Корейская война 1950-1953 годов
p align="left">Пусанский плацдарм. Разгром 24-й дивизии оказался первым крупным поражением американцев в Корее. Затем северокорейские части 21 июля преодолели хребет Собэксан и вышли к последней естественной преграде па пути к юго-восточному побережью полуострова - реке Нактонган. Это вторая по величине река в Корее, ее длина равна 524 км, а ширина в нижнем течении достигает 700 м. Создавая глубокоэшелокированную оборону на подступах и на самой реке, американцы усиливали свою группировку в Корее. На поддержку 24-й дивизии были переброшены и остальные части 8-й армии - 25-я пехотная и 1-я кавалерийская дивизии: общая численность американцев дошла до 39800 солдат и офицеров.

Упорные и кровопролитные бои на реке Нактонган начались в начале августа. Там образовался так называемый Пусанский плацдарм. Лишь к исходу 4 августа части 1-й армии КНА смогли взломать оборону противника и развить наступление в юго-восточном направлении на Пусан - крупный перевалочный порт на побережье, служивший главным пунктом высадки войск ООН в Корее. Американское командование, боясь прорыва КНА вдоль южного побережья, в спешном порядке перебросило на критическое направление дополнительные силы - только что прибывшие части американских 2-й пехотной и 1-й дивизии морских пехотинцев. Действия войск поддерживались американской авиацией и корабельной артиллерией.

Несмотря на это, с 4 по 8 августа войска Северной Кореи форсировали реку в районе Санчжу, Химчон и Апдон, где им удалось захватить плацдарм. В последовавших боях, когда целый ряд населенных пунктов не раз переходил из рук в руки, все попытки этой армии развить наступление с захваченного плацдарма были отбиты американскими войсками. Это вынудило командование Северной Кореи отдать 21 августа приказ о переходе к глубокой обороне по всей линии фронта.

Потери армии Северной Кореи. В ходе непрерывных наступательных операций части КНА понесли значительные потери. В артиллерии они составляли до 40%, а в танках - свыше 50%. В среднем пехотные дивизии к этому времени, несмотря на постоянные пополнения, имели от 30 до 50% штатной численности личного состава.

Коммуникации КНА оказались чрезвычайно растянутыми, к тому же они постоянно подвергались массированным бомбардировкам американской авиации. ВВС КНДР также перестали существовать, у нее остался 21 самолет.

Войска ООН. Между тем войска ООН с каждым новым днем росли в численности и вооружении. На Пусанском плацдарме были сосредоточены десять дивизий (пять американских и пять южнокорейских). Кроме того, стали прибывать и войска из других стран - в частности, 27-я английская пехотная бригада. На 1 сентября войска ООН имели в Корее 180 тысяч солдат, половина которых были американские. Таким образом, в наземных войсках «голубые каски» обладали двойным превосходством в пехоте и артиллерии и десятикратным в танках. К этому следует добавить полное господство американской авиации в воздухе, о чем будет специально говориться дальше, и флота на море, где была установлена морская блокада корейского побережья.

Самоубийственная атака. В таких условиях 1 сентября части КНА перешли в новое наступление, оказавшееся самоубийственной атакой против численно превосходящего, к тому же обороняющегося, противника. Замысел операции заключался в том, чтобы окружить основные силы противника в районе Тэгу с целью его уничтожения. В дальнейшем планировалось очистить весь Пусанский плацдарм.

В ночь на 1 сентября после короткой артиллерийской подготовки части КНА начали атаку. В результате недельных боев, северокорейцам удалось прорвать линию фронта и углубиться в оборону противника до 10-15 км. Однако развить наступление, а тем более окружить войска противника, не удалось. 8 сентября части КНА были вынуждены перейти к обороне и отражать многочисленные контратаки американских и южнокорейских войск.

Провал планов молниеносной войны. Переход частей КНА на всей линии фронта к обороне свидетельствовал о срыве наступления северокорейцев и провале плана молниеносной войны Ким Ир Сена против Южной Кореи. А после того, как войска ООН 15 сентября перешли в наступление, и началось быстрое отступление КНА, встал вопрос уже о жизнеспособности северокорейского режима. 23 октября был взят Пхеньян, войска КНДР откатывались к китайской границе.

С этого времени в войну активно вмешивается СССР и Китай. И характер конфликта, и характер боев стал сразу же сильно меняться. Весь предшествующий военный опыт был призван на помощь.

Решающую роль в последующие годы стали играть воздушные бои.

Роль авиации на первом этапе Корейской войны

Успехи лета 1950 г. Как выше было показано, первый период боевых действий был очень удачен для армии Северной Кореи. Ее сухопутные силы при поддержке авиации, оснащенной советскими поршневыми штурмовиками Ил-10 и истребителями Як-9, нанесли классический молниеносный удар по армии Южной Кореи. Фронт У демаркационной линии, проходивший вдоль 38-й параллели, был взломан. КНА быстро овладела Сеулом и начала преследование отходящих на юг разбитых дивизий южного диктатора Ли Сын Маиа. До 21 августа 1950 г. армия коммунистов овладела почти всей территорией полуострова за исключением района вблизи крупного морского порта Пусан, где были прижаты к морю остатки южнокорейских войск и 4 дивизии из 8-й армии США, направленных на театр военных действий в качестве авангарда сил ООН. Катастрофа американо-корейских войск казалась неизбежной. Однако на деле Пусанский плацдарм стал крепким орешком.

Роль авиации ООН у Пусана. Войска главы коммунистической Кореи Ким Ир Сена совершили обычную ошибку, не обеспечив своевременного снабжения развивавших наступление дивизий. Коммуникации коммунистов оказались неудобны, длинны, да вдобавок не защищались от угрозы с воздуха. Казалось, нужды в том нет, поскольку авиация южан находилась в зачаточном состоянии, но, когда в конфликт вмешались американцы, отсутствие ПВО сыграло роковую роль. Первое, что предпринял назначенный командовать войсками ООН генерал Дуглас Макартур - начал систематические удары авиации по путям снабжения КНА. Для этой цели в его распоряжении имелось около 800 боевых самолетов, включая силы стратегической авиации и авиагруппы 7-го американского флота, развернутого у берегов Кореи. В течение считанных дней эта армада уничтожила материальную часть и аэродромы ВВС КНА, сорвала перемещение военных грузов по автодорогам, разрушила мосты и участки железнодорожного полотна, что привело к полному параличу сил, задействованных для решительного наступления против Пусанского плацдарма. Солдаты Ким Ир Сена были буквально прижаты к земле.

«Вертикальное» окружение противника. Предпринятые попытки продолжить наступление привели лишь к перемалыванию остатков армии коммунистов и окончательному краху, оформившемуся 15 сентября. В этот день Макартур начал высадку крупного морского десанта в тылу северных, в районе порта Инчхон (бывший Чемульпо). Господство в воздухе позволило флоту успешно справиться с этой миссией. Позади позиций КНА оказалось около 40 тысяч солдат ООН (т.е. американцев и немного англичан) и южнокорейцев. Одновременно с пятачка у Пусана развернулось наступление 100-тысячного американо-корейского контингента. С воздуха эти силы поддерживались почти 1200 самолетами, включая 170 стратегических бомбардировщиков Б-29 и Б-17, взлетавших с баз Иводзиме. Впервые в военной истории американцы заговорили о «вертикальном» окружении противника. Действительно кольцо, в котором оказалось 70 тысяч бойцов КНА, на суше дополнилось незримой, но осязаемой полусферой в небесах, накрывшей окруженных смертельным куполом.

Поражение северян. Сопротивление вертикально охваченной группировки северян продолжалось менее недели, в бесполезных попытках прорваться из кольца КНА буквально растаяла. За параллель прежней границы отошло не более 20-ти тысяч человек без техники и тяжелого вооружения. К 21 сентября в авиации Ким Ир Сена осталась 21 машина: 20 штурмовиков и 1 истребитель, которые удалось чудом спрятать от американских воздушных охотников. Естественно, противодействовать ВВС ООН эта «сила» не могла, тем более, что все до единого аэродромы КНДР были перепаханы бомбами и завалены минами замедленного действия, исключавшими восстановление полос и построек без участия высококлассных саперов. Выбив противника из Сеула и окрестностей, американцы при «косметическом» содействии корейцев выдавили остатки КНА за 38-ю параллель и, добившись соответствующей санкции ООН, развернули наступление на север. Сдерживать их было, по существу, нечем. В начале октября 1950 г. части генерала Макарту-ра на отдельных участках вышли к китайской границе.

В Москве и союзном ей Пекине такой разворот событий никого не устраивал. Мольбы Ким Ир Сена о помощи были услышаны. Мао не желал видеть американцев у своих границ. Сталин тоже не мог допустить катастрофического обрушения созданной им социальной конструкции на азиатской почве. Руководители обоих государств распределили обязанности по расхлебыванию заварившейся каши. Мао предложил то, чем был богат Китай -человеческие ресурсы. 25 октября более 300 тысяч китайских «добровольцев» из расквартированных в Южной Манчжурии дивизий армии КНР со штатным вооружением перешли пограничную реку Ялу и вступили в контакт с американцами из «миротворческого контингента» сил ООН.

«Добровольцы» сводились в 30 пехотных и 4 артиллерийские дивизии. Причем это была отличная пехота, вышколенная, стойкая, достаточно оснащенная. При встрече с «интернационалистами» у «миротворцев» начались проблемы. Упование на творческое наследие доктринера воздушной мощи американцам тоже перестало помогать. Развернувшиеся в бассейне Ялу сухопутные бои протекали под надежным «зонтиком». Выполняя советскую часть работы, Сталин начал переброску на аэродромы Южной Маньчжурии советских истребителей авиаполков, позже сведенных в 64-й авиакорпус ВВС СССР.

Воздушные бои 8 и 9 ноября 1950 г.

Запад и Восток о роли стратегической авиации.

Вторая мировая завершилась в момент очевидного возрастания роли авиации, научившейся решать множество задач, как на поле боя, так и на театре войны в целом. Рейд «Эноллы Гей» на Хиросиму в принципе убедил многих, что война может быть выиграна исключительно стратегической авиацией1. В Соединенных Штатах Америки и Британии это мнение стало считаться истиной, не требующей доказательств. Советские специалисты относились к западной аксиоме с осторожностью. Авиацию в СССР ставили высоко, памятуя о неоценимой помощи, оказываемой стаями штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков нашим танковым лавинам.

Но при этом отечественный опыт напоминал о том, с каким трудом брались города Германии, казалось до основания разрушенные союзной авиацией. Исходя из этих соображений, советская доктрина считала приоритетной задачей развитие традиционных для континентального государства мощных сухопутных сил, на долю которых выпадала роль главного внешнеполитического инструмента. Но при этом сознавалась необходимость создания Для них мощного воздушного щита и стратегических сил сдерживания, строящихся на основе обладания ядерным оружием и средствами его доставки, как главных гарантов стабильности и баланса.

Очень скоро Западная и Восточная доктрины столкнулись, держа строгий экзамен на проверку правильности сделанных выводов. Политическая конъюнктура «холодной войны» уже в 1950 г. привела к «горячему» столкновению двух военных школ на, а точнее, над Корейским «Энолла Гей» - имя американского самолета который сбросил атомную бомбу на японский город Хиросиму в августе 1945 г.

полуостровом. Стоит заострить внимание на битве в небе, где с наибольшей отчетливостью вырисовывался характер противостояния мировых лидеров.

Разнообразие американских самолетов. В начале ноября 1950 г. характер боев в воздухе, а, следовательно, и на земле, начал резко меняться. В предыдущий период авиация КНДР присутствовала в воздухе лишь до появления американцев, затем она исчезла. ВВС США были широко оснащены реактивными истребителями и совершенными ударными самолетами непревзойденного качества. Американские летчики прошли отличную школу войны и быстро освоили новую реактивную технику следующего поколения, почти перечеркнувшего боевую ценность поршневых двигателей, особенно на истребителях, самолетах непосредственной поддержки войск и штурмовиках (истребителях-бомбардировщиках). У корейцев ничего подобного не было, не говоря уже о том, что с первых дней численное превосходство янки ни разу не снижалось под планку показателя 8:1, естественно, в американскую пользу. Американцы вообще большие любители воевать числом, впрочем, в основном все же сопрягая его с умением.

В небе Кореи они были представлены сухопутным реактивным истребителем ВВС Р-80 «Шуттинг стар» и палубными Р-9 «Пантера» в сочетании со старым добрым ветераном мировой войны поршиевиком Р-4 «Корсар». По земле работали штурмовики А-1 «Скайрейдер», взлетавшие с авианосцев, и целое скопище бомбардировщиков сухопутного базирования, не исключая «отличившуюся» над Хиросимой красу стратегической авиации. Вообще, многообразие типов самолетов, стоящих на вооружении армии и флота США, поражает.

В Корейской войне участвовало свыше 40 типов летательных аппаратов. Такая разномастность была порождена стремлением государства поощрить военные разработки частных фирм, пусть небольшими, но все же заказами их продукции. Такое стимулирование оборачивалось огромными сложностями при снабжении техники запчастями и даже горюче-смазочными материалами. Но с этим мирились ради соблюдения предпринимательских интересов. Да и интендантская служба у янки работала отлично, так что кризисы снабжения были редкостью.

Бой 8 ноября 1950 г. Главной особенностью самолетов с белой звездой была та, что все они без изъятий превосходили основу парка ВВС КНДР - советский истребитель военных времен Як-9, машину заслуженную, но порядком устаревшую. Для воздушных боев она не годилась. Ил-10 в свою очередь был прежде героем военного неба, но его жизнь при встрече с «Шуттинг старами» редко длилась дольше минуты. Потому американцы разбаловались, летали, где хотели, как хотели и время тоже выбирали сами.

Так продолжалось до 8 ноября 1950 г., когда фортуна круто развернулась к американским асам тылом. В тот день 12 истребителей Р-80 совершали обычный патрульный полет над китайскими позициями в районе реки Ялу. Обычно американцы летали спокойно, изредка штурмуя из бортовых пулеметов замеченные цели. Случалось такое нечасто, прятались «добровольцы» мастерски и с энтузиазмом. Очередной полет перемен не сулил, пока командир эскадрильи «шуттингов» не заметил севернее и выше себя 15 быстрорастущих точек. Вскоре выяснилось, что это советские истребители МиГ-15. По известным американцам данным, самолеты этого типа превосходили «Звездных стрелков». Соориентировались янки быстро, не приняв боя, начали выходить из опасной зоны. Прежде, чем это удалось, звено МиГов приблизилось, пользуясь преимуществом в скорости, и открыли огонь. Один американский истребитель буквально раскололся на куски. Остальные побежали, ломая строй. Преследования не было, советским летчикам категорически запрещалось углубляться в воздушное пространство над территорией, занятой «миротворцами». Так что можно сказать, янки отделались легким испугом. Впоследствии штаб Макартура заявит об одном МиГе, сбитом в том бою, но никогда позже подтверждений тому не поступит!

МиГ-15. Первая встреча с новым воздушным бойцом «красных» не была для американцев полной неожидаш ностью. О существовании Ми Га-15 они знали. Как знали о том, что эти самолеты поставляются в КНР. Затем 1 нсГ ября такой самолет сбил одного «Мустанга», но до 8 но| ября американцы были уверены, что это единичный эпи| зод. Советники Макартура считали, что переподготовк! китайцев для полетов на новом самолете займет многи! месяцы, и их массового применения пока не предвидит! ся. Но вышло иначе. Очередной противник оценивало! американцами всерьез. Заинтересованные чины знали! что МиГ-15 составляет основу истребительной авиации СССР и, главное, являются стержнем, вокруг которог! строится советская противовоздушная оборона. То есть сила, которая призвана противостоять стратегическим бомбардировщикам США с их атомными и обычными ромбами, на которые в Белом доме возлагали основные упования в рамках доктрины сдерживания СССР.

Продукт конструкторского бюро Микояна относился |с машинам второго реактивного поколения. В отличие от первых машин с новым типом двигателя, он имел не стандартное прямое, а стреловидное крыло, позволяющее существенно нарастить скорость. МиГ-15 едва не перешагнул звуковой барьер, разгоняясь до 1000 с лишним км/ч. Машина поднималась на 15000 м, была легкой, благодаря чему стремительно набирала высоту. В кабине с каплевидным «фонарем» (остеклением пилотского места) помещался нилот, имевший возможность кругового визуального обзора. На случай оставления самолета лет-кик имел катапультируемое кресло, позволяющее покинуть кабину па высоких скоростях.

Вооружение МиГов. Истребитель оптимизировался в первую очередь для борьбы с американскими носителями атомных бомб типа Б-29, для чего имел очень мощное вооружение из одной автоматической пушки калибром 37 мм и нары более легких - в 23 мм. За столь тяжелую батарею в носу легкого самолета пришлось заплатить малым боекомплектом - всего по 40 снарядов на ствол. Однако трехорудийный залп или два могли разрушить конструкцию очень больших бомбовозов врага. Большим недостатком отличного в целом истребителя было отсутствие бортового радиолокатора, но в домашних условиях это не было большой бедой, поскольку на цель самолет наводился с земли по командам штаба, имеющего сведения от мощных стационарных радаров. Однако в Корее, где наземной системы целенаведения не существовало в помине, радар был бы не лишним. Но, увы. Боевой задачей МиГа-15 были по замыслу: групповой взлет на перехва! множественных, крупных целей, поиск объектов атаки с помощью наземного диспетчера, быстрый набор выем ты, сближение и разрушительный пушечный залп. Для маневренных боев с истребителями самолет годился не хуже, имея недостаточную скорость горизонтального виража и слишком мало снарядов к избыточно мощный пушкам, но практика показала, что и как, самолет воздушного боя МиГ-15 дебютировал вполне удачно.

64-й истребительный корпус. Теперь предстояла напряженная боевая практика в корейском небе, за которой с повышенным вниманием наблюдали создатели МиГа и его противники. Люди в 64-ом истребительном корну се были подстать машинам, большинство пилотов начали карьеру в боях с Люфтваффе и в совершенстве владелИ техникой воздушного боя. Командование корпуса относилось к тому поколению, которое сбросило нацисто] с небес Кубани, Курской дуги, Днепра и с триумфом до! било зверя в его логове. Командиры полков корпуса знали как планировать захват воздуха и удерживать превосходство. Многие имели докорейский боевой счет. В общем «миротворцев» ждала масса сюрпризов.

Бой 9 ноября. Следующий день, 9 ноября, знамено вался крупнейшим воздушным боем с начала войны. Отступающие под натиском «добровольцев» американские сухопутные части настойчиво требовали воздушной поддержки. Оказать ее поручили самолетам 7-го флоти США. С утра для разведки боевых порядков китайце! был выслан переоборудованный в фоторазведчик Б-2Я Осуществлявший наблюдение за линиями расположение «добровольческих» контингентов шпион был сбит. Леи чикам ВМС пришлось атаковать вслепую. Задачу сформулировали просто: разрушить переправы через Ялу, по которым снабжались китайские войска. С авианосцев Стартовало 20 штурмовиков и 28 истребителей прикрытия, реактивных «Пантер» и поршневых «Корсаров». На подходе к намеченным объектам группу перехватили И8 МиГов. В завязавшемся бою американцы потеряли (десть самолетов, русские - один. Прицельное бомбометание было сорвано. Переправы остались нетронутыми. (Количественное превосходство не помогло прикрывающей истребительной группе обеспечить «Скайрейдерам» возможность спокойной работы по мостам. Сбитый МиГ Михаила Грачева потребовал для уничтожения усилий четырех «Пантер». Причем сам Грачев в том бою успел вогнать в землю пару штурмовиков, вследствие чего потерял место в строю и остался без прикрытия, что и стало причиной гибели машины и летчика.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать