Михаил Горбачев: Неудачник или человек столетия?
ентром августовских событий стала Москва. В город были вве-дены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои на-селения, в том числе многие работники партийного аппарата, не ока-зали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин при-звал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявля-лось о переходе в ведение российского президента всех расположен-ных на территории республики общесоюзных органов исполнитель-ной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19--22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Ук-раина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось сове-щание руководителей трех суверенных государств -- России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур быв-шего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ -- Содружества Независимых Государств. Союз Советских Со-циалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали рас-пад некогда могучего многонационального государства, и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных рес-публик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Россий-ской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ель-цину и поддерживавшим его демократическим силам.

2.2.2. Социально- экономическое положение

Что касается экономических проблем Советского Союза, то их решение виделось в ускоренном "перевооружении" машиностроения. По сути дела, ЦК ставил задачу выхода на новый уровень НТР, хотя достаточно внятно это и не прозвучало (сказалась привычка не афишировать имеющиеся проблемы). Так был сделан выбор между привычными гигантскими вложениями в капитальное строительство и повышением производительности труда в пользу последнего: ускорение должно было быть достигнуто за счет перехода на новое поколение промышленного оборудования, технической модернизации. Однако проводимые мероприятия не давали должного эффекта.

Одной из затей, в которые верил Горбачев, была массовая компьютеризация: обучение основам программирования было включено в школьные и вузовские программы. Но общая отсталость Советского Союза в деле компьютеризации на тот момент изначально обрекала затею на провал: персональных компьютеров было крайне мало, советская промышленность к их массовому производству еще не приступала даже в мечтах, так что студентов обучали самым азам часто на допотопных машинах, не говоря уже о школьниках. Достаточно напомнить, что задача компьютеризации, скажем, тех же сельских школ была поставлена в современной России лишь сравнительно недавно Владимиром Путиным. Что уж тут говорить о 1985 г.!

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного про-изводства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйст-венной продукции. Негосударственный сектор -- в коллективах и ча-стных формах -- получал все более широкое распространение в эко-номике.

Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989--1990 гг. резко сократились темпы роста произ-водства промышленной продукции (см. табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста промышленности

(в % по отношению к предыдущему году)

1985 г.

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990 г.

+ 3,4

+ 4,1

+ 3,8

+ 3,9

+ 1,7

-1,2

Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек.

Политика реформирования экономики имела значительные соци-ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го-дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту-пили свыше 300 тыс. шахтеров. Цит по Согрин Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс- Академия, 1994.- С.63

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла-деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, зани-мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры). Резко усилилась поляризация в обществе.

2.2.3. Реформа политической системы и её последствия

Перемены в общественно-политической сфере начались с прове-дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительст-венного курса проходило на массовых митингах граждан. На страни-цах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяс-нял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных горо-дов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса име-лись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены предсе-датель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компар-тий большинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи со-вершенствования социалистического общества.

В 1985--1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государст-венных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения до-кументов репрессированных в 30-е -- начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по про-цессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бу-харин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чая-нов и др.).

Демократизации общественно-политической жизни способствова-ло введение альтернативных выборов партийных секретарей в пар-тийных организациях.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры госу-дарственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников «перестройки» по вопросу о за-дачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конфе-ренция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обя-занностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур об-щества.

Учреждался новый орган власти -- Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, кото-рый превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стра-не президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изме-нении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депу-татов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоя-лись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их чис-ле-- Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.

Выборы 1989 года нельзя было назвать полностью демократическими. Не все, а только 2\3 мандатов были получены кандидатами в ходе прямого голосования.

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патри-архом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон-фессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-ле-тием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные об-щины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые зда-ния. Органы власти дали разрешение на строительство новых хра-мов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражда-нами участвовать в общественной жизни. Нескольких видных цер-ковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.

Было разработано и утверждено новое законодательство о куль-тах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах перио-дической печати по вопросу о том, как должны строиться государст-венно-церковные отношения. Новый закон «О свободе совести» за-крепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали много-численные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стиму-лом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации -- Крестьян-ская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Рос-сийской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за прове-дение экономических и политических реформ. Многие партии призна-вали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства но-вых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осу-ществить требуемые реорганизации сверху.

Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких пар-тий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия ком-мунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Начали действовать партии социал-демократического направле-ния. За возрождение национального самосознания и сильного госу-дарства но в разных формах -- выступали партии и движения на-ционально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.).

Время существования многих партий оказалось кратким, они рас-падались, сливались с другими организациями. Возникали новые по-литические группы и блоки, и все они активно участвовали в обще-ственной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80--90-х годов оказались партии коммунистической и либе-ральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значитель-ной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.

2.2.4. Культура и искусство

  Генсек предложил реформы под девизом: "Гласность, ускорение, перестройка". Сам Горбачев под гласностью понимал здоровую критику недостатков, но, не подрыв основ социализма. XIX партконференция сформулировала это так: "Гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека". XIX Всесоюзная конференция КПСС: Стенографический отчет.Т.1- М.- С.88 Между тем, гласность очень скоро обратилась к кардинальному вопросу о законности партийной власти и ее преступному прошлому, к тому, что являлось тайной и позором советской истории. Журналы "Новый мир", "Знамя", "Огонек" печатают все более и более смелые произведения, пребывавшие ранее под запретом цензуры. Тема сталинизма, концлагерей, параллели между террористическими режимами Сталина и Гитлера, тема Ленина - становятся частыми и центральными. В 1986-1988 гг. были опубликованы: "Жизнь и судьба" В. Гроссмана, роман, который Суслов обещал не издавать ближайшие 300 лет, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Зубр" Д. Гранина, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Реквием" А. Ахматовой, мемуары Н. Мандельштам, К. Симонова, Л. Разгона, И. Твардовского, Е. Драбкиной. В эти же годы были изданы и как бы посмертно реабилитированы поэты и писатели 20-х годов: Н. Гумилев, В. Ходасевич, В. Набоков, Г. Иванов; переизданы диссиденты 70-х годов: А. Галич, В. Некрасов, И. Бродский, А. Солженицын. В прокат пошли антисталинские фильмы: "Покаяние", "Завтра была война", "Холодное лето 53-го", "Власть соловецкая", "Запретная зона". Среди авторов антисталинских произведений было много евреев.

Свобода слова привела к острым дискуссиям об истоках сталинизма, о влиянии "международных сил", т. е. "всемирного еврейства" на русскую революцию и развитие тоталитаризма в России, о природе социализма в СССР, о моральном возрождении общества в двух возможных вариантах: в духе православной христианской традиции или в духе "общечеловеческих ценностей". Произошло размежевание прессы на либерально-демократическую ("Известия", "Российская газета") и национально-патриотическую ("Правда", "Советская Россия"). Последняя все несчастья страны приписывала Кагановичу, Ягоде, Яковлеву-Эпштейну, Берману, Раппопорту, Когану и т.д., скромно умалчивая о деяниях их русских коллег по ВКП(б) и НКВД.

Здесь наметилась четкая тенденция обелить прошлое ленинской партии и списать преступления на евреев. Многотысячная рать коммунистических идеологов-пропагандистов ринулась в атаку на сионизм, сея ненависть к евреям на страницах газет красно-коричневой прессы. Казалось, что кроме еврейского вопроса их больше ничто не интересует. Журналы "Наш современник", "Молодая гвардия", "Волхв" в каждом выпуске печатали статьи разоблачительного характера о древней и новейшей истории евреев и о всемирном еврейском заговоре. Антисемитизм в "культурной" упаковке (В. Кожинов, Т. Глушкова, И. Шафаревич) дополнялся прикладным фашизмом на страницах националистических газет, финансируемых КПСС и КГБ. Таких газет родилось к концу 80-х началу 90-х годов несколько десятков. Среди них: "Пульс Тушина", "Речь", "К топору!", "Русский порядок", "Народное дело", "Единство", "Русский собор", "Черная сотня", "Накануне",

Выводы к главе

В политике «перестройки» можно выделить следующие этапы:

1. 1985 - 1987 годы

· Курс на «ускорение» социально- экономического развития страны

· Неудача преобразований традиционными командно- административными мерами

· Смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке»

· Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйство

· Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет.

2. 1988- 1989 годы

· Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы)

· Начало реформы политической системы

· Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов

· Обострение борьбы общественно- политических сил.

· Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер

· Самоустранение власти

· Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений

· Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром.

3. 1990- 1991 годы

· Кризис и крах перестройки

· Углубление реформы политической системы

· Отмена монопольного права КПСС на власть

· Учреждение поста Президента СССР

· Выработка путей перехода к рыночным отношениям в экономике

· Нарастание политического противоборства

· Августовский путч 1991 года

Обвальный распад общественных структур и государства.

Попробуем проанализировать различные мнения и суждения о деятельности Горбачева и представить их в виде таблиц в Приложении 6 и 7

Заключение

По мере того как все больше отделяется от нас, становится достоянием истории 1985 год, усиливаются споры о причинах, смысле и последствиях «перестройки» начатой М.С. Горбачевым.

Объективные суждения о месте Горбачева в отечественной истории невозможны без опоры на принцип историзма, который в частности требует оценивать роль личности в истории с учетом закономерностей крупных переломных исторических эпох, когда совершается переход из одного состояния в другое. Одна из таких закономерностей свидетельствует, что крупные, в том числе самые прогрессивные, переходные эпохи в истории человечества сопровождаются затяжным падением производства, инфляцией, ростом социальных контрастов, обострением социальных и национальных проблем. Позитивные результаты пожинались зачастую много позже их завершения. Главной задачей реформ является создание моделей, способствующих таким улучшениям. В какой мере Горбачев способствовал созданию таких моделей и способствовал ли вообще - вот тот вопрос, который является существенно важным для прояснения его роли в истории.

Для объективной оценки Горбачева очень важен вопрос о том, какой ценой оплачивался переход общества в новое состояние? Известно, что благодаря искусной социальной политике цена «крутых» переходных периодов может быть существенно снижена. В связи с этим на память приходят реформы Ф. Рузвельта в США в 1930- х годов, которые по классическим американским меркам казались антикапиталистическими и социалистическими. Они радикально изменили общество, но принесли быстрые позитивные результаты среднему классу и низшим слоям общества. Кроме того, не пошатнули, а оздоровили устои бизнеса.

Достаточно безболезненным и быстрым оказался и переход от тоталитарных к либерально-демократическим обществам в Федеративной Республике Германии, Италии, Японии после второй мировой войны, в Испании в 1970-е годы.

Но все это зарубежные образцы эволюционных и успешных переходных эпох. Российская традиция таковых не знает. Переходные эпохи российской истории всегда сопровождались неимоверными страданиями народа и были очень затяжными. В этом смысле переходная эпоха, начатая Горбачевым соответствует именно российским образцам. Он не смог завершить начатые им экономические преобразования, а к концу его пребывания на президентском посту принятое им к реформированию общество лежало в руинах. И именно этот итог-- перестройка как катастрофа -- запечатлелся в сознании боль-шинства современников. Возникает вопрос: возможно ли было использование Гор-бачевым иной, менее болезненной и более продуктивной модели общественных преобразований, и возможны ли были иные итоги реформ? Отвечать на этот вопрос, конечно, можно только теоретически, памятуя, что история не знает сослага-тельных наклонений, и, что, следовательно, гипотетическая минимальная модель может применяться историком не более, чем в рамках «чистого разума».

В 1985-1986 гг. Горбачев использовал командно-административные методы реформирования социализма, и они потер-пели крах. После этого перед ним объективно стоял выбор между двумя возможными моделями модернизации: авторитарной, близкой к китайскому образцу, и либерально-демократической, на основе которой пошло развитие в странах Восточной Европы. Сегодня очень многие полагают, что выбе-ри Горбачев «китайскую» модель, модернизация в СССР дошла бы по наименее болезненному пути, не сопровождалась бы разрушениями, общественными катаклизмами, и дала бы реальную отдачу в виде улучшения материального положе-ния уже живущим поколениям людей, а не их внукам. В теоретическом плане такие суждения не лишены оснований, да Горбачев и сам после ухода в отставку признал, что уже с 1985 года нужно было идти по такому пути. Но с точки зрения историка ответ на вопрос, как «сработала бы» в СССР китай-ская модель, возможен только в том случае, если бы она была испытана на практике.

Очевидно другое: избранная Горбачевым в 1985 г. коман-дно-административная модель реформирования социализма провалилась, а взятая на вооружение с 1987 г. реформистско-демократическая модель, сопровождалась еще более разру-шительными экономическими последствиями, обрекла на стра-дания живущие поколения и обозначила очень неясные перспективы будущего развития. Как выяснилось, очень скоро, не подозревали Горбачев и его окружение.

Итак, итоги деятельности Горбачева носят противоречивый характер.

Позитивные итоги:

· Разрушение тоталитарной системы

· Создание постоянно действующего парламента

· Начало демилитаризации страны

· Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния сверхдержав

· Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания

С другой стороны негативные итоги:

· Обострение межнациональных противоречий

· Распад СССР

· Ухудшение продовольственного обучения страны

· Ослабление власти в центре и на местах

Среди критических замечаний, часто высказываемым в адрес Горбачева и его окружения, одним из основных является отсутствие у них убедительной концепции экономических реформ. Но и этот недостаток в деятельности Горбачева может быть объективно оценен, если мы будем оставаться на почве историзма. В силу хорошо известных причин, в первую очередь существовавших на протяжении 70 лет запретов на свободное развитие научной, да и вообще любой мысли, никто в советском обществе не был готов к созданию в короткие сроки такой концепции. Даже с наступлением политической свободы агитация в пользу рынка его сторонников, в том числе и лучших экономических умов, носила умозрительный характер. Плачевное состояние отечественной экономической, по-литической, социологической мысли обрекло всех архитекто-ров российской модернизации на грубые ошибки. Горбачев совершил их больше, чем люди, сменившие его у власти в 1991 году, в значительной мере потому, что приступил к модерни-зации первым.

И уже в заслугу Горбачеву может быть поставлено то, что после укоренения в советском обществе свободы мысли и идеологического плюрализма он не пытался пресечь их, более того, сам черпал из новых идей, усваивал доктрины и концепции, которые в конце XX века значились в качестве самых передовых в арсенале мировой цивилизации. Воспри-нятые и активно пропагандировавшиеся им концепции граж-данского общества, правового государства, политической де-мократии способствовали идеологической и духовной револю-ции в обществе. Эта трансформация материализовалась в августе 1991 г.: народ готов был стоять насмерть ради защиты новых идеалов и предотвращения реставрационных попыток старой коммунистической элиты. Конечно, общественное со-знание изменилось под воздействием не одного Горбачева, но это была и его революция. И может быть, именно она была главным результатом его шестилетнего пребывания у власти.

Список источников и литературы

1.
Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: ИНФРА-М, 1999

2. М.Горбачев. «Неудачник» или «человек столетия»? // Аргументы и факты.- 2006.- № 9.- С.4

3. Загладин Н.В. История Отечества XX - начало XXI века:Учебник.- М: Русское слово, 2002

4. История России ХХ век: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы/ Под ред М.Е. Главацкого.- М.: Дрофа, 1999

5. История России: Учебник.- 2-е изд./ Орлов А.С. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. .- М.: Велби, 2003

6. Михаил Горбачев: « Я спокойно хожу по улицам в кепке и темных очках»: Интервью Ольге Вандышевой // Комсомольская правда.- 2006.- 2-9 марта.- С.4-5

7. Панорама Экономической перестройки / Под ред. Л.И. Абалкина.- М.: Экономика, 1989

8. Пульс реформ: Юристы и политологи размышляют.- М.: Прогресс, 1989

9. Согрин В. Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс, 1994

10. Шогенов А. Михаил Горбачев: Ставропольский период // Советская Россия.- 2006.- 1 марта

11. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век».- 3- е изд., перераб. и испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +.- 2001

12. Ястребов Я Крах воинствующего пацифизма

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать