Начало и причины революции во Франции в конце XVII века

Начало и причины революции во Франции в конце XVII века

РЕФЕРАТ

на тему:

«Начало и причины революции во Франции в конце XVII века»

1. Социально-экономическое и политическое положение Франции.

Несмотря на сохранение внешнего блеска и великолепия французской монархии в XVIII веке, в стране нарастал глубокий кризис феодально-абсолютистского строя. Одним из проявлений этого кризиса было паразитическое существование дворянства, проводившего жизнь в придворных увеселениях и празднествах. Расточительстве двора не знало предела. Придворный штат короля достиг 14-15 тыс. человек и ежегодно поглощал 40-50 млн. ливров.

Международное положение Франции ухудшалось. Хотя французские войска овладели Лотарингией в 1735 году, а правительство добилось от Генуэзской республики уступки Корсики, Франция потеряла Канаду в соперничестве с Англией за колониальные владения и утратила свое влияние в Индии. В ходе Семилетней войны (1756-1763) французская армия была разгромлена войсками прусского короля Фридриха II. Былая военная мощь Франции таяла на глазах.

В стране существовала абсолютная монархия. Власть короля ничем и никем не была ограничена/Сохранялось средневековое деление общества на три сословия. Первым было духовенство, вторым - дворянство. Оба они были привилегированными, хотя составляли всего 4% из 25 миллионов населения страны. Они не платили налогов, занимали высшие государственные должности. В третье сословие, которое несло на себе всю тяжесть уплаты налогов, входили не только крестьяне, ремесленники, наемные рабочие, но и купцы, владельцы мануфактур, банкиры. Зажиточные буржуа, обладая экономическим могуществом, стремились к политической власти в стране.

Королевская власть и оба привилегированных сословия - дворянство и духовенство--упорно противились каким бы то ни было реформам. Они цепко держались за свои привилегии, упиваясь роскошью и богатством. Если в Англии многие дворяне занимались торговлей и промышленной деятельностью, применяли наемный труд, то во Франции лишь незначительная часть дворян занималась предпринимательством и была готова идти на некоторые уступки в пользу третьего сословия. В то же время развитие рыночных отношений на протяжении всего XVIII века разрушало архаичные барьеры между сословиями, социально-экономическую и политическую системы французского абсолютизма.

2. Экономическая политика.

В XVIII веке ускорилось развитие торговли и рыночных отношений в промышленности. Большинство ремесленников постепенно попало в зависимость от купцов-предпринимателей, игравших роль скупщиков и раздатчиков сырья. Накануне 1789 года рассеянная мануфактура стала преобладающей формой промышленности. На северо-востоке Франции быстро развивалась хлопчатобумажная промышленность, росло производство шерстяных тканей и металлических изделий, но промышленный переворот в стране еще не начался.

Крупными промышленными центрами стали Лион, Брест, Тулон. В Париже производилось множество предметов роскоши. Численность населения столицы к 1789 году превысила 500 тыс. Обогащению французской буржуазии способствовал рост оборотов внутренней и внешней торговли. Развивалась колониальная торговля. Используя труд негров-рабов, французские плантаторы на островах Гаити, Мартиника и Гваделупа выращивали сахарный тростник, табак и сбывали эти товары во Францию и другие страны. Однако развитию промышленности и торговли препятствовали налоговое бремя, произвол государственных служащих, цеховые ограничения в городах и внутренние таможенные границы, на которых взымались пошлины.

Перед революцией Франция оставалась аграрной страной. Сельское хозяйство давало свыше трех четвертей всего дохода в казну. Из 25 миллионов населения лишь 2 миллиона проживало в городах. Основную массу населения составляло крестьянство. Хотя во Франции к концу XVIII века крепостных почти не осталось, крестьяне продолжали выполнять различные феодальные повинности. Во французской деревце в XVIII веке преобладали денежные формы зависимости. Крестьяне платили сеньору ежегодно небольшой поземельный денежный взнос - чинш. Более тяжелыми повинностями были так называемый шампар - оброк размером около одной четверти урожая и барщина на строительстве дорог. Повинности выплачивались в деньгах, так как барская запашка в имениях французских дворян почти отсутствовала. Крайне разорительными были крупные единовременные платежи при отдаче в залог или продаже крестьянского надела, а также платежи за принудительную обязанность пользоваться мельницей, виноградным прессом, кузницей сеньора.

Большой ущерб крестьянскому хозяйству наносило монопольное право сеньоров на охоту и запрет для крестьян на истребление дичи -голубей и кроликов, уничтожавших посевы. Крестьяне платили также десятину в пользу церкви и огромные налоги государству.

Среди крестьян стало усиливаться имущественное расслоение, и выделялась более состоятельная прослойка крестьян, арендовавших земли сверх своего надела. Беднейшие крестьяне зачастую работали поденщиками у более зажиточных.

В семидесятые-восьмидесятые годы разоряющиеся дворяне усилили поборы с крестьян, восстанавливая давно забытые повинности и добиваясь выделения в свою пользу трети общинных земель. Крестьяне крайне ожесточенно встретили эти нововведения. Уйти от сеньора или жаловаться на него было некуда. Дворянин сам судил крестьян или назначал судей, выполнявших его волю. Недовольство властью и феодальными порядками в крестьянской среде усиливалось.

3. Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье.

Эпохой Просвещения или Веком разума принято называть период истории Европы с 1650 года по 1750 год, во время которого произошли радикальные изменения в философии и мировоззрении европейцев. Главным центром этих перемен стала Франция. Эта эпоха связана с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г.М. Мабли, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха, Ж.Л.Д' Аламбера и др.

Философия Просвещения была весьма многогранна. В ее основе лежала оптимистическая вера в могущество разума, понимаемого как рациональное мышление, и в неограниченные возможности прогресса. Просвещение было сугубо интеллектуальным движением, основанным на постоянном стремлении к знаниям.

Этой эпохе были свойственны особое уважение к науке и живой интерес к народам, животному и растительному миру самых отдаленных уголков Земли, многие представители которых только-только стали известны европейцам.

Одним из важнейших достижений эпохи Просвещения стала огромная «Энциклопедия», которая, по замыслу, должна была включать в себя все знания, накопленные человечеством к этому времени. Главными организаторами этого издания быля Дидро и математик Д'Алам-бер. В статьях «Энциклопедии» подвергались критике церковь, остатки крепостничества, произвол королевской власти. Она содержала множество статей, написанных различными учеными и философами. Вера в то, что люди могут самостоятельно познавать окружающий мир, неизбежно вела к отрицанию высших авторитетов. Этим просветители бросали серьезный вызов церкви, которая ясно осознала угрозу своим интересам, хотя большинство ведущих философов оставались убежденными христианами. Некоторые видные ученые за свои взгляды попадали в тюрьму. Труды других, например, Декарта, были запрещены.

Подлинным титаном эпохи Просвещения был Вольтер.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) -- французский писатель и философ-просветитель. Ино-странный почетный член Петербургской Академии наук (1746). Имя Вольтера является синонимом эпохи Просвещения. Он был подлинным гением своего времени. С одинаковым блеском Вольтер проявил себя в литературе, публицистике, истории и философии. Великий мыслитель дебютировал в 1717 году тра-гедией «Эдип». Подобно Монтескье, Вольтер был очарован Англией. Его «Философские письма», опубликованные в 1734 году, явились своеобразным итогом трехлетнего пребывания Вольтера в Англии. Он противопоставлял английские порядки, английскую философию, науку и литературу французским. Вольтер неоднократ-но подвергался гонениям властей. В молодости он узнал казематы Бастилии, *' .позже предпочел не испытывать судьбу, и последнее десятилетие жизни провел в .положении изгнанника на самой границе Франции, в Фернейском поместье. В столицу Вольтер вернулся лишь в 1778 году. Но уже спустя три месяца 'Париж, недавно восторженно встретивший гения, оплакивал его. Вскоре после прибытия в столицу Вольтер умер.

Перу Вольтера принадлежит множество разнообразных сочине-ний - философских и политических трактатов, исторических трудов, поэм, пьес, романов, повестей. Блестящий и легкий стиль, неистощимое остроумие и логичность изложения содействовали успеху его произведений. Широкую известность приобрел его «Философский словарь», а также книги: «Опыт о духе и нравах народов», «Век Людовика XIV». Вольтер был сторонником конституционной монархии, ограничения власти короля, он выступал за уничтожение привилегий духовенства и дворянства. Вольтер беспощадно высмеивал церковное мракобесие и осуждал преследования гугенотов. Он выступал против фанатизма и религиозной нетерпимости церкви.

Вольтер, вместе с тем, допускал существование Бога, но лишь как разумного первоначала мира, считая, что все в природе происходит согласно естественным законам. Однако Вольтер никогда не был атеистом. Он сказал: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Религию Вольтер считал гарантом порядка в обществе. Выдающийся мыслитель никогда не призывал к революции, однако вся его деятельность объективно способствовала разрушению устоев абсолютизма.

Не менее значительной была личность Шарля Монтескье, одного из известнейших деятелей эпохи Просвещения.

Монтескье Шарль Лун (1689--1755) -- французский просветитель, правовед, философ, писатель. Лишь небольшая часть Франции знала Монтескье как барона де ла Бреда де Секонда, который был сначала советником, а затем президентом бордоского парламента. Он различал три формы государственного управления: деспотию, основой которой является страх; монархию, основанную на «принципе чести», и республику, покоящуюся, по убеждению автора, на добродетели. Учение Монтескье отразилось в американской Конституции и в ряде документов первых этапов Французской революции. У него было много сторонников среди либеральных кругов Франции.

Главным произведением Ш.Монтескьё стал его обширный труд «О духе законов» (1748). Идеалом Монтескье была конституционная монархия английского образца с парламентом из двух палат и разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он выступал за прочные гарантии частной собственности и личной свободы. Под свободой он понимал право «делать все, что не запрещено законом».

Свое достойное место в эпохе Просвещения занимал сын женевского часовщика Жан Жак Руссо (1712--1778). В ранних сочинениях он осуждал распущенность, роскошь и излишества дворянской знати, призывал к простоте, уме-ренности, близости к природе. В трактате «О причинах и происхождении неравенства» (1754) Руссо доказывал, что источником всех общественных бедствий и неравенства является частная собственность. Но он не призывал к ее отмене. Руссо предлагал только ограничение ее размеров для устранения крайностей богатства и нищеты. Идеалом Руссо было общество из самостоятельных крестьян, ремесленников и торговцев, без роскоши богачей и бедствий неимущих. В чрезмерном богатстве одних и нищете других Руссо видел нарушение «естественных прав» человека, к которым он относил свободу, равенство, право на жизнь и счастье. Лучшую форму правления Руссо видел в демократической республике с непосредственным участием народа в управлении государством

Исторической заслугой деятелей эпохи Просвещения были поиски лучшей организации общества и утверждение принципов гуманизма.

4. Созыв Генеральных штатов. Учредительное собранию.

Вся полнота власти во Франции принадлежала королю Людовику XVI (годы правления 1774-1792), который не отличался ни талантом политика, ни способностями государственного деятеля. К тому же он находился под влиянием своей жены Марии Антуанетты, дочери австрийской императрицы. Дворцовые интриги, расточительство, праздное времяпрепровождение двора вели к неуклонному падению авторитета королевской власти.

ЛюдовнкХУ/ (1754-1793) - французский король в 1774-1792 гг., из династии Бурбонов. С начала Французской революции конца XVIII в. призывал иностранные державы к интервенции. Свергнут 10 августа 1792 г. Осужден Конвентом и гильотинирован.

Основные противоречия, предопределившие неизбежность революции, были обострены угрозой государственного банкротства, начавшимся в 1787 году торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами, повлекшими за собой голод. Крестьянские восстания, охватившие ряд французских про-винций, переплетались с выступлениями городской бедноты в Ренне, Гренобле, Безансоне и в предместье Парижа в 1788 году. Монархия, которая не могла удерживать старыми методами свои позиции, была вынуждена пойти на уступки: в 1787 году для одобрения новых налогов были созваны нотабли, а затем и Генеральные штаты, не собиравшиеся с 1614 года.

Опасаясь народных масс Парижа, Людовик XVI назначил созыв Генеральных штатов в Версале. Они были открыты в торжественной обстановке 5 мая 1789 года. По обе стороны от трона величественно восседали по 300 депутатов от дворянства и духовенства. Позади стояли 600 депутатов третьего сословия, одетых в простое черное платье. Своё короткое выступление король посвятил требованию денег. В государственной казне не было средств даже для того, чтобы рассчитаться с собственными кредиторами. Генеральный контролер финансов Неккер от имени правительства потребовал нового займа в размере 80 млн. ливров. Предстояло утвердить новые налоги. Дворяне, духовенство и сам король настаивали на голосовании по сословиям, надеясь таким образом подчинить себе всю деятельность Генеральных штатов.

Но события развернулись иначе. Третье сословие отвергло посословный принцип голосования и 17 июня провозгласило Генеральные штаты Национальным собранием. Король приказал запереть зал заседаний, но депутаты под председательством Ж.Байи собрались в Зале для игры в мяч и торжественно поклялись не расходиться. На заседании 23 июня был оглашен приказ короля разойтись по сословиям, но один из депутатов - граф Мирабо - заявил, что члены собрания, как представители народа, покинут свои места, «только уступая силе штыков».

"Мнрабо (Оноре Габриель Рикетн) (1749-1791) - граф, деятель Французской революции, депутат Генеральных штатов в 1789 г. от третьего сословия. Приобрел популярность обличениями абсолютизма. По мере развития революции Мирабо, сторонник конституционной монархии, стал лидером крупной буржуазии. С 1790 г. - тайный агент ко-ролевского двора.

Собрание объявило себя неприкосновенным. Король не посмел пустить в ход оружие - большая часть версальского гарнизона была на стороне депутатов. Вскоре к третьему сословию примкнула либеральная часть дворянства во главе с герцогом Орлеанским.

9 июля собрание объявило себя Учредительным и тем самым про-возгласило свое право на учреждение нового политического строя на основе конституции. К Версалю стали стягиваться верные королю вой-ска, перед которыми ставилась задача разогнать собрание. Неккер вынужден был уйти в отставку. В этой обстановке инициативу взяли на себя жители Парижа.

5. Взятию Бастилии.

12 июля Париж бурлил. Ораторы рассказывали об угрозе, нависшей над Учредительным собранием. Распространялись слухи о банкротстве государства. 13 июля 1789 года выборщики образовали в ратуше Постоянный комитет для организации милиции, названной затем Национальной гвардией. Парижане громили оружейные магазины. В арсеналах было захвачено до 30 тысяч ружей и несколько пушек. Часть войск перешла на сторону восставших.

На пути к центру Парижа стояла Бастилия - мрачный восьмиба-шенный замок, государственная тюрьма и крепость. С ее толстых стен, возвышавшихся за глубоким рвом, грозно глядели бойницы.

14 июля массы народа с ружьями, ножами и пиками, отряды На-циональной гвардии, примкнувшие к восстанию, группы солдат и офицеров окружили крепость и потребовали сдачи Бастилии. Выслан-ные вперед парламентеры с белыми флагами были встречены выстрелами. Началась осада. В перестрелке восставшие потеряли до 100 человек. Ко входу подкатили две пушки и их ядра разбили цепи подъемного моста. Восставшие ринулись вперед.

Бастилия пала. Ее комендант был убит. Через год после штурма Бастилия была окончательно разрушена. День взятия Бастилии - пер-вый день Французской революции - впоследствии стал нацио-нальным праздником Французской республики. Он отмечается ежегодно 14 июля.

6. Законодательство Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина.

Взятие Бастилии привело к уничтожению абсолютизма и утверждению конституционной монархии во Франции. Власть в столице захватила крупная буржуазия, и ее представители возглавили парижский муниципалитет. Ж. Бшш был назначен мэром Парижа. К крупной буржуазии примкнули представители либерального дворянства. Начальником Национальной гвардии стал маркиз М.Ж. де Лофойет - участник войны за независи-мость североамериканских колоний.

Ляфайет Мари Жозеф де (1757-1834Г~ маркиз, французский политический деятель. Участник войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг. (в звании генерала американской армии). В начале Французской революции командовал Национальной гвардией. Сторонник конституционной монархии; после восстания 10 августа 1792 г. перешел на сторону контрреволюции. В период Июльской революции 1830г. командовал Национальной гвардией; содействовал вступлению на престол Луи-Филиппа.

Революция в Париже вызвала мощный подъем народного движения по всей стране. После падения Бастилии» по всей Франции прокатилась волна «муниципальных революций. Вместо ранее существовавших создавались новые муниципалитеты.

Развернулось мощное крестьянское движение. Под воздействием крестьянских восстаний Учредительное собрание в ночь на 4 августа провозгласило полную отмену феодального строя, но на практике были безвозмездно отменены только господское право охоты и так называемые личные повинности крестьян, в том числе барщина. Обременительные поземельные платежи крестьян в пользу помещиков подлежали выкупу, и главный вопрос революции - аграрный *«- был еще далек от полного разрешения.

26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. Она провозгласила принцип национального верховенства, то есть нация определялась как единственный источник власти. В стране сохранялась конституционная монархия, которая должна была выполнять свои функции по воле нации. Декларация утверждала, что люди рождаются свободными и равными в правах, а «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» являются естественными и неотъемлемыми правами человека. Провозглашались свобода слова, мысли, совести, печати, вероисповедания, выбора любых занятий, неприкосновенность личности и частной собственности. Однако вво-дился имущественный ценз при выборах, что оставляло за пределами активной общественной деятельности большинство населения страны и устанавливало фактическое господство буржуазии. Декларация отвергла сословные привилегии, она стала манифестом народов Европы в борьбе против гнета феодализма и абсолютизма.

После принятия Декларации авторитет Учредительного собрания значительно возрос, однако монархисты не теряли надежды разогнать его. В октябре 1789 года в стране резко обострилась продовольственная проблема, продолжался рост цен и спекуляции хлебом. Такая обстановка вызывала усиление народного негодования.

5 октября огромная колонна демонстрантов, состоящая из рабочих, лавочников, ремесленников двинулась на Версаль. 6 октября народ ворвался в Версальский дворец, началась перестрелка. Король был вынужден выйти на балкон и дать согласие на переезд в Париж королевского двора и Учредительного собрания. После событий 5-6 октября 1789 года все больше аристократов бежало за границу.

В самом Учредительном собрании продолжалась борьба политических группировок. Наиболее многочисленными и влиятельными были умеренные конституционалисты-монархисты. Они выступали за сохранение конституционной монархии, однопалатное Законодательное собрание. Лидерами этой группировки стали граф Мирабо, аббат Сиейес, мэр Парижа Баш, маркиз Лафайет. Наиболее революционную группу составляли в Собрании несколько радикалов. Среди них выделялся последователь идей Руссо, молодой адвокат из Арраса М.Робеспьер.

В стране начали активно действовать политические клубы. Осенью 1789 года было образовано «Общество друзей конституции», которое получило название Якобинского клуба (от библиотеки монастыря Св.Якова, где проходили его собрания). Якобинский клуб вначале объединял умеренных конституционалистов и сторонников буржуазно-демократических преобразований. В1790 году был основан Клуб кордельеров («Общество друзей прав человека и гражданина»). Его активными деятелями были адвокат Жорж Дантон и журналист Камиль Демулен. В это же время в Париже начали создаваться народные общества, в заседаниях которых важное место занимали представите-ли беднейших слоев населения. Большой популярностью пользовалась газета «Друг народа», которую издавал врач и публицист Марат.

7. Законы Учредительного собрания.

Учредительное собрание приняло целый ряд законов экономического, социального и административного характера, которые существенно преобразовали государство и общество. Уже в 1789 году Собрание упразднило прежнее средневековое хаотическое деление страны на провинции и губернаторства и разделило ее на 83 департамента с предоставлением им широкого самоуправления. Во главе департаментов должны были стоять выборные исполнительные коллегии (директории), избиравшиеся на основе имущественного ценза.

Избирательным правом обладали лишь те, кто платил налог в размере не менее трехдневной заработной платы. Среди 25 млн. жителей Франции таких граждан насчитывалось не более 4,3 млн. человек. Сохранялись не отмененные августовскими законами повинности крестьян. Помимо непосильного выкупа крестьяне должны были еще уплатить большие налоги.

В то же время Собрание старалось удовлетворить требования собственников и производителей. По всей стране была разрешена свободная торговля хлебом, отменены внутренние таможенные сборы и цехи. Ввозные пошлины немного увеличились. Вводилась единая система налогообложения, ликвидировалось большинство феодальных пережитков. Эти меры содействовали развитию торговли и промышленности.

Учредительное собрание объявило церковные земли национальным имуществом. Был введен декрет о введении так называемого гражданского устройства церкви. Священники в будущем подлежали переводу на жалованье с отменой десятинной платы от прихожан. Декреты 1790 года вводили гражданский брак и гражданскую регистрацию актов рождения.

Принятые Учредительным собранием законы объективно способствовали совершенствованию управления государством, открывали широкие возможности для развития торговли и предпринимательства.

Список литературы

1. Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.

2. С. Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109

3. Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.

4. Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. Ї 6-е изд. Ї М.: ООО «ТИД «Русское слово Ї РС», 2006 (§ 41).



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать