Католическая церковь в России

Католическая церковь в России

2

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Государство Ватикан
    • 1.1 Государственный строй и происхождение названия государства
    • 1.2 Ватикан - международный центр католической церкви
    • Глава 2. Политическая доктрина католической церкви
    • 2.1 Мир в политической доктрине католической церкви
    • 2.2 Католическая церковь и проблема единства Европы
    • Глава 3. Католическая церковь в России
    • 3.1 Факт католического присутствия в России
    • 3.2 Возможные концепции присутствия
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

На протяжении многих веков Католицизм был господствующей идеологией в странах Западной Европы. Особенно велика была роль католической церкви в эпоху феодализма.

С образованием централизованных государств внутри католической церкви возникли тенденции автономии национальных церквей (учение Уиклифа, галликанство и др.); с 14-15 вв. всё шире становилось сопротивление единовластию пап, возникло так называемое соборное движение, требовавшее верховенства Вселенских соборов над папой.

В период складывания буржуазного общества католической церкви, отличавшейся крайним консерватизмом и реакционностью, был нанесён серьёзнейший удар; в результате Реформации (16 в) в ряде европейских стран Католицизм был вытеснен протестантизмом. Несколько укрепила позиции Католицизм возглавленная папством Контрреформация (16-17 вв.). Борясь за господство над умами, католическая церковь жестоко преследовала передовую научную мысль (процессы над Дж. Бруно, Дж.Ч. Ванини, Г. Галилеем и др.). До середины 19 в. католическая церковь оставалась опорой феодально-монархических сил.

Современная католическая церковь - крупная религиозно-политическая, идеологическая организация, центр которой - папское государство Ватикан (постоянная резиденция главы церкви - папы римского). Центральными органами управления католической церкви являются подчинённые папе учреждения, составляющие Римскую курию. В буржуазных странах, где широко распространён Католицизм, папа имеет дипломатических представителей - нунциев, интернунциев и др. После папы высшие духовные лица, ближайшие его советники и помощники по управлению церковью - кардиналы.

Глава 1. Государство Ватикан

1.1 Государственный строй и происхождение названия государства

Город-государство Ватикан - самостоятельное государство и центр римско-католической церкви, резиденция Папы Римского.

Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - Папа Римский.

Глава государства - Папа - избирается пожизненно тайным голосованием совещательного органа - коллегией кардиналов, назначаемых папой пожизненно (на 1970 г. - 136 чел).

Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных вопросах, заключение, ратификация и денонсация международных договоров и конкордатов, прием дипломатических представителей и назначение представителей Ватикана в других странах.

Папа избирается пожизненно на конклаве - специальном собрании выборщиков, в котором, согласно эдикту Павла 6 (1971 год), участвуют кардиналы не старше 80 лет. Избрание производится путем тайного голосования большинством не менее 2/3 голосов плюс один голос не позднее чем через 18 дней после смерти предшествующего папы.

Ватикан - папское государство-город, резиденция главы католической церкви. Расположен в западной части Рима - столицы Италии, на холме Монте-Ватикано. Был создан на основе выданного Папой, как главой католической церкви Конституции от 1 июня 1929 г. Почти со всех сторон обнесен каменной стеной;

Функции премьер-министра выполняет госсекретарь.

Административное управление территорией Ватикана осуществляет специальная Папская комиссия в составе 5 кардиналов и подчиненный ей губернатор. В 1968 в целях управления была создана консульта - совещательный орган в состав, которого входит 30 человек мирян (24 из них проживают в Риме, а 6 почетные члены - иностранцы).

Охрана Ватикана и церемониальные функции возложены на швейцарскую гвардию.

Название Ватикан произошло от названия одноименного холма на берегу Тибра, на котором в период раннего средневековья был построен дворец, ставший с конца 14 века постоянной резиденцией главы католической церкви. После объединения Италии и присоединения к ней Рима (1870) был положен конец светской власти римского папы. Папа не признал объединенного итальянского государства объявил себя "ватиканским узником". Конфликт между "святым престолом" и правительством Италии был ликвидирован в 1929 году Латеранскими соглашениями. Согласно этим соглашениям, было образовано государство Ватикан, определены его нынешние границы и за "святым престолом" признавался бесспорный суверенитет в международной области. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2007.-с.136.

Экономической основой государства являются доходы от капиталовложений и пожертвований. Ватикан - один из крупнейших капиталовладельцев, тесно связанный с итальянскими банками (Банк Рима, Коммерческий банк Италии, Банк "Святого Духа" и многими другими) и международными банками (банк Ротшильда, Моргана, "Креди Сюис" и др.).

В отличие от предыдущего, согласно которому католицизм официально объявлялся государственной религией, новый конкордат предоставляет итальянцам полную свободу выбора религии. Свою деятельность Ватикан финансирует за счет поступлений от организаций католической церкви и доходов от собственных финансовых и банковских операций. Ватикан - один из крупнейших в мире акционеров и капиталовладельцев. Он владеет акциями "Дженерал моторс", "Шелл", "Галф ойл", "Дженерал электрик".

Стоимость акций, и других ценностей Ватикана, включая золотые запасы, неофициально оценивается более чем в 13 миллиардов долларов.

Ватикан владеет крупной недвижимостью в Италии, Испании, ФРГ, ряде латиноамериканских стран. Постоянный доход Ватикану приносит продажа выпускаемых им для филателистов почтовых марок.

Капиталы Ватикана в основном сосредоточены в Италии. Ватикан является участником ряда концернов (в сфере производства электричества, резиновой, химической и других отраслей промышленности и т.п.) Ватикан располагает капиталовложениями в крупных международных монополиях, а также в США, Швейцарии Великобритании, Франции, Испании, в ряде Латиноамериканских стран. Ватикан является, также, крупным земельным собственником в Италии, Испании, ФРГ и других странах (уплачиваемая с арендованных земель десятина служит источником огромной прибыли). В Ватикан стекаются также значительные (основная часть - из США) средства в виде поступлений от верующих, сборов от налогов на церковь и т.п.

Для координации финансовой деятельности Ватикана создана (1968 г) специальная Префектура по экономическим делам. Значительный доход Ватикан получает от иностранного туризма, выпуска почтовых знаков. Железнодорожная станция Ватикан (открыта в 1932 г) связана железнодорожной веткой (700 м) с сетью итальянских железных дорог. Рассел Б. История западной философии. - М., 2007. - Кн.2. Католическая философия. - с.128.

Богатейшая история папской дипломатии - увлекательнейшее направление исследовательского процесса - свидетельствует, что католическая церковь со времен Средневековья внесла существенный вклад в становление европейского мироустройства. События в международных отношениях после второй мировой войны заставляют еще раз задумываться о роли Ватикана в современном мире.

1.2 Ватикан - международный центр католической церкви

Позиции Ватикана и его роль определяются тем влиянием, которое оказывает католическая церковь на массы верующих, и тем контролем, который Ватикан осуществляет над клерикальными силами. По официальным католическим источникам, в 1969 в мире насчитывалось 613760 тыс. католиков. Их обслуживало 433,2 тыс. священников 200 тыс. приходов.

Под контролем Ватикана находятся массовые католические организации. Большинство из них входит в систему "Католического действия" - комплекса организаций, охватывающих различные слои и группы населения. Существует (1970г) около 40 международных католических организаций.

Крупнейшие:

1. Всемирный союз женских католических организаций (36 млн. человек в 61 стране);

2. Всемирная федерация католической молодёжи (10 млн. чел. в 81 стране) и др.

Влияние на рабочий класс осуществляется в основном через Всемирную конфедерацию труда (до 1968 - Международная конфедерация христианских профсоюзов; 12,5 млн. чел. в 75 странах). Ватикан опирается в своей деятельности также на клерикальные политические партии (свыше 30 в 1968); некоторые из этих партий находятся у власти.

Ватикан - крупнейший религиозно-идеологический центр католицизма. Под его контролем находятся многочисленные католические учебные заведения, католическая печать, радио, кино, телевидение.

Пропагандистские силы Ватикана активно выступают против коммунизма. Социальная доктрина Ватикана направлена на защиту частной собственности, классового деления общества, классового неравенства и пр. Основные идеологические и практические рекомендации излагаются в выступлениях папы и в энцикликах - посланиях папы к духовенству и верующим, а в отдельных случаях - к "людям доброй воли".

История внешней политики Ватикана свидетельствует о её связях с политикой крупнейших империалистических держав. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне, Ватикан сотрудничал с фашистскими державами. В 1929 он подписал конкордат с Италией, в 1933 - с Германией, в 1940 - с Португалией. В условиях агрессии фашистских держав против республиканской Испании (1936-39), Чехословакии (1938 - 1939), Албании (1939), Польши (1939) Ватикан не поднял голоса протеста против преступлений фашизма и фактически попустительствовал им. В этот период основой политики Ватикан становится воинствующий антикоммунизм (попытка организации крестового похода против СССР в 1930, антикоммунистическая энциклика "Divini Re-demptoris" в 1937 и т.д.). Во время 2-й мировой войны 1939-45 В. был одним из центров переговоров о сепаратном мире между представителями фашистской Германии и Италии и представителями США и Англии. После окончания войны и разгрома фашистских государств В. заявил о непризнании послевоенной границы Германии по Одеру - Нейсе (послание Пия XII немецкому епископату в 1948). История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2007.-с.245.

Развитие мирового революционного процесса повлекло за собой всестороннее ослабление позиций Ватикана, падение влияния католической церкви на массы (в булле "Humanae salutis", 1962, Иоанн XXIII сравнивал современный этап существования католической церкви "с самыми трагическими временами её истории"). В связи с этим руководители Ватикана были вынуждены пересмотреть политическую линию Ватикана, пытаясь приспособить её к изменившимся условиям в мире.

По мере укрепления социалистического строя в странах Центральной и Восточной Европы стал намечаться более реалистический подход Ватикана к странам социализма. В 60-е гг. впервые в международную практику вошли обмен посланиями и встречи между некоторыми руководителями социалистических государств и папой римским. Развитие отношений Ватикана с социалистическими странами нашло отражение в подписании:

в 1964 соглашения между Ватиканом и Венгрией, регулирующего некоторые практические вопросы, связанные с деятельностью католической церкви в Венгрии; в 1966 г. протокола нормализующего отношения между Ватиканом и Югославией.

Ватикан поддерживает официальные дипломатические отношения с Республикой Куба, а с августа 1970 также с Югославией.

Значительное внимание Ватикан уделяет деятельности по укреплению позиций католической церкви в развивающихся странах. С 50-х гг., в условиях краха колониальных режимов в Азии и Африке, Ватикан предпринял активные меры по созданию местных кадров высшего католического духовенства: в 1952 были назначены епископами местные католические священники в Руанде, Басутоленде, Танганьике, Сенегале; в 1953 - в Нигерии; в 1954 - в Бирме и Южной Африке и т.д.28 марта 1960 римский папа впервые возвёл африканца в сан кардинала (Л. Ругамбву).

Новые явления в деятельности Ватикана не означают отказа от традиционного антикоммунистического курса в идеологии. Свидетельством этого служат выступления некоторых руководителей Ватикана, выпады против "атеистического коммунизма" в энциклике Павла VI (папа с 1963)"Ecclesiam suam" (1964), заявление кардинала Оттавиани в 1965 о сохранении в силе антикоммунистического декрета 1949 и пр.

Вокруг вопросов, связанных с определенными аспектами современного курса Ватикана, в частности с вопросами сохранения мира на земле и политики в отношении социалистических стран, идёт острая борьба различных тенденций в католическом движении многих стран, в том числе в самом Ватикане, между так называемыми обновленцами и консерваторами.

Глава 2. Политическая доктрина католической церкви

2.1 Мир в политической доктрине католической церкви

Определение позиции церкви по отношению к войне и миру - важнейшая составная часть политической доктрины любой их христианских церквей. Первые христианские общины проповедовали абсолютный пацифизм. Но уже после 170 г., когда в Римской империи для некоторых категорий граждан была введена обязательная служба в армии, перед христианами стал вопрос об отношении к воинской службе. Для христианина он возник как производное от отношения к государственной власти. С одной стороны, христианин не мог быть одновременно солдатом и христианином, с другой стороны, он являлся законопослушным гражданином и должен был защищать "справедливое дело" своего императора от "несправедливой агрессии". На этой почве, как результат компромисса между двумя позициями возникает концепция "справедливых" и "несправедливых" войн.

Развертывание новых видов оружия массового уничтожения в условиях кризиса разрядки международной напряженности во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов поставило под сомнение не только концепцию "справедливых" и "несправедливых" войн и любую попытку оправдать гонку ядерного вооружения. В современных условиях борьба за мир приобрела характер борьбу за сохранение жизни на Земле. Осознание этого вызвало в Западной Европе массовое антивоенное движение. В отличие от антивоенного движения 59-х годов новая волна сторонников мира была активно поддержана большинством протестантских церквей и превратилась в серьезную внутрицерковную проблему для католической церкви. Перед папством встала проблема разработки новой концепции войны и мира. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 2006.-с.176.

"Церковь, проповедующая любовь в мире, в котором люди и народы пользуются для достижения своих целей агрессией и насилием, должна быть в состоянии ответить политикам, военным и просто гражданам, обращающимся к ней с просьбой о моральном руководстве" - сказал на пятой сессии Совета конференций епископатов европейских стран в Риме в 1982 г. ее председатель кардинал Б. Хьюм. Потребность в выработке новой единой позиции была обусловлена еще и тем, что другие христианские церкви проявляли гораздо большую активность в этой сфере. Часть из них уже перешла на пацифистские позиции.

Определяя позицию папства и католической церкви по столь злободневной и животрепещущей проблеме, Иоанн Павел II оказался перед необходимостью увязать в единое целое евангельское "непротивление злу насилием" с разделяемой Ватиканом концепции ядерного устрашения, апокалипсическое видение перспективы развития человечества с очень земными надеждами человечества на мир и все это со стратегическими целями и задачами папства. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. - М., 2007.-с.156.

Существует два типа папских выступлений и посланий по проблемам борьбы за мир и предотвращения ядерной катастрофы. Наиболее распространенные и принесшие Иоанну Павлу II огромную популярность обращены к многомиллионным массам верующих, опасающимся за свое будущее людей. Менее распространены папские послания и выступления сугубо политического характера, адресованные правительствам, дипломатам, парламентариям, военным.

Суть этих обращений к массам заключается в тезисе о глубочайшем этическом кризисе нашей цивилизации и о мире как "этической проблеме". Тем самым источник современных конфликтов и войн переносится папой из сферы классовых и политических отношений в сферу морали и этики. Главный упор в своих выступлениях Иоанн Павел II прежде всего делает на раскрытие человеческого масштаба переживаемого кризиса. В изображении папы, универсальный характер переживаемого человечеством кризиса проявляется, прежде всего, в его моральном характере, ибо все то, что еще вчера внушало человечеству социальный оптимизм, сегодня утратило свой смысл, наука и научно-технический прогресс все еще потрясают воображение человека своими успехами, но они уже не вселяют оптимизма, а пугают.

Избранный на папский престол в период ослабления процесса разрядки международной напряженности и охватившей весь мир тревоги за судьбу человечества, Иоанн Павел II формулирует и предлагает человечеству перспективу в категориях Апокалипсиса. Политические и социальные параметры переживаемого кризиса он переформулирует на язык христианского персонализма. Переживаемый современными обществами кризис понимается папой как кризис возникшей в XIX веке европейской цивилизации. Этот кризис, по мысли папы, носит двумерный характер: как кризис потерявшей христианские корни европейской цивилизации и как кризис человека, потерявшего Бога. Суть кризиса, выражающегося потери смысла своего сосуществования, а человечеством - ориентира в своем развитии, концентрируется Иоанном Павлом II в тезисе об эпохе "особенного искушения человека". В этой связи лозунгом - паролем понтификата, доброй вестью, с которой обращается к человечеству папа, становится призыв: "Не бойтесь! Откройте двери Христу!" С этим призывом папа обратился к миру во время торжественной мессы при вступлении на папский престол 22 октября 1978 г. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение - Ростов-на-Дону, 2008.-с.86.

В отличие от своих предшественников, концентрирующих свое внимание на проблеме войны (например, на определении характера войн и определении содержания понятия "справедливая война"), Иоанн Павел II ставит во главу угла своей концепции понятие мир. Если отвлечься от многочисленных эмоциональных определений мира у Иоанна Павла II, то его содержанием будет "христианская цивилизация любви" как "рациональный и моральный порядок, опирающийся на Бога". В основе этой цивилизации лежат принципы любви к ближнему, социальной справедливости и свободы, понимаемой как комплекс политических и социально-экономических прав человека. Таким образом, папская концепция мира ориентирует не на борьбу против войны, а на борьбу за новый социальный порядок, исключающий войны.

Определяя свою позицию по отношению к проблеме ядерного разоружения, вопроса о применении ядерного оружия, проблеме равновесия сил и концепции ядерного устрашения, проблеме гонки вооружения, Иоанн Павел II выступил за полное и безоговорочное уничтожение ядерного оружия. Его сохранение связано с риском случайного взрыва и термоядерной войны. В качестве главного условия для заключения соответствующего соглашения папа считает договоренность о системе эффективного контроля за его соблюдением.

Ватикан приветствовал положительные сдвиги в международных отношениях и улучшение климата в мире в результате успеха мирных инициатив нового советского руководства. Папа высоко оценил советско-американские соглашение о ликвидации ядерных ракет среднего радиуса действия, достигнутое в Женеве в декабре 1987 г. Но климат разрядки в отношениях между сверхдержавами рассматривался Ватиканом, прежде всего как создание условий для проявления активности в построении мира всеми странами. Разоружение, не является самоцелью. Цель - это мир, а безопасность является одним из важнейших его компонентов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать