Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
2
План
- Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
- 1. Провозглашение независимости Казахстана
- 2. Партийная система Казахстана на современном этапе
- 3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
- 4. Ликвидация Советской власти в Казахстане
- 5. Политический кризис марта 1995 года и его последствия
- 6. Обсуждение и принятие Конституции 1995 года
- 7. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года
- 8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия
- 9. Культурная жизнь в Казахстане на современном этапе
Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)1. Провозглашение независимости Казахстана10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан".В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики. Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту Флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта Гимна.В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного Флага - художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного Герба - архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова. Музыку гимна сохранили в прежней редакции - композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста Гимна стали - Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.
2. Партийная система Казахстана на современном этапеГоды существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.В феврале 1993 года был образован союз Народное единство Казахстана (СНЕК), в 1995 году преобразованный в партию. Судя по программным документам, новый союз намеревался стать организацией, обеспечивающий идеологическую, организационно-партийную и социальную поддержку курсу реформ, проводимых президентом. В 1994 - 1995 годах на политической арене появилось сразу несколько политических партий.В декабре 1994 года был проведен учредительный съезд Народно-кооперативной партии Казахстана (НКПК), которая объявила себя "демократической партией парламентского типа центристской ориентации", а социальной базой считает "сельское население, работников сферы кооперативного движения, материального производства и обслуживания".В январе 1995 года была создана Партия Возрождения Казахстана. Партия считает своей социальной базой и намерена отстаивать интересы социально незащищенных слоев населения: женщин, инвалидов, работников интеллигентного труда, прежде всего здравоохранения и образования. Партия считает себя либерально-демократической и центристской и насчитывает около пяти тысяч человек.В начале 1995 года была создана Аграрная партия Казахстана (АПК). Ее главные цели - отстаивание социально-экономических и политических интересов аграриев, лоббирование их интересов в высших органах государственной власти. Партия насчитывает около 42 тысяч членов.В этом же году были созданы партия "Новое поколение", объединившая представителей отечественного предпринимательства.Летом 1995 года была создана Демократическая партия Казахстана (ДПК). Как было сказано в программном заявлении, ДПК - партия государственников, ратующая за социально-рыночную экономику, демократическое правовое государство и гражданское общество. С момента создания партия заняла пропрезидентские позиции. Насчитывает около 19 тыс. членов, в ее рядах руководители и рядовые представители национально-культурных центров, представители директорского корпуса и руководители среднего звена предприятий республики, государственные чиновники и творческая интеллигенция.Весной 1997 года, произошло организационное оформление Либерального движения Казахстана (ЛДК) - председатель Бисенбаев А. - были приняты Программные положения и Устав движения. Движение выступает за формирование институтов гражданского общества, правового государства, приоритет прав личности над иными правами, за частную собственность, в том числе и на землю, как основы свободной конкуренции. Высший орган - съезд, Руководящий орган - ЦК. В 1998 году движение было преобразовано в политическую партию.В 1999 году, в преддверие парламентских выборов, в Казахстане были созданы несколько политических партий. В январе председатель движения "Общественный штаб в поддержку кандидата в Президенты РК Н. Назарбаева" С. Терешенко заявил о преобразовании его в партию социально-демократической направленности и парламентского толка, каковая и была создана под именем "Отан".Летом 1999 года было объявлено о создании "Гражданской партии Казахстана". В августе 1999 года на II внеочередном съезде Гражданской партии была принята предвыборная платформа партии. В экономической области партия выступала за возрождение и развитие отечественного товаропроизводства, деятельность в социальной сфере будет осуществляться по двум стратегическим направлениям: стимулирование трудоспособного населения и защита социально уязвимых слоев общества.В начале 2000 года практически одновременно объявили о начале своей деятельности "Отаншылдар/Партия патриотов" Х. Кожа-Ахмета и Республиканская народная партия патриотов, под руководством депутата Мажилиса Г. Касымова.С 1994 году произошло и организационное оформление оппозиции. С весны 1994 года об оппозиции к проводимой властью политике заявили, и, следовательно, объявили себя оппозиционными: КПК, СПК, ПНКК, ГДК "Азат", "Лад", Независимый профцентр Казахстана (НПЦК), профсоюз "Б1рлесу", Федерация профсоюзов Казахстана (ФПК), Рабочее движение г. Алматы, "Желтоксан", Казахско-американское бюро по правам человека, "Новое Поколение", Демократический комитет по правам человека РК, партия "Табигат".Весной 1994 года было заявлено о создании Координационного Совета общественных объединений - "Республика". В него вошли КПК, СПК, ГДК "Азат", "Лад", объединение "Правовое развитие Казахстана", ФПК, ПНКК, "Желтоксан", Рабочее движение г. Алматы. "Республика" поставила своей задачей создать в Казахстане конструктивную оппозицию политике правительства.Осенью 1994 года появилось еще одно "антипрезидентское" объединение - Гражданский Комитет Общественного спасения "Отан-Отечество". В него вошли КПК, ВКП (б), ВЛКСМ, Алаш, Русская община, Рабочее движение Казахстана, Лад.В 1997 году было создано Гражданское движение "Азамат" - сопредседатели - Г. Абильсиитов, М. Ауэзов, П. Своик. В декабре 1998 года движение "Азамат" объявило о создании политической партии под одноименным названием.В 1998 году было создано объединение "Народный фронт Казахстана" (КПК, "Азамат", "Лад", "Азат", Рабочее движение).В 1998 года состоялся организационный съезд оппозиционной Республиканской Народной партии Казахстана - председатель - А. Кажегельдин.В 1999 году - "Форум демократических сил Казахстана" (РНПК, КПК, Рабочее движение "Солидарность", движения "Орлеу", "Поколение", Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций, Русская община, Семиреченская казачья община и Союз казаков Степного края).В 2000 году в республике действовало 15 официально зарегистрированных партий.Начало нового века внесло новые изменения в политический спектр страны. В декабре 2001 года три оппозиционные партии Казахстана - Демократическая партия "Азамат", партия "Народный Конгресс Казахстана" и Республиканская народная партия Казахстана (РНПК) - приняли решение об объединении в единую политическую партию - "Объединенную Демократическую партию" (ОДП). Инициаторы объединения обнародовали заявление, где десять лет независимости были обозначены как годы "потерь и разочарований". В состав временного Политического совета новой партии вошли Г. Ергалиева, А. Косанов и П. Своик, А. Кажегельдин и другие представители трех партий.В январе 2002 года прошел объединительный съезд и была принята программа ОДП, включающая в себя три основных задачи:1) "переустройство режима авторитарной президентской власти в парламентскую республику";2) программу "Десять непростых шагов навстречу", предусматривающую внесение поправок в закон "О выборах", принятие закона "О местном самоуправлении", проведение выборов в местное самоуправление городов, поселков, сел и аулов, переход к однопалатному парламенту, перераспределение функций и полномочий Президента и Парламента в пользу Парламента, принятие нового закона "О политических партиях", проведение выборов в новый однопалатный Парламент, принятие новой Конституции, проведение выборов нового Президента;3) программу "Казахстан без Назарбаева" на случай дестабилизации ситуации в стране вследствие неадекватных действий правящего режима".В начале 2002 ряд членов общественного движения Демократический выбор Казахстана (ДВК) объявили о создании Демократической партии Казахстана "Ак Жол". В марте 2002 года состоялся учредительный съезд, на котором была принята программа партии. Как заявлено в программных документах, новая партия будет либерально-демократического толка и представлять интересы среднего класса. Сопредседателями ДПК "Ак Жол" стали бывший вице-премьер У. Джандосов, экс-министр труда А. Байменов и экс-депутат Парламента Б. Абилов.В апреле 2002 г. была зарегистрирована "Русская партия Казахстана" (РПК), лидер - Г. Беляков, с 1997 - атаман Семиреченского казачьего войска и с 1998 г. - председатель Исполкома Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций в Казахстане. В этом же году партия была переименована в политическую партию "Соотечественник".В июле 2002 г вступил в силу новый закон о политических партиях. Закон запрещает создание политических партий на основе этнической, религиозной или половой принадлежности. Если, согласно прежнему закону для регистрации политической партии было достаточно 3 тыс. членов, то по новому закону регистрация партии происходит при наличии в ней не менее 50 тыс. членов, представляющих все регионы и крупнейшие города страны. В случае получения партией менее 3 процентов голосов избирателей на выборах в Мажилис или в том случае, если партия дважды не принимала участие в парламентских выборах, она может быть ликвидирована.Закон подвергся резкой критике со стороны оппозиционных партий и международных организаций.ОБСЕ пришла к выводу, что закон представляет серьезную угрозу политическому плюрализму в Казахстане. Европейский союз обнародовал заявление, в котором заявил, что регистрационные требования, предусмотренные этим законом представляют угрозу политическому плюрализму, препятствуют свободному развитию политических партий.
3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 годаСамой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась. После обсуждения его в Верховном Совете, первый проект был опубликован в июне 1992 года для всенародного обсуждения, второй, после всенародного обсуждения - в ноябре 1992 года.Основными проблемами, наиболее активно обсуждавшимися в парламенте и в обществе, стали: экономическая проблема (в частности, проблема собственности), административно - территориального устройства Казахстана, государственного языка, формы правления, гражданства в будущей Конституции.Ход обсуждения проекта Конституции активизировал фланги политического спектра республики, представленного оппозиционными партиями и движениями в лице национал-демократов (ГДК "Азат", Республиканская партия, "Желтоксан") - с одной стороны, межнационального движения "Единство", Партии Демократического Прогресса Казахстана (ПДПК), профсоюза "Б1рлесу" - с другой.Проблема собственности. Первый проект Конституции предлагал формулу "экономика Казахстана основывается на многообразных формах собственности частной, коллективной и государственной". Второй вариант проекта оставил две формы собственности - государственная и частная. Национальная оппозиция категорически выступила против института частной собственности на землю. Аргументы - земля казахов всегда находилась в родовой собственности, в случае ее перехода в частное владение, ее законный собственник, казахский народ, окажется отторгнутым от нее. Поэтому национально-демократическая оппозиция предложила внести в Конституцию формулу - земля является собственность казахского народа и общим достоянием всех народов, проживающих в Казахстане. "Русскоязычная" оппозиция настаивала на введении института частной собственности в Казахстане.Проблема государственного языка. Первый проект Конституции гласил: "В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Русский язык является языком межнационального общения. Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку не владения государственным языком или языком межнационального общения". Эта норма проекта вызвала широкую дискуссию в прессе. В Верховном Совете была создана депутатская фракция "Гражданское согласие", которая выступала за придание статуса государственного, наряду с казахским, и русскому языку. Ее деятельность привела к появлению во втором проекте Конституции компромиссного добавления: "Республика Казахстан обеспечивает свободное функционирование, русского языка, наряду с государственным. Гражданам гарантируется право пользования родным языком".Административно-государственное устройство. В проекте была записана норма - Казахстан - суверенное, демократическое и унитарное государство. Территория Казахстана является целостной, неделимой и неприкосновенной. Против отражения этой нормы в тексте Конституции публично выступили некоторые представители уйгурской интеллигенции, которые предложили записать в Конституции положение о федеративном устройстве государства. Аргументы их сводились к тому, что уйгуры - коренные жители Семиречья и имеют право на национально-территориальную автономию.Форма правления. По предложению Президента, Верховному Совету и общественности были предложены идеи о включении в проект Конституции статей о роспуске парламента Президентом, создании двухпалатного парламента, импичменте Президента и возможности принятия Конституции путем референдума. Эти предложения были в основном поддержаны оппозицией, но отвергнуты Верховным Советом.С точки зрения оппозиции, проект Конституции не отражал реалии жизни республики. В январе 1993 года оппозиционные партии и движения направили обращение депутатам Верховного Совета с призывом не принимать проект в предложенном виде. Их аргументы сводились к следующему:Проект Конституции не прошел установленных процедур прохождения законопроектов, не в полной мере учтены оценки независимых экспертов, в том числе международных;Отсутствовал механизм учета замечаний и предложений граждан и организаций;Проект Конституции не содержит гарантий соблюдения принципа соблюдения прав и свобод человека.Народ отстранен от участия в управлении государством, поскольку лишен права законодательной инициативы через партии и общественные организации и права на референдум;5. Проект не содержит гарантий против возможности узурпации власти из-за: а). отсутствия механизма импичмента, б). отсутствия механизма роспуска парламента.Наконец, все критики проекта были едины в том, что этот парламент не имеет ни морального, ни юридического права принимать новую Конституцию, потому что, во-первых, треть депутатов избрана от общественных организаций, которые уже не существуют и, во-вторых, сам парламент был избран еще в Казахской ССР. Оппозиция призвала вынести проект Конституции на референдум, или принимать ее после выборов нового парламента.Тем не менее, в октябре 1992 года были подведены официальные итоги всенародного обсуждения проекта Конституции. Согласно им, проект обсуждался в течение четырех месяцев, в печати было опубликовано более 500 материалов, в обсуждении приняло участие более 3 млн. человек, то есть практически каждый третий казахстанец. В официальном заявлении Верховного Совета сообщалось, что, с учетом пожелания народа, не приняты предложения о федеративном устройстве страны, государственном двуязычии, формировании двухпалатного парламента.По иронии судьбы, в декабре 1992 года, только что начавший выходить еженедельник "Панорама" опубликовал данные социологического опроса, проведенного агентством "Бриф" в ноябре среди алма-атинцев, внеся свою "ложку дегтя в бочку меда" официальных итогов. Согласно этим данным, каждый второй алма-атинец вообще не читал проект Конституции (т.е. почти 50%), в официальном обсуждении приняло участие 4% опрошенных, 71% выступил за государственное двуязычие, 34% - за федеративное устройство страны, 33% - за двухпалатный парламент.
Страницы: 1, 2, 3