Культурнопросветительная деятельность декабристов в Сибири
p align="left">Интересы безопасности села в пожарном отношении ставились декабристами на первом плане. В.М. Разводной и М.К. Юшневская на свои средства построили пожарную вышку, где хранились все необходимые для тушения пожара инструменты. Веревка от колокола, что висел на вышке, была проведена к дому Юшневских.

Сибирская деревня поражала декабристов полным отсутствием в ней растительности. В этом сказалась вековая борьба крестьянина-землепроходца с тайгою. Ставя починок, село, он вырубал лес в округе и не оставлял деревца у своего дома. Декабристы; поселившись в деревне, построив дома, в первую очередь убеждали крестьян в пользе разведения садов. Прекрасные сады разводят в Урике Лунин, Муравьевы в Омске - Трубецкой в Олонках, до сих пор сохранился сад, посаженный Раевским.

При таком настроении декабристы не пренебрегали стародавними обычаями, господствовавшими в той или иной деревне, и, принимая живейшее участие в жизни крестьян, внимательно изучали крестьянский быт, нравы и обычаи. Свадьба Фаленберга, например, состоялась при полном соблюдении местных обычаев.

Крестьянство увидело в лице декабристов не только изобретателей, давших ему молотилку, усовершенствованный плуг, не только носителей знания и опыта, которыми они бескорыстно делились с земледельцем, но и людей, ценивших в крестьянине прежде всего человека и считавших для себя незазорным не только сдружиться с пахарем, но и войти в его семью, породниться.

В последнем случае нельзя не отметить женитьбу на крестьянках, инородках, казачках. Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий и другие - соединяют свою судьбу с девушками-крестьянками. Женитьбу декабристов на крестьянках нельзя считать результатом неизбежной необходимости, в лице жены-крестьянки иметь лишь "экономку", на плечи которой можно было взвалить ведение хозяйства. Правда, обзаведясь домами, увеличив распашку, декабристы нуждались в женском труде, в надежных помощницах-друзьях, но выбор последний диктовался не столько необходимостью и хозяйственными соображениями, сколько влечением сердца.

За все, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение трех десятков лет тесного, сожительства с ними, они получили достойную награду. Крестьяне завещали своим детям, ныне уже старикам, чтить память "декабристов, этих лучших людей", каких только знавала сибирская деревня в первую половину прошлого века..

3. Научная деятельность.

Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи. Различного рода материалы убеждают в том как, разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ.

Ссылка в Сибирь, на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал и на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений, высокообразованные люди неизбежно будут обречены на "нравственное онемение и духовную смерть". Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому посвятили всю свою жизнь и самих себя.

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов менее всего можно назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения.

Декабристы еще в период каторжных работ разработали программу повышения собственного уровня образования. Эта программа предусматривала серьезное изучение математики, механики, физики, химии, медицины. Лекторами выступали наиболее квалифицированные специалисты (Д.И. Завалишин, Н.А Бестужев, Ф.Б. Вольф, П.С. Бобрищев-Пушкин, А.П. Барятинский и другие). Математикой на каторге серьезно занимался А.П. Барятинский, И.Д. Якушкин. Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия. В коллективном пользовании узников находилась большая библиотека книг по химии, фармакологии, медицине и биологии, принадлежавшая Ф.Б. Вольфу.

Совершенно определенную краеведческую ориентацию имели занятия декабристов ботаникой и зоологией, к которым они приступили после прибытия в Сибирь. В Благодатском руднике братья А.И. и П.И. Борисовы вместе с С.Г. Волконским начали составлять гербарии забайкальской флоры и коллекцию насекомых.

Поражает широта научных интересов князя Ф. П. Шаховского: в его архиве сохранились черновики записок по ботанике, физике, философии, медицине; он был одним из первых исследователей богатой приенисейской флоры и фауны, проводил фенологические наблюдения в 1827 году, записывая приметы наступления весны в Туруханске; наконец после многочисленных опытов и изучений растительного мира Сибирского Севера, находит, что "растения Севера не особой разновидности растительного мира, а видоизменения пород под действием температуры, состава почв и наличия вечной мерзлоты". После перевода в Енисейск в 1827 году, Шаховской попытался организовать сельскохозяйственный хутор для акклиматизации растений, но завершить эту работу ему не довелось.

Много и систематически занимались ссыльные декабристы климатологическими и метеорологическими наблюдениями. Очень важным и ощутимым вкладом в развитие русской метеорологии стал десятилетний ряд наблюдений М.Ф. Митькова, вышедшего на поселение в Красноярск в 1836 году. Декабрист начал вести свои наблюдения 1 января 1838 года, оборудовал у себя в доме механическую мастерскую, а на дворе метеорологическую площадку.

М.Ф. Митьков приступил к своим наблюдениям по просьбе академика Купфера, неутомимо трудившегося над развитием метеорологического дела в России. Для этой цели он снабдил декабриста лучшими, по тому времени, инструментами.

Научные, в частности, метеорологические исследования ссыльных декабристов привлекали внимание многих ученых России. Так, анализируя температурные наблюдения М.Ф. Митькова и А.И. Якубовича, А.Ф. Миддендорф пришел к важному выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала.

Интересны научные исследования декабристов и в гуманитарных отраслях знаний.

В Ялуторовске Якушкин И.Д. писал философский трактат "Что такое жизнь?". Декабрист подходил к решению вопроса о сущности жизни и о месте человека в природе с материальных позиций, проявляя при этом глубокие знания новейших достижений в области естественных наук и философии.

4. Медицинская деятельность.

В той многообразной, разносторонней общественно- политической деятельности, которую развернули декабристы в сибирской ссылке, значительное место занимала врачебная деятельность, занятие медициной.

В исследованиях ученые главное внимание уделяют врачу декабристу Ф.Б. Вольфу, о других же декабристах, занимающихся этой деятельностью, сведений очень мало.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и свой гражданский долг.

Профессиональным врачом среди декабристов, отбывавших ссылку в Сибири был только Вольф, но многие другие, видя и понимая острую необходимость оказания медицинской помощи широким слоям населения, самостоятельно изучили медицину и фармацевтику, народные свойства лечения, постоянно совершенствовали свои познания в этих отраслях науки и успешно вели прием и лечение больных (П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Бассаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт). Некоторые из декабристов оказывали содействие своим сподвижникам-специалистам тогда, когда того требовали обстоятельства (А.М. Муравьев, П.Н. Свистунов, М.А. Фонвизин).

Беспомощным было в деревне положение серьезно заболевших. Медицинская помощь совершенно отсутствовала. Из ближайшего, за несколько сот верст, города, доктор не всегда имел возможность приехать к заболевшему крестьянину, да и не приезжал, конечно, а к заболевшему государственному преступнику мог приехать лишь с разрешения высшей краевой власти. Зачастую помощь таких приехавших докторов оказывалась излишней, больной, не дождавшись ее, умирал.

Ко времени расселения декабристов, по данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки.

Большую медицинскую практику в Тобольске имел Вольф и Бобрищев-Пушкин. Ф.Б. Вольф оказывал бесплатную медицинскую помощь городской бедноте, крестьянам, что способствовало его популярности в этих местах. Его высокое врачебное искусство и бескорыстие отмечала М.Д. Францева. Гонорары же он полностью расходовал на приобретение медикаментов, лекарств, специальной литературы. Близким облику Вольфа был и П.С. Бобрищев-Пушкин.

Значительным событием в жизни обоих врачей следует считать их активное участие в борьбе против эпидемии холеры, которая в 1848 году охватила Тобольск.

Отличалась активностью в том же направлении и группа декабристов, поселенных в Кургане. И.Ф. Фохт лечил местную городскую бедноту, крестьян. К нему обращались чаще и охотнее, чем к местному лекарю.

Об интересах Ф.П. Шаховского в Туруханске можно судить по официальным донесениям (1827) местного начальства: "Шаховской занятием имеет чтение книг, составляет из оных лекарства, коими пользует одержимых болезненными припадками туруханских жителей".

Имея познания в медицине, Ф.П. Шаховской лечил туруханских жителей. Енисейский окружной начальник доносил гражданскому губернатору Степанову: "Шаховской имеет достаточные сведения как в медицине так и в фармакологии, коих лекции слушал он у доктора Лозера. Опыты его искусства могут засвидетельствовать многие из жителей".М.И. Муравьев-Апостол пытался по силе средств и возможности облегчить отчаянное положение прокаженных, колония которых, ютившаяся в тесной юрте, давно обосновалась в Вилюйске. Покидая Вилюйск, М.И. Муравьев отдал в их распоряжение свою новую просторную юрту. Таким образом, при отсутствии или остром недостатке врачей та медицинская помощь, которую оказывали декабристы сибирякам, имела практическое и социальное значение. Врачебная деятельность декабристов явилась одним из путей сближения с народом, по которому шли первые русские революционеры в период сибирской ссылки.

5. Педагогическая деятельность.

Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями просвещения в России, видными представителями которой, были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И. Пнин, Н.И. Новиков, А.Ф. Бестужев - отец четырех декабристов. Педагогическое воззрение имело философскую методологическую основу. Хотя по своим философским воззрениям декабристы не представляли единого лагеря, но в мировоззрении большинства доминировала материалистическая тенденция. В статьях и записках в период сибирской ссылки декабристы ставили вопрос о содержании, принципах и методах преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение и эксперимент, указывали декабристы, способствует прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют образованию у учащихся навыков самостоятельной работы. Во второй четверти XIX века в Сибири существовало всего три гимназии, из которых Иркутская в 1825 году насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 году - 40 и Томская в 1838 - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе, всемерно стремились приложить и совместить активные методы преподавания в своей практике.

В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

Широкую деятельность по образованию народа в Сибири по выходе на поселение развернули Бестужевы, Горбачевский, Д.И. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, и первый декабрист В.Ф. Раевский.

При этом можно видеть, что просветительство является главным и почти единственным занятием у тех декабристов, которые и после поражения восстания остались верными своим революционным идеалам (Якушкин, Пущин, Бестужевы, Горбачевский, Завалишин и другие).

Умеренно же настроенные декабристы сосредоточили в основном свои силы на хозяйственной деятельности (Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие).

Постоянное нацеливание в декабристских школах на решение практических задач при обучении точным дисциплинам активизировало мышление учащихся, не допускала зубрежки, "механического исчисления".

С.П. Трубецкой, В.Ф. Раевский, Е.П. Оболенский, Д.И. Завалишин, В.Л. Давыдов считали детское чтение важнейшей частью воспитательно-образовательной работы семьи. Они понимали необходимость расширения круга понятий и знаний детей.

Хаптагаева указывает, что в своих школах декабристы пользовались таблицами, прописями, устным рассказом учителя, катехизической беседой, которые помогали "воспитывать дух свободомыслия", отстаивать независимость человеческой личности, развивать чувства подлинного патриотизма и любви к своему отечеству.

Д. И. Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований.

Несомненно, педагогическая деятельность Завалишина имела свое значение, несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников: оно сказывалось на общем стремлении местных жителей к знаниям, культуре, расширению кругозора, росте духовных потребностей. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб "Общественное собрание", при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания.

Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитующего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

В тех неблагоприятных условиях, в которых находилась Сибирь, Якушкин хотел дать пример возможного подъема культурного уровня народных масс.

Очень характерно, что в школе Якушкина кроме общеобразовательных предметов преподавалась механика, на изучение которой отводилось сравнительно большое количество времени - 101 урок.

Якушкин, человек глубоко убежденный в правоте дела декабристов и оставшийся до последних дней своей жизни верным идеалам молодости, говорил не о личном мещанском счастье для своих детей. Он мечтал о счастье детей всего русского народа, которое может придти только с уничтожением крепостного права и самодержавия.

За 14 лет существования мужского училища (1842-1856) в него было принято 594 мальчика и окончили курс 531 человек. В женское же училище за 1846-1856 годы принято 240 девочек, окончили курс 192. Таким образом, за время деятельности II.Д. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, причем отдельные из них при помощи, товарищей Якушкина - декабристов, были определены в средние учебные заведения - Тобольскую и Иркутскую гимназии и др., и часто содержались на средства декабристов.

Самоотверженно трудясь в своих училищах, Якушкин стремился сделать их образцовыми, на примере которых учились бы не только люди, работающие на поприще сибирского образования, но и все те, кто захотел бы последовать его примеру своим бескорыстным трудом принести пользу народу и целому сибирскому краю.

Ялуторовские школы стали лучшими образцовыми в крае. В этом убеждает обращение к методической помощи И.Д. Якушкина ряда деятелей народного просвещения Тобольской губернии и декабристов, поселенных в соседних городах: Кургане, Тобольске и других.

Более существенных результатов удалось добиться декабристам в Тобольске, где сложилась наиболее многочисленная группа (15 человек). Открытие в 1852 году первого в городе и второго в губернии (после Ялуторовска) женского учебного заведения - девичьего приходского училища, преобразованного вскоре в Мариинскую женскую школу - получило широкий политический резонанс.

В открытие этой гимназии внесли большой вклад и декабристы. В состав комитета по учреждению женской школы вошел декабрист А.М. Муравьев, помимо его директор училищ Тобольской губегнии П.Н. Чигиринцев, учитель К.Н. Немолаев, купец Н.С. Пиленков (меценат) и другие.

Декабрист П.Н. Свистунов был участником подготовительных мер и последующего налаживания работы школы. 30 августа 1852 года школа была открыта. Поскольку не было специального помещения для занятий Александр Муравьев купил каменный дом для училища, отвечающий условиям учебного процесса.

Учитывая, что все расходы производились за счет общественной благотворительности, следует признать материальную помощь А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова, М.А. Фонвизина, обстоятельством немаловажного значения.

Таким образом деятельность декабристов по развитию народного просвещения в Сибири, в частности женского образования, развернувшееся по инициативе И.Д. Якушкина, вышло за пределы Ялуторовска. Открытие декабристами при поддержке местной общественности первой женской гимназии в Тобольске - являлось знаменательным событием в культурной жизни Сибири.

Декабристы явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середине XIX века. Став близко к крестьянству, узнав его трудолюбие, сметливость, сознание своего достоинства, декабристы поняли, что крестьянину, наравне с хлебом, нужна грамота. В лице декабристов крестьяне Сибири увидели первого народного учителя, который бескорыстно нес знания в темную народную массу.

В. Раевский много энергии и средств потратил на создание в селе Олонках (на Ангаре) постоянной школы. На свои средства он нанял помещение, пригласил учителя, некоего Гусарова, и убеждал всех крестьян учиться, говоря, что "ученому везде легче". Сначала его предложение не имело успеха. Вполне понятно, в народе существовал взгляд, что занятие чтением, писанием ведет к зачитыванию, "помрачению ума". Но позже крестьяне охотно отдавали своих детей в школу.

Усть-Кудинские крестьяне, делясь своими воспоминаниями о декабристах, говорили: "декабристы нас соберут, разговаривают, угощают, наукой кормят, завещая держаться за грамоту крепко".

Также просвещением занимались и декабристы сосланные в Енисейскую губернию. Первым на поселение в 1826 году прибыл осужденный на 20 лет поселения в заполярном Туруханске Ф.П. Шаховской. Сразу по прибытии к месту ссылки Шаховской занялся устройством школы для детей местного населения и оказанием медицинской помощи жителям Туруханска.

В своей педагогической деятельности декабрист использовал идеи, высказанные Р. Оуэном в книге "Воспитание в Нью-Лэнарке". Вскоре занятия с туруханскими детьми привели его к необходимости создания "Новых правил российского языка" и разработке методических рекомендаций по начальному обучению детей грамоте, о чем он писал в письмах к жене - кн. Н.Д. Шаховской. В созданной Шаховским школе не соблюдались сословные или национальные ограничения.

Деятельность Ф. П. Шаховского в Туруханской ссылке обеспокоила местную краевую власть, усмотревшую во всем нежелательное вмешательство лишенного прав "государственного преступника" в общественную жизнь. Предписанием гражданского губернатора Степанова от 7 мая 1827 года ему было запрещено лечить и обучать крестьянских детей.

В 1839 году, после тринадцати лет каторги в Благодатном руднике, Нерчинске и Петровском заводе, в Красноярск на поселение прибыл В.Л. Давыдов. Очень скоро квартира декабриста стала центром культурной жизни города. В.Л. Давыдов, зная о запрете заниматься обучением детей, создает лишь "домашний класс" для своих детей, который, однако, посещали и дети жителей города. Давыдов написал программу обучения для своей "домашней школы", которая отличалась "гражданской направленностью, интересом к естественным и социальным наукам", а позже стала основой "программы первой красноярской мужской гимназии".

В 1841 году в село Назимовское прибыл на поселение А.И. Якубович, также занимавшийся педагогической деятельностью. Александр Иванович был глубоко убежден, воспитание детей - это гражданский долг. Причем, нужно давать детям истинное, нравственное воспитание, образование должно сделать их "полезными Отечеству и тогда семейство исполнит свой долг", писал декабрист в одном из писем сестре. Главной же целью образования, считает Якубович, заключается в воспитании у детей понятия о высоком предназначении личности через убеждение, что "не на пир… дана жизнь, но на труд, на борьбу". А.И. Якубович подчеркивает, что воспитание гражданственности не зависит ни "от способностей ума", ни от "твердости воли и заслуг", если в основу его не положено твердое нравственное убеждение в том, что "они рождены быть слугами Отечества, которому должны жертвовать имуществом, жизнью, честью".

Преследования со стороны властей за педагогическую деятельность значительно ограничивало эту сторону деятельности декабристов. Так, в 1836 году один из приказов генерал-губернатора Восточной Сибири гласил: "Из переписки гос. преступников, на поселении находящихся, усмотрел, что некоторые из них обучают крестьянских детей грамоте" и, находя это занятие "противным прямому смыслу существующих узаконений" и "желая отвратить вредное влияние таковых учителей на умы учеников", предписал Енисейскому гражданскому губернатору "положить предел этому злу, допущенному местными властями".

Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.

Кроме того, декабристы стремились выявить талантливых и способных сибиряков, оказывали им своевременную помощь, давали верное направление, подсказывали передовую идею и включали в общественную деятельность по культурному подъему Сибири.

Постоянной поддержкой и советом декабристов пользовался известный автор народной сказки "Конек Горбунок" П.П. Ершов, живший в Тобольске, где находились на поселении Фонвизины.

Несомненно декабристы способствовали складыванию прочных исторических, археологических и этнографических интересов к Сибири у своего воспитанника М.С. Знаменского, который в 70-80-х годах XIX века сделал много для популяризации исторических сведений об этом богатом и заброшенном крае и собирался писать подробную историю города Тобольска.

Обратившись к изучению Сибири, он в своих произведениях дал не только реалистические зарисовки сибирского быта и природы, но, как правильно указывают исследователи Базанов, Сафронов, Набросал целую программу ее возможного преобразования: развития судостроения, путей сообщения, торговли, использования полезных ископаемых и т. д.

Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.

Из среды учеников и друзей декабристов выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели: А.П. Першин - организатор и руководитель первой в истории русского рабочего движения забастовки забайкальских рабочих; организатор первого в России независимого рабоче-потребительского общества; М. Знаменский - учитель рисования, известный сибирский художник-карикатурист, краевед; А.П. Сазонович и О.Н. Балакшина - учительницы рукоделия ялуторской женской школы; Т.Н. Сайлотов-Крюков (сын декабриста Н. Крюкова) - учитель Минусинского городского училища. Последний много сделал для начального женского образования в городе. М. Кюхельбеккер (сын В.К. Кюхельбекера), получив юридическое образование, с 1876 года был директором общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения в Петербурге.

Заключение

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на«нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Список использованной литературы

1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.

2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.

3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать