Начало освободительного движения в Индии. Образование независимого государства
p align="left">Мусульманская лига также объявила о поддержке военных усилий Англии, но при условии расширения представительства мусульман в законодательных органах.

Английское правительство, как бы отвечая на запрос индийских буржуазных националистов, выраженный в резолюциях Национального конгресса и Мусульманской лиги об отношении к войне, опубликовало 17 октября 1939 г. «Белую книгу», в которой изложило цели войны. Уклонившись от прямого ответа на требования, изложенные в упомянутой декларации Всеиндийского комитета Конгресса, правительство Англии объявило о своем намерении разработать после войны новую конституцию Индии при консультации с представителями индийских политических партий. Оно обещало расширить за счет индийцев состав Исполнительного совета при вице-короле и предложило создать при нем совещательный консультативный комитет из представителей политических партий и князей. «Белая книга» содержала фактически негативный ответ на предложения оппозиции.

23 октября руководство Национального конгресса опубликовало официальный ответ на английские предложения, содержавшиеся в «Белой книге», который сводился к следующему: 1) в Индии немедленно должно быть создано ответственное правительство: 2) новая конституция должна быть выработана учредительным собранием; 3) непринятие требований Национального конгресса может, в конечном счете, вынудить его начать кампанию гражданскою неповиновения.

В создавшейся обстановке руководство Мусульманской лиги попыталось укрепить свои позиции за счет главного политического соперника -- Национального конгресса. В декабре 1939 г. Лига объявила о проведении в стране кампании «освобождения от ига Конгресса» (после ухода в отставку провинциальных конгрессистских правительств), однако это движение не приняло массового характера. Провинциальные правительства в Ассаме, Синде и Северо-Западной пограничной провинции, возглавлявшиеся членами Лиги, продолжали сотрудничать с колониальной администрацией.

Сепаратистская позиция руководства Мусульманской лиги в значительной степени предопределила дальнейшее развитие политической борьбы в стране. Политика Мусульманской лиги играла на руку англичанам, уже давно сделавшим ставку на разжигание индусско-мусульманских противоречий.

Поскольку неуступчивость руководства Национального конгресса была подкреплена начавшимся массовым антиимпериалистическим движением, английское правительство оказалось вынужденным обратиться к руководству национальным движением с новыми предложениями. 10 января 1940 г. вице-король выступил в бомбейском «Восточном клубе» с заявлением о том, что после войны Индии будет предоставлен статус доминиона с учетом интересов князей, а также меньшинств, но при сохранении ответственности Англии за оборону страны в течение последующих 30 лет.

III. План Маунтбеттена и его реализация

15 марта 1946 г. Эттли зачитал в палате общин вторую декларацию об индийской политике лейбористов, в которой объявлялось о предоставлении Индии статуса доминиона. В своем заявлении Эттли признал, что движение за национальную независимость является всенародным, что в него втянута армия.

В конце марта миссия трех министров прибыла в Индию и начала длительные, продолжавшиеся в течение всего апреля переговоры с лидерами Национального конгресса и Мусульманской лиги. На позиции обеих партий оказали влияние результаты закончившихся в начале апреля 1946 г. выборов в провинциальные законодательные собрания.

Выборы показали, что, во-первых, подавляющее большинство избирателей выступали за сохранение единства Индии; во-вторых, выдвинутый Мусульманской лигой лозунг Пакистана оказался привлекательным для большинства избирателей-мусульман в провинциях с преобладающим немусульманским населением; в-третьих, Мусульманская лига завоевала прочные позиции в мусульманской общине по всей Индии.

Результаты выборов укрепили как решимость руководства Национального конгресса отстаивать единство Индии, так и, напротив, решимость руководства Мусульманской лиги добиваться проведения идеи создания Пакистана.

Переговоры, на которых английская сторона играла на противоречиях между Конгрессом и Лигой, закончились провалом. 16 мая 1946 г. была опубликована декларация английского правительства, в которой хотя формально и отвергалась идея расчленения Индии, в то же время содержалось утверждение об опасности для мусульманского меньшинства быть поглощенным индусским большинством в едином доминионе. Поэтому правительство выдвинуло следующий «компромиссный» план:

1. Доминион Индия будет представлять союз провинций и княжеств, имеющих самую широкую автономию. В ведении центрального правительства сохраняются лишь вопросы обороны, внешних сношений и коммуникаций.

2. Провинции Британской Индии будут объединены в три зоны: первую -- с преобладанием индусского населения, куда войдут провинции севера, центра и юга страны; вторую -- западную, состоящую из провинций с мусульманским большинством -- Пенджаб, Синд и Северо-Западная пограничная провинция; третью -- восточную, состоящую из провинций Бенгалия и Ассам, где мусульмане также составляют большинство. В каждой зоне образуется зональное правительство.

3. Учредительное собрание, которое будет состоять из депутатов, избранных провинциальными законодательными собраниями, а также назначенных князьями, выработает общеиндийскую конституцию и конституции трех зон -- соответственно в трех секциях учредительного собрания депутатами от соответствующих провинций.

4. Выборы в Учредительное собрание будут проводиться по трем куриям: индусской, мусульманской и сикхской (из расчета один депутат на 1 млн. жителей). Утверждение каждой статьи проекта конституции предполагает одобрение ее не только абсолютным большинством пленума учредительного органа, но и большинством депутатов индусской и мусульманской курий.

Английские предложения предусматривали создание таких условий работы учредительного собрания, которые затруднили бы и в конечном счете сорвали достижение соглашения между Конгрессом и Лигой. Это свидетельствовало о том, что английские правящие круги взяли курс на поддержку Мусульманской лиги в ее стремлении образовать Пакистан за счет расчленения страны. Программа Мусульманской лиги соответствовала интересам английского империализма, который, будучи уже не в состоянии сохранить колониальный статус Индии, вынашивал планы такого политического урегулирования, которое крайне ослабило бы страну в экономическом и военном отношении и создало бы основу для сохранения ее зависимости от прежней метрополии.

В то же время колониальная администрация предприняла действия, направленные как на предотвращение решения вопроса о будущем статусе Индии другим путем, так и на всемерную оттяжку «передачи власти».

Реакция Конгресса и Лиги на предложения миссии трёх министров не была одинаковой. Руководство Мусульманской лиги не только одобрило английский план, но и дало согласие на участие во временном правительстве, об образовании которого было объявлено Уэйвеллом также 16 мая. Мусульманскую лигу привлекало то, что формирование правительства предполагалось осуществить на куриальной основе, причем по мусульманской курии кандидатуры выдвигались лишь Мусульманской лигой, а по индусской -- соответственно Национальным конгрессом.

Последний пункт отвергался Национальным конгрессом, отстаивавшим светский характер организации. Поскольку Конгресс отказался войти во временное правительство, которое создавалось как исполнительный совет при вице-короле, не ответственный перед учредительным собранием, Лига объявила, что она принимает предложение о его формировании. Однако вице-король отклонил предложение Лиги и образовал исполнительный совет из чиновников. В этих условиях Совет Мусульманской лиги заявил об отказе партии участвовать не только во временном правительстве, но и в работе учредительного собрания. Лига объявила, что она начнет прямую борьбу за Пакистан.

Несмотря на ограниченные компетенции временного правительства, первые шаги, особенно во внешнеполитической области, показали, что его политика резко отличается от политики колониальной администрации.

Реакция Лиги на образование правительства была весьма бурной. Джинна расценил это событие как акт предательства англичан по отношению к мусульманам и объявил день 16 августа началом прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте были спровоцированы крупные индусско-мусульманские погромы, которые перекинулись на соседние районы Бихара и Бенгалии. Погромы начались и в Бомбее. В сентябре Лига вошла во временное правительство, но продолжала бойкотировать учредительное собрание. Английское правительство, воспользовавшись этим, предложило изменить порядок голосования статей будущей конституции: она не распространялась на те провинции, большинство депутатов от которых не участвовали в заседании. Это давало возможность Мусульманской лиге сорвать принятие учредительным собранием решения о сохранении единой Индии, на чем настаивал Неру.

В октябре 1946 г. в Мируте состоялся первый после войны съезд Национального конгресса, на котором президентом был избран А. Крипалани. Съезд одобрил политическую линию руководства Национального конгресса и высказался за превращение Индии в суверенную республику.

В течение 1946 и 1947 гг. экономическое положение в стране продолжало ухудшаться, что стимулировало дальнейшее развитие массовых выступлений в городе и деревне. Всего в течение 1946 г. произошло свыше 2 тыс. зарегистрированных стачек, в которых приняло участие около 2 млн. рабочих.

В стране создалась революционная ситуация. Было очевидно, что дальнейшее промедление с передачей власти представителям индийской буржуазии и помещиков могло бы привести к положению, когда политическая система, созданная английским империализмом в Индии, рухнула бы под напором вооруженной борьбы масс.

20 февраля 1947 г. Эттли огласил третью декларацию лейбористского правительства о политике в Индии, в которой было заявлено, что англичане уйдут из Индии не позднее июля 1948 г. и что, если к тому времени не будет создано центральное правительство, власть будет передана провинциям. Для осуществления английского плана назначался новый вице-король Маунтбэттен.

Как Национальный конгресс, так и Мусульманская лига одобрили декларацию. Тогда, чтобы осложнить отношения между двумя партиями, англичане спровоцировали индусско-мусульманские столкновения, достигшие особой остроты в Пенджабе, где Мусульманская лига провела демонстрации против местного правительства сторонников единства Индии.

При последней попытке как-то сохранить свои позиции в стране английский империализм, вынужденный уйти из Индии, сделал ставку на ее расчленение. В апреле Маунтбэттен прибыл в Индию, а 3 июля был обнародован «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона. Он сводился к следующему:

1. В Индии образуются два доминиона: Индийский Союз и Пакистан.

2. Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решается раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения.

3. В Северо-Западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, проводится референдум.

4. Вопрос о судьбе Синда решается голосованием в провинциальном законодательном собрании.

5. Вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителей.

6. Учредительное собрание делится на учредительные собрания двух доминионов; они определят будущий статус обоих государств.

Национальный конгресс понимал,что англичане -- при поддержке Лиги -- любыми средствами добьются раздела страны, и, чтобы предотвратить новое кровопролитие, согласился на принятие «плана Маунтбэттена».

Сессия Всеиндийского комитета конгресса, собравшаяся в июне 1947 г., 157 голосами против 61 приняла английские предложения.

В то же время Совет Мусульманской лиги выступил с дополнительным требованием о включении в Пакистан всей Бенгалии и всего Пенджаба.

Во время голосования в Пенджабе и Бенгалии депутаты от «индусских» округов, следуя решению Конгресса, проголосовали за раздел провинций, депутаты же от «мусульманских» округов голосовали за сохранение неразделенных Бенгалии и Пенджаба.

Исход голосования в Синде и референдумов в Силхете и Северо-Западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан. При этом вице-король отклонил требование лидера краснорубашечников Абдулл Гаффар-хана о включении в референдум вопроса об образовании самостоятельного Пуштунистана. За него выступало подавляющее большинство из числа 15% населения провинций, обладавших правом голоса.

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимости Индии, который вошел в силу 15 августа того же года.

Героическая борьба нескольких поколений индийских борцов за свободу успешно завершилась. С победой национальной революции в истории Индии начался новый период -- независимого развития.

Провозглашение Индии доминионом внесло коренные изменения в государственно-правовой статус страны. Постепенно на территории Индийского Союза, в котором на основе федерации объединились бывшие провинции Британской Индии и княжества, было прекращено действие законов, изданных английским парламентом. Начало работу учредительное собрание, председателем которого был избран один из руководителей Конгресса и сподвижников М. К. Ганди -- Радженд-ра Прасад.

Первое правительство независимой Индии возглавил Джавахарлал Неру, одновременно исполнявший обязанности министров иностранных дел и обороны. Большинство министров были членами партии Индийский национальный конгресс. Кроме них министром юстиции был назначен Б. Р. Амбед-кар -- лидер Федерации «неприкасаемых», а министром промышленности и снабжения -- ТТТ. П. Мукерджи -- лидер Хин-ду маха сабха.

Избранные в 1946 г. провинциальные законодательные собрания и ответственные перед ними провинциальные правительства также отражали интересы пришедшего к власти буржуазно-помещичьего блока.

Неотложной задачей новой государственной власти было принятие мер по индианизации административного аппарата, вооруженных сил, что существенно ограничивало английское влияние на внутреннюю и внешнюю политику независимой Индии. Индийскому правительству удалось добиться ухода из Индии последних контингентов английских войск в феврале 1948 г., однако еще в 1949 г. в центральном аппарате, главным образом в органах дипломатической службы, находилось около тысячи чиновников-англичан.

Английский империализм, стремясь по возможности сохранить свои позиции в Индии, делал ставку не только на свою прямую агентуру в административном аппарате, но и в первую очередь на княжества, в которых и после провозглашения независимости по-прежнему действовала княжеская администрация. Поэтому первоочередная задача нового индийского государства заключалась в ускорении процесса интеграции княжеств с доминионом.

Заключение

Итогом первой половины ХХ столетия стало не только завоевание независимости, но и складывание в Индии политической системы - многопартийной, с решающим преобладанием на общеиндийском уровне ИНК, с течением времени все более приобретающей черты политической партии со строго централизованным руководством.

В формировании партийно-политической системы преобладали центростремительные тенденции, ядром и центром притяжения неизменно оставался Индийский национальный конгресс.

ИНК выработал концепцию компромиссного согласования несхожих групповых интересов - систему консенсуса, которая была положена в основу политической стратегии этой партии и которой она оставалась приверженной и в период независимого развития.

Национально-освободительное движение привело к становлению идеологии общеиндиского национализма и секуляризма, что явилось основой представлений о «единой индийской нации». Вместе с тем объективные процессы формирования этнических и конфессиональных общностей способствовали соединению религии и политики, что обусловило, в частности, возникновении теории «двух наций» - индусской и мусульманской, углубление конфликта между двумя общинами и оформление движения за создание независимого мусульманского государства Пакистан, приведшего к разделу колоний на два независимых государства.

Конфликт между индусами и мусульманами содействовал ускорению процессов межэтнической интеграции среди индусского большинства и подготовил почву для создания централизованной федерации. Решение индо-мусульманского конфликта путем раздела стало предпосылкой обеспечения единства Индии и стабильности ее демократического режима.

Колониальный период стал этапом становления институтов буржуазной демократии в Индии, заложил основы современной государственности и политической жизни, предопределил особенности функционирования политической системы в период независимости.

15 августа 1947 г. Закон о независимости Индии вступил в силу. Индии был предоставлен статус доминиона в рамках Британского содружества наций. Изменение государственно-правового статуса страны открывало принципиально новую страницу ее истории. Учредительное собрание получило полномочия издавать свои законы, преступило к работе первое независимое правительство Индии.

Освобождение Британской Индии привело к изменению геополитической ситуации в южно-азиатском регионе и оказало решающее воздействие на судьбы сопредельных государств.

Примечания

1. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. В 2-х частях. Ч. 1/ Под ред. А.М. Родригеса. М., 2001. C.157

2. Антонова К.А., Бонгард- Левин Г.М., Котовский Г.Г., История Индии. М., 1973. C.49

3. Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока.(1917-1947) / Под ред. Л.Р. Полонская, Ю. Н. Гаврилов М., 1984. С.119

4. Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955. С.57

5. Поддубный В.К. Идеология и политика ИНК в 1917-1947 гг., М. 1989. С.69

6. Неру Дж. Автобиография. М., 1955. С.216

7. Антонова К.А., Бонгард- Левин Г.М., Котовский Г.Г. Указ. соч. С.33

8. Неру Джавахарлал. Взгляд на всемирную историю. В 3 томах. Т. 3/ Под ред. С.111

9. История Востока. В 6 томах. Т. 1/ Под ред. Р.Б. Рыбакова. М., 2002. С.315

10. Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. Т. 1-2. М., 1989. С. 203

11. Антонова Т.С. Отношения между СССР и Индией. Взгляд из Индии. М., 1991. С.45

12. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. В 2-х частях. Ч. 1 Указ. соч. С.183

13. СССР и Индия. / Под ред. Г.Г. Котовский, А.Н. Хейфец. М., 1987. С.56

14. Мартышин О.В. Политические взгляды М.К.Ганди. М. 1970. С. 88

15. Горев А.В. Махатма Ганди. М., 1984. С.32

16. Неру Дж. Указ. соч. С.166

17. Антонова К.А., Бонгард- Левин Г.М., Котовский Г.Г. Указ. соч. С.389

18. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. В 2-х частях. Ч. 1. Указ. соч. С.185

19. Мартышин О.В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. М., 1981. С.98

20. Неру Дж. Указ. соч. С.195

21. История Востока. В 6 томах. Т. 1 Указ. соч. С.115

22. Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока.(1917-1947) Указ. соч. С.154

23. Неру Дж. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления. 1946-1964 гг. М., 1965. C.17

24. Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. В 2-х частях. Ч. 1. Указ. соч. С.191

25. Гопал С. Указ. соч. С.258

26. Неру Дж. Указ. соч. С.202

27. Мартышин О.В. Указ. соч. С.97

28. Антонова К.А., Бонгард- Левин Г.М., Котовский Г.Г. Указ. соч. С.401

29. Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока.(1917-1947) Указ. соч. С.117

Библиография

Источники

Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока.(1917-1947) / Под ред. Л.Р. Полонская, Ю. Н. Гаврилов М., 1984.

Поддубный В.К. Идеология и политика ИНК в 1917-1947 гг., М. 1989.

Исследования

Антонова Т.С. Отношения между СССР и Индией. Взгляд из Индии. М., 1991.

Бхатия В. Дж.Неру и становление индийско-советских отношений 1917-1947. М., 1989.

Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. Т. 1-2. М., 1989.

Мартышин О.В. Политические взгляды Джавахарлала Неру. М., 1981.

Мартышин О.В. Политические взгляды М.К.Ганди. М. 1970.

Горев А.В. Махатма Ганди. М., 1984.

Неру Дж. Автобиография. М., 1955.

Неру Джавахарлал. Взгляд на всемирную историю. В 3 томах. Т. 3/ Под ред. Г.Л.Бондаревского, П.В. Куцобина, А.Л. Нарочицкого. М., 1989.

Неру Дж. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления. 1946-1964 гг. М., 1965.

Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955.

СССР и Индия. / Под ред. Г.Г. Котовский, А.Н. Хейфец. М., 1987.

Обобщающие, справочные, энциклопедические, учебные издания

Антонова К.А., Бонгард- Левин Г.М., Котовский Г.Г., История Индии. М., 1973.

История Востока. В 6 томах. Т. 1/ Под ред. Р.Б. Рыбакова. М., 2002.

Новейшая история стран Азии и Африки ХХ в. В 2-х частях. Ч. 1/ Под ред. А.М. Родригеса. М., 2001.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать