Культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина и преодоление его последствий
p align="left">О масштабах публичной реабилитации можно судить по следующим данным. Из 34 членов Политбюро, находившихся в его составе в 1917-1939 гг., было репрессировано 17 человек (50%), реабилитировано 8 (47% репрессированных). Из 18 председателей и заместителей председателя Совнаркома репрессировано 10 (55,5%), реабилитировано 8 (80% репрессированных). Из 71 члена ЦК репрессировано 49 (70%), реабилитировано 38 (77% репрессированных). Большинство реабилитированных составляли жертвы "большого террора" 1937-1939 гг. )Семенникова Л.И. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - С. 501-502.

3.5. Времена перестройки

В 1970-е годы - в начале 1980-х годов началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий.

В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политический репрессий. Первоначально её возглавлял секретарь ЦК КПСС М. С. Соломенцев, затем - А. Н. Яковлев, один из наиболее последовательных сторонников перестройки.

По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930 - 1950-х годов. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режимы И. В. Сталина - Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и другие. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории. Были преданы гласности документы о советско-германских отношениях кануна Великой Отечественной войны (в частности, касающиеся пакта Молотова - Риббентропа).

Без ограничений издавались труды зарубежных и отечественных авторов 1920 - 1970-х годов, в том числе эмигрировавших за границу. Вышли в свет романы Д. А. Рыбакова «Дети Арбата» и другие работы, содержавшие беспощадную критику сталинизма и советского режима. Впервые публиковались в полном объёме произведения братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких, фантастические утопии Е. И. Замятина, повести и рассказы А. П. Платонова, размышления И. А. Ильина и Н. А. Бердяева.

Вышли в свет труды Н. И. Бухарина и Л. Д. Троцкого. Широкой общественности были представлены работы многих зарубежных авторов по рыночной экономике, философии, социологии, истории Советского государства.

Намного более свободными стали дискуссии в СМИ, среди учёных, в среде интеллигенции. Речь шла не только о новом прочтении истории, воссоздании её подлинной картины, но и о попытке уяснить, ли альтернативные пути развития общества, чтобы трагические события былых лет не повторились.

Заключение.

В результате проведённого исследования были подведены следующие итоги:

В 30-е годы окончательно оформилась та административно-командная система управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране.

Такая система работала в едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла сама по себе быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.

Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства его репрессивных органов.

Большинство политологов считают, что культ личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики.

Имея неограниченную власть, Сталин допускал жестокий произвол, подавлял человека морально и физически. Создалась такая обстановка, при которой человек не мог проявить свою волю.

Не было такой области, включая быт (в колхозах и домах висели плакаты вождя, открытки, всевозможные планшеты, превращающие быт в предмет официального манипулирования со стороны "пролетарской диктатуры"), семейные отношения (они должны были либо служить примером, либо подражать ему (примеру, который уже существовал); к примеру, вспомним Павлика Морозова), наконец, даже отношения человека к самому себе, к своим сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присутствовал даже при самых задушевных размышлениях в литературных произведениях). Всё было «пропитано» Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

Такой способ социальной организации можно назвать наведением порядка только в очень условном смысле. У А. К. Толстого: «Такой навел порядок - хоть покати шаром». Там, где все многообразие межчеловеческих взаимоотношений сводится к одной единственной зависимости казарменного характера, ценой «порядка» становится беспорядок, социальная дезорганизация не преодолевается, а лишь загоняется вглубь. Во-первых, для поддержания такого «порядка» необходимо искусственно создавать в стране обстановку предельной напряженности, обстановку чрезвычайного положения, необъявленной внутренней либо даже внешней войны.

Во-вторых, можно ли, допустимо ли забывать о невообразимом беспорядке, возникающем оттого, что тоталитарный режим Сталина вламывается в тонкие механизмы общественной и хозяйственной жизни страны, некомпетентно подчиняя их одной-единственной логике - логике физической силы?

Выбор между двумя моделями модернизации экономики, в особенности же между двумя путями развития тяжелой промышленности (которую Сталин воспринимал, прежде всего, и главным образом в аспекте усиления своей собственной власти), совершался совсем не гладко.

Грубо говоря, вопрос стоял так: за чей счет будет осуществляться это развитие? За счет народа, которому после некоторых послаблений, пришедших вместе с нэпом, придется вновь затягивать пояса? Или за счет новой власти, которой предстояло либо поступиться своей политической властью, переквалифицировавшись в рационально функционирующую администрацию, либо вообще уйти со сцены? Решать и делать выбор предстояло тем, кто имел эту власть, то есть все той же главенствующей верхушке в лице И. В. Сталина, присвоившей себе право говорить от имени народа.

Однако сделать выбор было гораздо легче, чем его осуществить. Бертольд Брехт как-то сказал: «Если диктатор современного типа замечает, что не пользуется доверием народа, то первое же его поползновение - уволить в отставку сам народ, заменив его другим, более лояльным». Нечто вроде такой «отставки» предложили Вождь российскому крестьянству, когда понял, что народ не примет модель ускоренной индустриализации. Насильственная коллективизация была способом тотальной перековки крестьянства, чтобы в итоге получить народ, достаточно послушный Вождю.

Уже само по себе такое количество жертв, ликвидация целых классов или наций, свидетельствует о возникновении совершенно новой ситуации. Для того чтобы содержать в заключении и уничтожать миллионы людей, нужен огромный аппарат, начиная от соответствующего наркомата или министерства и кончая низшими его чиновниками - чиновниками охраны, опиравшимися, в свою очередь, на негласных чиновников из среды самих заключенных. Причем речь шла не о единичном акте упразднения миллионов людей, а о его перманентном характере, о растягивании этого акта во времени, превращении в элемент образа жизни. Речь идет об определенной постоянно действующей системе уничтожения - ГУЛАГ.

Принципиально важно и то, что упразднение осуществлялось по проявлениям человека не только в политике, экономике, идеологии, но и в науке, в общей культуре, в повседневной жизни.

Это и делало новую политическую систему совершенно универсальным инструментом управления, инструментом прямого насилия, опирающегося на силу оружия.

Как правило, преступные акции хорошо планировались, и для их реализации привлекался не только весь аппарат власти, но и практически все государственные структуры. Однако очень часто в исторических исследованиях, посвященных изучению механизма подготовки и осуществления преступных злодеяний, не уделяется должного внимания в определении личной ответственности того или иного политического или государственного деятеля при планировании и реализации карательных мер, приведших к уничтожению людей. А ведь вскрытие личной причастности к хорошо идеологически продуманной и технически оснащенной акции важно не только для истории, но и для настоящего и будущего любого народа.

Центральный Комитет в результате глубокого изучения документов выявил, что в период культа личности допускались грубейшие нарушения социалистической законности, злоупотребления властью, произвол и репрессии против многих честных людей, в том числе против видных деятелей партии и советского государства.

ЦК КПСС, глубоко сознавая ответственность перед партией и народом, решил сказать XX съезду и трудящимся всю правду о злоупотреблениях в период культа личности. Группа членов ЦК (Молотов, Каганович, Маленков и другие), которая вместе со Сталиным была повинна в грубейших нарушениях социалистической законности, пыталась помешать этому, выступала против разоблачения последствий культа личности.
Но победила ленинская линия Центрального Комитета. Вопрос о культе личности и его последствиях был поставлен на XX съезде.

В принятом постановлении съезд поручил ЦК КПСС «последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства, выработанных великим Лениным.

Съезд обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на страже законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, строго соблюдать права граждан, гарантированные советской Конституцией. Партия и правительство приняли решительные меры к укреплению социалистической законности. Проведена проверка дел репрессированных в предыдущие годы людей, и невинно осужденные полностью реабилитировались. Деятельность органов государственной безопасности, суда, прокуратуры поставлена под строгий контроль партии и государства. На работу в эти органы партия направила стойких, проверенных коммунистов.

Вся эта огромная и плодотворная работа по восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни, по укреплению социалистической законности и развитию социалистической демократии получила всеобщее одобрение советского народа и способствовала росту его политической и трудовой активности. Советские люди с энтузиазмом боролись за повышение производительности труда и выполнение народнохозяйственных планов.

Таким образом, хотя высшее партийное руководство СССР и сумело осуществить такой шаг, как всенародное разоблачение культа личности, по существу огласив преступления властей на протяжении практически двух десятилетий, придав борьбе с репрессивным режимом статус официального политического явления, все таки эти меры были еще достаточно слабыми и несмелыми.

Об этом свидетельствует ряд фактов, главным из которых является реакция на доклад Хрущева: сам доклад не был опубликован в течение почти 30 лет, "ознакомление" проводилось на собраниях партийных и комсомольских организаций, в трудовых коллективах, под организованным контролем партийных руководителей, без обсуждений, в закрытом порядке. Отчасти эти факты можно объяснить тем, что существовала серьезная опасность возникновения общественного напряжения, поскольку еще было немало людей, сохранивших верность сталинским принципам, для которых его авторитет был непоколебимым, с другой стороны все это могло привести к подрыву авторитета КПСС как лидера в международном коммунистическом и рабочем движении.

Но, реально, Хрущев был не первым, кто решил списать ошибки прошлых лет на Сталина, выведя компартию "из-под удара". Первоначально вопрос о культе личности сводился лишь к перестройке пропаганды, позже - в июле 1953г, на пленуме ЦК - он плавно перешел в осуждение Берии, мол, это он повинен во всех грехах. "Вина" Сталина, переключенная на "происки" Берии, получила внесистемную оценку, т.е. оценку, не связанную с законами функционирования государственной власти. Сталина отделили от сталинизма, систему - от носителя. Вся последующая политика, направленная против культа Сталина, строилась уже на основе этого разделения понятий. Это была борьба с именем, борьба с идолом, но не с причинами, его породившими.

Таким образом, доклад Хрущева, не смотря на всю сомнительность такого политического хода и непродуманность, приведшую к трагическим событиям, стал точкой отсчета процесса управляемой десталинизации. И пределы ее были заложены сразу.

О масштабах публичной реабилитации можно судить по следующим данным. Из 34 членов Политбюро, находившихся в его составе в 1917-1939 гг., было репрессировано 17 человек (50%), реабилитировано 8 (47% репрессированных). Из 18 председателей и заместителей председателя Совнаркома репрессировано 10 (55,5%), реабилитировано 8 (80% репрессированных). Из 71 члена ЦК репрессировано 49 (70%), реабилитировано 38 (77% репрессированных). Большинство реабилитированных составляли жертвы "большого террора" 1937-1939 гг.

В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политический репрессий. Первоначально её возглавлял секретарь ЦК КПСС М. С. Соломенцев, затем - А. Н. Яковлев, один из наиболее последовательных сторонников перестройки.

По инициативе Комиссии началась намного более широкая, чем во времена «оттепели», реабилитация жертв репрессий 1930 - 1950-х годов. Признавались незаконными все массовые репрессии по политическим, социальным, идеологическим и национальным мотивам. Были реабилитированы лидеры оппозиций режимы И. В. Сталина - Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и другие. Публиковались ранее секретные архивные документы, проливавшие свет на неизвестные до сих пор страницы советской истории. Были преданы гласности документы о советско-германских отношениях кануна Великой Отечественной войны (в частности, касающиеся пакта Молотова - Риббентропа).

Таким образом, общество, которое провозгласило своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути дела выродилось в общество высшей социальной несправедливости, террора и беззакония - сталинскую модель социализма. В ее основе лежали следующие положения:

- подмена социализации основных средств производства их огосударствлением, подавление демократических форм общественной жизни;

- деспотизм и произвол "вождя", хотя и опирающегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоящего над партией и аппаратом; административно-командные методы принудительной (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного террора; - неспособность к самокоррекции, тем более к внутренним реформам, из-за отсутствия как экономических, так и политических (демократических) регуляторов общественной жизни; - закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни; - идеологический конформизм и послушание масс, догматизм в науке и культуре.

Сталинизм по сути дискредитировал социалистическую идею в глазах трудящихся всего мира. К юбилейным сталинскими датам (дню рождения 21 декабря и дню смерти 5 марта) появились статьи, фотографии Сталина.

Некоторые носили дежурный характер. Публикации в газете "Советская Россия" обращали внимание на то, что с именем Сталина в сознании его современников и ближайших потомков связано понятие Российской государственности. Его, Сталина, представляют, как великого государственника, умевшего защитить интересы великой державы, отстоять их от любых нападок со стороны любой ценой.

Скорее всего, этот акцент связан с проблемой российской государственности, как ее понимают нынешние руководители.

Можно спросить: "Почему в наши дни на улицу выходят люди с портретами Сталина? Неужели они ничего не слышали о жестоких репрессиях сталинщины?" Наверное, это происходит потому, что еще со сталинских времен люди привыкли смотреть в Сталина, как в зеркало, видя в нем отражение своего величия, своего участия в созидательной деятельности, о которой в наши дни или не вспоминают или говорят неуважительно, будто все советские люди каждый живший в советское время - сталинист и несет личную ответственность за Сталина Ласло Белади, Тамаш Краус. «Сталин». Стр. 123-124.. Против такого мнения и выступают эти люди. А еще и потому, что в общественном сознании живут те идеи, которые создали сталинизм и сталинщину: острое желание одним махом уничтожить все дурное, что копилось веками; готовность простить себе и нетерпимость к чужим недостаткам.

Как ни оценивать личность Сталина в истории, с какой стороны ни подходить к ней, одно очевидно: имя Сталина неотделимо от рождения нового общественного устройства в Советском Союзе и за его пределами. Вместе со Сталиным ушла в могилу его личная диктатура, но общественно и экономическая структура, связанная с его именем, пережила своего создателя.

Историческое "наследие" Сталина и ныне порой возникает как призрак, оно давит на мышление новых поколений, на их деятельность, что подтверждается последними событиями нашей жизни ) Ласло Белади, Тамаш Краус. «Сталин». Стр. 123..

Список использованной литературы.

Аксютин Ю.В. Волобуев О.В. "ХХ съезд КПСС: новации и догмы". Москва. Политиздат. 1991 г.

А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. «История России. XX век» - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000.

Бунич И.Л. «Лабиринты безумия». Санкт-Петербург. 1995 г.

Верт Н. «История Советского государства». 1900-1991: Пер. с фр. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, Издательство "Весь Мир", 1998.

Н. Верт. «История Советского государства». 1900-1991гг. Издание 2-е. Москва. 1994 г.

Зеркин Д.П. «Основы политологии». Ростов-на-Дону, 1997 г.

«История России 1917-1940». Хрестоматия. Под редакцией профессора М.Е. Главацкого. Екатеринбург 1993 г.

Карр Э. X. «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929 гг». Москва. "Питер-Ворса". 1990 г.

Ласло Белади, Тамаш Краус. «Сталин». Москва. 1990 г.

«О культе личности и его последствиях». Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года.

«О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года». Госкомиздат. Москва. 1956 г.

«Реабилитация. Политические процессы 30-50 -х. годов» Москва. 1991 г.

«Реабилитирован посмертно». издание 2-е Москва. 1989 г.

Радзинский Э.С. «Сталин». Москва. Издательство Вагриус. 1997 г.

Семенникова Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций». Учебное пособие для вузов. - Изд. 4-е. Брянск: "Курсив", 2000.

А. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг» Москва. «Советская Россия» 1990 год.

А. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича» Москва. «Советская Россия» 1990 год.

Цикл радио- и телепередач Э. С. Радзинского «Сталин».

INTERNET-ресурс: Скепсис_Ру Библиотека [ежеквартальный научно-просветительский журнал]( VI_ Советская историография тоталитарного периода (конец 1930-х - начало 1950-х гг_))

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать