Культурная жизнь общества: поздний "сталинизм", "оттепель", "застой"
p align="left">На XXI и особенно на XXII съездах КПСС выступающие Хрущева упоминали в связи с различного рода заслугами, инициативами, цитировались его высказывания «Близкий друг народов всей страны», «Космический отец», «проводник правды, прогресса, жизни и счастья», «надежда человечества» - такие славословия звучали в адрес Хрущева. Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества, а на XXIV съезде партии (1971 г.) было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве оно существовало и раньше).

Исследованием академика Н.П. Федоренко (2001 г.) установлено, что национальное богатство страны в 50-е годы прирастало в среднем на 10% в год. В целом хрущевский период правления (1953-1964) характеризуется ежегодным приумножением национального богатства на 9,3%. Итог мог быть более впечатляющим, если бы не издержки безудержного реформаторства.

Со смещением Н.С. Хрущева и приходом к власти Брежнева Л.И. для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». В качестве главного своего лозунга он выдвинул идею «стабильности кадров, что в большинстве случаев означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, коррупции, разрыву между словом и делом. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима.

Уже первые решения возвращали к прежним, привычным структурам управления. Были упразднены «хрущевские» совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. В середине 80-х гг. реформа обернулась старением кадров. Был узаконен контроль.

«Пришедшие к власти лидеры были едины лишь в одном - в решимости положить конец хрущевским новациям и новому изданию «культа… измене принципа коллективности руководства. В остальном они существенно разнились. А.Н. Косыгин был известен как сторонник реформ… Ю.В. Андропов - как сторонник последовательного продолжения курса ХХ съезда партии и решительных мер в защиту социалистических ценностей, А.Н. Шелепин - как сталинист. Л.И. Брежнев занимал центристские позиции».2

позиция нового первого секретаря ЦК КПСС в сочетании с его личными качествами (отсутствие амбициозности, радикализма, нерешительность, осторожное пользование властью) оказалось наиболее приемлемой для большинства членов нового коллективного руководства.

Первые шаги нового руководства были продиктованы стремлением покончить с «волюнтаризмом» Н.С. Хрущева в области партийно-государственного управления. На ноябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС с докладом «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых парторганизаций и советских органов» выступил Н.В. Подгорный. Контрреформы были распространены на советские, комсомольские и профсоюзные учреждения. В сентябре на очередном пленуме ЦК было объявлено о ликвидации совнархозов и восстановлении отраслевых министерств.3

В дальнейшем неприятие реформ стало одной из существенных характеристик нового политического курса. Важный шаг к переходу на консервативный путь был сделан в мае 1965 г. на праздновании 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Линия на отказ от дальнейших разоблачений «сталинизма» прозвучала на XXII съезде партии. Просталинским настроением отвечало и избрание Брежнева не первым (как Хрущева), а генеральным (как Сталина) секретарем ЦК КПСС. Съезд стал ориентиром прошлого, главным из которого было усиление контроля над общественной жизнью. На упрочение позиций партийной номенклатуры были направлены и поправки к уставу КПСС, принятые на XXIII съезде.

Важнейшей составляющей нового политического курса стала концепция развитого социализма, заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма.

В 1967 г. в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции Л.И. Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Официально этот вывод был закреплен решениями XXIV съезда партии (март-апрель 1971 г.). На нем был провозглашен курс на повышение эффективности общественного производства и соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, на расцвет и сближение социалистических наций, достижение большей социальной однородности общества в условиях развитого социализма. Действенных механизмов для реализации этих целей создано не было, однако расхождение теории с реальными социальными процессами, с падением эффективности общественного производства становилось менее заметным, чем при Хрущеве.

«Концепция развитого социализма стала, по существу, крупной ревизией представлений возможности в исторически обозримом будущем построить коммунизм в отдельно взятой стране. Но она оказалась весьма удобной в том отношении, что не разрушала веру в коммунизм, а переводила его строительство из конкретно-исторической задачи в теоретическую. Согласно концепции путь к коммунизму предполагал неопределенно длительный этап развития, во время которого социализм обретал целостность, гармоническое сочетание всех сторон и отношений производственных, социально-политических, нравственно-правовых, идеологических».4

В 1973 г. коллективное партийно-государственное руководство СССР принялось за осуществление мер «по повышению авторитета» своего лидера, сворачивая на уже известную дорогу взращивания «культа личности» Л.И. Брежнева: Герой социалистического Труда с 1961 г.; в 1975 г. ему было присвоено звание генерала армии, а в 1976 г. - Маршала Советского Союза. Он награждается орденом «Победа», золотыми звездами Героя Советского Союза (1966, 1976), становится лауреатом международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973).

Публичные славословия «дорогого Леонида Ильича» и поток наград все более ширились. Произошли изменения в политическом окружении Брежнева, выбыли: Микоян А.И., А.Н. Шелепин, В.С. Семичастный, Г.И. Воронов, П.Е. Шелест, Н.В. Подгорный.

Выбывших заменили люди, лично близкие генсеку со времен работы на Украине, в Молдавии и Казахстане и др. реформы Косыгина могли бы дать положительные результаты, но вскоре и Косыгин был отстранен.

«Социально-экономическое развитие СССР в 70-е годы проходило под знаком усиления централизованного управления, свертывания реформ и падения темпов роста основных социально-экономических показателей. Оно определялось планами 9-й и 10-й пятилеток, директивы которых были одобрены соответственно XXIV (1971) и XXV (1976 партийными съездами».5

Планы намечали увеличение абсолютного роста производства продукции и национального дохода страны, однако ускорения темпов роста уже не предполагали. Снижение темпов объяснялось возрастающими масштабами производства. Предпринимались меры по созданию высокоэффективной системы противовоздушной обороны, в том числе противоракетной обороны.

В условиях нарастания диссидентского движения в стране, проявлений социальной напряженности власти заботились и об укреплении органов госбезопасности. С приходом к руководству КГБ по борьбе с диссидентами, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения. Они вели скрытые и открытые наблюдения не только за правозащитниками, но и за их потенциальными союзниками.

Широкое использование получила практике заключения в специализированные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине направленность споров контролировали офицеры Госбезопасности, что подтверждается соответствующими документами. Так, например, оформлена записка КГБ и Генеральной прокуратуры в ЦК КПСС. Ноябрь 1972 г. «В соответствии с указаниями ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждений преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера. За последние пять лет было выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13602 человека, входящих в их состав… Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других местах».6

Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг. тоже претерпела изменения.

Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Но чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях.

Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.

Тезис об обострении идеологической борьбе вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализма, который «обосновывал» в 30-е годы необходимость массовых репрессий. Обновленный его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни.

«Нам необходимо всегда и повсюду… хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, - говорил Л.И. Брежнев в выступлении на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. - проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии».7

Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977г. Конституция 1977 г. - новый Основной закон, получивший название Конституция «развитого социализма» - была принята 7 октября. Первый ее проект появился в 1936 г., обсуждался вскоре после окончания Великой Отечественной войны, однако до принятия новой Конституции дело тогда не дошло. Новые проекты разрабатывались и позже. На XXII съезде партии в 1961 г. была принята Программа КПСС, и тогда руководство партии и страны в очередной раз решило разработать новую Конституцию, которая, как подчеркивал Н.С. Хрущев, «должна быть приведена в соответствие с программой партии и законодательно закрепить новые формы общественного и государственного устройства нашей страны, соответствующие периоду развернутого строительства коммунистического общества».8

Окончательный проект Конституции был подготовлен в мае 1977 г. 7 октября на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва Конституция была принята. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей Конституциями 1918, 1924 и 1936 гг.

Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов:

1. Основы общественного строя и политики;

2. Государство и личность;

3. Национально-государственное устройство;

4. Советы народных депутатов и порядок их избрания;

5. Высшие органы власти и управления;

6. Основы построения органов государственной власти и управления союзных республик;

7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;

8. Герб, флаг, гимн и столица;

9. Действие Конституции и порядок ее применения.9

Главной новацией было наличие преамбулы, где констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». Таким образом, «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, о социальном развитии и культуре, о статусе народного депутата. Новая глава (не имевшая аналогов в предыдущих советских Конституциях) трактовала вопросы внешней политики.

Впервые в Основном законе был отражен действительный механизм власти в СССР. Коммунистическая партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (знаменитая шестая статья).10

На развитие «подлинной демократии» были ориентированы гарантируемые Конституцией новые формы «непосредственной демократии» (всенародное обсуждение, референдум, новые гражданские права). Однако реализация этих прав, как и свобод слова, печати, собраний, оставалась зачастую неосуществимой.

Конституция СССР 1977 г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

Следствием отказа от экономических методов управления стала централизация и бюрократизация управленческого аппарата и его быстрое разбухание. К 1985 г. общая численность управления в стране приблизилась к 18 млн. человек, на каждых 6-7 рабочих приходился один руководитель.

В настоящие бастионы бюрократию превращались министерства и ведомства.

Главной опорой верховной власти в стране в годы брежневского правления стал ЦК КПСС и особенно его аппарат. Пленумы и съезды партии, хотя и собирались регулярно, стали носить все более формальный характер, лишь «одобряя» подготовленные аппаратом решения.

Представители старой гвардии в Политбюро охотно награждали себя всевозможными премиями, орденами и медалями. Л.И. Брежневу к трем «золотым звездам» Героя прибавили еще две - в 1978 и 1981 гг. Три брошюры воспоминаний генсека («Целина», «Малая земля», «Возрождение»), подготовленные с помощью профессиональных журналистов, были отмечены в 1979 г. Ленинской премией по литературе.

Так «застой» развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые по-прежнему включали госдачи, спецпайки, спецлечение, спецтранспорт и т.п.

Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положение. Началось сращивание партийного и государственного аппарата с теневой экономикой.

Такими оказались «новые условия» развития культуры в период застоя. «Непоследовательные и противоречивые реформы не смогли перестроить административно-командную систему руководства обществом. Административные методы продолжали преобладать и в управлении художественной культурой, хотя внешне они видоизменились. Ушли в прошлое встречи руководителей партии и государства с деятелями литературы и искусства, исчезли публичные разносы «провинившихся и наставления, как нужно работать, но идеологический контроль за литературой и искусством ужесточился», как и за развитием культуры в целом.11

§2. Достижения и проблемы в развитии науки и образования.

70-80-е годы - это годы застоя общественно-политической жизни «новые» условия развития культуры.

«XXVII съезд КПСС вскрыл серьезные недостатки в жизни советского общества. Негативные явления в экономической и социальной сферах, нараставшие с 70-х годов, не могли не сказаться на духовной жизни. Потребительские настроения, скептицизм, равнодушие, пьянство, наркомания - вот проблемы, которые в это время приняли угрожающие размеры. Бюрократизация управления культурой привела к отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению фактического уровня образования выпускников школ и ВУЗов при формально благополучной статистике, к произвольному ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции. Углублялись противоречия между командно-административными методами руководства культурной жизнью и потребностями общества, ростом социальной активности людей. В стране остро осознавалась необходимость глубоких реформ во всех отраслях культуры - в науке, средней и высшей школе, в художественном творчестве».12

Во второй половине 60-х годов стала очевидной нереальность сроков построения коммунизма, установленных Программой партии. С этого времени, как реакция на облегченные представления о будущем стала разрабатываться концепция развитого социализма, но и она не выдержала испытания жизнью, так как основывалась на абсолютизации сложившихся форм организации общества. Разрыв между теорией и жизнью в обществоведении и в идейно-политической работе преодолеть не удалось. Административно-бюрократическая система управления всеми сферами жизни, в том числе и наукой, пустила глубокие корни. Попытки преодолеть последствия культа личности Сталина не затронули основ этой системы, а лишь придали ей некоторую демократическую видимость. В условиях административного давления из общественных наук исчезали живые дискуссии, творческая мысль. Все более заметный разрыв между идеями и оценками, провозглашенными сверху, и реальным положением дел ослаблял влияние социалистической идеологии как внутри страны, так и за ее пределами.

Глубоко гуманистический лозунг социализма. «Все во имя человека, все для блага человека!» в условиях административно-бюрократической системы руководства обществом не мог быть реализован. С одной стороны, государство осуществляло в этот период широкую социальную программу (повышение зарплаты рабочим и служащим, введение гарантированной денежной оплаты труда и пенсий колхозникам, жилищное строительство, введение двух выходных дней в неделю и др. мероприятия). Это увеличивало возможности для повышения благосостояния людей. С другой, отсутствовали реальные возможности для участия человека в управлении производством, в общественной жизни. Отсюда падение интереса к практическим делам, безответственность, пассивность, охватившие значительную часть общества.

«Накапливание негативных тенденций в духовной жизни общества шло постепенно. Противоречивость и непоследовательность процесса демократизации, начавшегося после ХХ съезда партии, теоретические просчеты, усиления административного нажима в социальной и культурной сферах - причины, непосредственно вызывавшие негативные явления в культуре рассматриваемого периода».13

Иногда отдельные факты в большей степени характеризовали атмосферу времени, чем крупные массовые события. Например, отстранение от должности в 1970 г. главного редактора «Нового мира» А.Т. Твардовского. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в 70-е годы. Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни: невыносимые условия для работы педагогов-новаторов; вне критики научные работы авторов; занимавших высокие посты; рост числа талантливых, но не дошедших до читателя или зрителя произведений; некоторые творческие работники из-за невыносимых условий работы покидали Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил; ломало судьбы людей.

Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями.

Радикальные изменения произошли в развитии средства массовой информации. Появление транзисторных радио- и телеприемников, кассетных и видеомагнитофонов, стереозаписей, цветного телевидения, цветного широкоформатного кино и т.п. значительно расширили возможности доступа к культуре.

Постоянная нехватка средств и зачастую бесхозяйственность в их использовании тормозили развитие здравоохранения, науки, просвещения, высшего образования. Пренебрежительное отношение к материальной базе культуры вело к постепенному накоплению проблемы. В середине 80-х годов необходимость срочной реставрации привела к одновременному закрытию Третьяковской галереи и Государственного исторического музея и других объектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать