще больше, после того как в 1960 г. над Свердловском был сбит американский разведывательный самолет. Особенно острым был Карибский кризис 1962 г., возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе.

С созданием сообщества социалистических стран резко возросло международное значение СССР, который стоял во главе мировой социалистической системы. Социалистической ориентации придерживалось немало стран Третьего мира. За всю историю Российского государства оно не имело такого высокого экономического потенциала, международного авторитета и влияния на судьбы мира.

В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) -- Организация Варшавского Договора. В 1956 г. советские войска подавили антикоммунистическое восстание в Венгрии. В начале 60-х резко обострились отношения с Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов. В 1968 г. произошел военный конфликт между КНР и СССР из-за острова Даманский на Амуре.

26

Председателем Совета министров СССР при Брежневе был А.Н. Косыгин. Он попытался осуществить экономическую реформу в 1965 г. В промышленности был восстановлен отраслевой принцип управления. Планировалось перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость и самофинансирование). В сельском хозяйстве упор был сделан на экономические рычаги -- увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату, пенсии и т.д. Эффект экономической реформы сказался в 1966--1970 гг., но в 70-е годы вновь резко усилилось централизованное.

Период 1971--1985 гг. охватывает в нашей истории 9, 10, 11 пятилетки. Приоритетными направлениями развития промышленности были атомная электроэнергетика, автомобилестроение. С присоединением в десятой пятилетке к энергосистеме Европейской части Союза энергосистемы Сибири была создана Единая энергетическая система СССР. Была сооружена первая в мире атомная теплоэлектроцентраль. Осуществлено строительство крупных промышленных и транспортных объектов. Сформированы крупные территориально-производственные комплексы, которые обеспечивали весь прирост добычи нефти, газа, угля. В 1971 -- 1985 гг. разрабатывались крупномасштабные перспективные программы по развитию энергетики, Нечерноземья, товаров народного потребления, автодорожного строительства, продовольственная программа.

С середины 70-х годов стали проявляться симптомы кризисных явлений в экономике. Замедление развития научно-технического прогресса; износ оборудования в промышленности; усилилось отставание инфраструктурных отраслей от основного производства; наметился ресурсный кризис. С каждой пятилеткой среднегодовые темпы роста народного хозяйства снижались. Одной из причин этого была амбициозная внешняя политики руководства страны. Для чего требовался сверхмощный военный потенциал, который создавался военно-промышленным комплексом (ВПК). Для развития и содержания ВПК необходимы были огромные материальные и финансовые ресурсы. .

К середине 70-х годов стали ощутимы ошибки советского руководства в социально-экономической политике. За все годы социализма преимущественно развивалось производство средств производства (группа «А»). Это означало, что экономика не ориентировалась на первоочередное удовлетворение потребностей человека. Она вела к ухудшению социальной сферы.

Государство не смогло приостановить падение темпов производства, в результате чего Советский Союз в технологическом отношении отстал стран Запада. К этому добавлялись монополизм производителя, однопартийная политическая система. Это привело к потере интереса к труду и его результатам..

Монопольное положение коммунистической партии предопределяло соответствующую кадровую политику в стране. С каждым поколением интеллектуальный и профессиональный потенциал руководителей партийных и советских органов, предприятий и организаций в стране снижался.

Низкий уровень оплаты труда не способствовал сбережению трудовых. Экстенсивные методы развития экономики, необоснованное строительство новых предприятий вели к разрыву между ростом числа рабочих мест и увеличением трудовых ресурсов.

Результатом проводимой многолетней внутренней и внешней политики стало уменьшение национального богатства страны. Оно обусловлено тем, что природные ресурсы уменьшались быстрее, чем увеличивалось имущество.

К этому следует добавить, что в стране имелась скрытая инфляция, которая, по расчетам экономистов, составляла примерно 3% в год. С учетом такой инфляции национальный доход страны перестал расти уже в 80-е годы. Однако численность населения медленно увеличивалась, а размер национального дохода на душу населения уменьшался, то есть шло абсолютное обнищание населения.

Одной из основных причин тяжелого экономического положения, в котором оказалась страна, была милитаризация экономики (развитие ВПК). За счет недофинансирования других отраслей хозяйства военный потенциал СССР обеспечивал оборонную мощь государства, а также сохранял геополитическое равновесие на планете противостоял ВПК США. Этот же потенциал поощрял амбициозную внешнюю политику руководства страны, в результате которой были постоянная международная напряженность и гонка вооружений.

В 1979 г. СССР втянулся в затяжную войну в Афганистане. Эта война имела серьезные последствия для страны, выразившиеся в подрыве международного авторитета СССР, дальнейшем экономическом истощении, отрицательном психологическом климате внутри страны.

Чрезмерное развитие ВПК и связанное с этим отставание гражданских отраслей народного хозяйства привело к их технической отсталости и неконкурентоспособности на мировом рынке. Внутри страны это послужило причиной товарного голода, постоянных дефицитов продукции. Отсутствие товаров повседневного спроса в свободной продаже вело к росту цен. Неудовлетворенный спрос на товары дал толчок к созданию подпольных предприятий и развитию теневой экономики, коррупции чиновников, изменению социальной структуры общества, росту недовольства граждан.

В условиях постоянного дефицита материальных, финансовых и трудовых ресурсов в экономике страны отсутствовала конкуренция производителей продукции и услуг. В результате отсутствовали стимулы к повышению качества продуктов и услуг, замене устаревшего оборудования. Промышленная продукция СССР теряла свою конкурентоспособность на мировом рынке.

Одной из причин отставания агропромышленного комплекса было слабое развитие инфраструктуры и мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции. Не хватало хранилищ для собранного урожая, хороших дорог, ремонтных служб и запчастей для сельхозтехники. В результате в стране перманентно наступали продовольственные кризисы, что вынуждало закупать за рубежом.

Слабым местом в экономическом и особенно в социальном развитии страны был низкий уровень состояния социально-бытовой инфраструктуры. Приходящийся на душу населения объем услуг учреждений и организаций этих отраслей был ниже, чем в индустриально развитых странах. Причиной слабого развития социальной сферы был недостаточный уровень выделяемых на эти цели средств.

На опасность и последствия гипертрофированного развития ВПК, отсталость гражданских отраслей и сельского хозяйства к середине 80-х годов начали обращать внимание в центральных органах власти. Поводом к этому стало ухудшение финансового состояния государства.

В первое послевоенное десятилетие советские финансы отражали поступательное развитие экономики страны. Успешно проведенная в 1947 г. денежная реформа укрепила денежное обращение и финансы страны.

Централизация в гос. бюджете финансовых ресурсов позволяла концентрировать средства на наиболее важных направлениях экономического и социального развития страны. Денежная реформа (деноминация), проведенная в 1961 г. положила начало росту цен. Главный источник доходов бюджета -- налог с оборота, взимался с предприятий до того, как продукция, облагаемая этим налогом, была реализована конечному потребителю. В результате ослаблялось финансовое состояние предприятий.

В 60--70-е годы одним из крупных источников финансовых ресурсов государства были поступления от внешнеэкономической деятельности (от продажи сырьевых ресурсов - нефти). Однако к началу 80-х годов стали возникать трудности в получении таких средств. Т.к. стало труднее поддерживать прежний уровень добычи нефти. Изменилась и конъюнктура международного нефтяного рынка. В хозяйстве внедрялись энергосберегающие технологии. Это влекло снижение потребности в энергоносителях. На нефтяном рынке усилилась конкурентная борьба нефтедобывающих стран. Цены на нефть снижались.

Содержание ВПК, предприятий и непроизводственной сферы требовали все больших бюджетных ассигнований. Источником их были внешние займы и золотой запас страны.

Была проблема внешней задолженности нашей страны. Приблизительно столько же стране должны были другие государства. Если расходы гос. бюджета по погашению внешней задолженности росли, то поступления из внешних источников уменьшались.

Снижению бюджетных доходов способствовала начавшаяся в 1985 г. борьба с алкоголизмом. Начавшаяся в 1985 г. кампания по сокращению потребления алкогольных напитков не имела достаточной подготовки. 1) Не была подготовлена база для возмещения выбывших бюджетных доходов. 2) Недостаточно улучшилась работа культурных учреждений. 3) Не усилилась борьба с наркоманией, с производством суррогатов алкогольной продукции, что приводило к отравлению людей.

Эти и другие факторы негативно влияли на состояние гос. финансов, приближали финансовый кризис, разразившийся в начале 90-х годов. После распада СССР с 1985 по 1998 гг. этот пост министра финансов занимали 11 человек. Многие назначаемые министры финансов и их заместители были непрофессионалами, не знали финансовых проблем и путей их решения. Министерская чехарда, уход из финансовых органов в коммерческие структуры большого количества профессиональных работников, разделение министерства финансов на ряд самостоятельных ведомств, отсутствие между ними должной координации еще более ослабили систему управления государственными финансами и финансовое состояние государства.

Все эти факторы заставляли руководство страны искать пути выхода из создавшегося положения. Была осознана необходимость структурной перестройки промышленности, изменения экономических отношений в народном хозяйстве. Это выразилось в попытках расширения хозрасчета, установления прямых экономических связей между предприятиями, введения арендных отношений и др.

Страны, входящие в НАТО выявляли слабые места в экономике СССР и проводили мероприятия, целью которых было ослабление советской экономики. Организовывались широкомасштабные кампании по снижению на мировом рынке цен на нефть, ограничению экспорта советского природного газа, что приводило к уменьшению поступления в Советский Союз иностранной конвертируемой валюты.

Введение США запрета на приобретение Советским Союзом новой промышленной продукции и новых технологий, рост военных вооружений стран НАТО, повышение их технологического уровня и стоимости обострили ресурсный и технологический кризис СССР, вызвали необходимость увеличения им собственных военных научных исследований. При этом западными странами создавались условия, затрудняющие получение Советским Союзом иностранных кредитов.

Параллельно экономическому кризису в стране созревали идеологический, а затем и политический кризисы.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, официально закрепившая положение КПСС как «руководящей и направляющей силы» общества. В эти годы усилились гонения на любые проявления инакомыслия. С середины 60-х годов в СССР сформировалось правозащитное и диссидентское движение, участники которого требовали неукоснительного соблюдения принципов Конституции, а также прав человека, зафиксированных в подписанных СССР международных правовых актах. Символом правозащитного движения стал академик А.Д. Сахаров (1921--1989). Идея - борьба за гражданские права человека, за деидеологизацию культуры, за демократизацию общества и ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни. Одновременно с этим движением развивались националистические движения.

27

С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период «перестройки» и смены социально-экономической системы. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы.

Серьезный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Неудача этого курса на «ускорение» вынудила руководство страны в 1987 г. выдвинуть идею «перестройки» (модернизации) социализма.

Термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должны были происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

Предполагались социальная переориентация, преобразование структуры экономики, реформа ценообразования и перестройка финансово-кредитной системы с целью перехода к регулируемой рыночной экономике. Но центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение -- экономический кризис углублялся. В 1989г. по стране прокатилась волна экономических забастовок.

Во всех угледобывающих регионах Советского Союза начались массовые акции протеста шахтеров, требовавших большой экономической самостоятельности, сохранения в регионах значительной доли прибыли, повышения зарплаты, улучшения снабжения, улучшения условий труда и т.д.

Вышла из-под контроля и политическая обстановка в стране. В 1987 г. М.С. Горбачев заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности». В 1988 г. была осуществлена конституционная реформа. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет. В 1990 г. президентом СССР стал М.С. Горбачев. Построения правового государства означало отстранение партийных органов от государственной власти. Начался развал КПСС. Политическая обстановка в стране вышла из под контроля развернулась борьба с коммунистической идеологией. Интеллигенция и представители уголовно-теневой экономики стремились к власти. Они разжигали межнациональный конфликт, которые в конце 80-х -- начале 90-х годов прокатились по стране.

Вместо тоталитарной системы, Россия пошла по пути демократического развития. После 1991 г. впервые в государстве были созданы демократические институты. Ликвидировано господство одной партии и создана многопартийная система. Население получило демократические права (свобода слова, собраний, проживания в любом населенном пункте страны, передвижение в другие страны и пр.).

Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.

Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны.

Этот вопрос не был и не мог быть решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, объем созданного национального дохода в республиках не отражал их истинного вклада в экономику государства.

Искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов -- налог с оборота - взимался главным образом с товаров народного потребления, а он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения из союзного бюджета выделялись дотации.

В СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. Из-за усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе их из состава СССР.

В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового Союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства, в отсутствие Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Сопротивление ГКЧП возглавил Б. Ельцин.. Провал путча ускорил процесс развала СССР. Указом Ельцина на территории России была запрещена деятельность КПСС.

В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение о прекращении существования СССР и образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря М.С. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав - СССР и США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать