Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

2

План

  • Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
    • 1. Провозглашение независимости Казахстана
    • 2. Партийная система Казахстана на современном этапе
    • 3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года
    • 4. Ликвидация Советской власти в Казахстане
    • 5. Политический кризис марта 1995 года и его последствия
    • 6. Обсуждение и принятие Конституции 1995 года
    • 7. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года
    • 8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия
    • 9. Культурная жизнь в Казахстане на современном этапе
Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

1. Провозглашение независимости Казахстана

10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.

12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан".

В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;

заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;

использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики. Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту Флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта Гимна.

В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного Флага - художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного Герба - архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова. Музыку гимна сохранили в прежней редакции - композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста Гимна стали - Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.

2. Партийная система Казахстана на современном этапе

Годы существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.

В феврале 1993 года был образован союз Народное единство Казахстана (СНЕК), в 1995 году преобразованный в партию. Судя по программным документам, новый союз намеревался стать организацией, обеспечивающий идеологическую, организационно-партийную и социальную поддержку курсу реформ, проводимых президентом. В 1994 - 1995 годах на политической арене появилось сразу несколько политических партий.

В декабре 1994 года был проведен учредительный съезд Народно-кооперативной партии Казахстана (НКПК), которая объявила себя "демократической партией парламентского типа центристской ориентации", а социальной базой считает "сельское население, работников сферы кооперативного движения, материального производства и обслуживания".

В январе 1995 года была создана Партия Возрождения Казахстана. Партия считает своей социальной базой и намерена отстаивать интересы социально незащищенных слоев населения: женщин, инвалидов, работников интеллигентного труда, прежде всего здравоохранения и образования. Партия считает себя либерально-демократической и центристской и насчитывает около пяти тысяч человек.

В начале 1995 года была создана Аграрная партия Казахстана (АПК). Ее главные цели - отстаивание социально-экономических и политических интересов аграриев, лоббирование их интересов в высших органах государственной власти. Партия насчитывает около 42 тысяч членов.

В этом же году были созданы партия "Новое поколение", объединившая представителей отечественного предпринимательства.

Летом 1995 года была создана Демократическая партия Казахстана (ДПК). Как было сказано в программном заявлении, ДПК - партия государственников, ратующая за социально-рыночную экономику, демократическое правовое государство и гражданское общество. С момента создания партия заняла пропрезидентские позиции. Насчитывает около 19 тыс. членов, в ее рядах руководители и рядовые представители национально-культурных центров, представители директорского корпуса и руководители среднего звена предприятий республики, государственные чиновники и творческая интеллигенция.

Весной 1997 года, произошло организационное оформление Либерального движения Казахстана (ЛДК) - председатель Бисенбаев А. - были приняты Программные положения и Устав движения. Движение выступает за формирование институтов гражданского общества, правового государства, приоритет прав личности над иными правами, за частную собственность, в том числе и на землю, как основы свободной конкуренции. Высший орган - съезд, Руководящий орган - ЦК. В 1998 году движение было преобразовано в политическую партию.

В 1999 году, в преддверие парламентских выборов, в Казахстане были созданы несколько политических партий. В январе председатель движения "Общественный штаб в поддержку кандидата в Президенты РК Н. Назарбаева" С. Терешенко заявил о преобразовании его в партию социально-

демократической направленности и парламентского толка, каковая и была создана под именем "Отан".

Летом 1999 года было объявлено о создании "Гражданской партии Казахстана". В августе 1999 года на II внеочередном съезде Гражданской партии была принята предвыборная платформа партии. В экономической области партия выступала за возрождение и развитие отечественного товаропроизводства, деятельность в социальной сфере будет осуществляться по двум стратегическим направлениям: стимулирование трудоспособного населения и защита социально уязвимых слоев общества.

В начале 2000 года практически одновременно объявили о начале своей деятельности "Отаншылдар/Партия патриотов" Х. Кожа-Ахмета и Республиканская народная партия патриотов, под руководством депутата Мажилиса Г. Касымова.

С 1994 году произошло и организационное оформление оппозиции. С весны 1994 года об оппозиции к проводимой властью политике заявили, и, следовательно, объявили себя оппозиционными: КПК, СПК, ПНКК, ГДК "Азат", "Лад", Независимый профцентр Казахстана (НПЦК), профсоюз "Б1рлесу", Федерация профсоюзов Казахстана (ФПК), Рабочее движение г. Алматы, "Желтоксан", Казахско-американское бюро по правам человека, "Новое Поколение", Демократический комитет по правам человека РК, партия "Табигат".

Весной 1994 года было заявлено о создании Координационного Совета общественных объединений - "Республика". В него вошли КПК, СПК, ГДК "Азат", "Лад", объединение "Правовое развитие Казахстана", ФПК, ПНКК, "Желтоксан", Рабочее движение г. Алматы. "Республика" поставила своей задачей создать в Казахстане конструктивную оппозицию политике правительства.

Осенью 1994 года появилось еще одно "антипрезидентское" объединение - Гражданский Комитет Общественного спасения "Отан-Отечество". В него вошли КПК, ВКП (б), ВЛКСМ, Алаш, Русская община, Рабочее движение Казахстана, Лад.

В 1997 году было создано Гражданское движение "Азамат" - сопредседатели - Г. Абильсиитов, М. Ауэзов, П. Своик. В декабре 1998 года движение "Азамат" объявило о создании политической партии под одноименным названием.

В 1998 году было создано объединение "Народный фронт Казахстана" (КПК, "Азамат", "Лад", "Азат", Рабочее движение).

В 1998 года состоялся организационный съезд оппозиционной Республиканской Народной партии Казахстана - председатель - А. Кажегельдин.

В 1999 году - "Форум демократических сил Казахстана" (РНПК, КПК, Рабочее движение "Солидарность", движения "Орлеу", "Поколение", Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций, Русская община, Семиреченская казачья община и Союз казаков Степного края).

В 2000 году в республике действовало 15 официально зарегистрированных партий.

Начало нового века внесло новые изменения в политический спектр страны. В декабре 2001 года три оппозиционные партии Казахстана - Демократическая партия "Азамат", партия "Народный Конгресс Казахстана" и Республиканская народная партия Казахстана (РНПК) - приняли решение об объединении в единую политическую партию - "Объединенную Демократическую партию" (ОДП). Инициаторы объединения обнародовали заявление, где десять лет независимости были обозначены как годы "потерь и разочарований". В состав временного Политического совета новой партии вошли Г. Ергалиева, А. Косанов и П. Своик, А. Кажегельдин и другие представители трех партий.

В январе 2002 года прошел объединительный съезд и была принята программа ОДП, включающая в себя три основных задачи:

1) "переустройство режима авторитарной президентской власти в парламентскую республику";

2) программу "Десять непростых шагов навстречу", предусматривающую внесение поправок в закон "О выборах", принятие закона "О местном самоуправлении", проведение выборов в местное самоуправление городов, поселков, сел и аулов, переход к однопалатному парламенту, перераспределение функций и полномочий Президента и Парламента в пользу Парламента, принятие нового закона "О политических партиях", проведение выборов в новый однопалатный Парламент, принятие новой Конституции, проведение выборов нового Президента;

3) программу "Казахстан без Назарбаева" на случай дестабилизации ситуации в стране вследствие неадекватных действий правящего режима".

В начале 2002 ряд членов общественного движения Демократический выбор Казахстана (ДВК) объявили о создании Демократической партии Казахстана "Ак Жол". В марте 2002 года состоялся учредительный съезд, на котором была принята программа партии. Как заявлено в программных документах, новая партия будет либерально-демократического толка и представлять интересы среднего класса. Сопредседателями ДПК "Ак Жол" стали бывший вице-премьер У. Джандосов, экс-министр труда А. Байменов и экс-депутат Парламента Б. Абилов.

В апреле 2002 г. была зарегистрирована "Русская партия Казахстана" (РПК), лидер - Г. Беляков, с 1997 - атаман Семиреченского казачьего войска и с 1998 г. - председатель Исполкома Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций в Казахстане. В этом же году партия была переименована в политическую партию "Соотечественник".

В июле 2002 г вступил в силу новый закон о политических партиях. Закон запрещает создание политических партий на основе этнической, религиозной или половой принадлежности. Если, согласно прежнему закону для регистрации политической партии было достаточно 3 тыс. членов, то по новому закону регистрация партии происходит при наличии в ней не менее 50 тыс. членов, представляющих все регионы и крупнейшие города страны. В случае получения партией менее 3 процентов голосов избирателей на выборах в Мажилис или в том случае, если партия дважды не принимала участие в парламентских выборах, она может быть ликвидирована.

Закон подвергся резкой критике со стороны оппозиционных партий и международных организаций.

ОБСЕ пришла к выводу, что закон представляет серьезную угрозу политическому плюрализму в Казахстане. Европейский союз обнародовал заявление, в котором заявил, что регистрационные требования, предусмотренные этим законом представляют угрозу политическому плюрализму, препятствуют свободному развитию политических партий.

3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась. После обсуждения его в Верховном Совете, первый проект был опубликован в июне 1992 года для всенародного обсуждения, второй, после всенародного обсуждения - в ноябре 1992 года.

Основными проблемами, наиболее активно обсуждавшимися в парламенте и в обществе, стали: экономическая проблема (в частности, проблема собственности), административно - территориального устройства Казахстана, государственного языка, формы правления, гражданства в будущей Конституции.

Ход обсуждения проекта Конституции активизировал фланги политического спектра республики, представленного оппозиционными партиями и движениями в лице национал-демократов (ГДК "Азат", Республиканская партия, "Желтоксан") - с одной стороны, межнационального движения "Единство", Партии Демократического Прогресса Казахстана (ПДПК), профсоюза "Б1рлесу" - с другой.

Проблема собственности. Первый проект Конституции предлагал формулу "экономика Казахстана основывается на многообразных формах собственности частной, коллективной и государственной". Второй вариант проекта оставил две формы собственности - государственная и частная. Национальная оппозиция категорически выступила против института частной собственности на землю. Аргументы - земля казахов всегда находилась в родовой собственности, в случае ее перехода в частное владение, ее законный собственник, казахский народ, окажется отторгнутым от нее. Поэтому национально-демократическая оппозиция предложила внести в Конституцию формулу - земля является собственность казахского народа и общим достоянием всех народов, проживающих в Казахстане. "Русскоязычная" оппозиция настаивала на введении института частной собственности в Казахстане.

Проблема государственного языка. Первый проект Конституции гласил: "В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык. Русский язык является языком межнационального общения. Запрещается ограничение прав и свобод граждан по признаку не владения государственным языком или языком межнационального общения". Эта норма проекта вызвала широкую дискуссию в прессе. В Верховном Совете была создана депутатская фракция "Гражданское согласие", которая выступала за придание статуса государственного, наряду с казахским, и русскому языку. Ее деятельность привела к появлению во втором проекте Конституции компромиссного добавления: "Республика Казахстан обеспечивает свободное функционирование, русского языка, наряду с государственным. Гражданам гарантируется право пользования родным языком".

Административно-государственное устройство. В проекте была записана норма - Казахстан - суверенное, демократическое и унитарное государство. Территория Казахстана является целостной, неделимой и неприкосновенной. Против отражения этой нормы в тексте Конституции публично выступили некоторые представители уйгурской интеллигенции, которые предложили записать в Конституции положение о федеративном устройстве государства. Аргументы их сводились к тому, что уйгуры - коренные жители Семиречья и имеют право на национально-территориальную автономию.

Форма правления. По предложению Президента, Верховному Совету и общественности были предложены идеи о включении в проект Конституции статей о роспуске парламента Президентом, создании двухпалатного парламента, импичменте Президента и возможности принятия Конституции путем референдума. Эти предложения были в основном поддержаны оппозицией, но отвергнуты Верховным Советом.

С точки зрения оппозиции, проект Конституции не отражал реалии жизни республики. В январе 1993 года оппозиционные партии и движения направили обращение депутатам Верховного Совета с призывом не принимать проект в предложенном виде. Их аргументы сводились к следующему:

Проект Конституции не прошел установленных процедур прохождения законопроектов, не в полной мере учтены оценки независимых экспертов, в том числе международных;

Отсутствовал механизм учета замечаний и предложений граждан и организаций;

Проект Конституции не содержит гарантий соблюдения принципа соблюдения прав и свобод человека.

Народ отстранен от участия в управлении государством, поскольку лишен права законодательной инициативы через партии и общественные организации и права на референдум;

5. Проект не содержит гарантий против возможности узурпации власти из-за: а). отсутствия механизма импичмента, б). отсутствия механизма роспуска парламента.

Наконец, все критики проекта были едины в том, что этот парламент не имеет ни морального, ни юридического права принимать новую Конституцию, потому что, во-первых, треть депутатов избрана от общественных организаций, которые уже не существуют и, во-вторых, сам парламент был избран еще в Казахской ССР. Оппозиция призвала вынести проект Конституции на референдум, или принимать ее после выборов нового парламента.

Тем не менее, в октябре 1992 года были подведены официальные итоги всенародного обсуждения проекта Конституции. Согласно им, проект обсуждался в течение четырех месяцев, в печати было опубликовано более 500 материалов, в обсуждении приняло участие более 3 млн. человек, то есть практически каждый третий казахстанец. В официальном заявлении Верховного Совета сообщалось, что, с учетом пожелания народа, не приняты предложения о федеративном устройстве страны, государственном двуязычии, формировании двухпалатного парламента.

По иронии судьбы, в декабре 1992 года, только что начавший выходить еженедельник "Панорама" опубликовал данные социологического опроса, проведенного агентством "Бриф" в ноябре среди алма-атинцев, внеся свою "ложку дегтя в бочку меда" официальных итогов. Согласно этим данным, каждый второй алма-атинец вообще не читал проект Конституции (т.е. почти 50%), в официальном обсуждении приняло участие 4% опрошенных, 71% выступил за государственное двуязычие, 34% - за федеративное устройство страны, 33% - за двухпалатный парламент.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать