Наука и культура на Руси

Наука и культура на Руси

- 19 -

Министерство Образования

Российской Федерации

МОУ СОШ № 56

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: ИСТОРИЯ

на тему: НАУКА И КУЛЬТУРА НА РУСИ

Выполнил: ученик 10 класса «В»

Пампура Дмитрий Витальевич

Ростов-на-Дону

2005 год

Содержание

1.Введение 2

2.Обучение в Киевском государстве 2

3.Появление письменности и принятие христианства на Руси 4

4.Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира

Мономаха 4

5.Культура и образование на Руси в XIII--XVIII вв. 8

6.Развитие науки в России 12

7.Российская наука и образование на современном этапе 15

8.Список используемой литературы 18

1.Введение

В истории народа каждый ее период имеет характерные чер-ты, которые делают его неповторимым и особенным. Историчны и специфичны не только события, влияющие на общество в це-лом, но также и события обыденной, семейной жизни. Печать вре-мени лежит и на воспитании детей. Оно осуществлялось в раз-ные периоды истории по-разному: в нем в те или иные годы наиболее или наименее значимыми были различные факторы: семья, церковь, школа, среда, государство. Но из века в век перехо-дили и его "вечные" истины, приемы, средства.

В самый ранний период, пожалуй, как никогда позже, духов-ный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей природы и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помо-гают увидеть истоки некоторых черт характера даже современ-ного человека.

В широкое понятие "среда" входили такие более конкретные реалии, как культура, мир народного искусства, особенно устного творчества (фольклор), игравшие в жизни человека исключитель-ную роль, определявшие его нравственные и эстетические идеалы.

Семья -- самая важная, самая значимая единица общества, в которой пример родителей, их взгляды на мир, активность самого ребенка служили школой жизни для маленького человека.

Мир большинства людей в старину замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали. Поэтому так важ-ны были взаимоотношения людей в деревне, они были пита-тельной средой для духовной жизни. Характерной чертой жизни деревни была ее открытость миру. Все, что происходило тут зна-чительного, было известно всем жителям. Постоянное общение соседей и родных, совместные работы, помощь друг другу, праздники -- всем этим жила любая деревня.

Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий. Они с самого раннего возраста вместе со взрос-лыми трудились, помогая домашним и соседям. Ни одна свадь-ба, ни одни похороны, ни один обряд, обычай не обходился без них. Часто они не только наблюдали, но и сами включались в действо наравне со взрослыми. У детей не было каких-то осо-бых детских праздников, но они были в общей праздничной массе вместе со своими односельчанами и веселились все вместе -- и старшее, и младшее поколение. Все это определен-ным образом влияло на развитие, воспитание детей, на самооп-ределение в мире.

В те далекие времена, когда наука и образованность почти не каса-лась огромного большинства народа, существовали все-таки свои понятия и убеждения о воспитании, и образовании. Правда, эти понятия не формулировались, не обобщались, даже чаще всего не осознавались родителями и всеми теми, кто имел дело с детьми. Но они существовали, о чем можно судить как по произведениям народного творчества, так и по поступ-кам известных личностей, память о которых долго хранилась народом и которые как бы являли собою положительный ре-зультат воспитания.

2.Обучение в Киевском государстве

С древнейших времен на территории Поднепровья жили племена, занимавшиеся земле-делием и скотоводством (скифы, сарматы). Археологические раскопки свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры у этих племен, о тесной связи племен, как населявших Поднепровье, так и жив-ших на западе и востоке от него, от Карпат до Дона.

В VI--VII вв. н. э. уже имеются элементы оригинальной восточно-славянской антской, или русской, культуры. С этого времени восточные славяне в письменных памятниках называются «антами», а один из си-рийских писателей называет их «рос».

Восточное славянство прошло период родового бесклассового строя, сменившегося общинно-сельским строем, иначе говоря, господством сельской общины. В VIII--IX вв. родовой строй сохранился только в пе-режитках; древнейшие памятники русской письменности свидетельствуют о сложившемся уже к тому времени классовом обществе.

Города стали появляться на огромной территории восточных славян только в классовом обществе в VII--XI вв.

Византийские источники, характеризуя антов, отмечают, что эта был трудолюбивый, талантливый и смелый народ, умевший отстаивать от врагов свои поселения и земли. Отдельные анты занимали выдаю-щиеся военные посты в Византийской империи. Уже в этот ранний пе-риод завязались, а впоследствии окрепли политические, хозяйственные и культурные связи наших далеких предков -- антов с Византией и Во-стоком.

В древнеславянском роде, а затем при распадении родового бесклас-сового общества и при начальном формировании классов воспитанию членов рода, а после -- семьи, придавалось огромное значение; надо было воспитать сильного и умелого работника, хорошего пахаря, ловкого охот-ника, человека, отличающегося и военной доблестью, могущего, в случае нужды, с оружием в руках защищать родные поселения. Народная педа-гогика складывалась в недрах народных масс в результате длительного и настойчивого народного творчества. Так вырабатывались такие памятники народной педагогики, как пословицы, поговорки, сказания. В этих памятниках рассказывалось о героях, которым следует подражать, при-бились те или иные моральные требования и нормы поведения.

Эта народная педагогика воспитывала у молодого поколения такие черты, как трудолюбие (что было необходимо для хозяйствования в те времена природных условиях), отвагу и стойкость в борьбе что было необходимо для борьбы с кочевниками и для охоты в дремучих лесах того времени). Эти черты, взращенные в течение многих столетий, помогли русскому народу стать народом-богатырем, успешно боровшимся с многочисленными сильными врагами. Народная педагогика требовала уважения к человеку, честности, правдивости, скромности.

Семья, бывшая хозяйственной и в то же время воспитательной ячейкой, была построена на строгих патриархальных началах. Глава семьи давал указания членам семьи, которые обязаны были выполнять «урок» т. е. то, что назначено для работы в определенный отрезок времени, процессе труда под руководством старших дети приучались к тому или другому виду хозяйственной деятельности.

Занятиями большинства восточных славян, было земледелие (что шло себе отражение в былинном образе Микулы Селяниновича), охота. IV в. возникло русское ремесло; оно интенсивно развивалось в последующие столетия и в VII--VIII вв. способствовало превращению большого поселка в город. Ремесло передавалось, как правило, от отца к сыну, к членам семьи. В семье таким образом развивалось ремесленное ученичество. Появились замечательные мастера, славившиеся далеко за пре-делами своей родины. Памятники поднепровского художественного ремесла VI--VII вв. свидетельствуют о выдающемся художественном чутье и уменьи русских ремесленников. В X--XI вв. Киевская Русь заняла одно из первых мест среди стран Европы и Азии по выделке оружия, металлических и стеклянных украшений, зеркал и посуды. Ремесленные навы-ки передавались не только членам семьи, но и принятым в семью для обучения ученикам.

Памятники народной педагогики Киевской Руси. Песни, сказки, бы-лины, сказания бытовали на Руси уже в отдаленные времена. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что сказки -- «это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

3.Появление письменности и принятие христианства на Руси

Письменность у славян появилась еще до принятия христианства. Ряд исторических свидетельств говорит о том, что уже в VIII в. восточные славяне поль-зовались записью на родном языке; среди славян встречались люди, знающие латинский и греческий языки. Христианство (принятие хри-стианства князем Владимиром в 988 г.) способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского языка. По-явились книги на близком к родному древнеболгарском языке, собствен-ные русские книги. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникли и некоторые элементы более высокой византийской культуры.

Принятие христианской религии в качестве государственной было связано с большими изменениями в жизни киевского общества. Византий-ское православие было сильным идеологическим оружием в борьбе за утверждение формировавшегося феодального строя и упрочение склады-вавшейся государственной власти господствующего класса.Усиленно насаждаемое в интересах этого класса среди народных масс христианство своеобразно сочеталось с прежними языческими верованиями этих на-родных масс.

Первыми духовными лицами на Руси были греки. Это ставило рус-скую церковь в зависимое положение от Византии. Поэтому русские князья, начиная с «крестившего Русь» Владимира уже очень рано стали заботиться о том, чтобы поставить Русь в возможно более незави-симое от Византии положение в религиозном отношении, что в тот период имело большое политическое значение. Для этого прежде всего нужно было подготовить свое, русское, духовенство, а для этой подготовки нужны были школы.

Следует отметить, что у западноевропейских народов, восприняв-ших христианство из Рима, языком письменности был непонятный народ-ным массам латинский язык, а в Киевском государстве языком письмен-ности сделался не греческий, а славянский язык.

С греческого на славянский язык переводились сборники поучений и другие книги. Таковы «Изборник Святослава», Златоуст, Измарагд (Изумруд) и др. Составлялись Патерики, т. е. «Жития святых». Форма и стиль их были заимствованы из Византии, но содержание представ-ляет уже продукт русского творчества. Были переведены с греческого и проникли к нам через Болгарию «Физиолог» и «Шестоднев» -- рукописи, в которых, наряду с баснословными, имелось немало ценных сведений по естествознанию.

4.Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха

В упомянутых выше сборниках поучений нередко встречаются статьи о воспитании детей. Так, в «Изборнике Святослава» помещено наставление к детям одного греческого придворного и его жены. Широко использовались в этих сборниках рассказы из библии (преиму-щественно из Ветхого завета), а также отрывки из произведений визан-тийского христианского писателя и проповедника Иоанна Златоуста. Педагогическая литература того времени имела религиозно-нравственный характер, причем в ней сочетались христианские советы о любви к детям с ветхозаветными требованиями крайне суровой дисциплины и телесных наказаний. Эта переводная литература требовала от детей любви к богу.

«страха божьего», строгого выполнения религиозных обрядов, почитания духовенства и властей.

В значительной степени от этой религиозно-нравственной перевод-ной с греческого педагогической литературы отличается первое ориги-нальное русское, имеющее светский характер педагогическое сочинение -- «Поучение Владимира Мономаха детям», равного которому по воспита-нию моральных качеств и хозяйственности и по уважению к культуре в те времена не было в педагогической литературе Западной Европы. Владимир Мономах, умный государственный деятель, правильно учиты-вающий интересы страны, дает советы своим детям, как им жить. Поуче-ние пронизано патриотическими мыслями. Мономах отстаивает единство всей страны, призывает своих детей защищать родину, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывает на необходимость воспитывать в детях мужество и отвагу, -- они не должны бояться смерти за правое дело. Мономах призывает своих детей угождать богу не отшельничеством, не монашеством, а добрыми, правильными, пусть малыми, делами. В По-учении рекомендуется помогать сиротам, вдовам, не давать сильным погубить человека. Мономах требует почтительного отношения к стар-шим, вежливого отношения к равным. Владимир Мономах советует детям учиться, причем под «учением» он понимает не только чтение религиоз-но-нравственных книг, как понимала учение вся религиозно-нравственная педагогическая литература того времени, но и вполне светские знания; он, например, указывает в назидание детям, что его отец Всеволод знал пять (иностранных) языков (из других источников известно, что он знал греческий, латинский, немецкий, венгерский и польский языки).

В этом древнем поучении поражает ясность мысли и красота стиля, четкость изложения и широта поставленных вопросов. Князь, государст-венный деятель, хочет видеть в своих детях также образованных государ-ственных деятелей, отстаивающих интересы всей земли русской. В проти-воположность церковным житиям средневековья и отвлеченным поуче-ниям того времени, произведение Мономаха давало жизненный идеал князя-политика, государственного мужа, культурного человека и забот-ливого хозяина, отвечало на непосредственные запросы русской жизни.

Школа и домашнее обучение в Киевском государстве. Первое упо-минание об организации обучения детей помечено в летописи 988 годом, т. е. годом крещения Руси: князь Владимир «послав нача поимати у на-рочитая чади дети и даяти нача на учение книжное», т. е. стал брать у знатных людей детей и отдавать их в учение книжное. Под 1028 г. лето-пись указывает, что сын Владимира Ярослав в Новгороде «собра от ста-рост и поповых детей 300 учити книгам», т. е. собрал 300 детей знатных людей и священников для обучения чтению. И в том и в другом случае речь идет, очевидно, о школах.

300 детей в Новгороде одновременно обучать грамоте в индивидуаль-ном порядке в то время было невозможно; кроме того, летопись ясно говорит, Ярослав собрал. 300 детей для обучения. Академик Б. Д. Греков считал, что школа, организованная князем Владимиром,, была даже не начальной школой, дававшей лишь уменье читать, писать, считать и петь и сведения по закону божьему, но школой повышенной, дававшей систематическое, серьезное образование.

Есть сведения, что в конце XI в. сестра Владимира Мономаха, княж-на Анна Всеволодовна организовала в Киеве при Андреевском мона-стыре женскую школу с большим числом учениц. Были школы на Волыни, в Галицком, Полоцком и других княжествах, в крупных городах и при некоторых монастырях.

Князья открывали школы не для широких народных масс, а во-пер-вых, для подготовки духовенства (князья при этом стремились, как уже сказано, сделать Русь возможно более независимой от Византии в церковном отношении и поэтому проявляли совместно с церковью заботу о подготовке духовенства из русских людей) и, во-вторых, для подготовки; образованных государственных деятелей, могущих поддерживать общение с Византией и другими крупными странами. Церковь, открывая школы, ставила главной задачей этих школ подготовку необходимого ей духо-венства. Школы, однако, не имели замкнутого характера; в них могли учиться и мальчики других сословий--дети более или менее зажиточных людей.

Наряду со школами существовало индивидуальное обучение, для чего дети посылались к одному из учителей, сделавших обучение детей источником своего заработка, или же овладевали грамотой и в некото-рых семьях (например, князей, знатных дружинников) и другими зна-ниями в порядке домашнего обучения. Детей начинали учить с 7-летнего возраста.

Прямых указаний, чему и как учили в то время в школах и в поряд-ке индивидуального, домашнего обучения, в дошедших до нас источни-ках нет, но по некоторым косвенным данным можно судить, что детей обучали чтению, письму и церковному пению. Так, в древнерусской бы-лине о буйном молодце Василии Буслаеве говорится, что мать:

«Дала его учить грамоте,
грамота ему в наук пошла,

посадила его пером писать -- письмо Василию в наук пошло; отдала она петью его учить -- петье Василию в наук пошло».

В некоторых же школах крупных городов, а также при княжеских дворах и епископских кафедрах небольшому кругу лиц давалось повы-шенное образование, стоявшее на уровне схоластической науки того времени; изучались иностранные языки. Об этом, как увидим далее при характеристике уровня культуры Киевского государства, свидетельствует существование в этом государстве ряда высокообразованных князей и представителей высшего духовенства, знавших греческий и латинский языки и изучивших (как, например, изучил у «единого от учитель» в Кур-ске Феодосии Печерекий) грамматику на основе, вероятно, «осмичастного учения» о 8 частях речи, составленного греческим писателем Иоанном Дамаскиным.

Происходивший в середине XVI в. Стоглавый собор отметил в своих постановлениях, что в старину в разных городах «многия училища бы-вали, грамоте, и писати, и пети и чести (т. е. считать) учили».

В Киевской Руси появились свои философы (Илларион), свои писатели и историки (летописец Нестор и др.). Выработался простой и яркий стиль изложения, окреп русский язык.» Древнейший русский язык в «Русской правде» приобрел богат-ство изобразительных средств. Это был ясный и четкий язык, выработав-ший твердый грамматический строй. Язык подлинных болгарских книг или переводов, насыщенных болгаризмами, находил, конечно, известное отражение в русском языке, но не изменял его русской сущности.

Появились признанные поэты, например, при Ярославе Боян, кото-рого называет неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве». Гени-альным художником слова был и сам автор этого блестящего произве-дения XII в., разительного по силе патриотического чувства. Язык этого величайшего русского произведения древности своими корнями уходит в устную народную поэзию, откуда автор черпает свои удивительные образы, сравнения, эпитеты.

Многие русские князья любили книгу, некоторые из них обладали высоким образованием. Так, летопись отмечает, что «Ярослав книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне». Он же организовал перевод многих книг с греческого на русский язык и основал первую библиотеку. Святослав Ярославич Черниговский был образованнейшим человеком своего времени; с его именем связан «Изборник Святослава» -- сборник произведений философского, исторического и религиозного содержания. Отец Владимира Мономаха -- Всеволод Ярославич знал, как сказано выше, пять языков (не считая родного). Дочь Ярослава Анна, вышедшая замуж за французского короля, читала и писала как на русском, так и на латинском языках, тогда как ее муж был неграмотен. Высокообразованным человеком был и сын Всеволода -- Владимир Мономах. Можно указать еще много князей (Романа Смоленского, княжну Евфросинию Полоцкую и др.), многих деятелей церкви (первого митрополита из русских -- Илла-риона, Кирилла Туровского, игумена Даниила, основателя Киево-Печер-ской Лавры -- Феодосия и др.), которых следует назвать высокообразо-ванными людьми своего времени.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать