Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

28

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

Физико-математический факультет

Заочное отделение

Сокращенный срок обучения

Контрольная работа

по отечественной истории

Тема: Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

Проверил: К.И.Н., доцент Воронцов С.Л.

Выполнила студентка: Волкова А.Д.

Студенческий билет №: ИФ - 0289

Ярославль, 2009

Содержание

  • Введение
    • 1. Особенности общественного движения
    • 1.1 Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма
    • 1.2 Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества
    • 1.3 Рабочее движение в России в 60 - 80-х гг. XIX в.
    • Заключение
    • Литература
Введение

Эта тема дала мне понять то, что и в то время происходили разногласия между правительством и народом, что так же шла борьба за то, кто будет править государством и по какому идейному течению будут все жить. Изучая эту тему можно увидеть, что не одно идейное течение не было доведено до ума. Никто не обратил внимание на то, что их программа не доработана, все лишь только рвались к власти, стремились быть первыми, лучшими, забывая про все. Все хотели ускорить развитие страны, перепрыгнув целую ступень развития общества, забыв о том, какое время переживали они в начале XIX в. Вторая половина XIX в протекала очень бурно. Все эти стычки, аресты революционеров, только сбивали народ, который метался из стороны в сторону, не зная куда приткнуться, какому движению следовать. Россия стояла перед выбором: реформы или революция. Власть понимала, что нужны перемены и в то же время они стремились не допустить смуты, которая была неизбежна в условиях осуществления слишком решительных преобразований. Большой вес имели силы, выступавшие против всяких изменений. Поэтому было много противоречий и непоследовательности в полосе реформ. Венцом усилий властей по преобразованию общества стала эпоха "Великих реформ" 60 - 70-х гг. XIX в. Она ликвидировала крепостное право и открыла возможность ускоренного перехода к индустриальному обществу, но никто не смог правильно воспользоваться этим шансом, надеясь на то, что построение правового государства и формирование гражданского общества смогут решиться в XX в.

Из изученной мной литературы могу отметить учебник для восьмого класса, который называется "История России XIX в". В нем хорошо отражены все идейные течения, их идеологии. Они так хорошо раскрыты и так понятны, что изучать этот отрывок времени стало намного легче. Так же много полезной информации есть в Интернете, особенно рабочее движение и социал-демократия. "История России" для школьников и абитуриентов слишком сокращена. Информация в полном объеме не доступна, но зато здесь выделяются самые знаменательные события второй половины девятнадцатого века.

1. Особенности общественного движения

Первые годы царствования Александра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. Конец 20-х - начало 30-х г. г. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Центром общественного брожения становится Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации. Если во время декабристов эта была военная молодежь, выходцы из высших слоев общества, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоев общества. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию.

В 30-50-х г. г. ХIХ в. Россия переживала период великого исторического поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Каждый понимал его по-своему. Общественное движение в эти годы имело несколько характерных особенностей:

оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;

произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;

впервые консервативное направление получило собственную идеологию;

оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли;

участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли готовить лишь сознание современников к будущим переменам.

1.1 Революционно-демократическое движение: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.К. Чернышевский. Идея утопического общинного (крестьянского) социализма

Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Они организовали группу сторонников республики и утопического социализма в начале 30-х гг.

В 50-е г. г. Герцен разработал основные положения теории "общинного", или "русского", социализма. Согласно учению Герцена социализм в России возникает непременно и главной его "ячейкой" станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.

Другим крупным теоретиком революционного направление был Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1841 гг.). На словесном отделении философского факультета Московского университета вокруг него сложился кружок "Литературное общество 11-го нумера". Белинский вскоре был исключен из университета. В 1833г. он вошел в кружок

Н.В. Станкевича, а с 1834г. вел литературно-критический отдел в журналах "Телескоп" и "Молва". В 1834г. в "Молве" была напечатана его статья "Литературные мечтания". В ней автор резко критиковал идеи С.С. Уварова. В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований в России. Его взгляды особенно отчетливо проявились в критических статьях, опубликованных в журнале "Современник", издававшемся Н.А. Некрасовым. В них Белинский выступал как один из признанных духовных вождей зарождавшегося революционного лагеря. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его "Письме к Н.В. Гоголю" (1847г). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в "уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания, введении, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть". Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.

В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. К их числу, прежде всего, относится общество, сложившееся в 1845г. в Петербурге вокруг М.В. Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Еженедельно на "пятницы" Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи. Среди них были молодые писатели М.Е. Салтыков и Ф.М. Достоевский, поэты А.Н. Плещеев и А.Н. Майков, ученый-географ П.П. Семенов, пианист А.Г. Рубинштейн. Они обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть. Петрашевцы изучали социалистические учения того времени и возможность их осуществления в России. Под влиянием событий революции 1848г. в Европе среди членов кружка высказывались мысли о необходимости подготовки революции в России.

В 1849г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано.21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.

Многие революционеры 40-50-х гг. со временем пересмотрели свои взгляды на революции и социализм. В социалистическом учении разочаровался, например, Ф.М. Достоевский.

В целом революционное движение в России именно в 40-50-е гг. получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и революциями в Европе.

Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:

утрата надежды на реформирование России "сверху в результате сотрудничества верховной власти и общества

обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;

выдвижение в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции социалистических учений.

Революционное движение 40-50-х гг. стало важной причин подталкивавшей власти к реформированию общества.

Идейным вождем революционного движения в России в конце 50 - 60-х гг. стал редактор петербургского журнала "Современник" Н. .Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена об "общинном" социализме, ратовал за создание революционно организации.

В июле 1862г. Чернышевский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет. Там он написал роман "Что делать?", который был напечатан в журнале "Современник". В романе Чернышевский изложил свои взгляды на будущее социалистическое устройство общества, на новую мораль и нравственность. Эта книга стала настоящей "библией" для русских революционеров. В 1864г. Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири.

Деятельность Герцена и Чернышевского, других пропагандистов "общинного" социализма не пропали даром. Еще в 1861г. В Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н.П. Огарева, помещенной в "Колоколе", - "Земля и воля". Организация объединила несколько десятков единомышленников, люде из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т.е. "лиц разного чина и званий" - разночинце.

Программа "Земли и воли" включала требования созыва парламента и установления демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась так же идея передачи крестьянам всей земли и объединение не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.

Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегов революционеров из тюрем. Материальной помощи ссыльным. "Земля и воля" готовилась начать открытое выступление в 1863г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянское восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания уставных грамот.

Но уже в 1862г. были арестованы наиболее активные члены "Земли и воли". А в 1863г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование - не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864гю "Земля и воля" приняла решение о самороспуске.

1.2 Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества

В 60 - 70 гг. происходит реформирование общества. Реформы происходят в военной сфере, в судебной, в органах местного самоуправления, в области просвещения. Воплощение реформ происходило очень сложно. Еще в ходе разработки этих реформ появлялось не раз стремление внести в них "исправления" в консервативном духе. На практике это вышло так, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а воплощали в жизнь старые чиновники-консерваторы. Начатые все эти преобразования (реформы) на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. Общественная реформа была такова, что и либералы и консерваторы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчения политического режима и возлагали большие надежды на нового императора.

Либералы в 30-40 гг. разделились на западников и славянофилов. Идеология западников заключалась в том, что мировая цивилизация едина и вычленение из нее какой-либо страны ведет не к благу, а к загниванию, а славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого, в том числе и русского народа.

В середине 50-х гг. видные либералы-западники К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин установили связь с А.И. Герценом. В "Голосах из России" они опубликовали "Письмо к издателю", ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

Основными положениями этой программы были:

свобода совести;

свобода от крепостного состояния;

свобода выражения общественного мнения;

свобода книгопечатания;

свобода преподавания;

публичность всех правительственных действий;

публичность и гласность суда.

Таким образом, в этом документе отсутствовало одно из основных либеральных требований о введении в России конституционного правления.

В сентябре 1858г.В.Н. Чичерин отправился в Лондон для переговоров с А.И. Герценом об изменении содержания изданий Вольной русской типографии. Попытка склонить главного теоретика "общинного" социализма к уступкам либеральным взглядам закончилась провалом. Она привела к разрыву Чичерины с Герценом, который стал одним из этапов размежевания либералов и революционеров.

Начинался подрыв единства либералов, который происходил из-за тверского адреса в 1862г, из-за наведения "порядка" в Петербургском университете в 1861г.

В 1866г. "мятежные" профессора основали журнал "Вестник Европы", ставший наиболее влиятельным либеральным органом западнического направления. В программном заявлении редакции говорилось, что главной свой задачей она считает "постепенное изменение и улучшение общественного порядка путем совершенствования и развития личности, путем обогащения ума народа и воспитания его мысли".

Разлад в либеральном движении внесло так же восстание в Польше в 1863 - 1864 гг. Часть либералов поддержала действия правительства по подавлению этого восстания, заняв крайние националистические позиции.

Новый подъем либерального движения пришелся на конец 70 - начало 80-х гг. В это время молодое поколение земских деятелей преодолело преклонение своих предшественников перед государством, вставшим на путь реформ. Земства активно подавали либеральные адреса с требованиями расширения своих прав, создания центральных представительных учреждений, введения гражданских свобод и т.п.

Не найдя понимания у властей, некоторые радикально настроенные представители земств обратили внимание на "революционные возможности масс" и взяли на вооружение нелегальные методы борьбы. В декабре 1878г. По предложению И.И. Петрункевича была предпринята попытка заключить своеобразное соглашение с революционными организациями. Основой такого соглашения могло стать согласие революционеров "временно приостановить всякие террористические акты" в обмен на обязательства земцев "поднять в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики и предъявить требования коренных реформ в смысле конституции". Однако соглашение ввиду разногласий сторон не состоялось.

Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879г. Тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступление земских собраний с требованием политических реформ. В этом же году земцы попытались наладить нелегальные издание литературы.

Надежды на возвращение доверия между земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М.Т. Лорис-Меликова.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой - интеллигенция да незначительная часть дворянства.

Развитие либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли составить опору их движения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства власти.

В 80 - 90-х гг. после убийства Александра II атмосфера в обществе изменилась. Требование конституции, прозвучавшее в письме к Александру III "Народной воли" (образовавшаяся организация после раскола "Земли и воли" на две части), поставило либералов в двусмысленное положение.

Всколыхнулись монархические настроения в народе, тяга к порядку и "сильной руке". Даже либерал Б.Н. Чичерин в письме к царю писал: "Злоба дня состоит в борьбе с социализмом... Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества," но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями... Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода".

Либеральное движение приняло новые формы. Миновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемам отдельной личности. Это считалось не менее важным, нежели требование конституции. Либеральные идеи проникали в общество вместе с "великой грустью за человека" со страниц произведений Г.И. Успенского, А.П. Чехова, В.М. Гаршина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко.

Свой вклад внесли и художники. Они нередко отказывались от отражения в своих произведениях острых общественных проблем, больше внимания уделяли внутреннему миру человека, вечным вопросам бытия, места человека в мире.

Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своей профессии средствами ученые: историки В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, юристы М.М. Ковалевский и Б.Н. Чичерин.

Либеральные земские деятели теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получили распространение теория "незаметного служения", практика "малых дел". Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.

Демонстративный уход из политики позволил либералам дистанцироваться от власти и в то же время не выступать против нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой, в конечном счете, все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.

Помимо либералов были и консерваторы. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать