Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века
p align="left">Петровские реформы привели к решительной победе светского начала над конфессиональным, религиозным, предпосылки тому были заложены ещё при расколе в XII веке, но петровские реформы отличались темпами и масштабами перехода общества на светские рельсы. Превращение православной церкви в правительственное учреждение, прислуживающее политики самодержавия, покорно освещала все его начинания, тем самым теряя уважение народа, как хранительницы духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет.

Последователи Петра I продолжили политику отделения церкви от государства с целью понижения её авторитета и увеличению власти императора над народом, желая заполучить её земельные угодья и крестьян. При Петре III была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства, что укрепляло государственную казну. Прекратилось преследование старообрядцев, император хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковных земель, объявленную ещё Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей, бывшие монастырские крестьяне, которых было около 1 миллиона душ мужского пола, перешли под власть государства, они стали называться экономическими, для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 году был введен принцип веротерпимости.

Благотворительность

Данный пункт целью свой ставит раскрыть понятие благотворительность в контексте XIII века, исследуя работы В. Л. Прохорова, Ю. М. Лотмана, Е. Анисимова.

По мере ограничения властных церковных функции, секуляризации церковных земель государство сосредоточило в своих руках структуру по контролю за сферой благотворения. Осуществление комплекса мер по государственному регулированию социальных конфликтов заложило начало государственного общественного призрения. Основное направление их деятельности заключается в уменьшении количества россиян, лишенных средств к существованию. Указ 1712 года предусматривал учреждение госпиталей в губерниях, в 1724 году провели перепись призреваемых. Было предпринято определенное количество мер, направленных на решение поставленных проблем: назначение песий (инвалидных содержаний) военным, сумасшедшие перестали считаться бесполезными членами общества, к словам юродивых народ прислушивался, боялся противоречить или спорить. 1 февраля 1720 был оглашен указ о строительстве госпиталя для незаконнорожденных в Москве, в 1706 году был отстроен приют для детей в Новгороде, разворачивается активное строительство сиротских домов.

Источниками финансирования домов общественного призрения становились в первую очередь сборы венечных денег, средства, получаемые с продажи восковых свечей, плата монахиням за обучение желающих ремеслам и, конечно же, подаяния сочувствующих жителей.

Во второй половине XIII века в силу вступает закон о сословных привилегиях, осуществляющий помощь обездоленным. В это время зарождаются государственные формы призрения, в частности это выразилось в выдаче пособий, пенсий, обеспечении профессий, жаловании земельных наделов. Появляются аптеки, богадельни, больницы, дома для сумасшедших, инвалидов, служебные, смирительные, сиротские школы и приюты.

При Екатерине II создаются государственные структуры по организации и управлению учреждений призрения. С 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерний» предусматривает создание Приказов общественного призрения в 33 губерниях под представительством гражданских губернаторов, дворянской опеки, сиротских судов, на устройство которых было выделено по 15 тысяч рублей из казны. Каждое сословие на правах самоуправления обязано было заботиться об организации помощи своим нетрудоспособным членам. Приказы выполняли функции административно - политического надзора за населением, оказывали содействие в помощи нищим и увечным, калекам и инвалидам, незаконнорожденным детям, также осуществляли карательные функции. Их финансовая деятельность по постановлениям 1781, 1785 годам предполагала кроме частной инициативы также поддержку императорского двора. Министерства внутренних дел и полиция осуществляли надзор над приказами, поощряли и самостоятельную коммерческую деятельность (сдача в наем недвижимого имущества, торговля, добыча полезных ископаемых, банковские операции).

Благотворительные общества, образованные в XIII веке: 1764 год - «Общество воспитания благородных девиц»; 1765 - Вольное экономическое общество (ВЭО), организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении новой агротехники, проведение конкурсов на лучшие проекты по устройству хозяйства, оказание материальной помощи. Эти меры привели к созданию целой сети благотворительных учреждений. К основным недостатком таких учреждений относятся: отсутствие центрального органа управления, нехватка средств, недостаточность квалифицированных кадров, слишком разрозненное направление деятельности, однородность приказов (только светские лица). В 1781 году обнародуется указ на право частных лиц открывать благотворительные заведения, что впоследствии получило повсеместное распространение.

Книгопечатание

Книгопечатание в России возникло во второй половине XVI века, было издано около 20 книг, в XVII веке - 382, в XVIII веке только один Н. И. Новиков издал свыше 1000 книг. Печатная книга становиться оружием просветителей в борьбе с духовным и политическим гнетом, представляет собой напряженную борьбу за национальную культуру, за свободу мысли, борьбу против невежества, против старины и консерватизма. За свободу выражения своих взглядов многие прогрессивный писатели поплатились свободой и жизнью. Первое в России революционное выступление против самодержавия произошло в форме издания книги - «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

В XVIII веке наблюдается кризис религиозного мировоззрения, людей начинает интересовать учебная, научная, беллетристическая, военная литература, сведения по всеобщей и русской истории, информация о природных явлениях, о природы и быте других стран. «Книги петровского времени служат не только знанию, но и пропаганде, прославлению государства и самодержавного царя» [красн], эта особенность ярко видна в «Арифметике» Магницкого большую часть фронтисписа занимает изображение государственного герба.

В первые годы XVIII столетия появляются настенные научно - технические плакаты для учебных целей, первыми такими работами были плакаты Каприана В. А. «Сигналы, надзираемые в случае бросания или вынимания якоря» (1701 год), «Новый способ арифметики феорики или зрителныя» (1705 год). Со временем у книги появляется титульный лист, сообщающий выходные данные о книге, оглавление, именитые и предметные указатели, иллюстрации, чертежи, схемы, всё это повышает познавательную ценность книги, создают предпосылки для будущей научной и торговой библиографии.

Окончательный отрыв светской литературы от религиозной произошел после реформы шрифта 1708 года, когда кирилловский шрифт был заменен гражданским и было обозначено, что Кирилловский шрифт предназначался только для изданий церковных. Гражданский шрифт позволил упростить работу типографского наборщика, сделал книги тоньше, меньше по формату, устранил перенагруженность текста. Реформа упростила правописание и изменила графику шрифта, были ликвидированы титлы и силы, изъяты некоторые лишние буквы («от», «омега», «пси», «кси», «ижица»), введена «й». Новый русский шрифт сочетал в себе национальные особенности русской буквы и черты букв классических западных. Первая книга гражданской печати - «Геометрия словенски землемерие…», предназначалась для инженерно - технических работников в качестве учебного пособия. В 1708 году вышла первая на русском языке книга по гидротехнике - руководство к постройке каналов, доков, шлюзов - «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное»; были изданы книги по военному делу - «Побеждающая крепость», «Рамплиева манира о строении крепостей…», обучающие техники ведения войн, что было дополнительным стимулом к победе в Северной войне. Не переставали издаваться и церковные писания для верующих людей - «Феатрон или Позор нравоучительный, Царем, Князем, Владыкам и всем Спасительный…», они были превращены в одно из орудий для укрепления абсолютизма. В «Объявлении…» Синода 1722 года предписывалось священникам доносить в Тайную канцелярию обо всех не усердно исполняющих службу.

«Введение русской гражданской азбуки обозначало упадок церковно - книжной культуры средневековья, утрату церковнославянским языком господствующего положения в структуре русского литературного языка и намечало пути дальнейшего развития национального - русского языка» [красноб]. В идеологической борьбе книга в основном защищала прогрессивны позиции, обосновывала необходимость реформ, просвещения, способствоавла дальнейшему обмирщению русской культуры.

Популярным видом печатной продукции стали в XVIII веке календари, в 1708 году вышел «Календарь или месяцеслов христианский». Издательская политика беспрекословно находилась в руках Петра I, что придавало книжному делу цельность, но ограничивало его, направляя строго по пути выгодному дворянскому двору. Издавались книги только практического характера - научно - техническая литература, идеологическая и направленная на европеизацию российского общества.

Значимым событием в истории русской издательской деятельности стало появление первой газеты «Ведомости». По формату газета был не больше почтовой открытки, количество страниц колебалось от 2 до 22, периодичность издания была не постоянной, название варьировалось. Первый номер дотируется 2 января 1703 годом. Периодическую печать стали использовать как средство идеологического воздействия, путем оглашения ране запрещенной информации военного и экономического характера в виде кратких сообщений о фактах, отсутствовали злободневные статьи и фельетоны. До 1711 года редактором газеты был Ф. П. Поликарпов, затем М. Аврамов, при котором газета потеряла свою популярность из-за консервативности его взглядов. В июле 1727 года «Ведомости» прекратили свое существование, по причине бюрократической постановки дела издания газеты.

В 20 - 60-х годах XVIII века русская культура развивалась в нелегких условиях постоянной смены власти, на книгопечатании это также незамедлительно отразилось. Количество издаваемой литературы резко упало, с 1725 по 1739 года было издано книг в пять раз меньше, чем за предыдущее пятилетие. Появляются оригинальные научные исследования, выполненные российскими учеными в научной и научно - популярной периодике; Академия Наук издает труд на латинском языке «Комментарии Петербургской Академии Наук», предназначенный для узкого круга интеллигентных людей.

В течение пятнадцати лет (1728 - 1742 года) издается научно - популярный журнал Академии - «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях» на примере немецкой газеты «Ведомости». Редакторы остро столкнулись с проблемами перевода научных терминов и вскоре сфера деятельности журнала становиться более обширной - появляются статьи по философии, по истории, по истории театра, по вопросам литературы, поэтические произведения и описания придворных празднеств для привлечения пресытившегося фактами читателя. 30-е годы являются кризисными для научной и философской литературы, обывателей и правителей больше интересуют похвальней оды, описания иллюминаций, фейерверков, придворных празднеств. Русская интеллигенция в лице М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева,

А. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, начинает тяготиться императорской цензурой и пристрастием народа к помпезной и бессодержательной книге. В это время начинают печататься художественные произведения, беллетристические сочинения «екатеринским» шрифтом - красивым и компактным - предназначенные для придворных кругов и невзыскательных читателей.

По инициативе Ломоносова Академия с 1758 года вновь стала издавать журнал «Ежемесячные сочинения пользе и увеселению служащие», имеющий статьи по экономике, рукоделию, географии, о мануфактурном производств, механическом рукоделии, об архитектуре, литературе, музыке, живописи, архивные документы, старинные грамоты, статьи на естественнонаучные темы, метеорологические наблюдения, статьи о природных явлениях, по домашней медицине, советы домохозяйкам, то есть, ориентировался на демократическую аудиторию. «Ежемесячные сочинения» были слишком академичны, они сознательно уклонялись от острых проблем современности, от полемики. Крестьянский вопрос, являющийся наиболее актуальной проблемой XVIII века не отражался на страницах журнала, что вызвало паление интереса читателей и его прекращения в 1764 году.

Московский университет после издания нескольких, содержащих публичные лекции профессоров, учебников по различным дисциплинам, научно - популярных и художественных работ с 26 апреля 1756 года начинает издавать газету «Московские ведомости». Первым капитальным изданием университета стало «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе коллежского советника и профессора Михайла Ломоносова», включавшим не только художественные произведения, но и научные труды ученого.

Университетская типография издавала учебники и пособия для студентов, особое внимание уделялось литературе прикладного характера в области изучения других языков, работам по истории российской, художественная литература зарубежных авторов.

В период с 1759 по 1764 года появляется большое количество частных типографий, сыгравших немалую роль в развитии русской литературы и публицистики. Частные журналы выражали созревшую в русском обществе потребность публичного обсуждения злободневных проблем.

С января 1759 года начинает издаваться журнал «Трудолюбивая пчела» под редакцией Сумарокова, который находился в оппозиции к правящей группировке дворянства и в сатирической форме освещал злободневные проблемы России, оправдывал существование монархического строя и существование крепостного права.

В начале 60-х годов в Москве выходило пять журналов. М. М. Херасков издавал «Полезное увеселение» и «Свободные часы», в которых освещались проблемы суетности мира, мысли о необходимости личного самосовершенствования, вопросы общественного характера они не затрагивали, поддерживали Екатерину II. Призыв к умеренности в жизни, к отказу от сатиры встречается и в журнале «Невинное упражнение», издававшимся И. Ф. Богдановичем и Е. Р. Дашковой, но в отношении императрицы он занимает осторожно - оппозиционное положение. Таким образом, складывается скрытая и прямая полемика между журналами различных направлений, что впоследствии станет одной из форм политической борьбы.

В условиях частичной гласности по делу крестьянского вопроса и необсуждаемости этого дела в периодике приводит Екатерину II к решению стать журналистом и издавать журнал «Всякая всячина». Основная линия журнала заключалась в том, чтобы «не запрещать критики недостатков российской действительности, но самой критиковать отдельные, второстепенные недостатки, не клеймить коренные пороки дворянского общества и сановной бюрократии, но нападать на «общечеловеческие» пороки и слабости» [красноб]. Передовые журналисты и литературоведы стали активно нападать на самодержавие и на «Всякую всячину», завуалировав свое отношение к императрице лестью и сатирой. Наиболее смелыми по содержанию были журналы «Трутень», «Живописец» и «Смесь» Н. И. Новикова, которые бичевали «жестокосердечие» помещиков, взяточничество судейских чиновников, указывая при этом конкретных лиц, почти отсутствуют статьи научно - популярного характера. Для привлечения читателя стали применяться новее формы, публикуется переписка читателей и редакторов журналов, антикрепостнические статьи. Екатерина II в условиях начавшейся крестьянской войны усилила цензуру, запретила освещение многим тем в печати, запретила сатиру в результате этого у читателей резко снизился интерес к периодике, тиражи упали. В 1768 году императрица организовала при Академии наук «Собрание, старающиеся о переводе иностранных книг», возглавляемое Г. В. Козцким, целью которого стало - влиять на выбор книг для перевода в желательном для неё направлении, увести от животрепещущих проблем русской жизни.

Потребность в книге, журнале, газете стала так велика, что правительству приходилось вести гибкую политику и идти на уступки. 15 января 1783 года Екатерина II подписала указ «О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках с освидетельствованием оных от Управы благочиния». Русские писатели и переводчики активно пользовались правом открытия «вольных» типографий, издавали статьи самого дерзкого и злободневного содержания, боролись за воспитание вкуса читателей, через 13 лет право на производство печатной продукции «вольного» содержания было отменено. Н. И. Новиков начинает играть дну из главнейших ролей в развитии русской национальной культуры по средствам печати - выпускает «Словарь» обо всех крупных и второстепенных писателях XVIII столетия, издает журнал «Древняя российская вивлиотека», в котором публикуются материалы по истории России, книга «Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия греков, сочинение господина аббата де Мабли. Переведено с французского». С 1779 по 1789 Новиков занимается возрождением типографии Московского университета с целью распространения просвещения путем издания отечественных и иностранных книг, научной и учебной литературы, организации педагогических и переводческих семинарий, назначения стипендий студентам. В 1784 году Новиков со своими товарищами учреждают первую в России «Типографскую компанию», которая в 80-е годы издает почти треть всех книг в стране, с 1766 по 1792 года было издано около 1000 наименований. Распространяются произведения античных и отечественных писателей, документов и сочинений по русской истории, научная, познавательная, учебная, воспитательная литература. «Московские ведомости» обогатились статьями по литературе, искусству, экономике, географии, этнографии, воспитанию и дополнительными бесплатными приложениями, направленными на различный контингент людей. Еженедельно выходил первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума», под редакцией А. А. Петрова и Н. М. Карамзина. Издаются журналы религиозного и мистического содержания - «Вечерняя зоря» под редакцией И. Г. Шварца. И. Г. Рахманинов издает журнал «Утренние часы», содержащий переводы Вольтера, Мерсье, И. А. Крылова, который сам начинает заниматься издательской деятельностью, продолжая традиции русской сатиры в журнале «Почта духов», где он бичует фаворитизм, бессовестную эксплуатацию крестьян дворянами ради роскоши и богатства, галломанию и тунеядство правящего класса.

Разразившиеся Французская революция дала толчок к репрессиям, первым шагом стало закрытие типографий, как источника свободомыслия, был запрещен журнал Д. И. Фонвизина «Друг честны людей, или Стародум», в котором четко прослеживается борьба с екатерининским режимом. Начинают возникать провинциальные журналы, первым из них был Ярославский «Уединенный пошехонец» (1786 год), затем журналистика зарождается в Тобольске и других провинциях, в них печатаются материалы по истории географии, этнографии своих местностей.

Кульминацией истории русской книги XVIII века стало издание А. Н. Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву», эту книгу считают первым революционным выступлением в России, за которую автор поплатился своей свободой. Затем последовало закрытие «Типографской компании» и ссылка Новикова в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 году последовал указ императрицы «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг…и об упразднении частных типографий». Павел I освободил Новикова, разрешил Радищеву переселиться в Саратовскую губернию, но цензуру ещё более усилил, запретил ввоз иностранных книг. Однако совсем уничтожить издательское дело, прекратить совсем выпуск книг было не под силу никакому деспоту, и уже в 1802 году правительство было вынуждено вновь разрешить открывать частные типографии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать