Административные преобразования Павла I в сфере центрального и местного аппаратов управления

Административные преобразования Павла I в сфере центрального и местного аппаратов управления

39

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Исторический факультет

Доклад

по курсу Отечественная история XIX - начала XX веков

по теме:

Административные преобразования Павла I в сфере центрального и местного аппаратов управления

Подготовил

студент 2-го курса

гр. 2012

Комиссаров А. В.

руководитель семинаров

Чернов С. Л.

Москва 2009 г.

Введение

Недолгое правление императора Павла
I (1796 - 1801 гг.) получило в отечественной историографии, по большей части, негативную оценку. Основу для такой оценки заложил ещё Н. М. Карамзин, являющийся современником павловского правления. Вот что он пишет в своей записке «О древней и новой России»: «Павел взошёл на престол в то благоприятное для самодержавия время, когда ужасы Французской революции излечили Европу от мечтаний о гражданской вольности и равенстве, но что сделали якобинцы в отношении к республике, то же сделал Павел в отношении к самодержавию; заставил ненавидеть злоупотребления оного…, он хотел быть Иоанном IV, но россияне уже имели Екатерину II, знали, что государь не менее подданных должен выполнять свои святые обязанности, коих нарушение уничтожает древний завет… и низвергает народ со степени гражданственности в хаос частного естественного права…, к неизъяснимому удивлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами, казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды - прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных…, истреблял долговременные плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери, умертвил в полках наших благородный дух воинский… и заменил его духом капральства…, отвратил дворян от воинской службы… имея, как человек, склонность к благотворению, питался желчью зла, ежедневно вымышлял способы устрашения людей и сам всех более страшился, думал соорудить себе неприступный дворец, и соорудил гробницу!».

Эта яркая, выразительная и в то же время полемически заострённая характеристика эпохи павловского правления оказала сильное влияние на несколько поколений последующих исследователей, большинство которых разделяли взгляды Карамзина. Так спустя примерно столетие и Н. К. Шильдер, приводя в заключении своей работы о Павле I цитату из записки «О древней и новой России», отмечает, что Карамзин дал «правдивую и неподражаемую» характеристику правления императора Павла. Шильдер Н. К. Император Павел I. Историко-биографический очерк. СПб., 1901. С. 460. (там же и далее - цитата из Карамзина).

И по сегодняшний день стереотипы относительно павловского правления сильны как в сознании историков, так и в сознании людей, историей серьёзно не занимающихся. Многочисленные анекдоты и мемуары современников рисуют нам образ Павла I как образ самодура, деспота, умственно не вполне адекватного, страдающего «солдатоманией» (выражение Екатерины II).

Что касается законодательной деятельности императора в сфере административных преобразований, то она чаще всего трактуется как бессмысленная ломка прежних екатерининских учреждений. Но с другой стороны, ещё М. В. Клочков подметил следующее обстоятельство: двойственность политики Павла: «Император Павел, - пишет Клочков - хотя и любил отменять нововведения своей предшественницы, однако в некоторых частях доводил её мысль до последних пределов». Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. П, 1916. С. 143.

В целом законодательная деятельность Павла I поражает своей интенсивностью. В «Полном собрании законов Российской империи» изданные императором узаконения занимают два тома полностью - 24-й и 25-й, объёмом соответственно 870 и 935 страниц, а, кроме того, ещё почти две трети 26-го тома (доля павловского законотворчества занимает 583 страницы). Первый из вошедших в это собрание актов стоит под номером 17530, последний - под номером 19788. В приложениях к этим трём томам приводятся тексты ещё пяти указов. В результате - 2253 законодательных акта, притом, что ещё несколько указов в «Полное собрание законов» не вошло. При Павле выходило, в среднем 42 указа в месяц. Это в 5.25 раза больше, чем при Петре I, в 2 раза больше, чем в промежуток с 1725 по 1762 гг. и в 3.5 раза больше, чем при Екатерине II. См. например: Томсинов В. А. Законодательство императора Павла I. М, 2008. С. IX-Х. (в предисловии к изданию); Эйдельман Н. Я. Грань веков: Политическая борьба в России. Конец XVIII - начало XIX столетия. М, 1982. С. 61. Выходит, что таких «ударных» темпов законотворчества Российское империя не знала никогда прежде, такой интенсивности не было и в правление создателя империи Петра I, не было, по-видимому, и в допетровскую эпоху.

Уже глядя только на эти сухие цифры, и не зная содержания павловских законодательных указов и целей, преследуемых правителем, трудно поверить в то, что такое возможно в правление императора, которого современники и потомки объявили чуть ли не душевнобольным. Такое впечатляющее количество юридических постановлений, такой объём работы, проделанный всего лишь за четыре года и три месяца, сравнительно небольшой срок - всё это, несомненно, должно было как-то отразиться на дальнейшей истории России, количество должно было перейти в качество. Среди всего этого материала могут, конечно, быть и бессмысленные, в чём-то смешные, и в целом не оправдавшие себя постановления, появление которых обусловлено некоторыми личностными качествами царя, изданные под влиянием момента, те, которые и создали миф о тиране и самодуре. Но были и другие, в которых Павел I выступает как мудрый и дальновидный правитель, заботящийся о благосостоянии государства и об исправном функционировании его административного аппарата.

Целью данного доклада является рассмотрение павловских преобразований в административной сфере (ведь именно здесь управленческие способности императора проявились ярче всего), выявление причин преобразований их целей и их влияния на дальнейшее развитие государственных учреждений России. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить следующий круг задач: 1. Реформы центрального управления (Сенат, Совет Его Величества, коллегии). 2. Реформы местного управления. 3. Есть ли новые принципы в управлении по сравнению с предшествующим периодам. Это поможет нам получить более объективное представление о павловском правлении.

1. Характеристика источников

При работе над докладом использовалась подборка законодательных актов Павла I, составленная профессором Томсиновым В. А. и опубликованная в сборнике «Законодательство императора Павла I» Томсинов В. А. Законодательство императора Павла I. М, 2008. из серии «Русское юридическое наследие». Книги этой серии начали выходить с 2003 г. Создатели серии ставят своей задачей собрать главные достижения русской юридической мысли.

В этом издании собраны наиболее интересные, по мнению составителя, узаконения императора Павла I. В основу публикации положены тексты законодательных актов, напечатанных в 24-м, 25-м, и 26-м томах «Полного собрания законов Российской империи». Порядок расположения законодательных актов аналогичен тому порядку, в котором они напечатаны в «Полном собрании законов Российской империи». Томсинов ставил своей задачей воспроизвести тексты узаконений в таком же виде и порядке, как они даны в источнике, так что он не стал менять этого порядка, хотя местами таковые изменения логически напрашивались. Что касается орфографии текста источника, то она была приведена в соответствие с грамматическими нормами современного русского языка. Также перенесены в этот сборник сокращения, использовавшиеся в «Полном собрании законов Российской империи»: в заглавиях юридических актов опускалось слово «указ», например: «Именной, данный Сенату» и т. п.

Юридические акты, собранные в данной публикации и использующиеся в качестве исторического источника, можно разделить на несколько типов: 1). манифесты. 2). учреждения. 3). уставы. 4). именные высочайшие указы, данные Сенату. 5). именные высочайшие указы, объявленные Сенату. 6). именные высочайшие указы, данные какому-либо должностному лицу (например, генерал-прокурору или губернатору). 7). высочайше утверждённые доклады. 8). высочайше утверждённые уставы, установления, постановления. 9). Именные указы, отданные в высочайшем присутствии при пароле. Кроме публикации законодательных актов в книге имеется предисловие и вступительная статья, написанная Томсиновым.

2. Обзор историографии

Как уже отмечалось выше, со времён Карамзина начал складываться чёрный миф о правлении Павла I. Продолжением развития этой концепции стала обширная монография Шильдера, в которой павловское правление характеризуется как бессмысленная ломка старых екатерининских порядков: «Вступив на престол с предубеждением против всех екатерининских порядков, Павел Петрович… принялся за подвиг «исцеления» России: гатчинское управление должно было послужить образцом для управления Российской империей. Немедленно все пружины государственного строя были вывернуты, столкнуты со своих мест, и Россия вскоре приведена в хаотическое состояние» Шильдер Н. К. указ. соч. С. 262. . По мнению Шильдера Россия вовсе не нуждалась в излечении её государственной организации мероприятиями в духе павловских нововведений Там же. . Автор приводит высказывания современников, подтверждающие такую оценку: «Вообще сказать можно был хаос совершенный» (граф Воронцов) Там же. С. 268. . Относительно характера павловского правления суждения автора также достаточно мрачны. Он говорит, что в это время существовало «самодержавие в самой простой и наивной форме, какого в России ещё не бывало» Там же. и «наступил краткий, но незабвенный по жестокости период четырёхлетнего царствования императора Павла» Там же. С. 252. .

Создавая в своей монографии столь негативный образ императора, Шильдер преследовал и идеологические цели. Начало ХХ века знаменовалось обострением противоречий в обществе и нарастанием революционной опасности, так что книга эта должна была показать, что самодержавная власть сама по себе является вполне приемлемой формой государственного управления, просто иногда бывают дурные правители. Павел I и должен был послужить образцом «плохого» царя. И вся его деятельность производила по выражению Шильдера «дурные импрессии».

Через некоторое время ситуация несколько изменилась. После подавления революции 1905 года власти удалось консолидироваться, и акценты в оценке павловского правления начали смягчаться. Примирительную позицию занимает Шумигорский Е. С. В отличии от Шильдера, проводившего мысль о полной несостоятельности Павла Петровича как правителя, Шумигорский отмечает, что у Павла были задатки хорошего государственного деятеля, заботящегося о благосостоянии граждан. В его книге, посвящённой жизни и царствованию императора есть даже такая оценка: «в первый год его царствования народ блаженствовал» Шумигорский Е. С. Император Павел I. Жизнь и царствование. СПб., 1907. С. 100. . Упоминая о составленном в 1787 году «Наказе» об управлении государством», Шумигорский отмечает, что в нём «Павел вполне явился царём, одинаково добрым и справедливым» Там же. С. 58. . Трагическую развязку павловского правления автор трактовал, как результат противодействия со стороны знати, не приветствовавшей курс сословной политики, избранный Павлом.

Но в целом оценка в то время оставалась негативной. Что касается законодательной деятельности Павла, то его деятельность в административной сфере почти не получила освещения в исторических трудах. Если и рассматривались какие-нибудь нововведения, то, в основном, действительно, негативные: преобразования в армии на прусский манер (линейная тактика, палочная дисциплина), запрет ввоза в Россию иностранных книг, включая ноты и т. п. И обращались к деятельности Павла ad hoc, чтобы проиллюстрировать на подобных примерах неумение императора управлять. С другой стороны, тот же Шильдер приводит слова современников правления Павла I, в которых нет явно негативной оценки, но есть ощущение того, что с воцарением Павла Петровича произошли перемены, которые будет трудно понять и оценить потомкам. И. М. Муравьёв-Апостол в разговоре с сыновьями утверждал, что они никогда не поймут произошедшего громадного переворота в России, совершившегося с воцарением Павла Шильдер Н. К. указ. соч. С. 268. . Или вот ещё цитата одного из современников той эпохи, хорошо передающая дух времени: «Блеск и померцание, вмиг - к восходу и к закату текут наши светила с равной скоростью» Там же. С. 284. . Похоже, что своей недолгой, но бурной деятельностью Павел ускорил ритм общественной жизни, и многие ждали то ли возрождения России и великих свершений, то ли светопреставления, мало осознавая, что происходит.

Первую серьёзную попытку основательного обзора законодательной деятельности правительства Павла I сделал М. В. Клочков в книге, увидевшей свет за год до падения самодержавия в России Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. П. 1916. . В 1908 году, занимаясь просмотром дел в сенатском архиве, автор неожиданно обнаружил материалы, относящиеся ко времени императора Павла. Найденные документы были трёх видов: высочайшие указы, императорские резолюции, административная переписка. Даже при беглом просмотре материала Клочков отметил то противоречие между его тогдашними взглядами на павловское правление и тем, что он видел в архивных документах, демонстрирующих целенаправленную деятельность. Клочков решил подробнее проанализировать материал и при систематическом его исследовании пришёл к выводу, что правление Павла I было недостаточно освещено в исторических трудах, так как источником служили, по большей части, мемуары, а значит, люди, их писавшие, не могли быть беспристрастны. Кроме того, затрагивались, в основном, военные преобразования, внешняя политика, события при дворе и личная жизнь императора. Так на основании новых источников появилась историческая работа, содержавшая новый взгляд на павловское царствование и ломающая традиционные о нём представления. У Клочкова Павел выступает как мудрый политический деятель, последовательно реформирующий и улучшающий систему управления. Любопытно, что автор даже обращался к правительству с предложениями о канонизации Павла I.

Что касается советской историографии, то в ней проводилась мысль о том, что, несмотря на некоторые отдельные мероприятия Павла, его политику нельзя назвать антидворянской, нет причин видеть в нём «демократического» царя. Вся его сословная политика - не более, чем лавирование, политика некоторых уступок крестьянству и некоторого ограничения привилегий дворянства, которые на деле не были такими уж радикальными. Следовательно, нет никаких особенных различий между царствованиями Павла I и Екатерины II, нет никаких новых принципов в политике этих двух правителей. Они одинаково боялись, с одной стороны, повторения крестьянских выступлений в масштабе пугачёвского бунта, а с другой стороны - дворцовых переворотов и проникновения в Россию крамольных идей из революционной Франции. Такова мотивация политики Екатерины а затем и Павла, и Россия в своей сути остаётся дворянской империей. Подробно проанализировав сословную политику Павла по отношению к дворянству и крестьянству и разобрав все основные мероприятия на данном направлении, к такому выводу приходит, в частности, С. Б. Окунь Подробнее см. Окунь С. Б. История СССР. Конец XVIII - начало ХIX века. Ч. 1. Л. 1975. С. 47-63. .

В заключение историографического обзора необходимо ещё сказать и о двух последних работах, посвящённых Павлу I. В них вновь прослеживается тенденция к идеализации этого правителя. Так, например, характерно рассуждение Г. Л. Оболенского о том, что Павел часто совершал ошибки, но это были ошибки честного человека. Трагедия Павла состояла в том, что он был «слишком честен, слишком искренен, слишком благороден», то есть обладал теми личностными качествами, которые несовместимы с успешной политической деятельностью Оболенский Г. Л. Император Павел I. М, 2001. С. 206. . В монографии Оболенского много внимания уделяется рыцарской романтике, которой, как известно, был очень увлечён император (вплоть до того, что сделался гроссмейстером мальтийского ордена). По словам Оболенского, «Павел противопоставил якобинскому радикализму облагороженное рыцарство» Там же. С. 207. .

Что касается законодательной деятельности, то она, по мнению того же автора не была непоследовательной и лихорадочной, как это представлялось прежним исследователям. Находясь в Гатчине Павел занимался не только муштрой двух тысяч своих солдат, он продумывал планы реформ, которые планировал осуществить, взойдя на трон. По мнению Оболенского, быстрота и решительность действий свидетельствует о том, что всё было тщательно разработано заранее Там же. С. 8. .

Мысль о том, что деятельность Павла после восшествия на престол не была случайной импровизацией, высказывает и Томсинов. Ссылаясь на опубликованное М. Семевским в 1867 году на страницах «Вестника Европы» «Предписание о порядке управления государством», которое Павел Петрович составил, будучи ещё великим князем, автор отмечает, что это не было собранием скороспелых мыслей. Оно содержало идеи, выработанные в результате многолетних размышлений об организации государственного управления в России, внутренней и внешней политики самодержавной власти. Текст «Предписания» был разделён на 33 статьи, посвящённые различным проблемам государственного управления с практическими рекомендациями Томсинов В. А. указ. соч. С. XXIX-XXXVIII. .

Итак, подводя итог историографическому обзору можно отметить, что оценка деятельности Павла I несколько раз менялась с резко отрицательной на положительную. Кроме того, на эту оценку влияли субъективные и идеологические факторы. Но поскольку стереотипы всё ещё сильны, для более плодотворной работы следует рассматривать конкретную деятельность императора, не беря в расчёт его личностные качества и созданный вокруг него ореол мифов.

3. Павел I - просвещённый или «непросвещённый» абсолютизм?

Традиционно выделяют два направления в развитии русского абсолютизма: просвещённый абсолютизм, связанный с деятельностью, прежде всего, Екатерины II. Он трактуется, как явление общеевропейского характера, которое можно наблюдать во многих европейских стран второго эшелона развития капитализма (Австрия, Швеция, Пруссия). Другое направление в эволюции русского абсолютизма XVIII века - режим, установленный в России в царствование Павла Петровича. Его, в противоположность екатерининскому правлению традиционно называют «непросвещённым абсолютизмом» Сорокин. Ю. А. «Непросвещённый абсолютизм» Павла I, Омск, 1984. С. 5-6. .

Чтобы понять, насколько в действительности это определение соответствует павловскому правлению, необходимо из всех общепринятых трактовок понятия «просвещённый абсолютизм» выбрать наиболее универсальную и посмотреть, насколько, оно не соответствует (а может и наоборот, соответствует) этому царствованию.

Многие советские историки полагали, что в истории России нет смысла выделять отдельно период «просвещённого абсолютизма, так как на деле он сводился к либеральной и просветительской фразеологии и социальной демагогии, что должно было прикрывать истинную сущность феодально-крепостнического государства. Такой точки зрения придерживались М. Т. Белявский, С. Б. Окунь и другие Там же. С. С. 25-26. . Н. Я. Эйдельман трактует просвещённый абсолютизм, как процесс европеизации России при помощи реформ сверху с сохранением традиционной для России формы самодержавной власти Эйдельман Н. Я. указ. соч. С. 14.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать