Китайский социализм и его экономическая политика

Китайский социализм и его экономическая политика

9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Конфискация бюрократического капитала

1.2 Аграрная реформа

1.3 Упорядочение финансово-экономической системы

1.4 Восстановление и развитие экономики

2. СОЦИАЛИСТИЧИСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Социально-экономическая структура и генеральная линия Коммунистической партии Китая на переходный период

2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства

2.3 Социалистическое преобразование кустарной промышленности

2.4 Социалистическое преобразование мелкой торговли

2.5 Социалистическое преобразование капиталистической промышленности и торговли

3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

3.1 Преобразования экономики Китая в 1979-- 1984 гг.

3.2 Реформа городской экономики

3.3 Перспективы экономического развития Китая до конца 20 века

3.4 Преимущественно экстенсивный характер экономического роста в КНР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Отсталой экономике старого Китая за долгие годы войны был нанесён ущерб. КНР, образовавшаяся 1 октября 1949 года, получила в наследство от империализма, феодализма и бюрократического капитала разорённую экономику.

Первые три года своего существования КНР была вынуждена потратить на восстановление экономики, прежде чем она смогла приступить к сколько-нибудь значительным социальным преобразованиям и новому строительству. В стране необходимо было осуществить конфискацию бюрократического капитала, провести земельную реформу в деревне, улучшить управление финансами и экономикой, оживить производство.

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Сельское хозяйство Китая находилось в упадке. В 1949 г производство зерна составило 113,18 млн. тонн, или на 25% ниже уровня 1936 г, предшествовавшего началу войны сопротивления Японии; производство хлопка было ниже уровня 1936 г на 48%, поголовье скота - на 16%, резко упала производительность труда.

Удельный вес современной промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства равнялся лишь 10%. В 1949 г объём промышленного производства составил половину от уровня, достигнутого перед началом войны с Японией. В промышленности было занято 0,6% населения страны.

За 11 лет (с июня 1937 г по август 1948 г) доходы гоминьдановского правительства покрывали от 40,54 до 12,19% его расходов. Безудержный рост выпуска бумажных денег для покрытия бюджетного дефицита вызвал галопирующую инфляцию. За эти годы денежная масса в обращении увеличилась в 3,75 млн. раз, а цены возросли в 6 млн. раз. Инфляция вызвала на рынке хаос и спекуляцию в огромных масштабах. Промышленность и торговля были на грани банкротства.

1.1 Конфискация бюрократического капитала

Капиталистические предприятия в Китае принадлежали либо национальным капиталистам, либо гоминьдановской бюрократии. Новое правительство, руководствуясь политикой учёта труда и капитала, допустило национальный капитал к участию в производстве в интересах развития экономики и повышения жизненного уровня народа. Правительство конфисковало предприятия крупного бюрократического капитала и передало их в руки народа, эти предприятия стали государственной социалистической собственностью. К концу 1949 г государство конфисковало 2850 промышленных предприятий, принадлежавших бюрократическому капиталу. На государственный социалистический сектор экономики к этому времени приходилось 41,3% валовой продукции крупных предприятий страны; под контролем государства находились все железные дороги и большая часть другого транспорта, главные банки страны, основная часть её внутренней и внешней торговли.

Вместе правительство отменило все привилегии для империалистов в стране, установило свою власть над таможней, ввело монополию на валютные операции и внешнюю торговлю.

Таким образом, народная власть установила контроль над национальной экономикой. Экономическая независимость, за которую более века боролся китайский народ, стала реальностью. Это послужило первейшей предпосылкой для восстановления и роста экономики страны.

1.2 Аграрная реформа

Проведение аграрной реформы, направленной на уничтожение феодальных отношений в китайской деревне и передачу земли тем, кто её обрабатывает, являлось главным звеном программы китайской демократической революции.

Реформа ставила своей целью уничтожение феодальной эксплуатации и установление крестьянской собственности на землю, освобождение от феодальных пут производительных сил в сельском хозяйстве, развитие сельскохозяйственного производства и создание условий для индустриализации нового Китая.

В ходе реформы хозяйства богатых крестьян сохранялись. За ними была оставлена та часть земли, которую они обрабатывали сами или посредством найма, а также прочее их имущество, но они должны были отказаться от части земли, которую сдавали в аренду с целью наживы. Такая политика способствовала успеху аграрной реформы.

Хотя реформа и преследовала цель уничтожения помещиков как класса, она не предусматривала физического уничтожения помещиков и тех, кто вёл индивидуальное хозяйство. В соответствии с законом об аграрной реформе каждому помещику на общих основаниях был представлен земельный участок, с тем чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь собственным трудом и перевоспитываться в этом процессе.

Благодаря проведению аграрной реформы 300 миллионов малоземельных и безземельных китайских крестьян получили более 46 млн. га культивируемых земель, а также рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, дома и другие виды собственности. Малоземельные и безземельные крестьяне были освобождены от выплаты ежегодной ренты. В собственности беднейшего и среднего крестьянства сконцентрировалось 90% сельскохозяйственных земель. Был положен конец господству феодальной земельной собственности в Китае, служившей на протяжении 2 тысяч лет основой феодальной эксплуатации и являвшейся коренной причиной бедности и отсталости страны. Это была революция, которая освободила китайских крестьян от ига феодализма и создала необходимые условия для процветания страны.

1.3 Упорядочение финансово-экономической системы

С марта 1950 г правительство установило единое руководство экономикой и финансами Китая с единым контролем со стороны правительства за доходами и расходами во всей стране, с единой государственной системой снабжения и централизованным контролем за наличными расчётами. Проведение такой политики помогло устранить экономический и финансовый хаос и позволило центральному правительству сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы для преодоления серьёзных экономических трудностей. В 1950 г государственные расходы лишь немного превысили государственные доходы, а в 1951 и 1952 гг экономическое положение упрочилось и доходы немного превысили расходы. Был положен конец инфляции, которая на протяжении многих лет являлась тяжёлым бременем для китайского народа.

1.4 Восстановление и развитие экономики

К концу 1952 г в китайской экономике и финансах произошёл коренной поворот к лучшему Объём валовой продукции сельского хозяйства вырос на 48,5% по сравнению с 1949 г, а производство зерна, хлопка, лубяных волокон, табака, арахиса и сахарного тростника превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Были восстановлены ирригационные сооружения, разрушенные во время войны, и построен ряд новых. Объём валовой продукции промышленности возрос на 145% по сравнению с 1949 г и на 30% превысил уровень 1936 г. Производство основных видов промышленной продукции, таких, как сталь, чугун, уголь, электричество, прокат, хлопчатобумажные ткани, сигареты, превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Были восстановлены железные дороги и построены новые.

За период с 1949 по 1952 г получили работу более 2 млн. безработных. Таким образом, можно сказать был положен конец безработицы старого Китая. Средняя заработная плата поднялась на 70%, а доходы крестьян - более чем на 30%. Общий объём розничного товарооборота увеличился почти в 2 раза.

2. СОЦИАЛИСТИЧИСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Социально-экономическая структура и генеральная линия Коммунистической партии Китая на переходный период

Переходный период, начавшийся созданием КНР в 1949 г., закончился в 1956 г., когда в основном были завершены социалистические преобразования. В результате отмены привилегий, предоставленных в свое время империалистическим государствам, конфискации бюрократического капитала и завершения аграрной реформы была разрушена полуфеодальная и полуколониальная социально-экономическая структура. Вместо нее образовалось пять экономических секторов.

Государственная экономика. Представляла собой социалистический сектор экономики, основанный на общенародной собственности. Это была ведущая сила национальной экономики и материальная основа для социалистических преобразований. На этот сектор в 1952 г. приходилось 19,1% произведенного национального дохода. Он получил приоритет в государственной программе экономического развития.

Кооперативная экономика. Представляла собой социалистический или полусоциалистический сектор экономики, основывающийся на коллективной собственности трудящихся. Некоторые кооперативы все еще разировались на частной собственности на средства производства и являлись полусоциалистическими. Они представляли собой переходную форму к коллективной организации производства крестьян, ремесленников и других индивидуальных тружеников. На этот сектор в 1952 г. приходилось 1,5% произведённого национального дохода.

Индивидуальная экономика. Крестьяне-единоличники, ремесленники и другие индивидуальные труженики давали в 1952 г. 71,8% национального дохода.

Частнокапиталистическая экономика. Экономика национальной буржуазии, которая сохранилась после конфискации предприятий, принадлежавших бюрократическому капиталу. Этот сектор давал в 1952 г. 6,9% национального дохода.

Государственно-капиталистическая экономика. Капиталистическая экономика, находившаяся под управлением; государства, связанная с теми или иными формами социалистической государственной экономики и функционировавшая под контролем рабочих, являлась переходной формой, при помощи которой государство осуществляло социалистическое преобразование капиталистических предприятий. В 1952 г. на ее долю приходилось лишь 0,7% произведенного национального дохода.

Существование пяти секторов экономики определяло переходный характер экономической структуры страны. К концу 1952 г., когда было завершено восстановление экономики, ЦК КПК выдвинул генеральную линию на переходный период к социализму. Она предусматривала в весьма короткий срок постепенное решение двух задач: осуществление социалистической индустриализации и социалистическое преобразование сельского хозяйства, кустарной промышленности, капиталистической промышленности и торговли. Эта генеральная линия была провозглашена в 1953 г., а в 1954 г. принята и включена в Конституцию КНР на первой ВСНП четвертого созыва.

Под руководством КПК с 1953т. на плановой основе и в крупных масштабах начали осуществляться социалистические преобразования, началось социалистическое строительство.

2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства

После проведения аграрной реформы сельское хозяйство Китая было представлено капиталистическими хозяйствами богатых крестьян и огромным морем индивидуальных крестьянских хозяйств.

Реформа освободила крестьян от феодальной эксплуатации и угнетения и улучшила их положение. Трудовой энтузиазм крестьян вызвал скачок в сельскохозяйственном производстве по сравнению с уровнем, достигнутым до освобождения страны, но возможности индивидуального хозяйства были ограничены. Раздробленность крестьянской экономики препятствовала рациональному использованию земли и применению новой сельскохозяйственной техники. Производительность труда оставалась низкой, и крестьяне при незначительных накоплениях не имели возможности расширять производство и бороться со стихийными бедствиями. Хотя жизнь в деревне несколько улучшилась в результате аграрной реформы, подавляющее большинство крестьян не почувствовали изменений к лучшему: в стране по-прежнему ощущался дефицит земли, сохранялась отсталая агротехника. Между тем в деревне происходила поляризация сил, т. к. аграрная реформа не уничтожила различий между хозяйствами богатых и бедных крестьян. Количество сделок купли-продажи земли увеличилось. Вновь появились аренда земли и эксплуатация наемного труда. Серьезно выросли масштабы ростовщичества и спекуляции, повсюду стали появляться новые хозяйства богатых крестьян. Крестьяне, особенно бедные, которые составляли подавляющее большинство сельского населения и которые получили землю в результате аграрной реформы, но нуждались еще в других средствах производства, изъявили свое желание организовываться в кооперативы.

Существовало резкое противоречие между интересами мелких крестьян и программой индустриализации. Сельское хозяйство занимало значительный удельный вес в китайской экономике. Рост промышленности во многом зависел от количества сырья, поступающего из сельского хозяйства, от состояния сельского. Рост населения в городах и индустриальных центрах требовал все больше и больше зерна, и сельскохозяйственных продуктов. Из-за низкой производительности и распыленности индивидуальная крестьянская экономика была неспособна удовлетворить растущие нужды индустриализации.

Недостаточное развитие сельскохозяйственного производства выявилось сразу после того, как в 1953 г. началось широкомасштабное промышленное строительство. В зиму 1953/54г. государство ввело монополию на закупку и продажу зерна, хлопка и других важнейших продуктов сельского хозяйства. Это ослабило противоречие между индивидуальной крестьянской экономикой и государственной промышленностью, но до конца не разрешило его. Социалистическое преобразование сельского хозяйства стало решающим условием индустриализации страны.

Исходя из этой объективной необходимости, КПК и центральное правительство поставили задачу социалистического преобразования сельского хозяйства. Было организовано небольшое число кооперативов, на которых проводились эксперименты и отрабатывались различные организационные формы. Движение за кооперирование сельского хозяйства развернулось в полную силу в 1953 г. Крестьяне как мелкие собственники постепенно готовились перейти к коллективному производству. В качестве основных принципов осуществления социалистических преобразований в сельском хозяйстве Китая были приняты следующие: добровольность и взаимная выгода, убеждение на типичных примерах новых коллективных форм хозяйства и помощь со стороны государства. В перестройке производственных отношений в деревне последовательно использовались три организационные формы: бригады трудовой взаимопомощи, сельскохозяйственные производственные кооперативы низшего типа и сельскохозяйственные производственные кооперативы высшего типа. Такой путь преобразования был наиболее приемлемым, т. к. позволял крестьянам перейти к коллективному производству, избегая или сводя к минимуму потери, которые могли бы возникнуть при резких переменах.

В июле 1955 г. Мао Цзэдун сделал доклад "Вопросы кооперирования в сельском хозяйстве", в котором подвел итоги движения за кооперирование. К концу 1955 г. было кооперировано 14,2% крестьянских хозяйств. Большинство этих кооперативов представляли собой кооперативы низшего типа, где доходы делились по величине земельного пая. К концу 1956 г. были объединены в кооперативы уже 96,3% крестьянских хозяйств, 87,8% этих кооперативов представляли собой кооперативы высшего типа, где члены получали доходы исключительно в зависимости от величины их трудового вклада. Объем валовой продукции сельского хозяйства неуклонно возрастал. Социалистическое преобразование сельского хозяйства было в основном завершено.

В 1958 г. по всему Китаю были созданы народные коммуны. Более 740 тыс. производственных сельскохозяйственных кооперативов были реорганизованы в 26 тыс. коммун.

2.3 Социалистическое преобразование кустарной промышленности

Важную роль в экономике старого Китая играла кустарная промышленность. Китайские кустари были заняты во многих отраслях народного хозяйства, производя огромное количество потребительских товаров и средств производства. В деревне от 60 до 70% средств производства и товаров повседневного спроса поставлялось кустарями. В 1952 г., когда восстановление экономики было завершено, на кустарную промышленность приходилось 8,8% производства валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. В кустарной промышленности было занято более 7,36 млн. человек, не считая крестьян, для которых занятие кустарными промыслами носило вспомогательный характер. Подобно индивидуальной крестьянской экономике, индивидуальная кустарная промышленность характеризовалась распыленностью, мелкими масштабами производства, отсталой технологией и низкой производительностью труда. Большинство кустарей с трудом сводили концы с концами. Отсутствовало Социальное страхование от болезней, травм или смерти. Кустари находились под постоянной угрозой быть вытесненными современной промышленностью. Поэтому они в большей мере были настроены на создание кооперативов. При преобразовании кустарной промышленности на кооперативной основе также последовательно использовались названные выше 3 организационные формы кооперативов. Т.к. кустарная промышленность работала главным образом на рынок, первым шагом социалистического преобразования было объединение в производственные группы по снабжению сырьем и сбыту готовой продукции; вторым -- создание снабженческо-сбытовых кооперативов; третьим -- образование кустарных производственных кооперативов на основе коллективной собственности на средства производства. В 1952 г. в кооперативы было объединено 3,1% кустарей, а в 1955 г. -- 26,9%. К концу 1956 г., когда начался подъем кооперирования в сельском хозяйстве, в кооперативы было объединено 91,7% кустарей, а доля кооперативов в валовой продукции кустарной промышленности достигла 93%. Таким образом, кооперирование кустарей фактически было завершено.

2.4 Социалистическое преобразование мелкой торговли

Лотошники и собственники маленьких магазинов являлись мелкими торговцами. По данным обследования в 1955 г. в 2,8 млн. таких хозяйств было занято 3,3 млн. человек. На их долю приходилось 96% хозяйств частной торговле и 65% торгового оборота частной коммерции. В конце 1955 г. с развертыванием общенациональной кампании за социалистические преобразования большая часть мелких торговцев и лотошников организовала кооперативные бригады и магазины. К концу 1956г кооперативные бригады в розничной торговле и ресторанном деле объединили 4,15 млн. хозяйств, составлявших 46% от общего числа хозяйств, занятых в мелком бизнесе, 800 т., хозяйств было объединено в кооперативные магазины, объединявшие 32% хозяйств. Много мелких торговцев и лотошников создали смешанные предприятия под объединенным дарственно-частным руководством. Около 40 тыс. предприятий оставались самостоятельными, главным образом потому, что не могли объединиться из-за слишком большой разбросанности по территории страны.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать