Крестовые походы - военно-религиозная акция
p align="left">2.4 Образование первых государств крестоносцев на Востоке

После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря .При помощи венецианцев ,генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов.

Так возникло на Востоке ряд крестоносных городов. Крупнейшим из них было королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии. Первым государем Иерусалимского был Готфрид Бульонский. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства :графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. В действительности они были совершенно независимы.

В королевствах и в княжествах крестоносцы с точностью воспроизвели феодальную систему господствовавшую на Западе, особенно во Франции. Законы Иерусалимского королевства,или “Иерусалимские ассизы “,известны нам лишь в поздней ,измененной редакции ,записанной в 13 в. На Кипре ,где долго сохранялись политико-юридические порядки Иерусалимского королевства.

“Иерусалимские ассизы “перечисляли ,в каких случаях король имеет право требовать службы от вассалов, ревниво заботясь о том, чтобы королевская власть не превышала своих требований к последним .Королевская власть была ограничена “высокой палатой”- собранием крупных феодалов, без которого король не мог принять ни одного важного решения. В случае нарушения королем прав какого-либо из феодалов все феодалы могли отказать королю в службе. В государствах крестоносцев господствовала феодальная иерархия в том виде, в каком она существовала в Западной Европе. Вся территория была разделена на рыцарские феоды ,обязанные военной службой. Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне были возведены в рыцарские звания и получили рыцарские феоды. Этого требовала защита завоеванной страны и убыль в рядах крестоносцев. Но большей частью крестьяне должны были арендовать землю у рыцарей ,уплачивая за это часть урожая .Церковь завладела огромными земельными площадями и была свободна от налогов и военной службы. Основную массу трудящихся в крестоносных государствах составляло крепостное крестьянство, главным образом из арабов-мусульман, а так же из греческих и сирийских христиан, жестоко эксплуатировавшихся новыми господами. Они должны были отдавать своим новым господам часть урожая и всевозможные промышленные изделия. Повинности не были фиксированы обычаем и зависели от воли господ. Местные крестьяне ненавидели западных феодалов, презиравших их как иноверцев, и не раз оказывали им сопротивление. Так в 1125 г. Вспыхнуло большое крестьянское восстание в районе Бейрута.

3.ВТОРОЙ,ТРЕТИЙ,ЧЕТВЕРТЫЙ,КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

3.1 Духовно-рыцарские ордена

Для усиления обороноспособности христиан-ских государств была предпринята попытка создать единые военные организации, которые смогли бы реально осуществлять функции охраны паломни-ков и границ христианских владений. Для этого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особые военно-монашеские орде-ны -- орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотрим этот факт поподробнее:

“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и Готфрид Сень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное то-варищество для защиты пилигримов от грабителей и разбой-ников; они думали, что этим способом их оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семью другими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого Бернарда Клервоского, они основали новый ор-ден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета це-ломудрия, бедности и послушания, также и обет борьбы за пи-лигримов и за Святые места. Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывал большую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи того места, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвали храмовниками или тамплиерами, milites Templi, Templari. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и в Европе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни их число, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127 года сначала два там-плиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский и некото-рые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было как действовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения для Востока. Поэтому ко-роль Балдуин дал им также убедительное рекомендательное письмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважением в самых широких кругах.

На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орден собравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными дела-ми, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард с радостью обещал ордену свое сильное покровительство, уча-ствовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырс-ким правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или пере-давали ему богатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; по-добным образом поступили Король I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья и владетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго Паиенс-кий увидел свое дело в самом лучшем состоянии.

С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанных рыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одни носили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им из Рима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели под-чиненное положение, а прямо служащим классом были оруже-носцы и прислуга. Но глава ордена, его магистр (magister Templariorum), скоро занял весьма высокое положение среди высшего класса Иерусалимского государства.

Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, по-вел за собой полное преобразование в одном более старом ре-лигиозном братстве в Святом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус, основал в христи-анском квартале Иерусалима духовное поселение, из которого выделились мало-помалу мужской монастырь, женский монас-тырь и, наконец, госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западных пилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которых он возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвя-щенная святому Иоанну Милостивому, патриарху Александ-рийскому. В 1099 году во главе этого учреждения стоял про-вансалец Герхард, который своей самоотверженной деятельнос-тью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через это достиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папы Пасхалиса. Вскоре в этот госпи-таль Иоанна потекли богатые подарки деньгами и имениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиаль-ные дома, и многие благочестивые люди, между прочим знат-ные люди, под управлением Герхарда посвящали себя смирен-ному уходу за больными.

После смерти Герхарда в 1118 году госпитальные братья выбрали своим начальником Раймунда Дюпюи, храброго рыца-ря, который некогда пришел с Готфридом в Святой город, но там снял с себя панцирь и присоединился к этим “госпиталитам” или “иоаннитам”. Он, собственно, первый соединил брать-ев в одну замкнутую монашескую общину, обязав их очень строго тремя обыкновенными обетами духовного сословия, но вскоре он сделал еще шаг вперед. По примеру тамплиеров он ввел в обязанности ордена и борьбу с магометанами, и вскоре в этой общине также образовалось три класса: сражающихся, духов-ных и служащих братьев. Попечитель госпиталя обратился в “магистра” иоаннитов, а белый крест, отличительный знак этого ордена, сделался, подобно красному кресту тамплиеров, страхом для врагов” Куглер Б. “История крестовых походов”, СПб, 1895..

Однако надежды на особый вклад этих орденов в дело борьбы с мусульманами оказались тщетны. Руководство этих орденов больше интере-совалось торговыми, политическими и другими дела-ми, причем как на своей новой родине, так и в Ев-ропе. Постепенно эти организации превратились в крупнейших ростовщиков и землевладельцев на ев-ропейском континенте и оказывали порой решаю-щее влияние на международную и внутреннюю по-литику многих государств Старого Света.

3.2 Второй крестовый поход и государство Саладина

В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшегося в 12в. сплочения мусульманских государств крестоносцы стали терять одно свое владение за другим. Менее чем через 50 лет после первого крестового похода,в 1144г.,был потерян важнейший стратегический пункт крестоносцев-Эдесса, взятая мосульским эмиром. Ответом на потерю Эдессы, был второй крестовый поход, который начался в 1147г.

Во втором крестовом походе приняли участие коронованные лица- французский король Людовик 7 и германский император Конрад 3 .Первым результатом проповеди второго крестового похода была волна еврейских погромов на Рейне.

И в этом походе кроме рыцарей приняла участие масса крестьянства из охваченных голодом местностей. Рыцари смотрели на крестьян ,как на обузу, от которой лучше избавиться. Когда выяснилось ,что сухопутная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, оставив крестьян на произвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.

К этому времени произошли крупные перемены на Востоке, чрезвычайно неблагоприятные для крестоносцев, занятых своими внутренними раздорами. Успехи крестоносцев объяснялись в значительной степени тем, что они имели дело с разрозненными силами отдельных мусульманских государей. Но во второй половине 12 в. на Востоке произошло объединение в одно государство Египта, части Сирии и части Месопотомии. Во главе этого государства, центром которого был Египет, стал султан Саладин(точнее- Салах-ад-Дин),курд по происхождению.

Теперь крестоносцам пришлось иметь дело не с разобщенными силами отдельных турецких эмиров, а с большим государством Саладина, который поставил себе цель вытеснить крестоносцев из Сирии и Палестины.

В 1187 г. Саладин нанес крестоносцам страшное поражение при Тивериадском озере. После этого мусульмане в которое время взяли Акру, Яффу, Сидон, Бейрут, Аскалон и Иерусалим- главную опору крестоносцев на Востоке. На условии выкупа населению Иерусалима было разрешено уйти ,но без лошадей и без оружия. В результате почти все покинувшие город погибли от голода.Кто не смог выкупиться тот был продан в рабство.

3.3 Хронология третьего и четвертого крестовых походов.

Потеря Иерусалима дала толчок к третьему крестовому походу (начался он в 1189г.),в котором участвовали три государя. Во главе этого крестового похода стояли германский император Фридрих 1 Барбаросса, французский король Филипп 2 Август, один из основателей сильной монархии во Франции, и английский король Ричард Львиное Сердце.

Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцы воевали не только с Саладином, но и с Византией, владения которой они рассчитывали захватить.Фридрих Барбаросса ,пройдя Малую Азию ,утонул в реке,и немецкое ополчение ,не пожелавшее двигаться дальше,частью вернулось на родину, частью погибло в Сирии от эпидемии.Только незначительные остатки немецкой армии присоединились к французам и англичанам. Филипп 2 Август и Ричард Львиное Сердце непрерывно ссорились между собой.Тем не менее были достигнуты некоторые военные успехи,взят город Акра(Акрон),ставший теперь столицей прежнего Иерусалимского королевства.Вскоре после этого Филипп 2 Август вернулся во Францию.Ричард еще некоторое время продолжал воевать .Он добился у Саладина незначительных уступок.За крестоносцами осталась узкая полоска побережья и объединившееся теперь с Триполи княжество Антиохия.Богомольцам и купцам Запада разрешено было посещать Иерусалим.Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев остров Кипр.Здесь образовалось Кипрское королевство ,прсуществовавшее 250 лет.

Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев, не замаскированные какими то было религиозными лозунгами. Он был начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия 3,стремившегося к созданию мирового государства под властью пап.Первоначально целью похода намечался Египет-главная держава Востока,владевшая Иерусалимом. Но результатом похода была Византия.К началу 13 в. Византия в экономическом и военно-политическом виде была ослаблена,хотя западным державам она еще представлялась очень богатой страной. Экономическая сила империи в течение 13 в.была подорвана тем, что Запад вступил в прямые торговые связи с Левантом через гавани основанных крестоносцами государств. Торговля Византии пострадала также от того ,что византийское правительство вынуждено было предоставлять торговые привелегии итальянским купеческим республикам, чтобы получать от них помощь против нападений турок и итальянско-сицилийских выходцев из Нормандии. В результате сокращения византийской торговли доходы от казны упали. Борьба с турками ,крестоносцами и другими нападавшими на Византию внешними врагами требовала новых средств. Увеличивались налоги. Росла нищета трудящегося населения .Его разоряли набеги турок ,грабежи крестоносцев, войны ,налоги лихоимство чиновников.

Ко всему этому надо добавить непрерывную борьбу между различными группами землевладельческой и чиновной знати,которые демагогически использовали недовольство масс. В конце 12 в. в Византии происходят частые дворцовые перевороты. Политика правителя новой династии Ангелов (с 1185 г.) Исаака способствовала утрате Византией Болгарии и Сербии .При Алексее 3,пришедшим к власти в результате дворцового переворота 1195 г., государственные дела приходят в полное расстройство. Империя по фактически распалась на полунезависимые феодальные владения, была разорена ,не имела серьезной военной силы.

Это положение Византии обьясняет легкость ,с которой ее завоевали западные феодалы -участники крестового похода.Решающую роль в изменении направления четвертого похода сыграла Венеция, воспользовавшаяся походом ,по словам Ф.Энгельса,для того ,чтобы”сделать из крестоносной глупости торговую операцию” и сокрушить своего главного торгового соперника-Византию.Не имея ни денег ,ни флота ,чтобы преправиться в Египет,крестоносцы обратились за помощью к Венеции .Венецианскии дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования ,однако когда их ополчение собралось в Венеции ,то оказалось ,что они не набрали необходимую сумму. Тогда Дондола, желавший помешать походу в Египет ,с которым у венецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь Венеции завоевать город Задар(Зара) на долматинском берегу. Когда же город был завоеван Дондола по сговору с предводителем крестоносцев итальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев против Константинополя, избрав предлогом династические распри в Византии. Особенно неприглядную позицию занял папа Иннокентий 3 .Получив обещание ,что в случае успеха греческая церковь будет подчинена Риму, Иннокентий 3 способствовал разгрому Византии, пожертвовал освобождением “гроба господня”

В 1204 г.крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Целые кварталы были сожжены крестоносцами, мало дорожившими памятниками античного и византийского искусства. Бронзовые статуи крестоносцы использовали для чеканки монет. В ограблении города наряду с рыцарями активное участие принимали католические аббаты и монахи. Византийский историк писал:” Не было места, которого бы не отыскали или которое могло бы доставить защиту старавшимся как-нибудь спастись”. Описание этих событий мы встречаем в древне русских летописях. За падением столицы последовал захват большей части владений Византийской империи. Крестоносцы совершенно оставили план похода на Египет и основали свое государство, которое было названо Латинская империя.

3.4 Латинская империя

Императором Латинской империи был избран один из вождей похода Балдуин Фландский,который ,впрочем не пользовался никакой властью.На Балканском полуострове образовалось четыре важнейших “латинских” государства :Латинская империя- со столицей в Константинополе,Фессалоникийское королевство,Ахейское княжество ( в Пелопоннесе) и Афинско-Фиванское герцогство.Каждое из них в свою очередь распалось на ряд графств сеньерий. Много территориальных приобретений,весьма существенных для ее торгового могущества ,сделала Венеция.Она получила часть Константинополя ,ряд островов -Ионические,часть Кикландских и Спорадских ,а также юго-западную часть Пелопоннеса,Галлипол и некоторые земли в Албании. Вскоре венециацы приобрели и остров Крит.После создания Латинской империи крестоносцам пришлось вести постоянную борьбу с соседями-Болгарским царством,возникшим во второй половине 12 в., и с образовавшимся в Малой Азии двумя греческими государствами -Никейским и Трапезундской империей.

Латинская империя просуществовала недолго: при помощи генуэзцев, главных торговых соперников Венеции ,оказавших грекам помощь деньгами и флотом,никейский император Михаил Палеолог овладел Константинополем (1261),и Византийская империя быфла восстановлена.За латинскими рыцарями осталась лишь некоторые владения в Средней и Южной Греции. Престол в Константинополе заняла династия Палеологов. Но от тех ударов ,которые ей нанес четвертый крестовый поход,Византийская империя уже не смогла оправиться.

4.Последние крестовые походы. Упадок крестового движения

Последующие крестовые походы ничего не изменили в сложившимся положении. С 13 века пропаганда крестовых походов пошла на убыль. Последние крестовые походы уже не привлекали народные масса. Население которое раньше толпами устремлялось на Восток, стало недоверчиво относиться к проповеди новых походов. Рыцари уже не рассчитывали на сколько-нибудь прочные захваты на Востоке. Крестьяне не видели в походах ничего ,кроме неизбежной гибели. Только на фоне страшных народных бедствий понятны так называемые “детские походы”.

Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.

Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли.

Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из Кёльна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли.

Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна.

Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под “Крестовым походом детей” на самом деле имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

Последующих крестовых походов мы коснемся лишь в общих чертах:

5-й крестовый поход (1217-1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.

Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского “царя Давида”, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

6-й крестовый поход (1228-1229). Этот крестовый поход, иногда его называют “дипломатическим”, возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.

7-й крестовый поход (1248-1250). Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.

Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Хотя Римские Папы вплоть до XV в.и организовывали походы в Европе во имя истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за “неверными". Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.

Однако в Средние века понятие “крестовый поход” применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте - продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.

Выводы: Последствия крестовых походов

Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом .Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Более конкрето -это захват новых территорий, и фактическое господство европейцев на Востоке, с чем они ,безусловно не справились. Но тем не менее ,крестовые походы, представляют целый этап в развитии западноевропейского общества и потому ценен для изучения. Как писал известный историк Ф.И.Успенский:” Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов”.

В сущности ,четвертым крестовым походом заканчивается большое военно-колониальное движение на Восток. Чем объяснить остановку и конечную неудачу всего этого движения ,всколыхнувшего огромные массы и стоившие Западной Европе неисцелимых жертв? Конечно ,большую роль сыграло здесь политическое объединеие Востока под властью египетских султанов и усиление отпора крестоносцам.

Но все же главной причиной были экономические и политические перемены в жизни Западной Европы.К 13 в. всюду в Европе наблюдается значительный рост производственных сил.Улучшилась техника сельского хозяйства ,всюду распространяется техника трехполье. Крестьян частично начали переводить на денежную форму феодальной ренты. Денежная рента открывала -по крайне мере для зажиточного крестьянства-возможностьповышения производительности своего хозяйства и возможность известного накопления.

Ко всему этому ,необходимо добавить разделение труда между городом и деревней .Таким образом, Европа была в состоянии прокормить более многочисленное население, и влияние стихийных катастроф несколько смягчилось. Одновременно произошел ряд важнейших перемен в политической жизни Европы. Укрепилась королевская власть ,подавлялась феодальная вольница, сокращались феодальные усобицы .Феодалы сделались более оседлыми .Для голодного рыцарства открылись более близкие объекты для грабежа и захвата, прежде всего Прибалтика. Обедневшие рыцари находили себе и другое применение -службу в наемных войсках королей.

Наконец, венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские купцы заключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались больше в помощи крестоносцев.

Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первых крестовых походах ,к рассматриваемому периоду (этот рубеж наступил после четвертого крестового похода, то чем уже говорилось) ослабел интерес к рискованным заморским предприятиям. Все выше изложенное и послужило причиной окончания целой эпохи средневековья -эпохи крестовых походов. Теперь конкретизируем выводы:

Для Европы крестовые походы означали прежде всего огромные человеческие жертвы, при отсутствии каких либо видимых территориальных приобретений ( последний оплот крестоносцев-Кипр, был присоединен в15 в. к Венеции).Кто действительно, оказался в выигрыше, так это Венеция и Генуя. Венецианцы и Генуэзцы, несмотря на вытеснение, крестоносцев из Сирии и Палестины, остались господами в средиземноморской торговле. Генуя обосновалась в византийских владениях ,создала ряд торговых факторий на берегах Черного моря. Венеция завязала тесные отношения с Египтом. За счет торговой монополии происходило громадное обогащение. Спрос на шелка, пряности, жемчуг ,которые итальянские купцы ввозили в Западную Европу, приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. Все это способствовало зарождению финансовой аристократии, развитию банковского дела и созданию предпосылок для капиталистических отношений.

Для церкви, крестовые походы означали в конечном итоге падение ее авторитета. Неслучайно, после четвертого крестового похода ни феодалы ,ни простой народ практически не реагировали на призывы пап. 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

Культура. Крестовые походы ознакомили Европу с техникой и культурой Востока; впрочем не всегда возможно определить каким образом культура восточных передавалась на Запад. Крестовые походы были не единственным путем общения между Востоком и Западом. Арабы многое передали Западу через свои владения в Сицилии и особенно через Кордовский халифат. Византийская империя была посредницей не только в торговле ,но и в передаче достижений в культуре и техники. Поэтому трудно определить, чем обязана Европа именно крестоносному движению. Во всяком случае ,в это время Европа заимствует с Востока новые культуры- гречиху ,рис, арбузы ,лимоны и др. Есть предположение ,что из Сирии были заимствованы ветряные мельницы.

Были заимствованы некоторые предметы вооружения ,например арбалет , труба, барабан.

Еще сложнее вопрос о влиянии крестовых походов на общественную жизнь Западной Европы. Было бы ошибкой объяснять ими перемены в положении крестьян, развитие рыцарства как специфического института, развитие рыцарской литературы .Все эти явления развивались в европейском феодальном обществе и помимо крестовых походов. Но не подлежит сомнению ,что именно крестовые походы оказали немалое влияние на образ жизни и потребности господствующего класса.

Феодалы и крестьяне. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а так же пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.

Для крестьян в первое время крестовые походы принесли известное облегчение. Феодалы ,отправляясь в крестовые походы, нуждались в деньгам и поэтому нередко шли на освобождение крестьян от личной зависимости за плату. Крестьянам иногда удавалось на выгодных условиях выкупиться от господ или же облегчить свои повинности. Они пользовались отсутствием феодалов для облегчения своего положения. Но это было лишь временное улучшение ,за которым обычно следовало усиление давления на крестьян

Литература

1. Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977

2. Заборов М. Крестовые походы. М., 1956

3. Заборов М.А.Папство и захват Константинополя крестоносцами в начале 13 в.”Византийский временник”.1952.Т 5,стр 152-177

4. “Хрестоматия по истории средних веков”.Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина.Т1.М.1949,стр.305-352

5. Куглер Б. История крестовых походов.Спб.1895.Т7,стр459.

6. Егоров Д.Н.Крестовые походы.Ч.1-2.М.1953

7. Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI-XIII вв.). М., 1966

8. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980

.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать