Независимость новых югославских государств
Независимость новых югославских государств
3
НЕЗАВИСИМОСТЬ НОВЫХ
ЮГОСЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ
План
- Политическое развитие Республики Словения
- Хорватия борьба за границы
- Босния и Герцеговина в огне межнациональной войны
- Союзная Республика Югославия: жизнь под санкциями
- Государственное сообщество Сербия и Черногория
- Македония от унитаризма к федерализму
Политическое развитие Республики СловенияПервые многопартийные выборы в Словении после долгих лет коммунистической монополии на власть состоялись в апреле 1990 г. На них убедительную победу (около 55% голосов) одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС), в который входили Словенский демократический союз, Социал-демократический союз Словении, Словенское христианско-социальное движение, Словенский крестьянский союз и партия "зеленых". В парламент также прошли Партия демократического обновления (бывшие коммунисты), Либерально-демократическая и Социалистическая партии. Все партии апеллировали исключительно к словенским национальным ценностям. Премьер-министром Словении стал деятель правого толка Лойзе Петерле от Словенского христианско-социального движения, а Председателем Президиума республики (президентом) - бывший коммунистический функционер, известный своими либеральными взглядами, сторонник выхода Словении из состава федерации Милан Кучан.Словенское руководство последовательно проводило курс на обретение республикой полной самостоятельности. Новоизбранный парламент принял декларацию о суверенитете и независимости Словении, затем был проведен плебисцит, 88% участников которого заявили о желании выйти из федерации.25 июня 1991 г. парламент провозгласил независимость Словении. Одновременно руководство республики приказало своим вооруженным формированиям занять таможенные и погранично-пропускные пункты, а также обозначить собственными пограничными знаками и флагами Словении ее границы с Италией, Австрией и Венгрией.На следующий день правительство Югославии признало эти действия незаконными и приказало частям Югославской народной армии взять ситуацию в Словении под контроль. Однако эта акция федеральных властей потерпела неудачу. Руководство Словении сумело мобилизовать 35 тыс. добровольцев и силы т. н. "территориальной обороны". В длившихся 10 дней вооруженных столкновениях погибло несколько словенских ополченцев и десятки военнослужащих ЮНА, сотни были ранены. Армия не сумела решить поставленную перед ней задачу. В конфликт вмешалось Европейское сообщество, делегация которого сумела организовать переговоры конфликтующих сторон.3 июля было заключено перемирие. Словенцы обязались на три месяца отложить реализацию декларации о независимости, а федеральные власти обязались вывести свои войска с территории республики, что они и сделали 29 июля. Это открывало руководству Словении возможность проводить полностью самостоятельную политику. В октябре 1991 г. оно установило контроль над границами и ввело национальную валюту, в декабре была принята новая конституция. В январе 1992 г. независимость Словении была признана государствами Европейского сообщества (после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора оно стало называться Европейским союзом), а затем и другими странами.На момент обретения словенским народом независимости население страны, площадью 20 273 тыс. км. кв., насчитывало 1 976 тыс. человек. Среди государств, возникших на территории бывшей Югославии, она была наиболее однородной по этническому составу: около 90% населения составляли словенцы, исповедующие католицизм. Во многом именно моноэтничность и моноконфессиональность предопределили почти бескровный выход республики из состава СФРЮ.Согласно конституции 1991 г., Словения - парламентская республика. Парламент состоит из двух палат: государственного собрания и государственного совета. Они различаются компетенциями и сроком полномочий. Законодательным органом является государственное собрание в составе 90 депутатов, избираемых от политических партий в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. По одному мандату зарезервировано для представителей итальянского и венгерского национальных меньшинств. Государственное собрание формирует правительство и контролирует его деятельность, принимает законы.Государственный совет состоит из 40 депутатов, избираемых на 5 лет. В его обязанности входит выражение социальных, экономических, профессиональных и локальных интересов всех членов словенского общества без различия политической или национальной принадлежности. В нем заседают 4 представителя от работодателей, 4 - от наемных работников, 4 - от крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 - от нехозяйственной сферы. Эти 18 депутатов избираются путем многоступенчатых выборов.22 депутата, представляющие местные интересы, избираются путем прямых, всеобщих выборов.Право законодательной инициативы принадлежит правительству, депутатам обеих палат парламента и группам граждан, числом не менее 5 тыс. человек. Законы, включая конституцию, могут приниматься как парламентом, так и на общенациональном референдуме.Глава государства - президент, избираемый в результате прямых, всеобщих выборов сроком на пять лет, не более двух раз подряд. Он является главнокомандующим Сил обороны Словении, назначает выборы в парламент, может распустить его досрочно, если государственное собрание не сможет сформировать правительство, а также имеет право издавать полномочные указы в том случае, когда законодательный орган не может собраться по не зависящим от него причинам (война, чрезвычайное положение).На первых парламентских выборах в независимой Словении в декабре 1992 г. относительное большинство голосов получила Либерально-демократическая партия. Ее глава Янез Дрновшек возглавил коалиционное левоцентристское правительство. В прошлом финансист и дипломат, он показал себя мастером компромиссов при создании различных партийных коалиций. С небольшим перерывом в 2000 г., когда у власти находилась правоцентристская коалиция, Я. Дрновшек и президент страны М. Кучан сохраняли за собой главные государственные посты на протяжении всего первого десятилетия независимости Словении (М. Кучан был единственным республиканским лидером, встретившим распад Югославии в этом качестве и остававшимся в нем до начала XXI в. Его избрание в 1998 г. на третий срок стало возможным потому, что в 1990 г. Словения еще была в составе СФРЮ).В конце 2002 г., в связи с тем, что М. Кучан согласно конституции уже не мог баллотироваться, новым президентом страны был избран Я. Дрновшек. Правительство возглавил член Либерально-демократической партии Антон Роп. На парламентских выборах в октябре 2004 г. относительное большинство голосов избирателей завоевала Словенская демократическая партия Янеза Янши, известного диссидента, организатора вооруженного отпора ЮНА в 1991 г. Либеральные демократы оказались вторыми. Правительство сформировал Я. Янша, сумевший заключить коалиционное соглашение с блоком "Новая Словения" - Христианско-народная партия, Словенской народной партией и Демократической партией пенсионеров.Словения была наиболее развитой из всех республик СФРЮ. На ее долю приходилось 30% экспорта в конвертируемой валюте и 60% совокупного экспорта страны. После обретения независимости Словения добилась самых больших успехов в экономике среди постюгославских государств. Особенностью проводимых в стране реформ в годы правления левоцентристских кабинетов являлись их невысокие темпы. Правительство сознательно придерживалось именно такой стратегии, чтобы избежать социальной напряженности в обществе. И это полностью удавалось, все социальные конфликты в Словении имели отраслевой или локальный характер, ни один из крупных профсоюзных центров за все это время не организовывал общегосударственные акции протеста.По уровню своего развития страна достигла уровня многих западноевропейских государств. В марте 2004 г. Всемирный банк признал Словению первой на бывшем постсоциалистическом пространстве Восточной Европы развитой страной.Особенностью современной истории Словении является не только высокая стабильность внутреннего положения, что делает ее привлекательной и для туристов, и для зарубежных бизнесменов, но и отсутствие серьезных колебаний во внешней политике. С самого начала внешний курс был сориентирован на тесное сотрудничество с Западом. Усилия Любляны по обретению суверенитета были активно поддержаны государствами Европейского сообщества. Страна без проволочек была принята в ООН, а также в ряд других международных организаций, в том числе и региональных. Так, она присоединилась к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ), Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и др.После обретения независимости словенские власти в числе первых на постсоциалистическом пространстве взяли курс на интеграцию в общеевропейские институты. Достичь этой цели было не так просто из-за позиции Италии, блокировавшей заключение соглашения об ассоциации Словении с Европейским союзом. Причиной этого была неурегулированная проблема компенсации за собственность, оставленную 350 тыс. итальянцами, вынужденными в послевоенные годы под давлением режима Тито покинуть Истрию и Далмацию и эмигрировать в Италию. Эту проблему с помощью Брюсселя удалось урегулировать только в 1996 г. В 2004 г. Словения первой из республик бывшей Югославии вступила в НАТО и Европейский союз.Но при этом, в отличие от некоторых других славянских государств, она понимает потенциальную опасность потери своей культурной самобытности. Весьма показательно, что именно Словения стала инициатором создания Форума славянских культур, учредительная конференция которого состоялась в 2004 г. Участниками этого Форума стали 10 славянских стран: Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Польша, Россия, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия, Украина. Словакия и Чехия имеют статус наблюдателя.
Хорватия борьба за границыВ Хорватии первые многопартийные выборы прошли в два тура в апреле и мае 1990 г. Находившиеся у власти коммунисты их проиграли. Убедительную победу одержала радикально настроенная национальная партия Хорватское демократическое содружество (ХДС), которая получила абсолютное большинство мест в парламенте. Лидер этой партии Франьо Туджман (1922-1999) и был избран председателем Президиума Хорватии.Ф. Туджман Ї участник партизанского движения в годы Второй мировой войны, комиссар партизанской бригады, после войны стал самым молодым генералом в Югославской народной армии. Выйдя в отставку в 1961 г. занялся историей, принимал участие в массовом движении хорватов (т. н. "Хорватская весна") в 1971 г. В связи с этим был исключен из КПЮ. Дважды отбывал тюремное заключение. В большую политику вернулся в 1989 г., основатель партии Хорватское демократическое содружество.Предвыборная программа ХДС включала требование независимости республики. При этом не предусматривалось предоставления каких-либо прав и тем более автономии сербскому меньшинству, составлявшему около 11 % из 4,5-миллионного населения республики.В конце 1990 г. была принята новая конституция Хорватии (т. н. "рождественская"), которая провозгласила ее унитарным "национальным государством хорватского народа" (до этого республика определялась как государство хорватского и сербского народов). Согласно основному закону в Республике Хорватия (РХ) вводилась сильная президентская власть. Президент избирался всеобщим голосованием сроком на пять лет, не более чем на два срока. Он был наделен полномочиями определять дату проведения парламентских выборов и референдумов, назначать и отправлять в отставку премьер-министра, а по предложению последнего - его заместителей и членов правительства, распускать парламент.Высшая законодательная власть принадлежала сабору, состоявшему из палаты представителей (от 100 до 160 депутатов) и менее влиятельной палаты жупаний, то есть областей (68 депутатов до 2000 г., затем их число было сокращено до 65). Депутаты палаты представителей избирались на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямых выборов при тайном голосовании, для представителей национальных меньшинств выделялось 5 мест. Состав палаты жупаний определялся в ходе всеобщего голосования в каждой области.После принятия основного закона Хорватии ее руководители некоторое время воздерживались от разрыва с федерацией, но активно вели подготовку к этому шагу, в том числе активно закупалось в Венгрии оружие для организуемых военных формирований. Это до крайности накалило отношения между хорватской и сербской общинами. С марта 1991 г. между хорватскими военными формированиями и сербскими ополченцами, которых поддерживали добровольцы из Сербии, начались столкновения, в том числе и вооруженные.19 мая 1991 г. в Хорватии был проведен референдум по вопросу об отделении от Югославии. Более 90% его участников высказалось за самостоятельное государство. Сербское население Хорватии референдум бойкотировало.25 июня 1991 г. парламент принял декларацию о провозглашении суверенитета и независимости Хорватской Республики. В январе 1992 г. Хорватию под сильным нажимом Германии признали страны Европейского сообщества.Федеральные власти попытались пресечь сепаратистские действия хорватского руководства (парадоксальность ситуации заключалась в том, что в это время именно представители Хорватии занимали посты премьера и президента СФРЮ). Югославской народной армии был отдан приказ восстановить в республике конституционный порядок. Подразделения ЮНА быстро овладели районами Хорватии с компактным проживанием сербов (Краина, Восточная и Западная Славония) и остановились в 40 км от Загреба. Хорватское руководство вначале согласилось приостановить действие декларации о независимости, что позволило ему выиграть время, необходимое для создания собственных вооруженных сил.8 октября хорватский парламент принял окончательное решение о выходе из состава Югославии. В ответ на это 19 декабря 1991 г. сербы в Хорватии провозгласили создание собственного государственного образования - Республики Сербская Краина (РСК), в которой сохранялось действие конституции Югославии. В РСК сложилась однопартийная система власти, исполнительную власть и парламент возглавляла Сербская демократическая партия.Межэтническая гражданская война в Хорватии прошла несколько стадий. С марта по август 1991 г. происходили вооруженные столкновения между военизированными формированиями хорватов и краинских сербов. Затем в войну вступили регулярные войска Хорватии и ЮНА. Этот период характеризовался большими разрушениями и жертвами, особенно среди мирного населения. Он закончился 20 ноября 1991 г. взятием сербами города Вуковара в Восточной Славонии. После заключения под международным давлением соглашения о прекращении огня между хорватской армией и ЮНА в марте 1992 г. в Хорватию были введены миротворческие силы ООН.Наступил период затишья на фронте, длившийся до мая 1995 г. В этот период международными посредниками был разработан специальный план "Загреб-4" ("З-4"), предусматривавший предоставление автономии части территорий с сербским населением. Однако обе стороны были настроены непримиримо и этот план отвергли.В мае и августе 1995 г. хорватская армия, не обращая внимания на присутствие международных миротворческих сил, провела две масштабные операции против хорватских сербов, приведших к фактической ликвидации Республики Сербская Краина. Сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали в сербскую часть Боснии и далее Ї в Сербию. "Реинтеграция" в состав Хорватии последней сербской территории в Восточной Славонии была делом времени. Об этом было заключено специальное соглашение между Хорватией и сербскими властями Восточной Славонии.Война, названная в Хорватии "отечественной", унесла жизни более 30 тыс. человек. Материальный ущерб от военных действий оценивался в 18,7 млрд долларов. Внешний долг Хорватии превысил за это время более 10 млрд долларов, безработица достигла уровня 20%. Война перекроила этническую карту Хорватии, ее покинуло около 280 тыс. сербов. Фактически Хорватия стала моноэтническим государством, в котором сербов осталось не более 4%.В годы войны в Хорватии сложился режим личной власти Ф. Туджмана, а правящее Хорватское демократическое содружество полностью слилось с органами государственного управления. Такое положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1997 г.Ф. Туджман, ставший харизматическим лидером, в третий раз (повторно в независимой Хорватии) был избран президентом страны. Однако применявшиеся им авторитарные методы правления, а также склонность к национализму не прибавляли Хорватии авторитета на международной арене, вызывали рост недовольства в обществе и самой правящей партии. Еще в 1994 г. в Хорватском демократическом содружестве произошел первый раскол.Одновременно интеграционные процессы наблюдались в лагере оппозиции. В 1998 г. было заключено коалиционное соглашение между Социал-демократической партией Хорватии и Хорватской социально-либеральной партией, к которому присоединились и некоторые региональные партии. Целью коалиции была победа на парламентских выборах осенью 1999 г. Но в связи с тяжелой болезнью президента Ф. Туджмана они были перенесены на январь 2000 г.Заметные изменения в политической жизни Хорватии начались только после смерти Ф. Туджмана в декабре 1999 г. Кончина бессменного лидера оказалась для ХДС тяжелым ударом, поддержка партии избирателями существенно сократилась. На парламентских выборах 2000 г. победила оппозиционная коалиция, обойдя ХДС почти на 17% мандатов. В состав коалиционного правительства большинства вошли 5 партий, что обеспечило ему поддержку 90 из 151 депутата сабора. Его возглавил лидер социал-демократов Ивица Рачан. Президентские выборы выиграл Стипе Месич, в свое время последний президент СФРЮ и до 1994 г. один из лидеров Хорватского демократического содружества. К моменту выборов он с ним разорвал и возглавлял небольшую Хорватскую народную партию.Основное внимание коалиционное правительство обратило на проведение необходимых реформ в экономике, чтобы окончательно придать ей рыночный характер, а также в политике. Целью политических преобразований стала замена президентской системы правления парламентской. Парламентом были подготовлены и приняты в ноябре 2000 г. многочисленные поправки к конституции 1990 г., существенно ограничивавшие права президента в пользу палаты депутатов. К числу его прямых полномочий теперь относятся объявление выборов в парламент и созыв его первого заседания, поручение миссии формирования правительства лицу, пользующемуся необходимой поддержкой сабора, помилование осужденных и награждение государственными знаками отличия. Вместе с правительством он участвует в определении направлений и проведении внешней политики, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, по решению парламента объявляет войну и заключает мир. Президент обладает ограниченным правом роспуска парламента в случае вынесения им вотума недоверия или неспособности в течение 120 дней утвердить государственный бюджет. В марте 2001 г. была упразднена палата жупаний. Представительство от национальных меньшинств в саборе было увеличено с 5 до 9 человек.На парламентских выборах в ноябре 2003 г. вновь победило Хорватское демократическое содружество, которое к этому времени претерпело заметную эволюцию и отошло от прежних радикальных позиций в национальном вопросе. Правительство сформировал лидер ХДС Иво Санадер. В январе 2005 г. в Хорватии прошли очередные, уже четвертые в независимом государстве, президентские выборы. Во втором туре победу вновь одержал 70-летний С. Месич. Движение в направлении парламентской республики и развития демократических институтов положительно сказалось на инвестиционном климате Хорватии и привело к повышению интереса западных компаний к инвестициям в ее экономику. По-прежнему большой популярностью, особенно в Германии и России, пользуются хорватские курорты. Международный туризм - одна из наиболее прибыльных отраслей хорватской экономики. Страна переживает период экономического роста, постепенно повышается благосостояние граждан. Как и правительства большинства стран региона, хорватское руководство уже в период борьбы за независимость стало однозначно ориентироваться на государства Западной Европы и США. Война, многочисленные преступления против гражданского населения, совершенные хорватскими военными, несколько охладили эти отношения. На похороны Туджмана в декабре 1999 г. не приехал ни один из лидеров стран Евросоюза. С приходом к власти правительства И. Рачана курс на вступление Хорватии в общеевропейские институты приобрел реальные очертания. В 2000 г. она стала членом натовской программы "Партнерство ради мира", являющейся своеобразным "подготовительным классом" для вступления в НАТО. В 2005 г. Загребу разрешили начать переговоры о вступлении в Европейский союз. Хорватия присоединилась к Центрально-европейской инициативе, Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы, является членом ряда других региональных международных организаций. В последнее время ее руководителями уделяется много внимания налаживанию добрососедских отношений с соседними государствами, в том числе с Сербией.
Страницы: 1, 2, 3