Мемуарные документы о декабристах в ссылке
акануне событий на Сенатской пощади в Тульчине был арестован П.И. Пестель. Руководство Южным обществом перешло к С.И. Муравьеву-Апостолу, незадолго до этого вошедшему в состав Коренной думы. Узнав о провале восстания в Петербурге, он предложил организовать самостоятельное выступление, но эта идея была отвергнута большинством «южан».

27 декабря 1825 г. (8 января 1826 г.) братья С. И. и М.И. Муравьевы-Апостолы были задержаны жандармами в д. Трилесы (Киевская губерния). Однако на следующий день офицеры Черниговского полка А.Д. Кузьмин, М.А. Щепилло, И.И. Сухинов и В.Н. Соловьев, члены Общества соединенных славян, освободили их. В этих условиях С.И. Муравьев-Апостол принял решение о начале восстания. 29 декабря 1825 г. (10 января 1826 г.) ему удалось «взбунтовать» расквартированную в Трилесах 5-ю роту Черниговского полка. Восставшие двинулись на Васильков, где находились главные силы полка; в д. Ковалевка к ним присоединились 5-я мушкетерская и 9-я гренадерская роты. Утром 30 декабря (11 января) они вступили в Васильков, где к ним примкнули остальные черниговцы. Восставшие насчитывали 970 солдат и 8 офицеров.

В Василькове С.И. Муравьев-Апостол обнародовал революционный манифест - «Катехизис», в котором призвал к ликвидации монархического строя. Он отказался принять предложенный офицерами-«славянами» план решительных действий (немедленного похода на Киев) и решил пойти на Борисов, чтобы соединиться там с продекабристски настроенными Алексопольским и гусарским Ахтырским полками, а затем захватить Житомир. 1 (13) января 1826 г. черниговцы достигли д. Мотовиловки, где узнали об отказе декабристов-алексопольцев участвовать в восстании. Тогда 2 (14) января они двинулись на Белую Церковь, надеясь на поддержку у 17-го егерского полка, однако командование 2-й армии успело отвести его из этого района. В такой ситуации черниговцы повернули обратно к Трилесам, но 3 (15) января 1826 г. под Ковалевкой были атакованы и разбиты отрядом генерала Ф.К. Гейсмара. Погибло около 50 человек; было арестовано 869 солдат и пять офицеров, в том числе С.И. Муравьев-Апостол, получивший ранение в голову.

24 декабря 1825 г. (5 января 1826 г.) офицеры-декабристы К.Г. Игельстром и А.И. Вигелин попытались поднять на восстание Литовский пионерный батальон, расквартированный в Белостоке. Они убедили солдат не присягать Николаю I, но командование смогло изолировать зачинщиков и привести батальон к повиновению. 6 (18) февраля 1826 г. во время смотра Полтавского пехотного полка член Общества соединенных славян капитан С.И. Трусов призвал солдат к свержению нового императора, но не смог увлечь их за собой и был немедленно арестован.

Для расследования деятельности тайных обществ Николай I создал Особую следственную комиссию, которую возглавил военный министр А.И. Татищев; Особый следственный комитет был учрежден и в Варшаве. Всего под следствием оказалось 579 человек. Виновными было признано 289 человек, из них 121 предан специально образованному Верховному уголовному суду, в состав которого вошли члены Государственного совета, Сената, Святейшего Синода и ряд высших гражданских и военных чиновников. 29 июня (10 июля) 1926 г. суд приговорил пятерых декабристов к смертной казни через четвертование, 31 - к смертной казни через повешение, остальных - к разным срокам каторги и ссылки. 10 (22) июля 1826 г. Николай I смягчил приговор, сохранив смертную казнь через повешение только для главных «зачинщиков» - П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, Г.П. Каховского и К.Ф. Рылеева. Казнь состоялась в ночь на 13 (25) июля 1826 г. на кронверке Петропавловской крепости. Наказания другим осужденным были также пересмотрены. Все они, за исключением А.Н. Муравьева, лишались чинов и дворянства. В зависимости от степени вины их разделили на 11 разрядов: 107 из них отправлены в Сибирь (88 на каторгу, 19 на поселение), 9 разжалованы в солдаты. Еще 40 декабристов были осуждены другими судами. Около 120 подверглись внесудебным репрессиям (заточение в крепость, разжалование, перевод в действующую армию на Кавказ, передача под надзор полиции). Дела солдат, участвовавших в восстании, разбирали Особые комиссии: 178 прогнали сквозь строй, 23 приговорили к другим видам телесных наказаний; из остальных (около 4 тыс.) сформировали сводный гвардейский полк и послали на кавказский театр военных действий.

Отправка декабристов в Сибирь началась уже в июле 1826 г. До осени 1827г. большинство из них содержалось в Благодатском руднике под Нерчинском, затем их перевели в Читу, а осенью 1830 г. сконцентрировали на Петровском каторжном заводе под Иркутском. По отбытии сроков каторги осужденных расселяли в разных местах Сибири. К началу 1840-х г.г. они сосредоточились преимущественно в крупных городах (Иркутск, Тобольск). Часть декабристов была переведена на Кавказ, где некоторые своим мужеством заслужили производство в офицеры, как М.И. Пущин, а некоторые, как А.А. Бестужев и В.С. Толстой, погибли в бою.

Общая амнистия декабристов последовала только после смерти Николая I - по случаю коронации Александра II в 1856 г. Ее дождалось лишь меньшинство, в том числе И.Д. Якушкин (умер в 1857 г.), Д.А. Щепин-Ростовский (умер в 1858 г.), И.И. Пущин (умер в 1859 г.), С.П. Трубецкой (умер в 1860 г.), А.Н. Муравьев (умер в 1863 г.), С.Г. Волконский (умер в 1865 г.), Е.П. Оболенский (умер в 1865 г.), М.А. Бестужев (умер в 1871 г.), А.Н. Сутгоф (умер в 1872 г.), М.И. Муравьев-Апостол (умер в 1886 г.). Некоторые из них (М.И. Пущин, П.М. Свистунов, А.Н. Муравьев, И.А. Анненков) принял активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861 г.

Подводя итоги восстания 1825 года, нужно отметить, что оно дало толчок росту революционного движения в последующие годы.

Выступление декабристов формально явилось завершающим звеном в цепи гвардейских военных переворотов, которыми изобиловала история России в XVIII в. В то же время оно существенно отличалось от предыдущих, ибо его целью была не смена монархов на престоле, а проведение кардинальных социально-экономических и политических преобразований. Несмотря на поражение декабристов, обусловившее общий консервативный («охранительный») характер николаевского царствования, восстание 1825 г. потрясло устои режима и в перспективе способствовало радикализации оппозиционного движения в России.

Декабризм - это большое идеологическое движение, захватившее почти всю передовую часть дворянской интеллигенции, создавшее целое мировоззрение и свою литературу, идейно и тематически многообразную. Кроме непосредственных участников политической революционной работы, было множество передовых людей, примыкавших к движению, сочувствующих ему, составлявших его идеологический резерв; среди них могли быть люди, ничего не знавшие о тайных обществах, но захваченные в большей или меньшей степени тем же потоком идей, тех идей, которые, закономерно вырастая на почве самой исторической действительности, свое прямое политическое выражение получили в тайных обществах. Как и всякое другое значительное и передовое идеологическое течение, «декабризм» проявился не только в области политических идей. Он оформил мировоззрение - и философское, и моральное, и эстетическое, он создал свой тип человека-героя, отмеченного специфическими чертами и в бытовых своих проявлениях, и во всем своем поведении; он создал свой стиль литературный в том числе.

Глава II. Мемуарная литература декабристов

Мемуарная литература - важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу.

Мемуары представляют собою особый вид литературы, который, с одной стороны, является историческим источником, с другой, представляет собой специфическую форму личностного осмысления событий и несёт отпечаток авторской субъективности. Большинство мемуаров декабристов было написано много лет спустя после ряда исторических событий: войны 1812 года, заграничных походов, «Семеновской истории», восстания на Сенатской площади, сибирской каторги и ссылки.

Следует принимать во внимание тот факт, что основной корпус мемуарно-дневниковой литературы был создан после событий 1825 года и содержит в себе не только объективизированную интерпретацию исторических событий, но и субъективизированную их оценку, на которую накладываются личностные переживания, переосмысление событий и представлений об их участниках.

К осени 1827 года все декабристы, приговорённые к каторжным работам с последующим поселением в Сибири, были помещены в Читинский острог. Практически впервые после ареста собранные вместе декабристы смогли воссоздать целостную картину событий восстания, охарактеризовать приемы расследования, применяемые следственной комиссией, извлечь уроки из поражения, а также оценить своё нынешнее положение, возможности общественно полезной деятельности в «стране изгнания» и способы подготовки к ней.

Общее умонастроение декабристов в сибирский период впоследствии прекрасно выразил Г.С. Батеньков. Он писал: «Поднять уровень народа можно, любить его, сближаться с ним, внимать ему должно и вредно не предварить его и уходить от него далеко по естественному преимуществу умственного труда» Батеньков Г.С. Повесть собственной жизни // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. - М., 1933. - С. 189.

Во время ссылки декабристы-учёные начали научное изучение Сибири. В период, когда декабристы ещё не имели права делать какие бы то ни было записи и получать книги, они организовали в Читинском остроге «декабристский университет». Обучали друг друга иностранным языкам и читали товарищам лекции по различным областям знаний. Н.М. Муравьёв читал по памяти стратегию и тактику, Н.А. Бестужев - историю русского флота, А.О. Корнилович и П.А. Муханов - историю России, А.И. Одоевский - историю русской словесности, П.С. Бобрищев-Пушкин - прикладную математику, врач Ф.Б. Вольф - естественные науки и медицину. Д.И. Завалишин знал 15 иностранных языков и занимался ими со всеми желающими. Там же, в остроге, обсуждали они и свои первые научные выводы из наблюдений экономического и культурного состояния Сибири. О содержании этих научных выводов, обосновывающих по существу целую программу будущей практической деятельности декабристов, можно судить по запискам А.О. Корниловича. Блестящий ученый, возвращенный из Сибири в 1828 г. и снова заключённый в Петропавловскую крепость, А.О. Корнилович на основании богатых наблюдений, сделанных им во время «путешествия» по Сибири и пребывания в Читинском остроге, написал в крепости несколько записок и, не имея возможности их обнародовать, послал на имя А.Х. Бенкендорфа. Раскрывая в своих записках несоответствие между производственными возможностями, хозяйственными и культурными потребностями Сибири, с одной стороны, и её отсталостью, неустроенностью, заброшенностью с другой, А.О. Корнилович обосновывал необходимость проведения мероприятий по улучшению положения крестьян и коренных народов Сибири (якутов, тунгусов, бурят), показывал конкретные пути совершенствования сельскохозяйственной практики, развития агротехники, распространения агрономических и технических знаний, рекомендовал всячески способствовать переходу кочевых племён к оседлости и содействовать «образованию туземцев, почти незнакомых с улучшениями земледелия и успехами просвещения, введённых в быту европейской России». Корнилович А.О. Сочинения и письма. - М. 1955.- С. 412

Изучение Сибири в географическом, экономическом, социальном и этнографическом отношении на каторге и поселении продолжали декабристы Д.И. Завалишин, братья А.И. и П.И. Борисовы, Н.А. Бестужев, Н.В. Басаргин, В.И. Штейнгель, Г.С. Батеньков, П.А. Муханов и др. Не всё из задуманного учёными-декабристами на каторге было написано, мало что из написанного на поселении было опубликовано до амнистии и то под псевдонимами, но хранящиеся в архивах научные труды декабристов сегодня как никогда важны для понимания и признания того, что существуют неустранимые национально-самобытные формы экономического, государственного и культурного жизнеустройства каждого народа, которые нельзя игнорировать и которыми опасно пренебрегать. И конечно, всё написанное и сделанное декабристами в Сибири неоспоримо доказывает, насколько выше и проницательнее в понимании интересов и блага Отечества стояли дворянские революционеры и просветители по сравнению с официальными монархическими кругами, столичной и местной бюрократией. Ведь даже такой известный государственный деятель России первой половины XIX века, как М.М. Сперанский, считал, что Сибирь - «прекрасное место для ссылочных, но не место для жизни и высшего гражданского образования, для устроения хлебопашества, фабрик и внутренней торговли». Сперанский М. М. Письма к дочери. - Новосибирск, 2002. - С. 101 Декабристы же, показывая в своих работах огромные возможности и богатства края, предлагали Сибирь, «присоединённую некогда в качестве дикой и пустынной, ещё раз присоединить как образованную и прогрессивную» (Г.С. Батеньков). Декабристы были убеждены, что при хорошем управлении и администрации, радеющей о пользе края, подъёме экономики, строительстве путей сообщения и развитии просвещения, Сибирь «обещает счастливую и славную будущность» (А.Е. Розен).

Многие ссыльные декабристы занимались научным трудом, который помог лучше понять и оценить Забайкалье и Сибирь, их природные и человеческие ресурсы. В этой связи Д.И. Завалишин писал о том, что Россия, обращаясь к национальной политике, «принималась думать и о Сибири». В научном наследии Н.А. Бестужева («О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро», «О необходимости создания улучшенного овцеводства в Селенгинске») находили отражение его удивительные таланты художника, писателя, историка, естествоиспытателя, изобретателя. Автор выступает с позиций гуманизма, столь характерного для представителей декабристского движения. Замечателен вклад в науку декабристов П.И. Борисова, А.И. Якубовича и М.Ф. Митькова. На основе регулярных метеорологических наблюдений они создали интересный труд, позже вошедший в состав фундаментального исследования «О температуре воздуха в Российской империи». Изучением Баргузинского края и Байкала занимался М.К. Кюхельбекер. Декабристам С.Г. Волконскому, П.Н. Свистунову, братьям Борисовым принадлежат ботанические изыскания, которые легли в основу современных исследований в этой области. Определенный вклад внесли декабристы и в развитие хозяйственной деятельности в крае. Ими разработаны научные основы аграрной деятельности, организовано искусственное орошение, местные жители обучены образцовому ведению огородничества.

Неотъемлемая часть наследия декабристов - их литературная деятельность. Творческий дар декабристы считали особым даром, поэтов уподобляли пророкам, которые призваны увлечь на путь нравственно-совершенной жизни. Главными в поэзии декабристов-романтиков становятся темы поэта-пророка и свободы; идеей народности пронизаны лучшие произведения А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, В.Л. Давыдова и др.

Многие декабристы (Н.В. Басаргин, С.Г. Волконский, И.И. Горбачевский, А.Е. Розен, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин и др.) - авторы мемуаров.

Мемуарное наследие декабристов довольно значительно. Известно свыше 30 декабристских «воспоминаний», «записок» и других сочинений мемуарного характера, которые дают представление не только о самом движении, об эпохе в целом, но ярко раскрывают их нравственный облик.

О причинах, побудивших декабристах писать мемуары, очень хорошо отозвался Н.В. Басаргин Басаргин Николай Васильевич (1800-1861) - декабрист: состоял в «Южном обществе»; на 14 декабря 1925 г. был поручиком. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание  в Сибири - 20 лет каторги; с декабря 1835 г. на поселении. Далее был на гражданской службе. : «Пишешь ли ты свои Записки? - спросил меня один из моих прежних товарищей по службе, случайно посетивший меня в изгнании. Я ответил, что хотя мне и часто приходило на мысль набросать кое-что из прежних воспоминаний, но я боялся приступить к этому. С одной стороны, я далеко не литератор и пером владею плохо, с другой -- не могу быть уверен в своем беспристрастии, столь необходимом при суждении о людях и событиях, о которых мне пришлось бы говорить.

Именно эта неуверенность, возразил он, есть лучшее ручательство в том, что ты не напишешь ничего такого, что бы не подтвердила твоя совесть. Если рассказ твой и суждения будут носить отпечаток твоей личности, то это нисколько не уменьшит к тебе доверия, а, напротив, покажет твою добросовестность.

Далее, прибавлял он, грешно бы было каждому из вас не оставить по себе памяти молодым вам ближним и лишить потомков ваших возможности знать об вас более того, что сказано в отчете Комитета и в официальных объявлениях правительства. Это повредило бы даже общему об вас мнению, показав, что в продолжение 30-летней вашей ссылки вы не хотели взять на себя труд представить истину в отношении вас самих и ваших действий…» Н.В. Басаргин. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск, 1988. - С. 238

Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, ставшее историческим символом декабризма как революционного явления, было высшей и заключительной точкой развития декабристского движения и одновременно началом новой жизни участников тайных обществ, наполненной иными духовными ценностями и особым историческим смыслом. Во время политического процесса, в долгие годы заточения и изгнания узники постигали подлинный исторический смысл событий, приведших их в «каторжные норы» Сибири. Декабристы все более осознавали себя как исторических деятелей, провозгласивших идеи, рожденные эпохой. «В разговорах, -- вспоминал И. Д. Якушкин Якушкин Иван Дмитриевич (1793-1857) - декабрист, один из основателей «Союза спасения», член Северного общества. Приговорён к 10 годам каторги, содержался в крепости Роченсальм (Финляндия), затем на Нерчинском руднике и Петровском заводе в Забайкалье. С 1835 г. на поселении в Ялуторовске; занимался педагогической деятельностью, основал училища для мальчиков и девочек., -- очень часто речь склонялась к общему делу, и, слушая ежедневно часами рассказы, сличая эти рассказы и поверяя их один другим, с каждым днем становилось все более понятным все то, что относилось до этого дела, все более и более пояснялось значение нашего общества, существовавшего девять лет вопреки всем препятствиям, встречавшимся при его действиях; пояснялось также и значение 14 декабря, а вместе с тем становились известными все действия комитета при допросе подсудимых и уловки его при составлении доклада, в котором очень немного лжи, но зато который весь не что иное, как обман» Записки, статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина / Отв. ред. М.В. Нечкина. - М., 1951. - С. 351.

Осознание декабристами исторического значения своей революционной борьбы приводило их к убеждению в том, что и в Сибири, в условиях каторги они «призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили» Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. - М., 2008. - С. 294. Свою важнейшую обязанность декабристы видели теперь в том, чтобы сохранить истину, опровергнуть ложь правительственных сообщений, донести до современников и потомков правду о 14 декабря 1825 г. «Всякая преследуемая истина, -- писал А. М. Муравьев Муравьев Александр Николаевич (1792-1863) - участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походом русской армии, неоднократно награждён. Один из основателей «Союза спасения», один из руководителей «Союза благоденствия». По делу декабристов сослан в Сибирь (1826 г.), вновь на службе в 1827 г., с 1828 г. - иркутский городничий. Участник Крымской войны, с 1855 г. - генерал-майор. В 1856 г. - нижегородский военный губернатор, с 1861 г. - сенатор., -- есть сила, которая накопляется, есть подготовляемый день торжества» Муравьев А.Н. Сочинения и письма. - Иркутск, 1986. - С. 214.. Стремление «огласить правду» и подготовить «день торжества» истины было главным стимулом литературной деятельности узников сибирской каторги.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать