Австрийская социал-демократия в годы первой республики
начительные уступки были сделаны социал-демократами в вопросах социализации и военной реформы. В разделе "Социализация" предусматривалось принятие уже разработанного закона о переводе предприятий в собственность общин и подчеркивалось, что "Программа социализации"" сохраняет свое значение, но ее осуществление отодвигалось на неопределенный срок. Фольксвер ("народная армия") прекращала свое существование - вместо нее создавались "вооруженные силы" (Wehrmacht), командный состав которых формировался из офицеров и унтер-офицеров австро-венгерской армии. Оговаривалось, правда, что армия не должна принимать участия в политических акциях, направленных против демократической республики. Сохранялись и солдатские советы.Раздел "Социальная политика" отражал требования социал-демократов. Здесь предусматривалось принятие закона об арбитражных палатах и коллективных договорах, введение специального налога в пользу страхования инвалидов, принятие обязательной программы государственной поддержки безработных, создание рабочих палат, создание системы страхования по старости и на случай инвалидности.Законодательство в социально-политической области в период существования второй коалиции значительно продвинулось вперед.17 декабря 1919 г. был принят новый закон о 8-часовом рабочем дне (прежний носил временный характер) - не только для крупных, но и для мелких предприятий. Хотя введение этого закона натолкнулось на сопротивление предпринимателей, значение его нельзя было переоценить. "Сокращение ежедневного рабочего времени обеспечило рабочим досуг для занятий культурой, экономикой, участия в общественных делах".Вскоре Национальным собранием был одобрен законопроект Хануша о создании арбитражных палат (Einigungsamter) и коллективных договорах. Созданные на паритетных началах из представителей рабочих и предпринимателей, арбитражные палаты должны были улаживать споры, возникшие на производстве, в том числе - разногласия между производственными советами и дирекцией предприятий, а также способствовать заключению коллективных договоров.В середине декабря Ф. Хануш внес на обсуждение в Национальное собрание законопроект о создании рабочих палат (Arbeiterkammer), который стал законом 26 февраля 1920 г. По замыслу Хануша, рабочие палаты должны были представлять интересы рабочих и служащих и иметь те же права, что и палаты промышленности и торговли. В частности, им предоставлялись права законодательной инициативы и соучастия в управлении производством.24 марта был принят закон о страховании по безработице, которым фактически была создана система государственной поддержки безработных.Большое значение социал-демократы придавали проведению реформы средней и высшей школы - в министерстве даже был создан специальный "отдел школьной реформы". Еще в период первой коалиции предпринимаются некоторые шаги в деле реформирования школьной системы: в апреле 1919 г. были созданы "Временный комитет по воспитанию и обучению" и "Временные палаты учителей", которые должны были стать консультативными органами министерства образования. В целях укрепления взаимодействия семьи и школы был издан указ о создании союзов родителей (Elterngemeinschaften) и выборах родительских советов (Elternraten). Указ от 18 октября 1919 г. рекомендовал учителям поддерживать возникающие школьные общины, чтобы тем самым пробудить у молодежи "республиканское гражданское сознание".Одним из первых шагов О. Глёкеля на посту заместителя министра была отмена обязательного участия школьников в религиозных обрядах (школьном богослужении, исповедях, религиозных процессиях). Это был ошибочный шаг, вызвавший болезненную реакцию партнеров по коалиции и затем умело ими использовавшийся в борьбе против всех начинаний социал-демократии.Как пишет австрийский историк В. Мадертанер, школьная реформа "была поводом для массовых демонстраций, главной темой предвыборных баталий, центральным пунктом разногласий в вопросах культуры". Неслучайно поэтому во втором коалиционном соглашении лишь отмечалась необходимость школьной реформы, но не раскрывались ни ее направления, ни цели.Старая школа действительно нуждалась в реформировании. Вспоминая о своих детских годах, Стефан Цвейг писал: "Школа была для нас воплощением насилия, мучений, скуки, местом, в котором необходимо поглощать точно отмеренные порциями "знания, которых знать не стоит", схоластические или поданные схоластически сведения, которые мы воспринимали как что-то не имеющее ни малейшего отношения ни к реальной действительности, ни к нашим личным интересам. Это было тупое, унылое учение не для жизни, а ради самого учения, которое нам навязывала старая педагогика".Социал-демократы ставили перед собой цель демократизировать школу, приблизить ее к реальной жизни, сделать обучение доступным для широких масс населения. Шесть военных академий было преобразовано в государственные интернаты, которые были предназначены для особо одаренных детей из семей рабочих. Новые методы обучения, основанные на принципах "педагогики, исходящей от ребенка", развитии его творческой активности, подразумевали отмену (в первые пять лет обучения) прежнего деления на школьные предметы, свободную дискуссию при обсуждении избранной темы, трудовое обучение. Учебный план, разработанный соратниками Глёкеля, был в качестве эксперимента введен в 1919/1920 учебном году в 253 австрийских школах.В феврале 1920 г. соответствующему парламентскому комитету были предложены на обсуждение "Тезисы к школьной реформе", в которых излагался план преобразования 5-летней "народной школы" и 3-годичной школы для городских слоев населения в 8-летнюю "единую школу", дающую возможность продолжить обучение как в профессиональном училище, так и в специализированной гимназии с углубленным изучением различных предметов. Подобные планы разрушали монополию имущих классов на образование и поэтому натолкнулись на серьезное сопротивление. Реформа осуществлялась лишь в Вене, а на общегосударственном уровне в 1927 г. было принято компромиссное решение.Была продолжена работа комиссии по социализации, только теперь она носила более практический характер. К уже имеющимся общественным предприятиям добавился ряд других. "Gesiba" - общественное предприятие домостроения и строительных материалов - ставило перед собой цель организации помощи жилищным и садово-огородническим товариществам (снабжение их строительными материалами, разработка планов поселений, кредитование и др.) "Штирийские транспортные предприятия" занимались ремонтом автомобилей, обслуживали гараж, осуществляли перевозку грузов, выпускали мотоциклы, кузова, древесные материалы.Государство взяло на себя управление бывшим военным заводом "Арсенал", который предоставил работу 3000 рабочим и стал выпускать станки, мебель и плуги (последние в больших количествах экспортировались в Россию и другие аграрные страны). В дальнейшем это предприятие планировалось перепрофилировать. В Вене было создано предприятие "Holzmarkt" с целью формирования рынка древесных материалов, который после распада империи переместился в другие страны. Наконец, были социализированы гидроэлектростанция в Блюмау и венский ломбард "Доротеум".Государство также участвовало в создании предприятий общественного характера, которые являлись акционерными обществами. Такими стали предприятия по переработке меди и олова, химические предприятия Золенау (бывший пороховой завод), Венские кожевенные предприятия.Реформы проводились в сложной социально-экономический обстановке. У правительства отсутствовал план оздоровления финансов и курс австрийской кроны стремительно падал. Предприниматели стремились ослабить практическое значение закона о производственных советах - особенно в той его части, которая касалась их прав знакомиться с документацией предприятий и не допустить рабочих в наблюдательные советы акционерных обществ. Мотивировалось это тем, что рабочие не имеют права требовать данные о кредитах, ликвидных средствах и хозяйственных договорах предприятий.Все больше обострялись противоречия и в правительстве. На страницах "Reichspost" И. Зайпель открыто высказывался за роспуск комиссии по социализации. Принятие закона о налоге на собственность также натолкнулось на сильное противодействие ХСП. Представители буржуазных партий требовали предоставления рассрочки на 30 лет и права погашения 2/3 общей суммы налога облигациями военного займа кайзеровской монархии.В этих условиях требование прекращения коалиции с ХСП находило себе все новых сторонников в социал-демократической партии. Уже на съезде СДРПА, проходившем 31 октября - 3 ноября 1919 г., окружная организация Винер-Нойштадта внесла на голосование резолюцию, ставившую под сомнение необходимость участия социал-демократов в коалиционном правительстве. На съезде партийной организации Нижней Австрии многие делегаты также выражали недовольство коалиционной политикой СДРПА.Вопрос о причинах и последствиях выхода социал-демократов из правительства является дискуссионным. Ряд исследователей считает, что коалиция была для австромарксистов "исключительным явлением" и они стремились поэтому вернуться к "нормальному состоянию", т.е. уйти в оппозицию. Другие историки в качестве причин распада коалиции называют давление со стороны "левых" и вызванную этим угрозу распада партии. (Эта точка зрения ранее поддерживалась и автором данной статьи). Авторы реферативного сборника "Австромарксизм. История и современное толкование" полагают, что цели, поставленные австрийскими социал-демократами в 1918-1920 гг., были в основном осуществлены, что и обусловило во многом их переход в оппозицию.В действительности же сложилась такая ситуация, когда дальнейшая позитивная работа социал-демократов в правительстве становилась практически невозможной. Как свидетельствует партийный циркуляр (1920 г), хранящийся в архиве Общества изучения истории рабочего движения в Вене, практически по всем направлениям социал-демократы встречали отпор со стороны ХСП.ХСП препятствовала введению налога на собственность, но требовала изменения налогового законодательства в области личного подоходного налога и налога с оборота. "Массы не поймут нашего одобрения этих законов, которые станут бременем для рабочего класса, в то время как крупная собственность уклоняется от эффективного налогообложения", - отмечалось в указанном циркуляре.Закон о страховании по старости и на случай инвалидности в социал-демократическом варианте также встретил сопротивление партнеров по коалиции. "В вопросах конституционной реформы и реформы управления больше не следует ожидать и малейшего компромисса. Социализация полностью (подчеркнуто мной - И. К) застопорилась..."Участились также нападки на социал-демократов в прессе. "Нас делали ответственными за все. Остановился ли венский трамвай или роды у какой-то женщины прошли неудачно - виноваты оказывались социал-демократы", - говорил на Втором съезде профсоюзов Австрии Ф. Хануш.В таких условиях социал-демократы не видели для себя возможности оставаться в правительстве. Разрыв коалиции планировался уже весной 1920 г. и должен был произойти в первой половине июня. Предполагалось, что в качестве причины этого будут названы разногласия в вопросе о налоге на собственность.Депутаты от ХСП облегчили социал-демократам задачу, избрав, правда, другой повод - декрет Ю. Дейча о солдатских советах. "Если вы... действительно и серьезно думаете, что мы, как партнеры по коалиции, будем принимать свои решения по вашей команде..., тогда с этого часа коалиция прекращает свое существование ^курсив Arbeiterzeitung")" - заявил на заседании Национального собрания от имени фракции ХСП Л. Куншак. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, социал-демократические министры объявили о своем выходе из правительства.11 июня 1920 г. кабинет Реннера ушел в отставку.Новое правительство (так наз. - "пропорциональное") было сформировано из представителей трех партий в соответствии с числом их мест в парламенте. Социал-демократы и ХСП получили по 6 мест, пангерманская партия - одно. Пост канцлера остался незанятым. Функции председателя взял на себя М. Майр - государственный секретарь министерства конституционной реформы. Теперь, до новых выборов в парламент, у социал-демократов оставалась лишь задача принятия конституции Австрии.Конституция, принятая 1 октября 1920 г., стала одной из самых демократических в Европе. Австрия становилась федеративной республикой: землям предоставлялись широкие права самоуправления. Двухпалатный парламент состоял из Национального совета и Палаты земель. Федеральный президент (в этом пункте победила точка зрения социал-демократов) избирался на заседании палат и имел чисто представительские функции, что должно было предотвратить попытки "цезаризма". Вопрос о правах Вены оставался открытым: он должен был быть решен ландтагом земли Нижняя Австрия совместно с венским муниципалитетом.17 октября 1920 г. социал-демократы потерпели поражение на выборах в Национальный совет и в годы первой республики больше не принимали участия в федеральном правительстве. Однако у них оставалась Вена - город и одновременно федеральная земля, где они, располагая абсолютным большинством в органах местного самоуправления, могли направить все свои силы на созидательную работу и показать, на что способна социал-демократия в качестве правящей партии.4 мая 1919 г. на выборах в Венский муниципальный совет социал-демократы набрали 54% голосов и получили 100 из 165 мандатов. Бургомистром Вены впервые стал социал-демократ - Якоб Ройман (В 1923 г. его сменил на этом посту его товарищ по партии Карл Зайц) В дальнейшем, хотя численный состав муниципалитета сократился до 120 депутатов, в процентном отношении перевес социал-демократов над их основными соперниками возрос (78 мест в результате выборов 1923 г., у ХСП - 41). Социал-демократы получили таким образом возможность самостоятельно определять политику одного из крупнейших европейских городов.Создателем венской муниципальной конституции является Роберт Даннеберг. Уже 29 мая 1920 г., до урегулирования конституционного вопроса на федеральном уровне, в Вене был принят разработанный им муниципальный устав. В соответствии с данным уставом, муниципальный совет выбирал бургомистра и городской сенат, состоящий из 12 человек (8 из них возглавляли соответствующие комитеты и являлись представителями правящей партии, 4 - представители оппозиции - были советниками без портфеля). Городское управление делилось на 8 групп (комитетов):персональные дела и реформа управления,финансы,социальное обеспечение, молодежная политика и здравоохранение,социальная политика и жилищное хозяйство,технические вопросы,продовольственные и экономические вопросы,вопросы общего управления,городские предприятия.Вопросами школьной реформы занимался специальный советник, не входивший в городской сенат.Контрольный комитет, независимый от магистрата и подчинявшийся муниципальному совету, осуществлял функции финансового и организационного контроля.С 1 января 1922 (в соответствии с законом о разделении полномочий) Вена получила права федеральной земли. Муниципальный совет стал одновременно ландтагом, городской сенат - земельным правительством, бургомистр - главой правительства. Конституционный финансовый закон, принятый Национальным советом 3 марта 1922 г., разграничил права федерации, земель и общин в финансовых вопросах и установил широкие права земель в области финансов и налоговой политики.Все вышеуказанные документы создали конституционную основу самостоятельности Вены - "Красной Вены", как ее называли друзья и недруги. Финансовая основа была создана членом венского правительства Гуго Брайтнером.До 1919 г. городская казна пополнялась в основном из трех главных источников - отчислений из государственного бюджета, налогов на арендную плату и доходов государственных предприятий. Последние два источника налогов были отвергнуты социал-демократами как по экономическим, так и по моральным соображениям. Брайтнер полностью реформировал налоговую систему, заменив косвенные налоги на прямые и введя "социально дифференцированные" и прогрессивные налоги.Были отменены налоги на арендную плату и на продукты питания, ранее тяжелым бременем ложившиеся на плечи неимущих слоев населения.Муниципальные предприятия (газовое хозяйство, электростанции, городской трамвай, водоснабжение и др.) больше не служили средством извлечения прибыли и покрывали лишь расходы на свое содержание. В результате плата за освещение и электричество снизилась в два раза, плата за пользование газом - на 25%.Принцип Брайтнера был прост: "Богатые должны платить", причем платить тем больше, чем выше их доходы. Поэтому одним из важнейших источников поступлений в казну стали налоги на предметы роскоши, увеселительные заведения и развлекательные мероприятия. Это были строго дифференцированные и прогрессивные налоги. Так, на театральные постановки вводился 4% -й налог, на оперетты - 6% -й, на танцевальные курсы, цирковые представления и варьете - 23%. Налог на бега и состязания по боксу - 33'/з %. Предоставлялись и налоговые льготы. Благотворительные мероприятия и мероприятия для школьников от налогов освобождались.Одним из самых показательных и самых критикуемых состоятельными людьми налогов был налог на домашнюю прислугу. Имевшие в услужении всего одного человека налога не платили, за двоих работников в городскую казну вносился налог в размере50 шиллингов в год.Те, кого обслуживали три и более человека, должны были платить более 300 шиллингов. Братья Ротшильды, штат домашней прислуги которых составлял 59 человек, заплатили в 1931 г. налог в размере 296 412 шиллингов.Владельцы лошадей должны были платить налог в размере 250 шиллингов в год, владельцы собак - 12 шиллингов. Был введен также дифференцированный налог на личные автомобили - в зависимости от мощности двигателя. К этой же группе налогов относился налог на деликатесы, им облагались владельцы роскошных ресторанов, кондитерских, ночных кафе.Значительная часть бюджета пополнялась благодаря введению налогов на сдаваемые иностранцам комнаты в гостиницах, пансионатах и санаториях, на платные объявления в печатных изданиях, на добавленную стоимость при продаже недвижимости.В 1923 г. был введен налог на жилые помещения (Wohnbausteuer), заменивший налог на арендную плату и предусматривающий строго дифференцированное налогообложение квартиросъемщиков в зависимости от величины и качества снимаемого ими жилья. Небольшие по размерам квартиры рабочих облагались годовым налогом в 10,8 шиллингов, квартиры служащих - 18 и 42 шиллинга (в зависимости от размера жилой площади), более комфортабельные квартиры для среднего класса - от 72 до 1620 шиллингов.За аренду квартир класса "люкс" приходилось платить в качестве налога от 22770 до 52770 шиллингов в год.Оппозиция в венском ландтаге называла созданную Брайтнером налоговую систему "налоговым садизмом." Однако, как писал в 1927 г. в "Neue Zuricher Zeitung" венский журналист Г. Бессемер, эти налоги превращались "в ценности, идущие на благо всему обществу: в дешевую электроэнергию, в дешевый газ, в низкие тарифы на трамвай и городскую железную дорогу, в дешевую питьевую воду, в образцовые оздоровительные сооружения, жилые дома, впечатляющие институты социального обеспечения, школы, больницы, детские сады, туберкулезные диспансеры, городские бани и т.д."Налог на жилые помещения существенно облегчил финансирование грандиозной жилищной программы, принятой венским муниципалитетом.Первая жилищная программа, одобренная 21 сентября 1923 г., предусматривала строительство 25 000 квартир в течение пяти лет. Противники социал-демократии оценили ее как "предвыборную пропаганду", однако цель была достигнута гораздо раньше - и в 1926 г. муниципалитет обязался к концу срока построить дополнительно 5000 квартир. На 1927-1933 гг. было запланировано строительство еще 30000 квартир. Всего за 1923-1933 гг. в новые дома переехало 220000 человек.Успехи, достигнутые социал-демократами в области жилищного строительства, становятся еще более впечатляющими, если привлечь в качестве сравнения послевоенную ситуацию. После войны острая нехватка жилья в Вене стала притчей во языцах. Жилья не только катастрофически не хватало, оно было ужасающе низкого качества. В 92% венских квартир отсутствовала канализация, 95% квартир не имели отдельного водоснабжения. Типичными были жилые дома казарменного типа, где большинство квартир состояло из комнаты и не имеющей прямого солнечного освещения кухни. Однако арендная плата была достаточно высокой, поэтому часть и без того крошечной квартиры сдавалась внаем еще более бедным пролетариям.Квартиры в новых домах, построенных муниципалитетом с 1923 г., кроме жилых помещений, имели прихожую, туалет и кухню с газовой плитой. Полезная площадь составляла не менее 38 кв. м., высота потолков - 2,8 м. В домах, имевших более 300 квартир, располагались собственные прачечные, оснащенные стиральными машинами, сушильными установками, автоматическими катками для белья. Рядом с домами устраивались скверы и детские площадки. В крупных жилых комплексах размещались муниципальные детские сады.Венский муниципалитет сотрудничал с самыми лучшими архитекторами Австрии, поэтому построенные им "здания получили международное признание и стали образцами архитектуры для многих стран Европы и мира".Многие здания получали имена видных деятелей международного рабочего движения. Наиболее выдающимся сооружением стал "Карл-Маркс-Хоф", имеющий 1400 квартир для 5 000 человек.Большое внимание муниципалитет уделял поддержке поселкового кооперативного строительства. Товарищества по строительству поселков получали кредиты, им выделялись муниципальные земли. Ранее упоминавшееся общественное предприятие "Gesiba" снабжало их строительными материалами.Муниципалитет и сам принимал участие в строительстве новых поселений: в 1923-1928 гг. им было построено собственными силами и на собственные средства 1234 поселковых домов, 519 квартир и 24 магазина в многосемейных домах. Всего же к концу 1928 г. при поддержке или при непосредственном участии муниципалитета возникло 4678 домов, 593 квартиры, 40 магазинов и ряд других зданий общественного характера.Жители многих новых поселков могли заниматься приусадебным хозяйством - к домам примыкали небольшие огороды, имелись помещения для содержания мелких домашних животных. Внутри поселений размещались безалкогольные кафе и столовые.Удивление и восхищение современников вызывала и социальная политика венского муниципалитета, связанная с именем профессора университета, известного ученого-биолога Юлиуса Тандлера. Тандлер считал, что "каждый, кто живет в обществе, имеет право на социальное обеспечение; общество же, с другой стороны, обязано оказывать ему социальную помощь".Социальное обеспечение, по словам Р. Даннеберга, начиналось "с эмбриона".35 женских консультаций проводили бесплатное медицинское обследование будущих матерей, здесь они также получали советы специалистов в вопросах питания и гигиены ребенка. Для родившегося ребенка выдавался бесплатный "набор новорожденного". Молодые матери, не являющиеся членами больничных касс, имели право на получение денежного пособия в течение четырех месяцев после родов.111 муниципальных детских садов посещали более 10000 детей, три четверти из них получали бесплатное питание. Для беспризорных детей было построено специальное уютное здание временного детского приюта, откуда детей старались направить в их новые, приемные семьи. Заботу о детях, которые не могли воспитываться в семье, брал на себя муниципалитет.14 районных управлений по делам молодежи давали бесплатные врачебные и педагогические консультации. Школьники проходили еженедельный медицинский осмотр. Ежегодно около 25000 детей Вены направлялись летом за город, чтобы набраться сил и здоровья. Для детей создавались туристические базы, открытые купальни, в зимнее время - катки, строились детские больницы, а также специальные здания или встроенные помещения для групп продленного дня. (Horte). В 1927 г. муниципалитет приобрел для молодежи бывший дворец Габсбургов на Вильгельминенберг. Высказывание Танд-лера "тот, кто строит дворцы молодежи, делает излишними тюрьмы" стало руководящим принципом социальной политики венского муниципалитета.Заботой о молодежи не ограничивалась деятельность управления социального обеспечения. В компетенцию Тандлера входила поддержка безработных, малоимущих, лиц пожилого возраста. Велась борьба против туберкулеза, который после войны получил такое распространение, что его стали называть "венской болезнью". В каждом районе имелись специальные медицинские пункты, где заболевших осматривал врач и назначал им лечение. Здесь же родственники больного могли получить необходимые консультации по уходу за ним.В Вене смог продолжить свою деятельность по реформированию средней школы Отто Глёкель.В качестве эксперимента 6 венских школ были преобразованы в "единые средние школы", дающие ученикам возможность приступить к выбору будущей профессии на четыре года позже, т.е. не с 10-ти лет, а с 14-ти. Одновременно во всех школах был введен новый76учебный план, получивший высокую оценку австрийских инспекторов и зарубежных специалистов. Учебный материал школьникам выдавался бесплатно, бесплатным был и проезд на трамвае. Для особо одаренных детей вводились специальные дополнительные курсы: музыки, языков, химии, физики и др.Ученики на предприятиях, обучающиеся будущей профессии, в течение 10 месяцев посещали обязательные бесплатные общеобразовательные курсы, где преподавались необходимые им предметы (черчение, соответствующие разделы химии и физики, материаловедение, граждановедение, производственная гигиена и др.)Для малоимущих муниципалитет выделял стипендии. Так, в 1926 г. были выделены 90 стипендий по 180 шиллингов ученикам средней школы, 90 стипендий по 300 шиллингов студентам высших учебный заведений и 5 стипендий по 100 шиллингов студентам Академии музыки и изобразительного искусства.Для подготовки и переподготовки учителей для новой школы на базе бывшей привилегированной Академии учителей был создан Педагогический институт Вены, при нем - открыты курсы повышения квалификации. Основан научный институт экспериментальной психологии. В 1924 г. открылась Центральная педагогическая библиотека, ставшая вскоре одной из лучших в Европе.Муниципалитет содержал на свои средства исторический музей, музей Древнего Рима, музеи Шуберта и Гайдна, музей часов, приобретал для них выдающиеся произведения изобразительного искусства. Посещение исторического музея входило в программу средней школы - здесь проходили занятия по краеведению.Муниципалитет заботился о повышении образования и общей культуры рабочих. С этой целью им субсидировалась работа Общества народного образования, Народного Дома, планетария, городской библиотеки. Выделялись деньги для частичной компенсации стоимости билетов на театральные и музыкальные представления, приобретаемых рабочими и служащими.Ни разразившийся в 1931 г. мировой экономический кризис, ни невиданный до сих пор рост массовой безработицы, не поколебали позиций социал-демократов в Вене. В их предвыборном воззвании, опубликованном 1 апреля 1932 г. в "Arbeiterzeitung", говорилось:"... Мы не имеем долгов, и поэтому независимы от финансового капитала. Налоговая система в Вене не тяжелее, чем где-либо, она просто справедливее... Наши дела говорят за нас... Вена и социал-демократия связаны воедино, они стали неразрывным целым. Одни называют нас большевиками, другие - слугами капитала. Мы не те, и не другие. Как социал-демократы мы объединили большинство венского населения вокруг себя и управляем городом на демократических принципах..."В результате выборов 24 апреля 1932 г. социал-демократы получили в венском муниципальном совете 66 мест из 100, их старые соперники - 19. Однако политическая ситуация в Вене существен- но изменилась. Выступившие на выборах под лозунгом: "Дайте Гитлеру власть!" национал- социалисты провели в совет15 депутатов.Открытие вновь избранного муниципального совета, назначенное на 24 мая, проходило бурно. Нацисты, одетые в униформу, привели с собой 2000 своих сторонников и даже "создалось впечатление, что наци хотят взять ратушу штурмом". Вступительная речь Р. Даннеберга, вновь избранного председателем венского ландтага, сопровождалась непрерывными антисемитскими выкриками.Дальнейшую работу муниципального совета нацисты пытались парализовать путем внесения бесконечных "срочных запросов" и резолюций.30 сентября дело дошло до драки между социал-демократами и национал-социалистами.Однако исключить социал-демократию из общественной жизни, чего требовал Гитлер в обмен на оказание помощи правительству Австрии в борьбе против своих не в меру ретивых австрийских сторонников, законным путем было практически невозможно. Невозможно было и лишить Вену самостоятельности, так как для этого требовалось изменить конституцию, на что социал-демократы никогда бы не пошли. Лишь после известных событий февраля 1934 г., когда был разгромлен шуцбунд (Союз в защиту республики - военная социал-демократическая организация), такая возможность представилась. Социал-демократическая партия была запрещена, венский муниципальный совет распущен.50 лет спустя после описываемых событий в Гарвардском университете европейских исследований состоялся международный коллоквиум на тему: "Австрийская социал-демократия 1918-1934: социалистический эксперимент и его крушение". Один из участников коллоквиума, Г. Цизель - в прошлом активный член СДРПА, ставший впоследствии профессором права Чикагского университета - был категорически не согласен с такой постановкой вопроса. "Мы приглашены сюда, чтобы обсудить "Коллапс социалистического эксперимента", - заявил он в своем выступлении. - Коллапс предполагает разрушение изнутри. Но это не то, что случилось на самом деле. Социалисты были атакованы, подвергнуты упорному и сильному давлению. Коллапс означает окончательную смерть. Но этого также не произошло. Социалистическое движение... выжило и продолжает существовать во Второй республике". Со словами уважаемого профессора можно целиком и полностью согласиться.
Страницы: 1, 2