Нюрнбергский процесс
риказом от 1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. В нарушение условий пакта Бриана - Келлога от 1928 года. После полного поражения Польши немецкими вооруженными силами было приказано вторгнуться 9 апреля 1940 года в Данию и Норвегию, 6 апреля 1941 года - в Югославию и Грецию. Все эти вторжения были заранее детально спланированы.

Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года

22 июня 1941 года гитлеровские войска, вероломно нарушив пакт о ненападении между Германией и СССР, без объявления войны напали на советскую территорию, начав тем самым агрессивную войну против СССР.

С первого же дня вторжения на территорию СССР гитлеровские заговорщики в соответствии с детально разработанным планом начали осуществлять разрушение городов и сёл, уничтожение фабрик и заводов, колхозов и совхозов, электростанций и железных дорог, ограбление и варварское разрушение национально-культурных учреждений народов СССР, разрушение музеев, школ, больниц, церквей, исторических памятников, массовый угон советских граждан на подневольную работу в Германию, а также физическое истребление взрослого населения, стариков и детей, особенно русских, белорусов, украинцев, и повсеместное истребление евреев.

Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США: ноябрь 1936 года - декабрь 1941 года.

Развязав агрессивную войну, германское правительство подготовило соглашение о Германо-Итало-Японском сотрудничестве, которое было подписано в Берлине 27 сентября 1940 года, сроком на 10 лет. Нацистское правительство предполагало, что японская агрессия ослабит и поставит в невыгодное положение те страны, с которыми они находились в состоянии войны, и те страны, с которыми они намеревались завязать войну. Соответственно нацистские заговорщики призвали Японию добиваться "нового порядка". Пользуясь успехами агрессивной войны, которую в то время вела Германия, Япония 7 декабря 1941 года совершила нападение на США в Пирл-Харбор и на Филиппины, а также на Нидерланды в юго-западной части Тихого океана, на Британское Содружество Наций, на французский Индокитай.

Германия объявила войну США 11 декабря 1941 года.

Все перечисленные в разделе преступления проводились германскими войсками по прямым приказам гитлеровского правительства, генерального штаба и высшего командования германских вооруженных сил.

2.3 Преступление против мира. Формула обвинения

Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязыв
ании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств.

Войны, упоминаемые в формуле обвинения в разделе 2.2 настоящего обвинительного заключения, и дата их возникновения следующие: против Польши - 1 сентября 1939 года, против Соединенного Королевства и Франции - 3 сентября 1939 года, против Дании и Норвегии - 9 апреля 1940 года, против Бельгии, Нидерландов, Люксембурга - 10 мая 1940 года, против Югославии и Греции - 6 апреля 1941 года, против СССР - 22 июня 1941 года, против США - 11 декабря 1941 года.

2.4 Военные преступления. Формула обвинения

Все обвиняемые совершили военные преступления между 1 сентября 1939 года и 8 мая 1945 года и в Германии во всех странах и областях, которые были оккупированы германскими вооруженными силами с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Ит
алии и в открытом море.

Все обвиняемые, действуя по уговору с другими, составили и выполнили общий план или заговор с целью совершить военные преступления. Этот план повлек за собой в числе других преступных действий практику "тотальной войны", включающую методы боевых действий и военной оккупации, прямо противоречащие законам и обычаям войны, и совершение преступлений на полях сражений при столкновениях с вражескими армиями и против военнопленных, а на оккупированной территории против гражданского населения этих территорий.

Эти методы и преступления явились нарушениями международных конвенций, внутренних уголовных законов и общих принципов уголовного права, так как эти принципы вытекают из уголовного права всех цивилизованных наций.

Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море

В течение всего времени оккупации, обвиняемые, с целью терроризирования жителей, убивали и мучили граждан, жестоко обращались с ними и заключали их в тюрьмы без законного судебного процесса.

Убийства и жестокое обращение производились разными способами, включая расстрелы, повешение, отравление газом, доведение до голодной смерти, чрезмерную скученность, систематическое содержание впроголодь, принуждение к работе, непосильной для тех, на кого она возлагалась, несоответствующее санитарное и медицинское обслуживание, жестокости и пытки всех видов, включая пытки каленым железом и вырывание ногтей, и производство опытов над живыми людьми путем оперирования их, и другие способы.

На некоторых оккупированных территориях обвиняемые препятствовали исполнению религиозных обрядов, преследовали духовенство и монахов, экспортировали церковную собственность.

Они проводили умышленное и систематическое истребление народов, т.е. массовое истребление людей, принадлежащих к определенным расам и национальным группам, умерщвление гражданского населения оккупированных территорий, с тем, чтобы уничтожить отдельные расы и слои населения, а так же национальные, расовые и религиозные группы. Лица гражданского населения систематически подвергались пыткам всех видов с целью получения от них разных сведений.

Такие убийства и жестокое обращение противоречат международным конвенциям, в частности статье 46 Гаагских правил 1907 года, противоречат законам и обычаям войны, общим принципам уголовного права. Такие убийства и жестокое обращение имели место в концентрационных лагерях и подобных учреждениях, устроенных обвиняемыми, и в частности в концентрационных лагерях в Бельзене, Бухенвальде, Дахау, Бриндонке, Грине, Наувейлере, Вигхте, Амерсфурте и в значительном количестве крупных и мелких городов и деревень, включая Орадур Сюр, Глан и Осло.

Способы, применяемые для истребления людей в концентрационных лагерях, были: жестокое обращение, псевдонаучные опыты (стерилизация женщин в Освенциме и Равенсберге, искусственное заражение раком матки в Освенциме, тифом в Бухенвальде, анатомические "исследования" в Нацвейлере, инъекции в области сердца в Бухенвальде, пересадка костей и вырезание мышц в Равенсбрюке, и множество других), газовые камеры, "душегубки" и печи для кремации.

После вторжения в Польшу и СССР, германское правительство и германское верховное командование начали проводить систематическую политику убийства гражданского населения восточных стран и жестокое обращение с ним по мере того, как эти страны оккупировались немецкими вооруженными силами.

Около 1500000 человек в Майданске, около 4000000 человек в Освенциме, среди них граждане СССР, Польши, Чехословакии, Югославии, Англии, США и других стран.

В Львове и Львовской истребили около 700000 граждан СССР, включая 70 деятелей науки и искусства, а также граждан США, Англии, Франции, Нидерландов и Югославии, доставленных в эту область из других концентрационных лагерей. В еврейском гетто с 7 сентября 1941 года по 6 июля 1943 года свыше 133000 человек было замучено и расстреляно. В Эстонии было расстреляно множество мирных жителей. В один только день 19 сентября 1944 года в лагере Клого немцы расстреляли 2000 мирных граждан, их трупы были сожжены на кострах. В Литве имели место массовые убийства советских граждан, а именно: в Панорах - 100000 человек, в Каунасе - больше 70000, в Алитусе - около 60000, в Пренаях - свыше 3000, в Вильямполе - около 8000, в Мариамполе - около 7000 и в соседних городах - 37640 человек. В Латвии было убито 577000 человек. В Ленинграде - 172000 человек, включая свыше 20000 человек, которые погибли от голода, холода и бомбежек. В Краснодаре около 6700 человек гражданского населения было убито путем отравления газом в "душегубках" или были замучены и расстреляны. В Сталинграде и Сталинградской области после изгнания оттуда немцев было найдено более 40000 трупов, все тела были изуродованы с особой жестокостью. В Орле было убито 5000 человек. В Новгороде и Минске несколько десятков тысяч. В Крыму мирные граждане были погружены на баржи, вывезены в море и потоплены. Таким путем было уничтожено свыше 144000 человек. На Украине чудовищными способами было убито множество людей. В Бабьем Яру - свыше 100000 человек, в Киеве свыше 195000. В Ровно и Ровенской области около 100000 человек. В Одессе, по меньшей мере, было убито 200000 человек. В Харькове около 195000 человек было замучено, расстреляно или удушено в "душегубках".

Наряду с взрослыми нацисты истребляли детей. Они убивали их вместе с родителями, группами и по одиночке. Они убивали их в детских домах, в больницах, заживо хороня в могилах, бросая в огонь, отравляя их, производя над ними опыты, беря у них кровь для немецких солдат, бросая их в тюрьмы, гестаповские камеры пыток и концентрационные лагеря, где дети умирали от голода, пыток и эпидемических заболеваний.

Все приведенные данные занижены, так как, начиная с июня 1943 года немцы проводили мероприятия, направленные на то, чтобы скрыть следы своих преступлений.

Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей.

В течение всего периода германской оккупации западных и восточных стран германское правительство и верховное командование проводили политику увода физически здоровых граждан из оккупированных стран в Германию и в другие оккупированные страны для работы на положении рабов на военных заводах и для других работ, связанных с военным усилением Германии.

Такой увод в рабство противоречил международным конвенциям, в частности статье 46 Гаагских Правил 1907 года, законам и обычаям войны, общим правилам уголовного права.

Существуют данные о таких уводах населения из Франции, Дании, Люксембурга, Бельгии, Голландии, СССР, стран Восточной Европы.

Из СССР оккупационные власти отправили в рабство около 4000000 человек.

Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а так же с лицами, находившимися в плавании в открытом море.

Обвиняемые убивали и жестоко обращались с военнопленными, лишая их необходимой пищи, жилья, одежды, медицинского обслуживания, заставляя работать их в нечеловеческих условиях, пытая их, а затем убивая их.

Военнослужащих тех стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, часто убивали, когда они сдавались в плен. Эти убийства и жестокое обращение производились вопреки международным конвенциям, в особенности статьям 4,5,6,7 Гаагских Правил 1907 года и статьям 2,3,4,6 Конвенции о военнопленных (Женева, 1929 год), законам и обычаям войны, общим правилам обращения с военнопленными.

Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.

По приказу обвиняемых бесцельно разрушались города и деревни и совершались другие разрушения, не оправданные военной необходимостью и соображениями военного характера.

На территории СССР нацисты уничтожили и сильно разрушили 1710 городов и более 70000 деревень и населенных пунктов, более чем 6000000 зданий и оставили без крова около 25000000 человек. Среди наиболее разрушенных городов: Сталинград, Севастополь, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Новгород, Псков, Орел, Харьков, Воронеж, Ленинград и другие. Как видно из официальных источников, германское правительство намечало полное уничтожение целых городов СССР.

В совершенно секретном приказе начальника военно-морского штаба (штаб 1А 1601/41 от 29 сентября 1941 года), адресованного только штабным офицерам, было сказано: "Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург... Финляндия заявляет, с ее точки зрения существование этого города на ее новой границе нежелательно... Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами... " Немцы разрушили огромное количество музеев, вывезли предметы искусства. Они разрушили 1670 православных церквей, 237 римско-католических, 69 часовен, 532 синагоги и т.д.

Принудительная вербовка гражданской рабочей силы. На оккупированных территориях обвиняемые вербовали в принудительном порядке и заставляли жителей работать, используя их труд для целей, иных, чем удовлетворение нужд оккупационных армий, и в объеме, значительно превышавшем ресурсы упомянутых стран. Все гражданское население, завербованное таким способом, принуждали работать на германскую военную машину. От гражданского населения требовалась регистрация, и многие из тех, которые регистрировались, были вынуждены вступить в организации Тодта и в легионы Шпеера, которые были полувоенными организациями, проходившими военную подготовку. Эти действия нарушали статьи 46 и 50 Гаагских Правил 1907 года. Гражданские лица, завербованные в легион Шпеера, как указано выше, принуждались под угрозой лишения их пищи, денег, удостоверений личности принимать торжественную присягу с признанием безусловного повиновения Адольфу Гитлеру, фюреру Германии, которая являлась для них враждебным государством.

В Лотарингии служащие граждане, чтобы сохранить работу, были обязаны подписать декларацию, по которой они признавали "возвращение их страны в состав Германии, обязывались безусловно подчиняться приказам их начальников и вступить на действительную службу фюреру и Великой Национал-социалистской Германии". Обязательство подобного рода было навязано гражданам Эльзаса.

Такие действия нарушали статью 45 Гаагских Правил 1907 года, законы и обычаи войны, основные принципы уголовного права.

Германизация оккупированных территорий

На некоторых оккупированных территориях, аннексированных Германией, обвиняемые методично и неуклонно пытались ассимилировать эти территории с Германией в политическом, культурном, социальном и экономическом отношении.

Предпринимались попытки уничтожить прежний национальный характер этих территорий. Во исполнение этих планов и замыслов обвиняемые насильно высылали жителей, которые не являлись немцами, и вселяли тысячи немецких колонистов. Этот план включал в себя экономическое господство Германии, занятие территорий, учреждение марионеточных правительств, присоединение к Германии оккупированных территорий и принудительная вербовка их населения в германские вооруженные силы.

Эти действия противоречили статьям 43,46,55,56 Гаагской конвенции 1907 года, основные принципы уголовного права, законы и обычаи войны.

2.5 Преступления против человечности

Все обвиняемые совершили преступления против человечности в период с 1939 года по 8 мая 1945 года в Германии и на территориях, оккупированных германскими вооруженными силами начиная с 1 сентября 1939 года, а также в Австрии, Чехословакии, Италии и в открытом море. Обвиняемые проводили политику преследования, р
епрессий и истребления тех граждан, которые были врагами нацистского правительства, и общего плана или заговора, описанных в разделе 1, или подозревались в этом, или рассматривались в качестве возможных врагов. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, содержали их в так называемом "предварительном заключении" и концентрационных лагерях, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

Гитлер в беседах с Раушнингом говорил: «Мы должны развить технику обезлюживания. Если вы спросите меня, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц». Нюрнбергский процесс., т.1, М., 1987, с.483.

2.6 Приговор

1 октября 1946 г. Международный Военный Трибунал в Нюрнберге вынес приговор группе главных военных преступников. В нем был закреплен принцип ответстве
нности за совершение и соучастие нацистских преступлений.

Международный военный трибунал приговорил:

Геринга (2.2,2.3,2.4,2.5) В скобках написаны разделы обвинительного заключения, в которых перечислены

преступления, в которых обвиняемые были признаны виновными., Риббентропа (2.2,2.3,2.4,2.5), Кейтеля (2.2,2.3,2.4,2.5), Кальтенбруннера (2.2,2.3,2.4,2.5), Розенберга (2.2,2.3,2.4,2.5) , Франка (2.2,2.4,2.5), Фрика (2.2,2.3,2.4,2.5), Штрейхера (2.2,2.5), Заукеля (2.2,2.3,2.4,2.5), Йодля (2.2,2.3,2.4,2.5), Зейсс-Инкварта (2.2,2.3,2.4,2.5), Бормана (2.2,2.4,2.5) (заочно) к смертной казни через повешение.

Гесса (2.2,2.3,2.4,2.5), Функа (2.2,2.3,2.4,2.5), Редера (2.2,2.4,2.5) - к пожизненному заключению.

Шираха (2.2,2.5), Шпеера (2.2,2.3,2.4,2.5) - к 20, Нейрата (2.2,2.3,2.4,2.5) - к 15, Деница - к 10 годам тюремного заключения.

Фриче, Папен, Шахт были оправданы.

Переданный суду Лей незадолго до начала процесса повесился в тюрьме, Крупп был признан неизлечимо больным, и дело по нему было прекращено.

Трибунал признал преступными такие организации третьего рейха, как охранные отряды нацистской партии (СС), тайную полицию (гестапо), службу безопасности (СД) и руководящий состав нацистской партии, разоблачил преступническую роль и непосредственное участие германских монополий, гитлеровского генералитета и верховного главнокомандования в развязывании агрессии.

Осужденные, кроме Кальтенбруннера, Шираха, Шпеера, подали ходатайство о помиловании. После отклонения ходатайств Контрольным советом, приговоренные к смертной казни, за исключением Геринга, который незадолго до казни отравился, были в ночь на 16 октября 1946 года повешены в здании Нюрнбергской тюрьмы.

Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера, наказал как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, справедливо покарал организаторов и исполнителей преступных планов истребления миллионов людей и покорения целых народов.

Раздел 3.

3.1 Послесловие

Как можно было заметить, не все нацистские преступники были наказаны. Некоторым удалось скрыться и избежать правосудия. Их поиски ведутся и в наши дни. Мне кажется, теперь важно наказание военных преступников ни как возмездие, а как пр
едупреждение завтрашним убийцам.

Вопросы выдачи и наказания нацистских преступников стали самыми важными после Нюрнбергского процесса. Так на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. была подписана резолюция, которая рекомендовала правительствам стран, входящих в ООН «принять немедленно все нужные меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и высланы в те страны, где они совершали свои ужасные деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран» Валицкая В.И., Николайчик В.М. Наказание нацистских преступников - обязательство международного значения., США: экономика, политика, идеология., 1996, №1, с.49-64., с. 50.. Так же призывали поступить и странам не являющимися членами ООН. Но в этой резолюции не решался вопрос о том, следовало ли тем странам, на территории которых совершались преступления, направлять специальные требования об аресте и выдаче преступников, как это предусмотрено международным правом.

Большим шагом в развитии принципа выдачи лиц, совершивших преступления против человечества, имело принятие 14 декабря 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о территориальном убежище. В ней говорилось, что на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества.

На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1968 г. была принята имеющая огромное значение Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

В резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1983 г., было вновь подтверждено, что привлечение к ответственности и наказание за нацистские преступления представляют собой обязательства для всех государств.

Все эти решения международных организаций выработали основные принципы, на которых должно основываться решение вопроса о выдаче нацистских преступников.

1. При рассмотрении требований о выдаче лиц, виновных в совершении нацистских преступлений, неприменимы положения национального законодательства, если они противоречат правовым нормам, закрепленным в Уставе Нюрнбергского трибунала.

2. К лицам, совершившим нацистские преступления, неприменимо правило о невыдаче собственных граждан.

3. Нацистские преступления ни при каких условиях не могут рассматриваться как политические преступления.

4. К нацистским преступлениям неприменимы установленные национальным законодательством сроки давности.

5. Ни одно государство не вправе в одностороннем порядке объявить об амнистии за нацистские преступления.

3.2 «Крысиная тропа»

Когда Германия начала терпеть сокрушительные поражения на фронтах второй мировой войны, то началась подготовка к созданию для высших нацистских чиновников каналов побега из страны. Одной из весьма успешных реализаций таких планов стала так называемая «Крысиная тропа». По ней из советской оккупационной зоны в Америку бежали нацисты.

В 1948 г. в США был принят федеральный закон о перемещенных лицах. В нем категория лиц, которые не должны быть допущены в США в качестве «перемещенных», определялась по той же формулировке, которая содержалась в Уставе Международной организации по делам беженцев. Устав Международной организации по делам беже
нцев исключил из категории перемещенных лиц тех, кто «помогал врагу в преследованиях гражданского населения стран - членов ООН» либо «добровольно содействовал силам врага после начала второй мировой войны в их действиях против стран - членов ООН». Затем Верховный суд США сделал поправку, что во въезде в США должно быть отказано также и тем, кто непроизвольно помогал нацистам в преследованиях гражданского населения. Но этот закон не создавал реально эффективного барьера, поэтому значительное число нацистских преступников и лиц, сотрудничавших с нацистами, нашли убежище в США.

Почему так получилось? Во-первых, США требовалась рабочая сила, особенно сельскохозяйственных рабочих. Выдавая себя за крестьян, многие нацистские преступники обеспечивали себе предпочтение при рассмотрении заявлений. К этой тактике особенно часто прибегали охранники лагерей смерти - потому что многие из них происходили из сельских областей Украины.

Во-вторых, когда началась холодной война, то ссылки на антикоммунистические настроения стали легкодоступным прикрытием для тех, кто бежал из Восточной Европы. Не требовалось никаких доказательств кроме собственных слов человека. При недостаточной информации о перемещенных лицах им было легко лгать, проверять сведенья об их личности - крайне трудно. Следует учитывать, что серьезные сложности при опознании перемещенных лиц были связаны с путаницей в написании латинскими буквами славянских фамилий. Неразбериха возникла также при расшифровке наименований места рождения.

Однако чаще всего нацисты намеренно искажали свои анкетные данные: меняли дату рождения, прибегали к измененной транскрипции имени и фамилии, указывали неправильное место рождения, место проживания и работы в период нацистской оккупации. Нередко нацисты и сотрудничавшие с ними лица, пользуясь помощью «черного рынка», приобретали для себя полностью фальшивые документы.

Существовали и иные каналы для въезда в США. В 1945 г. министерство обороны США начало осуществлять программу «Пейпер клип». Целью этой программы было завладеть результатами наиболее перспективных научных исследований, особенно в военной области, а также привести из Германии ученых, чьи исследования могли бы быть полезными для развития американской военной техники, а также лишить другие страны, в особенности Советский Союз, возможности воспользоваться этими услугами. В некоторых случаях ученных перевозили в США, оформив как военнопленных. Иногда их нелегально перемещали на территорию Мексики, а оттуда в США, но уже официально, что создавало видимость законности въезда.

До 1977 г. выявление и подготовка для судебного рассмотрения дел, в соответствии с которыми лица, проживающие в США, подозревались в совершении нацистских преступлений, было возложено на отдел специальных исков министерства юстиции США. В 1979 г. функции этого отдела были переданы в другое подразделение, независимое от Службы иммиграции и натурализации. В отделении по уголовным делам министерства юстиции был создан отдел специальных расследований (ОСР).

ОСР должен принимать меры для розыска на территории США лиц, подозреваемых в совершении нацистских преступлений, выяснения законности их проживания в США и принятия правовых шагов для денатурализации и депортации нацистских преступников.

Сведения о проживающих в США нацистских преступниках поступают в ОСР из разных источников. Самым значительным из них оказался составленный в свое время службой СС список 50 тысяч офицеров и охранников концентрационных лагерей. Этот список был обнаружен союзниками сразу после войны. Компетентные органы СССР передали в ОСР фотокопию немецкого списка лиц, входящих в состав карательных отрядов, с указанием фамилий, имен, дат рождения и чинов. Значительную информацию ОСР получает от организации Симона Визенталя - известного лидера еврейской общины.

Для получения доказательств относительно нацистских преступников ОСР поддерживает деловые контакты с некоторыми неправительственными организациями США, например, с организациями, объединяющими жертв нацизма.

На основе договоренности и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством СССР, ОСР поддерживал деловые контакты с Прокуратурой СССР, что давало возможность получать от проживающих в СССР граждан свидетельские показания и иные доказательства, имеющие значение для расследований, проводимых отделом. Результаты сотрудничества оказались скромными. Насколько известно, гражданства США были лишены чуть более десяти лиц, участвовавших в гитлеровских преступлениях.

В 1994-1995 гг. по иску ОСР был лишен американского гражданства Шиффер, служивший охранником в концентрационных лагерях. Получило завершение дело Калейса, служившего во время войны в Латвии и причастного к массовым убийствам людей. После того как Калейс был привлечен к суду, был вынесен судебный приказ о его депортации в Австралию, на том основании, что после войны Калейс стал натурализованным гражданином Австралии. Депортация Калейса в Австралию осуществлена в соответствии с нормами американского законодательства, но противоречит международным соглашениям. По-видимому Латвия не проявила интереса к выдаче нацистского преступника, совершавшего преступления на ее территории.

3.3 Возмездия не будет

Одной из основных причин приведших к тому, что выявление находящихся в США нацистских преступников практически не проводилось, а дела обнаруженных преступников расследовались поверхностно, была атмосфера холодной войны.

Так, в 60-е годы правительство СССР периодически требовало выдачи нацистских преступников, которые стали гражданами США. Ответов на эти требования госдепартамент не давал, объясняя это тем, что между США и СССР не было договора о выдаче. А в 50 - 60-е годы преследование нацистских преступников вообще прекратилось.

Начиная с середины 70-х годов ситуация изменилась. В средствах массовой информации распространялись сведенья о массовых уничтожениях нацистами людей. Так, в 1978 г. телевизионная компания NBC подготовила четырехсерийную передачу об уничтожении евреев во время второй мировой войны, которую посмотрели в США 120 млн. человек. Позднее эта телепередача демонстрировалась в Европа. Вскоре в 50 районах США в экспериментальном порядке стали преподавать школьникам тему «Уничтожение евреев во время второй мировой войны».

Противодействие выявлению нацистских преступников и расследованию их злодеяний оказывают иммигрантские организации, заинтересованные в том, чтобы скрыть причастность проживающих в США бывших нацистов и их приспешников к совершенным злодеяниям либо оправдать их преступления.

Вопросы лишение американского гражданства и выдворения из США лиц, совершивших нацистские преступления, решаются в судебном порядке. Если иск будет удовлетворен, это означает, что иммиграционная виза была получена незаконно, а удостоверение о натурализации признается недействительным. Таким образом, ответчик оказывается иностранцем, находящимся на территории США незаконно и подлежащим выдворению из страны (депортации). После многих продолжительных судебных процедур депортирование нацистского преступника оказывается практически неосуществимым, если Соединенным Штатам не удастся найти страну, которая согласилась бы его принять.

Также серьезным препятствием к привлечению к суду нацистских преступников оказывается фактор времени: исчезают доказательства преступлений нацистов. Бывшие нацисты стареют и умирают. То же происходит и со свидетелями их преступлений. Все меньше остается очевидцев, и память их слабеет. Огромный период времени, прошедший в жизни людей, привел к значительным изменениям во внешности, это затрудняет их опознание.

Одним из факторов, приведших к сокращению во всем мире деятельности по выявлению и привлечению к ответственности нацистских преступников, является и то, что, если Прокуратура СССР в свое время вела в данной сфере активную работу по взаимодействию с США, Канадой, Великобританией, Австралией, Германией, то роль России в этом плане оказывается менее заметной.

Еще одна причина, по которой практически прекратился поиск нацистов: многие считают, что это напрасная трата времени и средств. Ведь большинство преступников уже умерли, а другие стали старыми людьми и не представляют никакой опасности. Но думать так - следовать коварной логике. Не преследовать этих людей по закону - значит простить им то, что они совершили в прошлом и оправдать повторение того же в будущем.

Преследования и массовые уничтожения людей в нацистской Европе начались не с газовых камер. Первые шаги были предприняты еще в середине 30-х годов, когда осуществлялось постепенное ограничение гражданских прав и свобод. Политические репрессии, расовые и религиозные преследования и жестокая дискриминация привели к местам, сами названия которых стали синонимами ужаса: Треблинка, Майданек, Освенцим. Возможно, что, если бы народ Германии не проявлениям фашизма в 30-е годы, то в 40-е годы не было бы газовых камер.

Нельзя сказать, что дискриминация и нетерпимость неизбежно приводят к массовым преследованиям людей, не говоря уже о массовых убийствах, которые происходили в Европе. Но нельзя также утверждать, что такое никогда не может повториться. Такое однажды уже случилось 60 лет назад, и нет гарантий, что такое никогда не произойдет снова где-нибудь на земном шаре. Валицкая В.И., Николайчик В.М. Наказание нацистских преступников - обязательство международного значения., США: экономика, политика, идеология., 1996, №1, с.49-64, с.64.

Заключение

Я думаю, что изучение истории второй мировой войны и ее последствий имеет огромное значение для борьбы за мир. Конечно, было бы наивно думать, что одним пр
оцессом можно навсегда предотвратить новые агрессивные войны. Но если бы деятельность Международного военного трибунала не ограничилась одним процессом, то мог бы быть внесен больший вклад в дело мира.

Фашизм потерпел крах не только в военном плане, но в политическом и юридическом. В ходе подготовки процесса удалось наладить плодотворное сотрудничество представителей четырех великих держав, разных по своему мировоззрению и воспитанию, представлявших полярно противоположные системы права. Этот успех объяснялся тем, что они решали общедемократические задачи, задачи борьбы с фашизмом и агрессивной войной, борьбы за принципы гуманности в отношениях между людьми, между народами и расами.

Принципы, разработанные на Лондонской конференции и зафиксированные в Уставе Международного военного трибунала, прочно вошли в жизнь народов, они стали фундаментом международного права. Устав трибунала и его приговор положили начало формирования системы правовых норм, которые призваны охранять мир, вести борьбу с агрессией, а в случае если она развязана, осуществлять защиту жертв войны и привлекать к ответственности виновников агрессии и военных преступников.

Нюрнбергская идея ответственности за агрессию глубоко проникла в сознание миллионов людей и стала огромной силой. Поэтому можно говорить не только о политической и юридической роли Нюрнбергского процесса, но и о нравственном его значении.

Нюрнбергский процесс называют Судом истории, он внес значительный вклад в моральный разгром фашизма. Нюрнбергский процесс - дань памяти и благодарности потомков за мирное небо над головой.

Список литературы

1. Валицкая В.И., Николайчик В.М. Наказание нацистских преступников - обязательство международного значения., США: экономика, политика, идеология., 1996, №1, с.49-64

2. Лебедева Н.С. Как готовился Нюрнбергский процесс., Международная жизнь., 1996, №8, с.100-108

3. Лебедева Н.С. Подготовка Нюрнбергского процесса., М., 1975

4. Лебедева Н.С. СССР и Нюрнбергский процесс., Международная жизнь., 1996, №9, с.100-109

5. Нюрнбергский процесс., М., 1987, т.1

6. Нюрнбергский процесс. Суд над нацистскими судьями., М., 1970

7. Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог., М., 1983

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать