Модель этнического развития "плавильный котел" в американском обществе
p align="left">Пройдя четырехступенчатый путь развития, национальное государство, по мнению Р.Парка, исчерпает себя и мир эволюционизирует в направлении создания всемирного космополитического сообщества. В данной связи он призывал своих коллег преодолеть национальные границы и научиться мыслить "глобальными категориями". Характеризуя ассимиляционистскую концепцию Парка, известный теоретик в области расовых отношений П.Л.Ван ден Берге писал: "Значение плавильного котла и опыта европейских иммигрантских групп в индустриальных городах Северной Америки в конце XIX века дали толчок чикагской школе Парка, которая рассматривала ассимиляцию как финальную фазу "цикла расовых отношений". В силу широкого ряда различных причин, ассимиляционизм казался наиболее приемлемым либеральным путем решения проблем национальных меньшинств для правящих классов централизованных бюрократических государств, как капиталистических, так и социалистических".

Представителями чикагской школы Парка были видные ученые М.Гордон, А.Роуз, Г.Олпорт, Р.Вильямс, О.Клайнберг и др. Именно эта школа заложила так называемую традицию либерального ассимиляционизма, в соответствии с которой основной путь в решении национальных проблем всех государств определялся как путь ассимиляции различных народов, "перемалывание и поглощение их в единое целое". С точки зрения данной концепции, расы и нации дисфункциональны в индустриальных обществах, представляют наследие прежних эпох и в конце концов должны исчезнуть под влиянием урбанизации, индустриализации, модернизации.

Либеральный академический истеблишмент большое значение в достижении гомогенизации общества отводил образовательной системе. Характерно, что в 1927 г. в президентском обращении к Национальной ассоциации по образованию подчеркивалось: "Великая американская школьная система является отправной точкой плавильного котла". Именно система образования должна была быть основным механизмом в проведении политики, направленной на ассимиляцию этнических групп, тем механизмом, который бы дал свои результаты в кратчайший срок. Кроме того, в достижении идеала "плавильного котла" его создатели и последователи основной путь видели в смешанных браках, которые действительно являлись важнейшим каналом процессов естественной ассимиляции. Однако, отношение к факту межэтнических и межрасовых браков со стороны последователей модели "плавильного котла" было различным. Если одна часть приветствовала участие людей вне зависимости от цвета кожи в "плавильном котле", как, например, Р.Эмерсон, которому Америка представлялась государством, где энергией ирландцев, немцев, шведов, поляков, выходцев из всех уголков Европы, а также африканцев, полинезийцев, создается новая нация, религия, литература, то значительная часть не оставляла места в "плавильном котле" черным американцам, индейцам и др.

Существующие данные о динамике численности смешанных браков по стране до начала ХХ в. весьма фрагментарны и неточны, чтобы полно судить об эффективности "плавильного котла". Отсутствие статистических данных по XVIII веку делает невозможным определение степени ассимилированности населения в США в данный период. В последующем в результате проведения эмпирических исследований в одном из американских штатов за 30-летний период XIX в. (1850 - 1880 гг.) был сделан вывод, что "плавильный котел" в целом в эти годы работал медленно.

За более поздние периоды также отсутствовали данные о процессах этнического смешения, что не давало возможности увидеть полную картину результатов интеграции. Это явилось поводом для некоторых исследователей утверждать, что "плавильного котла" никогда не существовало. Однако, по словам социолога А. Манна, "миллионы американцев смешанного происхождения знали другое. Межэтнические браки происходили и происходят, и тот, кто сомневается в этом, следует оглянуться вокруг". Смешанные браки увеличились, например, среди евреев, отличавшихся эндогенностью. Автор статьи "Аккумуляция без ассимиляции?" Е. Розенталь приводит такие цифры: в 30-х годах ХХ века количество межэтнических браков среди евреев составило 6%, в 1957 г. - 7.2%, 1960 г. - 11, 5%. Исследования, проведенные среди евреев в 1953 г. в штате Айова, дали 31% смешанных браков, что послужило причиной беспокойства для некоторых еврейских деятелей о сохранении своей этнической группы. Биологическая ассимиляция охватила ирландцев и другие этнические группы. К 1960 г. более половины мужчин-ирландцев брали себе в спутницы жизни женщину другой национальности. По словам американского социолога Т.Соуэлла, ирландцы стали настолько американизированными, что некоторые из них жалуются на потерю своих отличительных индивидуальных черт. Этнически смешанные браки характерны для итальянцев, поляков, о чем свидетельствуют следующие цифры: в 1930 г. эндогенность составляла среди итальянцев - 71%, поляков - 79%. Картина стала совершенно иной в 1960 г.: эндогенность снизилась соответственно до 27% и 33%. Увеличение удельного веса семей с супругами другой национальности происходило и в среде азиатских народов, в частности, японцев. Если в 1920 г. в Лос-Анджелесе, например, только 2% от всех браков были смешанными, то после Второй мировой войны этот показатель поднялся до 11-12%, а к концу 1950-х гг. составил более 20%. Что же касается динамики численности черно-белых браков по стране за первую половину ХХ в., то точные данные отсутствуют, так как в большинстве штатов такой статистики не сохранилось и не публиковалось. Однако в среднем доля черно-белых браков, по оценке американского социолога Э.Фрэйзиера, даже в крупных городах до 1940 г. не превышала 3%, а в целом по стране была во много раз ниже. Накануне Второй мировой войны в 31 штате (16 - на Юге, 15 - на Севере и Западе) межрасовые браки были все еще запрещены законом.

Наряду с биологической ассимиляцией, захватившей в той или иной степени различные этнические группы и расовые меньшинства, происходила ассимиляция социальная и культурная, но ее развитие также сдерживалось расовой дискриминацией, этническими предрассудками и предубеждениями, что особенно остро проявилось во время экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Во многих местах иммигрантов увольняли первыми, иногда раньше, чем черных американцев, что вело к изоляции различных этнических групп и сохранению "иностранных" гетто. От кризиса пострадали и индейцы. Им перестали выдавать пособия, многие из них из резерваций отправлялись в города в поисках работы. В стране усиливался расизм, прошла волна физических расправ над черными и иммигрантами, вызвавшая реакцию этноцентризма со стороны национальных меньшинств и иммигрантских групп. Эта тенденция продолжала сохраняться в годы Второй мировой войны, чему способствовали дискриминационные меры, в частности, ограничения при найме на работу, несмотря на то, что существовала огромная необходимость в использовании труда иммигрантов. В целом же военный период способствовал притоку новых этнических групп, улучшению их положения и т. д. Выше уже говорилось о том, что в годы Второй мировой войны США заключали кратковременные соглашения с Мексикой по использованию мексиканских рабочих, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. И мексиканские иммигранты извлекли свою долю преимуществ в условиях военного бума, но оплата их труда оставалась более низкой, по сравнению с другими рабочими за этот же труд. Об этом писал американский писатель югославского происхождения Л.Адамик в своей книге "Нация наций", опубликованной в 1945 г..

Наиболее трудным в годы Второй мировой войны было положение японского национального меньшинства. Нападение Японии 7 декабря 1941 г. на военно-морскую базу Перл-Харбор вызвало мощную антияпонскую волну, подготовило большинство населения к принятию решения о помещении японцев в лагеря. 19 февраля 1942 г. Ф.Рузвельт подписал чрезвычайный закон, согласно которому лица японской национальности, в том числе и имевшие гражданство США, подлежали выселению с прежних мест проживания (главным образом в Калифорнии) и изоляции. Американские военные власти произвели принудительную эвакуацию японцев и размещение их в концентрационных лагерях в Аризоне, Айдахо, Юте, Вайоминге, Колорадо, Арканзасе (небольшая часть японцев, оставшихся в Калифорнии, была заключена в тюрьмы). С марта по ноябрь 1942 г. было интернировано более 100 тыс. мужчин, женщин и детей. Отселение проводилось под предлогом необходимости обезопасить страну от шпионской деятельности японской агентуры. Финансовые потери японцев, в результате этой в сущности карательной операции, составили около 400.000.000. долларов (с учетом уровня цен 1942 г.). Как считал специалист из Центра военной истории военного министерства США Д.Бэска, в шпиономании было повинно многолетнее нагнетание представлений о растущем экспансионизме Японии и вытекающих из этого соображений национальной безопасности. Принудительная высылка 1942 г. была одним из самых трагических и несправедливых событий национальной истории США. Многие ее мрачные страницы до сих пор не рассказаны.

Операция с устройством концлагерей в годы войны для "неблагонадежных" не всколыхнула американскую общественность, не вызвала массового осуждения. Голоса протеста, хотя и раздавались, были единичными, почти во всех публикациях нагнеталось негативное отношение к японцам, истерия и враждебность. Периодически объявлялось, что японцы представляют потенциальную угрозу американской безопасности.

Каково было отношение японцев к войне? Одна часть меньшинства выдвинула следующий мотив: "Мы... не в состоянии влиять на события, как и германо-американцы на гитлеровский захват Польши или проживавшие в США итальянцы на войну Муссолини в Эфиопии". Другая же часть японцев настаивала на том, что "они -американцы" и доказывали несправедливость особого отношения к ним и даже настаивали на призыве в армию США для доказательства своего патриотизма по отношению к новой родине. Отметим, что в 1942 г. все военнослужащие японской национальности были уволены из армии Соединенных Штатов. И только в январе 1943 г. начался набор нисэй (японские поселенцы второго поколения) в армию и большинство японских солдат стремилось найти любую возможность для доказательства своей лояльности к Соединенным Штатам. В целом же более чем 300.000 японских американцев сражалось в годы войны. Их посылали в самые горячие точки. По мнению Т. Соуэлла, "опыт трагического военного времени явился поворотным пунктом в истории японских американцев".

Президент Ф. Рузвельт, чей приказ в 1942 г. был приведен в исполнение, уже в 1944 г. публично защищал лояльность японцев, проживающих в США. В том же году Верховный Суд США объявил "неконституционным акт интерни5р8 ования японцев, которые являются американскими гражданами".

После освобождения японцев из лагерей, возвращение их к нормальной жизни протекало непросто. Несмотря на то, что многие японцы, воевавшие в армии США, были удостоены высоких наград, несмотря на очень быструю переориентацию американской политики в отношении Японии в сторону стратегического союза -политического, военного, экономического и психологического -наследие войны в форме антияпонских настроений в широких слоях американского населения еще долго продолжало сказываться. Возникло множество проблем с восстановлением экономических позиций японцев, особенно в сельском хозяйстве. Белые поселенцы, захватившие в годы войны японские участки в Калифорнии, в 1944 г. пытались не допустить возвращения прежних хозяев на места их прежнего проживания и предпринимательской деятельности.

Положение немецких и итальянских иммигрантов в начале войны усложнялось их происхождением и их реакция на войну вобрала в себя сложный комплекс этнических связей и настроений. Как отметил Джон Кеннеди в своей книге "Нация иммигрантов", в начале войны только незначительная часть американцев немецкого происхождения присоединились к пронацистскому движению "Германо-американский бунд", многие из них вышли из него, как только обнаружили его подлинную природу. В годы войны они служили храбро в вооруженных силах США и успешно интегрировались в американскую систему. Что же касается большинства итальянских иммигрантов, то среди них в годы войны преобладали сильные интернационалистские, антифашистские настроения. В целом, Вторая мировая война содействовала сближению людей разных рас и национальностей на антифашистской основе, которые вместе воевали, работали на военном производстве и т. д. Примечательным является тот факт, что иммигранты, в мирное время симпатизировавшие своим родным странам, воевали против них в американских войсках. На этом основании некоторые американские ученые в годы войны отстаивали тезис об исчезновении этнических групп и достижении однородности общества. Так, американский исследователь Л.Уорнер писал в 1945 г.: "Будущее американских этнических групп, кажется, становится проблематичным, похоже, что скоро они сольются". Аналогичное мнение находим в книге "Этнические американцы", в предисловии к которой известный теоретик в области межэтнических отношений И.Уингер отмечал, что сразу же после войны многие американцы решили, что все этнические элементы сольются в единое целое. Но были и противоположные оценки развития этнических и расовых отношений в США в то время. Так, например, в работе "Одна Америка", опубликованной в 1945 г., указывалось, что "плавильный котел" - это миф. Америка и в будущем будет нацией гетерогенных людей...". А некоторые современные специалисты по этническим процессам считают, что влияние Второй мировой войны на отношение американцев к этничности следует рассматривать в комплексном взаимоотношении "плюрализма" и "ассимиляции". "Во время войны, - пишут они, - в обществе придавали большое значение воспитанию толерантности у людей, выработке понимания сути этнического разнообразия и дискредитации расизма. В то же время пропаганда военного времени особый упор делала на идеологическом единстве американцев, преданности ими их универсальным демократическим ценностям. Различие могло быть принято исключительно из-за того, что основывалось на предположении, что в основе всего лежит единство".

В целом в американской литературе с 20-х годов ХХ в. доминировало мнение об успешном развитии американской нации по формуле "плавильного котла", "смешения" представителей различных народов, несмотря на их этнические и культурные различия. Некую корректировку в теорию "плавильного котла" внесла социолог Р.Кеннеди. Изучив брачное поведение, а именно этнически смешанные браки в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), она пришла к выводу, что определяющим в заключении браков выступает религия: протестанство, католицизм, иудаизм. Ассимиляция происходила в рамках определенной системы: британцы, немцы и скандинавы заключали в основном браки между собой и редко выходили за рамки этих этнических общностей; следующую систему составляли ирландцы, итальянцы и поляки; третью - евреи, заключавшие браки только внутри своей этнической общности. Таким образом, считала Р.Кеннеди, следует отказаться от представлении об одинарном "плавильном котле" и перейти к формуле "тройственного плавильного котла", который будет определять американское общество в буду-щем. "Нам следует констатировать, - писала она, - что в то время, как жесткая эндогамия утрачивается, религиозная эндогамия утверждается и в будущем будет проходить скорее по религиозной линии, чем по национальной, как это было в прошлом. Если это так, то традиционный одинарный плавильный котел должен уступить место новой концепции, которую мы определяем термином "тройственный плавильный котел". Теория американской ассимиляции займет свое место как реальное отражение происходящего с различными национальными группами в Соединенных Штатах".

Интерпретация ассимиляционных процессов Р. Кеннеди была поддержана теологом У.Хербергом в работе "Протестант - католик - иудей", где он также отмечал, что "с исчезновением этнических общностей, религиозные г6р9уппы станут главными общностями и идентичностями в Америке". В последующем идеи Кеннеди и Херберга нашли свое развитие в книге Р.Ли "Социальные источники религиозного единства".

Однако, приводимые Р.Кеннеди данные о численности смешанных браков, заключенных в рамках трех вышеназванных религий, опровергают ее же собственную концепцию. В 1870 году протестанты (британцы, немцы, скандинавы) заключали браки на 99,11% внутри своей системы, католики (итальянцы, ирландцы, поляки) - на 93,35%, евреи - на 100%, то в 1900 г. эти цифры составляли соответственно - 90,86%, 85,78%, 98,82%; в 1930 г. -78,19%, 82,05%, 97,01%; в 1940 г. - 79,72%, 83,71%, 94,32%, а в 1950 г. - 70,34%, 72,64%, 96,01%.

На уязвимость точки зрения Р.Кеннеди указывали и американские исследователи, в частности, Р.Альба. В статье, посвященной католической общности, он привел следующие данные: 40 процентов католиков, родившихся после Первой мировой войны, заключали браки с протестантами. Сейчас же католики, писал Альба, составляя одну четверть всего населения страны, три четверти из них вступили в браки с представителями других вероисповеданий.

Ученый предложил читателю свой анализ динамики роста количества смешанных браков среди итальянцев, немцев, ирландцев и поляков за период до Первой мировой войны и после Второй мировой войны. Так, согласно его подсчетам, число браков, заключенных вне своей группы, составило: среди итальянцев - 21 и 40%, немцев - 41 и 51%, ирландцев - 18 и 40%, поляков - 20 и 35%. На этом основании Р.Альба приходит к совершенно противоположному Р. Кеннеди выводу, что "увеличивающееся число межрелигиозных браков среди католиков указывает на снижение значимости религиозных границ для большинства католической группы".

Иную оценку характера и масштабов ассимиляции дали Л.Уорнер и его коллега Л. Сроул в книге "Социальные системы американских этнических групп". Взяв за основу фактор различий культурных и физических признаков между иммигрантами и принимающим их обществом, исследователи сконструировали такую иерархию ассимиляции, в соответствии с которой наибольшими возможностями ассимиляции в американское общество имеют представители европеидной расы со светлым типом внешности, в первую очередь выходцы из Северной Европы. За ними следуют представители этой же расы, но с более темным цветом кожи и волос - выходцы из Южной Европы и др. Далее - различные смеси европеидной расы с другими расовыми группами (например, американцы мексиканского происхождения). Еще меньшей возможностью к ассимиляции обладают представители монголоидной расы и меньше всего шансов у лиц, принадлежащих к негроидной расе.

Плавильный котел в США оказался эффективным с точки зрения поглощения большого количества переселенцев из различных стран, говорящих на многих языках, придерживающих различных традиций и обычаев, исповедующих разные религии. Его результаты особенно проявились в духовной жизни отдельных этнических групп и страны в целом. В частности, уменьшилось количество этнических организаций, но и в них были существенные изменения, менялся их характер. Они также подвергались ассимиляции, утрачивали многие этнические черты (во многих случаях - язык и в значительной мере первоначальные этнические функции). Этнические общества, охраняя культурную автономию иммигрантов, в то же время содействовали их сближению с окружающим обществом.

Как уже отмечалось выше, самым показательным, если и не самым существенным, элементом ассимиляционного процесса является языковая ассимиляция. Национальные языки все более вытеснялись английским, их использование уменьшалось, хотя и разными темпами в разных группах. Снижалось значение печатных изданий на национальных языках. Если в 1910 г. в Америке было 70 немецких журналов, то в 1960 г. их осталось только 60. Сократилось издание газет на еврейском, скандинавском и итальянском языках. Снизилось количество итальянских журналов от 12 (столько их было в начале века) до 5 - в 1960 г. За этот же период издание французских журналов сократилось с 9 до 1. Все реже иммигранты пользовались родным языком и в таком важном для них институте, как церковь. Переходу к английскому монолингвизму способствовал рост массовых средств коммуникаций и других факторов. Естественно, что все это в определенной степени консолидировало население США. За период 20 - 60 гг. ХХ столетия тенденция ассимиляции и интеграции являлась господствующей в США. Это констатировал и ведущий американский ученый С.Стайнберг в книге "Этнический миф": "В течение десятилетий доминирующей тенденцией среди этнических групп и расовых меньшинств была тенденция к интеграции в экономическую, политическую и культурную жизнь". Значительное количество недавних иммигрантов и их потомков, особенно находившихся в смешанных браках, утрачивали связи со своей этнической группой и во время проведения опросов и переписей затруднялись определить свое этническое происхождение по народу-предку и называли таковым американское происхождение. Как писал Т.Соуэлл, "социальное отношение к расе и этнично-сти значительно менялось, особенно после Второй мировой войны. Смешанные браки среди ирландцев, немцев и поляков превысили 50%, то же самое можно сказать и о японцах... Миллионы американцев не могут отнести себя ни к какой гр7у9ппе, так как из поколения в поколение происходило их смешение".

Наряду с процессами ассимиляции и интеграции в американском обществе в 60-х годах происходил рост этнического и культурного самоопределения этнических групп и меньшинств. По мнению ряда американских ученых, что касается черных и других небелых граждан, то они оставались вне "плавильного котла", занимая положение граждан "второго сорта". "Афроамериканцы и коренные американцы, (т. е. индейцы - З. Ч.), - писал Ф.Бурке, - вне зависимости от того, как они одеваются, что едят, какому культу исповедуются, - им закрыт доступ в "плавильный котел" по причине цвета или истории". Борцы за гражданские права стали требовать интеграции черного населения и других национальных меньшинств в американское общество на основе равноправия в социально-экономической и политической жизни. Усиление активности представителей расовых и этнических групп делало необходимым продолжение разработки теории межэтнических отношений, так как ставились под сомнение сложившиеся в американской теоретической науке парадигмы Менялись реалии, и "плавильный котел" был заменен новой парадигмой - "культурным плюрализмом". Как отметил А.Манн, теории могут появляться и исчезать, а этническое разнообразие остается важным фактором в американской жизни. Но объективные условия для "плавильного котла" существуют и сегодня - это вхождение иммигрантов в экономическую и социальную жизнь, оседание вновь прибывающих в городах, миграция населения внутри страны и широкое межэтническое общение. Таким образом, проблема "плавильного котла" в научном плане актуальна и в наши дни.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать