Направления исторического развития

Направления исторического развития

1. В традиционной европейской цивилизации в XV в. имелись преграды для прогрессивного развития, как и на Востоке, но в отличие от восточных цивилизаций Европа обладала уникальными характеристиками, способствовавшими эволюции. Назовите традиции и явления, доказывающие наличие этих противоположных тенденций развития Европы в XV в. Можно ли говорить о преобладании одного из направлений исторического развития в это время?

Влияние уникальности европейской цивилизации на процессы модернизации.

1) Ориентация на изучение опыта других стран, народов и заимствование опыта. В противовес этому Восточная цивилизация воспринимает себя как образец совершенства, что привело к пренебрежительному отношению к опыту других стран. Стремление лишь к совершенствованию старого ведет к «тупику виртуозности».

2) Признание за каждым индивидом его уникальности.

3) Европейская цивилизация создала совершенно особую форму участия человека в политике -- самоуправление. Полис -- городское самоуправление, коммунальные революции -- города получают хартии на самоуправление: право самостоят. экономич. политики, собств. Орган управления Городской совет, право на создание собственного ополчения и возведения оборонительных сооружений. В средневековья появляются сословно-представительные учреждения (функция совета с правителем или более широкие права, напр. в Англии).

С XIV века Палата Общин получила право вотирования -- введения новых налогов и право импичмента (проведения судебного расследования по деятельности советников короля или самого короля и вынесения решения об отставке).

В некоторых государствах в нижнюю палату представителей избирали людей их низких сословий, а в Швеции избирали даже крестьян. Избранные в Парламент начинают формировать культуру парламентских дебатов, дискуссий.

4) Традиция создания письменного права. Основные принципы: состязательность, право на аппеляцию, презумпция невиновности. Средневековье: салические законы, кутюмы, зерцала, 1215 год -- Великая Хартия Вольностей (правление Иоанна Безземельного), документ, определяющий права подданных и обязанности государя.

5) Постоянная борьба между светской и религиозной властью. На Востоке -- теократия (Халифат). Результатом этой борьбы стало исчезновение пиетета как к светской так и к религиозной власти.

6) Корпоративность средневекового общества выступает одновременно как тормоз прогресса (цеховые правила, религиозный консерватизм), и воспитывающий ответственность и чувство долга фактор.

7) ЕЦ создала совершенно особое отношение к знанию и особую систему образования, универсальную и прагматичную.

8) Европа имеет иные географические условия в отличии от Востока: начиная с XIII века человек сам вынужден заботиться о плодородии почвы, т.к. Европа была уже заселена и поделена. В земледелии начинает формироваться интенсивный характер труда.

9) Формируется особый тип работника -- работник универсального типа.

С другой стороны традиционализм, цеховая система и экономически неэффективные феодальные отношения тормозили развитие развитие ЕЦ.

Говорить об одном направлении исторического развития вряд ли возможно, т.к. было скорее много противоборствующих направлений, которые вкупе и дали определенный результат в будущем.

2. Леонардо да Винчи говорил своим ученикам: «Счастье приходит к тем, кто много трудится». Какие идеи гуманистов отражены в этой фразе? Назовите известных Вам деятелей эпохи Возрождения, расскажите об одном из них

Известно, что гуманизм (от лат. Humanus -- человеческий, человечный) как широкое течение общественной мысли и как исторически изменяющееся мировоззрение, признающие личность человека и "вещи, относящиеся к жизни и нравам, которые совершенствуют и украшают человека" (Л. Бруни) вышей ценностью, впервые заявил о себе в эпоху Возрождения. В приведённом высказывании мы видим провозглашение гуманистами прав личности на счастье, свободное развитие и полную самореализацию, которое утверждало благо человека как критерий оценки деятельности государства и других социальных институтов. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества.

Леонардо да Винчи является одним из ярчайших представителей деятелей эпохи возрожления, среди Микеланджело, Рафаэля Санти, Джотто, Браманте, Дюрера и других.

В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи,расположен ного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д'Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, ко- рая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незакон- ное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспи- тал его и дал образование. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам историка и биографа Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров - скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал “всесторонне развитой личности” (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико - скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало - это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо - “величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний”.

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо "Крещение Христа". По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. “Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными”.

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине "Крещение Христа" Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.

В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как "Крещение Христа". Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем "Долина Арно" (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.

Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, “которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей - дым”. Работа над щитом так увлекла Леонардо, что “по великой своей любви к искусству” он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь “как раз отвечает своему назначению…” Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.

Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице “крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек”.

Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.

Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи - от отроческих лет и до самой смерти. И, когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.

Ко времени ухода из мастерской Верроккьо исследователи относят “Мадонну с цветком” (“Мадонна Бенуа”, как она называлась раньше, по имени владельцев), “Портрет Джиневры де Бенчи”, “Благовещение”.

В этот период Леонардо вероятно некоторое время находился под влиянием Боттичелли.

Его “Благовещение” по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

Одну из первых самостоятельных работ молодого живописца отличает новизна трактовки сюжета, решенного как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир. Теплота и обаяние материнского чувства переданы с удивительной жизненной правдивостью. Живописное мастерство Леонардо раскрывается в умении продуманно построить композицию, добиваясь ощущения непосредственности, а использование новой техники масляной живописи позволяет мастеру добиться глубины и звучности цвета, прозрачной легкости теней и тончайшей моделировки, благодаря которой тела и драпировки приобрели живописную осязательность.

Со временем мастерство художника совершенствовалось. Накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине, что не отвечало строгости формы традиционного полотна. Эту технику он называл "окутывание дымкой". Он также использовал светлые и темные цвета близко друг к другу, чтобы картина выглядела более естественно.

3. Назовите основные черты индустриальной цивилизации. Можно ли считать Европу в 40 -- 50-е гг. XV в. индустриальным регионом? Аргументируйте свой ответ

-человек ориентирован на познание и покорение природы (это начнется в 16 веке с легкой руки Коперника, Галилея и Бэкона)

-появление экспериментальной науки (основы научного метода заложил Бэкон в 16 веке)

-множество концепций, объясняющих социальный мир (пока только одна концепция - римской церкви, т.к. до Реформации еще полтора столетия)

-признается природное равенство людей (признано в 17 веке Локком и Гоббсом)

-реализуются идеи прав и свобод человека (до сих пор не реализовались)

-формируются особые формальные институты демократии и особая политическая культура, (эта ботва будет тоже где-то с конца 16 века в Нидерландах, потом в 17 веке в Англии после революции, а английский парламент хоть и существовал с 1265 года, но его все же нельзя называть демократическим институтом)

-формируются институты гражданского общества - разнообразие ассоциаций, движений, которые создаются по инициативе граждан на добровольной основе для защиты их прав и свобод (это начинается в 16 веке в Нидерландах с капелл - объединения работников мануфактур)

-высокий динамизм (какое-там…)

-открытость внешнему миру (помните, что до 1492 года на Западе никакого мира уже нет - он там кончается пропастью!)

-все экономические отношения сводятся к отношениям капитала, преобладает промышленное производство

О разрушении устоев традиционного общества можно говорить только начиная с эпохи ВГО и реформации, т.е. с конца XV-начала XVI века, а на момент середины века европейская цивилизация отвечает всем характеристикам традиционного общества, лишь с незначительными отклонениями:

-высокая степень зависимости человека от природы

-в основе мировоззрения лежит религия и миф

-ориентация на традиции

-строгая иерархия

-замкнутость общества

-неограниченная и сакрализованная власть

-статичность общества

-преобладание ручного труда

-условный характер владения землей (оммаж отменяется в Англии в 40-е годы XVII века)

-натуральное хозяйство

Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному непосредственно связан с процессом модернизации (модернизация осуществляется на трех уровнях: индивидуальном, локальном и глобальном), о котором можно говорить начиная с XVI века.

4. Китайский император в начале XV в. установил около города Нанкина, бывшего тогда столицей Поднебесной, каменную стелу с обещанием своим подданным посвятить деятельность «нравственному перевоспитанию и изменению варварских привычек» других народов. О какой характерной черте восточных цивилизаций свидетельствуют эти слова? Каким образом такое отношение к окружающему миру отразилось на исторической судьбе восточных цивилизаций?

Эти действия свидетельствуют о представлении восточной культуры о самой себе как совершенной. Китай считался (самими китайцами) образцом и совершенством социального, политического и экономического уклада, поэтому нововведения не нужны, а все остальные государства можно только переучивать. Быкова называет стремление к совершенствованию старого и неприятие нового и чужого «тупиком виртуозности». А как такое отношение к миру отразилось на судьбе восточных цивилизаций? Да очень просто - Европа, а затем Америка их жестко перегнали в развитии, а потом стали навязывать свои правила игры в Мировой политике.

5. В японской живописи отсутствовал жанр портрета. На Ваш взгляд, каковы причины такого явления? Отражает оно особенности культуры Японии или характеристики всех восточных цивилизаций? Расскажите об этом, используя конкретные примеры из истории Египта, Индии и Китая

Надо заметить, что портрет в живописи Японии всё же присутствовал, хоть и не так ярко выражено, как на Западе. Портрет развивается в Японии в камакурский период, когда проявляется интерес к личности. До наших дней дошли изображения легендарных индийских патриархов Сэссина и Мутяку, выполненные около 1208 года. К шедеврам живописного портрета относится приписываемый художнику Фудзивара Таканобу портрет военачальника Минамото Ёритомо, изображенного в парадной одежде. Однако портрет на Востоке зачастую очень своеобразен - в нём нет портретного сходства Это может быть связано с особенностями мировосприятия и восприятия личности на Востоке. Скажем, в японской буддийской секте Дзен (Чань в Китае) постулируется созерцание мира как он есть, без какой-либо рефлексии. Человек встраивается в природу, а не противопоставляется ей. Так например, однажды японскому монаху-художнику было велено нарисовать дракона для монастыря. Смущённый, он пришёл к настоятелю-роси и заявил, что никогда не видел дракона, и спросил как его изобразить? Настоятель ответил: «Дурак! Стань этим драконом!» Нарисованный монахом дракон сохранился и по сей день. Говорят, очень впечатляет. Нельзя сказать, что на Востоке отсутствует интерес к личности, но сама личность понимается специфически. Вспомни многочистенные буддийские танка, там не важно внешнее сходство - на конкретную личность и её психологическое своеобразие указывают символические признаки: особым образом сложенные руки, различные знаки на теле и вокруг. В исламской культуре запрещено изображать одушевлённые предметы, поэтому изображения людей на восточных фресках можно увидеть разве что в профиль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать