Авиаэскадрилия Нормандия-Неман
p align="left">-- Мой командир, ваш самолет спасся чудом, как и я! При взлете отломилось хвостовое коле-со. Управление рулем высоты было нарушено. Мне пришлось жарко. Но я любой ценой хотел спасти самолет. И это мне удалось!

Судьба “Нормандии” очень беспокоила совет-ское военное командование.

В конце 1943 года французский полк был вре-менно выведен из состава 303-й дивизии на от-дых и для обучения прибывшего пополнения. Но незадолго до этого, в октябре 1943 года, ветера-ны “Нормандии” приняли участие в памятном для них бою.

...Летчикам 303-й истребительной дивизии поставили задачу прикрыть наземные войска в районе населенного пункта Ленине. Генерал Г. Н. Захаров отдал приказ командиру “Нор-мандии” Пьеру Пуйяду, и “Нормандия” вылете-ла в указанный район на боевое патрулирова-ние. Почему-то в этот день немцы особенно рья-но пытались бомбить этот район, и “Нормандии” пришлось работать с полной нагрузкой. Район был надежно прикрыт, планы немецкого коман-дования сорваны, несколько самолетов Люфт-ваффе врезались в землю, к большой радости пехотинцев, наблюдавших этот бой из траншей. Французские летчики не знали тогда, что при-крывали польскую дивизию, которую командо-вание вводило в бой на этом участке. Ну а бой-цы этой дивизии, с восторгом встречая каждый сбитый немецкий бомбардировщик, конечно, не подозревали, что это работа французских лет-чиков.

ПЕРЕД НОВЫМИ БОЯМИ

25 мая 1944 года полк “Нормандия”, после от-дыха в Туле (где он находился с конца осени сорок третьего года) и пополнения, во главе с Пьером Пуйядом снова прибыл на фронт и в со-ставе 303 НАД принял участие в Белорусской операции. Среди вновь прибывших летчиков бы-ли такие мастера высшего пилотажа и воздуш-ного боя, как Жак Андре (будущий Герой Совет-ского Союза), Луи Дельфино (впоследствии сме-нивший Пьера Пуйяда на посту командира пол-ка), Роже Марши (сбивший 13 немецких самоле-тов), Леон Кюффо (впоследствии генерал ВВС Франции), де Сен-Марсо (впоследствии также генерал ВВС Франции), Морис де Сейн, Фран-суа де Жоффр, братья Рене и Морис Шалль, Андре Муане и многие другие.

В летном почерке каждого французского лет-чика проявлялись черты его характера.

Луи Дельфино, например, по воспоминаниям генерала Г. Н. Захарова, летал подчеркнуто стро-го. Все фигуры, все элементы полета выполнял безукоризненно четко, ровно. Никаких импрови-заций, отклонений 'от заданной программы -- ничего, что указывало бы на эмоциональное со-стояние летчика. Выдержанность, беспристраст-ность, можно даже сказать, академическая кор-ректность пилотажа.

Это как-то не походило на поведение других “нормандцев” в воздухе, ибо французские лет-чики именно в силу особенностей характера со-здавали какой-то зримый эмоциональный фон полета.

Исключительным хладнокровием и смелостью отличался Жак Андре, быстро выдвинувшийся в число лучших летчиков “Нормандии”. За год войны -- с мая сорок четвертого по май сорок пятого года -- Андре сбил 15 самолетов против-ника и стал четвертым (после Альбера, де ля Пуапа и Лефевра) французским летчиком, удо-стоенным звания Героя Советского Союза.

В составе нового пополнения в полк прибыли братья Шалль. Вдвоем они сбили около 20 само-летов противника. Шалль принадлежали к изве-стной во Франции семье авиаторов. Старший из четырех братьев Шалль -- бомбардировщик, по-гиб в авиационной катастрофе. Второй брат -- генерал авиации, во время второй мировой вой-ны стал активным участником движения Сопро-тивления, попал в руки гестапо. Его отправили в концлагерь Бухенвальд. Два младших брата -- Рене и Морис -- приехали в Россию, чтобы вое-вать с немцами в полку “Нормандия”.

Лейтенант Марки был, вероятно, лучшим ма-стером пилотажа в полку за весь период его су-ществования. Не было самолета, который бы ему не подчинился, не было фигуры пилотажа, которую бы он не мог выполнить с безукоризненной чет-костью и изяществом. Это был летчик, как гово-рили французы, экстракласса.

НЕЛЕПЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ, ТРАГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ...

...В конце мая 1944 года в месте дислокации 303-й дивизии, располагавшейся в селе Дубров-ка в непосредственной близости от передовых позиций наземных частей, со стороны немцев стало чувствоваться некоторое оживление в воз-духе: активизировалась бомбардировочная и разведывательная авиация. Теперь известно, что в сорок четвертом году немецкому военному командованию не удалось определить, где и ког-да советские войска нанесут главный удар. По-этому воздушная разведка в тот период приоб-рела для немцев исключительно важное зна-чение.

Советское командование соответственно при-нимало контрмеры. К началу Белорусской опе-рации борьба с воздушными разведчиками ста-ла задачей номер один. Однако воздушных боев до двадцатых чисел июня происходило мало. В один из таких дней, 28 мая, из-за неисправнос-ти самолета трагически погиб опытный летчик, ветеран “Нормандии” Марсель Лефевр.

8 июня стал еще одним тяжелым днем для “Нормандии”. Произошла ошибка, одна из тех, что случались иногда на фронте. Ошибку можно объяснить, в какой-то мере понять, но невоз-можно, оказалось, исправить...

Два “Яка” 18 НАЛ поднялись на перехват двух “Фокке-Вульфов”, которые пересекли ли-нию фронта, очевидно, совершая разведыва-тельный полет. Ведущим пары пошел опытный летчик старший лейтенант Архипов. “Фокке-Вульфы” заметили “Яков” и стали уходить в сторону солнца. Расстояние между самолетами оставалось большим. Архипову не удалось до-гнать немцев и пришлось лечь на обратный курс. Примерно в то же время и с той же це-лью -- перехватить двух “Фокке-Вульфов”-- подняли звено от полка “Нормандия”. Старший лейтенант Соваж с ведомым младшим лейтенан-том Бейсадом и младший лейтенант Морис Шалль с ведомым младшим лейтенантом Мике-лем устремились в ту сторону, куда сначала уш-ли “Фокке-Вульфы”, а за ними Архипов с ведо-мым. Французский летчик Морис Шалль увидел пару истребителей, идущих навстречу со сторо-ны солнца. Атаковал одного из них на встречных курсах. Очень редко летчику удается попасть в самолет при лобовой атаке, на этот раз, к несча-стью, удалось. Не обратив внимания ни на то, как ведет себя подбитый истребитель, ни на си-луэт столь знакомого каждому французскому летчику “Яка”, Морис сделал второй заход... Так по нелепой случайности погиб Архипов. После некоторых размышлений командование решило оставить молодого французского летчи-ка в полку “Нормандия” и дать ему возможность искупить свою вину в боях. Трудно описать, как переживал свою ошибку сам Морис Шалль. Ка-залось, что Шалль искал смерти: он рвался как одержимый в самое пекло боя. Его храбрость не знала предела, а может быть, и храбрость, и от-чаяние одновременно. С тем же упрямством, с каким он искал смерти, казалось, сама смерть обходила его стороной.

К Дню Победы Шалль сбил 10 немецких само-летов, и за мужество в боях был награжден ор-денами Красного Знамени и Отечественной вой-ны I и II степени.

“444... В ВОЗДУХЕ “МЕССЕРЫ” И “ФОККЕ-ВУЛЬФЫ”

Летом и осенью 1944 года французские лет-чики одержали ряд блестящих побед. На самых современных по тому времени истребителях Як-3 они буквально наводили страх на немец-ких летчиков. Только 16 октября 1944 года в воздушных боях над территорией Литвы и Вос-точной Пруссии они сбили 30 самолетов против-ника.

Вот что вспоминает о тех боях летчик полка “Нормандия” Франсуа де Жоффр, совершивший 125 боевых вылетов (вместе со своими товари-щами он сопровождал советские бомбардиров-щики, штурмовал войска противника, участво-вал в воздушных боях, сбил 11 неприятельских самолетов; награжден советскими орденами Красного Знамени и Отечественной войны I сте-пени):

“Мне выпала честь участвовать в первых воз-душных боях 30 июля. Под командованием Мат-раса мы патрулируем четырьмя парами. Погода установилась хорошая. Лишь редкие облака мо-гут укрыть нас от врага. Пролетая над Сувалками, находившимися еще в руках немцев, Шалль и Бейссад увидели четыре вражеских самолета и вступили с ними в бой. На полной скорости Матрас и я следуем за нашими товарищами и ввязываемся в схватку. Перед нами четыре ис-требителя “Фокке-Вульф”, сопровождавшие бомбардировщики “Юнкерс-87” и “Юнкерс-88”. Летчики Люфтваффе, “усачи”, как мы их назы-ваем, бьются как львы.

Первым одерживает победу Андре, и мы ви-дим, как летчик подбитого самолета прыгает с парашютом. Наши рации не умолкают ни на ми-нуту;

В наушниках сплошной рев и визг. Мы кру-жимся как сумасшедшие. Я делаю крутой ви-раж и в перекрестии прицела успеваю заметить черную свастику немецкого самолета. Резко на-жимаю на гашетку и даже не стараюсь увидеть результаты. Меня пьянит запах пороха. Мой са-молет пикирует как бешеный, взвивается све-чой, делает перевороты. Зубы у меня стиснуты, в висках стучит. Остальных я потерял из виду и остался один в небе над Сувалками. Кончились боеприпасы. Вдали сверкающий Неман -- чу-десный ориентир. Десять секунд бреющего по-лета, и я на аэродроме. Я горю, как в лихорад-ке. С нетерпением ожидаю разбора атаки. Нет Монье и Бейссада. Андре отделался благополуч-но, но его “Як” весь изрешечен. Осколком зе-нитного снаряда оторвало элерон и часть крыла. Но он все-таки сбил один “Фокке-Вульф”. Ле Мартело сбил еще один “Фокке-Вульф”, а Шалль -- бомбардировщик “Юнкерс-87”.

В половине пятого наступает очередь четвер-той эскадрильи схватиться с “Мессершмитта-ми-109”, которые ожесточенно атаковали группу штурмовиков. Поздравляем Перрэна, который, уничтожив один “Мессершмитт”, спас “летчика-штурмовика, жизнь которого висела на волоске.

Перед заходом солнца вылетает первая эска-дрилья. Она настойчиво, но безуспешно пресле-дует восемнадцать “Фокке-Вульфов”. По воз-вращении Альбер и де ля Пуап не скрывают своего раздражения. К тому же Бейссад и Мо-нье так и не вернулись. Несмотря на выдачу узаконенных ста граммов водки, в столовой в этот вечер царит угрюмая тишина. Однако рано мы начали оплакивать Бейссада и Монье. Уже на следующий день нам стало известно, что Монье спрыгнул с парашютом в пятидесяти метрах от русских окопов и его под самым носом у нем-цев подобрали русские солдаты. А вот Бейссад объявился несколько позднее -- только после войны он вернулся из плена.

Бои становятся все более ожесточенными. Враг бешено сопротивляется. 1 августа третья эскадрилья атакует большую группу самолетов из пятнадцати бомбардировщиков “Юнкерс-87”, сопровождаемых двенадцатью истребителями “Фокке-Вульф”. Вместе с нами в бою участвует заместитель командира дивизии майор Заморин. Сегодня нам, как никогда, надо показать свое умение.

Мурье бьет наверняка. “Фокке-Вульф” пере-ходит в штопор и взрывается. Фельдзеру не ве-зет. Немец поливает его огнем изо всех своих пулеметов. Самолет загорается. А когда горит “Як”, все заканчивается быстро. Единственное спасение -- парашют. Фельдзер открывает фо-нарь кабины. Ослепленный дымом и огнем, он выпрыгивает с парашютом и... опускается на территорию, занятую немцами, где его захваты-вают в плен.

С обожженными руками и лицом, ничего не видя из-за распухших от ожогов век, он едва ощущает удары, которые сыплются на него гра-дом. Фельдзера приводят на командный пункт, а затем переправляют в штаб. Там его подвергают нескончаемым допросам, которые сопровожда-ются ударами и угрозами.

-- Вы же француз! Почему вы сражаетесь в России? Значит, за деньги? Вас сейчас расстре-ляют на месте! Где находится ваш полк гнусных изменников?..

И удары опять сыплются на распухшее лицо Фельдзера. Но мужество и сила воли его тако-вы, что немцы, не сумев сломить его дух, отка-зываются от дальнейших допросов.

Однако приключения Фельдзера на этом не закончились. Его бросили в лагерь военноплен-ных. Оттуда он бежал, пересек Германию и про-брался во Францию с намерением немедленно вернуться в Россию. Но на это у него не хвати-ло времени. Конец войны застал Фельдзера в одной из балканских столиц, откуда он пытался самолетом добраться до Москвы.

Несколько часов спустя после печального слу-чая с Фельдзером аспирант Пинон, выпрыгнув с парашютом из машины, подбитой зенитками, также попал в плен. Позднее мы узнали, что он был зверски убит, как и большинство, наших летчиков, захваченных фашистами...

1 сентября мы оказываем авиационную под-держку русской пехоте и танкам, которые про-водят разведку боем с целью прощупать немец-кую оборону к югу от Немана. Собственными глазами мы наблюдали исключительно четкое взаимодействие советской пехоты и авиации. Штурмовики, Пе-2, Ла-7, Як-3 подвергают не-прерывным бомбардировкам и обстрелу укреп-ленные позиции немцев. Особенно страшные разрушения производят штурмовики. Это на-стоящие крылатые танки.

На следующий день вылетаем на “свободную охоту”. Во время одного из таких вылетав вете-ран первой эскадрильи Дешане, захватил врасплох немецкий танкер с бензином, на корме которого развевал-ся огромный флаг со свастикой. Команда судна, не разобравшись в отличительных знаках, при-ветствовала его самолет, дружно размахивая руками. Даже находясь один в кабине, Дешане не может удержаться, чтобы не сострить: “Я вас заставлю сейчас попрыгать!” Он делает разво-рот почти над водой, и вот самолет уже над суд-ном. Пулеметы и пушка выплевывают огненные очереди. После второго захода весь мостик за-лит кровью. После третьего захода судно, на котором то здесь, то там вырываются языки пламени, теряет управление и, вертясь на водо-воротах, скользит вниз по течению. Скоро оно налетает на сваи моста и взрывается. Эта по-следняя победа перед отлетом в Антонове -- но-вая веха на пути к Франции или, точнее -- не будем излишне красноречивы, -- на пути в Пруссию.

Антонове -- это небольшая деревушка, кото-рая связывает Каунас с Кенигсбергом. Она сто-ит в 30 километрах от границы с Восточной Пруссией, в самом сердце района песков и со-сновых лесов.

За время пребывания в Антонове полк пере-жил период наиболее активных боевых дейст-вий. Без преувеличения можно сказать, что никогда такая грозная опасность не нависала над нами. С 19 сентября по 27 октября 1944 го-да задания, воздушные бои, штурмовки непре-рывно сменялись в каком-то дьявольском ритме. Все летчики без преувеличения проделали гро-мадную работу. Таких результатов, которых они добились за весьма короткий промежуток вре-мени, не имела никакая другая истребительная группа в мире.

Теперь время исчисляется не днями, а боевы-ми вылетами, особенно заданиями по штурмов-ке. Для каждого находится паровоз, поезд, бар-жа, колонна автомашин, ферма, командный пункт... Для этой тактики постоянного изматывания противника все средства хороши.

На третью эскадрилью возложили оборону Таураге. Завязываются воздушные бои. Равных по интенсивности и жестокости боев еще не знали. Немецкие истребители постоянно в воз-духе. Радио безостановочно предупреждает:

-- 444... В воздухе “Мессеры” и “Фокке-Вульфы”... (444 -- условный сигнал по радио обозначающий “вижу противника”.)

16 октября в 14 часов третья эскадрилья совершила бое-вой вылет и, сбив один “Мессершмитт” и один “Фокке-Вульф”, открыла счет “Нормандии” в эти героические дни. Семь дней велись непре-рывные воздушные бои. Не проходила и десяти минут после вылета, как в воздухе уже завязы-валась схватка. Теперь все летчики полка от-крыли свой боевой счет. Число побед быстро росло. Цифры говорят сами за себя. 16 октября летчики полка, совершив 100 вылетов, уничто-жили 30 вражеских самолетов, не потеряв ни од-ного своего! Это был неслыханный успех. 17 ок-тября “Нормандия” совершила 109 вылетов и уничтожила 12 самолетов врага.

18 октября сбито 12 самолетов, в том числе пять “Хейнкелей”. 20 октя-бря совершен 71 вылет, 11 вражеских самолетов записано в актив “Нормандии”. В целом за четыре дня наступления было выведено из строя более 70 не-мецких самолетов. 22 октября было сбито 13 “Фокке-Вульфов”, 23 октября -- 8 “Фокке-Вульфов” и один “Мес-сершмитт”. Вылеты не прекращаются. Но физи-ческое состояние летчиков оставляет желать лучшего. “Нормандию” отмечают в приказе Верховного Главноко-мандующего за сто побед за семь дней.

Всего за месяц боев летчики полка “Норман-дия” совершили 1060 боевых вылетов, провели 59 воздушных боев и сбили 110 самолетов про-тивника.

В Антонове личный состав полка “Норман-дия” узнал о награждении советскими орденами большой группы французских летчиков. Среди награжденных были Пьер Пуйяд, Марсель Альбер, братья Рене и Морис Шалль, Морис де Сейн (посмертно) и другие.

За успешное участие в боях по форсированию Немана приказом Верховного Главнокомандую-щего Советскими Вооруженными Силами полку было присвоено почетное наименование “Неманский”, и он стал называться полком “Норман-дия--Неман”.

ПОСЛЕДНИЕ БОИ

28 октября подполковник Пуйяд неожиданно объявил, что время его пребывания здесь оконче-но и он уезжает в Москву, чтобы оттуда отпра-виться во Францию. Командование полком “Нор-мандия--Неман” принял майор Луи Дельфино.

В конце декабря перед полком была поставле-на задача по прикрытию сухопутных войск, пе-решедших границу Восточной Пруссии.

К началу 1945 года войска 3-го Белорусского фронта сосредоточились для действий против восточнопрусекой группировки противника.

Утром 13 января 1945 года артиллерийская подготовка возвестила о начале нового крупно-го сражения. В первые, два дня наступления авиация 1-й воздушной армии действовала с максимальным напряжением. Немецкое коман-дование также активизировало действия своей авиации. В борьбу с немецкой авиацией вступи-ли 303 ИАД и французские летчики.

16 января все шесть воздушных боев летчики полка “Нормандия--Неман” провели почти при двойном количественном превосходстве противника, и, несмотря на это, при одной бое-вой потере они сбили 18 и подбили 3 немецких истребителя Fw-190. Особенно отличился млад-ший лейтенант Жак Андре, сбивший четыре и подбивший один Fw-190, старший лейтенант Робер Кастэн, младшие лейтенанты Леон Углов, Пьер Блетон и Пьер Лорийон, сбившие по два самолета.

Авиационный полк “Нормандия--Неман” со-вершил в январе 454 боевых самолето-вылетов. В воздушных схватках летчики сбили 49 и по-вредили 15 немецких самолетов. С боевого зада-ния за это время не вернулись 4 французских летчика. В январских боях среди французских летчиков особо отличились Ж. Андре, сбивший 7 самолетов, П. Блетон, Р. Соваж, Р. Ирибарк и Р. Марки, одержавшие по 4, 5 и 6 побед.

В феврале и марте 1945 года, когда наземные войска 3-го Белорусского фронта вели бои с про-тивником, прижатым к побережью Балтийского моря, советские ВВС стали полными хозяевами в небе. Немцы нападали только на одиночные или отставшие от группы самолеты. В бой с группой ввязывались редко. Становилось все более очевидным, что на штурмовки немецкое ко-мандование было вынуждено посылать, недо-учившихся курсантов: они робко держались в строю, ходили, плотно прижавшись друг к дру-гу, разбегались при первой же атаке советских истребителей. Это уже были не те кадры, кото-рые начинали войну.

В конце февраля полк “Нормандия--Неман” сменил место своего базирования и расположил-ся на аэродроме недалеко от местечка Фридланд. Не более 10 километров теперь отделяло аэродром полка от линии фронта.

Бои по ликвидации окруженной немецкой группировки южнее Кенигсберга близились к концу. Принимая непосредственное участие в ее разгроме, французские летчики 25 и 26 марта произвели 113 самолето-вылетов, провели не-сколько воздушных боев и сбили 4 немецких са-молета. Жак Андре одержал в те дни пятнадца-тую личную победу. Столько же сбитых самоле-тов стало и на счету Роже Соважа.

Когда участь окруженных немецких войск юго-западнее Кенигсберга была предрешена, силы авиации 1-й воздушной армии стали по-степенно перенацеливаться для действий по войскам противника, закрепившихся на полуос-трове Земланд. В первой половине дня 27 марта четыре девятки пикирующих бомбардировщи-ков Пе-2 276-й бомбардировочной авиационной дивизии в сопровождении 16 Як-3 полка “Нор-мандия--Неман” взяли курс на Пиллау, чтобы нанести бомбовый удар по немецким укреплени-ям. Над целью бомбардировщиков встретили ис-требители с опознавательными знаками группы “Мельдерс”. Между французскими и немецкими асами завязалась ожесточенная схватка. Сража-ясь с чувством обреченных, немцы на этот раз проявили большое упорство. Им удалось подбить трех французских летчиков, среди которых был Франсуа де Жоффр. Если М. Гидо и Г. Мерцизен, подбитые в этом бою, перетянули линию фронта, сев в поле на фюзеляж, то Ф. де Жоффр покинул горящий самолет и, спустившись на па-рашюте, оказался в ледяной воде залива Фриш-Гаф. За проходившим боем из окопов наблюдали советские солдаты и офицер. Как только стало смеркаться, они подползли к берегу, чтобы ока-зать помощь попавшему в беду пилоту. Сквозь шум' волн со стороны моря послышался тревож-ный человеческий голос. Поблизости оказалась лодка, на которой смельчаки поплыли в глубь залива. Немцы обстреляли их, и лодка перевер-нулась. К счастью, офицер был опытным пловцом, и вскоре он заметил человека, вцепившего-ся в бревно. Это был французский летчик Фран-суа де Жоффр, терявший последние силы и не надеявшийся на спасение.

...Придя в себя в палатке санитарного баталь-она, де Жоффр успел взять записку-автограф у советского офицера, и они расстались... Спасителя удалось установить лишь спус-тя 27 лет по копии записки, помещенной в книге Ф. де Жоффра. Им оказался капитан Г. X. Назарьян, служивший в годы войны в 20-й Барановичской дивизии. За мужество и отвагу Г. X. Назарьян награжден французским орденом “Военный крест”.

29 марта оставшиеся разрозненные части ок-руженной немецкой группировки капитулирова-ли. Авиация в этом сражении явилась той силой, которая во многом способствовала успеху опера-ции. Летчики 303 НАД и полка “Нормандия-- Неман” за это время провели вместе 202 воз-душных боя, в которых сбили 132 самолета.

В апреле 1945 года в скорой победе над Гер-манией никто не сомневался. Но упорные бои пока еще продолжались. Полк “Нормандия-Неман”, перебазировавшись на аэродром Бладиау на берегу залива Фриш-Гаф, вел боевые дей-ствия в районе полуострова Земланд, часть ко-торого вместе с военно-морской базой Пиллау и прилегающей к нему своим острием косой Фриш-Гаф находилась еще в руках немцев. Не-мецкая авиация в том районе насчитывала не-сколько десятков самолетов. Временами они по-являлись над полем боя, чтобы напасть на штур-мовиков или бомбардировщиков. И тогда у французских летчиков появлялась возможность увеличить число своих побед. В одной из таких схваток младший лейтенант Ж. Анри меткой очередью сразил “Фокке-Вульф-190”, записав в актив полка 268-й, и последний, сбитый немец-кий самолет. А на следующий день отважный летчик был сражен осколком разорвавшегося снаряда.

25 апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта овладели последним опорным пунктом обороны немцев на полуострове Земланд -- го-родом и крепостью Пиллау. С подавлением по-следних очагов сопротивления в Восточной Пруссии боевые действия полка “Нормандия-- Неман” на советско-германском фронте, по су-ществу, закончились. Штаб полка подвел итоги зимней кампании 1945 года.

В период с 12 января по 2 мая французские летчики совершили более 1300 боевых самолето-вылетов. В воздушных боях они сбили 67 не-мецких самолетов и подбили 24, потеряв при этом 9 летчиков.

За проявленную доблесть в Восточно-Прус-ской операции полк “Нормандия--Неман” был награжден орденом Красного Знамени, а за ус-пешные боевые действия при овладении городом и крепостью Пиллау -- орденом Александра Невского. К боевому знамени полка были при-креплены и два французских ордена -- орден Почетного Легиона и Крест Освобождения.

Действуя на советско-германском фронте, французские летчики совершили свыше пяти тысяч самолето-вылетов, сбили 273 и повредили на земле до 50 самолетов противника. Потерял полк 42 летчика.

С ПОБЕДОЙ ВО ФРАНЦИЮ

Весть о капитуляции Германии настигла авиаполк “Нормандия--Неман” на берегу Бал-тийского моря, в небольшом городке Эльблонге (Эльбинге). Глава французской военной миссии в СССР генерал Пети, который принимал самое деятельное участие в создании “Нормандии” и переживал все ее радости и неудачи, прислал в полк теплую приветственную телеграмму.

В июне сорок пятого года несколько транс-портных самолетов, на борту которых находил-ся личный состав полка “Нормандия--Неман”, поднялись в воздух, чтобы доставить француз-ских летчиков во Францию.

В тот момент, когда транспортные самолеты уже находились в воздухе, в дивизию пришла шифровка, в которой говорилось о решении Со-ветского правительства подарить французским летчикам боевые машины. По радио был отдан приказ самолетам вернуться назад. Известие о причине возвращения вызвало у “нормандцев” бурю восторга.

В течение нескольких дней из состава двух полков (18-го гвардейского и “Нормандия--Не-ман”) отобрали лучшие 40 истребителей Як-3 и подготовили их к перелету.

Полк “Нормандия--Неман” возвращался на родину с оружием, как и положено возвращать-ся боевому полку.

14 июня 1945 года полк взлетел на “Яках” с аэродрома Эльбинг. Нелегко было русским лет-чикам расставаться с боевыми французскими друзьями. С небольшим интервалом, поэскадрильно, “нормандцы” поднимались в воздух. Они улетали из России навсегда...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия никогда не забудет этот полк, так как он оказал громадную помощь в победе в Великой Отечественной Войне. В СССР хронически не хватало самолетов и обученных пилотов, были только юнцы, которых в течение пары месяцев учили летать, после чего их отправляли на фронт, где те тут же погибали в боях с немецкими асами, имевшими огромный опыт полетов. Французы сражались вдали от родины на чужой и неизвестной им земле, в то время как Франция страдала от зверств фашизма. Столь высокие показатели по части сбитых самолетов до сих пор остаются главным ориентиром для летчиков! Ведь для успешного ведения боя и поражения противника необходимо иметь превосходство во всем, в том числе и в воздухе.

Покорение человеком воздуха открыло перед ним невиданные возможности, в том числе и в ведении боевых действий: разведка глубокого тыла противника, нанесение ударов по технике противника. Поэтому особое значение имеют истребители, основная задача которых - недопущение противника в тыл своих войск. Некоторым людям может показаться, что на самом деле асы сбивают не так уж и много самолетов (капитан Марсель Альбер - 23 победы, майор Жан Е.Ф. де Мозай - 23 победы), но на самом деле каждый из сбитых самолетов потребовал много усилий, терпения и опыта, как от летчика, так и от механиков, обслуживавших эти самолеты..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) "Военные летчики: Асы второй мировой войны.(Энциклопедия военного искусства)" - Минск: Литература, 1998, 640с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать